— Нет сомнений, что в ходе переговоров будет обсуждаться ситуация в Абхазии и Южной Осетии. Это канонические территории ГПЦ. Но в силу политических причин Грузинская Церковь их не контролирует. Есть ли у РПЦ предложения по урегулированию ситуации? — Ситуация там действительно непростая. И именно поэтому не хотел бы забегать вперед и озвучивать какие-либо предположения в канун встречи двух Патриархов. — На территории Абхазии возник конфликт между православными священниками — группой Аплиа и группой Дбара. В чем его причина, с точки зрения РПЦ? — Я бы не стал в данном случае говорить о каком-то конфликте групп. Известно, что отца Виссариона Аплиа поддерживает подавляющее большинство абхазского духовенства. Но очевидно, что действия, которые были сделаны мятежными абхазскими священниками, иеромонахами Дорофеем (Дбаром) и Андреем (Ампаром), совершались в нарушение канонов Православной Церкви. Не исключаю, что причины такого поведения коренятся в первую очередь в личных амбициях, вследствие которых, как правило, человек начинает печься не о благе людей, а об удовлетворении личных интересов. Мы надеемся, что в Абхазии будут восстановлены мир и взаимопонимание в среде духовенства и мирян, а со временем будет найдено и приемлемое для всех сторон решение сложной проблемы канонического положения Православной Церкви в Абхазии. Очень важно, особенно в кавказском регионе, чтобы Церковь была носительницей примирения и добрососедства народов, а не источником конфликтов. Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 .

http://patriarchia.ru/db/text/1575682.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Сербской Православной Церкви АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.) ГАВРИИЛ I (Раич; † 1659), патриарх Печский (1648-1655), сщмч. (пам. серб. 13 дек., рус.- в соборе Сербских святителей 30 авг.) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ДАМИАН мч., Асийский, бессребреник (пам. 1 нояб.) - см. в ст. Косма и Дамиан, мученики, бессребреники Асийские ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей) ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) ИОАННИКИЙ (Липовац Йован; 1890 - 1945) митр. Черногорско-Приморский Сербской Православной Церкви, сщмч. (пам. 4 июня), ИОСИФ НОВЫЙ (Фуско Иаков; ок. 1568 - 1656), свт. (пам. румын., серб. 15 сент.), митр. Темишварский (Влашкоземский) Печской Патриархии ИУСТИН (Новый, Челийский) (Попович Благое; 1894 - 1979), архим., серб. богослов и проповедник, прп. (пам. 1 июня) КИРИЛЛ I [серб. Кирил], свт. (пам. 30 авг., в Соборе Сербских святитителей), патриарх Печский Сербской Православной Церкви с 1407 или 1409 (?) по 1418 г. ЛАЗАРЬ (ок. 1329 - 15.06.1389), мч. (пам. серб. 15 июня), серб. кн., основатель серб. правящей династии, один из самых чтимых серб. святых МАРДАРИЙ (Ускокович Иван; 1889-1935), свт. (пам. 29 нояб.), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/122350.html

Иоанна Предтечи, над захоронением прп. Григория Пельшемского устроена временная часовня. В 1706 г. со Знаменского погоста монастырской вотчины перевезли и поставили над мощами основателя мон-ря деревянный храм во имя прп. Григория Пельшемского. После прошения игум. Ферапонта в 1718 г. Вологодский еп. Павел благословил строительство в Г. м. каменного собора. В сер. XVIII в. в Г. м. был возведен каменный одноглавый храм в честь Собора Пресв. Богородицы с теплым приделом Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Кубовидный объем храма был перекрыт 4-скатной кровлей, увенчан луковичной главой на барабане. Изначально Богородицкая ц. была холодной и отделялась от теплого придела св. Иоанна Предтечи глухой стеной. В 1862 г. в этой стене была пробита арка и оба храма, соединенные т. о., стали теплыми. В соборе стоял 5-ярусный, а в Иоанновском приделе - 2-ярусный иконостас. Над входом в церковь возвышалась столпообразная, 8-гранная, увенчанная луковичной главкой колокольня, на к-рой висело 10 колоколов. В 1879 г. храм и колокольня были отреставрированы. У алтаря была похоронена братия и строитель Иосиф († 1832). В 1833 г. вместо обветшавшего деревянного храма во имя прп. Григория Пельшемского была возведена одноименная холодная каменная одноглавая церковь, повторяющая композицию Богородицкого собора. К 2-светному четверику, перекрытому 4-скатной кровлей, с луковичной главкой на барабане с востока примыкала пониженная апсида, с запада - крытый притвор. А. Н. Муравьёв , посетивший Г. м. в сер. XIX в., писал о Григориевской ц.: «Хотя и не великолепная, но благовидная по чистоте и порядку». 5-ярусный иконостас был «отчасти украшен серебряными ризами, но древних икон мало». К нач. XX в. в Г. м. также были построены каменные корпус (с ризницей, братской трапезной, кухней, кладовой), примыкавший к собору, 2-этажный братский корпус (1859); деревянные корпус с мезонином близ въездных ворот, корпус с просфорной и хлебопекарней, 2 хлебных амбара, погреб. При игум. Виссарионе (1855 - 60-е гг.

http://pravenc.ru/text/166513.html

Скопская епархия в 1219 г. перешла в юрисдикцию серб. Печской архиепископии, а Призренская (ок. 1216) вернулась в диоцез Охридской архиепископии. План средневек. Тырнова План средневек. Тырнова В 1-й пол. XIII в. Тырново превратилось в неприступный город-крепость. Он состоял из 3 частей: внешнего города, холма Царевец с царским и патриаршим дворцами и холма Трапезица, где находились 17 церквей и кафедральный собор Вознесения. Болг. цари ставили себе задачей сделать Тырново не только церковно-адм., но и духовным центром Болгарии. Они активно проводили политику «собирания святынь». После победы болгар над визант. имп. Исааком II Ангелом среди трофеев был захвачен большой патриарший крест, к-рый, по словам Георгия Акрополита, «был сделан из золота и имел в середине частицу Честного Древа» (Там же. С. 153-154). Феодор Скутариот добавляет, что крест был сделан равноап. Константином (ГИБИ. Т. 8. С. 251-252). До кон. 70-х гг. XIII в. этот крест хранился в тырновской сокровищнице в ц. Вознесения. При Иоанне Асене I были перенесены из Средеца в Тырново мощи прп. Иоанна Рыльского и положены в построенной во имя этого святого новой церкви на Трапезице. Царем Калояном в Тырново перенесены мощи святых мч. Михаила Воина, свт. Илариона, еп. Могленского, прп. Филофеи Темницкой и прп. Иоанна, еп. Поливотского. Иоанн Асень II воздвиг в Тырнове ц. 40 мучеников, куда перенес мощи прп. Параскевы Епиватской. При первых Асенях складывается концепция: Тырново - «Новый Царьград». Стремление уподобить столицу Болгарии К-полю нашла отражение во мн. лит. произведениях той эпохи. Печать Патриарха Виссариона. XIII в. (НАМ) Печать Патриарха Виссариона. XIII в. (НАМ) Синодик упоминает имена 14 Патриархов за период с 1235 по 1396 г. ( Попруженко. 1928. С. 91); по др. сведениям, их было 15. Сохранившиеся сведения об их жизни и деятельности крайне отрывочны. В списках не упомянут архиепископ Василий I, к-рый, хотя и не был официально признан Патриархом, назван таковым в ряде документов. Сохранилась свинцовая печать с именем Патриарха Виссариона, к-рую Т. Герасимов датирует 1-й четв. XIII в., полагая, что Виссарион был преемником примаса Василия и тоже униатом. Однако точно определить годы его Патриаршества не представляется возможным.

http://pravenc.ru/text/149675.html

8 Ср. духовно-нравственное толкование этого стиха у прп. Максима Исповедника : «Кто воздерживается от всякого зла и постится от чувственных идолов, входящих в душу чрез всякое чувство, тот ослабляет колена греховного закона, я разумею навыки, поддерживающие страсти, которые не могут более легко проскакивать (вторгаться) чрез действия злых и совершать нелепые и пагубные злодеяния. Плоть здесь означает силу вожделения (похоть), а негодный елей – утучняющие ее нежные действия удовольствия. – Итак, кто отсекает повод к удовольствию, тот изменяет плоть, т. е. силу вожделения обращает к Богу». Цит. по: Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена . С. 871, прим. 1. 9 Иже есть сладостен в виннем пребывании, во своих твердынех (ν τος αυτο χυρµασιν) оставит безчестие ( Притч.12:11 ЦСЯ). Т.е.: «Любящий находить удовольствие в пьянстве оставит безчестие в своем доме, – доведет его до безчестнаго раззорения. Иной раззоряется и впадает в нищету по стечению неблагоприятных, независящих от его воли обстоятельств, – например от пожара, от воров, другой – по собственной вине, – вследствие праздности и пьянства. В первом случае нет для обнищавшаго безчестия, в последнем нищета носит позорный характер». Епископ Виссарион (Нечаев) . Цит. по: 12 Здесь под слугой надо понимать желудок или тело, которое для Евагрия и других представителей восточного монашества, является слугой ума. Ср.: «Ум есть владыка, а плоть – раба. Поэтому не услуживай без меры рабе чревоугодием, чтобы, забыв свою меру, не сделалась она самоуправною и не осмелилась поднять оружие на владельца. Посему Соломон, зная неразумие тела, сказал: не пользует безумному сладость, и аще раб начнет с досаждением обладати ( Притч.19:10 ) своим властелином». Прп. Нил Синайский . Письма, I. 157//Преподобный Нил Синайский . Подвижнические письма. М., 2000. С. 129. 14 Ср. комментарий прп. Нила: «Премудрый Соломон говорит приточно: «всяк пияница и блудник обнищает, и облечется в раздранная и в рубища всяк сонливый» ( Притч.23:21 ); сонливым называя медлительного, слабосильного и ленивого для всякого полезного дела. А презревший Божии постановления оставляет хитон святого ведения, как пишет Евангелист Иоанн, «весь нешвен, свыше исткан» ( Ин.19:23 ), и светлую ризу нетления, облекается же в раздранное, многошвенное и безобразное рубище буйных и бесполезных вопросов, студа и злонравия». Прп. Нил Синайский . Письма, III. 123//Указ. соч. С. 373.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Нило-Сорская пуст. и ее подвижники. Кириллов, 1914; Романенко Е. В. Первый скит России: Страницы истории XV-XX вв.//К свету. М., 1997. Вып. 15: Край Кирилла Белозерского. С. 83-87; она же. Иконография Нила Сорского: Традиции почитания//Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 159-175; Смирнова А. В. Книги из Нило-Сорской пуст. в собр. КБМЗ//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 2001. Вып. 4. С. 117-118, 121-122, 124. Примеч. 19; Стрельникова Е. Р. Прот. Валентин Парамонов//Рассказ о Е. В. Тихоновой/Сост.: А. Е. Фёдоров. М., 2002. С. 178-181; Шевченко Е. Э. Служба и Житие прп. Нила Сорского, сост. в сер. XIX в. иеросхим. Нилом (Прихудайловым)//Рукописная книга Др. Руси и слав. стран: От кодикологии к текстологии. СПб., 2004. С. 166-186; она же. История создания Жития прп. Нила Сорского//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 744-760; Прп. Нил Сорский и основанная им пустынь: К 500-летию со дня преставления святого: Кат. выст. Кириллов, 2008. С. 30-31. 35; С. 43. 59; С. 50. 74; С. 51. 75, 76; С. 52-53. 77-79; Подписные и датированные произведения церк. искусства: Кат. выст./Сост.: М. Н. Шаромазов. Кириллов, 2017. С. 10-11, 272-277, 282-285. Кат. 94, 97, 98. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИЛАРИОН (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель ИЛИЯ (1-я пол. XVI в.), новгородский иером., свящ. домовых владычных церквей, агиограф и гимнограф, миссионер, вероятно, архиепископский нотарий МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария МОИСЕЙ игум. киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не ранее 1189 - нач. XIII в.), древнерусский писатель НИКОДИМ (Кононов Александр Михайлович; 1871-1919), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф

http://pravenc.ru/text/2577629.html

1-я метафрастическая редакция Жития Иоанна Зедазнели (в списке КЦ: Кекел. Q 795 (нет окончания), 1479-1495 гг.- Абуладзе. Сир. подвижники. С. 2-58; ПГП. Т. 1. С. 191-217) насыщена агиографическими подробностями, отступлениями догматического характера, распространенными словесными оборотами и предварена прологом, где указано, что в кон. XI в. настоятель Зедазенского мон-ря Микаел обратился к автору редакции с просьбой составить пространное Житие основателя и первого настоятеля мон-ря. 2-я редакция (Кекел. А 160, 1699 г.; А 180, 1713 г.; 7 рукописей XVIII в.- ПДГАЛ. Т. 1. С. 3-68; ПГП. Т. 3. 83-107) создана предположительно в XII в., сходными с ней по языку и структуре считаются появившиеся в XIII в. редакции Житий прп. Шио Мгвимского (Кекел. А 160, 1699 г.; А 130, 1713 г.; 12 рукописей XVIII-XIX вв.- ПДГАЛ. Т. 1. С. 69-143; ПГП. Т. 3. С. 107-170; Сабинин. Рай. С. 219-264) и прп. Давида Гареджийского (Кекел. А 160, 1699 г.; А 130, 1713 г.; 12 рукописей XVIII-XIX вв.- ПДГАЛ. Т. 1. С. 144-187; ПГП. Т. 3. С. 170-207; Сабинин. Рай. С. 264-286), а также более поздние редакции XVIII в. (Шио: СПбФИВ РАН. Н 22, XVII-XVIII вв.- ПГП. Т. 3. С. 267-291; Давид: Роман (Эристави) , еп. Тбилисский. 1737-1740. ЦГИАГ. Фонд древностей. Ед. хр. 252 - ПГП. Т. 3. С. 291-311). Синаксарь. XVIII в. (ЛМГ) Синаксарь. XVIII в. (ЛМГ) В XVIII в. католикос-патриарх Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили), используя кименную редакцию Жития прп. Шио Мгвимского, создал метафрастическое Житие прп. Иессея Цилканского (Кекел. А 170, 1713 г.- ПГП. Т. 5. С. 79-95), а на основе кименной редакции Жития царя-мч. Арчила XI в., принадлежащего Леонтию Мровели,- пространное Житие Арчила (Кекел. А 170, 1713 г.- ПГП. Т. 5. С. 95-108). Сборник сочинений Леонтия Мровели содержит много иллюстраций (в списке КЦ: Кекел. S 3269, 20-е гг. XVIII в.- считается, что это автограф). В сб. «Мартирика» католикоса-патриарха Антония I (Багратиони) вошло 20 мученичеств груз. святых. Каждое называется «Похвала и повествование о подвигах и страданиях святого (святых), созданные Антоном, архиепископом всей Верхней Грузии», после заглавия помещен посвященный святому ямб из 6 строк по 12 слов.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Собор всех Преподобных Русских Святогорцев в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре Служба Всем Преподобным Русским Святогорцам 7/20 мая в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре молитвенно чтится Собор всех Преподобных Русских Святогорцев. Этот день для почитания памяти всех святых русских афонитов, просиявших на Святой Горе Афон , выбран не случайно. Он был утвержден в 2016 г. Собором Старцев Пантелеимонова монастыря по благословению игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина), поскольку именно на этот день древнерусская богослужебная традиция относит успение «начальника русского монашества» прп. Антония Печерского. Кроме того, в этот же день совершается память других святых русских афонитов – прп. Нила Сорского и прпмч. Пахомия Русина. В этот же день чтится память прп. Нила Мироточивого Афонского. Всего Собор всех Преподобных Русских Святогорцев насчитывает более 60 афонских подвижников, прославленных в разные времена той или иной Поместной Церковью. Некоторые из них были сербами, греками и грузинами, однако их жизнь так или иначе связана со Святой Русью или с Русским монашеством на Афоне. Это далеко не полный список. Многие из выдающихся подвижников Русского Афона ждут своего прославления. Прежде всего, это великие и богоносные старцы Арсений, Иероним и Макарий, посредством которых Промыслом Божиим возродилось русское монашество на Афоне в XIX веке. Именно от них началось и продолжается до сих пор непрерывная духовная преемственность русского святогорского старчества. Достойны почитания и прославления земной Церквью многие подвижники Пантелеимонова монастыря, такие как старец Иоанн Вишенский, иеромонахи Арсений (Минин) и Иерон (Носов), старцы-основатели Андреевского скита Виссарион (Толмачов) и Варсонофий (Вавилов), а также оо. Аникита (князь Ширинский-Шихматов), Иннокентий (Сибиряков), подвижники Свято-Ильинского скита, многие русские пустынники и келлиоты, такие как старец Тихон (Голенков) — наставник преп. Паисия Святогорца, старцы Феодосий и Никодим Карульские, и многие, многие другие — все они без сомнения прославлены у Бога и молятся сейчас о своих соотечественниках. Они также поминаются в богослужебном последовании праздничной службы в качестве непоименнованных, но почитаемых русских святых.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2573

54 Свмч. Владимир Киевский. Где истинное счастье: в вере или неверии? М. 1998. С. 6–18. 55 Свмч. Иларион (Троицкий) . Христианства нет без Церкви. МСпб.1999. С. 269, 274. 56 Прп. Варсануфий Оптинский. Беседы с духовными детьми. Спб. 1991. С.57. 57 Прп. Иустин (Попович) . Православная Церковь и экуменизм. М. 1997. С. 165. 58 Цит. по: иером. Серафим (Роуз) . Православный взгляд на эволюцию. Спб. 1997. С. 93. 59 Ю.В. Максимов. Богословские аспекты проблемы согласования православного и эволюционного учений о происхождении человека.//Шестоднев против эволюции. М. 2000 60 Цит. По прп. Иустин (Попович) . Православная Церковь и экуменизм. М. 1997. С. 174. 61 Царю небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский , Апостол Алтайский (Парвицкий — «Невский») 1835–1926. М. 1996. С. 135. 62 Архиеп. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. T.l M.1993 С. 414–425. 63 Епископ Виссарион (Нечаев) . Толкование на паремии из книги Бытия. СПб. 1998. С. 14–42. 64 Символ. 39. Июль 1998. с.174. 65 Опыт христианского катехизиса. Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Издание Австралийско-Новозеландской Епархии Русской Православной Церкви За границей.1989. С. 36–38. 66 С.В. Булгаков . Настольная Книга для священно-церковно-служителей. Издательский отдел Московского Патриархата. 1993. T. II. C. 1723–1725. 67 Еп. Варнава (Беляев) . Основы искусства святости. Т. 1. Нижний Новгород. 1995. С. 43–44. 68 Письма валаамского старца схиигумена Иоанна. М. 1996. C.86–87. 69 Прот. Ливерий Воронов Догматическое богословие. Клин. 2000. C. 8–13. 70 Прот. Сергий Антиминсов. Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания.//Сети обновленного Православия. М. 1995. 192–204. 71 Архимандрит Алипий (Кастальский), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие. Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994. С. 190–209. 72 Архимандрит Рафаил. Христианство и модернизм. М. 1999.C 373–392. К сожалению, о. Рафаил был введен в заблуждение вырванной из контекста цитатой свят. Василия Великого и поэтому неверно в одном писал о длительности дней творения, но в остальном его отношение к эволюционизму полностью соответствует Православной традиции.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУЛА Дула [греч. Δουλς], прп. (пам. 15 июня), страстотерпец Египетский; время жизни не известно. Согласно рассказу, входящему в корпус греч. текстов о прп. Данииле , игум. Скитском († после 576) (BHG, N 2101a-2101c), Д. был насельником одного из егип. мон-рей и в течение 20 лет подвергался глумлению и клевете со стороны нек-рых братьев, но, отличаясь особым смирением, молился за обидчиков. Однажды его несправедливо обвинили в краже церковной утвари, и, поскольку он не отрицал свою вину, игумен передал его на суд светским властям. Д. пытали так же жестоко, как и мучеников за веру. Когда епарх приговорил его к смерти, истинный виновник кражи раскаялся и успел предотвратить казнь. Избежав смерти, Д. закрылся в келлии и через 3 дня умер. Раскаявшиеся монахи устроили давку, чтобы прикоснуться к телу святого, а когда они вновь пришли, чтобы предать его тело земле, обнаружили только сандалии и одежды Д. В Apophthegmata Patrum имя Дула встречается дважды. Сначала «авва Дула» представлен как рассказчик о чудесах, совершенных его наставником и духовным отцом прп. Виссарионом , чудотворцем Египетским (2-я пол. IV в.?), к-рый сумел остановить заходящее солнце, чтобы ночь не застала их с учеником в пути, прошел по воде, не замочив ног, предсказал разрушение языческих капищ и сделал морскую воду пригодной для питья (Col. 137-141). Далее приводятся наставления «аввы Дулы» о безмолвии (Col. 162). Негреч. источники, копт. синаксарь под 25 месори (18 авг.) (Synaxarium Alexandrinum. P. 278) и его эфиоп. версия ( Wallis Budge. Col. 1250-1252), сообщающие о Виссарионе, также упоминают имя Д. Тем не менее с уверенностью говорить о тождестве Д. и «аввы Дулы» из вышеупомянутых патериков невозможно ( Sauget. P. 856). Ист.: Apophthegmata Patrum. Col. 137-141 [BHG, N 1444q, 1445q]; BHG, N 2101a; Synaxarium Alexandrinum. I-III/Ed. J. Forget. Beryt, 1963. Vol. 2. P. 278. (CSCO; 47-49. Arab. Ser. 3; 18-19); Huber M. Johannes Monachus Liber de Miraculis: Ein neuer Beitr. z. mittelalterlichen Mönschliteratur. Hdlb., 1913. S. 38; Le synaxaire arabe Jacobite (réd. copte). P., 1923. Vol. 5: Les mois de baounah, abib, mesoré et jours complémentaires/Ed. R. Basset. P. 751. (PO; 17); Vie et récits de l " abbé Daniele de Scété (VI s.)/Ed. L. Clugnet//ROC. 1900. Vol. 5. P. 387-391; Wallis Budge A. E. The Book of Saints of the Ethiopian Church. Hildesheim, N. Y., 1976. Vol. 4. P. 1250-1252; ЖСв. Июнь. С. 334-341.

http://pravenc.ru/text/180566.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010