В Синоде беспокоились о судьбе матушки. Вскоре Указом Святейшего Синода она была переведена в Москву и назначена настоятельницей Покровской общины. Как не тяжело ей было покидать родной монастырь, но она должна была смириться и ехать в Москву. Монахини Покровской общины работали как сестры милосердия, так же как и сестры Марфо-Мариинской общины, которые монахинями не были. В эти годы матушка сблизилась с Великой княгиней Елизаветой. (Святая преподобномученица Елизавета (1864–1918))         Вскоре у подвижницы родилось желание поселиться около Саровского монастыря, ей хотелось быть ближе к тому месту, где подвизался прп. Серафим, чтобы там, в уединении, молится до последних дней своей земной жизни. В 1908 году  у неё появилась такая возможность, в июне 1908 года  она остановилась в Серафимо-Понетаевском монастыре. Когда она молилась перед иконой Божией Матери «Знамение» ей было открыто, что она должна создать новый скит. Матушка решила посоветоваться с опытным духовником и в октябре поехала в Зосимову пустынь к старцу иеросхимонаху Алексию (Соловьеву), который, выслушав матушку, сказал ей, что она не должна уходить на покой для уединенной молитвы, а обязана устроить новый скит, и к этому ее призывает Сама Матерь Божия. (Преподобный Алексий Зосимовский (1846–1928))         Позже она услышала тот же совет от Оптинского старца иеросхимонаха Анатолия (Потапова), который тоже настойчиво убеждал ее исполнять поручение, данное ей Самой Божией Матерью. (Преподобный Анатолий Оптинский (1855–1922)) Еще несколько раз матушка ездила за советом к старцу Алексию Зосимовскому . Возвращаясь из последней поездки к старцу, она заехала в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы посоветоваться с наместником Лавры. И наместник Лавры благословил ее на создание нового скита. Таким образом, Серафимо-Знаменский скит был основан по благословению старца Алексия Зосимовского , Оптинского старца о. Анатолия и о. Товии, наместника Троице-Сергиевой Лавры. (Место для постройки скита было выбрано в Самойловском лесу, в двух километрах от деревни Заборье и в полукилометре от села Битягово, на горке в правобережье реки Рожайки среди древних славянских курганов.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

17 марта 1907 года Николай зачислен в указную братию обители и сразу же пострижен в мантию с именем Никодима. Через четыре дня, 23 марта, его рукополагают в иеродиакона и назначают послушание в канцелярии и помощником ризничного. Конец 1909 года знаменуется его кратковременным уходом в добровольную ссылку вместе со своим аввой Германом и другими учениками настоятеля. 4 мая 1914 года отца Никодима рукополагают в иеромонаха... После того как в 1923 году Зосимову пустынь закрыли, отец Никодим поступает в сельскохозяйственную артель – так официально было оформлено братство Боголюбовской киновии. В ней Зосимовский иеромонах находился до 1929 года и в этот период принял сан игумена. Когда киновия разделила участь Зосимовой пустыни и сотен других русских монастырей, игумен Никодим отправился в Загорск, где проживали многие изгнанники Смоленской обители и Лавры. Все годы после ухода из Пустыни, батюшка поддерживал тесную связь с бывшими насельниками монастыря и в первую очередь со старцем Алексием, который ценил, уважал и любил своего зосимовского брата. Именно отцу Никодиму Господь уготовил милость и испытание присутствовать при кончине знаменитого подвижника. Он вместе с прп. игуменом Владимиром и монахом Макарием готовил тело схимонаха Алексия к отпеванию и погребению. Оказавшись в миру, отец Никодим испытывал серьезные материальные трудности. Постоянного места служения у него не было, случайные заработки были редки, к тому же приходилось оказывать помощь возвращавшимся из ссылки священникам и монахам: устраивал на приходы, находил им жилье. Но Господь посылает своему верному служителю счастливую встречу. В 1932 году он знакомится с Марией Сергеевной Гамбе, преподавательницей иностранного языка МГУ. Она, находясь в летний период на даче в Загорске, была прихожанкой храма Петра и Павла, где тогда служил отец Никодим. Когда в 1935 году эту церковь передали обновленцам, Никодим вынужден был выйти за штат. Сорокалетняя женщина берет опеку над бывшим зосимовским иеромонахом и впоследствии оказывает ему серьезную материальную поддержку. Отец игумен во время своих наездов в Москву останавливался у нее на квартире в Кисельном переулке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

19. Среда. Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта. Блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского. Сщмч. Константина Голубева, пресвитера Богородского . Прп. Алексия Зосимовского . Прмц. Марии Мамонтовой-Шашиной . Служба мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Воздвижения. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и мучеников, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Восплещем днесь...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 1-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Глас пророк Твоих...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. На отпусте: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мучеников на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мучеников). По 3-й песни – кондак мучеников, глас 8-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Горе, яко Бог...» (см. в Минее 19 сентября). По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Крест – хранитель всея вселенныя...» (см. в Минее 19 сентября). «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Глас пророк Твоих...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-10-02/

Вещи выкупались по весу на драгоценный металл. Во время проведения этой меры в жизнь бывали в некоторых храмах столкновения с исполнителями декрета, проявляющими иногда резкость и неуважение к чувствам верующего человека. В храм Николы-Кленники комиссия по изъятию ценностей прибыла весной 1922 года, во второй половине дня. Дорого стоил этот день батюшке о. Алексею. Помимо личных переживаний он, знавший горячность о.Сергия, присутствовавшего вместе с ним в храме, все время старался успокоить его, уберечь от каких бы то ни было проявлений возмущения и резких слов, которые при сложившихся обстоятельствах могли только обострить и усложнить и без того трудный момент. Когда все было закончено и грузовая машина с заколоченными ящиками выехала со двора, Батюшка направился домой. Во дворе его ожидали несколько сестер и пошли проводить до квартиры. Измученный физически и нравственно, он едва шел, по-прежнему был ласков и даже как будто покоен, по-прежнему благословлял и подбадривал провожавших, как будто ничего не случилось. Жизнеописание... С.139. 273 Из архиереев, приходивших на исповедь к о. Алексию, можно назвать епископа Германа (Ряшенцева). См. прим. 280 Мч.Иоанн Воин – при Иулиане Отступнике был послан преследовать христиан, но, будучи сам христианином, чем мог, помогал им. Был ввергнут в темницу, по смерти императора получив свободу. Память 30 июля. В Москве существует храм Мч.Иоанна Воина на Большой Якиманке. 285 Татиана Васильевна Фомина (31.12.1900 – 7/20.7.1980) – дочь профессора-медика, депутата Верховного Совета. Училась в гимназии Е.В.Винклер, где учителем был о. Алексий Мечев (см. прим.). Тайно от родителей ходила на Маросейку. По благословению прп. Алексия Зосимовского поступила в Борисо-Глебский Аносин женский монастырь (1922). В мантию с именем Магдалина ее постриг епископ Серафим (Звездинский , †1937) на ст.Пионерская в доме схиигумении Фамари (Марджановой). Дважды сидела в тюрьме. Своей пламенной молитвой привела к вере своих родных: мать и младшую сестру Людмилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

  22 августа 1911 г. 1911 года августа 20 дня Ее Императорское Высочество великая княгиня Елисавета Феодоровна изволила прибыть на Ярославский вокзал в 9 ч[асов] 55 м[инут] утра вместе с десятью сестрами Марфо-Мариинской обители и все в отдельном вагоне с поездом 6 в 10 ч[асов] 10 м[инут] утра отбыли из Москвы до станции Арсаки Северной железной дороги, куда прибыли в 12 ч[асов] 30 м[инут] дня, где Ее Высочество была встречена иеромонахом отцом Иннокентием Смоленско-Зосимовской пустыни и на монастырских лошадях изволила отбыть в вышеназванную пустынь, отстоящую от станции Арсаки в 5 верстах, по прибытии в пустынь была встречена игуменом отцом Германом, который отслужил краткий молебен, а затем Ее Высочество проследовала в монастырскую гостиницу в отведенные комнаты. В 6 ч[асов] вечера Ее Высочество изволила пройти к всенощной, которая длилась до 12 ч[асов] ночи, а затем исповедовалась у затворника отца Алексия, где провела до 2 ч[асов] ночи и возвратилась в гостиницу. 21 августа Ее Высочество в 8 час[ов] утра изволила проследовать к литургии и приобщиться Святых Тайн вместе с сестрами; по окончании литургии и молебна Ее Высочество проследовала в покои игумена отца Германа, где пробыла до 2 час[ов] 30 м[инут] дня и возвратилась в гостиницу. В 6 час[ов] вечера Ее Высочество изволила проследовать ко всенощной, которая длилась до 11 ч[асов] 30 м[инут] ночи и по окончании проследовала обратно в монастырскую гостиницу. 22 августа сего в 4 час[а] утра Ее Высочество проследовала к ранней литургии, по окончании коей в 5 ч[асов] 30 м[инут] утра возвратилась обратно в монастырскую гостиницу, а в 6 ч[асов] 30 м[инут] утра на монастырских лошадях вместе с сестрами в сопровождении игумена о[тца] Германа и о[тца] Иннокентия направилась на ст[анцию] Арсаки, откуда с поездом 3 в 7 ч[асов] 10 м[инут] утра отбыла в Москву; как в Зосимовской пустыни, так и в пути следования никаких происшествий не было, все было благополучно. В Москву прибыла в 9 ч[асов] 50 м[инут] утра. Одновременно с Ее Высочеством в Зосимовской пустыни был адмирал лично Ее Высочеству известный, с коим беседовала несколько минут. Саженев, Вегерин.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

   Я помню отца Алексия, когда он еще нес клиросное послушание. Его редкий бархатистый бас красил весь хор и давал зосимовскому пению какой-то особый оттенок. Между тем наш авва быстро преуспевал в монашестве и скоро был назначен духовником, а потом и старцем братии.    Особой чертой характера отца Алексия является общительность, доступность и внимательность ко всем. Старый и малый, образованный и простой, говоря с ним, чувствуют, что батюшка никем не тяготится, а проявляет живой интерес к судьбе каждого. Больше того, он как бы берет на себя скорби ближнего, ибо при беседе терзается, обдумывая, как помочь и облегчить его страдания. Не оттого ли у старца больное сердце, что оно много переживает, выслушивая людей?    Да, участие отца Алексия к обращающимся за советом к нему поразительное. Он не может отпустить человека, пока тот не успокоится и не выскажет всего, накопившегося в душе. Стремление непременно ублаготворить пришедшего часто порождает в нем беспокойство: ему вдруг покажется, будто вопрошавший остался недовольным и неумиротворенным — тогда старец начинает мучиться и молиться, дабы слова его не послужили во вред. Так сильно у отца Алексия желание спасения другим.    Слух о его духовной опытности и необыкновенной доступности постепенно распространился повсюду. Особенно же москвичи массами стали ездить к нему. Дело дошло до того, что, принимая народ без отдыха целыми сутками, он начал ослабевать и подвергаться сердечным припадкам. Это обстоятельство, а затем и внутренние запросы духа заставили его временно затвориться в келии. Всем знавшим отца Алексия трудно было на первых порах мириться с совершившимся фактом; многие недоумевали, зачем батюшка, имея столь общительный характер и оказывая великую нравственную пользу людям, решился на такой подвиг.    Одна его духовная дочь передала нам:    Кроме личной скорби об уходе от нас мудрого старца, я почувствовала к нему самому какую-то жгучую жалость. Мне казалось — затвор будет тяжел и для него. Правда, я знала — уединение теснее соединит его со Христом, Которому он отдал свое сердце и ум, но все-таки, думалось мне, добровольное заточение не соответствует природным особенностям отца Алексия. При прощании с ним сердце мое сжалось от боли; я почти роптала, не зная на кого, и даже готова была думать, что не сам старец, а кто-то другой накладывает на него столь непосильный крест, жестокий и ненужный...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Если у вас будет мир, вы будете счастливы» Беседа с врачом Е.Н. Кулебякиной и руководителем общины «Спас» И.К. Лизуновым Екатерина Кулебякина В наше время такие грехи, как гневливость и раздражительность, к сожалению, весьма распространены. Даже глубоко верующие и воцерковленные люди, призванные к хранению душевного мира, в повседневной жизни не всегда могут совладать с собой: волна эмоциональной раздражительности, подобно бушующей стихии, захватывает их целиком и несет в пучину греха, в царство ссор и распрей. Если задуматься над тем, почему даже в православных семьях иной раз возникают проблемы с детьми и конфликты между супругами, то нетрудно прийти к выводу: люди просто не умеют обуздывать свои эмоции. Излишняя, неконтролируемая эмоциональность весьма отрицательно сказывается на семейных отношениях. Насколько важно для христианина сохранение душевного мира, видно из слов старца Алексия Зосимовского, которые были адресованы одной паре только что поженившихся супругов: «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы». О причинах раздражительности и потери мира душевного так писал владыка Арсений (Жадановский): «Иногда вдруг у тебя появляется какая-то раздражительность, недовольство окружающими тебя людьми, а то и просто дурное, угнетенное состояние духа, тоска, разочарование. Малейший повод – и твое настроение испортилось. Отчего это? Очевидно, ранее душевная твоя почва была подготовлена к такому настроению. Раздражительность, недовольство людьми вызываются завистью, недоброжелательством к ним. Тоска, уныние, угнетенное состояние духа вызываются предшествующими греховными помыслами, чувствами, делами. Благодать Божия, как утренняя роса, прогоняет все это, освежая сердце и все внутреннее существо человека. Счастлив тот, кто умеет или, лучше сказать, способен быстро привлекать к себе эту благодать Божию: тот легко освобождается от тех душевных страданий, о которых мы говорим». Верующему не стоит забывать, что «раздражительность есть проявление оскорбленного самолюбия».

http://pravoslavie.ru/29272.html

«Только вера в Бога, сердечная, крепкая, и молитва спасут нас, утешат и все разрешат. “Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня, чтобы мне прозреть” – вот вопль души нашей, который, исходя от всего сердца, будет услышан, непременно будет услышан Спасителем, и мы ясно почувствуем ответ Его: “Прозри: вера твоя спасла тебя”». В июне 1906 года священник Митрофан Сребрянский вместе с поредевшим, но не сломленным своим полком вернулся в Орел, где их «с великой любовью встретили несметные толпы народа…» Как ни помрачила иные умы смута – умели тогда еще в России любить и ценить своих защитников. Елисавета Феодоровна пригласила его стать духовником устраиваемой ею Марфо-Мариинской обители На торжества по случаю возвращения черниговцев с Дальнего Востока в Орел прибывает Ее Высочество – великая княгиня Елисавета, пережившая уже страшную смерть мужа, подошедшая к решающему повороту всей своей жизни. Это их вторая встреча – великой княгини и протоиерея Митрофана, который отныне носит свой наперстный крест на георгиевской ленте, – такова его награда за служение на поле брани. Общались ли они лично тогда в Орле – не знаю, но через два года великая княгиня объявила своего рода конкурс на оптимальный проект устроения женской обители милосердия (аналогичных в России до той поры не было) и ее устава. И выбрала проект, поданный именно орловским полковым батюшкой. И пригласила его в Москву – стать духовником устраиваемой ею Марфо-Мариинской обители. Его очень любили в Орле. И он любил свою орловскую паству. Сделать выбор было совсем нелегко. Понадобились и особые знаки Божии, и совет старца – Алексия Зосимовского (Соловьева). Наконец, важнейшее решение было принято, и Сребрянские перебрались из Орла в Москву. Отец Митрофан стал не только настоятелем храмов, но и личным духовником великой княгини, близким ей человеком. Елисавета Феодоровна писала о нем Николаю II: «Он исповедует меня, окормляет меня в церкви, оказывает мне огромную помощь и подает пример своей чистой, простой жизнью, такой скромной и высокой по ее безграничной любви к Богу и Православной Церкви. Поговорив с ним лишь несколько минут, видишь, что он скромный, чистый и человек Божий, Божий слуга в нашей Церкви».

http://pravoslavie.ru/159462.html

Скачать epub pdf ИСПОВЕДЬ IX. воспитание христианского сердца. по духовным беседам преподобного старца Алексия Зосимовского (1846 – 1928) 1. Умение брать на себя душевные страдания ближнего Покойный батюшка, отец Алексий всегда был снисходителен к истинно желавшим спасения. Не было греха, которого бы не прощал отец Алексий, за исключением греха духовной гордости. «Смирихся, и спасе мя Господь», – говорил отец Алексий. «Знаешь ли ты, – поучал он, – знаешь ли, мне кажется, что люди оттого и страдают, что не понимают истинного самоотречения во имя Распявшегося ради нас. Помни, где горе, где беда, ты должна быть первой. Много слез сокрушенного сердца проливает человек, чтобы сделаться способным утешать других о Господе. Нужно идти туда, где туга душевная так мучит человека, что он склоняется на самоубийство. Это нелегкий подвиг; это подвиг, граничащий с истинным распятием собственной греховности, ибо только тот может уврачевать отчаянного, кто сам силой своего духа сможет взять в это время его душевное страдание на себя». Господи, мы истинно желаем спасения, но у нас остается грех духовной гордости. Он то и дело откуда-то вылезает. Писание говорит: «Смирихся, и спасе мя Господь». Мы редко вспоминаем эти слова, и смирения очень не хватает нам. Прости нас, Господи. Нам следует помнить, что надо быть первыми там, где горе, где беда. А для этого необходимо проливать много слез сокрушенного сердца, чтобы сделаться способными утешать других о Господе. Мы виноваты пред Тобой, Господи, что оказываемся далеко не первыми там, где горе, где беда, где туга сердечная мучит человека и доводит до отчаяния. Прости нас, Господи, что мы не готовим себя к этому нелегкому подвигу, граничащему с истинным распятием своей греховности. Господи, Своим благодатным посещением научи нас в нужных случаях силой своего духа брать душевное страдание бедствующего человека на себя. «Нет ничего удивительного, что ты страдаешь, – нередко говорил батюшка, – ты должна страдать, чтобы понять страдания других.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

А здесь что же, простые шипучки. И существуют ли эти лозы при соввласти на Новом Афоне, не знаю. (Мне одна старая богомолка, бабушка, сказала: «А как оно теперь называется, касатик, вот уж и не знаю, как выговорить-то… Псы…псы… па…». Я ей помог «Псырцха» или «Псыртсха». Так называется река, которая здесь протекала или протекает). 139 [Закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации, и укреплении общественной социалистической собственности» написан лично Сталиным и принят ЦИК и СНК СССР 7 августа 1932 года. Это знаменитый закон о «пяти колосках», по которому даже за незначительные «хищения» применялся расстрел и лишь в редком случае грозило десятилетнее заключение]. 141 Между прочим – для сравнения. У него был товарищ из семьи придворного генерала: брат его был гвардейский офицер, и сам он служил в инженерных войсках, проверял подземные посты во дворце. Так этот бывший офицер в самую жаркую пору летом надевал кроме кителя еще и шинель, хоть на руку (когда уж вышел в отставку), ибо говорил, что ему в былое время выйти на Невский без шинели все равно что нагим себя чувствовать… Так вот, этот князь Д. перед пострижением в монашество, когда он мог носить как послушник только один подрясник, должен был поехать к Петербургскому митрополиту и пройти по Невскому в нем – а его все знали, вся фешенебельная столица, – и он не только прошел, но повстречал знакомых, которые нарочно иногда выходили к нему из своих экипажей и карет! 144 Это ведь получается подражание Четьям-Минеям, это дорожка к канонизации. И там, мы знаем, вкрались такие ошибки и недосмотры, что вызывали нарекания уже до революции со стороны самых уважаемых и пожилых лиц и аскетов самого Пантелеймонова монастыря, например, иеросхимонаха Алексия (Киреевского). От Синода тогдашнего это все осталось в стороне. А не имел ли этот недосмотр результатом и волнения по имябожничеству там? Может быть, не нужно бы посылать и архиепископа Никона туда, чтобы усмирять известным образом монахов, о чем он подробно рассказывал мне вскоре по приезде, при встрече за столом у о.Германа (Зосимовской пустыни), и о чем нет надобности говорить здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010