Несколько лет продолжалось это пустынное сожительство преподобных Германа и Савватия. Оно кончилось вместе с смертью прп. Савватия, которая случилась в отсутствие преп. Германа на реку Онегу за припасами, и случилась не на острове, а на реке Выге, куда прп. Савватий приплыл, в предчувствии кончины, для причащения св. Таин. По смерти прп. Савватия, Герман нашел другого ревнителя пустынной жизни в юном отшельнике Зосиме, которого пленил своим повествованием о Соловецком острове. Пустынники прибыли в 1436 году на остров и поселились близ пресноводного озера. Прп. Зосима поставил себе келью, а в полверсте от него Герман устроил для себя кущу. С этого времени прп. Герман делается постоянным обитателем острова, участником молитвенных подвигов прп. Зосимы и ревностным помощником его в основании монастыря. Будучи человеком не книжным, но убежденный в том, что жизнь великих подвижников весьма назидательна, Герман впоследствии велел записать клирикам для памяти все, что он видел при жизни преп. Савватия, о происшествии своём с ним на острове и о разных событиях из жизни блаженных отцов. Таких записок составлялось не мало: ими воспользовался ученик прп. Германа, Досифей, при составлении жития преподобных Зосимы и Савватия. Более 50 лет прп. Герман прожил на холодном острове, стараясь как можно более быть полезным для обители. И при жизни прп. Зосимы, и по смерти его, он по нуждам монастыря не раз путешествовал на твердую землю. Святая любовь не взирала ни на опасности плавания по обманчивому морю, ни на другие неудобства пути, не легкие особенно для дряхлой старости. Самая смерть застигла его на службе обители. При игумене Арсении, преемнике св. Зосимы, прп. Герман, был послан в Новгород по делам монастыря, в обители св. Антония Римлянина почувствовал близость кончины и, после исповеди и причащения св. Таин, мирно предал дух свой Богу. Ученики его везли тело почившего в Соловецкий монастырь, но за распутицею оставили его на берегу реки Свири у часовни деревни Хавроньиной. Чрез пять лет, при игумене Исаии, братия решились перевезти гроб прп. Германа в Соловецкую обитель. Посланные, откопав в земле и открыв гроб его нашли мощи нетленными. Гроб, встреченный в обители с великою честию, сначала был поставлен близ алтаря, по правую сторону церкви св. Николая, рядом с мощами преп. Савватия, потом над местом погребения прп. Германа устроена часовня, а в 1860 году каменная церковь во имя его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Афанасием Александрийским 410 . «Антоний как врач был дарован Египту. Духовное влияние на людей у Антония Великого было исключительным» 411 . Отношения прп. Антония с его учениками свт. Афанасий сравнивает с отношениями отца и детей: «Отеческое руководительство Антония заключалось в сообщении аскетических опытов своим ученикам, которые для этого все собирались к нему, и по его приглашению расспрашивали его как дети отца, – а также в исповеди искушений и помыслов» 412 . И сам прп. Антоний говорил ученикам: «И вы, как дети, говорите отцу, что знаете; и я, как старший вас возрастом, сообщу вам, что знаю и что изведал опытом» 413 . Уподобление старческого окормления отеческому традиционно для аскетической практики Православия. Именование наставника «духовным отцом», а наставляемого – «духовным чадом» используется применительно не только к монастырскому старчеству, но и к духовничеству в миру. О необходимости и важности старческого окормления писали и другие древние подвижники, на собственном опыте познавшие его благодатную силу и сами ставшие наставниками многих поколений иноков: прп. авва Исаия , свт. Василий Великий , прп. Иоанн Кассиан Римлянин , прпп. Варсонофий и Иоанн , прп. Исаак Сирин , прп. Венедикт Нурсийский , авва Дорофей , прп. Иоанн Лествичник . Богословско-мистическая сторона отношений старца и ученика наиболее подробно описана в сочинениях прп. Феодора Студита и прп. Симеона Нового Богослова . Преподобный Феодор писал о необходимости, значении и сущности старческих поучений, о рождении по духу и о наследовании духовных дарований. Преподобный Симеон описал истинного ученика (Слово 7-е), истинного настоятеля (Слово 8-е) и истинного старца (Слово 9-е) 414 . Цитаты см. в приложении к теме. Монастырское старчество, по всей видимости, уже с самого своего зарождения оказывало влияние и на мирян, которые приходили в обители за духовными наставлениями. Современная дисциплина тайной исповеди и институт духовничества имеют своим истоком монастырское старчество. Переход старчества в духовничество и сближение монастырской тайной исповеди с публичной, совершаемой белым духовенством, относится ко времени гонений на иконопочитание при имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Известно, что Житие прп. Антония Великого, написанное свт. Афанасием I Великим, еп. Александрийским, пользовалось популярностью у христиан Запада, но в своем сочинении блж. Иероним выступил не как подражатель, а как соперник греч. автора, что нашло отражение уже в полемическом характере пролога ( J é r ô me. 2007. P. 144, 146). Хотя в тексте блж. Иеронима встречаются иногда дословные, иногда тематические заимствования из лат. перевода греч. Жития прп. Антония ( Троицкий И. Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Серг. П., 1906. С. 393-394), очевидны и различия. Напр., несмотря на название, блж. Иероним работал не в жанре «жития», а в жанре «хождений» (ср.: Житие прп. Онуфрия и Житие прп. Марии Египетской). Нек-рые биографические данные роднят обоих героев: зажиточная семья, ранняя смерть родителей, и у того, и у другого есть сестра; но П. Ф. (ср. также: Иларион, герой др. агиографического сочинения блж. Иеронима) в отличие от прп. Антония хорошо образован. Кроме того, в типологических сюжетах «наставник - ученик» роль последнего всегда закреплена за прп. Антонием: путешествие в поисках более совершенного подвижника, просьба о наставлении, предсмертная просьба похоронить тело и ее исполнение. Благодаря сочинению блж. Иеронима за П. Ф. закрепилась характеристика «первый отшельник». Сам блж. Иероним в одном из посланий еще раз подчеркивает его первенство ( Hieron. Ep. 22. 36// J é r ô me. Lettres/Éd. J. Labourt. 1949. T. 1. P. 152), следом за ним это повторяют Иоанн Кассиан Римлянин (IV-V вв.) ( Ioan. Cassian. Collat. 18. 6), Сульпиций Север ( Sulp. Sev. Dial. I 17. 1), и, наконец, эта характеристика прочно входит в синаксарно-минейную традицию на всех языках христ. мира. Несмотря на все попытки блж. Иеронима отстоять достоверность описываемых им событий, сомневаться в историчности П. Ф. начали уже его современники, не веря, что в человеческих силах выдержать настолько суровую аскезу. Совр. ученые основывают мнение о легендарном характере описанного святого на отсутствии др. источников, в к-рых бы он упоминался. Напр., до сих пор не нашел объяснения факт, что у свт. Афанасия нет никакого упоминания о П. Ф. Тем не менее именно Житие П. Ф. принимается всеми исследователями как неопровержимое свидетельство о зарождении отшельнического образа жизни к сер. III в. и того, что прп. Антоний был не столько первым пустынножителем, сколько человеком, пробудившим в людях стремление к христ. аскезе: под его влиянием стали появляться колонии пустынников и само отшельничество приобрело определенные традиции и установления.

http://pravenc.ru/text/2578583.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Новгородский монастырь Антония Римлянина. Дореволюционная фотография Мужской монастырь Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы (недейств.) Расположен вниз по течению реки Волхова, на правом берегу. В Новгородской летописи о начале монастыря значится: " В лето 6614 ( 1106 г. по Р. Хр.). Приплыл в Великий Новград из Рима преподобный отец наш Антоний ; жил 40 лет, и преставился в лето 6655, августа в 3-й день " . Далее говорится: " В лето 6624 ( 1116 г.). Заложи в Великом Новегороде Антоний Римлянин церковь каменну Рожества Пресвятыя Богородицы, и монастырь устрои; а совершиша тое церковь 6630 году, при епископе Иоанне Попыне " . Из жития преподобного видно, что он приплыл на камне, который остановился у нынешнего монастыря, на урочище, называвшемся сельцом Волховским. С 1708 по 1723 года монастырь был кафедральным для викариев Новгородской митрополии; в 1740 г. в нем была учреждена семинария. При секуляризационной реформе в 1764 году монастырь был причислен ко второму классу . Здесь было две церкви: древний собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделами в честь прп. Антония, св. ап. Иоанна Богослова и Грузинской иконы Божией Матери; в арке, отделяющей Антониев придел от собора Рождества Богородицы, покоятся открыто мощи прп. Антония, обретенные в 1597 г. и переложенные в 1860 г. в богатую серебряную раку; при раке за стеклом находятся ветви морской травы или морские трости, которые держал прп. Антоний во время чудного прибытия его в Новгород, а в Богословском приделе почивают под спудом мощи свв. братий Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия Алфановых чудотворцев, перенесенных сюда из сгоревшего Сокольницкого монастыря в 1775 г. Сретенская трапезная церковь построена в 1127 г. самим прп. Антонием; здесь находится древний образ преподобного. Камень, на котором приплыл прп. Антоний, игумен Вениамин при царе Иоанне Васильевиче, водрузил его в западную стену соборной церкви снаружи и приказал на нем написать икону, потом Кирилл поставил над ним часовню или навес, впоследствии замененный папертью.

http://drevo-info.ru/articles/10389.html

Преподобный Кирилл Чешский (Челмогорский) (+ 1368) . Память его празднуется 8 дек. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице тесте с Собором Новгородских святых Прп. Кирилл Чешский родился около 1286 г. Двадцати лет он поступил в  новгородский Антониевский монастырь и пробыл там 6 лет. После этого 3 года провел в поисках места, удобного для безмолвия. Нашел он его в Олонецком краю в Каргопольских пределах, на пустынной  горе Челме, расположенной при впадении реки того же имени в Челм-озеро. Здесь он сначала подвизался в выкопанной им пещере, потом построил часовню и келью. Питался он овощами, которые сажал сам, и травами. Через 3 года к нему пришел родной брат его, Корнилий, но скоро ушел искать еще более уединенное место. Житие называет его св. Корнилием, но сведений о нем никаких нет.  Прп. Кирилл  проповедовал Евангелие местным финнам, называемым русскими чудью. Сначала они отнеслись к нему враждебно, но кротость и самоотвержение прп. Кирилла превозмогли все, и к концу его жизни в Каргопольской стране не оставалось ни одного некрещеного язычника. Для новых христиан он воздвиг храм Богоявления, а для иноков, на месте подвигов своих,— обитель, где под спудом почивали святые мощи его до наших дней.  Скончался прп. Кирилл 8 декабря 1368 или 1367 г., будучи 82 лет.  Прп. Кирилл прославлен многими чудесами. Упомянем из них два. В 1674 г., в канун Рождества Христова, инок Макарий был сильно обожжен, спасая из церкви во время пожара книги и священную утварь. На Сретение Господне явились ему прп. Кирилл и прп. Макарий Желтоводский и велели ему сказать: «Свет Христов просвещает всех», причем прп. Кирилл протер ему глаза своей мантией, и инок Макарий получил исцеление.  Двое детей — пяти и двух лет — взобрались на колокольню играть, упали оттуда, сильно разбились и умерли. Родители стали просить прп. Кирилла воскресить их, и дети были воскрешены, а со временем он исцелил их. У гроба его прозрел слепой монах Антоний.  Преподобный принял постриг и начал подвизаться в монастыре прп. Антония Римлянина (память его 3 авг.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Как свидетельствует «Вопрошание Кирика…» , Нифонт был склонен разрешать спорные канонические и дисциплинарные вопросы в духе икономии, исключающего требование буквального и строгого исполнения предписанных церковно-правовых норм. До этого, предположительно, Антоний признавался игуменом только братией монастыря (и, очевидно, делавшего погодные записи летописцем, причины чего будут рассмотрены ниже). Теперь игуменство Антония санкционировал епископ, для которого нормы Студийского устава были авторитетны и приоритетны потому, что были приняты в месте его пострижения – Печерском монастыре. В связи со всем вышесказанным находится неоднократно поднимаемый в историографии вопрос о происхождении Антония. Житие прп. Антония Римлянина , использующее несколько ранних известий источников, но в основном позднейшие легендарные сказания , было составлено во 2-й половине XVI в., наиболее вероятно, в конце столетия . Только с XVI в. Антоний именовался Римлянином (почитание святого, в отличие от Варлаама Хутынского, до XVI в. также не прослеживается по источникам ). Уже в XIX в. указание на «римское» происхождение преподобного воспринималось учеными, в том числе историками Церкви, как позднейшая легенда. Е. Е. Голубинский писал в свое время, что мнение об иностранном происхождении Антония возникло в конце XVI в. в игуменство Нифонта (который, по мнению историка, составил Житие святого), на том основании, что в монастыре хранилось несколько церковных вещей западного происхождения. Исследователь полагал, что преподобный был «природный богатый новгородец» . В то же время он считал, что «Никита, до поставления в епископы сам ревностный подвижник печерский, имел на Антония большее или меньшее влияние, если не направив на путь монашества, то утверждая его на нем». Упоминание в духовной Антония «бед о месте сем» Голубинский трактует таким образом, что «в Новгороде до Антония еще не было монашества, что он первый хотел завести его в нем и что его первая попытка была встречена новгородцами вовсе не с особенными желанием и усердием» .

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Отец Плакида стал для многих сегодняшних монахов первооткрывателем православной аскетической традиции. К слову, тогда, после крещения, братия некоторое время оставались на Афоне, и отец Плакида перевел «Лествицу» на французский. Однако в 1978 году геронда Емилиан благословил французов-святогорцев возвращаться на родину и основать подворья Симонопетра в Провансе. Прямо как прп. Иоанн Кассиан Римлянин в IV в.: съездил в Египет и Палестину, учился у отцов, вернулся в Марсель и положил начало монашеству в Южной Галлии. Первым, в мае 1978 года, был устроен монастырь в честь Преображения Господня. Его основал друг отца Плакиды иеромонах Илия (Раго) в Мартеле, в 1990 г. обитель переехала в Террассон. Этот монастырь больше других, ему принадлежат пещеры, в которых в VI в. отшельничал святой Сур, в нем лучше налажено хозяйство. Монастырь прп. Антония Великого основали архимандриты Плакида (Дезей) и Серафим (Пиотт) в 1978 г. Перед тем, как найти место для монастыря они совершили паломничество к мощам прп. Антония Великого в монастырь Сент-Антуан-л’Аббеи, чтобы попросить у основателя монашества помощи и указания, где построить обитель, и вернулись на Афон. Через несколько дней они получили письмо: Церкви пожертвован участок в ущелье Лаваль, на котором можно строить монастырь. Первое богослужение в монастыре было совершено 14 сентября 1978 года, в день Новолетия. Обители было непросто: возникли сложности с местной администрацией, настроенной к Церкви негативно. Труден был поиск средств для строительства храма. Однако он все же был построен в 1988–90 гг. Отец Плакида подчеркивает: «К Тысячелетию Крещения Руси и канонизации прп. Силуана». Монахи обители святого Антония активно принимают паломников и туристов, которых особенно интересует византийская музыка и живопись, занимаются изданием святых Отцов. Монастырь св. Антония Великого (подворье афонского монастыря Симонопетра) расположен в природном заповеднике Раньше на этом месте была водяная мельница – в непосредственной близости от нынешнего келейного корпуса бежит горный ручей

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

Я укажу на некоторых. Преподобный Антоний Римлянин родился и воспитался в Риме, в те времена, когда Западная Церковь уже отлучилась от Восточной Православной Церкви. Родители его тайно хранили благочестие и в нем воспитали своего сына. В 1106 году чудесным образом прп. Антоний Римлянин был принесен волнами в Новгород. Здесь преподобный и прожил всю свою остальную жизнь, много и плодотворно послужив делу монашества в древней Руси. Следует отметить, что святитель Новгородский Никита принял преподобного Антония с величайшим почтением и любовью, как посланника Божия. Формально мог быть поставлен вопрос: является ли прп. Антоний православным? – Рожден и крещен он был в Риме, в те времена, когда православного духовенства в Риме не было и в помине: в те времена Рим был цитаделью Папы, не только как епископа, но и как светского властелина, которому принадлежала эта область. Ни о какой, так сказать, «катакомбной православной церкви» в Риме история никогда не слышала. Папский Рим был всегда и во всем верным латинству. Крещение и церковные таинства прп. Антоний не мог иметь в другом месте, кроме латинских церквей Рима, что и понятно. На юге Италии еще были православные области, подчиненные Византии, но там проживали греки. Прп. Антоний не был греком, а итальянцем, и проживал он в областях, принадлежащих римскому престолу. Родным языком для него был латинский язык, что свидетельствует и принесенная им латинская Библия , с которой он и был похоронен впоследствии в Новгороде. Таким образом, Новгородский святитель Никита мог формально поставить вопрос об открытом присоединении к православной церкви монаха, прибывшего из латинских земель и рожденного и крещенного в Риме. Но, как мы видим из жития прп. Антония Римлянина, святитель Никита принял без малейшего колебания или сомнения прибывшего к нему по воле Божией римского монаха. На это решение Святителя могло повлиять также, кроме самой чудесности прибытия Преподобного, и то общее чувство благожелательности к инославным, которое так сильно проявлялось, как мы показали выше, в пределах Великого Новгорода, одного из самых значительных центров европейской торговли. Таким торговым центрам, независимо от господствующей в данном месте религии, свойственна веротерпимость, как мы это видим и на примере Венеции или Гамбурга.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Н. упоминается также в Житии прп. Антония Римлянина (кон. XVI в.). Если из раннего новгородского летописания известно, что Н. в 1131 г. поставил прп. Антония во игумены основанной им более 20 лет назад (еще при жизни Новгородского свт. Никиты ( 1109)) обители, то в Житии Н. показан как следующий Новгородский архиерей после св. еп. Никиты; он по просьбе братии мон-ря Рождества Пресв. Богородицы последовательно рукополагает прп. Антония во диакона и во иерея, после чего поставляет его во игумена, «бе бо любляше преподобнаго за премногую его добродетель». Далее сообщается о том, что Н. возглавил погребение прп. Антония 3 авг. 1147 г. и поставил во игумена ученика преподобного Андрея, к-рому повелел составить Житие почившего святого; о последнем повелении также ничего не говорится в более ранних источниках (Святые рус. римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский/Подгот. текстов, исслед.: Н. В. Рамазанова. СПб., 2005. С. 265, 271; Житие Антония Римлянина/Подгот. текста, пер., коммент.: О. А. Белоброва//БЛДР. СПб., 2005. Т. 13. С. 30, 34). В ризнице псковского Спасо-Преображенского Мирожского мон-ря хранились реликвии, по преданию связанные с Н., среди них - упоминаемый в Житии Василия (Варлаама) «жезл», оставленный Н. в обители (посох «в длину мерою аршин и шесть вершков, золоченый по дереву и вверху обложенный серебром гладким, на нем камни - хрусталь белый и лазоревый» - Васильев И. И. Псковский Спасо-Мирожский муж. 3-кл. мон-рь: Ист.-стат. очерк. Псков, 1868. С. 21). На посохе имелась резная по серебряной пластине надпись: «Лета 6664 Сей посох Святителя Нифонта Епископа Новгородского чудотворца Создателя Мирожского монастыря построения Михайлы Сарпунова» ( Ильинский Н. Ист. описание города Пскова и его древних пригородов с самого их основания. СПб., 1790. С. 10; М. Б. Сарпунов - псковский мастер серебряных дел кон. XVII - нач. XVIII в.). Посох хранился в обители до 1805 г., был похищен во время чтения Евангелия над скончавшимся архим. Иаковом. Вторая реликвия, связываемая с Н.,- обложенная серебром чаша (ПГИАХМЗ. 99/404) с надписью 1707 г.: «...707 по благословению тое обители архим. Киприана и братии построен жезл тот и чаша сия и серебряным венцем обложена подаянием Михаила Сарпунова». По краям чаши помещался текст с цитатой из Жития о посещении Н. Пскова и основании им Мирожской обители. На круглой пластине на дне чаши также имелась надпись: «В лето 6664 апреля в 8 день в пречестную обитель Преображения Спасова Мирожского монастыря» (цит. по: Круглова. 2008. С. 26-27). По мнению Кругловой, «возможно, посох имел какое-то отношение к этому новгородскому архиепископу, но чаша только в начале XVIII в. была связана с именем Н., так как псковский агиограф Василий (Варлаам) не упоминает о ней в своем агиографическом произведении» (Там же. С. 27). В обители хранилась и частица мощей святителя, заключенная в его икону ( Васильев. 1868. С. 8).

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Волок. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1812. Адрес: 174403,Россия, Новгородская область, Боровичский район, д. Волок Координаты: 58.514723, 33.757918 Проезд:Дорога Боровичи - Любытино (Р-53) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Волок находится в начале сухопутного пути в верховья Увери, в обход мстинских порогов. Примерно до XVI века в селе находился Никольский мужской монастырь. Затем на месте монастырских храмов построили каменный храм Иоанна Предтечи и ещё три храма. В 1812 г. на месте Иоанновского храма возвели каменный с колокольней храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Он имел три придела: главный - Покровский, с правой стороны - в честь Рождества Иоанна Предтечи, а с левой - во имя прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Придел освятили в 1883 г. в память о том, что Никольский монастырь некоторое время был приписан к Новгородскому Антониеву монастырю, который основал прп. Антоний Римлянин. Буквально несколько лет назад храм был не в лучшем состоянии, чем соседний Благовещенский, так что его восстановление более походит на новое строительство. К сожалению, это единственный из всех храмов села, который обрел вторую жизнь. В 1812 г. на месте Иоанновского храма возвели каменный с колокольней храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Он имел три придела: главный - Покровский, с правой стороны - в честь Рождества Иоанна Предтечи, а с левой - во имя прп. Антония Римлянина, Новго­родского чудотворца. Придел освятили в 1883 г. в память о том, что Никольский монастырь некоторое время был приписан к Новгородскому Антониеву монастырю, который основал прп. Антоний Римлянин. Покровский храм украшал крупный купол с главкой и крестом на яблоке. В резном больших размеров иконостасе находились древние иконы. http://novodev.narod.ru/borovichi.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение 31.01.2015. В селе под Нижним Новгородом сгорела церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Спасателям удалось спасти из огня часть икон и внутреннего убранства здания. Как сообщили ТАСС в МЧС, инцидент произошел в селе Волок Боровичского района. В ведомстве отметили, что на момент прибытия пожарных к месту возгорания каменное здание церкви 1812 года постройки горело открытым пламенем. Из сообщения МЧС: «На тушении пожара были задействованы шесть единиц техники МЧС России и пожарные расчеты. Пожар удалось локализовать через два часа». В результате возгорания была уничтожена внутренняя отделка храма, причины пожара устанавливаются. Подробнее на НТВ.Ru: http://www.ntv.ru/novosti/1297599/#ixzz3ToNRywOx Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=14443

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010