Сотериология Путь ко спасению ...Пусть и не воображают, что можно наследовать жизнь и спасение, не повинуясь епископам и священникам... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 107). Будем ревновать о доброй и боголюбивой жизни не ради человеческой похвалы, но изберем добродетельную жизнь ради спасения души; ибо каждодневно видится смерть перед глазами нашими, – и все человеческое ненадежно (прп. Антоний Великий , 89, 77). Источник. Началом же спасения и Царствия Небесного бывает для души любовь (прп. Антоний Великий , 89, 89). Источник. ...Не одно странничество спасает человека, но исполнение заповедей... (прп. авва Исаия , 89, 358). В покаянии – спасение, а неразумие – смерть покаяния. Скрывай себя от людей суетных; обнаруживай же себя, всего чаще, перед Богом (свт. Василий Великий , 9, 44). Источник. ...Кто хочет спастись, тот старайся, и кто желает войти в Царство, тот не будь нерадив... (прп. Ефрем Сирин , 30, 83). Человек благоразумный соблюдет заповеди, а кто соблюдет их, тот приобрел рай вечных утех (прп. Ефрем Сирин , 30, 182). Источник. Начало и конец для верных – вера, надежда и любовь... (прп. Ефрем Сирин , 30, 201). Источник. Ничто не приводит так душу ко спасению и не делает ее столько бодрою к трудам, как если найдется учитель, который проповедует добродетель самим делом... (прп. Ефрем Сирин , 30, 506). Желает ли кто быть небесным? Питай всегдашнюю ненависть к тому, что на земле, и, гнушаясь этим, подвизайся как совершенный, и желай Небесного Царства (прп. Ефрем Сирин , 30, 543). ...Кто действительно желает бессмертной жизни и вожделевает Небесного Царства, тому надобно стать выше и больше всего, что есть в веке сем, простираться далее всех пределов, полагаемых миром, и выше всякой земной славы, расторгнуть все узы вещества, возлюбить небесную славу Христову, и к любви сей не примешивать ничего иного, и ничего не любить в сем веке, или в сей жизни (прп. Ефрем Сирин , 32, 37). В какой мере предается каждый телесному и душевному подвигу со всяким услаждением добрыми делами, в такой же мере приобретает он причастие Святаго Духа к духовному возрастанию в обновлении ума; по благодати и туне получая спасение, а по вере, любви и подвигу свободного произволения входя в преспеяние и меру, чтобы как по благодати, так и по правде стать наследником вечной жизни и не всецело Божиею силою и благодатию, без собственного человеческого содействия и старания, возрастая в преспеяние, и не всецело собственною силою и крепостию, без содействия и помощи Духа, имея возможность прийти в совершенную волю Божию и в меру чистоты (прп. Ефрем Сирин , 32, 321–322). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Все они, по здраво понимаемому намерению Писания, состоят между собою в такой связи, что нарушением одной необходимо нарушаются все прочие... (свт. Василий Великий , 9, 75). Источник. ...Для исполнения... тех заповедей, какие даны нам от Бога, получили мы от Него и силы, чтобы невозможно было и негодовать на то, ... (свт. Василий Великий , 9, 83). ...Кто в деле своем нарушает точность заповеди, тот, очевидно, слабо памятует о Боге (свт. Василий Великий , 9, 92). Источник. ...Во всем должно нам остерегаться, чтобы под предлогом исполнения одной заповеди не оказаться нарушителями другой (свт. Василий Великий , 9, 104). Источник. ...Хотя бы и весьма был известен или чрезмерно славен препятствующий исполнять заповеданное Господом или советующий делать запрещенное им, всякий любящий Господа должен такового бегать и гнушаться им (свт. Василий Великий , 9, 228). Источник. Кто ревнует об исполнении заповеди, и делает не то, что приказывают, но чего сам хочет, тот какую получает награду? – Какая следует за самоугодие (свт. Василии Великий , 9, 229). Источник. ...Заботиться и работать ради заповеди – похвальный признак христолюбивого и братолюбивого расположения (свт. Василий Великий , 9, 295). Источник. Кто оставляет их , тот безумен, суетна надежда его... (прп. Ефрем Сирин , 30, 131). Кто по истине соблюдает их, тот переходит от смерти в живот (ср.: Ин. 5, 24 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 131). Кто знает все Писание и нерадит о заповедях Христовых, тот биен будет много ( Лк. 12, 47 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 132). ...Кто исполняет волю Господню, тот будет признан мужем совершенным (прп. Ефрем Сирин , 30, 132). Источник. Кто соблюдает заповеди, тот любит себя, а кто пренебрегает ими, тот вредит душе своей (прп. Ефрем Сирин , 30, 177). Источник. Втайне, возлюбленный, исполняй заповеди Господни, и Господь воздаст тебе явно (прп. Ефрем Сирин , 30, 192). Источник. Убивает душу свою, кто уклоняется от заповедей Господних; неизглаголанную же радость наследует всякий, кто в действительности их соблюдает (прп. Ефрем Сирин , 30, 200–201). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Покаяние Сущность покаяния Покаяние грешников имеет в себе жизнь, а нераскаянность – смерть (св. Ерм , 94, 224). В покаянии – спасение, а неразумие – смерть покаяния (свт. Василии Великий , 9, 44). Источник. это – древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами (прп. Ефрем Сирин , 32, 154). Покаяние есть жертвенник Божий, потому что согрешающие при посредстве его умилостивляют Бога. Даже безубыточно оно для приносящего покаяние, чтобы разумели мы, какое расстояние между Законом и Евангелием. Под Законом иные нередко отказывались объявлять грехи свои, по причине издержек, и скупость в принесении жертв служила покровом пороку. Христос, пришедши, устранил и сие, даровав покаяние – сей безубыточный жертвенник(прп. Ефрем Сирин , 32, 162). Источник. Покаяние есть и Божия трапеза, потому что чрез него вкушает Бог спасение человеческое... покаяние есть чудный хлеб Божий: Бог вкушает в нем исповедание совести, Он пиет в покаянии слезы умиления; в нем наслаждается благоуханной вонею – искренним чувством воздыханий, потому что они для Бога, как благоухающее вино. Вот многообразные брашна Божии: воздержание, пост, бдение, прилежная молитва, покорность со смирением, ибо сие благоугоднее Богу других жертв (прп. Ефрем Сирин , 32, 164). Источник. Покаяние в жертву приносит согрешивших, но и опять оживотворяет их; умерщвляет, но и опять воскрешает из мертвых. Как же это? Слушай: берет оно грешных и делает их праведными. Вчера были мертвы, сегодня живы они для Бога покаянием; вчера были чужие, а сегодня свои Богу; вчера беззаконны, а сегодня святые (прп. Ефрем Сирин , 32, 167). Источник. Начало покаянию полагается на словах, потому что словесное исповедание есть предначатие покаяния. Потому и мытарю дается предначатие спасения; несовершенно освободил его Господь от долга, потому что несовершенное еще принес он покаяние (прп. Ефрем Сирин , 32, 201). Источник. Поскольку лукавый по зависти нападает на немощь нашу, то Господь наш против язвящих стрел его дал тебе спасительное врачевство – покаяние... (прп. Ефрем Сирин , 33, 135). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

При распалении плоти не касайся тайных членов, чтобы не произвести сильнейшего распаления (прп. Ефрем Сирин , 30, 168). Источник. Кто храм Божий растлит, растлит сего Бог ( 1Кор. 3, 17 ), говорит Божественное Писание. Как псу, усильно противься демону блуда, никак не соглашайся увлечься таковым помыслом, потому что от искры много будет угольев и от худой мысли умножаются худые пожелания. Старайся истреблять воспоминание о них паче зловония тинного (прп. Ефрем Сирин , 30, 201). Источник. В чистоте обитают великий свет и радость, и мир, и терпение, а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма (прп. Ефрем Сирин , 30, 202). Источник. ...Тот, кто незадолго пред тем был... членом Христа, чрез блуд делается членом блуда (прп. Ефрем Сирин , 36, 73). Источник. Если во время работы потревожит тебя дух блуда, не обленись простереть руки свои на молитву, и молитва веры противостанет за тебя (прп. Ефрем Сирин , 86, 409). Источник. Блудом и прелюбодеянием называется не только грех в рассуждении тела, но и всякий грех, особенно же беззаконие в рассуждении Божества (свт. Григорий Богослов , 14, 229). Источник. Блуд есть такой порок, от которого должно бежать более, чем от других. Другие злые виды греха, по-видимому, щадят тело совершающих, и сделанное останавливается только на том, кого коснулось дело, например, в грабежах терпят вред только ограбленные, в пороке зависти сила страсти обрушивается только на тех, коим завидуют; в клеветах, если им верят, опять опасность только для оклеветанного; в убийствах несчастье убитому; и если кто обратит внимание на последствие всех неправых дел, тот найдет, что неправо поступающие получают прибыль, а вред терпят претерпевающие неправду. Но прелюбодеяние не знает этого разделения, не отделяет дела подвергшегося ему от дела совершившего, но наносит вред обоим вместе, соединяя блудника и блудницу общим союзом осквернения, и обесчестивший тело подвергается одинаково бесчестию с обесчещенным. Убийцы, умерщвляя, случается не умирают вместе с убитыми; осквернивший же плоть и сам сопричастен осквернению (свт. Григорий Нисский , 24, 452). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вот день, который разлучает друзей, как двух волов, отрешенных от единого ярма. Соедини их снова Твоею любовию! День рождения твоего обрадовал родителей твоих, день кончины твоей опечалил наследников твоих. Да увидят они тебя в Едеме (прп. Ефрем Сирин , 33, 451–452). Источник. Не забывайте, братия, где вы ныне и где будете наутро. Иные вчера беседовали в домах, и ныне молчат в гробах. Блажен, кто в этот день помнит о будущем дне (прп. Ефрем Сирин , 33, 454). Источник. Помни непрестанно страшную смерть, как будто она у тебя перед глазами; и встретишь ее менее грозною (свт. Григорий Богослов , 15, 360). Источник. Если мы постоянно и каждый день будем взирать на неизвестность кончины, то не скоро впадем в грехи... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 731). Как хлеб необходимее всякой другой пищи, так память о смерти важнее всех дел (свт. Иоанн Златоуст , 54, 965). Одно из всех благ человеческих самое великое – это смирение сокрушенного сердца, всегда размышляющего о дне смерти... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 982). Добрый педагог и телу, и душе есть незабвенная память о смерти, и то, чтобы, минуя все посреде сущее (т. е. между настоящею минутою и часом смерти), ее всегда перед собою зреть, и тот самый одр, на котором имеем лежать, разлучаясь с телом, и прочее (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 186). Будем, если можно, непрестанно памятовать о смерти, ибо от этого памятования рождается в нас отложение всех забот и сует, хранение ума и непрестанная молитва, беспристрастие к телу и омерзение ко греху, и почти, если сказать правду, всякая добродетель, живая и деятельная, из него проистекает (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 201). Источник. Ночью и днем взирай на последний день. Никакая любовь к настоящей жизни да не привлекает тебя к земле (прп. Нил Синайский , 72, 233). Всегда ожидай, но не бойся смерти; то и другое – истинные черты любомудрия (прп. Нил Синайский , 72, 250). Источник. Блажен, кто памятует о своем отшествии из этой жизни и воздерживается от привязанности к наслаждениям мира сего, потому что многократно усугубленное ублажение приимет во время отшествия своего, и не оскудеет для него ублажение сие. Он есть рожденный от Бога; и Святый Дух кормитель его; из лона Духа сосет он живоносную пищу и к веселию своему обоняет воню Его (прп. Исаак Сирин , 58, 47). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Чистота Кто очистился и пребывает чист, тот не только сам себя сохраняет от мирских соблазнов, не только не уловляется никакою сетию нападающего на него врага, но и укрепляется в своих силах до того, что над всем воинством противника господствует по своей воле, как повелитель (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 92). Насколько кто имеет чистоту, настолько видит себя много согрешающим, от того (именно), что видит, а насколько много согрешает, настолько омрачается, хотя и видит себя имеющим чистоту (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 151. ...Увядание плоти даст нам возможность дойти до совершенства в добродетели чистоты (прп. Антоний Великий , 89, 43). Без чистоты тела и сердца никто не может быть совершен перед Богом... (прп. Антоний Великий , 89, 51). Кто есть чистый сердцем? (ср.: Мф. 5, 8 )... Кто не знает за собой презрения к заповеди Божией или недостаточного или небрежного исполнения оной (свт. Василий Великий , 9, 300). Лучше в чистом сердце ради добродетели нечистота ног, нежели выставляемая в предлог чистота и омовение пристрастное (прп. Ефрем Сирин , 30, 201). Источник. Имея разум, занятый чувственным, можно ли тебе будет в чистом уме, как в зеркале, созерцать невидимое, и услаждаться, и радовать себя памятованием о Боге? (прп. Ефрем Сирин , 30, 497–498). Источник. А как сделаться чистым, способы к этому можно тебе дознать из всякого почти Евангельского учения. Ибо, переходя к последующим заповедям, найдешь ясное учение об очищении сердца. Господь, разделив порок на два вида, на видимый в делах и на составляющийся в мыслях, первый вид, т. с. неправду, обнаруживаемую в делах, наказывал по ветхому закону, ныне же обратил внимание закона на другой вид греха, не дело худое наказывал, по промышляя, чтобы не полагалось ему и начала. Ибо изъять порок из самого произвола гораздо важнее, нежели сделать жизнь чуждою лукавых дел. Поскольку порок многочастен и многообразен, то Господь в заповедях Своих каждому из запрещенных дел противопоставил особое врачевство (свт. Григорий Нисский , 19, 447–448). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Удовольствия ...Есть... удовольствия, спасительные для людей: многие, совершая добрые дела, получают удовольствие, находя в них для себя сладость. Это удовольствие полезно рабам Божиим и приготовляет жизнь таким людям (св. Ерм , 94, 214). Когда восприимешь мечтание о каком-либо чувственном удовольствии, поберегись, чтобы не быть тотчас увлечену им; но, несколько отстранив его, вспомни о смерти и помысли, сколько лучше сознать себя тогда победившим эту прелесть сластолюбия (прп. Антоний Великий , 89, 93). Источник. ...Плотские удовольствия... подобны луку и чесноку: сообщают много остроты и раздражительности; кто вкусил оных, у того из внутренности издают они тяжелое и едва истребимое зловоние, и причиняют много слез вкусившим (свт. Василий Великий , 7, 32). Источник. Удовольствие – диавольская уда, влекущая в пагубу. Удовольствие – матерь греха, а грех – жало смерти (ср.: 1Кор. 15, 56 ). Удовольствие – пища вечного червя; оно на время утешает наслаждающегося, а впоследствии дает такие отпрыски, в которых больше горечи, чем в желчи (свт. Василий Великий , 8, 201). Источник. ...Что такое скорбь века сего, равно как и радость века сего, возлюбленный? Посему лучше терпеть встречающиеся скорби, нежели обольщение. Ибо слава и обольщение мира сего подобны огненному пламени, который попалил положенные в него дрова, и вскоре потом угас, так что от всего этого пламени остались зола и пепел (прп. Ефрем Сирин , 30, 308). Человеколюбец всех призывает и говорит: приидите ко Мне вси ( Мф. 11, 28 ), но никто не слушает, никто не оказывает усердия. Человеконенавистник же диавол поманит, и стекаются многие. Если когда возвещены пост или бдение, все жалуются в изнеможении и делаются как мертвые. Л если когда объявлено об обедах, о вечерах, о гуслях и бесовских песнях, все делаются веселыми, бодрыми. Приглашают друг друга, дружно идут худым путем, состязуются в недобром подвиге, не соблюдая благопристойности, не как рабы Божии, но как беглецы, и часто, целый день трудясь для чрева, и целую ночь проводят без сна на погибель душ своих, играя и служа игралищем и, ничего не приобретая от труда и бдения, кроме единого горя... Никто да не обольщает вас, братия: не христианам сие свойственно, но неверным язычникам... у которых нет ни надежды спасения, ни желания будущих благ (прп. Ефрем Сирин , 32, 131–132).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Слух ...Уши – не для того, чтобы принимать клевету и худые слова, но для слышания слова Божия и всякого голоса, который доходит до нас от людей, птиц и других (существ), и прославления ради сего их Творца... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 141). Храни уши свои, а иначе сам на себя навлечешь брань страстей (прп. авва Исаия , 59, 96). Не старайся вслушиваться, что говорят другие, и не вкладывай головы своей в средину беседующих, чтобы и самому тебе не быть осмеянным, и их не сделать злоречивыми (свт. Василий Великий , 9, 48). Источник. Любодействует ухо, если внимает не доброму... Если внимает шуточным песням и речам, также любодействует, потому что входящие в него шутки оскверняют его (прп. Ефрем Сирин , 33, 347). Источник. Испроси себе Хранителя уху твоему, чтобы не слушало оно худого, не отверзалось и не допускало в себя, что может возмутить и уклонить сердце от Господа (прп. Ефрем Сирин , 33, 349). Источник. Слух напрягай для одних добрых вещаний, а для речей срамных и бесстыдных заграждай его дверью (свт. Григорий Богослов , 13, 152). Источник. ...Слышать, что надобно, так же дорого, как и говорить нужное (свт. Григорий Богослов , 17, 201). Источник. И ухо отворяет окна смерти, вместе с тем, что слышит, принимает в душу многие страсти: страх, печаль, раздражение, удовольствие, вожделение, неумеренный смех... (свт. Григорий Нисский , 18, 461). Источник. ...Бог дал нам слух не для того, чтобы нам воспринимать хульные речи, но чтобы слышать спасительные догматы (свт. Иоанн Златоуст , 53, 219). В день будущего вселенского суда потребуется у тебя отчет не за праздное только слово, но также за праздное и напрасное слышание (прп. Нил Синайский , 73, 276). Надлежит тебе блюсти и уши свои. И, во-первых, не слушай срамных и сладострастных речей, песней и музыки, от которых блажью наполняется душа и разнеживается, и сердце разгорается плотскою похотью... Источник. Во-вторых, не слушай шумных и смехотворных речей, пустых и баснословных рассказов и выдумок, а если невольно услышишь, не услаждайся ими и не одобряй их. Непристойно христианам находить удовольствие в таких речах, а только тем развращенным людям... Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Уцеломудрим же заранее сердца наши, очистим совесть, освятим дух, и в чистоте и непорочности станем сретать пришествие Всесвятого Господа, дабы день рождения Того, Кто родился от Пречистой Девы, празднуем был непорочными Его рабами». 201 «Чиста настоящая ночь, в которую явился Чистый, пришедший очистить нас, – говорит св. Ефрем Сирин . – Не допустим при бдении своем ничего такого, что могло бы сделать его нечистым. Да будет и стезя слуха нашего чистою, и взор очей ваших цедомудренным, и сердечное чувство святым, и слово устен искренним. В сей день спасения будем износить только разумное слово и не скажем ничего лишнего, чтобы вам самим не оказаться излишними. Настоящая ночь есть ночь примирения, поэтому никто да не гневается и не причиняет печали. В сию ночь, даровавшую мир целому миру, никто да не угрожает и не предается неистовству. Настоящая ночь есть ночь Кротчайшего; да не будет же в сию ночь огорчающего и жестокого. В сию ночь Смиренного никто да не гордится и не надмевается. В сей день оставления грехов не будем отмщать обид. В сей день радостей не станем причинять огорчений друг другу. В сей день благоволения не будем жестокосердыми. В сей день тишины не станем обуреваться гневом. В этот день, в который Бог пришел к грешникам, да не превозносится праведный пред грешным. В этот день подучен нами дар, которого мы не просили; будем же подавать милостыню тем, которые взывают к нам и просят. День сей отверз горнюю дверь молитвам нашим; отверзем и мы дверь свою просящим, которые нанесли нам обиду и умоляют о прощении». 202 19 Св. Ефрем Сирин . Псалтырь или богомысленные размышления, извлеченные из творений святого отца нашего Ефрема Сирианина и расположенных по порядку Псалмов Давидовых. 127. Слова на суде к сущим одесную и к сущим ошуюю. 63 Прп. Макарий Египетский . Духовные беседы. Беседа 30. Душе, чтобы войти в царствие Божие, должно родиться от Святого Духа, и каким образом бывает сие. Беседы на Евангелие от Иоанна. Семь слов. Слово 7. О свободе ума. 67 Прп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности. Глава 2. Польза рассудительности доказывается мнением аввы Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

• Иудейский комментатор Рамбан рассуждает: мне кажется, что Иафет старший, так как сказано: «Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, брата Иафета, старшего» ( Быт.10:21 ), также и в исчислении родословия сыны Иафета упомянуты первыми ( Быт.10:2 ). А Хам – меньший из всех, как сказано: „узнал, что сделал над ним меньший сын его“ ( Быт.9:24 ). Но Сим упоминается первым из-за его превосходства, и после него Хам, потому что в таком порядке эти двое родились, а Иафет, соответственно, упомянут последним». Этот же экзегет указывает, что в Библии есть и другие места, когда порядок перечисления детей не соответствует порядку их рождения: 1Пар.1:28 , Нав.24:4 [Классические комментарии, 2010, 99]. • У. Кассуто объяснил перестановку имен в родословиях стремлением к благозвучию: в библейском иврите в словосочетаниях, содержащих союз , нередко короткое односложное слово ставится перед более длинным словом: («день и ночь»), («благодать и милость»). Следовательно, чтение представляется самым удобным для произношения и благозвучным относительно других вариантов перечисления сыновей Ноя [Wenham, 2002, 201]. Однако, как нам кажется, слабость этой версии в том, что в нескольких местах перед именами сыновей Ноя вставляются другие слова: предлог прямого дополнения 6:10, 5:32) ) и союз 7:13 ). По идее, в таких случаях фактор благозвучия уже теряет актуальность, однако порядок сыновей одинаков везде. • Д. Киднер считает, что имена сгруппированы по принципу их значения для библейской истории, все события которой происходят на территориях проживания потомков Сима и Хама, именно они – главные здесь действующие лица, тогда как потомки Иафета находятся на периферии Священной истории [Kidner, 1967, 111]. 2. Ханаан, сын Хама. Вот основание для такой версии: в еврейском языке нет отдельного термина «внук», потому Ханаан, как самый младший из прямых потомков Ноя мужского пола, как раз и мог быть назван «его меньшим сыном». При этом теоретически возможны два варианта: или он мог быть самым младшим среди всех внуков Ноя (в пользу этого говорит тот факт, что в списке сыновей Хама Ханаан упоминается последним (10:6)) [Классические комментарии, 2010, 141], или же он был самым младшим потомком мужского пола на момент описываемого события. Это мнение имело преимущественную поддержку среди иудейских толкователей (Сфорно), также его разделяет прп. Ефрем Сирин [Ефрем Сирин, 1995, 271].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010