Ибо таким образом удобно бывает обличаем разумный (прп. Марк Подвижник , 70, 22). Источник. Некоторые, будучи похвалены за добродетель, усладились сим, и сласть тщеславия своего приняли за утешение (прп. Марк Подвижник , 70, 28). Источник. Кто в одно и то же время за одно похваляет, а за другое укоряет ближнего, тот одержим тщеславием и завистью; похвалами покушается он прикрыть зависть, а укорами выставляет себя лучшим его (прп. Марк Подвижник , 90, 502). Если увидишь, что кто-либо но поводу бесчестия крайне болезнует сердцем, то знай, что он наполнен помыслами тщеславия и теперь пожинает с неудовольствием рукояти семян, которые сам посеял в сердце (прп. Марк Подвижник , 90, 550). Источник. Высокомудрый (гордый) и тщеславный удобно примиряются друг с другом; ибо тот хвалит тщеславного, который рабски перед ним преклоняется, а этот величает высоко мудрого, который часто его похвал лет (прп. Марк Подвижник , 90, 554). Источник. Бывает иногда, что... прорывается тщеславный помысл сказать что-либо не вовремя; ангельские же помыслы внушают тебе прогнать этот болтливый безвременный помысл. Итак, если ты не прогонишь его добрым молчанием, и позволишь ему пройти наружу, напыщен быв кичением, то должен будешь понести худые от того последствия, – праведно предан будучи или большему еще греху, или внешним каким прискорбностям, или тяжелым неприятностям со стороны братий, или мучению в будущем веке; ибо и о праздном и тщеславном слове, произнесенном по необученности языка, отдадим мы отчет; почему тщательно должно блюсти язык свой (прп. Иоанн Карпафский , 92, 92). ...Тщеславие, по причине непрестанного мятежа и смущения помышлений своих, из всего встречающегося собирает нечистые сокровища и оскверняет сердце (прп. Исаак Сирин , 59, 280). Источник. Пес враждует против зайца; а бес тщеславия есть враг сонливости (прп. Иоанн Лествичник , 58, 140). Источник. Между сими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость – конец (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Отвечая на стихотворение святителя Филарета (Дроздова) «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана», явившееся в свою очередь ответом на пушкинское «Дар напрасный, дар случайный», поэт писал о том глубоком впечатлении, которое произвели на него слова митрополита: Я лил потоки слез нежданных. И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. 276 В приведенных текстах говорится о разных формах и степенях умиления, сопровождающегося слезами. Слезы при молитве – тоже благодатный дар и признак Божественного посещения. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Слезы во время молитвы – признак Божией милости, которой сподобилась душа в покаянии своем, признак того, что молитва принята и слезами начала входить на поле чистоты». 277 Авва Евагрий советует молиться о даровании слез: «Прежде всего молись о получении слез, чтобы плачем умягчить присущую душе твоей грубость и... получить оставление грехов. Употребляй слезы как орудие к получению всякого прошения, ибо весьма радуется о тебе Владыка, когда ты молишься со слезами». 278 Слезы умягчают и освежают душу, делают ее более восприимчивой к принятию благодати Божьей. По мысли архимандрита Софрония (Сахарова) , плач рождается в человеке вследствие соприкосновения с Божественным огнем: «Наивен тот, кто думает, что путь вслед Христу возможно пройти без слез. Возьми сухой орех, положи его под тяжелый пресс, и увидишь, как потечет из него масло. Нечто подобное происходит с нашим сердцем, когда невидимый огонь слова Божия опаляет его со всех сторон. Окаменело сердце наше в своем животном эгоизме... но воистину есть такой Огонь, который способен расплавить даже крепчайшие металлы и камни... И не что иное как только святая любовь источает слезы из сердца христианина... Там, где нет любви, нет слез, хотя бы аскетический подвиг принимал крайние формы: интенсивные медитации, длительные посты, суровые условия жизни... Отсутствие плача, по учению Отцов наших, есть показатель, что молитва наша еще не достигла своей первой ступени восхождения к Богу». 279 Но действия плача, говорит отец Софроний, многообразны и непредсказуемы: «Бывает, слезы любви даются в изобилии и текут ручьем. Но в периоды богооставленности внутри нас все иссыхает и едва набирается в глазу некая капля, похожая на капли горячей крови из раненого сердца». 280 Плач заповедан Господом: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Мф. 5:5 ). Сам Христос плакал в молитве: «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и был услышан за Свое благоволение» ( Евр. 5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иоанну Златоусту , а «святому Иоанну» ( ) (Sin. syr. 24, fol. 69r; Vat. syr. 125, fol. 66r). Возможно, сирийское слово «мар», т.е. «господин», дало греческим переводчикам повод отождествить этого «святого Иоанна» со свт. Иоанном Златоустом . Прочтение имени Иоанна поддерживают практически все западно-сирийские рукописи. Кроме того, в одной восточно-сирийской рукописи эта цитата приписывается не Феодору Мопсуестийскому, а «святому Иоанну» (Berolin or. quart. 1159, f. 190r). Стоит отметить еще одну особенность в исследуемом фрагменте. Речь пойдет о «естественном ведении», или «проницательном ведении, различающем добро от зла» (Isaacus Ninivita, 1909, 318. Cap. 44; Исаак Сирин , 1911, 399–400). Эта мысль, повторяющаяся несколько раз в этом трактате, несомненно, присуща прп. Исааку, так как это одна из основных аскетических идей, посвященная трем степеням ведения, и восходит она непосредственно к Иоанну Апамейскому [Бёлэ, 2021, 138–141; 144–146]. Напротив того, Феодору Мопсуестийскому такая мысль была чужда. По учению Феодора, первозданные Адам и Ева не обладали естественным различением добра и зла и различали их только благодаря заповеди Творца (см.: (PG 66, 812)). «Если бы у них не было этой заповеди, – пишет Гурьев, – то они не имели бы, по мнению Феодора, познания ни о добре, ни о зле и не отличались бы в этом случае от неразумных животных. «История Адама, говорит Феодор, служит к познанию свойств общей всем людям природы. Различия добра и зла, также и познания греха мы не имели бы, если бы это не различалось для нас законом и мы совершали бы все, что не вздумалось, подобно неразумным животным» [Гурьев, 1890, 279–280]. Нам представляется, что именно в этом, то есть в экзегетической трактовке, которую мы находим у Феодора и которая вступает в противоречие с контекстом у прп. Исаака, может заключаться основная причина, послужившая к внесению интерполяции со стороны несторианских переписчиков. Подтверждением данного тезиса служит еще одна восточно-сирийская (несторианская) рукопись, в которой вместо имени «Феодор» находится фраза: «один из учителей» (Isaacus Ninivita, 1909, XI; Berolin.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ot...

277 . «Ребёнок плачет, когда мать его моет, а маловерный ропщет на Бога, когда оказывается в беде, которая очищает душу, как вода – лицо» (прп. Симеон Дайбабский. Изречения, 89). 278 . «Если вы желаете служить Богу, приготовьте сердца ваши не к пище, не к питью, не к покою, не к беспечности, но к терпению, чтобы претерпеть всякое искушение, беду и печаль. Приготовьтесь к тяготам, постам, духовным подвигам и ко многим скорбям, ибо многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14, 22 ); Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф. 11, 12 )» (прп. Сергий Радонежский. Житие, 10). 279 . «Невозможно приблизиться к Богу без скорби, без неё и праведность человеческая не сохраняется неизменной… Если желаешь добродетели, то предай себя на всякую скорбь, ибо скорби рождают смирение. Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому открыта дверь гордости» (прп. Исаак Сирин . Слова, 34). 280 . «Грех есть болезнь, внедряющаяся в природу человека. Греховное впечатление и порочное услаждение оставляют в душе и теле след, который становится глубже при повторении греховных действий и который образует наклонность к греховному действию и некую жажду греха. Поэтому, как иногда телесный врач внедрившуюся в тело и заражающую его язву болезненно выжигает или отделяет железом, подобно сему Врач душ и телес употребляет орудие скорбей, чтобы исторгнуть [из нас] корни и изгладить следы греха, и огнем страдания выжигает заразу наклонности к греховным услаждениям» (свт. Филарет Московский . Слово в день 5 июля 1848 г.). 281 . «Авва Ор говорил: Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя, и говори: это случилось со мною за грехи мои» (свт. Игнатий (Брянчанинов) . Отечник). 282 . «Рассудительный [человек], размышляя о целительности Промысла Божия, с благодарением переносит случающиеся с ним несчастья, он видит причину их в своих собственных грехах, а не в ком-либо другом. Неразумный же [человек], когда грешит и получает за это наказание, причиной своих бедствий считает или Бога, или людей, не понимая премудрой заботы Бога о нём» (прп. Максим Исповедник . Главы о любви, 2.46).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Для преуспевших и призванных к тому Богом иноков невещественная милостыня заключается в преподавании ближним слова Божия. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 280 ). О духовной брани монаха Так как хитрейший змей не перестает подстерегать нашу пяту, то есть ждет исхода нашего и до конца жизни нашей старается нас запнуть и уязвить, то ты не получишь никакой пользы от того, что хорошо начнешь и покажешь ревность при начале отречения от мира, если конец не будет соответствовать началу; если не сохранишь до конца и нищеты, и смирения Христова, согласно обещанию своему. А чтобы сохранить их, ты всегда блюди главу змия, то есть первые помыслы, внушаемые им, и не медля открывай своему старцу. Ибо если не будешь стыдиться открывать их старцу, то научишься сокрушать вредоносную главу змия. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин ( 53, 45 ). Но горе тому монаху, который лжет своему обету и, попирая свою совесть, подает руку диаволу. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 43 ). Враг влагает иноку излишнюю скорбь и молву при недостатке в необходимом. Тебе известно, какую имеешь естественную силу, потому не ищи для себя, по причине лености и сластолюбия, всякого рода брашен; будучи здоров, не доставляй себе всего, чего ни пожелаешь. Вкушая посылаемое тебе Богом, воздавай Ему хвалу на всякий час, говоря: пищу употребляю не монашескую, имею всякий покой, дел же монашеских не совершаю. Считай себя недостойным иночества, укоряй себя, что носишь чуждый себе образ, и имей непрестанно в сердце твоем печаль и смирение. Изречения безымянных старцев ( 82, 380–381 ). Демоны поражают инока, пребывающего в молитве, болезнями телесными, угнетают нищетой, недостатком внимания и помощи человеческой ( 108, 158 ). При многоразличных столкновениях с ближними для инока обнаруживаются его страсти, таящиеся от него самого в сокровенностях сердца, и исцеляются всесильным врачевством – учением Христовым ( 110, 314 ). Падший ангел старается обмануть и вовлечь в погибель иноков, предлагая им не только грех в разных видах его, но и несвойственные им возвышеннейшие добродетели ( 112, 54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Батюшке и всему семейству вашему свидетельствуем наше нижайшее почтение и, поручая всех вас покрову Божию, остаемся недостойные ваши богомольцы, многогрешный И. Л. и многогрешный И. М., и многогрешный монах И….кий. 7 марта 1841 года. 279 Христос воскресе! На одной почте два письма ваших получил, от 27 апреля и от 1-го мая, на последнее пишу вообще, a на первое особенно к вам, яко до вас касающееся. Не беспокойтесь о том, поздравляли ли вы меня с праздником, или нет, я уверен в вашем усердии и расположении, сего довольно; не сомневайтесь и в моем; принимаю сердечное участие в ваших скорбях; соболезную о вашем малодушии; оно нимало не поможет и не облегчит скорбей. A лучше с верою прибегнуть к милосердому Господу: «Спаси мя погибаю» – в волнах малодушия от скорбей. Он силен простереть и вам руку, яко же св. Петру, утопающу в море. Много можно писать о терпении скорбей. Хотя узнать о сем можно и от писания и от опыта прошедших оные, но учиться надобно во время испытания. Побеседуйте с Сирским Старцем, св. Исааком, он говорит: «несть кто, емуже не горько время оно является, в неже ядом напаяем бывает искушений». Прочтите 34, 35, 36 и 37 слово; все оные укрепляют человека в скорбях; a то ведь самому и в ум не придет. Да подаст вам Господь утешение, Коего покрову вручаю вас и семейство ваше, остаюсь желатель вашего спасения и здравия и недостойный богомолец, многогрешный И. М. 280 Христос воскресе! У каждого христианина должен быть свой крест, как y странника свой посох, по словам любомудрых. Но кресты сии различны, и не по нашему выбору должны быть, a какой кому пошлет Господь, и невозможно, чтоб мы и не ощущали тягости оных. Пишет св. Исаак Сирин в 37-м слове: «несть иже во время обучения не скорбит, и несть кто, ему же не горько время оно является, в неже ядом напаяем бывает искушений». О пользе и необходимости скорбей удостоверитесь из 34, 35, 36 и 37 слова сего Святого. Мы же хотя в настоящее время и непостигаем существенной пользы оных, но после из последствий усматриваем, коликих благ виновны нам бывают.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Несмотря на то, что «грех разрушил... прямое и непосредственное восхождение к Богу» (20: 280), Бог, по Своему великому милосердию, не оставил человека после его падения. «Когда род человеческий провел многие тысячелетия в жестоком порабощении у падшего ангела, тогда явился на земле обещанный Богом Искупитель» (33: 183). Как сказано в Новом Завете: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» ( 2Кор. 5:19 ); «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ); «не знавшего греха (Иисуса Христа – П. В.) Он (Бог – П. Д.) сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом» ( 2Кор. 5:21 ). Таким образом, «Божественный план виной человека не уничтожен: призвание первого Адама будет выполнено Христом, вторым Адамом (20: 102), “Бог станет человеком для того, чтобы человек мог стать Богом”...» (20: 102 со ссылкой на святых Иринея Лионского , Афанасия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского ). «Божественная любовь хочет всегда одного свершения: обожения людей и через них – всей вселенной» (20: 280). Именно обожение и является «единственной истинной целью», средством достижения которой было искупление нас Крестной смертью Иисуса Христа (20: 281). «Сын Божий вочеловечился, чтобы мы обожились» говорит святитель Афанасий Великий (цит. по 5: 93). «Если Бог родился и умер, то не потому Он умер, что родился, но Он родился для того, чтобы умереть» (святитель Афанасий Великий . Цит. по 20: 280). Умереть, чтобы оживить нас. Избавить от рабства греху и смерти 182 . «Учение о том, что Крестная смерть Иисуса Христа есть искупительная жертва 183 за грехи мира, составляет основную истину христианства...» (23: 448. Книга 1). «Посему как в Адаме мы подпали греху, проклятию и смерти: так избавляемся от греха, проклятия и смерти в Иисусе Христе...» (51: 41) «В искупительной жертве, совершенной Христом, открылось миру и Божественное правосудие, и Божественное милосердие.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Несмотря на то, что " грех разрушил прямое и непосредственное восхождение к Богу " (20:280), Бог, по Своему великому милосердию, не оставил человека после его падения. " Когда род человеческий провел многие тысячелетия в жестоком порабощении у падшего ангела, тогда явился на земле обещанный Богом Искупитель " (33:183). Как сказано в Новом Завете: " Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их " (2Кор.5:19); " ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную " (Ин.3:16); " не знавшего греха (Иисуса Христа - П.В.) Он (Бог - П.В.) сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом " (2Кор.5:21). Таким образом, " Божественный план виной человека не уничтожен: призвание первого Адама будет выполнено Христом, вторым Адамом (20:102), " Бог станет человеком для того, чтобы человек мог стать Богом " " (20:102 со ссылкой на святых Иринея Лионского, Афанасия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского). " Божественная любовь хочет всегда одного свершения: обожения людей и через них - всей вселенной " (20:280). Именно обожение и является " единственной истинной целью " , средством достижения которой было искупление нас Крестной смертью Иисуса Христа (20:281). " Сын Божий вочеловечился, чтобы мы обожились " (святитель Григорий Богослов. Цит. по 5:93). " Если Бог родился и умер, то не потому Он умер, что родился, но Он родился для того, чтобы умереть " (святитель Афанасий Великий. Цит. по 20:280). Умереть, чтобы оживить нас. Избавить от рабства греху и смерти. " Учение о том, что Крестная смерть Иисуса Христа есть искупительная жертва за грехи мира, составляет основную истину христианства " (23:448). " Посему как в Адаме мы подпали греху, проклятию и смерти: так избавляемся от греха, проклятия и смерти в Иисусе Христе " (51:41) " В искупительной жертве, совершенной Христом, открылось миру и Божественное правосудие, и Божественное милосердие. Правда Божия открылась в том, что Бог примирился с человеком, лишь очистив его Кровию Иисуса Христа и открыв ему путь к праведности. Любовь и милосердие явились в том, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками " (Рим.5:8) и не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Ин.4:10) " (5:71).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Скачать epub pdf Часть 2. Общие вопросы Средства содержания пастырей Пастыри могут пользоваться от своих пасомых средствами для жизни. Опровержение Возражений. Покрытие пастырями своих голов во время богослужений. Опровержение возражений. Благословение священническое. Целование руки пастырей. Нравственные недостатки пастырей. Суд над пастырями принадлежит епископу. Отношение пасомых к пастырям. Учение отцов и учителей Церкви. Пастыри могут пользоваться от своих пасомых средствами для жизни В Ветхом Завете Бог заповедал народу еврейскому давать содержание священству ( Чис.18:19–32 ; ср. Евр.7:5 и др.). В Новом Завете Господь Иисус Христос и апостолы так учили: «трудящийся достоин пропитания” 279 ( Мф.10:10 ). «Трудящийся достоин награды 280 за труды свои» ( Лк.10:7 ; ср. Лк.8:3 ; Ин.12:6 ). «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» ( Гал.6:6 ). «Вы и в Фессалонику и раз, и два присылали мне на нужду» ( Фил.4:16–18 ). «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада..? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор.9:7–14 ). «Другим Церквам я причинял издержки, получая от них содержание (слав. «оброк» οψνιον содержание, вознаграждение, награда, жалованье) для служения вам» ( 2Кор.11:8 ). «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь (τημς от τημ – цена, плата), особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:14 ). Апостол повелевает заботиться о материальном положении пресвитеров, особенно, если они трудятся в слове и учении. В следующ. стихе (18) ап. яснее выражает свою мысль, приводя твердое основание сказанному: «ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего», – а также: «трудящийся достоин награды своей». Опровержение Возражений. Сектанты говорят: 1) православное духовенство должно бесплатно совершать все требы: «даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди..». ( Мф.10:8–9 ). 281

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «А Я говорю вам: не клянитесь вовсе...» Продолжая Нагорную проповедь, Иисус Христос провозгласил: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» ( Матф. 5,33–37 ). Эти слова Иисуса Христа о клятве можно пояснить следующим образом. Слово «клятва», по-еврейски «шеба» обозначает «торжественное обещание, утверждение» (С.И. Ожегов, «Словарь русского языка», издание 22-е, издательство Русский язык, Москва 1990 год, страница 280). Во времена Моисея клятва была известна между евреями как очень древний обычай. Существовала клятва в различных видах и формах. Например, имелась клятва в виде уверения одним человеком другого человека или группы лиц в правоте и истинности сказанных им слов. Существовала у евреев клятва в виде призывания Бога в свидетели правдивости того, что сказано. Такая клятва касалась фактов настоящего, прошлого и будущего, а также заверений в подлинности каких-либо фактов или действий. Во многих странах мира имеется клятва, производимая по требованию правительства, например перед судом. Существует клятва в виде присяги, например произносимая перед несением военной службы. Имеется клятва-обещание, например, о неразглашении тайн при вступлении в какие-либо общества (например масонские). Существует клятва людей, объединенных одной профессией. Например клятва Гипократа у врачей. Чаще всего клятва в Библии имела две формы: 1 клятва, подтверждающая то, очевидцем чего был человек; 2 клятва обещающая, в которой человек обещал выполнить какой-либо поступок. Слова из Библии «Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его» ( Чис.30:3 ) ошибочно относить только к клятве подтверждающей. Потому что её якобы нельзя нарушить, так как при этой клятве человек не обязуется выполнять никаких дел, а клятву обещание можно нарушить невыполнением обещанного поступка. Такое суждение неверно и вот почему. Нарушаются обе формы клятвы. Клятва обещание нарушается неисполнением обещанного поступка, а клятва подтверждение (заверение) тоже нарушается тем, что в один день человек может подтвердить что-либо, клятвенно заверив свои слова, а на другой день отказаться от сказанных им слов. Поэтому слова о нарушении клятвы в равной степени относятся как к подтверждающей (заверительной) клятве, так и к клятве в виде обещания о выполнении какого-либо поступка. Так как если человек не отказывается от заверенных им клятвою ранее сказанных слов, то этим он тоже совершает достойный поступок.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010