(посл. четв. XII - сер. XIII в.). Хронологические рамки явления обусловлены, с одной стороны, возникновением южнослав. гос-в, независимых от Византии (Сербии - в 70-х гг. XII в., Болгарии - в 1185), которые нуждались в организации регулярного богослужения на слав. языке, с другой - монголо-татар. нашествием на Русь в 1237-1241 гг. и позднейшим владычеством, в результате чего резко сократилось число русских паломников в К-поль, на Афон и в Св. землю, а с течением времени (скорее всего к нач. XIV в.) нарушились устойчивые связи афонского мон-ря св. Пантелеимона с Русью и уменьшилась активность рус. колонии в столице Византийской империи. Косвенным свидетельством того, что активная фаза 1-го восточнослав. влияния (переход корпуса текстов с Руси на слав. Балканы) завершилась не позднее 30-х гг. XIII в. (возможно, ранее), служит полное отсутствие в южнослав. традиции XIII-XV вв. ранних рус. послемонг. памятников: поучений свт. Серапиона , еп. Владимирского, Жития св. кн. Михаила Черниговского, «Иудейского хронографа» и др. Древнерус. книжно-лит. корпус, ставший известным в это время болг. и серб. книжникам, не содержит сочинений и переводов, возникших позднее кон. XII в., при-том что известны случаи работы восточнослав. книгописцев в южнослав. странах и во 2-й пол. XIII в. Для 1-го восточнослав. влияния характерно почти полное отсутствие прямых известий письменных источников о русско-южнослав. связях (в частности, не сохранилось свидетельств болг. и серб. писцов о копировании восточнослав. оригиналов). Известия ограничиваются отрывочными свидетельствами Жития св. Саввы Сербского (о рус. иноке, прибывшем в числе др. афонских монахов ко двору серб. правителя Стефана Немани, о пострижении св. Саввы в рус. мон-ре св. Пантелеимона на Афоне и о посещении им рус. «монастыря» в лавре св. Саввы Освященного во время 2-й поездки в Св. землю) и Жития прп. Гавриила Лесновского (о рус. иноке в Средеце (совр. София), к-рому явился преподобный). Основным источником для изучения и реконструкции явления служат косвенные, но надежные свидетельства, содержащиеся в болг. и серб. рукописях, восходящих к древнерус. оригиналам.

http://pravenc.ru/text/180423.html

«По учиненному в прошлом 1735 г., по силе имянного блаженныя и вечнодостойныя памяти государыни императрицы Анны Иоанновны, самодержицы Всероссийския, указа о выдаче светлейшим палестинским четырепрестольным патриархам милостиннаго жалованья, штату и по воспоследовавшему по тому штату в 1742 г. Святейшаго правительствующаго Синода определению велено: в ниже означенный палестинския монастыри, по силе жалованных в оныя монастыри от Всероссийскаго императорскаго престола грамот, производить ее императорского Величества милостиннаго жалованья и за оным присылать из тех монастырей в Москву чрез 5 лет в шестой год, за которые того жалованья и выдавать из московской Святейшаго Синода конторы, а именно: 1) Афонские горы в Благовещенский Ватопедский монастырь за известную святыню на каждый год по 100 рублев, а на 5 лет 500 рублев; да в нижепоказанные монастыри выдавать в каждый монастырь по 35 рублев на год, а на 5 лет по 175 рублев, а именно Афонския же горы; 2) в Введенской хиландарской; 3) в Предтечев, зовомый Дионисиев; 4) в Георгиевский Зуграфский; 5) в Георгиевский Павловский; 6) в Иверский; 7) в Вознесенский Есфигменской; 8) святаго великомученика Пантелеймона; 9) в Афанасиев великия лавры; 10) в Троицкой Алембасов (?); 11) в Благовещенский Филофеев Македонския земли; 12) в Введенской Тернопольской; 13) города Гирокострадана в Успенской; 14) Погоянинской епархии в Успенской же; 15) тояж епархии в Троицкой; 16) в Архангельской Михаила и Гавриила; 17)в Успенской, нарицаемой Авель; 18) города Вереи в Предтеченской; 19) города Янина в Богородицкой Ероменской; 20) тогож города в Ильинской; 21) тогож города в Рождественской; 22) Богородицкой, нарицаемый Тарханской; 23) Янинской области в Николаевский, имянуемый «от Господня мосту»; 24) в Успенской, нарицаемый Патерон; 25) Ангирскаго города в Спасский Вернопольский; 26) в Архангельской; 27) города Трапезона в Предтечев; Сербския земли; 28) города Крижевца в Введенской Липовинской; 29) Белаграда в Благовещенский Крушедолов; 30) в Вознесенской и чудотворца Саввы сербского , зовомый Милешев; 31) в Архангело-Михайловский Лесновский; 32) в Успенской Студеницкой; 33) в Благовещенской; 34) в Вознесенской Раваницкой; 35) в Метеорския горы в Сесвятской; 36) в Георгиевской, иже в Старом Мирнее; 37) преподобнаго Саввы Освященнаго в Александрии; 38) Волоския земли города Галицы в Николаевский; 39) Критскаго острова в Успенской; 40) Беломорскаго острова в Знаменской; 41) Беломорские ж страны в приписной к Богословскому острова Патма монастырю Богородицкой, что на острове Миле; 42) Ливанской горы в Успенской; 43) в скитской Воздвиженской в Польше в повете Галицком; 44) Молдавский земли города Сочавы в Николаевский, зовомый Кошуля; в Цареградския: 45) в Троицкой; 46) в Преображенской; 47) в Успенской, имеющейся близ Царя-града на острове Халки» (1742 г. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Итак, обращение Коряк как оседлых, так и кочевых теперь прямо зависит от самого Господа, ибо более сего мы теперь не в состоянии сделать ничего, кроме того только, что при удобных случаях говорит им в пользу христианской веры. О чем и сказано священникам. 2 февраля вечером приехали в Гижигу, быв встречены всеми жителями при выезде в крепость или лучше сказать слободу; ибо похожего на укрепление нет ничего. Расстояние Гижиги от Петропавловска, но нашему пути 2400 верст, от Охотска 1500. 23-го был в церкви и, по обычном приветствии, отправлял благодарственный молебен Господу Богу, благоволившему нам кончить самую труднейшую и большую часть пути нашего. 27-го отправлял литургию, приобщал исповедовавшихся и поучал народ сущности покаяния. 28-го отправлял литургию, приобщал исповедовавшихся и в свое время поучал народ прямым обязанностям христианина. 6      марта отправлял литургию, приобщал исповедовавшихся и поучал сущности покаяния. 7      марта тоже отправлял литургию и приобщал исповедовавшихся, и в поучении моем о цели существования нашего, между прочим, давал наставления пастырям, пастве и в особенности родителям. Вечером выехали мы из Гижиги. 3 числа брат мой, Лесновский священник, отравился домой. Приход его от Гижигинской церкви к Камчатке есть ближайший, он начинается за 400 или 500 верст селением Пусторецким. Гижигинская Церковь , 13-я Церковь деревянная, строением начата в 1826 году, а окончена только в 1839 году, и во время сей постройки она была не один раз переносима с места на место, по несогласию светской власти с духовными; и теперешнее место избрано не совсем надежное, ибо река подмывает берег. Церковь построена на церковную сумму, накопившуюся преимущественно от прикладов Тунгусов. Здание церкви крепко и прочно, но фасад оной дан был совсем не по климату. Вышина в церкви 10 аршин, и оттого зимой нет возможности служить в ней, несмотря на то, что в ней две больших печи. Для устранения сего неудобства предположено: прежде приступить к исправлению церкви, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Прихожане здешние так же, как и Лесновские, до постоянного пребывания у них священника были очень неусердны к церкви, особливо новопосвященные и от тех же причин, т. е. что редко посещал их священник и не имел времени заняться ими по надлежащему. Построению церкви в Дранкинском селении жители не очень были рады, оттого и лес для церкви они доставили самый тонкий. Но ныне так же, как и в Лесновской церкви, очень много изменилось к лучшему; жители сами желают построить новую церковь и готовы помогать всеми средствами; обязанности свои исполняют без принуждения, священника не чуждаются даже не крещенные. И можно надеяться, что мало по малу не будет ни одного из Олюторцев не крещенного, ибо во всякое посещение священника присоединяется к церкви по несколько человек. Мне случилось быть в главном селении язычествующих Олюторцев и беседовать с некоторыми из них; из всего, что я видел и слышал, можно заключить, что главным препятствием к просвещению их служат старики шаманы и, как мне говорили, тоэн их – пожилых лет и очень неглупый; но когда я, после нескольких слов о необходимости крещения, спросил его, почему он не крестится? то он отвечал мне: «знаю я, что крестятся для того, чтобы по смерти жить с Богом; но Бог не дает желания креститься, и я хочу умереть так, как умерли наши отцы, но я никому не препятствую и не буду препятствовать креститься». И напоследок он даль мне слово даже уговаривать других к принятию крещения и с своей стороны помогать к построению у них часовни, которую необходимо у них выстроить. Причт Дранкинский надежен. Священник хотя совсем не из ученых, но добр, кроток, исполнителен, попечителен, набожен и, под руководством благочинного, (который для сего составил поучение, одобренное Преосвященным Нилом) очень может действовать и, слава Богу, действует и по делам обращения язычников. Он окрестил два семейства Чукоч (о чем донесено мной Святейшему Синоду) и 6 человек Олюторцев. По делам церкви исправно и все в надлежащем порядке. Раскольников и секаторов нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

В рус. и церковнослав. языках Л обозначает звуки [л] и [л " ]: лампа,   лист,   Для обозначения звука [л " ] в серб. языке Вуком Караджичем была введена созданная на основе Л лигатура позже вошедшая и в македон. алфавит. Начертание Л в кириллице восходит к унциальному варианту греч. буквы «лямбда» (Λ), к-рая по рисунку связана с финик. знаком «лемда»/«лямед» («палка погонщика быков»), повернутым по часовой стрелке,- . В древней кириллице начертание Л состоит из 2 прямых наклонных линий, соединяющихся под острым углом на верхнем уровне строки или под ней и образующих треугольник, открытый внизу; в уставе XI-XIV вв. достаточно распространена модификация с верхним штрихом - . В древнейших рукописях особенностью начертания Л была короткая левая линия, не достигающая линии строки. Подобные начертания наблюдаются как в старослав., так и в среднеболг. и древнерус. памятниках до XIV в.- (надпись царя Самуила , Супрасльский сборник , Хиландарские листки , Саввина книга , Энинский Апостол , Струмицкий Апостол (Шафарика), Псалтирь Томича, Лесновский Паренесис, Минея 1096/97 г. и др.). Правая линия может быть значительно длиннее левой и подниматься над ней вверх - (Супрасльский сборник, Хиландарские листки, Евангелие Иоанна Александра). В отдельных среднеболг. памятниках встречается начертание, напоминающее греч. скорописную букву λ, в к-ром длинная правая линия, загибаясь влево, образует своего рода навес над буквой - (2-й почерк Охридского Апостола ). Значительно реже наблюдаются плосковерхие начертания - (напр., в октябрьской Минее 1096 г.). По мере развития уставного письма различия формы Л определяются наличием/отсутствием наклона правой линии: наряду с относительно симметричным начертанием с наклонной правой линией - - возникают несимметричные начертания с вертикальной правой линией - . Левая линия несимметричных начертаний бывает выпуклой, дугообразной - . В Тырновской надписи 1230 г. появляется начертание Л с крючком наверху - . Такой графический тип распространен в памятниках южнослав. эпиграфики XIV в., реже он встречается в 1-й пол. XV в. ( 1974. С. 21).

http://pravenc.ru/text/2462395.html

  1) Болгарское сказание о нем изд. Ламанским в Зап. акад. VI, стр. 121-189. Известно оно и Гласнику XI, 41. Оно многословно; берем нужное из него. вершине горы самый счастливый лов. Один из них пришел к старцу благодарить его за совет. Божие благословение с вами, сказал старец. С того времени в дме охотников появилось довольство. Спустя недолгое время охотники пришли посетить старца, но уженашли его почившим. Благодарные, они до смерти своей приносили свечи на молитву преподобного. Кончина его последовала, как открыл он в загробном явлении своем, «пред великим мраком прежде осми лет»2). Не мало времени прошло после того; при имп. Мануиле (1143-1179) Бог благоволил прославить раба своего. Священник села Осмидола страны Овчепольской Феодор, овдовев, положил оставить мир и слышав о месте подвигов блаж. Иоакима отправился к Осоговской горе с решимостию подвизаться отшельнически там же, где проводил равноангельскую жизнь Иоаким. Является ему во сне преподобный и спрашивает: куда идешь ты? Феодор сказал о своем желании. Преподобный оградил его крестным знамением и, вынув сосуд, отер водою ему голову, лицо и руки. Иди, чадо! С миром, прибавил преподобный. Проснувшись, Феодор от радости омыл илцо свое слезами. Приняв иночество с именем Феофана, он построил храм на месте подвигов преподобного, - обрел гроб его и понеоднократному явлению преподобного открыл мощи его вобщее назидание. При мощах совершались чудеса. По сербской летописи, благочестивый краль Милютин построил храм «светому отцу Иоакиму»3). В сербском синаксаре XIII в. под 16 августа: «преподобного отца нашего Иоакима осоговского»4).   2) В русских летописях солнечное затмение 19 марта 1113 г. (Погодина Исслед. IV, 91). Если преподобный указывает на это затмение, то кончина его последовала в 1105 г. 3) Шафарика Памятн. 2, 60. Сборник Ламанского: «в молбу и похвалу 4 звезды, иже в последня времена просиявше, Прохора пшинскаго, Иоакима сърандопорскаго, Илариона мегленскаго и Гавриила лесновскаго». Зап. акад. VI, 122. 123.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Из тех же времен и характеристика Сербии как одного большого монастыря, которую дал Григорий Цамблак, а она особенно важна потому, что указывает на значение монастырей и монашества для сербского Православия и сербской духовной жизни. Об этом тоже можно было бы говорить пространнее, но на данный момент подчеркнем лишь значение того продолжительного и в течение веков непрерывного опыта влияния на сербов Афонской Святой Горы, особенно сербского монастыря Хиландар, который был и остается питомником сербской духовности вплоть до наших дней (сейчас у сербов вновь оживились и участились паломничества в Хиландар и на Святую Гору, равно как и в Иерусалим и на Святую Землю, где сербы веками имели свои монастыри, а из монастыря Святого Саввы Освященного перенимали иерусалимскую духовность и богослужебную традицию). То же самое можно сказать о прочном влиянии сербских монастырей в отечестве (Жича, Студеница, Печ, Дечаны, Милешево, Тврдош, Раваница, Крка, Крушедол, Лепавина, Морача, Острог и др.), так что прав Владыка Николай, когда говорит, что “сербское Православие невозможно представить без монастырей, ибо в них сербский народ испокон веков учился правилу веры и образу кротости”. Поэтому не удивительно, что большинство сербских святых были монахами – как в давние времена (начиная со Святого Саввы, Святого Симеона, Святого Гавриила Лесновского, Иоанникия Девичского и иных), так и позднее (Святой Стефан Пиперский, Василий Острожский, Рафаил Банатский, игумен Паисий и диакон Аввакум и другие). Эта сербская верность и родственность восточному Православию, как своей Церкви и своим монастырям, была и поныне есть и у самого простого человека-серба, который “беднее всех, но и тверже всех в вере”, как говорил далматинец Пилипенда (герой писателя Симы Матавуля): “Помоги, святое и прекрасное мое Православие! Мне бы о тебе позаботиться, насколько могу. Когда околею, по мне все же зазвонит мой колокол и проводит меня мой (православный) священник”. ВЕРНОСТЬ ЕВАНГЕЛИЮ И ЧЕСТНОМУ КРЕСТУ Особый вид и вершина сербской верности Православию, т.е.

http://pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-serbov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ ОСОГОВСКИЙ [Сарандапорский, «от Славищ»] (кон. XI - нач. XII (?) в.), прп. (пам. болг. 16 авг.), отшельник. Житие И. О.- единственный источник, к-рый содержит весьма скудные сведения о преподобном. Повествование не имеет стройной композиции и начинается с обширного богословского введения. Далее следует краткая часть, которая играет роль тематического ключа и посвящена св. западноболг. отшельникам - Иоанну Рильскому , Прохору Пшинскому и Гавриилу Лесновскому . В биографической части опущены даже такие распространенные агиографические топосы, как сведения о родителях и детстве И. О., повествование начинается с приходом преподобного (подобно сщмч. Игнатию Богоносцу) «с запада» в Осоговские горы (Осоговске-Планине, долина р. Сарандапор (ныне Крива), Македония). В с. Градац (недалеко от совр. г. Крива-Паланка) от местного болярина И. О. услышал о пустынной горной местности Бабин-Дол на р. Скупица и поселился там, решив стать отшельником. Здесь его нашли 2 охотника, и он чудесным образом помог им поймать богатую добычу (это единственное чудо при жизни святого, о к-ром упомянуто в Житии). Один из охотников вернулся, чтобы поблагодарить И. О., и тогда преподобный попросил через некоторое время еще раз прийти к нему. Когда охотники пришли в следующий раз, то нашли уже тело отшельника, похоронили его и, до тех пор пока их роду «всем от жития прешедшу», навещали могилу. Почитание Более подробно в Житии рассказывается о возникновении почитания преподобного и о строительстве церкви в его честь. Во время правления греческого царя Мануила (визант. имп. Мануил I Комнин (1143-1180)) овдовевший иерей Феодор поселился отшельником в местах, где жил И. О. Феодор постригся в монахи с именем Феофан, возглавил собравшуюся вокруг него братию и «по мале же времени» построил во имя И. О. церковь, основав т. о. Осоговский монастырь . Феофан стал молиться, чтобы ему было открыто местонахождение мощей святого, и тотчас в свете молний ему было указано место, от к-рого исходило благоухание. После этого чуда монахи прославили своего покровителя, воспевая многократно «Радуйся» и отслужив торжественную службу. Через нек-рое время святой явился во сне Феофану и повелел переложить его тело из могилы в раку, но тот не решился этого сделать. Когда святой вторично явился игумену во сне, тот выполнил повеление и торжественно положил его мощи в раке в церкви. От святыни стали совершаться многочисленные исцеления. Житие заканчивается рассказом о чудесах И. О. Повествование имеет в основном назидательный характер и призывает мирян почтительно относиться к обители, а монахов воздерживаться от краж, брани и драк, тайноядения во время поста и изъятия частиц мощей святого. В белградском списке Жития попытка похищения частицы мощей И. О. приписывается мон. Арсению, а в скопской редакции отнесена ко времени правления визант. имп. Иоанна III Дуки Ватаца (1222-1254).

http://pravenc.ru/text/468939.html

Вечер памяти протоиерея Михаила Сечейко состоялся в Спасо-Парголовском храме ноября 2013 Вечер памяти был приурочен к полугодовой дате со дня кончины отца Михаила и к его именинам, которые впервые отмечались без самого батюшки, отошедшего ко Господу в мае этого года. Панихиду по нему отслужил протоиерей Александр Зелененко .     Отец Михаил всю жизнь достойно нес тяготы и скорби, выпадавшие на его долю. Он родился в 1926 году в Белоруссии. В 1944-м был призван в армию, воевал в должности радиста, был ранен. Демобилизовавшись, поступил в Минскую духовную семинарию и по ее окончании был рукоположен в сан диакона, а затем и священника. В этом сане он предстоял Господу 62 года. Он окончил Ленинградскую духовную академию, был настоятелем Свято-Троицкой Лесновской церкви, служил в Смоленской церкви, в Спасо-Преображенском соборе. А в Князь-Владимирском соборе протоиерей Михаил Сечейко прослужил 34 года. В 1995 году после скоропостижной кончины протоиерея Василия Лесняка был назначен в Спасо-Парголовский храм, настоятелем которого и являлся до последнего дня жизни.   Батюшка был опытным и ревностным пастырем, мудрым, обаятельным, прекрасным проповедником, обладавшим изумительной памятью, свободно цитировашим по латыни древних философов и Священное Писание. Он осуществил преемственную связь между поколением дореволюционной школы священства, представителей которой он застал, обучаясь в семинарии и академии.   После богослужения в воскресной школе состоялась встреча, на которой люди, лично знавшие батюшку, делились воспоминаниями, связанными с  его жизнью, ставшей примером для многих. На вечере присутствовали внуки и вдова покойного - матушка Феофания.  Вечер воспоминаний открыл проректор СПбПДА профессор протоирей Василий Стойков, знавший отца Михаила с 1951 года, с момента поступления в академию, когда они вместе волновались, ожидая экзамена и оценок. Потом они вместе служили в Князь-Владимирском соборе. Отец Василий отметил прекрасный почерк батюшки, скрупулезность и братское отношение к сослуживцам. Четкий почерк - не только движение руки, но и движение всей жизни - прямой, четкой, ясной, бескомпромиссной.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=404...

Беринга), посетил Курильские о-ва. С 1733 по 1741 г. он крестил на Камчатке 878 чел. К 1744 г. трудами приходских священников Камчатки и иеромонахов экспедиции Беринга численность новообращенных христиан на полуострове составляла более 6 тыс. чел., т. е. 2/3 камчадальского населения. Порой крещение осуществлялось и мирянами. Так, на Курильских о-вах «некто из Иркутска сын боярский Матвей Новограбленный [сборщик ясака]… в 1740 году, через дозволенное мирянину крещение «собрал в церковь Христову 122 души сих простодушных островитян»» (Там же. С. 28, 29, 54, 58). XIX в. В 1822 г. было основано Камчатское духовное правление (благочиние). В 30-х гг. XIX в. Сенат и Синод по ходатайству начальника Камчатки капитана 2-го ранга А. В. Голенищева и Иркутского еп. Михаила (Бурдукова) приняли решение об усилении деятельности Камчатского благочиния по христианизации коряков, чукчей и других сев. народов. В этих целях за счет казны были построены и освящены церкви в национальных острожках Дранка (вост. побережье полуострова) и Лесная (зап. побережье), находившихся на расстоянии неск. сот километров от Тигиля и Ключей. Вновь возведенная дранкинская церковь 16 февр. 1836 г. была освящена во имя свт. Иннокентия Иркутского, лесновская церковь 12 февр. 1837 г.- во имя свт. Николая Чудотворца. В мест. Гижига вместо обветшавшей была построена новая ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя. В местах проживания оседлых коряков и на путях традиц. кочевок оленеводов были основаны опорные пункты для миссионерской деятельности. В 1839 г. священники лесновской и дранкинской церквей крестили первых чукчей, кочевавших в этих краях. Первым чукчей-христианином стал тойон Чинник. Причиной столь неожиданного и долгожданного события было проведение благоприятной национальной политики в отношении коренного населения, а также продемонстрированный миссионерами благотворный пример новой жизни камчадалов, принявших не только христианство, но и рус. культуру. Они проживали в рубленых домах, занимались огородничеством и разведением домашнего скота, что гарантировало круглогодичное пропитание даже в «безрыбные годы».

http://pravenc.ru/text/1470157.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010