Башня в сев.-зап. части собора имеет цилиндрическую форму и увенчана главой того же размера, что и 2-я, центральная, расположенная над юго-зап. частью нартекса. В интерьере преобладает четко выделенный подкупольный крест, рукава к-рого значительно шире угловых объемов. Наос вытянут с севера на юг и благодаря 8-гранности средней пары столпов (характерны для зодчества XI в.) организован как единое пространство. Вост. столпы имеют т-образную форму, благодаря чему алтарь заметно обособлен от наоса. Этому же способствовала алтарная преграда, состоявшая из барьера, поставленного между алтарными столпами, и темплона , крепившегося на воздушных связях нижнего регистра на высоте ок. 4,75 м от уровня древнего пола. Вероятно, к темплону крепилась завеса, закрывавшая алтарный проем. Высокая алтарная преграда , типология к-рой чрезвычайно важна для эволюции высокого рус. иконостаса, была установлена в соборе сразу после постройки. Ок. 1122 г. зап. стена храма была растесана, образовав т. о. 3-ю пару столпов; с запада пристроен нартекс с хорами, куда ведет увенчанная куполом сев.-зап. башня с приделом преподобных Петра Афонского и Онуфрия Великого; 3-я глава открывалась на хоры в юго-зап. углу. В 1125 г. собор был расписан. В 1378, 1386, 1396 и 1467 гг. пострадал от пожаров. В XVI в. собор получил щипцовое покрытие. В кон. XVI в. к нему была пристроена небольшая паперть, где положили камень, на к-ром, по преданию, прп. Антоний приплыл в Новгород. В 1671 г. пристроен юж. придел во имя прп. Антония Римлянина, в 1680 г.- сев. придел во имя ап. Иоанна Богослова. В 1699 г. во всю ширину собора была возведена новая паперть. В XVIII в. были растесаны окна, собор получил 4-скатное покрытие и огромные луковичные главы. В таком виде он сохранился до наст. времени.Росписи 1125 г. сосредоточены в вост. части собора. В алтаре фрагментарно сохранился 2-ярусный святительский чин, в алтарной арке расположены медальоны с образами преподобных Герасима и Харитона, изображения первосвященников Моисея и Аарона.

http://pravenc.ru/text/114056.html

Евагрий Понтийский. Слово о молитве. 69, 73. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 7. 12 (рус. пер.: Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания/Пер. с лат. еп. Петра. М., 1892 (репринт: ТСЛ, 1993). С. 289). В житии прп. Феодора Сикеота (Vie de Theodore de Sykeon) представлено несколько случаев заболеваний, происшедших под воздействием бесов, когда сам больной это не осознавал. См.: гл. 71 («женщина, по имени Ирина, в которой уже долгое время скрывались нечистые духи, под их воздействием должна была перейти на постельный режим, поскольку была подвержена многим болезням, сама не понимая, что это действие бесов»); гл. 84 («в служанке одного высокопоставленного лица уже 28 лет скрывался бес, так что она постоянно лежала в болезни, не зная, что за недуг обладал ею»); гл. 86 («некто Петр… был подвержен болезни, но не знал о действии скрывавшегося в нем беса»); гл. 108 («был человек лежащий в расслаблении под воздействием беса, нечистый дух скрывался в нем уже многие годы, не обнаруживая себя»). См.: 1 Кор 12,10 . Свт. Афанасий Великий. Житие преподобного Антония. 22 (рус. пер.: он же. Творения. Т. 3. С. 197–198). Мы это видим в двух случаях, о которых повествует блж. Феодорит Кирский (История боголюбцев. XIII. 9, 13). В первом случае (см. рус. пер.: Указ. изд. С. 220–221) «одни объясняли эту болезнь действием беса, другие — немощью тела»; во втором случае «одна женщина… сошла с ума». «Одни объясняли ее состояние действием беса, а врачи говорили, что она страдает болезнью мозга» (рус. пер.: Указ. изд. С. 222). В житиях святых можно найти множество примеров, в которых повествуется об исцелении или изгнании злых духов. В обоих случаях, о которых повествует блж. Феодорит, так и не установлено, что послужило причиной недуга. Святой (Македонии), к которому обратились, сам ничего по этому поводу не сказал, но исцелил этих двух женщин от их болезни. См.: Theodore de Petra. Vie de St. Theodose. XLIII. 12; Евагрий Понтийский. Слово о молитве. 63; он же. Слово о духовном делании. 47.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

В собрании Псковского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (Ф. 502) частично сохранились монастырские библиотека и архив с жалованными грамотами царей Феодора Иоанновича (1597), Алексея Михайловича (1649 и др.), Феодора Алексеевича и др. Среди рукописных книг собрания: Постная и Цветная Триодь (1-я пол. XVI в.), Псалтирь с толкованием свт. Афанасия Александрийского (1-я треть XVI в. и XVII в.), Псалтирь с восследованием (сер. XVI в.), сборники богослужебные (1-я пол. XVI в. и сер. XVI в.), Сборник литературно-агиографический (конволют из неск. рукописей; XVI в. и сер. XVII в.), Сборник певческий на крюковых нотах (1678-1680), Ирмологий на крюковых нотах (сер. XVII в.), Сборник аскетический (конволют; сер. и 2-я пол. XVII в.), Сборник Житий и повестей об иконах (конволют; 2-я пол. XVII в.), Сборник Житий и служб русским святым (2-я пол. XVII в.), Палея историческая и Палея с дополнениями (обе кон. XVII - нач. XVIII в.), «Летопись архиепископов Новгородских и Псковских» (1776), синодик Никандровой пустыни (1-я пол. XIX в.). Там же хранится икона прп. Антония Римлянина (1680, иконописец Семен Никитин), переданная в 1908 г. из обители в Псковский церковно-археологический кабинет. Крестные ходы Прп. Никандр Псковский в молении с видом Никандровой пуст. Икона. Рубеж XIX и ХХ вв. (Благовещенский мон-рь Никандров) Прп. Никандр Псковский в молении с видом Никандровой пуст. Икона. Рубеж XIX и ХХ вв. (Благовещенский мон-рь Никандров) Крестные ходы из Н. Б. м. проводились неск. раз в году. В пятницу на Светлой неделе для водоосвящения совершался крестный ход к часовне, стоявшей на месте Зосимо-Савватиевской ц., 29 июня - к часовне «Живоносный Источник», 1 авг.- к часовне около Ярмарочной заставы. В мае 1855 г. императором было утверждено решение Синода об устройстве ежегодного крестного хода 15 мая из Н. Б. м. в Порхов в память о спасении в 1831 и 1848 гг. города и окрестностей от эпидемии холеры после того, как икону прп. Никандра из Благовещенского собора переносили крестным ходом в Порхов. Ежегодный крестный ход совершался до 1917 г. К началу крестного хода в Н. Б. м. приходило множество народа со всего Порховского у. Икону несли 2 дня попеременно на протяжении 19 верст. 16 мая совершался многолюдный крестный ход вокруг Порхова с пением кратких молебнов. Во время 8-дневного пребывания в Порхове иконы прп. Никандра в соборе служили Божественные литургии и всенощные бдения с елеопомазанием, икону ежедневно носили по домам верующих. 23 мая крестный ход направлялся для провода святыни в дер. Селищи, где служили молебен. В 1882 г. по случаю 300-летия со дня кончины прп. Никандра Синод разрешил ежегодно 24 сент. совершать торжественный крестный ход с мощами святого вокруг мон-ря. 1918-2018 гг.

http://pravenc.ru/text/2565290.html

Александра Свирского, прп. Михаила Клопского, блж. Максима Московского, прп. Макария Калязинского, свт. Иоанна Новгородского. Клосс был склонен объяснять эту странную ситуацию существованием еще одного Собора, состоявшегося в 1548 г. и «узаконившего» присутствие тех святых (предположительно канонизированных в 1549), к-рые попали в месяцеслов «раньше срока». Однако эта гипотеза не объясняет отсутствие в Уставе 1548 г. памятей святых, о которых точно говорит грамота Собора 1547 г. Кроме того, Святцы 1552 г. упоминают прп. Макария Римлянина, который официально был канонизирован не ранее рубежа XVI-XVII вв., и оба текста (Устав и Святцы) содержат имя прп. Антония Римлянина, мощи которого были открыты только в 1597 г. (тогда же было установлено его празднование). Включение этих святых в списки задолго до предполагаемой даты их К. еще раз подтверждает мысль о том, что соборное решение не было обязательным условием К. ( Страхова. 2009. С. 99-102). По мнению А. Е. Мусина, необходимо отказаться от утвердившейся в историографии т. зр., предполагающей, что начиная с 1547 г. любое изменение в месяцесловах должно иметь соборную санкцию ( Мусин. Соборы св. митрополита Макария 1547-1549 гг. 2003. С. 74-86). Согласно его выводам, месяцесловы, совр. Соборам 1547-1549 гг. и последующего времени, демонстрируют весьма незначительную степень зависимости своего состава от соборных решений. Наличие многих редакций соборной грамоты 1547 г., возможно, свидетельствует о том, что соборное решение дополнялось по мере подготовки новых литургических и агиографических текстов. Видимо, изначальным был минимальный по количеству имен список Кирилло-Белозерского обиходника ( Макарий (Веретенников). 1998. С. 17. Прил. III), включавший в себя 10 имен: святители Иона Московский и Иоанн Новгородский, преподобные Пафнутий Боровский, Никон Радонежский, Макарий Калязинский, Зосима Соловецкий, Павел Обнорский, Дионисий Глушицкий, Александр Свирский и св. Александр Невский. Отсутствие в тексте обиходника к.-л.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

F.I.730 они вставлены в текст прп. Зиновия, в этой рукописи имеется также лицевое изображение Н. Антоний, живший во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в., предстает в памятнике как урожденный римлянин, принявший Православие и чудесным образом после плавания на камне оказавшийся в Новгороде, где был радушно принят «великим святителем» Н.; только ему прп. Антоний поведал тайну своего происхождения. Н. благословил преподобного, но и сам просил у него благословения: «Святитель же Никита пад пред преподобным на землю, прося благословения и молитвы от него, преподобный же пад пред святителем на землю, моляся и прося благословения, себе же недостойна и грешна именуя; и оба лежаста на земли, плакастася, помочая землю слезами на мног час, друг у друга благословения просяще и молитвы» (БЛДР. Т. 13. С. 20). Затем Н. явился на избранное прп. Антонием для основания своей обители место, где «селяне» подтвердили чудесное прибытие святого на камне, после чего Н. вновь благословил прп. Антония. Через некоторое время он вызвал к себе посадников Ивана и Прокопия (с реальными посадниками кон. XI - нач. XII в. они не отождествляются), к-рые выделили прп. Антонию землю под мон-рь. Святитель повелел «возградити церквицу древяну малу», освятил ее, а также распорядился «едину келейцу поставити мнихом на прибежище» (Там же. С. 24). Далее приводится легенда об обретении бочки с богатствами преподобного, на к-рые он намеревался поставить каменный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы. После того как преподобный выиграл суд с рыбаками, к-рые выловили бочку, он вновь посетил Н., к-рый воздал хвалу Богу. Обретенные в бочке сокровища были положены преподобным «во святительстей ризнице», после чего он еще раз получил благословение Н. и начал строить каменную церковь. Н.- единственный, кто знал о тайне происхождения Антония, принял в строительстве деятельное участие: «...святитель же Никита, размеривъ место церковное и сотворив молитву, и начат подшву церковную копати своима честныма рукама» (Там же. С. 28). Через нек-рое время «святитель Христов Никита епископ начат изнемогати, и призва преподобнаго, и поведа ему отшествие свое от жизни сея, и, много наказав его, отиде к Богу»; Антоний «в велицей скорби и въ слезах бысть о преставлении святителя Никиты, понеже велик духовный совет имеяху между собою» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Михаила Клопского, произведение, соединяющее в себе черты житий преподобного и юродивого), ни от времени, отделяющего кончину святого от создания жития. Так, использование фольклорных источников в Житиях свт. Иоанна Новгородского († 1186; Житие датируется XV в.) и прп. Антония Римлянина († 1147; Житие было написано не ранее 30-х гг. XVI в.) можно было бы объяснить большим временным интервалом между кончиной святых и началом их прославления и в силу этого утратой документальных источников, однако с момента кончины прп. Михаила Клопского (в кон. 50-х гг. XV в. или в 1471) до создания его Жития прошло менее полувека (Дмитриев датирует первоначальный текст Жития 1478-1479; ср.: Турилов А. А. К биографии и генеалогии Михаила Клопского//Средневековая Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 178-209), а 1-я редакция представляет собой подборку устных рассказов о святом легендарного характера (подробнее см.: Дмитриев. 1973. С. 185-198). Большинством исследователей используется понятие «севернорусская агиография», под которым подразумеваются жития святых, подвизавшихся в разное время на территории Новгородской епархии: Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (и др. соловецких подвижников), прп. Антония Сийского, преподобных Сергия и Германа Валаамских, прп. Александра Свирского, прп. Александра Ошевенского и др. Долгое время первым памятником тверской Ж. л. считалось Житие блгв. вел. кн. Михаила Ярославича Тверского (20-е гг. XIV в., согласно датировке Кучкина). В первоначальной редакции (Пространная нелетописная редакция) этот памятник называется «Убиение… князя Михаила Ярославича», что явно ориентирует текст на традицию мученичеств. Не случайно центральной в этом произведении является сцена гибели князя (ср. Житие блгв. кн. Михаила Черниговского). В 1972 г. Л. В. Тигановой было введено в научный оборот Житие Софии Ярославны Тверской (РГБ. Рогож. 658), датированное ею 2-й пол. XV в., но после обнаружения 2-го списка (РГБ. Чув. 14) Кучкин отнес его составление к 1305-1306 гг. В составе различных летописных сводов XV-XVI вв. сохранились Повести о тверском кн. Михаиле Александровиче, в т. ч. и тексты, охарактеризованные Я. С. Лурье как «торжественно-агиографические» (в составе Рогожского летописца и Симеоновской летописи - Лурье Я. С. Житие Михаила Александровича//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 299), и названные Е. Л. Конявской Житием (в составе Никоновской летописи - Конявская. 2007. С. 153), однако Михаил Александрович Тверской не был официально канонизирован, а летописная традиция почитания не вылилась в агиографическую. Тема княжеской власти была продолжена и развита в «Слове похвальном благоверному и великому князю Борису Александровичу» инока Фомы, однако этот текст, датируемый сер. XV в., сохранился в единственном списке (Архив СПбИИ РАН. Колл. Н. П. Лихачева. 689, 2-я пол. XVI в.), почитания кн. Бориса Александровича не сложилось. Чрезвычайно популярным стало созданное в кон. XV в. (вероятно, после открытия мощей в 1483) Житие свт. Арсения, еп. Тверского.

http://pravenc.ru/text/182317.html

прп. Антоний Римлянин. В 1708–1723 гг. монастырь был кафедральным, в нем проживали викарии Новгородской митрополии. В монастыре два храма. Соборный храм в честь Рождества Богородицы построен в 1117 г. (один из четырех его приделов посвящен прп. Антонию). В соборе открыто почивали мощи прп. Антония, обретенные в 1597 г. и переложенные в 1860 г. в серебряную раку, и под спудом мощи святых братьев Алфановых: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, перенесенные в 1775 г. из сгоревшего Сокольницкого монастыря. Сретенский храм с трапезной построен в 1533–1535 гг. и перестроен в 1803 г., первоначально имел восьмискатное покрытие. Среди святынь монастыря были древняя икона прп. Антония, принадлежащие ему мозаичные иконы, части священнического облачения и т.п., а также камень, на котором он чудесно прибыл в Новгород, и привезенные им ветви морской травы. В 1740–1918 гг. в монастыре размещалась Новгородская духовная семинария, основатель которой архиепископ Новгородский Амвросий (Юшкевич) погребен в притворе собора. В начале XX в. в монастыре подвизалось 14 монахов и 15 послушников. В советское время монастырь закрыли. Сретенский храм был восстановлен в 1960 г. С 1996 г. в монастыре располагается Новгородский государственный университет, в Сретенском храме находится спортивный комплекс. Рождественский собор открыт для экспозиции, в нем сохранились фрагменты фресок 1125 г. Одесса Андреевского скита подворье В 1882 г. липецкий купец И.П. Летунов пожертвовал Андреевскому скиту участок земли с постройками в Одессе, на углу Рыбной улицы и Тюремного переулка, где с 1874 г. размещалось его подворье. В 1883 г. на подворье был построен дом для паломников, следующих на Афон, Синай и в Иерусалим. В 1886–1887 гг. по проекту архитектора Ю.М. Дмитренко состоялось строительство нового трехэтажного дома с церковью во имя прп. Сергия Радонежского; вторая, нижняя церковь во имя ап. Андрея Первозванного освящена в 1893 г. В начале XX в. на подворье подвизалось 50 человек братии, которые обслуживали более 300 паломников одновременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

9 июня 1857 г. по инициативе С.-Петербургского митр. Григория (Постникова) Л. был назначен ректором Новгородской ДС и настоятелем новгородского Антония Римлянина мон-ря . По инициативе Л. инспектором семинарии стал вызванный из С.-Петербурга иером. Феогност (Лебедев) . Л. не допустил предполагавшегося перевода семинарии в город, считая, что пребывание учебного заведения в стенах Антониева мон-ря способствует дисциплине и благочестию студентов. В 1859-1860 гг. по инициативе Л. на средства столичных благотворителей в мастерской Ф. А. Верховцева была изготовлена новая рака для мощей прп. Антония Римлянина. 17 мая 1859 г. Л. стал ректором СПбДС, 4 июня прибыл в столицу. Новым инспектором и преподавателем богословия он назначил архим. Иосифа (Баженова), который, впрочем, не оправдал его надежд по причине «либеральных взглядов». Л. являлся также членом конференции СПбДА и внешнего академического правления, редактором ж. «Духовная беседа». 19 нояб. 1859 г. журнал указом Синода приобрел офиц. статус. 5 марта 1860 г. по утвержденному императором решению Синода Л. был определен викарием С.-Петербургской епархии, 13 марта в столичном Исаакиевском соборе митр. Григорием (Постниковым) в сослужении Киевского и Галицкого митр. Исидора (Никольского) , Херсонского и Одесского еп. Димитрия (Муретова) и др. архиереев хиротонисан во епископа Ревельского. При хиротонии присутствовали наследник цесаревич Николай Александрович († 1865) и вел. князья Александр Александрович (буд. имп. Александр III), Владимир и Алексей Александровичи. Но почти до Пасхи 1860 г. Л. еще жил в семинарии, исполнял обязанности ее ректора и читал ученикам лекции по богословию. После кончины митр. Григория, отношение к которому Л. называл «сыновним», с 18 июня по 13 авг. того же года он управлял С.-Петербургской епархией. Способствовал устроению на Невском проспекте столицы часовни (1860) Гуслицкого в честь Преображения Господня мужского монастыря , за что получил благодарность митр. Московского свт. Филарета (Дроздова).

http://pravenc.ru/text/2463521.html

•  Прп. Григорий был сопостник прп. Алипия (память его 17 авг.). В 9-й песне канона службы Собору Киево-Печерских преподобных св. Григорий называется византийским иконописцем, — возможно, он был в числе иконописцев, прибывших из Константинополя украшать Великую церковь монастыря. Сведения о нем есть в «Сказании о святых иконописцах. Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита и Исаакии (XI-XII вв.) Память их празднуется 4 мая в день перенесения мощей, 17 июня специальная служба, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Свв. братья Алфановы были новгородскими посадниками, строителями и ктиторами  Сокольницкого монастыря, что был за валом. Жили они, согласно преданию, при архиепископе Иоанне Новгородском (память его 7 сент.). Скончались они ранее 1162 г. и были погребены в Сокольницком монастыре.  8 этом году святые мощи их трижды являлись. Тогда архиепископ Иоанн велел более не погребать их, а устроить для них раку. Гораздо позже они явились одному расслабленному боярину в Москве, исцелили его и приказали устроить над их ракой часовню, что он с благодарностью исполнил. Между тем исцеления и чудеса от мощей этих ведомых Единому Богу угодников начались в самом Новгороде. В 1775 г. Сокольницкий монастырь сгорел, и святые мощи их были перенесены в  монастырь прп. Антония Римлянина (память его 3 авг.) и погребены под спудом в приделе, посвященном св. апостолу Иоанну Богослову. •  Согласно Новгородской летописи, в 1389 г. «на Сокольной горе поставиша церковь деревяну святого Николу и монастырь устроиша». В 1775 г. по случаю пожара мощи перенесены в Антониев монастырь, что на правом берегу Волхова, в 3 верстах от кремля (Новгородская епархия). В одном рукописном житии прп. Антония Римлянина есть упоминание о явлении прпп. братьев Алфановых, это сказание относит подвижничество братьев к XII в. Преподобный Никон Сухий (Сухой), Печерский (XII в.) Память его празднуется 11 дек., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Хиротонию Н. во епископа Новгородского в кон. 1130 г. в Киеве возглавил митр. Киевский свт. Михаил I (II) (1130-1145). Незадолго до этого митр. Михаил, прибывший в столицу Руси в том же году, по всей видимости, принял отказ от Новгородской кафедры еп. Иоанна Попьяна (1110-1130). 1 янв. 1131 г. новый епископ прибыл в Новгород. До нач. 1132 г. включительно Н. поставил прп. Антония Римлянина (по одной из гипотез, также киево-печерского постриженика - Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР: Севернорусские монастыри. СПб., 2001. С. 13-14; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богоматери Антониева монастыря 1125 г.// Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода: Кон. X - 1-я четв. XII в. М., 2004. С. 533-536; Печников. 2016. С. 198-202) игуменом новгородского общежительного Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , чего братия обители и сам прп. Антоний долго не могли добиться от предыдущего епископа. Н. в политической жизни Новгородского государства и церковной политике Одновременно с поставлением Н. на Новгородскую кафедру прекратились попытки присылать на посадничество в Новгород кандидатов киевских князей (очевидно, по решению Киевского блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича вместо присланного ранее из Киева, но отвергнутого новгородцами Даниила посадником, т. е. главой светской администрации, стал новгородец Петрила Микульчич), что изначально связывает деятельность нового епископа с решающим этапом становления новгородской республиканской государственности. Начало архиерейского служения Н. пришлось на период резкого обострения вопроса о характере и объеме полномочий княжеской власти в Новгороде. 9 дек. 1134 г. в Новгород вместе с новгородским послом игум. Исаией впервые в истории Новгородской епархии прибыл митрополит Киевский Михаил. Согласно малодостоверной версии Никоновской летописи 1-й пол. XVI в., посольство новгородцев в Киев было вызвано тем, что Н. «посла запрещение (интердикт.- М. П.) на весь Новъгород» (ПСРЛ. Т. 9. С. 158). По Новгородской владычной летописи, митрополит хотел продолжить пастырскую поездку, отправившись во враждебный Новгороду Суздаль (очевидно, с примиряющей миссией), но новгородцы не пустили его. Свт. Михаил покинул Новгород только после поражения новгородцев во главе с блгв. кн. Всеволодом (Гавриилом) Мстиславичем от суздальского войска в битве на Ждане горе (26 янв. 1135) 10 февр. (НПЛ. С. 23, 207). Позиция Н. по отношению к этим событиям в новгородском владычном летописании прямо не указывается, но по косвенным данным, он поддерживал поставившего его митрополита.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010