...Видимое тело стало зеркалом заключенной в нем невидимой души. Растлением тела введена в познание, как растлевается сердце, которое любит злословие, и по внешнему человеку поняла внутреннего человека (прп. Ефрем Сирин , 32, 450). Тело твое, брат, есть храм Святаго Духа, обитающего в тебе; поэтому имей радение о храме, чтобы не оскорбить Обитающего в нем (прп. Ефрем Сирин , 33, 85). Великий будет тогда стыд и строгий суд растлившему храм Господень , если не улучил он прощения покаянием и слезами своими не омыл нечистот (прп. Ефрем Сирин , 33, 86). ...Не делает Он принуждения сложной человеческой природе, а только побуждает силою привлекать к нетлению плоть, как рабу, растленную грехом. Как в огненном горниле и медь принимает вид огня, так и тело одухотворяется, если срастворено нетлением (прп. Ефрем Сирин , 33, 255). Тело наше есть брение; приидет час, день страшный, лютый и не предусмотренный, и земля пойдет в землю, персть опять сделается перстию (прп. Ефрем Сирин , 33, 307). Источник. Великое для нас и для всей твари новое чудо совершил Бог в нашем человечестве. Ибо тело наше соделал храмом, чтобы наполнить тем, что досточтимо всеми (прп. Ефрем Сирин , 34, 279). Источник. Будем возбуждать тело наше псалмами и духовными песнями, чтобы нам приобщиться к мудрым девам, которых похвалил Господь наш, и бодрственно узреть Сына в ту ночь, которая в трепет приведет миры (прп. Ефрем Сирин , 34, 317). Тело, которое утруждало себя в молитвах, в день воскресения воспарит по воздуху, без посрамления будет взирать на Господа Своего, с Ним войдет в Чертог Света и будет там любезно Ангелам и человекам, которые здесь утруждали себя бдениями и молитвами (прп. Ефрем Сирин , 34, 317). Источник. Бдение и труд, переносимый телами нашими, да соделают Тебя милосердым ко грехам нашим! (прп. Ефрем Сирин , 34, 320). ...Тела наши соделаны достойными быть жилищем Духа Его... (прп. Ефрем Сирин , 37, 125). ...Должен сказать вам, братия, что мы обязаны заботиться и о теле – сем сроднике и сослужителе души (ибо хотя я и винил его как врага за то, что терплю от него, но я же и люблю его как друга ради Того, Кто соединил меня с ним), и притом заботиться о теле наших ближних не меньше, как и каждый о собственном, остаемся ли мы сами здоровыми, или изнуряемся таким же недугом (свт. Григорий Богослов , 13, 8). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Без обмана делай дело свое, брат, ибо так прилично верным, и обретешь благодать в трудах своих (прп. Ефрем Сирин , 30, 209–210). Источник. Если хочешь, чтоб ни в чем не обманул тебя противник, то веруй, что все, сделаешь ли что, или помыслишь, не сокрыто от Бога (прп. Ефрем Сирин , 30, 503). Источник. Если увидишь обман, не тотчас обличай (прп. Ефрем Сирин , 31, 631). Источник. Нетверд голос у обманщика, смутна речь его; непрестанно меняется цвет лица у того, кто строит козни и расставляет сети (прп. Ефрем Сирин , 34, 275). Источник. ложь свою слагает с истиною, чтоб обман его оставался прикровенным (прп. Ефрем Сирин , 34, 306). вовлекает нас в хитрословие, чтобы человек оправдывал себя, когда и виновен, извинял себя в грехе и беззаконии, а извинением и виновностью усугублял свое бедствие (прп. Ефрем Сирин , 34, 306–307). Если вознамерится пленить тебя неправдою, великий оплот тебе – правда (прп. Ефрем Сирин , 34, 354). ...И лжеапостолы страдали за Христа, и они благовествовали о Царстве Небесном... (прп. Макарий Египетский , 67, 264). Источник. ...Ложь есть какое-то рождающееся в уме представление о не сущем, будто бы существует то, чего нет... (свт. Григорий Нисский , 18, 266). Источник. Праздник Божий – истинное ведение, кто же внимает лжи и заблуждению, тот умрет дурною смертью (авва Евагрий, 89, 610). Ложь – гнусное бесчестие человека; избежим обвинения, вызываемого ложью; не делай себя в глазах друга не заслуживающим доверия, боясь не встретить к себе более веры даже и тогда, когда говоришь истину; тот, кто оказался лжецом в одном, уже не стоит того, чтоб ему верили, даже и в том случае, если бы когда он сказал правду... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 925). Обман благовременный и учиненный с добрым намерением такую приносит пользу, что многие, не воспользовавшись этим средством, часто терпели наказание (свт. Иоанн Златоуст , 46, 29). Источник. ...Когда увидишь, что кто-нибудь, увлекаясь собственными соображениями, станет противоречить Божественному Писанию, устранись от него, как от безумного... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 80). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Смотри, лукавый делает нас внутренно гнусными, а снаружи придает нам красивый вид, чтобы стали мы отвратительным гробом, полным нечистот (прп. Ефрем Сирин , 34, 307). Источник. Лукавый сатана видел, что Бог туне расточает сокровища Свои, потому и он отверз свою сокровищницу и также рассыпает губительные дары свои. Одному дает кичливость духа, другому – жестокость сердца; одного делает наклонным к оскорбительным насмешкам, другого – к ругательным словам (прп. Ефрем Сирин , 34, 323). Источник. Лукавый умерщвляет нас с помощью нас же самих; чрез нас самих побеждает нас этот бессильный (прп. Ефрем Сирин , 34, 326). Источник. Лукавый, видя, что облеченные плотию всякими степенями восходят на небо, налагает на них всякого рода бремена, чтобы с высоты низвести их долу, чтобы совратить их с пути, ставит им множество препятствий (прп. Ефрем Сирин , 34, 327). Источник. О, как хитер опутывающий нас своими узами! Мы и не чувствуем, как опутаны ими. О, как искусен налагающий на нас оковы! Мы и не примечаем, как заключены в оковы. Приятны нам стрелы его, когда умерщвляет ими душу, связанный и окованный грешник безмолвствует и остается спокойным. Какое тонкое лукавство у нашего противника, налагающего на нас узы! Вместе и связаны мы и свободны. Вдали от истины удерживается узами дух наш, но, как ничем не связанный, свободно стремится к пороку. Связан он для любви, но не связан для ненависти. Связан и встречает препятствия делать доброе, но беспрепятственно делает худое. Сии узы, какие носим на себе, так же хитры и лукавы, как и наложивший их на нас; дают нам свободу идти ко лжи, но препятствуют приближаться к истине; позволяют поспешать к шуией части, но не допускают к части десной (прп. Ефрем Сирин , 34, 332). Лукавый не ставит себе в труд опутывать нас различными пороками; он рад, если свяжет нас чем бы то ни было (прп. Ефрем Сирин , 34, 333). Источник. Как Бог всеми возможными средствами ведет нас к жизни, так сатана употребляет все способы умертвить нас (прп. Ефрем Сирин , 34, 335). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иисус три дня был пришельцем смерти, и освободил плен ее, расхитил стаи ее, восстановил род наш (прп. Ефрем Сирин , 33, 464). Источник. ...Славный Воитель вторгся внезапно в царство смерти; как расхититель, проник туда глас Его и положил конец ее славе (прп. Ефрем Сирин , 33, 465). Источник. Христос видел, как страшна смерть для человеческого рода; поэтому Сам снисшел, по милосердию Своему вкусил смерть, чтобы и мы смелее встречали смерть (прп. Ефрем Сирин , 33, 487). Источник. Хвала Всевышнему, Который срастворил соль Свою с духом нашим, и закваску Свою с душами нашими, и Тело Свое соделал Хлебом, чтобы оживотворить нашу мертвенность! (прп. Ефрем Сирин , 34, 154). Источник. Хвала Тому, Кто всеял свет во тьму и обличил ее тайны, но прикрыл Свою сокровенность, и с нас совлек и снял одежду скверн! (прп. Ефрем Сирин , 34, 154). Источник. Благословен Пастырь, соделавшийся Агнцем, чтобы нас соделать чистыми! (прп. Ефрем Сирин , 34, 155). Источник. На уничижение пришел Ты, , чтобы всем даровать жизнь; хвала Тебе от всех, оживотворенных Твоею рукою! (прп. Ефрем Сирин , 34, 173). ...Умерщвляет Он смерть, низлагает Он сатану; Он – радость горних; Он – упование дольних! (прп. Ефрем Сирин , 34, 284). Источник. ...Как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни всех мертвых (прп. Ефрем Сирин , 36, 102). Врачевство... жизни состоит в том, что Господь сделал Тело Свое сосцами нашей невинности и Кровь Свою источником, который, напояя, уничтожает жажду нашу, и весь всецело стал для нас трапезой всех благ (прп. Ефрем Сирин , 37, 350). Сколько торжеств доставляет мне каждая тайна Христова! Во всех же в них главное одно – мое совершение, воссоздание и возвращение к первому Адаму! (свт. Григорий Богослов , 14, 249). есть Ипостасная и Сущая Истина, и без сей Истины невозможно как познать истину, так и улучить спасение (прп. Макарий Египетский , 67, 417). Когда слышишь, что Христос, сошедши во ад, избавил содержавшиеся там души, – не почитай сего далеким и от того, что совершается ныне (прп. Макарий Египетский , 67, 442). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Источник. Он – премудрый Раздаятель; рассмотрению подвергает и просьбу, и время. Как скоро признает просьбу вредною, медлит и не исполняет, отлагая до лучшего времени. И хотя прискорбно это просителю, который желает исполнения просьбы в такое даже время, когда это не было бы для него полезно, однако же Бог делает свое, чтобы в большей мере исполнить просьбу впоследствии, в такое именно время, когда это будет для него полезнее (прп. Ефрем Сирин , 33, 226–227). Источник. Будем просить величайшего богатства; тогда не откажет нам и в пропитании. Будем просить, чтобы сподобиться нам великой трапезы; тогда даст и насущный хлеб (прп. Ефрем Сирин , 33, 335–336). Будем домогаться вечного; тогда не откажет и во временном (прп. Ефрем Сирин , 33, 336). Унизительно было бы, Господи, просить у Тебя одного хлеба, когда дал Ты нам в снедь Святое Тело Твое. Посему и без прошения нашего дай нам хлеб – эту пищу животных (прп. Ефрем Сирин , 33, 336). Источник. Всякое неразумное прошение приносит огорчение просящим... дверь Его заключена для просящих лукаво (прп. Ефрем Сирин , 34, 240–241). ...Намереваясь просить, прежде нежели прибегнешь к Подателю, рассмотри прошение свое, чисто ли оно, внимательно вникни в причину, побуждающую к прошению. Если побуждение, по которому просим, влечет за собою вред, то , уврачевавший сынов Зеведеевых, да заградит источники наших прошений (прп. Ефрем Сирин , 34, 242). ... может дать нам все, но не дает того, что пагубно (прп. Ефрем Сирин , 34, 242). Уста могут просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно (прп. Ефрем Сирин , 34, 243). Источник. ... никогда не отказывает в дарах. Если же и отказывает иногда до времени, отказывает для того, чтобы дар стал драгоценнее для приемлющих и чтобы приемлющий был прилежнее в молитве. Если бы дар подаваем был тотчас, то прекратилась бы молитва (прп. Ефрем Сирин , 34, 245). Господь жаждет, чтобы Его жаждали, напоевает желающих пить; приемлет за благодеяние, если просят у Него благодеяния, доступен, великодаровит; с большею приятностию дает, нежели иные приемлют сами.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не пренебрегай заповедью Божиею, хотя и нет обличителей, но ничто не укроется от Бога... (прп. Ефрем Сирин , 30, 400). Источник. Для принятия заповедей Божиих имей простоту, а для отражения козней противника – хитрость (прп. Ефрем Сирин , 30, 509). Источник. ...Соблюдай заповеди Его , и заповеди Его поведут тебя путем прямым (прп. Ефрем Сирин , 31, 248). ...Необходимо с великим смиренномудрием сохранять словеса Господни, потому что соблюдение заповедей Господних есть совершенство... (прп. Ефрем Сирин , 32, 235). Источник. Кто боится Бога, тот не может согрешить; и если соблюдает он заповеди Божии, то далек от всякого нечестия (прп. Ефрем Сирин , 33, 99). Источник. Человек, ты сын персти! Смотри же, чему научил тебя Господь твой, не пренебрегай слова Господня, чтобы и Господь не отвергся от тебя и не осудил тебя (прп. Ефрем Сирин , 33, 111). Презрел я заповеди Твои; посему при конце ожидает меня огнь. Увы, день Суда близок! (прп. Ефрем Сирин , 33, 211). Прекрасное дело – знать заповеди и тщательно исполнять их; напротив того, стыдно читать и не выполнять, читать много и не делать. Употребим же старание, братия мои, читать с благоразумием и поступать с разумением, потому что Судия наш, требующий отчета и в помышлениях, не оставит без исследования ни одной мысли (прп. Ефрем Сирин , 33, 220–221). Тяжко слышит душевное ухо наше, и не внятно ему учение Твое. А если бы послушало оно заповедей Твоих, то не обольщало бы нас земное имущество (прп. Ефрем Сирин , 33, 338). Источник. Глухой не чувствует сильного грома, и бесстыдный – гласа заповедей. Глухой не виновен в том, что не слышит; а преступать заповедь – явное бесстыдство (прп. Ефрем Сирин , 34, 169). Источник. ...Кто соблюдает закон, чтит частицу Божества, какую имеет в себе, во всяком деле, слове и движении ума, сколько можно более, чист от всего попираемого, и не оскверняется ничем преходящим, а напротив того, самую персть влечет с собою к небу, тот в награду за труды (подлинно, самое великое и премудрое таинство!) станет богом, и хотя богом по усыновлению, однако же исполненным высшего света, начатки которого пожинал он в некоторой мере еще здесь (свт. Григорий Богослов , 16, 125). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Велик страх в этот день Суда, когда каждый даст отчет в делах своих, в помыслах и даже в мановении очей (прп. Ефрем Сирин , 34, 222). Источник. Терзаться и беспредельно мучиться будет сердце наше, когда прейдет все, возбуждавшее в нас похотения, когда всякий предстанет обнаженным и поведен будет к ответу. Тогда горе тому, кто, подобно мне, сделал множество беззаконий, кто грешил и скрывал свои грехи, чтобы не быть посрамленным здесь! Там, в день Суда, будут указывать на него перстами (прп. Ефрем Сирин , 34, 222). Источник. Все люди вострепещут в тот день, когда каждый... сам собою или оправдается, или осудится (прп. Ефрем Сирин , 34, 222). Источник. Мир преходит, как ничто, но последний Суд останется непреложным. Не влеки меня на праведный Суд Твой, потому что не оправдится перед Тобою всяк живый ( Пс. 142, 2 ) (прп. Ефрем Сирин , 34, 229). Источник. Все облекутся там в душевное сокрушение, кроме одних совершенных. Восскорбят нечестивые, потому что не думали о конце, – грешники, потому что не искали спасения в покаянии; восскорбят любившие правду, если не пребыли постоянными, – и каявшиеся, если не исправились благовременно. Когда увидят они там венцы победителей, тогда тысячи из них приведут себе на память жизнь свою, узнают полноту блаженства труждающихся и обремененных, узнают, как превосходна была жизнь их, сколько благ и милостив Господь к чтущим Его (прп. Ефрем Сирин , 34, 239–240). Источник. Правда отверзет... уста свои на укоризну, а всякие другие уста заградятся и будут осуждены. На всякого изольется правда, а благость отнимется. Такое воздаяние ожидает сынов человеческих, о каком и не помышляли они (прп. Ефрем Сирин , 34, 240). Страшен и ужасен день суда Твоего, Спаситель наш, когда откроются греховные тайны. Посему трепещу, Господи, и объемлюсь ужасом, ибо грехи мои превзошли меру. Будь ко мне милостив по щедротам Твоим, о Благий и Благосердый! (прп. Ефрем Сирин , 34, 242). Источник. Великое горе ленивому, который зарыл в землю и сребро свое, и лихву! Трепет обымет душу, когда вопросят ее о сделанном ею. Взыщет она взорами на Суде братьев и друзей своих, пришли ли они и помогают ли ей. Не помыслит уже о богатстве, об имени, о роскоши, о забавах. Несчастным назовет того, кто в мире сем приобретал себе больше потребного. Как жестоко... то разлучение, какое произведет Бог в день испытания! Куда бежать мне от скорби? Где искать прибежища и помощи? (прп. Ефрем Сирин , 34, 267). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

У нас брань не с видимыми людьми, от которых, осмотревшись, можно привести себя в безопасность. Воюющие с нами невидимы. Потому и опасность велика нерадивым, а победителям велико воздаяние (прп. Ефрем Сирин , 30, 232). Источник. Для любящих Бога всею душою брань с то же, что и ничто, а для любящих мир она трудна и невыносима (прп. Ефрем Сирин , 30, 386). Если вступаешь... в борьбу, будь трезвен, чтобы противник не порадовался, победив тебя, и чтобы тебе вместо венца не получить противоположного тому (прп. Ефрем Сирин , 31, 122). Где низложил тебя противник, там, восстав, борись с врагом, чтоб пред теми же, кем узнаны твои недостатки, обнаружилось и твое исправление (прп. Ефрем Сирин , 31, 188). Немоществовать еще плотию не значит быть побежденным; но тот побежден, кто в искушениях оказался неискусным (прп. Ефрем Сирин , 31, 201). ...Против вражеских внушений представляй себе страх геенны и лютость мучений, чтоб враг не обольстил тебя вселукавством своим (прп. Ефрем Сирин , 31, 223). Если враг будет внушать тебе такую мысль: «Есть покаяние, поэтому воспользуйся своею волею», – то скажи ему: «Какая нужда, диавол, разорять построенный дом и снова... строить его?» (прп. Ефрем Сирин , 31, 270). Источник. И в мире, и в подвижнической жизни никто не венчается без борьбы, а также без борьбы никто не может получить неувядаемого венца и вечной жизни, ибо настоящая жизнь всегда подобна поприщу (прп. Ефрем Сирин , 32, 70–71). Источник. Брань твоя... не какая-нибудь обыкновенная, не смеха достойная; напротив того, все Ангелы и Владыка их смотрят на брань твою, какую ведешь с врагом. Итак, когда ты сделаешься победителем врага, Бог и Ангелы будут рукоплескать тебе; и Ангелы, радуясь, прославят Бога, даровавшего тебе силу победить лукавого. Для того и брань усиливается более и более, чтобы и ты стал благоискусным, и Бог прославлялся, и люди стали тебе подражателями (прп. Ефрем Сирин , 32, 76). ...Усилие духа над природою есть брань, и производится двояким образом: в новоначальных, чтобы не войти им в единение с плотью, а в совершенных, чтобы и самое тело сделать духовным (прп. Ефрем Сирин , 32, 254).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Хорошо послушание ради Бога соблюдаемое... посему узнавай, какое послушание благоугодно Богу (прп. Ефрем Сирин , 30, 149). Источник. Послушание, соблюдаемое ради Бога, исполнено святыни даже до смерти (прп. Ефрем Сирин , 30, 149). Источник. Слушай, возлюбленный, того, кто вразумляет тебя о Господе, чтобы мог ты принести плоды Господу Богу (прп. Ефрем Сирин , 30, 207). Источник. ... , когда нас слушаются, принимающими это с приятностию, а когда от нас требуют послушания, – с неудовольствием, в приказаниях строгими, а в исполнении приказаний мрачными и ропщущими (прп. Ефрем Сирин , 30, 231). ...Если хочешь стать сосудом избранным, то не имей негодования на наставника; но преуспевай в покорности о Господе и в смиренномудрии... (прп. Ефрем Сирин , 30, 418). Источник. Жизнь святых делается, брат, светлою, когда возвеличена послушанием (прп. Ефрем Сирин , 30, 419). Источник. Блажен, кто послушен ближнему по Богу и терпит скорби с благодарением, ибо таковый будет увенчан, став исповедником о Господе (прп. Ефрем Сирин , 30, 344). Источник. Если ты, возлюбленный, пребываешь на послушании у отца духовного, не полагай сам себе устава, говоря: «Не можно сделать того или этого». Ибо если не станешь делать, а потом по принуждению сделаешь, то не избегнешь обвинения в преслушании. Посему надобно предоставить себя Божию управлению; потому что не одни и те же помыслы бывают в душе. Но если приказанное не по силам нам, то не с гневом воспротивимся приказанию... но просительно и, умоляя жалобным голосом, представим настоятелю, что дело не но нашим силам (прп. Ефрем Сирин , 30, 560–561). Источник. Прилагай старание не раболепствовать собственной своей воле, но будь послушен боящимся Господа и, по милости Божией, сокрушишь главу змиеву (прп. Ефрем Сирин , 31, 112). Источник. ...Если видишь, что юный по своей воле восходит на небо, то удержи его, потому что полезно ему это. То же разумей и о человеке, который стар годами, но юн умом. Ибо Премудрый говорит в притчах: Путие безумных прави пред ними: а мудрый приимет совет (ср.: Притч. 12, 15 ). Послушаем и того, который говорит: юнии, повинитеся старцем: вси же друг другу повинующеся, смиреномудрие стяжите: зане Бог гордым противится, смиренным же дает благодать ( 1Пет. 5, 5 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 216).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Хотя бы поручаемые тебе службы казались низкими, бойся злоупотребления, допуская превозношение и презрение, потому что за тобою надзирает Бог (свт. Василий Великий , 9, 50). Источник. Источник. Не должно в праздности есть хлеб тому, кто способен работать, а занявшийся исполнением чего-либо во славу Христову должен принуждать себя к ревности в деле, по мере сил (свт. Василий Великий , 10, 55). Если и к делу простираешь руки, то пусть язык творит псалом, а ум молится (прп. Ефрем Сирин , 31, 71). Источник. Источник. Один неутомимо занимается работой из сребролюбия, другой много работает по любви к благотворению (прп. Ефрем Сирин , 31, 134). Источник. Источник. ...Трудная работа в самое время труда утомляет, по утомлении же доставляет здравие и благосостояние (прп. Ефрем Сирин , 31, 137). Источник. Источник. Человеку, который в силах работать, не хорошо есть хлеб в праздности, когда Апостол говорит: без стужения себе соблюдох и соблюду (ср.: 2Кор. 11,9 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 146). Источник. Источник. Не всегда дует одинаковый ветер, но в ветрах бывают перемены, посему надобно приучать себя к делу, ибо не знаем, что родит находяй день (ср.: Притч. 27, 1 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 150–151). Приятна тебе праздность, но горек конец ее. Изнемогаешь работая, но возвеселишься впоследствии (прп. Ефрем Сирин , 31, 186). Источник. Источник. Кто празднословит во время дела, тот развлекается в деле; а кто углубляется мыслию в святое слово, тот больше успеет (прп. Ефрем Сирин , 31, 204). Источник. Источник. Не бойся труда и не говори: «Не изнемочь бы мне», а представляй лучше в уме, что все святые страданиями благоугождали Богу (прп. Ефрем Сирин , 31, 205). Источник. Источник. Если... кто тяготится утомлением за делом, то сколько в мире таких, у которых болят руки и ноги... которые ни днем, ни ночью не имеют покоя (прп. Ефрем Сирин , 31, 413). Источник. Источник. Трудись с ведением и рассуждением, чтобы ничего не пропало из сделанного тобою (прп. Ефрем Сирин , 31, 493). Источник. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010