Через некоторое время арианские епископы снова настроили Валента против святителя Василия и уговорили его издать указ об изгнании святителя из Кесарии. Святитель Василий готовился к отъезду. Враги рукоплескали от радости, а православные горько рыдали, лишаясь своего архипастыря. В это время сильно заболел единственный сын императора. «Царь, нигде не находя врачевства, прибег к Василиевой вере», и когда пришел святитель Василий к одру больного, «вместе с его пришествием облегчается болезнь...» 82 Валент отменил указ об изгнании святителя и стал относиться к нему с глубоким уважением, даже поручил святителю устроять дела других Церквей (VI, 196–200). Со смертью императора Валента (373 г.) рушилось и господство ариан. Западный император Грациан указом запретил арианам собираться на общественную молитву в городах и селениях, а всем исповедникам православной веры, томившимся в тяжких страданиях, была дарована свобода. Святитель Василий Великий ликовал от радости, видя восстановление православной веры, защите которой он посвятил всю свою жизнь. Будучи ревностным борцом за Православие в борьбе с арианами, святитель Василий был таким же и в своей проповеднической деятельности, которую направлял исключительно к тому, чтобы назидать и совершенствовать свою паству (I, 116). Несмотря на болезненное состояние (I, 168), он проповедовал каждый день и говорил иногда утром и вечером (I, 22, 117), бывало, что из одной церкви переходил проповедовать в другую (I, 338). «Василий, – говорит преподобный Ефрем Сирин , – украшен был всяким учением, и ежедневно цветоносным словом обновлял неизменное украшение душ, но, применяясь к каждому, не оскудевал в разнообразии... слово его текло, как река... полезное и спасительное» 83 . От святителя Василия до нас дошло 11 бесед на Шестоднев 84 , 13 бесед на разные псалмы и 25 Слов на разные случаи (I, 5–345). Погрузившись в глубину Писаний 85 , святитель Василий испытал все глубины Духа и оттуда почерпал он нужное, чтобы образовывать нравы, научая высокой речи, отвлекать от настоящего и переселять в будущее... «Когда имею в руках его Шестоднев, – говорит святитель Григорий Богослов , – и произношу устно, тогда я беседую с Творцом... Когда читаю прочие его толкования... или нравственные и деятельные его слова, тогда очищаюсь в душе и теле, делаюсь угодным для Бога храмом... из одного человека делаюсь другим, изменяюсь божественным изменением» 86 . «Василий – громозвучный вестник истины, светлое око христиан, озаряющее душевными доблестями... один показал... как жизнь, равную учению, так и учение, равное жизни» 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

В том же смысле, – по объяснению того же св. Отца, – и Давид ( Пс.117:24 ), и прор. Исаия ( Ис.11:11 ), и прор. Осия ( Ос.1:11; 2:16 .) обозначают время пришествия Спасителя име­нем то дня, то утра ( Ос.6:3 ; Пс.5:4 ) 696 . В частности. «чтобы под утром ты разумел время, в которое явилось пришествие Христово», для этого, – рассуждает св. Отец, – Сам Бог повелел «не оставлять манны на утрие» ( Исх.16:19 ) 697 и, на­против, возжигать в скинии светильник, бывший образом Христа, именно утром ( Лев.24:3, 4 ), «ибо тогда воссиял Христос, как какой-либо день, и возблистал свет мыслен­ный, прогоняя тьму древнего неведения нашего и рассеевая об­легавший, на подобие ночи, сердца всех мрак» 698 . Впрочем, кажется, правильнее разуметь здесь под днем и утром лишь самое явление Мессии, которое последовало «как бы утром и в начале дня, т. е. уже по отгнании мысленной тьмы и как бы по прошествии ночи и исчезновении мрака» 699 . Время же пришествия Христова, – по разуму св. Отцов Церкви, – мыслится в ветхозаветных Священных книгах иногда и под обра­зом вечера и именно потому, что оно ожидалось в конце века или в последние времена 700 . В этом смысле, – по объяснению св. Афанасия Великого , – Псалмопевец именует время, в ко­торое явился Единородный, вечером ( Пс.89:6 ) 701 . Поэтому же, – согласно рассуждают свв. Григорий Богослов 702 и Кирилл Ал. 703 , «закон Моисеев предписал ( Исх.12:6 ) заклать агнца к вечеру, чтобы этим выражением показать, что заклание Спасителя (а следовательно – и пришествие Его в мир) будет в конце века», как действительно оно и случилось тогда, «когда время приходило уже как бы к самому западу и едва не сокращался настоящий век 704 . Такой же Мессиански- прообразовательный смысл св. Кирилл Ал. усматривает и в тех предписаниях обрядового закона, по которым не­чист до вечера прикоснувшийся к мертвечине ( Лев.11:24 ) 705 , оскверненный излиянием семени ( Лев.15:16–18 ) и при­косновением к женщине в период ее нечистоты ( Лев.15:19 ) 706 , а также – ко всякому нечистому гаду ( Лев.22:5–6 ) 707 . Предуказанием на время пришествия Христова, как на имею­щее совершиться «в конце времен», «при исходе настоящего века», «в последние времена века», – по мнению того же св. Отца, – может служить суббота, как последний день недели ( Исх.20:8 ) 708 , а прообразом Самого Христа, «рожденного у Бога и Отца как бы сына старости в том смысле, что (Он) явился в последние времена века», – Иосиф, как сын ста­рости Иакова ( Быт.37:3 ) 709 . При этом св. Отцы Церкви на­ходили в Ветхом Завете указания и того, почему домостроительство спасения нашего во Христе явилось в «последнее время» 710 . Так св. Ефрем Сирин , говоря, что «Христос при­дет в конце времен, когда род человеческий вскиснет закваскою злобы своей», заимствует свою мысль и даже форму ее выражения из пророчества Осии, который, называя род человеческий заквашенным тестом, говорит, что пришествие Господне будет тогда, когда «оно вскиснет» ( Ос.7:4 ) 711 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

103 Цит. по: Осипов А. И. Русское духовное образование//Журнал Московской Патриархии. M., 1998. 3. С. 58 104 Архиепископ Иларион (Троицкий) . Без Церкви нет спасения. M., 1998. С. 349 105 Цит. по:…И даны будут Жене два крыла. M., 2002. С. 521–522 106 Во епископа Сергиево-Посадского он был хиротонисан в 1923 г. архиепископом Феодором (Поздеевским) , епископами Арсением и Серафимом (Звездинским) . См. Епископат Истинно-Православной Катакомбной церкви: 1922–1997 гг.//Русское Православие: Всероссийский вестник ИПХ. 1997. 4 (8). С. 11 107 Новоселов М. А. Указ. соч. С. 126 108 Протодиакон Василий Марущак. Святитель-хирург: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). M., 1997. С. 135–152. 109 «Секретно»: архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) под надзором партийно-советских органов. Симферополь, 2004. С. 96–97. 110 Игумен Иоанн (Снычев). Воспоминания//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. СПб., 1992. Вып. 11.4.2. С. 83. 111 Игумен Никон (Воробьев) . Нам оставлено покаяние: Письма. M., 1997. С. 298, 319,347. 112 Выступление архиепископа Иркутского и Читинского Хризостома//Поместный Собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988 года. Материалы. M., 1990. С. 396–397. 113 Покаянием жива Церковь. О книге писем игумена Никона (Воробьева)// Игумен Никон (Воробьев). Указ. соч. С. 11. 114 Имеются в виду уже знакомые нам святоотеческие мысли о пропасти между жизнью христиан и нашей верой. 115 Святитель Григорий Богослов. Слово 3//Указ. соч. Т. 1. С. 50. 116 Павлович И. В лучах рассвета//Альфа и омега. M., 2000. 24 117 См. Епископ Михаил (Семенов). Избранные статьи из журнала «Церковь» за 1908–1915 гг. СПб., 1998. С. 169 118 Преподобный Ефрем Сирин. О покаянии//Творения. В 6 ч. 4е изд. Сергиев Посад. 1900. Ч. 4. С. 142. 119 «Виновница всех бед и зол нашего народа — это Московская Патриархия… Сущность» сергианства» в том, что сатанократия вошла в МП посредством сделки митрополита Сергия с диаволом. Сатанократии в Церкви не может быть — поэтому Патриархия — лжецерковь и антицерковь» (Иванов П. И. Отечество зовет//Православный вестник Нью-Йоркской и Канадской епархий: Ежемесячный церковный печатный орган РПЦЗ. New-York, 1993. 60 ⁄ 61 . С. 12–14). Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/v-poiskah-zolotogo-veka

Псалтирь      Псалтирь имела громадное значение для богослужений в Ветхозаветной Церкви. В первый раз Давид дал псалом для славословия Господу по принесени ковчега Завета в Иерусалим (1 Пар. 16:7). И Сам Божественный Основатель Христианской Церкви Господь Иисус Христос, признавая Давида богодухновенным мужем (Мк. 12:36; Пс. 109:1), молился его псалмами и нередко прилагал к Себе псаломские пророчества (Пс. 8, 3; Мф. 21, 16; Пс. 117, 22, 23; Мф. 21, 42; Пс. 109, 1; Мк. 12, 36; Пс. 81, 6; Ин. 10, 34; Пс. 40, 10; Ин. 13, 18; Пс. 108, 8; Ин. 17, 12). Следуя обычаю, Он пел псалмы со Своими учениками при совершении пасхальной вечери (Мф. 26, 30; Мк. 14, 26). Апостолы употребляли псалмы во время молитвенных собраний первых христиан и призывали верующих назидать себя псалмами и славословиями, и песнопениями духовными (Еф. 5, 19; Кол. 3, 16; Иак. 5, 13; 1 Кор. 14, 26), включать псалмы в каждое молитвенное собрание, как важнейшую и значительную часть богослужения. Многие святые отцы (в их числе и преподобный Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, святитель Амвросий Медиоланский, святитель Григорий Нисский), увещевая христиан проводить ночь и утро в молитвах и псалмах, заповедуют непрестанно иметь псалом в устах своих, чтобы вместе с Давидом сказать: Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим (Пс. 118, 148). В IV веке «духовное Давидово песнопение просвещает души верных во всех церквах по Вселенной», получив настолько всеобщее распространение, что «и путешествующие, и плывущие морем, и занятые сидячими работами, и мужчины, и женщины, здоровые и больные почитали для себя утратою не иметь сего высокого псаломского учения. Даже пиры и свадебные торжества заимствуют себе здесь увеселение». Наиболее же часто употреблялась Псалтирь в монастырях и в собраниях лиц, посвятивших себя служению Богу. Так, устав преподобного Пахомия Великого, вменявшего в обязанность всем инокам, чем бы они ни были заняты, «ум свой постоянно занимать богомыслием посредством чтения на память Псалтири или других мест Писания», в правилах 139 и 140 предписывает вступающим в обитель выучить наизусть несколько псалмов, а в дальнейшем – «по крайней мере Псалтирь и весь Новый Завет».

http://pravoslavie.ru/102925.html

См.: Моисеева С. А. Евсевий, еп. Александрийский//Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2008. С. 249. См.: Моисеева С. А. Евсевий, еп. Александрийский. С. 249. О сошествии Иоанна Предтечи во ад. Слово на Святую Великую Пятницу Страстной недели отца нашего Евсевия, епископа Александрийского//Апокрифические сказания об Иисусе… С. 107–108. Там же. С. 109–114. Там же. С. 115. Иларион (Алфеев), еп. Христос… С. 117. Kontakia of Romanos, Byzantine Melodist. Vol. I: On the Person of Christ/transl. and annot. by M. Carpenter. Columbia, 1970. P. 218. В CPG находится среди гомилий Пс.-Евсевия Александрийского: CPG. Vol. III. A Cyrillo Alexandrino ad Iohannem Damascenum. Turnhout, 1979. P. 74. 5526. Иоанн Златоуст, свт. В святую и великую Пятницу на святую страсть Господню//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе: в 12 т. СПб., 1905. Т. 11, кн. 2. С. 911–914. XXXVIII. Hymne du triomphe de la Croix//Romanos le Mélode. Hymnes. P. 263–311. XXXIX. Hymne de l’adoration de la Croix//Romanos le Mélode. Hymnes. P. 313–353. XLIII. 4e Hymne de la Résurrection//Romanos le Mélode. Hymnes. P. 485–541. XLIV. 5e Hymne de la Résurrection//Romanos le Mélode. Hymnes. P. 543–563. Рус. пер.: Ефрем Сирин, прп. Кондак 44//Иларион (Алфеев), еп. Христос… С. 405–410. В этом кондаке ад общается с Адамом. Здесь и далее «ВК» — сокращение от «Великий канон», первая и вторая цифры означают номер песни и тропаря в ней в рамках последования канона на утрене четверга 5-й седмицы Великого поста. Текст канона и связанных с ним текстов приводится по: Службы Великого поста. М., 2010. Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur von Justinian bis zum Ende des Oströmischen Reiches (527–1453). München, 1897. S. 673. Ibid. S. 667. Правдолюбов С., прот. Великий канон святителя Андрея Критского (История. Поэтика. Богословие). М., 2023. С. 279–280. Там же. С. 279. Там же. С. 280. Там же. Mioni E. Romano il Melode. Saggio critico e dieci inni inediti.Turin, 1937.

http://bogoslov.ru/article/6192882

Подобно тому, как в первые времена христианства, так и в это время, таинство причащения будет совершаться в местах потаенных, в горах и вертепах, куда скроются истинные христиане. Из чего особенно ясно видно, что вышеприведенные слова св. Ефрема Сирина нужно понимать в указанном смысле, а не в смысле прекращения причащения? Из того, что св. Ефрем Сирин в другом своем слове (107) прямо говорит, что таинство причащения «всемощным Его (Спасителя) повелением бывает дондеже приидет, тако бо и глагола: дондеже прииду (Ефр. Сир. сл. 107, о преч. таин. л. 320). Как следует понимать слова прор. Даниила: в пол же седмины отимется жертва и возлияние, и во святилище мерзость запустения будет ( Дан.9:27 )? «Святилище, в нем же мерзость запустения станет, объясняет св. Иоанн Златоуст , есть храм ветхого завета, стоящий во Иерусалиме» (Маргар. л. 116); жертва, которая отимется в пол седмины, это, по объяснению бл. Феодорита, бывшая по закону жертва, имеющая упраздниться «по принесении истинныя жертвы непорочного Агнца, вземлющаго грехи мира» (толк. на пр. Дан. гл. 9, л. 94 об. Москва, 1816 г.); мерзость запустения – это, по объяснению Иоанна Златоуста и бл. Феофилакта Болгарского , «кумир, его же постави иже град низложивый внутрь во храме», потому что «всяк идол и всяко изображение человеческое от иудей мерзость нарицашеся» (Маргар. сл. 3 на иуд. л. 116 117, Благов. от Матф. зач. 99, от. Мар. зач. 60). О таинстве покаяния Что такое таинство покаяния? «Покаяние есть вторая дщица по разбиении крестительнаго корабля и нуждно потребная тайна согрешившим, в нем же оставление грехов о повинных испрашивается, от Бога же иереом даруется» (Б. Катех. л. 389 об.). Какие существенные части покаяния? Исповедание, т. е. раскрытие кающимися своих грехов, и разрешение этих грехов, «даруемое от Бога иереом». Последняя часть составляет, «видотворение тайны» (Б. Кат. л. 390), т. е. такое действие, без которого исповедь не будет таинством. Кому принадлежит власть совершать таинство покаяния? Господь Иисус Христос дал ее св. Апостолам, сказав: Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сия рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся ( Ин.20:2122 , зач. 65; Мф.18:18 , зач. 76). Св. Апостолы передали эту власть своим приемникам-епископам, а те чрез рукоположение – пресвитерам или священникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

«Страх Божий и любовь – два состава, – говорит свт. Тихон Задонский , – из которых состоит благочестие» 116 . От чего же рождается и чем внедряется в душу этот страстеистребительный и душеспасительный страх Божий? Страх Божий в нас рождает прежде всего вера: «вера правая и глубоко внедренная в душу» 117 . Затем страх Божий рождается и умножается при помощи Божией: 1 . От размышления о праведном суде Божием и страшных наказаниях, постигших тяжких грешников: например, Каина, людей, погибших от потопа, содомлян, сожженных небесным огнем, Дафана и Авирона, поглощенных рассевшейся землей, и проч. Но Тот же Бог, Который прежде наказывал за грехи, и теперь на беззаконных посылает наказания. Мы слышим и теперь об ужасных наводнениях, землетрясениях, которые города вместе с жителями в одном гробе погребают; кровопролитные войны, ужасные пожары, засухи и суховей, наводнения, эпидемические болезни и многое другое – все это показывает, что есть Бог, Которого мы прогневляем своими беззакониями, Бог, вразумляющий и наказующий за беззакония. Эти временные наказания показывают, что будут и вечные наказания нераскаянным, ожесточенным грешникам; будет геенна, будет червь неусыпающий, будет скрежет зубов и тьма кромешная, мучающая беззаконных. 2 . Страх Божий рождается от размышления и памятования о вечности, нас ожидающей, и от неизвестности часа кончины нашей. Мы все знаем, что умрем, а когда умрем – неизвестно. Горе же тому человеку, кого в грехе застанет смерть! Ибо в чем застанет нас смерть, в том и будет судить нас Бог. «Размыслим, братия, – пишет преп. Ефрем Сирин , – что человек суете уподобися; “дние его, яко цвет сельный” ( Пс.102:15 ), прейдут в одно мгновение времени, и все минуется. Для чего напрасно мятешься, человек? Одно приражение горячки прекратит твои плясания и скакания! Один час разлучит тебя с пляшущими вместе с тобою. Одна ночь, и увянут плоти твои, остановятся ноги твои, текущие на зло, расслабеют руки твои, померкнут глаза, язык внезапно придет в безмолвие, оскудеет у тебя внезапно голос, умножатся твои воздыхания, потекут у тебя бесполезные слезы, расстроятся твои мысли, и – никто не будет в состоянии помочь тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

690 Эта молитва, как полагают, составлена иноком монастыря св. Саввы Освященного – Антиохом Пандектой, составителем сборника нравоучительных изречений Священного Писания (VII в.) 691 «Сон легок и всякаго сатанина мечтания изменен» – сон легкий и без всякого бесовского мечтания. 694 Ср.: наставления преп. Антония Римлянина. См. также: Иноческий Устав преп. Пахомия. § 162//Древние иноческие уставы. М., 1892. С. 128, Устав преп. Венедикта. Гл. 22 (Там же С. 618). 724 Ср.: Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). М., 1899. С. 103–104. 725 «Помысл» (греч. логимос) – означает размышление, обсуждение, обдумывание, взвешивание, т. е. область деятельности человеческого ума. 732 Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение. 1896. T. III. С. 304. Ср.: Древний Патерик. Гл. 10, §§ 107, 117. См. также: Записки афонского старца иером. Антония//Душеполезный собеседник. 1896. С. 183–184. 760 Древний Патерик. Гл. 7, § 56; см.: Преп. Макарий Египетский . Слово 6, 1; 15, 28; 3, 3. Ср.: Достопамятн. сказан. подвижн. свв. отцов. Изреч. аввы Пимена. §§ 135–137. См.: Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. Изд. 2-е. М., 1899. С. 119–121. 765 См. Древний Патерик. Гл. 20. § 1. С. 407. Преп. Ефрем Сирин указывает примеры запрещения бесу блуда, воздвигающему плотскую брань//Творения. Изд. 5-е. Ч. 1. С. 121, 133; Добротолюбие. T. II, §§ 61, 68. С. 383, 389. 771 Еп. Феофан пишет: «Врага должно преследовать (молитвой) до тех пор, пока и следов его не останется; иначе даже простой помысл, оставленный в сердце, как злое семя, принесет свой плод в неприметном склонении к себе души» (Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 282). 772 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 58. С. 212. См. также: Душеполезное чтение. 1896. T. II С. 477. 802 Он же. Творения. Изд. 3-е. Слово 46. С. 198. Ср. Слово 40. С. 169; Слово 60. С. 323–324, Слово 57 и 61. 806 Достопамятные сказания о подвижничестве святых отцов. § 7. С. 4; Добротолюбие. Т. I. С. 134, 145–146. 807 Достопамятные сказания о подвижничестве святых отцов. § 11. С. 144. См. Древний Патерик. Гл. 45. О смиренномудрии. § 38. С. 282.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Эта фраза вызывает много недоуменных вопросов и требует ряда уточнений. Во-первых, цитируемые библейские слова относятся не к шести дням, а к началу , т.е. к первому дню. Во-вторых, писать про дни, «которые ничего общего не имеют с 24-часовыми сутками», применительно к Шестодневу – просто нелепо. Автор трактата «Шесть дней творения» отрицает шесть дней творения! Что такое «периодическое сияние и затухание огня-эфира»? Какое «сияние» может быть до создания света? Библейское ли повествование вообще имеет в виду пишущий подобное?.. Мы категорически не согласны с тем, будто «в Библии повествование о создании земли поставлено вне счёта дней; а первый световой день показан «после» сотворения неба и земли» 115 . В первой главе бытописания пророк Моисей о создании земли говорит, что она сотворена вначале, и это начало относится к первому дню. Во второй главе книги Бытия пророк говорит о том же. Вот как поясняет преподобный Ефрем Сирин содержание 4-го стиха 2 главы: «Всякий, слыша сие, должен разуметь, что, хотя Писание сказало уже о днях творения, об освящении и благословении дня субботнего, но и по окончании дней творения снова обращается к повествованию о начале творения: сия книга бытия небесе и земли, то есть повествование о сотворении неба и земли, в онь же день сотвори Господь Бог небо и землю ( Быт.2:4 )« 116 . Здесь, по слову духоносного мужа, Моисей говорит о том, «что было опущено и не изложено в повествовании о творении в первый день » 117 . Совершенно противоречит Ильин догматическому учению Православной Церкви, когда говорит, будто небо и земля были сотворены не из ничего , а из некоторой праматерии , слагавшей прежний на обломках которого, будто бы, создан нынешний: « С полной уверенностью можно утверждать, что началу творения нашего космоса, его первому дню предшествовала какая-то метаматериальная и метафизическая трагедия, страшным эпилогом которой явились тьма и хаос. Было ли этой трагедией падение Денницы, превратившегося в страшного ангела тьмы, было ли этой трагедией крушение предыдущего, нам не понятного и не выговариваемого эона? По всей вероятности, и то и другое » 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

По словам св. Иоанна Дамаскина , сотворенный Богом человек «имел возможность пребывать и преуспевать в добре... равно как и отвращаться от прекрасного и очутиться во зле по причине обладания свободною волею...» (5: 152, 153). Св. Ефрем Сирин наставляет: «Бог создал человека свободным, почтив его умом и мудростью и положив пред очами его жизнь и смерть, так что если пожелает по свободе идти путем жизни, то будет жить вечно; если же по злому произволению пойдет путем смерти, то вечно будет мучиться» (116: 396). Прп. Макарий Великий пишет: «Природа наша удобоприемлема и для добра и для зла, и для Божией благодати и для противоположной силы. Она не может быть приневоливаема» (Беседа 15, гл. 23. Цит. по 99: 152). По мнению свт. Тихона Задонского : «Человек, прежде чем грешить, стоит между двумя противоположными силами – Богом и сатаной – и имеет свободное произволение обратиться к тому или другому. Бог зовет его к добру и отзывает от зла: сатана прельщает и отзывает от добра, склоняет к злу и греху – своему делу. Итак, когда человек слушает Бога и творит добро, – он обращается лицом к Богу. А когда слушает сатану и творит зло, – обращается лицом к сатане, спиной к Богу, и так, отвернувшись от Бога, идет за сатаной. Отсюда можешь видеть, христианин, как тяжко согрешает человек перед Богом, когда обращается к греху, диавольскому делу» (117 со ссылкой на: доц. архим. Иоанн Маслов . Свт. Тихон Задонский и его учение о спасении. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского : прил. к магистер. диссер. Загорск, 1981, Т. 1–5, С. 475, 476). Прп. Марк Пустынник отмечает: «Необходимо понимать, что нас заставляет делать грех причина, лежащая в нас самих. Следовательно, от нас самих зависит, слушать ли нам веления нашего духа и познавать их, идти ли нам путем плоти или путем духа… ибо в нашей воле делать что-либо или не делать» (цит. по 118: 131 со ссылкой на трактат «О святом крещении»). Именно поэтому мы и должны нести ответственность за любой нравственный поступок. Робот или механизм, не обладая таким выбором, не могут грешить, так как действуют по заранее заданной им программе без возможности ее изменения.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010