Смиренномудрый, когда бывает оскорблен, порицает и обвиняет себя самого, а не другого кого-либо, и потому терпит, ища освобождения от Бога, и, получив его, радуется и терпит с благодарением, и, приобретя в этом опытность, получает познание (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 114). Признаки смиренномудрия суть сии: когда имеющий всякую добродетель, телесную и душевную, считает себя тем более должником перед Богом, как много получивший, по благодати, будучи недостойным того. И если случится с ним какое-либо искушение, от демонов или от людей, считает себя достойным таковых и других больших, чтобы хотя немного освободиться от долга и получить облегчение от мучений, ожидающих его на суде. Если же не терпит искушений, то много скорбит и подвизается, ища, в чем бы понудить себя, и, когда найдет это, снова принимает как дар от Бога, и смиряется; не находя же, что мог бы воздать Благодетелю, всегда трудится и все более считает себя должником (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 124–125). Кто смиренномудр, тот должен иметь всякую добродетель и более как должник (во всем этом) поистине веровать, что он ниже всей твари. Если же он не таков, то это самое удостоверяет, что он хуже всей твари, хотя бы и думал, что ведет жизнь равноангельную, ибо и действительный ангел, при стольких добродетелях и премудрости, не мог угодить Творцу без смирения. Что же сказать после этого мнящему о себе, что он ангел, без смирения, – причины всех благ, существующих и имеющих быть, от которого рождается рассуждение, просвещающее концы, а без него – все мрачно. Она есть свет и называется светом, и потому мы, прежде всякого слова и начинания, нуждаемся в этом свете, чтобы могли видеть и прочее и удивляться. Удивляемся и Богу, как в первый и господственный день Он прежде сотворил свет, чтобы последовавшие создания не оставались невидимыми, как бы не существующие... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 145). Смирение же состоит в том, чтобы человек считал себя грешником и думал, что он ничего доброго не делает перед Богом; чтобы прилежал молчанию и себя вменял ни во что; чтобы не упорствовал ни перед кем, настаивая на своем слове; чтобы отлагал свою волю, лицо опускал долу, смерть имел перед очами, остерегался лжи, пустых не произносил слов, настоятелю не возражал, терпеливо сносил обиды и нудил себя благодушно переносить всякие притрудности и прискорбности. Постарайся, брат, соблюдать сии правила, чтобы не была бесплодною жизнь твоя (прп. Антоний Великий , 89, 108). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Все Божественное Писание всеми, содержащимися в нем, о Боге мыслями и речениями представляет только, что Бог есть, а не то, что Он есть (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 100). ...Читаемое в Писании настоящим образом познается, когда делом исполняется (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 308). Источник. Молись в сокрушении духа Господу, чтобы Он открыл тебе очи видеть чудеса, сокровенные в законе Его, который – Евангелие (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 108). Источник. Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача – Евангелие (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 109). Источник. Для любящего душу свою, для того, кто не решается на самоотвержение, закрыто Евангелие: он читает букву; но слово жизни, как Дух, остается для него под непроницаемою завесою (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 110). Источник. ...Точного и совершенного раскрытия Евангелия невозможно стяжать в себе собственными усилиями: это – дар Христов (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 111). Источник. Евангелие, как откровение Бога, превысшего всякого постижения, недоступно для падшего разума человеческого. Необъятный разум Божий объемлется верою... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 497). Источник. ...Правила Церкви требуют, чтобы Писание было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь не произвольно... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 50). Источник. Неведение новоначального и преобладание в нем страстей не дают ему возможности понимать Писание как должно и держаться с должною твердостию (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 139). Источник. Слово Божие не может говорить так или иначе; оно одно (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 70). Чтение Священного Писания Прилежи чтению Писаний, и они исторгнут тебя из нечистоты (или: будут разгонять нечистые помыслы). Источник. Если будешь постоянно и усердно заниматься чтением Писаний и исполнять заповеди, то Божие милосердие пребудет с тобою (прп. Антоний Великий , 89, 96). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1 Светицховлоба: воспоминание о принесении в Грузию Хитона Господня, празднование Столпа Животворящего, Крещения Грузии и воздвижения патриаршего кафедрального собора Светицховели Абиатар (Авиафар), прп. и Сидония, прав., IV в. Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Мелхиседек I, свт. , католикос-патриарх Грузии, + 1033 2 Давид и Константин, князья Аргветские, великомученики, + 740 4 Евдемон I (Диасамидзе), сщмч., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1642 5 Григорий Ханцтели (Хандзтийский), прп., основатель Кларджетской пустыни и мон-рей Хандзта и Шатберди, + 861 Собор Кларджетских святителей, мучеников и преподобных отцов и жен, учеников и сподвижников прп. Григория Ханцтели (Хандзтийского), VIII-IX вв.: Амона (прп.), Андрей (прп.), Анастасия (прп.), Арсений (прп.), другой Арсений (прп.), Василий III Кларджетский, Гавриил (прп.), Георгий Зарзмский (Зарзмели), Георгий Мерчуле (прп.), Георгий Опизели (прп., 3-й настоятель мон-ря Опиза), Григорий Шатбердели (прп.), Давид (прп.), Димитрий (прп.), Епифаний Чудотворец (прп., настоятель мон-ря Хандзта), Езра (прп.), Захария (прп.), Захария Анчели (свт., еп. Анчийский, чудотворец), Зинон (прп.), Иаков (прп.), Иларион (свт., католикос Картли (Мцхетский)), Иларион Парехели (прп.), Иларион Убисели (прп.), Иоанн (мч.), Иоанн (прп.), Макарий (свт.), Макарий Опизели (прп.), Маркел (Маркелаос) (прп.), Матой (прп.), Михаил Зарзмели (прп.), Михаил Парехели (прп.), Нерсе Ишхнели (прп.), Павел (прп.), Петр (прп.), Савва Ишхнели (свт., еп. Ишханский), Самуил (прп.), Софроний Шатбердели (прп., возобновитель мон-ря Шатберди), Стефан Мтбевари (свт., еп. Тбетский), Теместия (Феместия) (прп.), Феврония (прп.), Феодор (прп.), Феодор Недзвели (прп.), Хведиос (Хведий) (прп.), Христофор (прп.), Шио (прп.) 7 Иосиф Мохеве (Хевский), прп., + 1763 13 Антоний Чкондидели, свт., митр. Чкондидский,+ 1815 г., и его ученик Иаков Чкондидели, иером., прп. 16 Зенон Икалтоели (Икалтойский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 17 Иосиф Чудотворец, свт., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1764/70 19 Николай Двали, мч., пострадавший в Иерусалиме + 1314 26 Александр (Окропиридзе), свт, еп. Гурийско-Мингрельский, 1907 28 Неофит Урбнели, еп. Урбнисский, свт. VII в. 29 Серапион Зарзмели, прп., + 900 30 Иоатам (Иотам) (Зедгенидзе, Зидгинидзе), мч., + 1465 31 Собор Тбилисских мучеников (100 тыс.), + 1227/1240

http://pravoslavie.ru/41585.html

1 мая – нового прмч.Акакия. 4 мая – прп.Никифора. 11 мая – прп. Никодима, архиеп.Сербского. 13 мая – прп. Иоанна Иверского. Прп. Евфимия нового (Иверского). Прп.Георгия Иверского. Прп. Гавриила Иверского. 21 мая – прмч. Пахомия. 28 мая – прп. Иоанникия, архиеп.Сербского. 2 июня – новомуч. Константина. 11 июня - Память неизвестного по имени инока, удостоившегося явления Архангела Гавриила. 12 июня – прп. Петра. Прп. Арсения Коневского. 14 июня – прп.Нифонта. 15 июня – свт. Ефрема, патриарха Сербского. 18 июня – прп.Леонтия Прозорливого. 20 июня – свт. Каллиста I-ro патриарха Константинопольского. 25 июня – прп.Дионисия, ктитора обители в честь Крестителя Иоанна, что на святой Горе Афонской. Прмч. Прокопия. Первая неделя по неделе всех святых - прп. Феолипта, епископа Филадельфийского. 5 июля – прп.Афанасия. Прмч.Киприана Нового. 8 июля – прп. Феофила Мироточивого. 10 июля – прп. Антония Печерского. 11 июля – прп.Никодима. Прмч.Никодима. Прмч.Нектария. 28 июля – прп. Павла Ксиропотамского. 4 августа – сщмч. Космы равноапостольного. 7 августа – прп. Дометия Филофеевского. 11 августа – прп. Нифонта II-ro патриарха Константинопольского. 15 августа – прп.Грасима нового Ватопедского (НОТАРАС). 19 августа – прп.Феофана. 30 августа - Общая память святых сербских святителей и учителей. 13 сентября – прп.Иерофея. 14 сентября – прмч.Макария. 16 сентября – прп.Киприана, митроп. Киевского и всея России. 20 сентября – прмч. Иллариона. 22 сентября – прп.Космы, отшельника Зографского. Память двадцати шести святых прмчч. Зографских. 1 октября – прп. Иоанна Кукузеля. Прп. Григория, доместика Великой церкви. 2 октября – мч.Георгия. 5 октября - Обретение святых мощей прп.Евдокима Ватопедского. 6 октября – прмч.Макария Нового. 7 октября – прп.Сергия Вологодского, или Нуромского. 11 октября - двадцати шести святых прмчч. Зографских – игумена Фомы и с ним 21 инока и 4 мирян. 14 октября – прп.Евфимия, Нового Фессалоникийского. 20 октября – прп.Герасима Нового. Нового прмч.Игнатия. 21 октября – прп.Филофея.

http://pravicon.com/info-1865

Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия: читай Его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнью ( 108, 108 ) . Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного врача – Евангелие ( 108,109 ) . Постарайся, чтобы Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу... тогда и деятельность твоя удобно сделается Евангельской ( 108, 109 ) . Точного и совершенного раскрытия Евангелия невозможно стяжать собственными усилиями: это – дар Христов ( 108, 111 ) . Евангелие есть изображение свойств нового человека, который Господь с небес. Этот новый человек – Бог по естеству ( 108, 111 ) . Дух Святой, вселившись в истинного и верного служителя Своего, делает его и совершенным читателем, и истинным исполнителем Евангелия ( 108, 111 ) . Писания Отцов соединяются все в Евангелии, все клонятся к тому, чтобы научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа, источник и конец всех их – Святое Евангелие ( 108, 113 ) . Сначала более занимайся чтением святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие ( 108,113 ) . Научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом ( 108, 119 ) . Когда приступишь к исполнению велений Евангелия, тогда с упорством воспротивятся этому исполнению владыки твоего сердца. Эти владыки – твое собственное плотское состояние... и падшие духи ( 108,125 ) . Постоянным уклонением от зла и исполнением Евангельских добродетелей – в чем заключается все Евангельское нравоучение, достигаем любви Божией. Этим же самым средством пребываем в любви к Богу ( 108, 130 ) . Верный Слову Божию.., действуя под руководством Евангелия против собственного самообольщения, укрощая страсти, этим уничтожая мало-помалу влияние на себя падших духов.., малопомалу выходит из состояния прелести в область истины и свободы... ( 108, 232 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Одно воздержание прилично неповинным, а другое – повинным и кающимся. Для первых движения похоти в теле бывают знаком к восприятию особенного воздержания, а последние пребывают в нем даже до смерти и до самой кончины не дают своему телу утешения, но борются с ним без примирения. Первые хотят сохранять всегда благоустройство ума, а последние душевным сетованием и истаяванием умилостивляют Бога (прп. Иоанн Лествичник , 57, 107–108). Источник. ...Время веселия и утешения пищею для совершенного есть отложение всякого попечения; для подвижника – время борьбы, а для страстного – праздник праздников и торжество торжеств (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). В сердцах чревоугодников – сновидения о снедях и яствах; в сердцах же плачущих – сновидения о последнем Суде и о муках (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Источник. Будь господин над своим чревом, прежде нежели оно тобою возобладает, и тогда будешь принужден со стыдом воздерживаться. Впадшие в ров беззаконий, о которых я не хочу говорить, понимают, что я сказал; целомудренные же опытом сего не познали (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Будем укрощать чрево помышлением о будущем огне. Повинуясь чреву, некоторые отрезали наконец сокровенные свои члены, и умерли двоякою смертию. Будем внимательны, и мы увидим, что объедение есть единственная причина потоплений, с нами случающихся... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Источник. Ум постника молится трезвенно, а ум невоздержного исполнен нечистых мечтаний. Насыщение чрева иссушает источники слез: а чрево, иссушенное воздержанием, рождает слезные воды (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Источник. Кто служит своему чреву и между тем хочет победить дух блуда, тот подобен угашающему пожар маслом (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Источник. Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Источник. Испытывай себя в первый час дня, в полдень, за час до принятия пищи и узнаешь таким образом пользу поста. Поутру помысл играет и скитается; когда же настал шестой час, он немного ослабевает, а во время захождения солнца окончательно смиряется (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Душа в теле, в душе – ум, в уме – слово, коими созерцаемый и прославляемый Бог обессмертивает душу, даруя ей нетление и наслаждение вечное (прп. Антоний Великий , 89, 82). Источник. Те души, которые не обуздываются разумом и не управляются умом, который бы остепенял, удерживал и направлял (куда следует) страсти их, т. е. скорбь и удовольствие, – такие души погибают, как неразумные животные, потому что у них разум увлекаем бывает страстями, как кучер лошадьми, вышедшими у него из повиновения (прп. Антоний Великий , 89, 82). Источник. Безрассудная душа, по естеству бессмертная и госпожа тела, становится рабою тела из-за чувственных удовольствий, не разумея, что услаждение тела – пагуба душе. Но, впадши в нечувствие и объюродевши, заботливо печется она о сем услаждении тела (прп. Антоний Великий , 89, 82). Источник. Как ты будешь относиться к душе, пока она в теле, так и она отнесется к тебе, вышедши из тела. Хорошо послуживший здесь телу своему, доставляя ему всякие утехи, худую сам себе оказал услугу по смерти... ибо подверг осуждению душу свою, как безрассудный (прп. Антоний Великий , 89, 84). Источник. Как тело без души мертво, так душа без ума бездейственна (бесплодна) и Бога достоянием своим иметь не может (прп. Антоний Великий , 89, 87). Источник. Как медь, брошенная в небрежении и оставленная без должного о ней попечения, повреждается ржавчиною, появляющеюся на ней от долговременного лежания в связках и неупотребления в дело, и чрез то делается недобротною и непотребною, так и душа, в бездействии пребывающая и не заботящаяся о доброй жизни и обращении к Богу, злыми делами своими лишая себя покрова Божия, снедается злом, разрождающимся от такого нерадения в веществе тела, и чрез то является недобротною и негожею ко спасению (прп. Антоний Великий , 89, 90). Самая большая и неисцельная болезнь души и пагуба се есть богозабвение и тщеславие (прп. Антоний Великий , 89, 92). Источник. Четыре добродетели очищают душу: молчаливость, соблюдение заповедей, нищета и смиренномудрие (прп. авва Исаия , 59, 50). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Андреев Феодор, свящ. 434 Андрей, митроп. 377 Андрей, епископ 47, 467 Андрей, преп. 87 Андрей юродивый 336 Андрей, игумен 119 Андрей Боголюбский 30, 37, 38, 87, 96, 100 Андрей Васильевич, князь 93 Андрей Боголюбский, князь 126, 127 Андрей Кесарийский , свят. 115 Андрей Курбский, князь 79, 125 Андрей Первозванный, апостол 8, 276 Андрей Полоцкий, князь 137 Андрей Рублев, преп. 464 Андрей Юрьевич, князь 93 Андрей, князь 129 Андриан-скопец 122 Андроник Невежа 92 Андроник Никольский , епископ 398 Андроник, епископ 381 Андроник, преп. 52 Андроников Алексей, прот. 397 Аничков 41 Анна, сестра Визант. Императора 11 Анна Иоанновна, императрица 270, 300, 302, 313, 324, 325, 328, 329, 338, 348, 365 Анна Всеволодовна 98 Анна Кашинская, преп. 129, 293, 352 Анна Леопольдовна 271 Анна Михайловна, царевна и великая княгиня (Анфиса) 217 Анна 88,129 Антиох Иерусалимский 115 Антоний, патриарх 53 Антоний II, Каталиков Грузии 374 Антоний, Экзарх Грузии 373 Антоний, митроп. 55, 84, 85, 257, 306, 395 Антоний Амфитеатров , архиеп. 317 Антоний Вадковский , митроп. 284, 285, 317, 364 Антоний Зубко, епископ 360, 361 Антоний Капустин, архим. 326 Антоний Алексеевич, юродивый 337 Антоний Амфитеатров , архиеп. 281 Антоний Васильев, епископ 445 Антоний Кралев, епископ 179 Антоний Пассевин, иезуит 142 Антоний Печерский, преп. 87, 97, 98, 101,106,127 Антоний Радивиловский, игумен 251 Антоний Рафальский, архиеп. 279 Антоний Римлянин 101,119, 158 Антоний Сийский 121 Антоний Смирницкий , архиеп. 281 Антоний Храповицкий , митроп. 283, 285, 317, 318, 341, 345, 352, 375, 379, 380, 381, 383, 468, 469, 470, 472, 473, 478, 479, 481, 495 Антоний, митроп. 395 Антоний, муч. 88,136, 292, 403 Антоний, архиеп: 120, 492 Антоний, епископ 51, 52,184, 454, 468 Антоний, архим. 264 Антоний, игумен 174 Антонин Грановский, епископ 414, 416,419,420 Анфим, чернец 348 Антоний, послушник 398 Атнотий, послушник 398 Анфиса, схимонахиня 217 Апполинарий, епископ 468, 469, 484, 486 Апполинарий 60 Апраксин П. граф 469 Аракчеев А. 278, 349

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лицо твое всегда должно быть печально, разве когда к тебе придут братья-странники: тогда прими вид радостный (прп. Антоний Великий , 89, 102). Источник. Как развалины вне города служат всем для смрадных нечистот, так душа того, кто лениво и вяло проходит уединенническую жизнь, бывает вместилищем всех страстей и нечистот греховных (прп. Антоний Великий , 89, 105). Источник. Не скучай из-за помыслов, которые нападают на тебя в келье, зная, что Господь никакого труда твоего (ради Его) не предаст забвению: это послужит тебе к преуспеянию и благодать Божия поможет тебе (прп. Антоний Великий , 89, 109). Источник. ...Монах, который несколько дней подвизается и потом послабляет себе, потом опять подвизается и опять нерадит, – такой монах все равно что ничего не делает, и никогда не достигнет он совершенства жизни, за недостатком постоянства ревности и терпения (прп. Антоний Великий , 89, 120). Источник. Оно столько нужно подвижнику, что коль скоро его нет, то и сам он никакой цены не имеет (при. Антоний Великий , 89, 133). ...Боговселенье или жизнь в Боге и есть последняя цель всех подвижнических трудов и верх совершенства (прп. Антоний Великий , 89, 138). Источник. Если демоны будут склонять сердце твое к подвигу, превышающему силы твои, не слушай их... (прп. авва Исаия , 59, 25). Источник. Труды и подвиги сей кратковременной жизни не только хранят нас от согрешений, но и приготовляют душе венцы, еще прежде исхода ее из тела (прп. авва Исаия , 59, 210). Источник. ...Человек, если не удручит подвигами тела своего, то не узрит Божественного света (прп. авва Исаия , 59, 212). Где бы кто ни был, да подвизается везде: венец дается не по месту, а по деяниям (свт. Афанасий Великий , 2, 10). Источник. ...Кто выдержал тысячи подвигов ради добродетели, и для приобретения ее с избытком испытал себя в трудах, тот жив будет до конца... (ср.: Рим. 8, 13 ) (свт. Василий Великий , 5, 309). Источник. Если посвящаем себя чистоте жизни, Бог вспомоществует нам в очищении себя от страстей, усовершая нашу старательность и ревность о добре (свт. Василий Великий , 6, 31). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иные же, не упражнявшись еще, если в одну только впадут скорбь и воздвигнется на них брань, тотчас ввергаются в беду и в гибель (прп. Макарий Египетский , 67, 118–119). Источник. ...Так угодно Господу, поскольку человек еще младенец, упражняет его Господь во бранях (прп. Макарий Египетский , 67, 200). ...Кто не борется со грехом, то внутренний порок, разливаясь постепенно, с приумножением своим увлекает человека в явные грехи, доводит до совершения их самим делом, потому что зло, как отверстие источника, всегда источает из себя струю (прп. Макарий Египетский , 89, 217). Самое главное оружие для борца и подвижника состоит в том, чтобы, вошедши в сердце, сотворил он брань с сатаною, возненавидел самого себя, отрекся от души своей, гневался на нее, укорял ее, противился привычным своим пожеланиям, препирался с помыслами, боролся с самим собой (прп. Макарий Египетский , 89, 218). Источник. ...Враги никогда не остаются в бездействии и ведут брань, не предаваясь лености (прп. Макарий Египетский , 89, 236). Источник. ...Мера твоего подвига заключается в том... чтобы бороться с пороком и не слушаться его, не соуслаждаться им в помыслах (прп. Макарий Египетский , 89, 244). Источник. Нет человека, на которого враг перестал бы нападать (прп. Макарий Египетский , 89, 248). Источник. ...Иные терпят сильную брань и терзания от греха, но укрепляются и умудряются в бранях, пренебрегая сопротивную силу, и нет им опасности в этом отношении... (прп. Макарий Египетский , 89, 248). Источник. ...Если и наступает брань отвне, делает приражение сатана, то внутренно ограждены Господнею силою, и не тревожатся при нападениях сатаны (прп. Макарий Египетский , 89, 265). ...Если подъявший на себя оружие Христово, чтобы сражаться мужественно, расслабнет, то скоро предается он врагам и, по разрешении с телом, из тьмы, обдержащей его ныне, пойдет в другую, более страшную тьму и в погибель (прп. Макарий Египетский , 89, 270). Источник. Кто надеждою на Бога одержал верх над многими и сильными врагами, тот, как бы приведя в некое забвение показанные им труды, снова восстает на борцов, еще более сильных и могущественных (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010