Замечу также, что само требование Бога сохранить душу Иова, обращенное Господом к диаволу, в данном случае означает – не касаться, не губить, не одолевать до конца. Как говорит святитель Григорий Великий , «противник был назван сохраняющим душу, когда ему было запрещено полностью одолеть ее» 275 . Что же это за душа, о которой говорит здесь Господь и которую следует сберечь? Олимпиодор считает, что тут повествуется о Божественном запрете на расторжение союза души и тела Иова, то есть на убийство праведника, лишение его земного бытия 276 . Так же думает и святитель Иоанн Златоуст 277 . Однако преподобный Ефрем Сирин настаивает на том, что речь здесь идет совсем об ином: о недопустимости лишения Иова душевного здоровья, то есть рассудка. Как пишет преподобный Ефрем, «Бог говорит это не так, чтобы предостеречь дьявола, дабы тот не похитил жизнь Иова. Он говорит: «сбереги». То есть: «будь осторожен, дабы не повредить природные свойства разума Иова». Так Бог устроил все, чтобы дьявол , убедившись в очевидности происходящего, признал, что Иов, даже будучи стеснен столькими ударами, никогда не станет хулить Бога» 278 . Тем самым, по преподобному Ефрему, Бог, зная, что люди с поврежденным рассудком не способны должным образом контролировать ни свои слова, ни, тем более, помыслы, не желает допустить, чтобы Иов, лишившись способности ясно мыслить, в порыве спровоцированного сатаной безумия возроптал бы на Господа, произнес бы против Него злое слово и тем самым принес бы победу в этом небесном споре диаволу. Новые несчастья Иова: болезни и искушения (Иов. 2:7–13) И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его ( Иов. 2:7 ). Как пишет Златоуст, диавол «подверг Иова жесточайшей пытке: посрамлению и проказе по всему телу – все тело его обратил в одну рану, в одну опухоль, чтобы во всех членах явился победителем; щадить не умеет злоба, которая есть разрушение по своей ядовитой природе» 279 . Как известно, проказа – страшная болезнь, считавшаяся в ветхозаветную эпоху признаком не только физической, но и духовной нечистоты человека, недугом, ниспосланным от Самого Бога за людские грехи и исцеляемым не усилиями медицины, которая перед этой болезнью абсолютно бессильна, а одним лишь Господом (ср.: Лев. 13:1–59 ). Так, по убеждению святителя Кирилла Александрийского , человек издревле освобождался от этого «бедствия» только «при помощи Божией» 280 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Комментарии Уважаемый Павел! Апелляция к вере хороша в религии (правда, возникает вопрос, совпадает ли Ваша вера с верой Православной Церкви), но совершенно неуместна в науке, тем более - в естественной. Если в... Георгий Никольский — 02 мая На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Издана книга «Диссертационная культура российского историко-научного сообщества: опыт и практики подготовки и защит диссертаций (XIX — начало XX в.): коллективная монография» 22 сентября 2022 – 22 сентября 2022 События Диссертационная культура российского историко-научного сообщества: опыт и практики подготовки и защит диссертаций (XIX — начало XX в.): коллективная монография/под ред. Н. Н. Алеврас, Н. В. Гришиной. — М. ; СПб.: «Нестор-История», 2022. — 464 с. Монография посвящена диссертационной культуре российских университетов XIX — начала XX в. как феномену научной жизни корпорации учёных-историков. В книге впервые в историографической практике представлен анализ базы данных о 280 диссертантах и 409 диссертациях историков российских университетов. Структурные части монографии посвящены как привлекавшим уже внимание исследователей сюжетам (в частности, интерпретации российского законодательства, определявшего статус диссертации как научного труда, нормативных правил её презентации в виде диссертационного диспута), так и ещё слабо изученным аспектам. Впервые представлено широкое историко-научное полотно исследованных опытов создания диссертаций, традиций организации диссертационных диспутов, анализируются практики и культура оппонирования диссертаций. Институт оппонентов представлен в монографии в качестве важнейшего актора диссертационной культуры. Авторы прослеживают путь историков к созданию диссертационного исследования, обращаются к анализу текстов диссертаций в стремлении определить теоретико-методологические принципы и историографические пассажи диссертаций. Предложен опыт изучения оценок и самооценок диссертаций современниками в источниках личного происхождения.

http://bogoslov.ru/event/6175526

Это освобождение осуществляется в два этапа – вначале человек добивается управления страстями (μετριπθεια), а затем – полного их подавления (πθεια, бесстрастие). На каждом этапе требуется культивирование определенных добродетелей. Кроме того, внимание Порфирия, а особенно Ямвлиха и последующих неоплатоников, привлекла теургия – обряды, в которых божественные силы, как представлялось, очищают душу. Христианский неоплатонизм в наиболее яркой форме проявился в «Ареопагитиках», находящихся в очевидной зависимости от философии Прокла, давшим детально разработанную сводку основных понятий и методов неоплатонизма. В византийской философии идеи неоплатонизма получили большое распространение уже в период ранней патристики (4 в.) благодаря деятельности представителей каппадокийской школы – Василия Великого , Григория Богослова и Григория Нисского , ставших на путь христианизации этого направления. Идеи неоплатонизма определили характер богословия Афанасия Великого . Видную роль в распространении идей неоплатонизма сыграл Максим Исповедник . В 11 в. идеи неоплатонизма в более светской и рационалистической форме проводил Михаил Пселл . Под глубоким влиянием идей неоплатонизма находился блж. Августин, который воспринял его идеи через Мария Викторина. Образец христианизированной неоплатонической философии дал Боэций. Переосмысление неоплатонических идей в контексте ортодоксального ислама осуществил Газали, соединив их с учением суфизма. Близок к неоплатонизму Авраам Ибн Эзра, влияние неоплатонизма прослеживается в построениях каббалы. Неоплатонические концепции преломляются в немецкой мистике 13–14 вв. (Мейстер Экхарт, Ян Рюйсбрук и др.). Неоплатонизм во всем многообразии его проявлений (у греков, арабов, евреев, латинян) был рассмотрен Дж. Пико делла Мирандолой. Г.В. Ф. Гегель был первым историком философии, который адекватно изложил неоплатонизм в своих «Лекциях по истории философии» (1892). 19 . Ямвлих (μβλιχος; 245/280–325/330) – античный философ-неоплатоник, ученик, а затем оппонент Порфирия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

У тебя есть Церковь , приносящая жертвы, молитвы отцов, помощь Святого Духа, службы в память святых мучеников. Таинства, сонм святых и многое такое, что может воззвать тебя от греха к праведности ( 36, 773 ). Тому, кто намерен приступить к Священным и Страшным Таинствам, надо быть трезвенным и бодрым, свободным от всякого житейского попечения, исполненным всякого целомудрия и великой ревности, нужно очистить ум от чуждых Таинствам помыслов и сделать храм свой во всех отношениях чистым... ( 36, 253 ). Ничто не делает нашей жизни столь радостной, как радость в Церкви. В Церкви сохраняется радость радующихся, в Церкви утешение для унывающих, в Церкви веселие для скорбящих, в Церкви успокоение для изнуренных, в Церкви отдохновение утружденных ( 40, 380 ). Молитва Церкви так сильна, что если бы мы были безгласнее камней, она сделала бы наш язык легче пера. Святитель Иоанн Златоуст ( 38, 734 ). Духовный рай есть Церковь . В ней древо жизни – святой жертвенник примирения, источающий жизнь верным, возлюбившим жизнь. Итак, обогащайтесь, насладитесь дарами, какие уготовал для вас Отец... ( 28, 280 ). Церковь – это соль, осоляющая всю землю, предохраняя ее от гнилости. Преподобный Ефрем Сирин ( 29, 381 ). Кроме Церкви негде взять святыни ( 113, 442 ). Когда веруем в Церковь , во что веруем? Веруем во Христа – Главу Церкви, в учение Христово евангельское и апостольское, в Святые Тайны, переданные Церкви Христом. Святитель Димитрий Ростовский ( 113, 414 ). Что госпиталь для больных, то Святая Церковь для христиан, больных духовно. В госпиталь больные входят через дверь; в Святую Церковь больные духовно входят верою и Святым Крещением. В госпиталь ради того входят больные, чтобы исцелиться от болезни и стать здоровыми; в Святую Церковь ради того входят больные духовно, чтобы исцелиться от душевных болезней и так спастись. В гос питале есть врач, который больных посещает, осматривает и лечит: в Святой Церкви Врач есть Христос, Который христиан, духовно больных, посещает и исцеляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Комментарии Уважаемый Павел! Апелляция к вере хороша в религии (правда, возникает вопрос, совпадает ли Ваша вера с верой Православной Церкви), но совершенно неуместна в науке, тем более - в естественной. Если в... Георгий Никольский — 02 мая На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января На сайте СПбДА размещена статья о экономической деятельности Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга в XX веке 3 марта 2020 События Шкаровский М.В. Экономическая деятельность Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга в XX веке К началу революционных потрясений 1917 г. Воскресенский Новодевичий монастырь оставался крупнейшим в Петроградской епархии, в нем пребывало более 400 насельниц: 75 монахинь, 58 штатных послушниц и около 280 находившихся «на испытании» сестер; имелось восемь храмов и две часовни. В плане экономической деятельности обитель представляла собой большое хозяй­ство, куда входили девять флигелей (семь каменных и два де­ревянных), общей площадью 2204, 5 кв. сажень, конюшня, ко­ровник, птичий двор, свинарник, квасоварня, пчельник и ферма. Площадь отведенной под огороды земли превышала 20 десятин, монастырь снабжал себя овощами, и даже имел доход от продажи капустной рассады и цветов. В обители действовали пользовавшиеся общероссийской известностью иконописная, золотошвейная и ковровая мастерские. Значительная часть составлявшего около 1 млн. рублей монастырского капитала шла на благотворительную деятельность, в частности на содержание больницы, детского приюта, богадельни для сестер. С 1914 г. при монастыре существовал лазарет на 140 раненых и больных воинов, увеличенный затем до 204 коек – 34 офицерских и 170 солдатских. Лазарет состоял из пяти отделений и обслуживался насельницами монастыря, окончившими курсы сестер милосердия. В течение 1917 г. в лазарете находилось на излечении в общей сложности свыше одной тысячи воинов, и монастырь затратил на его содержание более 100 тысяч рублей. Официально лазарет закрылся в июле 1918 г., но некоторые тяжело раненые офицеры оставались жить в обители до 1922 г. После устройства лазарета, несмотря на недостаток помещений, в монастыре смогли сохранить и содержать на свои средства церковно-общежительную школу, в которой обучались и воспитывались на полном содержании обители 85 детей, в основном сироты.

http://bogoslov.ru/event/6025175

Похвала В то время, когда ветер дует ровно, всякий мореплаватель может высоко думать о себе и похвастать собою; но только при внезапной перемене ветров открывается искусство опытных кормчих (прп. Антоний Великий , 89, 27). ...Никто из нас да не хвалится, по крайней глупости своей, и не говорит: я взял верх над братом, и не будет ему пощады. Да ведает говорящий и помышляющий таковое, что он предал душу свою в руки смерти и наследием его будет место плача и скрежета зубов, червя неусыпающего и огня неугасимого (прп. Антоний Великий , 89, 54). Если станут хвалить тебя за дела твои, не радуйся тому и не услаждайся тем: утаивай их, сколько можешь; не позволяй себе кому-либо говорить об них, и всячески постарайся достигнуть того, чтобы люди не хвалили тебя (прп. Антоний Великий , 89, 110). Источник. Если охотно слушаешь похвалы о себе, то нет в тебе страха Божия (прп. авва Исаия , 59, 141). Горе нам, что мы исполнены гнусных дел, при всем том услаждаемся похвалами человеческими (прп. авва Исаия , 59, 194). Не хвали, чего не видел, а что слышал, о том не говори, как видевший (прп. авва Исаия , 89, 290). ...Вовсе не хвалиться, не говорить себе самому похвал и не слушать с приятностию, когда хвалит другой... (свт. Василий Великий , 9, 55). Источник. Похвала же о Господе бывает, когда человек добрые дела свои приписывает не себе самому, но Господу (свт. Василий Великий , 9, 280). Источник. Человек, который хвалит ближнего в его отсутствие, то же, что и собирающий доброе в свою сокровищницу (прп. Ефрем Сирин , 30, 160). Источник. Хвали другого, но не думай высоко о себе, когда тебя хвалят, ибо опасно, чтобы не оказаться тебе ниже похвал. И другого хвали, не торопясь, но прежде дознай опытно, чтобы не понести тебе стыда, когда окажется он худым (свт. Григорий Богослов , 22, 204). Источник. ...Никакая похвала не истинна, которая не составляет собственности похваляемых; собственною же похвалою мы называем ту , которая пребывает всецело неотъемлемою от нас навсегда (свт. Григорий Нисский , 25, 131).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ты давший рабу Твоему сказать эти слова, дай и мне их понять» Феофил Антиохийский, святитель. К Автолику: Книга 2. - в кн.: Ранние отцы Церкви. - Брюссель: «Жизнь с Богом», 1988, с. 478. Н.А., проф. Тейяр де Шарден и Церковно-учительная традиция: Актовая речь в Ленинградской Духовной Академии 9 октября 1970 года. - Машинопись, б. г., с. 1. Ефрем Сирин , преподобный. О рае//Творения. Т. 5. - М.: Отчий дом, 1995, с. 270. Деяния девяти поместных соборов, издаваемые при Казанской Духовной Академии в русском переводе. Издание второе. Т. VI. - Казань, 1908, с. 280. «Веруем, что Божественное и Священное Писание внушено Богом, посему мы должны верить ему беспрекословно, и притом не как-нибудь по-своему, но именно так, как изъяснила и предала оное кафолическая церковь. Ибо и суемудрие еретиков принимает Божественное Писание, только превратно изъясняет оное, пользуясь иносказательными и подобнозначащими выражениями и ухищрениями мудрости человеческой, сливая то, чего нельзя сливать, и играя младенчески такими предметами, кои не подлежат шуткам. Иначе, если бы всякий ежедневно стал изъяснять Писание по-своему, то кафолическая церковь не пребыла бы, по благодати Христовой, доныне такой церковью, которая, будучи единомысленна во вере, верует всегда одинаково и непоколебимо, но разделилась бы на бесчисленные части, подверглась бы ересям, а вместе с тем перестала бы быть церковью святою, столпом и утверждением истины, но соделалась бы церковью лукавнующих, то есть, как должно полагать без сомнения, церковью еретиков, кои не стыдятся учиться у церкви, а после беззаконно отвергать ее... Поелику виновник того и другого есть один и тот же Дух Святой, то все равно, от Писания ли изучаться, или от Вселенской Церкви. Человеку, который говорит сам от себя, можно погрешать, обманывать и обманываться, но Вселенская Церковь, так как она никогда не говорила и не говорит от себя, но от духа Божия (Которого она непрестанно имеет и будет иметь своим Учителем до века), никак не может погрешать, ни обманывать, ни обманываться, но подобно Божественному Писанию непогрешительна и имеет всегдашнюю важность».

http://bogoslov.ru/article/565396

Памятуй о смерти и не возносись, ибо еще немного – и сойдешь во гроб. Какую пользу принесут тебе злые дела? Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 195 ). Если ты борешься и побеждаешь, то не тщеславься и не надейся на себя, но будь осторожен, ибо враг готовит для тебя брань гораздо более опасную. Преподобный авва Исаия ( 34, 208 ). Одна из козней сатаны – в иные времена добровольно уступать место и прекращать обычные свои действия с тою целью, чтобы возбудить самомнение в подвижниках. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 440 ). Демоны, борющие при недостатке добродетели, научают блуду и пьянству, сребролюбию и зависти, борющие при добродетелях – научают самомнению, тщеславию и гордости... ( 68, 280 ). Когда же демоны увидят, что мы презираем вещи мира сего, не желая за них ненавидеть людей и отпасть от любви, тогда воздвигают на нас клевету, чтобы мы, не перенеся огорчения, возненавидели клеветников ( 68, 226 ). На высоких молитвенников нападают демоны, ввергая в их ум простые помышления о вещах чувственных и тем отвлекая их от молитвы; на прилежных к познаниям – на более долгое время задерживая в них страстные помыслы; на подвизающихся в деятельной жизни – склоняя их грешить делом. Всяким способом со всеми борются, окаянные, чтобы отдалить людей от Бога. Преподобный Максим Исповедник ( 68, 194 ). Диавол с большей яростью нападает на учителей, потому что если они погибнут, то и все стадо рассеется. Когда он убивает овец, он только уменьшает стадо, а если поражает пастыря, то наносит вред всей пастве, достигая, таким образом, с меньшим трудом большего и в одной душе губя все. Святитель Иоанн Златоуст ( 42, 621 ). Преследуй сам себя (свое самолюбие и всякую самость ради исполнения воли Божией), и враг твой изгнан будет приближением твоим ( 56, 17 ). Человек да не прекращает брани до самой смерти; пока есть в нем дыхание, да не предаст души своей поражению – даже во время самого поражения ( 56, 42 ). Не ослабевайте и не трепещите от вражеских ополчений, не впадайте в безнадежность, если и случится вам на время поскользнуться и согрешить ( 56, 43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

«Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием веры, совокупно и преемственно, по устроению Божию, составляют из себя Церковь » 279 . Таковая, т.е. состоящая из земных и небесных, Христова Церковь , по словам Пр. Катехизиса, «есть одно духовное тело, имеет одну Главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим». В подтверждение этой истины Пр. Катехизис приводит слова Апостола: «едино тело, един Дух, якоже и зване бысте во едином уповании звания вашего: един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех» Еф.4:4–6 . [Мы уже приводили знаменитое толкование на это место св. И. Златоуста. Оно настолько ясно и определенно, что не требует никаких разъяснений]. По словам Московского митр. Филарета, «древние, вступая в завет с Богом, предстояли видимой горе Синайской и чувственным знамениям присутствия Божия: вы, христиане, вступая в завет с Богом и Христом, приступили к невидимой горе Сионской, вступили в ближайшее, духовное общение с небом, с величественным собором и Церковью духов праведных человеков, достигших духовного совершенства, «написанных на небесах», в качестве граждан небесного Иерусалима» 280 . «Отечество, из которого все мы странствуем», поучает тот же святитель, «есть рай. Отечество, которого все ищем, или должны искать, есть опять рай и небо» 281 . «И те, которые отошли в другую жизнь, в Церкви суть, и те, которые живут, в Церкви суть», поучает преосв. е. Феофан. «Апостол не полагает разделения между ними. Церковь одна. Можно представлять себе только, что земная Церковь готовит материал, а само здание, в отделку, строится на небе» 282 . «Сей Бог наш», гласит последование в неделю Православия, «промышляя и утверждая возлюбленное Свое достояние, святую Церковь , праотцов преступлением отпадших утешая неложным Своим словом, еще в ран основание ей положи». «Тот Самый», говорит св. Ефрем Сирин , «Кто дал повеление о ковчеге, устроил храм народу, и Кто соделал, все это, Тот же Самый водрузил св. Церковь . Истинное учение Пророки предали Апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

И если это служение мое я прохожу не к пользе Своей, не к благоугождению Твоему и почитанию, то благоволи мне сподобиться его и только оплакивать грехи свои, и иметь попечение об одном праведном Суде Твоем и о том, как я буду отвечать Тебе, много раз Тебя прогневлявший. О сострадательный Пастырь, добрый и кроткий, хотящий всем верующим в Тебя спастись, помилуй и услыши эту мольбу мою: не прогневайся и не отврати лица Твоего от меня, но научи меня исполнять Твою волю. Ибо я не ищу, чтобы была моя воля, но Твоя, дабы и я послужил Тебе, Милостивый. Заклинаю Тебя, помилуй меня, по естеству милостивый ( Пс. 85, 15 ), и сотвори полезное жалкой душе моей, ибо Ты – Бог человеколюбивый, один несозданный, бесконечный, поистине всемогущий. Ты – Жизнь всех и свет всех возлюбивших Тебя и Тобою, Человеколюбец, весьма возлюбленных. О если бы и меня к ним сопричел Ты, Владыко, и соделал общником и сонаследником Твоей Божественной славы! Ибо Тебе подобает слава. Отцу с безначальным Сыном и Божественным Духом во веки веков. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 59, 241–243 ). ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39) Нет иной стези к духовной любви, которою начертывается в нас невидимый образ Божий, если прежде всего человек не станет милосердным по подобию Небесного Отца, явившего нам Свое совершенство в милости. Господь заповедал повинующимся Ему полагать милость в основание богоугодной жизни ( 82, 280 ). Не променяй любви к брату твоему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любовью к брату ты стяжал внутри себя Того, Кто драгоценнее всего в мире. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 280 ). Авва Иоанн Колов говорил: невозможно выстроить здание, начиная с крыши, нужно строить от основания вверх. Его спросили: что должно разуметь здесь под основанием? Он отвечал: основание – ближний, когда помогаем ему и приобретаем его, потому что на нем основаны все заповеди Христовы. Авва Иоанн Колов ( 82, 288–289 ). Авва Агафон говорил: «Если бы я мог взять тело прокаженного и отдать ему мое, сделать это было бы для меня наслаждением».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010