Феодор Студит 1, 253: «Посему напоминаю, как нижайший брат и сын, не будем молчать, чтобы у нас не сделался вопль Содомский, не будем жалеть дольнего, чтобы нам не потерять горнего, не будем подавать соблазна церкви Божией, которая может состоять и из троих православных, по определению святых». Разбор: Св. Ефрем Сирин писал об отшельниках, утешая их, что если они и двое, или трое, то с ними Господь: «Как во всех нуждах Господь заботится о своем стаде, так и тех, кои ведут отшельническую жизнь, Он утешил в этом печальном положении, говоря: «где есть один, там и Я», дабы никто из отшельников не печалился, потому что Он есть наша радость и Сам соприсутствует нам. И где есть два, там буду и Я ( Мф.18:20 ), поскольку милосердие и благость Его осеняет нас. А когда мы бываем втроем, то как бы соединяемся в церковь , которая есть совершенное тело Христа и наглядный образ Его. Говорит; ангелы их на небесах видят лицо Отца Моего ( Мф.18:10 ), то есть молитвы их» (т. 8, 212). Здесь не говорится, что трое, да еще мирян (этого уж совсем нет) могут составить соборную церковь , на что отчасти указывает слово: «как бы соединяемся в церковь». Эта церковь , а не двое или трое мирян, есть совершенное тело Христа и наглядный образ Его. Притом, здесь речи о молитве, что видно из конечных слов. Ефрем Сирин о священстве учил так: «Спасен мир и просвещена тварь... Им отъято с земли беззаконие, чрез него приведен в бездействие падший диавол... без достоуважаемого священства не дается смертным отпущения грехов» (ч. 2, стр. 396–397). Выражение «как бы соединяемся в церковь » не может служить оправданием для беспоповцев, потому что отшельники собираются по двое или по трое на молитву, а это единение очень хорошо, ибо «имя церкви – это имя не разделения, но единения и согласия» (Злат. 10, 8); «иначе и не может быть единая церковь там, где составляющие ее разделяются между собою и враждуют друг на друга» (461 стр.). Слову «как бы» и сами старообрядцы не придают значения положительного и утвердительного (см. «О первонач. устройстве церкви» Коновалова 36). Двое или трое не могут составить церковь – см. в разборе 1 возражения, стр. 540–1.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Сладострастие Кто члены свои предает сладострастию, тот будет скорбеть не только в будущем, но и в настоящем веке, если не покается скоро; ибо уподобится брошенному рубищу, которое сперва все таскают, а напоследок гнушаются им и попирают ногами (прп. Ефрем Сирин , 31, 288). Неумеренное сладострастие препятствует всякому душевному благоустройству, возбуждая к ссорам, уча делать вред и обманывать, внушая зависть (прп. Ефрем Сирин , 32, 256). Источник. ...Когда сладострастный пленяется всякою красотою телесною, тогда он ничем не различается от беснующегося (свт. Иоанн Златоуст , 50, 319). Источник. Не одно и то же... увидеть внезапно и уязвиться, и потерпеть то же тщательно гоняющемуся за чужою красотой, потому что увидевший внезапно и уязвившийся может целомудренным помыслом и стрелу извлечь, и рану залечить. Лучшее же врачевство от такой страсти – пост и то, чтобы не смотреть больше на уязвившую, а если будет это необходимо, налагать узду на свои очи и потуплять их к земле, из которой расцвел этот цвет и в которую, в скором времени увянув, разрешится. А кто непрестанно и со тщанием смотрит, тот если не соделает греха телом, то совершил его уже душою. Ибо услуживая страсти зрением, самое преступление согласием на оное приводит в исполнение. Если бы сил души его не расслабляла похоть, не спешил бы он увидеть ту, от которой надлежало спасаться бегством. Посему и Божие Слово тех, которые не просто увидели и уязвились (ибо часто случается, что бывает это и ненамеренно), но смотрят и вменяют это себе в дело, назвало прелюбодеями... (см.: Мф. 5, 28 ) (прп. Исидор Пелусиот , 61, 58–59). Не возжигай пламени, не давай пищи огню, не смотри с любопытством на благообразные лица, не заглядывайся на чужие красоты, не ходи на зрелища, где тучи удовольствий, не утучняй плоти забавами, не утопляй в вине браздодержца-рассудка; тогда не подымется вверх пламень, не разгорится костер, не сделается страшным зверем, не проторгнется, как от порывистых ветров, чистота разумения (прп. Исидор Пелусиот , 62, 397).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И воистину, если будешь, как должно, совершать сие Божественное, всечестное и страшное священнодействие, и совесть ни в чем не будет укорять тебя, то ни в чем другом не обретешь ты столь удостоверительного упования спасения, как в нем. Ибо от него получится тобою благо, паче всякого другого делания и созерцания. – Если же не так, то сам смотри, что сие значит. – И всеконечно лучше, по сознанию своей немощи, отказаться от высокого чина священства, нежели с сознанием своего недостоинства и нечистоты принять его и носить, и показываясь для многих высоким, быть на деле по недостоинству подобным трупу, достойным плача. Служение честного священства и его умилостивление Бога и неотступное за всех перед Ним ходатайство столько превосходит всякое псалмопение и молитву, сколько солнце звезды. Ибо Самого Единородного приносим мы в жертву, – Его, по человеколюбию туне заклавшегося за грешников, предлагаем и приводим в умоление не только об оставлении грехов, но и о даровании всего, в чем имеем нужду, и о чем молимся: и Тело, с Божеством соединенное, как некий угль, попаляет всякое беззаконие и сердца просвещает с верою приступающих; равным образом и Божественная и всечестная Кровь, паче всякого иссопа, омывает и очищает всякую нечистоту и скверну тех, кои дерзают приступать к Святым Тайнам со всевозможным сокрушением и уповательным умилением. Где можно получить что-либо такое? (прп. Феогност, 91, 397–398). Недостойное священство ...Если кто по обличении во грехе удален от священнослужения, и не покорился правилам, но сам себе присвоил председательство и священнослужение, а с ним вместе отступили и другие, оставив повсеместную Церковь , то сие есть недозволенное сборище (свт. Василий Великий , 11, 6). Источник. ...Бог не благоволит к приявшим рукоположение по высокомерию (прп. Ефрем Сирин , 31, 606). Источник. ...Я... прихожу в ужас, видя, на что отваживаться имеют обычай некоторые безумцы, которые решаются бесстыдно и опрометчиво искать священства, и принимают оное, не быв призваны Христовою благодатию, не зная того, что огнь и смерть собирают себе они бедные (прп. Ефрем Сирин , 31, 607).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Использованная литература: Здесь и далее выделение текста шрифтом, при сохранении исходной орфографии, производится для подчёркивания смысла наиболее важных фрагментов цитат. При такой постановке вопроса невольно и вместе с тем с особой силой обозначается задача правильно разграничить истинно христианские воззрения и воззрения тех людей и сообществ, которые лишь называются христианскими. Ключевые постулаты «классического» эволюционизма: 1) естественный отбор и борьба за существование как движущие силы эволюции, 2) развитие сложной жизни из простых элементов (неживых, становящихся живыми), 3) самопроизвольность эволюции и доминирующая роль случая в эволюции, 4) наличие общего предка (или нескольких общих предков) у всех живых существ. «Креационизм (от лат. creare - создавать, форма creatio - создаю) - философско-теистическая концепция, зародившаяся среди христианских учёных, утверждающая происхождение Вселенной, Земли, человека и всех форм жизни в результате творческого акта личного сверхприродного Абсолюта, Творца всего сущего - Бога. Своим становлением креационизм обязан священным текстам христианской религии, утверждающим генезис бытия через творческий акт Создателя, сотворившего Вселенную из небытия (ничего), а затем все виды (роды) живого в земной биосфере и человека из различных форм неживой природы» Таковыми святыми отцами являются: сщмч. Дионисий Ареопагит (+96), сщмч. Иустин Философ (+165), свт. Феофил Антиохийский (+183), свт. Ириней Лионский (+202), сщмч. Ипполит Римский (+235), сщмч. Викторин Патавский (+303), свт. Мефодий Олимпийский, еп. Патарский (+312), свт. Афанасий Великий (+373), прп. Ефрем Сирин (+373), свт. Василий Великий (+379), свт. Кирилл Иерусалимский (+386), свт. Григорий Богослов (+390), свт. Григорий Нисский (+394), свт. Амвросий Медиоланский (+397), свт. Епифаний Кипрский (+403), свт. Иоанн Златоуст (+407), блж. Августин Иппонский (+430), свт. Лев Великий, Папа Римский (+461), блж. Феодорит Кирский (+457), св. император Юстиниан (+565), свт. Исидор Севильский (+636), прп. Максим Исповедник (+662), прп. Исаак Сирин Ниневийский (+I пол. VIII в.), прп. Анастасий Синаит (+нач. VIII в.), св. Иоанн Дамаскин (+ок. 753), свт. Фотий Константинопольский (+896), прп. Симеон Новый Богослов (+1022), блж. Феофилакт Болгарский (+нач. XII в.), прп. Евфимий Зигабен (+1122), свт. Григорий Палама (+1357), прп. Епифаний Премудрый (+ок. 1420), прп. Иосиф Волоцкий (+1515), прп. Максим Грек (+1556), свт. Димитрий Ростовский (+1709), свт. Филарет Московский (+1867), свт. Игнатий (Брянчанинов) (+1867), свт. Феофан Затворник (+1894), св. прав. Иоанн Кронштадтский (+1908), сщмч. Владимир Киевский (Богоявленский) (+1918), прп. Иустин (Попович) (+1979) С. 105-121].

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/13/poc...

59 Селище – Богородицкий монастырь, стоявший на месте нынешнего села Богородицкое к юго-востоку от Смоленска. 60 «Еще читал святого Златоуста книги, и Ефрема Сирина ...» – святой Иоанн Златоуст (344 или 354–407) – один из самых известных и популярных отцов Восточной Церкви. Родом из образованной греческой семьи из Антиохии. В 397 г. был избран епископом Константинопольским. Обличал роскошь и распущенность императорского двора, чем восстановил против себя императрицу Евдоксию. В 403 г. был осужден и выслан из Константинополя. Неожиданное землетрясение возбудило народ, и он потребовал вернуть святителя Иоанна. Но в 404 г. он был вновь арестован и выслан на Кавказ. Не доехав до места ссылки, ныне город Пицунда, он скончался в местечке Команы 14 сентября 407 г. Оставил после себя множество произведений: проповеди, толкования, письма. В Древней Руси его произведения были необычайно популярны. Преподобный Ефрем Сирин (306–373) – родом из малазийского города Нисивина, который в 363 г. отошел к Персии. Преподобный Ефрем переселился в город Эдессу. По-видимому, именно здесь он основал библейскую школу и преподавал в ней. Создал толкования почти на все библейские книги, сохранились его проповеди, толкования на Новый Завет . Проповеди, написанные на сирийском языке, напоминают скорее гимны. Почти все его творения, имея поэтическую форму, были весьма популярны на Руси. 61 «...князя смоленского Мстислава» – Мстислав (Борис) Романович – смоленский князь с 1197 по 1214. Убит в сражении на Калке (1223). 62 «...повторяя слова первомученика» – речь идет о первомученике архидиаконе Стефане, убитом разъяренной толпой иудеев вскоре после смерти Иисуса Христа. 63 Смоленский епископ Лазарь наследовал епископскую кафедру после смерти епископа Игнатия в 1205 г. Умер до 1226 г. 64 «Потом епископ Игнатий выстроил храм во имя Пресвятой Богородицы и монастырь...» – сначала храм в память Положения ризы и пояса Богородицы во Влахерне. Позднее был построен монастырь, названный в память первого игумена – Авраамиевым (начало XIII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—397— соплеменников. И хотя, я знаю, ты более склонен по своему характеру к первого рода жизни, но тебе предстоит второй род служения. Пути ревности Божией различны. И если одному, как преподобному Арсению, заповедуется свыше: „бегай людей, и спасёшься“, то другому, как Моисею: „иди к людям сим“. Иди же к людям твоей страны, в которой жатва многа, а делателей мало. Твоя славная, многострадальная родина нуждается теперь в истинных делателях, в помощи со стороны лучших своих сынов, нуждается в утешении, ободрении, научении, подкреплении. В этом я лично убедился, посетив вместе с тобой родину твою. Настоящее печальное состояние её в сравнении с славным прошлым невольно вызывает слёзы... Сирия, просвещённая Ап. Петром светом христианского учения, давшая впервые вожделенное имя христиан исповедникам Христа, обагрённая святой кровью мучеников, в числе которых был и Св. Игнатий, епископ Антиохийский, – она скоро засияла святыми обителями, в которых бесчисленные сонмы душ, жаждущих нравственного совершенства и спасения, в тиши уединения трудились и подвизались о Господе, созревая для небесной жизни. Тут являлись величайшие подвижники, удивлявшие мир христианской высотой и необычайностью своих подвигов, – мужи благодатные, обильно преисполненные даров Св. Духа. Имена св. подвижников, обладавших высоким христианским просвещением, каковы: Симеон Столпник, Ефрем Сирин , Исаак Сирин и много других, известны всей христианской Церкви. Своей высокой жизнью и писаниями, святой ревностью во славу Божию, они защищали Церковь Христову, ограждая от волновавших её ересей и гонений, воздвигаемых на неё со стороны императоров-еретиков. Твёрдые и стойкие духом и верой, они, как рабы Христовы, не боялись ни угроз, ни преследований, готовы были претерпеть все мучения, даже самую смерть, во имя Христа. В многочисленном сонме исповедников и мучеников Христовой Церкви лучезарным светом сияют многие Сирийские подвижники... Но с начала седьмого века, с появлением Магомета и его последователей – фанатических ревнителей своей веры,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С одной стороны, столпничество явилось как противоположность языческому культу гор и холмов, которые, как известно, считались обиталищами языческих богов. С другой стороны, известно, что заключение на столпы или в столпы некогда служило наказанием 397 . Святые столпники, сознавая себя великими грешниками и преступниками перед Богом, добровольно наказывали себя тем способом, который существовал в стране в отношении к гражданским преступникам. Столпы были для подвижников своего рода крестами, на которых они распинали свою плоть, подвергая ее всевозможным лишениям и жестокому влиянию погоды. «Владыце подобяся, на столп взошел еси, яко на крест», – говорится в стихире прп. Симеону Столпнику . Как добровольное мученичество, столпничество как бы явилось на смену реальному мученичеству от гонителей, возникнув именно тогда, когда подвига мученичества в империи уже не стало. Столпники (как и преподобные вообще), продолжили дело мучеников, став для своего поколения тем, чем были мученики для первых христиан, – живыми свидетелями веры, образцом чистейшей нравственности, укреплением колеблющихся, орудием обращения для неверных 398 . Основателем столпничества считают прп. Симеона Столпника (ок. 390–459), но есть свидетельства, что этот вид подвижничества появился еще ранее. Так, прп. Ефрем Сирин (†373) в 29-м поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. В V–X вв. пример св. Симеона имел многих последователей, в том числе прп. Даниила (V в.), прп. Иоанна и прп. Симеона Столпника Младшего (VI в.), прп. Алипия (VII в.) и др. Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников (столпники, видимо, могли благословлять эти образки), сыграли существенную роль в развитии иконопочитания 399 . Столпничество было особенно распространено в Сирии и Палестине в IV–VII веках. Сирийские иноки принесли эту традицию и в Грузию. В других местах столпники были редки. В Римской Церкви этот подвиг не привился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

поуч. 13:36). Кроме указанных св. отцов и учителей Церкви, о почитании св. креста и об употреблении крестного знамения при молитве свидетельствуют св. отцы: Ефрем Сирин (умер 372 г.; слово 103), Афанасий Великий (ум. 373 году; слово к Антиоху), Иоанн Златоуст (ум. 407 г.; во многих местах его писаний), Амвросий Медиоланский (умер 397 года; слово на смерть царя Феодосия) и многие другие. Содержа апостольский догмат о почитании св. креста, Церковь Христова всегда почитала не вещество, из которого состоит крест, а Распятого на нем. Св. Афанасий Великий пишет: «кресту, составленному и докупленному, мы покланяемся, в воспоминание Распятаго на нем; разделенному же и потерявшему вид креста не покланяемся, ибо древу никто не покланяется» (слово к Антиоху). Св. Леонтий (епископ Неаполя в Кипре) в слове против иудея пишет: «о, иудей, если ты укоряешь меня за то, что я покланяюсь древу честному, то почему не укоряешь Иакова, поклонившегося верху жезла Иосифова? Но явно, что Иаков воздал честь не жезлу Иосифову, как и мы, кланяясь кресту, не древо, но Самого Христа почитаем. Когда деревья так сложены, что является вид креста, тогда покланяюсь сему изображению ради Христа, Который на нем был распят; если же они будут разделены, то отметаю их и сожигаю... Как принимающий царскую запечатанную грамоту и лобызающий ея знамение не печать и не хартию, но самого царя почитает, так и мы, христиане, покланяясь образу креста, не естество дерева почитаем, не знамение и перстень, а образ Самого Христа. Смотря на крест, покланяемся Распятому на крест». То же учение выражено и в деяниях Седьмого Вселенского Собора: «пока два куска дерева, составляющие крест, сложены крестообразно, до тех пор я покланяюсь этому образу ради распятого на нем Христа, а когда они отделены друг от друга, я бросаю и сожигаю их. Как получающий царский указ и целующий печать чтит не пыль или бумагу, или свинец, но относит почтение и поклонение к императору, так и мы, дети христиан, покланяясь изображению креста, не древесную природу почитаем, но, взирая на крест, как на печать и образ страдания Христова, возносим через него целование и почтение к Распятому на нем» (Деян. всел. соб., т. 7, стр. 270). «Потому когда видишь, что христиане поклоняются кресту, то знай, что они относят поклонение к распятому Христу, а не к древу. Если бы они почитали естество древа, то они покланялись бы всем деревьям и рощам, как и (ты), Израиль, когда покланялся им, говоря дереву и чурбану: ты мой бог, ты родил меня. Но мы не говорим ни кресту, ни изображению святых: «вы – наши боги», потому что они не боги наши, но иконы Христа и святых Его, которые употребляются для воспоминания и почитания святых» (Деян. всел. соб., т. 7, стр. 279).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Второе Послание апостола Иоанна Подлинность Послания. Второе Послание апостола Иоанна оспаривалось у него до IV-ro века. В последнее время критика возобновила древние сомнения против подлинности сего Послания и, на основании приводимых Евсевием (Ц. Ист. 3:25) и Иеронимом (De vir. ill с. 18) мнений, стала приписывать его то некоему ефесскому пресвитеру Иоанну, о котором упоминает Папий (у Евсевия, Ц. Ист. 3:39) как о своём учителе, и которого могилу видел блаженный Иероним (De vir. ill. с. IX), то Евангелисту Марку, называемому в книге Деяний ( Деян.12:12,25; 15:37 ) Иоанном. Причиной сомнений древних служили частью краткость Послания и малоизвестность его, зависевшая от частного назначения его для одного лица – частью отсутствие имени апостола в надписи Послания. Апостол называет себя только старцем (пресвитером), что могло дать повод приписывать это Послание другому лицу. Но рядом с сомнениями древних мы имеем и свидетельства о принадлежности этого Послания апостолу Иоанну и о веровании Древней Церкви в его подлинность. Каталог Муратория говорит о нескольких Посланиях Иоанна. Святой Ириней (Adv. haer. 3:16.3,8) цитирует из этого небольшого Послания три стиха ( 2Ин.1:7,8,11 ). Аврелий Африкан, в Деяниях Собора карфагенского (256-й год), ссылается на это Послание. Климент александрийский (Strom. 2:15), Ориген (у Евсевия, Ц. Ист. 6:25), Дионисий александрийский ) (там же, 7:25) и, наконец, сам Евсевий (Demonstr. evang. 3:5) считают это Послание подлинным. Иероним (ер. ad. Evagr.) приводит начало этого Послания. И хотя древний Сирский перевод – Пешито не имеет этого Послания, но святой Ефрем Сирин цитирует его, как подлинное. Наконец, дух Послания, заметное, несмотря на краткость Послания, сходство содержания и языка его с первым Посланием и признание Вселенской Церковью с IV-ro века (Собора лаодикийского 364 года правило 60-е; и 3-й Собор карфагенский 397 года правило 47-е) устраняют всякие сомнения в его подлинности. Лицо, к которому написано Послание Послание написано к ε κλεκτ κυρα, και τοις τκνοις αυ τς.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

«В старое время пришел в монастырь – всё. За ворота монастыря без благословения никуда ни на шаг, даже близко не разрешали строгие игумены». 389 Такой порядок существует и в современных обителях. А есть наши современники, которые не только не покидали монастырскую ограду без благословения, но и вовсе не выходили за ворота обители до конца своей жизни. Таким был старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Серафим (Розенберг), который говорил, что даже помыслом не покидал святой обители. «Тут собирают духовное богатство. Поехал в мир на неделю, на две – все растратил, приехал дурак дураком, невменяемый приехал. Это уже страшно за таких людей. Так что спасаться нужно, двум господам уже служить – Богу и миру – не должно». 390 «И что плохое, если хочешь спастись, оставь за святыми вратами. Иди к Богу с чистым сердцем. Вот и легкий труд будет, и легкая молитва, и спасение будет, все будет, если чистое твое сердце будет». 391 «Думайте; хотите Богу служить, тебе уже та квартира не нужна, все, отрежь все мирское, иди к Богу, вот тогда будешь и Божиим сосудом во славу Божию». 392 Преподобный Ефрем Сирин говорит, что отрекшиеся от мира не имеют ничего общего с миром. 393 Так же и батюшка Зосима убеждает своих духовных учеников полностью оставить житейские попечения и следовать зовущему голосу Божию: «Нас Господь зовет: не идите уже в этот мир, там погибель будет полная, растопчет диавол и поругает. Призвал Господь ко спасению – иди!» 394 «Собрался в монастырь идти – сразу бесяра бабу тебе подсунет, и собралась женщина или девушка идти – сразу хлопца ей подсунет диавол. Все: «Ой, жениться; ой, замуж выходить.« " 395 Это – частое искушение, которое приходится пережить многим послушникам и инокам в первое время монастырской жизни. Но, вот что говорит об этом опытный монах – схиархимандрит Зосима, который сам прошел подобное испытание: «Умные люди, юноши и девушки, плюют на похоть эту. Идут в обители святые спасаться, молиться за весь мир, вот куда умные идут». 396 Этот ум – не мирской рациональный рассудок, этот ум – данная свыше благодать, просветившая того, кто в сердце своем уже дал обеты, уже решился путем покаяния вернуться в объятия Небесного Отца: «»Объятия Отча отверсти мне потщися...» – при постриге в монашество всегда поют эти святые слова. Когда человек уходит от мира, дает обеты служения Богу до последнего своего издыхания, – особый момент таинственный, от блудного этого мира душа уходит в объятия Отча». 397

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010