Прославляет ревнителей святой веры, благословляет добре продолжающих подвиг. «Я – не то, что Мелхиседек, – говорит он, – но вы будьте благословлены, как Авраам. Я и не Исаак, но вы приимите благословение, как Иаков... Я не Илия, но вы приимите духа моего, как Елисей» (5, 308). Еретиков же, восстающих против Церкви, Преподобный предает проклятию. «Да будут прокляты ариане и манихеи, ...павлиане и субботники ...вместе с учениями других нечестивых ересей!» (5, 310). Преподобный Ефрем умоляет не преступать заповеданное им: «Пребывайте в учении моем и не отпадайте от веры моей» (5, 310). «Да не напрасны будут слова мои, не преступайте заповедей моих» (5, 300). «Чисто, целомудренно пребывайте, братия мои, во бдении» (5,307–308). «Послушайте наставлений моих, ученики мои, сохраните в памяти слова мои, не отступайте от веры моей и не преступайте слова моего» (5, 312). Заканчивая свой земной путь и творческий подвиг, Преподобный восклицает, завещая: «Прощай, земля, да живут сыны твои в радости, да блюдется мир в Церквах, да прекратятся гонения нечестивых, да соделаются праведными нечестивые и грешники да принесут покаяние!» (5, 313). В. Богословие преподобного Ефрема Сирина Богословие преподобного Ефрема – это обильный источник вероучения и неисчерпаемый кладезь духовного назидания. Его исследователи по праву называют самого Преподобного не только Сирским Пророком, но и духовным философом, Великим Вселенским отцом, Столпом Церкви, Устами и Цитрой Святого Духа. (См. 7, III). Святой Ефрем известен и как экзегет, и как учитель веры, но особенно – как учитель христианской нравственности, личного подвига христианина, смиренного усвоения и воплощения в жизни истины Святого Православия. Все его земное служение было посвящено заботе о спасении людей. I. Преподобный Ефрем Сирин – экзегет Преподобный Ефрем Сирин принадлежит к числу лучших толкователей Священного Писания и, прежде всего, священных книг Ветхого Завета. Последнее объясняется тем, что он хорошо знал еврейский язык – язык подлинника. Пользовался он также и переводом Семидесяти, о чём сам свидетельствует, например, при объяснении первого стиха шестой главы книги пророка Амоса: «В греческом переводе сказано: “Объимающим начатки языков”, а по еврейскому тексту читается: “Именующим себя князьями языков”, а не князьями народа Своего» (6,133).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

501 Лев Великий. Проповеди 45, 5 (PL 54, 340). Рус. пер.: Библей­ские комментарии отцов Церкви. Новый Завет. Т.16. С.361. 509 Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. 20. Рус. пер.: С.306–307 (пер. с армянской версии; сирийский оригинал 20-й главы толкования не сохранился). 510 Там же, 20. Рус. пер.: С.307 («разбойник получил окропле­ние отпущения грехов через таинство воды и крови, истек­ших из бока Христа»); Иоанн Златоуст. Слово о возвраще­нии из Азии в Константинополь (PG 52, 423). Рус. пер.: С.439 («Христос крестил разбойника на кресте из Своей раны»). 513 Некоторые комментаторы полагают, что в синоптических по­вествованиях Матерь Иисуса фигурирует под именем Марии Иаковлевой. См., напр.: Иоанн Златоуст. Толкование на свя­того Матфея-евангелиста. 88, 2 (PG 58, 777). Рус. пер.: С.870 («Матерь Его, Которую евангелист называет Иаковлевой»). 520 Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. 12 (Commentaire de l’Évangile concordant. P.78–80). Рус. пер.: С.174. 521 Касательно западных авторов см. в : Schnackenburg R. The Gospel according to John. Vol.3. P.459. 530 Среди авторов музыки на этот текст – А. Скарлатти, Дж.Б. Перголези, А. Вивальди, Й. Гайдн, Ф. Шуберт, Дж. Россини, А. Дворжак, Дж. Верди и многие другие, а из современных ком­позиторов – К. Пендерецки, А. Пярт, К. Дженкинс. 531 В частности, такой взгляд Д.Ф. Штраус приписывал Ф. Шлейермахеру. См.: Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса. С.45–46. 536 См.: Иларион (Алфеев) , митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. Кн. I: Начало Евангелия. Гл.2. С.83–240; Иисус Христос. Жизнь и учение. Кн. II: Нагорная проповедь. С.48–68. Гл.1. Р.4–5. Иисус Хри­стос. Жизнь и учение. Кн. V: Агнец Божий. Гл.1. С.7–8. 538 Первым известным автором, написавшим произведение для пя­тиголосного хора «Семь слов Господа Иисуса Христа» (Septem verba Domini Jesu Christi), был Орландо Лассо (XVI в.). За ним последовали Г. Шютц, Дж.Б. Перголези, Й. Гайдн, Ш. Гуно, С. Франк , С. Губайдуллина и многие другие. Текст продолжа­ет активно использоваться композиторами: только за первые 15 лет ХХ в. он был положен на музыку не менее десяти раз композиторами из разных стран.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Высокоумие После того, как овладела тобою вражда, напала на тебя жестокая буря, и возмущенный ум не может уже ни видеть, ни слышать здраво (прп. Нил Синайский , 73, 164). Источник. Высокомудрен тот, кто сам себя возвышает, высоко думает о собственных своих заслугах, превозносится, подобно известному фарисею ( Лк. 18, 11 ), и не ставит себя в ряд со смиренными... (свт. Василий Великий , 9, 204). Источник. ...Кто дает себе волю, тот явно страждет высокомудрием и подлежит суду Господа, Который сказал: еже, есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом ( Лк. 16, 15 ) (свт. Василий Великий , 9, 230). Источник. Низложи помысл высокоумия прежде, нежели оно низложит тебя (прп. Ефрем Сирин , 30, 148). Высокоумный человек много понесет печалей, а смиренномудрый всегда будет веселиться о Господе (прп. Ефрем Сирин , 30, 156). Источник. Из чего видимо бывает высокоумие? Из того, что оно не подчиняется, что оно непослушно, непокорно, водится собственным своим помыслом (прп. Ефрем Сирин , 30, 547–548). Источник. Как тело, когда потеряет равномерное соединение жизненных сил, становится расстроенным и подвергается всяким болезням, так и душа, когда утратит свою возвышенность и смиренномудрие, впавши в некоторое болезненное состояние, делается и робкою, и дерзкою, и безумною, и наконец перестает узнавать саму себя (свт. Иоанн Златоуст , 53, 756). ...Бесстыдное око, поднятая высоко выя, непрестанное движение бровей, порывистая поступь, способность не краснеть ни от какой срамоты – признаки души самой гнусной, отпечатлевающей на теле явные черты страстей своих (прп. Исидор Пелусиот , 62, 307). Источник. Праведно гнев посещает высокомудрствующий о себе ум, т. е. оставление его, или попущение ему потерпеть нападки от демонов и в деятельности и в умствовании; чтоб он пришел чрез это в чувство естественной своей немощности и в сознание покрывающей его и все доброе в нем совершающей Божией силы и благодати, и смирил себя, далеко отревая от себя неестественную и чуждую ему высимость, дабы иначе не нашел на него другой гнев, – гнев отъятия ниспосланных прежде даров (прп. Максим Исповедник , 91, 273).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Екатерина Медичи 307 Елена, юродивая 341 Елизавета, английская королева 92 Елизавета Петровна 291, 317, 354 Елладий, мученик 430 Енукидзе 432, 442, 443 Епифаний, старец 45–46 Епифаний Славинецкий 21, 47, 61, 211–214, 229 Еремин И. П. 330, 331 Ермак Тимофеевич 371 Ерофей, самозванец 28 Есенин С. А. 304, 305 Ефимовские 200 Ефрем Давыдов, скоморох 95 Ефрем Сирин 217–219, 226 Жанна д’Арк 26 Жуковский В. А. 223, 285, 304 Забелин И. Е. 349 Замятин Е. Н. 439 Зарубин Чика, пугачевец 32–33 Зебжидовский М. 30 Зеленский 432 Зотов Н. 154, 161, 162, 163, 171, 365 Зощенко Μ. М. 436 Зубов П. 200 Иван, поп 93 Иван III 28, 50, 372, 374 Иван Александр, болгарский царь 138 Иван Алексеевич, царь 20, 32, 164, 234 Иван Грозный 23–28, 35, 37, 85, 91, 92, 97, 107–110, 112–116, 127, 134, 135, 142, 189–193, 306, 307, 345, 350–353, 373, 406, 422, 447 Иван Иванович, царевич 28, 92 Иван Калита 26, 207, 372 Иван Михайлович, царевич 376 Иван Федоров 13, 14, 291 Иван–Август, самозванец 28 Иванов А. 285 Ивашка, чумак 22 Игнатий, дьякон 386 Игнатий (Брянчанинов), епископ 285 Игорь, князь киевский 323, 329 Иезекииль, библ. 346 Иеремия, библ. 341 Изяслав Ярославин, князь киевский 332, 333 Иисус Навин, библ. 26, 327 Иларион, митрополит киевский 118, 119, 325, 330, 332, 333 Иларион Рязанский 46 Инглинги, шведская династия 323 Иннокентий, архимандрит 286–288 Иоаким, патриарх 46, 86, 172, 194, 212, 215, 226, 235, 300, 311, 378 Иоанн II, митрополит 322 Иоанн Антонович 427 Иоанн Дамаскин 331 Иоанн Златоуст 69, 71, 86, 119, 219, 220, 221, 317, 342, 391 Иоанн Креститель 405 Иоанн Экзарх 14 Иоанникий Галятовский 241 Иов, митрополит 77 Иов, монах 20 Иов, патриарх 37 Иона, митрополит 94, 404 Иона Пертоминский, святой 391 Иосиф, патриарх 35, 37, 89, 142 Иосиф II, австрийский император 412, 415, 417, 418, 420, 424 Иосиф Волоцкий 25 Ирина, царевна 211 Исаак Масса 25, 341 Исайя, библ. 71 Исидор Севильский 125, 177 Истомин Карион 48, 60, 62, 127, 207, 249 Иуда Искариот 346, 429 Каин, библ. 327 Калинин М. И. 426, 427 Каменев 427

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

О молитве Господней: De oratione Dominica//PG 44, 1119–1194. Русский перевод: Григорий Нисский , свт. О молитве//Творения. М., 1861. Ч. 1. С. 380–469. – (Творения святых отцов в русском переводе. Т. 37. Кн. 2.) Послание к Олимпию о совершенстве: De perfectione christiana ad Olympium monachum//PG 46, 252–285. Русский перевод: Григорий Нисский , свт. О совершенстве и о том, каким должно быть христианину: К Олимпию монаху//Творения. М., 1865. Ч. 7. С. 224–262. – (Творения святых отцов в русском переводе. Т. 44. Кн. 3.) Дидахи Дидахи (Учение двенадцати апостолов)//SC. 248. Русский перевод: Учение двенадцати апостолов//Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 17–38. Дорофей Газский Поучения: Doctrinae//SC. 92. Русский перевод: Авва Дорофей , прп. Душеполезные поучения и послания. М., 1900. Ерм Пастырь: Pastor. Die Apostolichen Väter/Hrsg. F. X. Funk. Tübingen; Leipzig, 1901 (Kirche- und dogmengeschichtliche Quellenschriften; 2.). S. 145–239. Русский перевод: Ерм. Пастырь/пер. прот. П. Преображенского //Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 198–285. Ефрем Сирин Толкование на Четвероевангелие: Commentaire de l’Évangile concordant: Texte syriaque (Ms. Chester Beatty 709)/Ed. Leloir L. Dublin, 1963. Русский перевод: Ефрем Сирин , прп. Толкование на Четвероевангелие//Творения. Т. 8. Сергиев Посад, 1896 (пер. с армянской версии). Игнатий Богоносец Послание к Ефесянам: Epistula ad Ephesios//SC. 10, 66–93. Послание к Поликарпу: Epistula ad Polycarpon//SC. 10, 170181. Послание к Римлянам: Epistula ad Romanos//SC. 10, 124–139. Русский перевод: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 307–316, 328–333, 346–350. Иероним Стридонский Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля: Commentariorum in Ezechielem prophetam/Lib. I-XIV//PL 25, 15–490. Русский перевод: Иероним Стридонский , блж. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля//Творения. Киев, 1912. Ч. 10–11. Изречения пустынных отцов Изречения пустынных отцов: Apophthegmata Patrum//PG 65, 71–442. Русский перевод многих изречений представлен в кн.: Древний патерик. М., 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Заботы ...Имеющие многие заботы согрешают во многом, потому что развлечены своими делами и не служат Богу (св. Ерм , 94, 204). ...Житейские заботы не допускают (человека) заботиться о душе своей и познать, в каком он находится устроении, как то знает... внимающий себе... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 54). Попечение о житейском и смущение вредит обыкновенно и совершенным, и бесстрастным (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 159–160). ...Душа не в состоянии преодолеть сопротивных мятежных духов, если не будет обнажена всех забот и попечений мира сего (прп. авва Исаия , 59, 158). Горе нам, что, предавшись суетным заботам и тщеславию, мы забыли страх Божий (прп. авва Исаия , 59, 194) Если сотворивый все словом не имел где главу подклонить, то для чего ты, жалкий человек, заботишься о суетном? (прп. авва Исаия , 59, 217). ...Не должно служить телу, кроме крайней необходимости, а душе надобно доставлять все лучшее, любомудрием, как от темницы, освобождая ее от общения с телесными страстями, а вместе и тело соделывая неодолимым для страстей (свт. Василий Великий , 8, 307–308). Источник. ...Забота и попечение о вещественном производят великое развлечение в душе (свт. Василий Великий , 9, 65). Источник. ...Заботиться ради самого себя есть улика в самолюбии; а заботиться и работать ради заповеди – похвальный признак христолюбивого и братолюбивого расположения (свт. Василий Великий , 9, 295). Источник. ...Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобно откормленным птицам, понапрасну имея у себя крылья, влачатся по земле вместе со скотами (свт. Василий Великий , 11, 254). Источник. ...Пренебрежем всем житейским, отвлекающим ум от Бога; ибо за крепостью и красотою следуют старость и немощь, славу и богатство рассевают смерть и тление, а правда пребывает вовек (прп. Ефрем Сирин , 31, 154–155). Будь всегда свободен от всех земных хлопот, чтобы избавиться тебе от сетей, от помыслов и дел лукавых; не расслабевай и на одно мгновение, занимаясь лукавым помыслом, чтобы не остался он надолго в душе твоей... (прп. Ефрем Сирин , 32, 373). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

О жизни Моисея-законодателя: De vita Moysis II PG 44, 297430.Русский перевод: Григорий Нисский , свт. О жизни Моисея- Законодателя. М., 2009. Послания: Epistulae I ed. G. Pasquali II GNO. Vol. 8 (2). Leiden, 1959. Ефрем Сирин , преподобный Толкование на Четвероевангелие: Commentaire de l’Évangile concordant: Texte syriaque (Ms. Chester Beatty 709) I éd. Leloir L. Dublin, 1963. Русский перевод: Ефрем Сирин , прп. Толкование на Четвероевангелие II Творения. Т.8. Сергиев Посад, 1896 (перевод с армянской версии). Иероним, блаженный На пасхальное Воскресение: In die dominica Paschae IICCSL 78, 545–547. Толкование на Евангелие от Матфея: Commentariorum in Matthaeum Libri 4 II PL 26, 15–218; CCSL 77. Русский перевод: Иероним Стридонский , блж. Четыре книги толкований на Евангелие Матфея, к Евсевию II Творения. Ч. 16. Киев, 1901. С.1–316. Толкование на Послание к Галатам: Commentariorum in Ep. Paulini ad Galatas II PL 26, 307–438. О знаменитых мужах: De viris illustribus II PL 23, 597–722. Русский перевод: Иероним, блж. Книга о знаменитых мужах II Творения. Ч.5. Киев, 1880. С.283–344. Иларий Пиктавийский Комментарий на Евангелие от Матфея: Commentarius in Matthaeum II SC258. Иоанн Дамаскин , преподобный Точное изложение православной веры: Expositio fidei orthodoxae II PG 94, 781–1228; Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 2: Expositio fidei II ed. B. Kotter. Berlin, 1973. (PTS12). Русский перевод: Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение православной веры . СПб., 1894. Иоанн Златоуст , святитель Беседы на Евангелие от Иоанна: Homiliae in loannem II PG 59. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Творения. Т.8. Кн.1–2. СПб., 1902. Беседы о покаянии: Homiliae 9, de poenitentia II PG 49, 277–350. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. О покаянии II Творения. Т.2. Кн.1. СПб., 1896. С.308–391. О воскресении мертвых: De resurrectione mortuorum II PG 50, 417–432. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. О воскресении мертвых II Творения. Т.2. Кн.1. С.465–481. О расслабленном, спущенном через крышу: In paralyticum demissum per tectum II PG 51, 47–64.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Фокин Алексей Русланович, Учение преподобного Иоанна Кассиана о делании и созерцании //Богослов. Ru. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://http://www.bogoslov.ru/text/1243158.html. - Дата доступа: 18.03.2013. Преподобный Макарий Египетский. Духовные Беседы. Сокровищница святоотеческой письменности. Слово 1. О хранении сердца. Глава 9. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. – 378 с. Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сокровищница святоотеческой письменности. Слово 1. О хранении сердца. Глава 9. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. – 552 с. Святой преподобный Ефрем Сирин. Полное собрание творений в 8 томах.. Том 4. 137 гл. О страхе Божием и последнем суде. – М.: Отчий дом, – 99 с. (Репринт) Лосский В.Н. Очерк мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Путь соединения. Гл. 10./Пер. с фр. Мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). – 2-е изд., испр. и перераб. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2012. – 307 с. Иерофей (Влахос), мит. Православная духовность. Делание и созерцание. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1998. – 70 с. Кирилл, митр Смоленский и Калининградский. Слово пастыря. О заповедях Блаженств. Блаженны чисти сердцем, ибо они Бога узрят. – М.: РПЦ, 2008, - 136 с. Благовестник или толкование блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на Святое Евангелие в четырёх книгах. Толкование на Евангелие от Матфея 5.8. – М.: Атлас-Пресс, 2004, – 77 с. Святитель Николай Сербский. Вера Святых. Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств. – М.: «Покров», 2004, – 232 с. Ни колай (Велимирович), архиепископ Сербский, святитель.Беседы. В 2-х частях. Часть 2.Перевод с сербского Анны Евстратовой. – Москва: Лодья, 2003 – 7 с. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Вып. 3. 479 письмо. Как поминать умерших в сектантстве родителей. Состояние душ умерших грешников. О чистилище и мытарствах. Письмо к сомневающемуся о полученном разрешении грехов. – М.: «Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник», 1994. – 131 с.

http://bogoslov.ru/article/3225686

9–12), автор дает потом подробное толкование её, при чем делит главу, соответственно её содержанию: на две части, из коих в первой (ст. 1–10) Апостолом изображается современное ему и доднесь продолжающееся неверие Израиля во Христа (стр. 12–95), а во второй (ст. 11–32) говорится о будущем его обращении ко Христу и спасении (стр. 95– —93— 288), – и на заключение (ст. 33–36), где содержится учение о непостижимости для человека планов божественного промышления (ст. 33–35) и дается обще-теологическое основание (ст. 36) этого учения (стр. 288–306). В конце приложен указатель литературы, коею пользовался автор при составлении своего труда (стр. 307–311). В качестве недостатков сочинения укажу сначала некоторые частности: Автор настойчиво утверждает, что послание к Римлянам назначалось исключительно для христиан из язычников (напр. 191 стр. и др.), чему однако ж не соответствует общий характер послания. На стр. 180 неясно рассуждение автора об употреблении в 22-м стихе терминов χρησττητα κα ποτομαν θεο – без члена. На стр. 209 утверждается, что во время Антихриста именно «Израиль явится ревностным защитником церкви Христовой». В филологических датах автор обычно ограничивается ссылками на комментарии, между тем как от такой узкоспециальной работы законно требовать справок из первоисточников или, по меньшей мере, из филологических авторитетов (ср. стр. 65, 110, 129, 151:200). Нельзя одобрить и такого, например, порядка имен в цитатах: «Златоуст, Ефрем Сирин , также Феофилакт, Феодорит, Икумений» (стр. 222 и др.), – или: «Weiss, Cornely, Godet, De-Wette др.» (стр. 109 др.). Ветхий Завет цитуется по неимеющему теперь научного значения изданию Тишендорфа. Вообще экзегес ветхозаветных мест слабоват. Наконец стиль сочинения не всегда обработан, часто неуклюж, тягуч, полон ненужных повторений, а иногда даже и с оставленными без исправления описками. В сочинении есть и недостатки общего характера: а) Автор не вдается в ближайшее изложение идеологии спасения у Ап. Павла вообще и в послании к Римлянам в частности, как и в раскрытие отношения к ней учения Апостола о спасении Израиля в данной главе, – вообще остается не уясненным значение и положение Израиля в новозаветной истории спасения людей и не раскрыта тесная связь между «τ πλρωμα τν θνν eσλθ» и «πς σραλ σοθσεται».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее, аскетические лишения святых юродивых касались также и постели, которая есть, так сказать, ночная одежда, а вместе с нею и сна. Попытки, если не вполне искоренить в себе потребность во сне и ночном отдыхе, то по крайней мере, сколько возможно ограничить удовлетворение этой потребности, попытки этого рода древни. Уже Гомер упоминает об одной древне Пелазгической жрице Юпитера в Додоне, что она ходила неумытыми ногами и спала на голой земле. Александр Македонский с своими спутниками не только видел Диогена в Коринфе, лежащего на жесткой земле пред своей бочкой, но и встречал на Востоке не мало индийских аскетов, которые ложились или на раскаленном песке, или на острых камнях и которые, притом еще, наваливали себе камни на спину. О новейших индийских аскетах современные путешественники рассказывают, что они день и ночь бродят по обширным раскаленным от солнечного жара скалистым равнинам, или же зарываются в землю, так что едва можно примечать их дыхание, или же обнаженные лежат на терновых подстилках; некоторые из них ложатся на ужасную постель, состоящую из железных острых спиц. Подобного рода формы аскетического самоистязания встречаются и среди святых юродивых. Так, блаженный Иоанн Устюжский спал в печке на раскаленных угольях, что видел священник Григорий 304 . Чтобы отогнать сон святые юродивые целые ночи простаивали на молитве в своих убогих «хлевинах» или на холодных папертях церковных или на снегу (святой Симон Юрьевецкий); святой Симеон «по вся нощи в молитве пребывание до утрени» 305 ; святой Феодор Новгородский «днем ходя по стогнам града, творяше юродство, нощию же моляся Богу о избавлении града от огненного запаления» 306 ; святой Исидор Твердислов «в нощи непрестанно молитву возсылаше к Богу и в своей хврастной хиже всю нощь без сна в молитвах, и в слезах, и в коленопреклонении пребываше» 307 , или же ложились спать на голой земле. Про святого Прокопия Вятского рассказывается, что он «приимаше покоя своему телеси овогда на улицах градских, овогда за градом на гноищах, имея себе одр – землю, а покров – небо» 308 , святой Виссарион спал или сидя или стоя 309 . Первоначально в древности такой способ провождения ночи предписывался грешникам в знак покаяния и был тождественен с возлежанием во вретище и на пепле и прахе, о чем говорит Библия 310 ; но уже с древнейших времен христианства спанье на голой земле стало обыкновенным явлением в среде наиболее строгих аскетов ( Антоний Великий , Иаков Низибийский , Ефрем Сирин и др.). Не довольствуясь тем, чтобы делать сон как можно менее покойным и лишать его подкрепляющего действия на человека, святые юродивые, употребляли все усилия к тому, чтобы сколько возможно ограничить продолжительность сна и этого достигали чрез удлинение ночных молитв (святой Симеон).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010