Он же играл большую роль в те смутные годы, когда был издан преосвященным Местоблюстителем митрополитом Сергием указ о поминовении властей при богослужении. Иеросхимонах Алексий строго держался за сохранение единства Церкви, почему всем его вопрошавшим твердо указывал сохранять послушание преосвященному Местоблюстителю. В Зосимову пустынь для исповеди у старца Алексия и молитвы приезжала Великая княгиня Елизавета Федоровна. Братия сохранила память о ее посещениях, долго и внимательно хранила ковер, на котором в храме молилась Великая княгиня, ныне святая мученица, прославленная Русской Церковью. Хотелось бы воссоздать образ зосимовского старца в его основных чертах, с сохранением главного, принципиального направления этого великого всечеловеческого делания по воссозданию душ человеческих в новую тварь о Христе Иисусе, Господе нашем. Здесь, естественно, сохранялись индивидуальные качества каждого из этих великих нелицеприятных делателей на ниве Господней, но они же содержали и общий дух, усвоенное направление в понимании основ веры, основ спасения, основ духовного подхода к каждой ищущей этого спасения человеческой душе. Зосимовский старец был прежде всего целен в воспринятом им мудровании о спасении. Это была непоколебимая, целостная, горячая и живая вера во Христа-Спасителя, Христа-Иску­пителя, Восстановителя всех душ, ищущих истинного окормления и руководства. Зосимовского старца отличала большая простота, непосредственность, иногда будто бы некоторая детскость в восприятии внешних условий и обстоятельств жизни духовного чада. Вместе с тем, вникая в эти условия жизни, выясняя детально, как сложился быт, условия работы или учения, старец, берущий человеческую душу на свои плечи, был тверд и решителен в своих указаниях. “Зачем нужны этому монаху такие подробности обо мне, — думал иногда вновь приходящий к зосимовокому иноку. — Никто ведь никогда на исповеди раньше не интересовался условиями моей жизни. Это даже как-то странно…”. Но именно это внимательное ознакомление с тобой и делало то, что в следующий раз, пришедши на исповедь, ты уже чувствовал себя не чужим, в твое положение кто-то вникал, о тебе кто-то заботился, даже болел, ты вдруг чувствовал, что обрел нечто родное, дорогое тебе, тебя изумляла проявленная забота, ты удивлялся, откуда могла идти такая нежная материнская о тебе попечительность.

http://pravmir.ru/starchestvo-na-rusi/

Марков Алексей Степанович – новомученик. Марков Игнатий Артемьевич – прихожанин храма Никиты Мученика. Маркс Карл (1818–1883) – основоположник марксизма. Мартьянова Прасковья Васильевна – монахиня. Маслов Николай Николаевич – помощник церковного старосты на Воздвиженке. Матвеева Екатерина Ивановна – хозяйка квартиры, в которой собиралась «общинка» схииеромонаха Иннокентия (Орешкина). Матфей (Константиновский; 1791–1857) – протоиерей Ржевского кафедраль-ного собора. Мизилина Анастасия Ксенофонтовна – монахиня. Мирон (Ржепик Мирон Иванович (1885 – 1937) – иерей, священномученик. Митрофан Воронежский (1623–1703) – святитель, чудотворец. Митрофан – послушник Гефсиманского скита. Мишин – московский купец. Михаил – сельский приходской священник, город Осташков. Мусоргский Модест Петрович (1839–1881) – русский композитор. Мушкина Надежда Ивановна – впоследствии монахиня Вера (в схиме София). Мясникова Анна Михайловна – монахиня. Надежда Ильинична (в девичестве Кудрявова) – сестра зосимовского старца Феодорита. Наталья Алексеевна, Великая Княжна (1772–1816) – родная сестра императора Петра I. Наумова Зиновия – староста храма села Мордыш. Нафанаил (Алексеев Николай Алексеевич) – иеромонах. Нектарий – священномученик. Нектарий – архиепископ Тобольский, игумен Ниловой пустыни. Неттель Генриетта Ивановна († 1889) – помещица, пожертвовавшая землю под Зосимову пустынь. Нечаев Василий Петрович (1823–1905) – с 1855 по 1889 – настоятель Толмачевского храма в Москве. В 1889 – Виссарион, епископ Дмитровский. С 1891 – епископ Костромской и Галичский. Нечуй-Левицкий Иван Семенович (1838–1918) – украинский писатель Никита (Делекторский, † 1937) – священномученик, епископ Орехово-Зуевский. Новоселов Михаил Александрович (1864–1938) – русский православный мыслитель, епископ Марк (1923), мученик (2000). Николай II (1868 –1918) – царь-мученик, последний Российский император. Никон Оптинский (Беляев ; 1888–1931) – преподобный. Никон – епископ на отпевании старца Алексия зосимовского , возможно:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7 Кадашевский храм был главным центром общенародного церковного пения в Москве; при храме были курсы церковного пения. 8 На некоторых собраниях приходилось присутствовать и нам. Вспоминаю Рождественскую елку: все-все разумно на ней было устроено. Детям доставлена чистая радость и всеми получено высокое назидание. Особенно удивил: здесь всех один малыш с еще не установившимся выговором, сказавший гостям много хороших стихов и чуть ли не целую проповедь . Организаторская способность, проявленная отцом Николаем на этом вечере привела нас прямо-таки в восхищение. – Примеч. авт. 9 Кадаши побывали с отцом Николаем на Угреше, в Свято-Троицкой Лавре, в Звенигороде у Саввы Сторожевского, в Новом Иерусалиме, в селе Коломенском, селе Косине, в Киеве, Чернигове, на Валааме, на Соловках, в Сарове, Дивееве, Понетаевке, у Тихона Калужского, в Зосимовской пустыни, в Оптиной и других святых местах. Путешествия совершали то пешком, то по железной дороге, то на пароходе. В дальние места пускались в путь до тысячи человек, а в ближние – до двух тысяч человек. – Примеч. авт. 11 Братство Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа было открыто 27 декабря 1909 года. Целью деятельности Братства было содействовать участию мирян в церковном богослужении. 12 Марфо-Мариинская обитель была основана преподобномученицей Великой княгиней Елисаветой Феодоровной в 1907 году, находилась на Большой Ордынке. 13 Не забыл отец Николай в это время и нас. Мы находились в Зосимовской пустыни, переживая тяжелые дни, как вдруг сообщили, что пришел Кадашевский пастырь с паломниками проведать нас и засвидетельствовать нам свою любовь. Совместная молитва , дружественная беседа подняли наш дух и ободрили нас. Когда дорогие гости уходили, помню, я долго стоял за воротами монастыря, провожая глазами достоуважаемого отца Николая, подъявшего, несмотря на дождливую погоду, нелегкий путь путешествия к нам единственно по любви Христовой. – Примеч. авт. 14 Кстати сказать, нам передавали, что момент его смерти совпал с [моментом ареста]. Говорят [что чекисты, пришедшие арестовать отца Николая], застали [его] лежащим на столе. – Примеч. авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Отошел ко Господу архимандрит Исидор 30 июля 1959 года. Похоронили зосимовского старца в Петушках, возле алтаря Свято-Успенского храма. Монахиня Гавриила рядышком посадила любимое отцом Исидором дерево – рябину. Упокой, Господи, душу раба Твоего архимандрита Исидора. Архимандрит Давид Дмитрий Николаевич Бекетов родился 20 октября 1889 года в деревне Остров Ковровского района Владимирской области. Родители: отец – Николай Филиппович, мать – Матрена Васильевна, – крестьяне. В семье была еще дочь Евфросиния, 1892 года рождения. Дети рано остались сиротами. Когда Дмитрию было четыре года, трагически погибла мать. Николай Филиппович отправился на заработки в Москву, и по возвращении умер. Младенцев забрал к себе дядя Иван Бекетов, который и вырастил племянников. Дмитрий обучался грамоте и имел начальное образование. Известно, что он еще молодым человеком женился на Ольге Ефимовне Солиной, но быстро овдовел. Постоянные утраты приводят Дмитрия к мысли о монашестве. В 1913 году он поступает в Зосимову пустынь. Духовным отцом новоначального инока становится сам игумен Герман. По всей вероятности, именно у своего аввы Дмитрий учится иконописи. 23 января 1921 года Дмитрий становится мантийным монахом. Постриг с именем Давид совершает настоятель пустыни отец Герман. Перед самой кончиной наставника, в 1923 году, отца Давида рукополагают в иеродиакона. Как известно, в этот же год пустынь была упразднена. С 1923 года отец Давид становится насельником пустыни Параклит, куда помимо него уходит еще несколько зосимовских старцев. Там в 1928 году епископ Никон рукополагает его в иеромонаха. После закрытия и этого монастыря в 1929 году отец Давид уезжает в село Давыдово Владимирской области, где служит на приходе до 1937 года. В 1933 году его награждают золотым наперсным крестом. 12 декабря 1937 года в Сретенском храме Владимира епископ Алексий (Сергеев) рукополагает отца Давида в архимандриты. Из следственного дела известно, что отец Давид не терял связи со своими собратиями. Он часто приезжал в Высоко-Петровский монастырь к владыке Варфоломею (Ремову) , куда после кончины старца Алексия переместился центр зосимовского старчества во главе со схиигуменом Митрофаном; встречался и с другими монахами, поселившимися вокруг Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Память совершается 1/14 сентября и 17/30 января. Преподобный отче Германе, моли Бога о нас! Тропарь преподобному Герману, схиигумену Зосимовскому, Владимирскому Чудотворцу, Глас 2– ый. Божественныя молитвы ревнителю,/преподобнаго Зосимы образ явивый/устроителю знаменитыя пустыни,/богомыслие и старчество в ней насадивый,/добродетельми щедро украшенный,/постническое и равноангельское житие показавый./Преподобне отче Германе, наставниче и пустынножителю,/поминай нас у престола Вседержителя,/чтущих любовию честную память твою. Кондак преподобному Герману, схиигумену Зосимовскому, Владимирскому Чудотворцу, Глас 6 – ый. В преподобстве и правде пожив,/отче Германе преславне,/многим путь явился еси ко спасению./Та же молитву божественную насадив во иноцех твоих,/стезю твою к Богу праву содела. Величание. Ублажаем тя,/преподобне старче наш Германе,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов,/и собеседниче ангелов. Преподобный иеросхимонах Алексий Один из самых славных и почитаемых старцев ХХ века, преподобный Алексий Зосимовский , родился 17 января 1846 года в Москве в семье настоятеля московского храма во имя преподобного Симеона Столпника за Яузой. При крещении младенца нарекли Феодором, в честь великомученика Феодора Тирона (память 17 февраля). Отец, потомственный священник, протоирей Алексей Петрович Соловьев (1804–1882), был родом из города Дмитрова. Незаурядные способности, высокие нравственные качества позволили ему закончить местное духовное училище первым по списку и продолжить образование в Вифанской семинарии вблизи Сергиева Посада. После семинарии он сразу поступает в Духовную Академию, в которой получает степень магистра и профессорскую должность. Помимо служения в храме отец Алексий был благочинным, преподавал в 3-й мужской гимназии и в Практической академии (учебное заведение, готовившее детей почетных граждан к коммерческой деятельности). За сорокалетнюю педагогическую деятельность ему было пожаловано потомственное дворянство. В 1835 г. Алексей Петрович женится на Марии Федоровне Протопоповой, дочери священника церкви Пятницкого кладбища, и по ее желанию через два года переезжает в Москву. Мать старца Алексия была женщиной глубоко православной, доброй и милосердной. Помимо семьи она приняла на себя заботу о рано осиротевших брате и сестре. Своих детей у нее было десятеро: две девочки и восемь мальчиков. После ее смерти от холеры в 1854 году остались сиротами старшая дочь Анна (в замужестве Владимирская), восьмилетний Федя и младшая Катя (в замужестве Беневоленская). До некоторой степени мать им заменили бабушка по отцу Анна Андреевна и няня Татьяна, которую старец вспоминал с любовью. Но главная забота о детях легла на плечи отца. Своей лаской и нежностью он добивался от них полнейшей открытости и такого же послушания. Огорчить отца было для детей мукой мученической.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В XX веке совершилось отпадение множества людей от Церкви, но в то же время процвело много подвижников, молитвенников и благочестно живущих: пастыри Церкви Христовой, прозревая грядущие гонения, подвизались с особой ревностью и решимостью. Были Богом хранимые пастыри, которые так же, как и новомученики и исповедники Российские, несли тяжелый крест служения Богу и ближним, являясь для своих духовных детей чадолюбивыми отцами. Любовь и духовное попечение таких пастырей о прихожанах зачастую были для тех единственной поддержкой в скорбях». В числе таких пастырей был назван и иеросхимонах Алексий (Соловьев ; 1846–1928) – старец Зосимовой пустыни во Владимирской епархии. «Господь одарил старца Алексия многими дарами, среди которых выделяются дары старческой мудрости, смирения, любви и прозорливости, – сказал далее владыка Ювеналий. – Именно через его руки совершился промысл Божий о святителе Московском Тихоне, жребий с именем которого на выборах патриарха вытянул старец Алексий 5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя. Многих вел он к спасению души, совершая знамения и чудеса, призывал к покаянию, к поиску единого на потребу ( Лк.10:42 )». Современная икона преподобного Алексия Зосимовского в одном из киотов Никольского придела Николо-Толмачевского храма Торжества по случаю прославления состоялись и в Зосимовой пустыни. Они были приурочены к 19 сентября/2 октября 2000 года. Всенощное бдение возглавил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Богослужение совершалось в Смоленском храме, где установлена рака со святыми мощами преподобного Алексия. Пели два хора – братский и солдатский. Всенощная закончилась в 2 часа ночи, а в 7 часов утра служили молебен Богородице, и вслед за ним – литургию. Многие паломники причащались. Затем начался крестный ход. Братия несли иконы, хоругви и ковчег со святыми мощами старца. Рака с мощами преподобных Алексия и Германа Зосимовских в Смоленском храме пустыни Рака с мощами новопрославленного местночтимого святого Зосимы Александровского в Смоленском храме пустыни

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Поскольку Покровский храм стоял рядом с Рогожской слободой, в нем иногда «присоединялись из раскола», то есть возвращались в православную веру. Прихожане всегда чувствовали особый Покров Богоматери над ними и над их храмом. Он не закрывался в советское время. Рассказывают, что в 1941 году церковь было решено закрыть, но в назначенный день – 22 июня – это решение исполнять уже не стали. Сохранился и полный подбор старинных колоколов. По преданию, когда пришла весть о готовящемся изъятии колоколов, прихожане выкрасили их то ли черной краской, то ли смолой, так что представители властей не захотели пачкаться и ушли. По свидетельству настоятеля храма протоиерея Владимира Ригина, на колоколах действительно сохранились следы черной краски. В 1930-е годы сюда передавали иконы из закрывавшихся окрестных церквей. Здесь оказалась храмовая икона из церкви апостола Иакова Заведеева и чудотворный храмовый образ святого Симеона Столпника из соседней церкви. Ее тайком принес священномученик отец Николай Беневоленский, бывший настоятелем Симеоновского храма, а после его закрытия в 1929 году он и сам перешел служить в Покровский храм. Отец Николай был любимым племянником знаменитого старца Алексия Зосимовского (в миру Федора Алексеевича Соловьева), который был когда-то диаконом храма святого Симеона Столпника. Как известно, в 1917 году в храме Христа Спасителя на Всероссийском Поместном Соборе старец Алексий вынимал жребий, кому быть Патриархом Российским. Вынулся жребий с именем митрополита Московского Тихона (Белавина). Патриарх Тихон потом приезжал в храм Симеона Столпника на престольный праздник и служил вместе с отцом Николаем. А после смерти старца Алексия в 1928 году его духовные чада перешли к его племяннику в Покровский храм. Протоиерею Николаю было суждено пройти многие круги советского ада. Сначала «уплотнили» его квартиру на Николоямской, подселив рабочих. Потом от рабочих стали поступать доносы о том, что священник, живущий в их квартире, – человек, идейно чуждый советской власти, и отца Николая выселили. Ему пришлось уехать в Сергиев Посад, где его хорошо знали как племянника великого старца, и оттуда батюшка Николай ездил на богослужения в Покровский храм, иногда ночуя у прихожан или у брата. В 1933 году он перешел служить в Вознесенскую церковь в Сергиевом Посаде, и последовали новые доносы – о том, что племянник старца Алексия «по плоти и крови» старается уподобиться ему и по духу, что к нему совершаются паломничества на исповедь и что под его влиянием колхозники соблюдают церковные праздники, «нанося вред урожаю». В 1940 году отец Николай был арестован. Он скончался 16 мая 1941 года в лагере.

http://pravoslavie.ru/4514.html

А осенью того же года ко мне туда приехал брат Николай, как раз тогда, когда стали закрывать монастырь. Батюшку 163 отослали в Чернигов. Остальным предложили остаться и работать на месте монастыря, где хотели открыть свиноводческий совхоз. Осталось только двое или трое...» «...С Николаем мы поехали через Киев, с тем чтобы побывать у схиархиепископа Антония Абашидзе 164 , пользовавшегося авторитетом за свою подвижническую жизнь и прозорливость. Коля тоже захотел у него поисповедываться...» Владыка Антоний сказал Наташе, что она нужна ее заболевшей сестре Нюре. Там же в Киеве ее застала телеграмма о смерти Зосимовского старца Алексия, и она поспешила в Посад. Здесь она вскоре устроилась псаломщицей в ц. Петра и Павла. В 1930 году, 16 октября, умер ее брат Сережа, историк, от воспаления среднего уха, перешедшего на мозг. «Когда я приехала к нему, он просил позвать батюшку. Я позвала о. Сергия Успенского, который его причастил. Умиравший, видно, очень плакал. Потом его жена Людмила 165 († 1978 г., 21 февраля) на меня напустилась: «Вот еще выдумала – соборование! Больше я тебя не пущу! Его отпели. А когда его хоронили, они стояли как каменные...» После смерти Сергея она, видимо, уехала в Киев под руководство схиархиепископа Антония, затем в 1931–1933 гг., по ее словам, состояла псаломщицей в с. Волохово 166 и в 1934–1937 гг. в с. Шексцово 167 (или Шекшово?) под Гавриловым Посадом 168 . В эти годы она принимает живейшее участие в судьбе своего младшего брата Серафима. Серафим еще при жизни о. Алексия часто бывал в доме художника Михаила Боскина и дружил с его сыном Сергеем, у которого тогда была, как считали, невеста по имени Васса (кажется, медсестра). И Серафим в нее влюбился. Но, вероятно, видя безнадежность своего положения, решил с этим разом покончить, и еще до смерти старца Алексия ушел в Данилов монастырь, о чем сообщил Наташе, когда она была еще в Крыму. «Приехала я в Данилов. Он в подряснике, волосы длинные. Я – к ар-хим. Симеону (Холмогорову, сподвижнику архиеп. Феодора, парализованному пулей семинариста в 1905 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Вечная память и благодарность отцу Илии и матушке Евгении за их труд, за то, что донесли до нас и наших потомков светлый образ замечательного русского подвижника XX века старца Алексия из Зосимовой в честь Смоленской иконы Божией Матери пустыни. Сейчас, слава Богу, началось ее восстановление: появились первые монахи, совершаются богослужения. Первая книга о старце Алексии была составлена на основе сведений, собранных моими родителями еще при его жизни. Они, конечно, были неполны. Но вскоре после выхода в свет нашей книги появились публикации, дополняющие рассказ о жизненном пути старца, содержащие существенные штрихи к его облику и характеру. В недавно вышедших воспоминаниях старшей дочери Павла Михайловича Третьякова, Веры Павловны, прожившей рядом с церковью во имя святителя Николая в Толмачах двадцать пять лет и часто ходившей в нее молиться (вся семья Третьяковых была очень религиозной), приводится описание богослужения в этом храме. Там тогда как раз и служил диакон Феодор Алексеевич Соловьев, наш будущий старец, а настоятелем был протоиерей Василий Петрович Нечаев – известный богослов и писатель. Изданы также «Воспоминания» епископа Арсения (Жадановского) , он много лет был духовным сыном игумена Зосимовой пустыни Германа. Автор хорошо знал и любил старца Алексия и посвятил ему отдельный раздел своей книги. Подробное описание торжественного избрания патриарха в храме Христа Спасителя, в котором непосредственное участие принимал старец Алексий, приводится в воспоминаниях очевидца этого события – митрополита Евлогия (Георгиевского). Увидели свет и другие материалы, в которых упоминается имя преподобного Алексия Зосимовского . Я счастлив, что с помощью Господа нашего и Царицы Небесной, покровительницы Зосимовой пустыни, смог завершить прерванный шестьдесят лет назад труд моих родителей, и сердечно благодарю Издательский отдел Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и его председателя архимандрита Алипия за помощь в издании этой книги. Приношу также благодарность за помощь в работе историку Валерию Георгиевичу Осинову.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

1919 г., 28 февраля. Пострижен в схиму с тем же именем, в честь праведного Алексия, человека Божия. 1919 г., 22 октября. День смерти сына Михаила. 1921 г., 12 ноября. Награжден палицей. 1923 г., 6 мая. Зосимова пустынь закрылась. 1923 г., 9 мая. После закрытия Зосимовой пустыни переехал на жительство в Сергиев Посад. 1924  г., июнь. Больного старца посетил святейший патриарх Тихон. 1928 г., 19 сентября. День кончины старца Алексия. 1928 г., 22 сентября. Погребен на Кокуевском кладбище в Сергиевом Посаде. 2000 г., август. Причислен к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания на Юбилейном Освященном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве с 13 по 16 августа в храме Христа Спасителя. Днем памяти преподобного Алексия, затворника Зосимовского, постановили считать день его кончины – 19 сентября (2 октября по новому стилю). Часть II. Воспоминания о старце Первое и последнее посещение пустыни Из воспоминаний Евгении Леонидовны Четверухиной Будучи невестой и часто слушая рассказы Ильи Николаевича о Зосимовой пустыни и отце Алексии, я горела желанием увидеть его и стать его духовной дочерью. Но мама и слышать не хотела о том, чтобы я поехала в пустынь. «Вот когда выйдешь замуж, – говорила она мне, – куда хочешь езжай, хоть в Зосимову пустынь, а сейчас я тебя не пущу». В утешение, через И. Н., я получила от старца небольшой образок преподобного Серафима, который я очень любила. Старец воспитывал нас как жениха и невесту аскетически. Встречаясь один раз в два месяца, мы сидели на почтительном расстоянии друг от друга, обращались друг к другу по имени-отчеству до самой свадьбы и на «вы». В 1908 году, через три дня после ухода старца Алексия в полузатвор, 6 февраля, в среду на сплошной седмице, была наша свадьба. Венчались мы в церкви при 2-й мужской гимназии в 4 часа дня. Задолго до свадьбы мы с И. Н. решили, что первые дни после венчания проведем в Зосимовой пустыни и будем там говеть. И. Н. ездил туда перед самой свадьбой, поговел там и 3 февраля поздно вечером приехал ко мне с вестью, что отец Алексий ушел в затвор, но что в субботу он выйдет и будет нас обоих ждать к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010