Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАК (Ястребенский; † после 1751), иеродиак., книжник, трудившийся в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мон-ре . К. называл себя «лавры Киево-Печерския грешником иеродиаконом Кириаком Ястребенским». По всей видимости, в Киево-Печерском монастыре он освоил каллиграфический книжный полуустав и приобрел навыки лит. труда; вероятно, он оставил мон-рь из-за какой-то провинности. В 1742 г. К. жил в Иосифовом Волоколамском (Волоцком) в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре : в этом году он вместе с мон. Иоасафом (Езефовичем) написал жалобу на настоятеля обители архим. Варлаама из-за скудного содержания братии. К. попытался вручить жалобу имп. Елизавете Петровне во время коронационных торжеств в Москве. В результате он был сослан в Кириллов Новоезерский мон-рь в Белозерском у. В 1746 г. книжник написал «всераболепное прошение» в Святейший Синод о смягчении наказания. Этим же годом датированы первые известные рукописи К., созданные им в Новоезерском монастыре, в них содержатся жития местных святых: преподобных Кирилла Новоезерского и Иродиона Илоезерского. К. был не только переписчиком, но и редактором, исправлявшим языковые ошибки и стиль протографа. Житие прп. Иродиона дополнено составленными К. послесловием и 3 молитвами святому. В послесловии К. пишет о своем почитании прп. Иродиона и о многолетних поисках исправного списка его Жития ( Лифшиц. 2009. С. 67-68). По-видимому, К. был автором неск. молитв прп. Кириллу Новоезерскому (в сборниках ГИМ. Муз. 771; Барс. 851). Самая поздняя из известных рукописей К. датирована 1748 г. Последние сведения о книжнике содержатся в ведомости о монашествующих по Вологодской епархии на 1751 г.: в Новоезерском мон-ре значился «присланный из Святейшего правительствующего Синода при указе иеродиакон Кириак» (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Ед. хр. 1769. Л. 25). Соч.: Лифшиц А. Л. Прп. Иродион Илоезерский и основанная им Междуозерская в честь Рождества Богородицы пуст.//ВЦИ. 2009. 3/4 (15/16). С. 39-92. Ист.: ОДДС. Т. 26. Стб. 239-240. Лит.: Лифшиц А. Л. Кириак Ястребенский - неизвестный книжник 2-й четв. XVIII в.//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 271-278; он же. Житие Иродиона Илоезерского в собр. Одесской гос. науч. б-ки.//Стародруки i piдkichi видання в yhibepcumemcьkiй бiблiomeцi: Мат-ли мiжhap. книгознавчих читань (Одеса, 14-16 вересня 2009 р.). Од., 2010. С. 181-197. А. Л. Лифшиц Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)) ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник КИРИК (1110 - после 1158 (?)), иером. в новгородском Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре, древнерус. книжник

http://pravenc.ru/text/1840197.html

Герман Соловецкий, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Герман Соловецкий, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Герман Соловецкий, прп. Преподобный Герман Соловецкий (память 30 июля и 8 августа по старому стилю) Родом из г. Тотьмы. Благочестивые родители воспитали его в строгих христианских правилах и любви к Богу, Которому от юности он и посвятил себя. Летом 1428 г. вместе с рыболовами Герман прибыл на поморский берег и поселился при часовне на реке Выги. Там он встретился с преподобным Савватием, монахом Валаамского монастыря, и вместе с ним переселился на пустынный Соловецкий остров. Там они построили келию, где совершали спасительный подвиг пустынножительства. В суровом воздержании преподобные Герман и Савватий провели около шести лет, после чего преподобный Савватий отошел ко Господу (U 1435 г., память 27 сентября/10 октября). Однако в скором времени Господь привел к Герману другого пустынника — юного отшельника Зосиму (U 1478 г.; память 17/30 апреля). Когда на острове собралось несколько отшельников, то был основан монастырь. Более пятидесяти лет пребывал преподобный Герман на суровом и холодном острове, проводя жизнь в непрестанной Иисусовой молитве и трудах. В 1479 г. он был послан игуменом Арсением в Новгород. Там, в обители Антония Римлянина, исповедавшись и причастившись, святой мирно отошел ко Господу. В 1484 г. мощи святого были обретены нетленными. Они положены в Соловецкой обители, правой стороны алтаря в храме святителя Николая рядом с мощами преподобного Савватия. Около 1602 г. преподобный Герман явился во сне пресвитеру Григорию, служившему в Тотьме, и повелел ему написать его образ вместе с преподобными Савватием и Зосимой и составить ему тропарь. Все, с верой приходившие к иконе преподобного Германа, получали исцеления от недугов Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Герман Соловецкий, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2076

Первыми такими «монахами» он называет избранных Христом апостолов, к-рые были «одинокими» не потому, что избегали людей, живя изолированно, а потому, что отказались от брака и освободились от житейских забот ( Euseb. In Ps.//PG. 23. Col. 689BC). У свт. Афанасия Великого термин μοναχς уже приобретает технический характер. Рассказывая о жизни прп. Антония Великого , свт. Афанасий не называет своего героя μοναχς до того момента, когда тот выходит из «внутренней пустыни» и начинает приобретать учеников в 1-м десятилетии IV в. Только тогда, по мнению автора, пустыня становится городом монахов (μοναχο), т. к. новый феномен начинает привлекать внимание общества, становится массовым, что и приводит к более широкому употреблению термина μοναχς ( Athanas. Alex. Vita Antonii. 14. 7; ср.: Wipszycka . 1997). В письме к прп. Орсисию , преемнику прп. Пахомия Великого , свт. Афанасий обращается к «Орсисию, отцу монахов и всем тем, кто вместе с ним ведет уединенную жизнь» ( Athanas. Alex. Epistola II ad Orsisium//PG. 26. Col. 977). Поскольку речь идет о пахомианской традиции, термином μοναχς здесь названы не отшельники, а насельники общежительных мон-рей. Примерно в кон. IV - нач. V в. формируется терминология для обозначения 2 видов монашеской жизни: отшельничества (ναχρησις) и общежития (κοινς βος, κοινβιον; букв.- общая жизнь, лат. coenobium). О различии этих форм М. говорит уже Иероним Стридонский ( Hieron. Ep. 22. 34). К ним он добавляет 3-ю форму, к-рую считает псевдомонашеством и обозначает словом remnuoth, от копт. (человек, живущий уединенно; Choat. 2002. S. 17-23). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин также делит всех монахов на 3 группы: анахоретов (anachoritae), киновитов (coenobiomae) и сарабаитов ( Ioan. Cassian. Collat. 18. 4). Лат. sarabaita, по-видимому, происходит от копт. ( человек + суффиксальная форма , происходящая от «квартал в городе, дом, келья» или / «монастырь»), т. е. «человек, живущий в монастыре». Др. этимология, в к-рой понимается как причастие от (рассеивать), а - означает человека, покинувшего свой дом (келью), кажется маловероятной, т.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Труды П. Д. предположительно были составлены на основании конспектов или тематических выписок из мн. источников. В предисловии к «Увещанию...» он говорит, что принялся за свои сочинения только после того, как изучил ВЗ и НЗ с толкованиями, а также труды Дионисия Ареопагита (см. «Ареопагитики» ), святителей Афанасия I Великого , Василия Великого, Григория Богослова , Иоанна Златоуста, Григория Нисского, преподобных Антония Великого , Арсения Великого , Макария Великого , Нила (вероятно, Евагрия Понтийского под именем прп. Нила Синайского ), Ефрема Сирина, Исаака Сирина , Марка Пустынника, Иоанна Дамаскина, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Дорофея Газского , Филимона и «всех святых жизнеописания и слова» ( Petr. Damasc. Admonitio//Θιλοκαλα. 1991. Τ. 3. Σ. 5). П. Д. ссылается также на Псевдоклиментины (см. в ст. Климент , сщмч. еп. Римский), изречения Иоанна Карпафийского , свт. Епифания Кипрского , прп. Иоанна Кассиана Римлянина , Палладия , еп. Еленопольского, прп. Павла Евергетидского, свт. Кирилла Александрийского, некоего св. Евстратия, прп. Илариона Великого , св. Ирины, аввы Крония (изречения последних 4 авторов, возможно, заимствованы из коллекции апофтегм или из Житий святых), Симеона Метафраста и некоего Евхаита (вероятно, Симеона, митр. Евхаитского). Гуйар обнаружил в «Алфавитных словах» скрытые цитаты из сочинений еп. Севериана Габальского и ряда апокрифов, в частности из «Деяний ап. Иоанна Богослова» (редакция Псевдо-Прохора, см. Иоанна деяния ). По мнению того же ученого, в последней главе «Увещания...» прослеживается влияние прп. Филофея Синайского (X-XI вв.) ( Gouillard. 1939. P. 268). Питерс опубликовал (по ркп. Paris. gr. 1134. Fol. 88v - 89r) дополнительный фрагмент «Увещания...» (не вошедший в греч. «Добротолюбие»), в к-ром П. Д. цитирует «Историю Иосифа и Асенефы» ( Peters. 2011. P. 192-193 (с англ. пер.)). Цитирование источников у П. Д. не отличается точностью; цитаты настолько кратки и беспорядочны, что иногда бывает сложно идентифицировать источник.

http://pravenc.ru/text/2580382.html

Хотя подробный перечень всех сочинений, написанных за это столетие, и их авторов будет включать в себя много имен, принадлежавших представителям монашества, но эти писатели не имели особенно большого значения для русской церковной литературы  . Мы назовем здесь лишь самые важные и оригинальные с нашей точки зрения сочинения. Агиографическая литература, расцвет которой приходится на эпоху митрополита Макария, после него приходит в упадок. Начиная с XI в. до Макария, то есть до 1528 г., когда он еще в Новгороде привлек к агиографическому творчеству образованных монахов и других лиц, в Древней Руси составлено было всего 33 жития; в эпоху Макария написано было 49 житий или других сочинений агиографического содержания, из них 28 составлены были монахами  . Из житий, написанных во 2–й половине XVI в. и в 1–й четверти XVII в., упоминания заслуживают следующие. Монах Мисаил из Соловецкого монастыря составил очень полюбившееся народу житие Василия Блаженного и канон святому. В новгородском Антониевом монастыре было переработано житие прп. Антония Римлянина, а примерно в 1558 г. инок этого же монастыря по имени Никифор написал новое, весьма пространное житие Антония. На основе записей монаха Германа, современника прп. Нила Столобенского, Филофей Пирогов, инок Болдинского монастыря, в конце XVI в. написал житие этого святого и канон. В 1590 г. в Соловецком монастыре, в связи с перенесением в эту обитель мощей св. митрополита Филиппа, неизвестным монахом было составлено житие святого. Монах Сергий из Даниловского монастыря в Переяславле и воевода С. Р. Олферьев совместно составили «Повесть о св. князе Романе Угличском» и канон св. князю Даниилу Московскому. Незадолго до 1600 г. монах Нафанаил из Корнилиева Комельского монастыря написал житие основателя этой обители прп. Корнилия и канон ему. По поручению патриарха Иова архимандритом Ионой Думиным из Вологды составлено было еще одно (уже третье по счету) житие св. князя Александра Невского, которое по сути явилось лишь переработкой двух первых житий  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Каргополь. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь на Старой Торговой площади /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Владимирской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1651 и 1653. Год утраты:Не установлен. Адрес: г. Каргополь, Старая Торговая площадь Координаты: 61.502034, 38.941086 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первый Пятницкий храм (во имя святой великомученицы Параскевы) построен в 1536 г. Через 95 лет (1631) церковный староста, посадский человек Никита Булатов получил разрешение на починку храма. Спустя 20 лет (1651) каргопольцы Иван Кондаков и Федор Пометяев желают поставить новый храм, но во имя иконы Божией Матери Владимирской, а Пятницким сделать придел. Старый храм был разобран и на его месте через 2 года поставлен другой, а за церковью закрепилось двойное название Пятницко-Владимирская. В 1707 г. прихожане пристроили к нему теплый храм во имя прп. Актония Римлянина. В 1824 г. иждивением каргопольского купца Петра Ильина Насонова храм перестроен: придел Антония Римлянина разобран, шатер снят, вместо него ва крыше поставлено 5 луковичных глав, крыша и главы покрыты железом, стены обшиты тесом и выкрашены белой краской, с трех наружных сторон установлены колонны. Храм снова стал холодным. В 1880-е гг. постройку вновь перебрали до основания, убрали колонны с южной и северной сторон. Такой церковь и оставалась до своих последних дней, вплоть до 1930-х гг. Таким образом, церковь на протяжении столетий меняла не только свой внешний облик под влиянием времени, но и посвящения престолов в зависимости от желания заказчиков. http://kenozerjelive.ru/onuchina-dbkargopol.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=40152

С. 238). Он вернулся только весной 1436 или 1437 г. с рыбаком Марком, принявшим вскоре постриг в обители с именем Макарий . Когда собралось неск. иноков, они возвели небольшую ц. в честь Преображения Господня и «трапезку малу», церковь вскоре освятил игум. Павел, присланный Новгородским архиеп. Ионой. После основания мон-ря Г. прожил на Соловецком о-ве более 40 лет. Во 2-й пол. 60-х гг. XV в. он сопровождал прп. Зосиму в Вел. Новгород, куда тот направился для решения монастырских дел, связанных с боярским землевладением на Соловках. 17 апр. 1478 г. прп. Зосима скончался и был погребен Г. и учениками за алтарем монастырской Преображенской ц. В «Слове о сътворении жития началник соловецких Зосимы и Савватия» (нач. XVI в.) мон. Досифей (впосл. игумен мон-ря) пишет, что после кончины прп. Зосимы он «пребых у его спутника у старца Германа в келии»; Г. рассказал ему «вся, яже о преподобнемь [Зосиме] бывшее житие и отчасти чюдес». Досифей первым записал известия о жизни и чудотворениях преподобных Савватия и Зосимы, поскольку Г. был «некнижен». Встреча преподобных Савватия и Германа. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI в. (ГИМ. Вахр. 71. Л. 12 об.) Встреча преподобных Савватия и Германа. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI в. (ГИМ. Вахр. 71. Л. 12 об.) Сведения о кончине и погребении Г. в источниках различаются. Согласно Житию Г., через нек-рое время после смерти прп. Зосимы он был направлен игум. Арсением (1478-1479) по монастырским делам в Вел. Новгород и скончался в Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре . Дата смерти в Житии не указана. «Написание о Соловецкой обители», к-рое в отличие от житийной традиции приводит точные, но не вполне достоверные даты, Г. преставился в Новгороде 22 марта 1484 г. ( Буров, Охотина-Линд. Три произведения. С. 166; 1484 год как дата кончины Г. указан также в «Соловецком летописце» по спискам XVIII в.). Если последняя дата верна, то, возможно, поездка Г.

http://pravenc.ru/text/164711.html

Палладий утверждал, что И. С. в момент их встречи было около 70 лет, а скончался он по прошествии еще 15 лет, т. е. ок. 403 г. В сборнике Apophthegmata Patrum содержится 9 изречений, приписываемых некоему Исидору Скитскому (PG. 65. Col. 220-221). Вопрос об отождествлении этого Исидора с И. С. остается открытым, тем не менее вполне вероятно, что мы имеем дело с одной и той же личностью, учитывая, что Скит был частью более обширной Нитрийской пустыни. Некоего Исидора Руфин Аквилейский застал в Скиту ок. 370-375 гг. во времена преследований православных архиепископом-арианином Лукием . По словам этого автора, прп. Макарий Великий , Исидор и др. нитрийские подвижники «имели общность жизни и дел не с прочими смертными, но с ангелами небесными» ( Rufin. Hist. eccl. II 4, 8). Свидетельства Палладия и Руфина с большой долей вероятности относятся к одному и тому же лицу. Также высказывалось предположение об идентификации И. С. с возглавлявшим монахов Скита Исидором, о к-ром говорит прп. Иоанн Кассиан Римлянин ( Ioan. Cassian. Collat. XVIII 15-16), и с Исидором - учеником прп. Антония Великого . Р. Обер указал на хронологическое несоответствие, возникающее при отождествлении И. С. с Исидором, возглавлявшим Скит, поскольку дата смерти последнего не совпадает с указанной Палладием: в источниках уже в 399 г. упоминается преемник Исидора Скитского Пафнутий. Впрочем, в данном случае наличие преемника не указывает однозначно на кончину Исидора, к-рый к этому времени мог перебраться в Александрию, передав управление Пафнутию. Краткое Житие И. С., составленное на основании «Лавсаика», помещено в нек-рых визант. Синаксарях (напр., в Paris. gr. 1621, XIII в.), но его память не утвердилась в календарях Православных Церквей, вероятно из-за его конфликта с архиеп. Феофилом Александрийским. На Западе память И. C. была включена в Мартиролог Адона Вьеннского под 15 янв. и оттуда была перенесена в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония Ист.: BHG, N 2208n; ActaSS. Ian. T. 2. Col. 297-299; PG. 65.

http://pravenc.ru/text/674920.html

Раньше, чем в др. рус. областях, частные А. появились, по-видимому, в Новгороде, хотя относимые к XII в. новгородские частные А. вызывают сомнения в подлинности. Данная (купчая) прп. Антония Римлянина , дошедшая в списке XVI в.,- подложный или сильно интерполированный А. Гораздо больше оснований считать подлинной данную (вкладную) грамоту прп. Варлаама Хутынского новгородскому Хутынскому муж. мон-рю (см. Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь ), сохранившуюся в виде пергаменного оригинала. Ее датируют либо 1192-м, либо 1211 г. С. Н. Валк считал этот документ подделкой XIV в., что не было поддержано большинством исследователей. Во вкладной грамоте прп. Варлаама мон-рю передаются земли, а также 7 несвободных людей, 6 коней и 1 корова. Для более поздних данных на землю такой состав вклада необычен. Данные грамоты XIV-XVI вв. ограничиваются, как правило, передачей земельных объектов. Крупнейшими контрагентами светских землевладельцев были в это время митрополичий дом, Троице-Сергиев , Кириллов Белозерский , московский Симонов , суздальский Евфимиев , Иосифов Волоколамский , Ярославский Преображенский , Соловецкий в честь Преображения Господня и др. мон-ри, московские Архангельский собор и Успенский собор , архиерейские дома - новгородский, ростовский, суздальский, казанский и проч. Они получали земли не только по данным грамотам, но и по А. др. разновидностей, из к-рых наиболее распространенными в XIV-XVI вв. были купчие, меновные и закладные. В меновных грамотах мог фиксироваться обмен землями, расположенными как по соседству, так и в разных уездах Русского гос-ва. В закладных грамотах деньги предоставлялись в кредит под залог земельной собственности заимщика. В мировых и разъезжих стороны договаривались об урегулировании земельных споров и устанавливали границы спорных владений. В XVI-XVII вв. значительное распространение получили оброчные грамоты. В них крупные земельные собственники (в т. ч. и мон-ри) оформляли сдачу в аренду за оброк земель, находившихся в составе их вотчины, но по тем или иным причинам не обрабатываемых владельцем и его крестьянами (пустошей, неудобных или отдаленных мест). В роли арендаторов выступали иногда помещики, чаще же крестьяне, не принадлежавшие к данной вотчине, и посадские люди. В XVIII в. в оброчных фиксировался арендный наем не только земельных угодий, но также изб, дворов и т. п. В 1-й пол. XVIII в. появились т. н. кортомные записи. Под кортомой подразумевалось держание за плату земель, мельниц и др. объектов, эксплуатация к-рых приносила определенный доход.

http://pravenc.ru/text/63956.html

В 1570 г. опричные войска царя Иоанна IV Грозного подвергли город разгрому, после к-рого в московские и подмосковные храмы и мон-ри (Троице-Сергиев, Александрову слободу) было вывезено большое количество новгородских икон, рукописей и предметов храмового убранства. Для царя в Софийском соборе было обустроено особое царское место (1570) по образцу московского Успенского собора. Растворению местных традиций в русле общерус. искусства способствовала работа с 70-80-х гг. XVI в. новгородских мастеров в московских скрипториях и иконописных мастерских, напр., над иллюстрированием Лицевого летописного свода и Житий святых. В иконописи и книжном искусстве XVII в. продолжал развиваться декоративный стиль с его приемами миниатюрного письма и типичной техникой мелкого мазка, вниманием к деталям, использованием дорогих красочных пигментов и листового золочения. В содержании икон продолжало преобладать повествовательное начало, к-рое определило возникновение произведений житийного и исторического характера. Так, основой иконы «Видение пономаря Тарасия» (кон. XVI - нач. XVII в., НГОМЗ) стал один из эпизодов Жития прп. Варлаама Хутынского. Появилась традиция обрамления древних образов новыми рамами с клеймами. На рубеже XVII и XVIII вв. вновь возросло значение местных новгородских святынь, возникли многочисленные новые иконографические сюжеты и живописные приемы. В Новгород приглашали мастеров из Москвы, Костромы и Ярославля не только для создания станковых произведений, но и для проведения монументальных работ. Наиболее ярким свидетельством стала роспись Знаменского собора 1702 г. московскими и костромскими художниками. Программа росписей в куполе посвящена теме Божественного домостроительства и Второго пришествия Христа, что было характерно для храмовых декораций XVII в. Отдавая дань новгородской традиции, мастера включили в цикл стенописей образы Софии, Премудрости Божией, прп. Варлаама Хутынского, свт. Ионы Отенского, прп. Антония Римлянина, архиепископов Моисея и Иоанна, псковских князей Довмонта и Всеволода. В основную программу декорации вошли изображения евангельских чудес, Вселенских Соборов, апостольских деяний и Акафиста. Художники следуют системе, разработанной Дионисием в Рождественском соборе Ферапонтова мон-ря (1502). В качестве источников как для этого цикла, так и для др. композиций были использованы также западноевроп. гравюры (Библия Пискатора, Библия Матиаса и др.).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010