Известно, что Житие прп. Антония Великого, написанное свт. Афанасием I Великим, еп. Александрийским, пользовалось популярностью у христиан Запада, но в своем сочинении блж. Иероним выступил не как подражатель, а как соперник греч. автора, что нашло отражение уже в полемическом характере пролога ( J é r ô me. 2007. P. 144, 146). Хотя в тексте блж. Иеронима встречаются иногда дословные, иногда тематические заимствования из лат. перевода греч. Жития прп. Антония ( Троицкий И. Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Серг. П., 1906. С. 393-394), очевидны и различия. Напр., несмотря на название, блж. Иероним работал не в жанре «жития», а в жанре «хождений» (ср.: Житие прп. Онуфрия и Житие прп. Марии Египетской). Нек-рые биографические данные роднят обоих героев: зажиточная семья, ранняя смерть родителей, и у того, и у другого есть сестра; но П. Ф. (ср. также: Иларион, герой др. агиографического сочинения блж. Иеронима) в отличие от прп. Антония хорошо образован. Кроме того, в типологических сюжетах «наставник - ученик» роль последнего всегда закреплена за прп. Антонием: путешествие в поисках более совершенного подвижника, просьба о наставлении, предсмертная просьба похоронить тело и ее исполнение. Благодаря сочинению блж. Иеронима за П. Ф. закрепилась характеристика «первый отшельник». Сам блж. Иероним в одном из посланий еще раз подчеркивает его первенство ( Hieron. Ep. 22. 36// J é r ô me. Lettres/Éd. J. Labourt. 1949. T. 1. P. 152), следом за ним это повторяют Иоанн Кассиан Римлянин (IV-V вв.) ( Ioan. Cassian. Collat. 18. 6), Сульпиций Север ( Sulp. Sev. Dial. I 17. 1), и, наконец, эта характеристика прочно входит в синаксарно-минейную традицию на всех языках христ. мира. Несмотря на все попытки блж. Иеронима отстоять достоверность описываемых им событий, сомневаться в историчности П. Ф. начали уже его современники, не веря, что в человеческих силах выдержать настолько суровую аскезу. Совр. ученые основывают мнение о легендарном характере описанного святого на отсутствии др. источников, в к-рых бы он упоминался. Напр., до сих пор не нашел объяснения факт, что у свт. Афанасия нет никакого упоминания о П. Ф. Тем не менее именно Житие П. Ф. принимается всеми исследователями как неопровержимое свидетельство о зарождении отшельнического образа жизни к сер. III в. и того, что прп. Антоний был не столько первым пустынножителем, сколько человеком, пробудившим в людях стремление к христ. аскезе: под его влиянием стали появляться колонии пустынников и само отшельничество приобрело определенные традиции и установления.

http://pravenc.ru/text/2578583.html

АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/rubrics/127165.html

АННА († 1018 ?), св. блгв. кнг., вероятно, первая супруга вел. кн. Ярослава Мудрого (пам. 4 окт., 10 февр. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ († 1598), осн. Антониевой Черноезерской пустыни, прп. (пам. 17 янв., в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АФФОНИЙ († 1652), митр. Новгородский и Великолуцкий, свт. (пам. 10 февр., 6 апр.в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРВАРА схим., прп. (пам. 30 авг., в Соборе Новгородских святых и в Соборе святых С.-Петербургской митрополии) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128873.html

13 сентября 2020 г. владыка Константин освятил крестильный храм-часовню в честь прп. Елисея Сумского. Освященная часовня, увенчанная куполом с крестом, находится в приходском доме собора, где размещается приходская школа в честь св. Иоанна Кронштадтского. В ходе ремонта и обустройства крестильного храма были заказаны и доставлены в Петрозаводск из Санкт-Петербурга четыре больших (около 60 кв.м), дорогостоящих натяжных полотна – так называемые «небеса». На каждом полотне изображены образы святых и архангелов. При монтаже одного из полотен, которое прямо над входом, произошло, казалось бы, непоправимое. Полотно полностью повредилось из-за внезапного скачка температуры. Когда монтажники достали из упаковки три других оставшихся полотна, то оказалось, что под ними - еще одно полотно, идентичное поврежденному. Удивительно, что специалисты фирмы-изготовителя ответственно заявили, что было изготовлено и упаковано только четыре заказанных полотна. Престолы храма: в честь Животворящего Креста Господня, Вознесения Господня, прп. Антония Римлянина. Главные святыни храма: мощи прп. Елисея Сумского, Соловецкого чудотворца; иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Тихвинская», «Казанская», «Троеручица»; иконы прп. Антония Римлянина, вмц. Варвары, вмц. Екатерины, свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей . Под алтарем Крестовоздвиженского собора похоронен архиепископ Петрозаводский и Олонецкий Венедикт, который благословил возведение храма, но почил до завершения строительства (7 декабря 1850 г.). В храме похоронен 29 ноября (ст. ст.) 1865 г. тайный советник Константин Иванович Арсеньев – один из воспитателей (с 1828 по 1837 гг.) наследника престола, будущего императора Александра II. http://eparhia.karelia.ru/krest.htm Комментарии и обсуждение Строился Василием Тухтаровым, вероятно, по образцовому проекту К. Тона, в 1848–1852 гг. на средства петрозаводского купца Евдокима Григорьевича Пименова. Придел Вознесения Господня. В соборе хранятся мощи св. преп. Елисея Сумского. Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери и привезённый с Афона список иконы Божией Матери «Скоропослушница».

http://sobory.ru/article/?object=01168

Хиротонию Н. во епископа Новгородского в кон. 1130 г. в Киеве возглавил митр. Киевский свт. Михаил I (II) (1130-1145). Незадолго до этого митр. Михаил, прибывший в столицу Руси в том же году, по всей видимости, принял отказ от Новгородской кафедры еп. Иоанна Попьяна (1110-1130). 1 янв. 1131 г. новый епископ прибыл в Новгород. До нач. 1132 г. включительно Н. поставил прп. Антония Римлянина (по одной из гипотез, также киево-печерского постриженика - Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР: Севернорусские монастыри. СПб., 2001. С. 13-14; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богоматери Антониева монастыря 1125 г.// Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода: Кон. X - 1-я четв. XII в. М., 2004. С. 533-536; Печников. 2016. С. 198-202) игуменом новгородского общежительного Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , чего братия обители и сам прп. Антоний долго не могли добиться от предыдущего епископа. Н. в политической жизни Новгородского государства и церковной политике Одновременно с поставлением Н. на Новгородскую кафедру прекратились попытки присылать на посадничество в Новгород кандидатов киевских князей (очевидно, по решению Киевского блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича вместо присланного ранее из Киева, но отвергнутого новгородцами Даниила посадником, т. е. главой светской администрации, стал новгородец Петрила Микульчич), что изначально связывает деятельность нового епископа с решающим этапом становления новгородской республиканской государственности. Начало архиерейского служения Н. пришлось на период резкого обострения вопроса о характере и объеме полномочий княжеской власти в Новгороде. 9 дек. 1134 г. в Новгород вместе с новгородским послом игум. Исаией впервые в истории Новгородской епархии прибыл митрополит Киевский Михаил. Согласно малодостоверной версии Никоновской летописи 1-й пол. XVI в., посольство новгородцев в Киев было вызвано тем, что Н. «посла запрещение (интердикт.- М. П.) на весь Новъгород» (ПСРЛ. Т. 9. С. 158). По Новгородской владычной летописи, митрополит хотел продолжить пастырскую поездку, отправившись во враждебный Новгороду Суздаль (очевидно, с примиряющей миссией), но новгородцы не пустили его. Свт. Михаил покинул Новгород только после поражения новгородцев во главе с блгв. кн. Всеволодом (Гавриилом) Мстиславичем от суздальского войска в битве на Ждане горе (26 янв. 1135) 10 февр. (НПЛ. С. 23, 207). Позиция Н. по отношению к этим событиям в новгородском владычном летописании прямо не указывается, но по косвенным данным, он поддерживал поставившего его митрополита.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Для каждого тома был составлен «Алфавитный указатель книг, из коих сделаны выписки». О. использовал большой корпус старопечатных и старообрядческих изданий. Кроме того, он основательно работал с рукописями Синодальной (Патриаршей) б-ки, в т. ч. с древнейшими рукописями - Изборником Святослава 1073 г., самым ранним древнерус. списком «Богословия» прп. Иоанна Дамаскина кон. XII - нач. XIII в. (ГИМ. Син. 108), Номоканоном («Ефремовской Кормчей») XII-XIII вв. (ГИМ. Син. 227), Служебниками XII-XVI вв., включая Антония Римлянина служебник , Киприана (митрополита) Служебник , служебник свт. Евфимия Новгородского, требниками, в т. ч. греческими XV в., Уставами, Великими Минеями-Четьими митр. Макария. О. сумел ознакомиться с такими древнейшими рукописями, как Остромирово Евангелие 1056-1057 гг. (в имп. Публичной б-ке в С.-Петербурге) и Мстиславово Евангелие нач. XII в. (в Архангельском соборе Московского Кремля). Подбирая интересующий его материал, О. изучал рукописи, хранившиеся в ризнице и б-ке Троице-Сергиевой лавры (в т. ч. Житие прп. Дионисия Зобниновского), б-ке новгородского Софийского собора (сделаны выписки из Евангелия Моисея, архиепископа Новгородского, XIV в., из служебников XII-XV вв.). О. в своей работе использовал такие авторитетные для старообрядцев источники, как Острожская Библия 1581 г., «Кириллова книга» 1644 г., «Книга о вере» 1648 г., «Стоглав» , сочинения прп. Максима Грека , «Просветитель» прп. Иосифа Волоцкого, Житие прп. Евфросина Псковского и даже «Поморские ответы» . В значительной мере О. опирался на светские и синодальные издания XVIII в. исторических источников и святоотеческих сочинений, основными из к-рых были: «Деяния церковная и гражданская» Барония (М., 1719) и Георгия Кедрина (М., 1794), Беседы свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (М., 1781), «Богословие» прп. Иоанна Дамаскина (М., 1773, 1785), «Богоугодные труды» свт. Василия Великого (М., 1787), «Послания» сщмч. Игнатия Богоносца (М., 1772), «Поучения огласительные» Кирилла, архиеп. Иерусалимского (М., 1772), «Избранные сочинения» Киприана Карфагенского (СПб., 1803). В «Выписки...» составитель включил ссылки на «Древнюю Российскую вифлиофику» (М., 1791. Ч. 16.), «Акты исторические» (СПб., 1836. Т. 3.) и «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина (СПб., 1817. Т. 7). Из полемических сочинений, адресованных старообрядцам, О. цитировал «Увет духовный» Афанасия , архиеп. Холмогорского (М., 1682), «Камень веры» митр. Стефана (Яворского) (М., 1729) и «Беседы к глаголемому старообрядцу» свт. Филарета (Дроздова) (М., 1844). Труд О. носил компилятивный характер и не предусматривал ни анализа источников, ни подробного разбора старообрядческих взглядов. Мн. темы, к которым подобраны выписки, носят общий характер (о Церкви, священстве и др.).

http://pravenc.ru/text/2578227.html

Образ Г. помещен в составе Собора новгородских святых: на иконе «Новгородские чудотворцы» 1728 г. письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ) - в нижнем ряду 2-м слева, с немного разведенными в стороны руками, с недлинной и широкой бородой; на аналойном образе «Собор всех святых Новгородских угодников» кон. XIX в. (?) из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде - в верхней части правой группы, в молении, с русой бородой средней величины. Погрудное изображение Г. (предположительно, в надписи только имя: «п. Гурии») в левой группе преподобных имеется на образе «Собор русских святых» 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 91; Житие прп. Евфросина Синозерского//Чагода: Ист.-краевед. альм. Вологда, 1999. С. 258. М. Ю. Хрусталёв Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/text/168362.html

После разгрома Новгорода царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в 1570 г. были казнены все 20 насельников А. Р. м. во главе с настоятелем Геласием, мон-рь запустел. Позже царь снял опалу, и в 1580 г. из Москвы прибыл новый настоятель игум. Кирилл (Завидов; 1580-1584). Собрав братию и возобновив строгий общежительный устав, он начал подготовку к обретению мощей прп. Антония, к-рое состоялось в 1597 г. (в том же году произошла и общерус. канонизация святого). Мощи святого были положены в окованную серебром раку в Рождественском соборе, в 1731 г. переложены в новую, также окованную серебром, кипарисовую раку. При раке находилась ветвь осоки, с к-рой, по преданию, прп. Антоний приплыл из Рима. В особом приделе у зап. стены собора хранился камень, на к-ром, согласно житию, преподобный приплыл из Рима в Новгород. Инок обители Нифонт в соч. «О преложении честного и многочудесного тела» (март 1598) описал чудеса, совершившиеся в мон-ре при обретении мощей преподобного. Наставником Нифонта был инок А. Р. м.- иконописец прп. Анания , написавший для обители немало икон. В память преподобного в 1-ю пятницу после праздника святых апостолов Петра и Павла (29 июня) был учрежден крестный ход из новгородского Софии Св. собора в А. Р. м. В нач. XVII в. А. Р. м. был разорен швед. отрядами, затем восстановлен. В 1651 г. в нем была учреждена архимандрития. В 1656 г. мон-рь посетил Антиохийский Патриарх Макарий , о чем сохранилось свидетельство Патриаршего архидиак. Павла Алеппского . Не раз посещали обитель и члены царствующего дома. Особое покровительство мон-рю оказывали Новгородские митрополиты Макарий (1652-1663) и Питирим (1664-1672), следствием чего стала активная строительная деятельность в обители. В 70-х гг. XVII в. в трапезной палате деревянные перекрытия были заменены каменными сводами, надстроена столпообразная колокольня, а над юж. вратами возведена ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (разобрана в 1805). В 1698 г. к северу от надвратной ц. прп. Иоанна Лествичника попечением воеводы П.

http://pravenc.ru/text/114056.html

Согласно 2-й части Жития («Сказанию...»), К. принял постриг в Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре в Новгороде, прожил в нем 6 лет, затем 3 года провел в др. новгородских обителях (не указано, в каких), в 1316 г. пришел на гору Челма, поселился здесь в пещере, потом построил себе «келийцу малу», часовню и ц. в честь Богоявления, умер в возрасте 82 лет и 3 месяцев, прожив на Челме 52 года. В Житии описываются взаимоотношения К. с местными жителями - «древосечцами», пытавшимися поджечь его келью, рыболовами и разбойниками с р. Онеги. Разбойники, именуемые в Житии «чудью белоглазой» (финно-угорское племя), пришли к святому, чтобы обокрасть его, но внезапно ослепли. Под влиянием проповеди К. чудь постепенно обратилась в христианство. В «Сказании...» сообщается, что родным братом К. был прп. Корнилий Комельский (уроженец Ростова, из рода Крюковых), который жил вместе с ним на горе Челма, а затем ушел «в пределы костромския на Обнору-реку и тамо вселися». Однако в Житии Корнилия Комельского К. не упоминается. Незадолго до кончины К. его посетил игумен Вассиановой Строкиной пустыни в Каргополе Иосиф, который исповедал и причастил святого (Вассианова Строкина пуст. возникла вряд ли ранее рубежа XV и XVI вв.: в грамоте 1537 г. Новгородского архиеп. Макария эта обитель названа «новою»; игумен с именем Иосиф по др. источникам неизв.). Во время этой встречи К. пророчествовал о строительстве монастыря на Челме, об ожидавших обитель бедствиях (пожарах, «нахождениях иноплеменных», разорениях), но обещал не оставить это место и после кончины. Далее в «Сказании...» повествуется об устроении гробницы над могилой святого. В «Историческом описании…» приведена надпись на раке с мощами К.: «В лето 6824 (а от Р. Х. 1316-е) пр. отец наш Кирилл, отъкуда и каковых родителей, того не известно, пострижен в Великом Новеграде во обители пр. Антония Римлянина, и пожив в той обители 6 лет, и 3 года во иных монастырях странствуя, и отътуду прииде в каргопольские пределы, и вселися на место, глаголемое Челма-гора, между Лекшмо-езером и Челмо-езером, и на той горе поживе 52 года, созда церковь во имя Богоявления Господня, и монастырь устроив, братию собра, и поживе вся своя лета в великом воздержании, и трудех, и молитвах, преставися к Богу в лето 6876-е (а от Р. Х. 1368-е) декабря 8-го дня, погребен бысть честно на той же Челме-горе игуменом Иосифом». Очевидно, что источником для этой надписи послужило «Сказание...», а не наоборот.

http://pravenc.ru/text/1840277.html

Память А. Р. указана в большинстве месяцесловов XVII в.: под 3 авг.- в Коряжемских святцах 1621 г. (РГБ. Унд. 237), под 3 авг. и 17 янв.- в Месяцеслове Симона (Азарьина) 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 310, 326), под 1 июля - в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). Краткое житие святого под 3 авг. помещено в печатном Прологе 1643 г. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. 17 янв. предписано совершать А. Р. бденную службу (см. Знаки праздников месяцеслова ), переносимую на 19 янв. В Минее (МП) под 3 авг. помещена бденная служба А. Р. (Минея. Авг. Ч. 1. С. 110-127). В тексте службы Собору Новгородских святых А. Р. посвящен 6-й тропарь 3-й песни канона утрени, в к-ром описывается его плавание на камне (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 449). Ист.: НПЛ (по указ.); ГВНиП. 102, 103; Житие прп. Антония Римлянина//ПС. 1858. 5. С. 151-171; 6. С. 310-324. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 306-311; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 48-51; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17, 235; Валк С. Н. Начальная история древнерусского частного акта//Вспомогательные ист. дисциплины: Сб. ст. М.; Л., 1937. С. 295-303; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. П., 1951. С. 208-210; Onasch К. Zur Vita Antonij «des Römers»//Orbis scriptus: D. Tschiewskij zum 70. Geburtstag. Münch., 1966. S. 581-585; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М., 1977. С. 40-59; он же. Печать новгородского епископа Ивана Попьяна//ВИД. 1978. Вып. 9. С. 47-56; он же. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991. С. 205-207, 354-357; Макаров Н. А. Камень Антония Римлянина//НИС. Л., 1984. 2 (12). С. 203-207; Андреев В. Ф. Новгородский частный акт XII-XV вв. Л., 1986. С. 93-97; Фет Е. А. Житие Антония Римлянина//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 245-247. А. В. Назаренко Иконография О первом изображении А. Р., сделанном на камне при игум. Вениамине, в «Слове похвальном на пречестную память» сказано, что игумен «повеле на [камне] написати... преподобного Антония чюдотворца образ, имел же на руце воображен едину церковь Богоматери» (ГИМ. Муз. 1236. Л. 99-100). При игум. Кирилле над камнем был сооружен небольшой придел и вновь написан образ А. Р. («как бе и прежде»), поскольку первый «сокрушен бысть от дождя, понеже не покровлен бяше» (НГМЗ ОПИ. Д. 30056-33. Л. 31 об.- 34). Святой был изображен предстоящим Богоматери с Младенцем, в руке макет созданного им «чудного» храма Рождества Богородицы. На иконах данного извода А. Р. обычно представлен в рост, в монашеской мантии и схиме, с куколем на голове, плывущим на камне по Волхову, макет храма он держит в правой руке; вверху слева - образ Богоматери. К этому типу изображения относятся иконы 2-й пол. XVI в. (ГТГ), 2 иконы XVII в. из собора Покрова на Рву (ГИМ). По описанию в иконописном подлиннике, А. Р. «сед, брада болши Иоанна Богослова, аки у Евфимия Великаго, на ногах ступенцы, стоит на камени, а камень на воде, в руце церковь» (ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 66 об., посл. четв. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/116106.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010