19 . Дмитриевский А.А. Праздник Святой Троицы на Сионской горе и у дуба Мамврийского в Хевроне (www.rus-dm.ru). 20 . Желтов М. , диак. Устав соединения служб Благовещения Пресвятой Богородицы и Великой Субботы (www.patriarchia.ru). 21 . Желтов М. , диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня//Православная энциклопедия. – Том 9. М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 160–171. 22 . Желтов М. , диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Вход Господень в Иерусалим//Православная энциклопедия. Том 10. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 38–51. 23 . Из истории праздника Успения Пресвятой Богородицы//Служба на Успение Пресвятыя Богородицы и Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. – С. 102–120. 24 . Иоанн (Маслов) , схиархим. Лекции по литургике. – М.: ООО «Самшитиздат», 2002. – 248 с. 25 . Иулиания (Соколова), монахиня. Иконография изображения «Сошествие Святого Духа на апостолов» (www.troitsa.paskha.ru). 26 . Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А., Турилов А.А. Введение во храм Пресвятой Богородицы//Православная энциклопедия. Том 7. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. – С. 343–348. 27 . Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А., Ткаченко А.А. Вознесение Господне//Православная энциклопедия. Том 9. – М. Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. – С. 197–203. 28 . Киприан (Керн) , архим. Литургика. Гимнография и эортология. – М.: Издательство Крутицкого подворья, 1997. – 152 с. 29 . Константинов К., прот. Праздник Рождества Христова (богословское содержание службы праздника)//Доследование часов, певаемых на Навечерии Рождества Христова, и служба на Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. – С. 160–177.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Turnhout, 2010. (Patrologia Orientalis; 52/1). (В тексте статьи – R2). 11. Renoux (2010b) – Renoux Ch. Les Hymnes de la Résurrection. III: Hymnographie liturgique géorgienne. Introduction, traduction, annotation des manuscripts Sinaï 26 et 20 et index analytique des trois volumes. Turnhout, 2010. (Patrologia Orientalis; 52/2). (В тексте статьи – R3). 12. Tarchnischvili (1959) – Tarchnischvili M. Le grand Lectionnaire de l’Église de Jérusalem (V e –VIII e siècle). Louvain, 1959. T. 1. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 188. Scriptores Iberici; 9). Литература 13. Гумилевский (1902) – Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. СПб., 1902 (3-е изд.). 14. Желтов (2016) – Желтов М., свящ. Литургия апостола Иакова//Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 41. С. 244–253. 15. Крашенинникова (2006) – Крашенинникова О. А. Древнеславянский Октоих св. Климента, архиепископа Охридского: по древнерусским и южнославянским спискам XIII–XV веков. М., 2006. 16. Никифорова (2013) – Никифорова А. Ю. Из истории Минеи в Византии: Гимнографические памятники VIII–XII вв. из собрания монастыря святой Екатерины на Синае. М., 2013. 17. Скабалланович (1913) – Скабалланович М. Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. II. Киев, 1913. 18. Стрельбицкий (1878) – Модест (Стрельбицкий) , архиеп. О церковном Октоихе. Екатеринбург, 1878. 19. Флоринский (1881) – Флоринский Н. И., прот. История богослужебных песнопений Православной Кафолической Восточной Церкви. Киев, 1881. 20. Хевсуриани (2009) – Хевсуриани Л. Иадгари//Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 20. С. 419–424. 21. Хевсуриани (1984) – Хевсуриани Л. Структура древнейшего Тропология: дисс. … канд. филол. наук: 10.01.03. Тбилиси, 1984. (Машинопись). 22. Allatius (1645) – Leonis Allatii de Libris Ecclesiasticis Graecorum, Dissertationes Duae. P., 1645. P. 67, 81. 23. Christ, Paranikas (1871) – Christ W., Paranikas M. Anthologia Greaca Carminum Christianorum.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

25 См.: Желтов, М., диак. Церковное благословение повторных браков. – Журнал Московской Патриархии, 2005, 8, 72–79. 26 Например, в чине освящения храма – см.: Желтов, М. С. Православное чинопоследование освящения храма в истории. – В: Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2001 г. М., 2001, 88–97. 27 Одинцов, Н. М. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века: Церковно-историческое исследование. СПб., 1881. 28 Дмитриевский , А. А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков. – Православный собеседник. Вып. 10. Казань, 1882, 214–221. Сам Дмитриевский полагал, что вполне выявил особенности этих чинов на Руси в XIV–XV вв., но в действительности среди использованных им русских рукописей были лишь списки XV в. – цитируемый исследователем Служебник Синодальной типографии 129 (ныне – РГАДА, Син. тип. 42) датируется не XIV в. (как у Дмитриевского), а 1-й половиной XV в. (см. ниже). 31 См.: Голубинский, Е. История Русской Церкви. Т. 1, 2-я половина. 2. изд. М., 1904, 452–453; Т. 2, 2-я половина. М., 1911, 549–560. 32 344 и 345 по предложенной прот. А. В. Горским и К. И. Невоструевым нумерации -см.: Горский, А. В., К. И. Невоструев. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. 3. Ч. 1. М., 1869, 11–26. 33 XV согласно предложенной И. К. Куприяновым нумерации – см.: Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Российской Академии наук. Т. 6. Вып. 1. СПб., 1857, с. 57. 34 Скорее даже, конец XIII в. См.: Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в России, странах СНГ и Балтии. XIV век. Вып. 1. М., 2002, 594–696. 35 Датировка уточнена А. А. Туриловым на основании палеографических данных. Автор искренне благодарит Анатолия Аркадьевича за ценные консультации. 37 Именно на этой рукописи основывался Дмитриевский в своей работе о русском богослужении до XIV в. включительно (см. выше, прим. 28). 38 Hološnjaj, B. Zajkonski Trebnik N. 960 der Nationalbibliothek “Hl. Kirill und Methodij” in Sifia (Bulgarien). Dissertatio ad Doctoratum. Roma, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

«Важно не исполнение правил, – говорит протоиерей Дмитрий Смирнов, – важно встретился ты с Богом или нет». Определяющей является не категория «закона», а категория «благодати». «При встрече с Богом – продолжает отец Дмитрий, – человек содрогается от собственного греха. Бог есть свет, а то, что мы носим в себе, – тьма, и не заметить этого нельзя. Поэтому, если человек не видит в себе миллиарды грехов, это говорит о том, что он Бога еще не видел, … еще не почувствовал, что такое благодать Божия» [Смирнов прот.–?, с. 187]. Встреча человека с Богом возможна, если возможно общение Бога и человека. Библия, Божественное Откровение и явление Христа в мир Боговоплощение, два подтверждения возможности обожения самого человека и окружающего его мира, как социального, так и материального. «Писания «богодухновенны», – пишет отец Георгий Флоровский , – они – Слово Божие. Что такое «вдохновение Духа», мы никогда не сможем точно определить – здесь тайна. Это тайна встречи Бога и человека. Мы не можем до конца понять, как именно «святые люди Божии» слышали Слово Господа, как смогли они выразить его словами собственного языка. Но в их человеческой передаче звучит голос Божий. Слово Божие в словах человеческих: здесь лежит тайна и чудо Библии…. Да говорил Бог. Но слушал и воспринимал – человек. «Антропоморфизм» – неотъемлемый признак истинного Богоявления. И это не приспособление к человеческой слабости. Смысл его скорее в том, что человеческий язык, передавая Божественное Откровение, не теряет своих природных черт…. Божественным вдохновением человеческое не отметается прочь, но преображается…. С тех пор как Бог удостоил человека общением, само человеческое слово преобразилось, приобрело новую глубину и силу. Дух Божий дышит в строе человеческой речи» [Флоровск.–Догмат, с. 28–29]. Божественное Откровение – выражение Божественного человеческими средствами. В этом суть истинной культуры, культуры православной. Во всем строе человеческой жизни должен зазвучать Дух Божий. Божественное открывается миру через слово, музыку краски, в поведении человека, в его укладе жизни, в его отношении к близким, к Отечеству.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnye-tradi...

Приложение 1. Сведения о клириках Иркутской епархии на апрель 1937 г. и их судьбе Храм Дальнейшая судьба Архиепископ Павел (Павловский) 09.1937 Умер в тюрьме 24.11.37 Г. Иркутск Преображенская церковь, Иркутск (штатные клирики) Прот. Феодор Верномудров 28.10.37 Расстрел 27.02.38 Прот. Иннокентий Попов 12.10.37 Расстрел 14.02.38 Прот. Михаил Концевич 12.10.37 Расстрел 27.02.38 Прот. Николай Ильенко 28.10.37 Расстрел 14.02.38 Прот. Сергий Пономарев нет данных Протодиак. Иннокентий Анисимов Расстрел 14.02.38 Диак. Алексий Пинчук Расстрел 14.02.38 Диак. Алексий Акулов 18.02.38 Расстрел 27.02.38 Преображенская церковь, Иркутск (заштатные клирики) Прот. Симеон Телятьев Данных нет, видимо, скончался своей смертью в 1937 г. Прот. Василий Самсонов нет данных Прот. Иннокентий Шабалин 16.12.38 Расстрел 16.03.39 Иером. Варфоломей (Житков) 16.02.38 Расстрел 27.02.38 Диакон Иоанн Шабуров нет данных Диакон Михаил Пляскин(?) нет данных Нагорная Никольская церковь, Иркутск (штатные клирики) Свящ. Петр Коренев (Корнеев) 26.10.37 Расстрел 14.02.38 Свящ. Владимир Алякринский 12.01.38 Расстрел 27.02.38 Архидиак. Варфоломей (Гребнев) 12.12.37 Расстрел 14.02.38 Нагорная Никольская церковь, Иркутск (заштатные клирики) Прот. Иннокентий Брянских 17.02.38 Расстрел 27.02.38 Архим. Герман (Богданов) (позже принял схиму) Скончался своей смертью 03.11.38 Иг. Иоанникий (Тараненко) 18.12.37 Расстрел 14.02.38 г. Прот. Стефан Попов В 1943 г. продолжил служение Свящ. Терентий Шикунов нет данных Прот. Алеский Гусев нет данных Прот. Григорий Левагин 04.02.38 Расстрел 27.02.38 Иннокентьевская церковь в Свердлово, Иркутск (штатные клирики) Прот. Феодор Шмаков 25.12.37 Расстрел 14.02.38 Прот. Вениамин Ларев 15.12.37 Расстрел 14.02.38 Прот. Емилиан Збироковецкий нет данных Диак. Георгий Соснин 17.02.38 Расстрел 27.02.38 Иннокентьевская церковь в Свердлово, Иркутск (заштатные клирики) Свящ. Иннокентий Могилев 04.04.38? Расстрел 14.06.38? Свящ. Феодорит Сизых      или Феофил Сизой ?     нет данных в 1943 г. вернулся к служению

http://pravoslavie.ru/44165.html

Несмотря на столь близкое знакомство, весьма противоречивым является воспоминание свящ. С. Сидорова об участии прот. Александра во Всеукраинском Церковном соборе 1921 года. Как известно, на этом соборе было провозглашено создание так называемой «Украинской автокефальной православной церкви», главой которой был избран Василий Липковский. По словам свящ. С. Сидорова, прот. А. Глаголев  присутствовал на соборе. В конце первого соборного заседания, состоявшего 14 октября, ему было предоставлено слово, в котором он якобы обличал участников собора в «демонской прелести» и отклонении от церковных догматов, выразил позицию о возможности единения с членами собора только после осознания ими нарушенных заповедей . Тем не менее, в опубликованных документах Всеукраинского Церковного собора, мы не находим подтверждения факту участия прот. Александра в работе этого собора . В документах упомянуто, что митрополит Михаил (Ермаков), руководивший тогда Киевской епархией, пришел на этот собор в сопровождении двух священников, имена которых не указаны. Возможно, одним из этих священников был прот. А. Глаголев. Прот. А. Глаголев был авторитетным священнослужителем, состоял в теплых дружеских отношениях со многими священниками киевских храмов. В частности, со своими академическими коллегами священниками: прот. Федором Титовым настоятелем Андреевской церкви и прот. Иоанном Корольковым настоятелем Владимирского собора, о чем свидетельствует их теплая переписка, как до революции, так и после. Дружеские отношения связывали прот. А. Глаголев а с прот. Михаилом Едлинским — настоятелем храма Бориса и Глеба, и прот. Алексеем Язловским — настоятелем храма Рождества Христова, прот. Анатолием Жураковским — настоятелем домового храма Св. Иоанна Златоуста при Религиозно-просветительском обществе. С последним прот. А. Глаголева объединила паства, которая перешла в Добро-Никольский храм после закрытия храма Св. Иоанна Златоуста, ареста и ссылки прот. Анатолия в 1923 году. После возвращения прот. Анатолия в конце декабря 1924 года, он служил в храме великомученицы Варвары, находившемся в колокольне храма Николая Доброго. В своих воспоминаниях прот. Анатолий сравнивает жизнь паствы в Никольском приходе с жизнью семьи, в которой обязательно бывают разногласия: « Если говорить об общем тоне нашей семейной жизни, то надо отметить, что точно — в семье нашей намечается определенный процесс. Я, как будто, по мере своего сближения с молодыми как-то теряю старших. Многие из них как-то все ближе и ближе к о. Александру. Его дом полон " старшими " , мой — " молодыми " » .

http://bogoslov.ru/article/3248265

С. 46. 40 Успенский Н.Д. Анафора: опыт историко-литургического анализа. М: 2006. С. 415. 41 Успенский Н.Д. Анафора: опыт историко-литургического анализа. М: 2006. С. 415. 42 Там же. С. 415–416. 43 Успенский Н.Д. Анафора: опыт историко-литургического анализа. М: 2006. С. 415–416. 44 Пономарев П.П. Учение св. Иоанна Златоустого о Евхаристии. Православный собеседник. Казань, 1904. С. 666. 45 Пономарев П.П. Учение св. Иоанна Златоустого о Евхаристии. С. 672. 46 Малахов В.Я. Пресуществление Святых Даров в таинстве Евхаристии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. С. 49. 47 Желтов Михаил , диак. Евхаристия//Православная энциклопедия. Т. XVII. С. 586. 48 Желтов Михаил, диак. Евхаристия//Православная энциклопедия. Т. XVII. С. 586. 49 Макгакин Иоанн, прот. Богословие Евхаристии в творениях свт. Кирилла Александрийского.[Элетрон. ресурс]//Доклады Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах»: Москва, 2007. Электрон. дан. (1 файл), 50 Там же. 51 Макгакин Иоанн, прот. Богословие Евхаристии в творениях свт. Кирилла Александрийского.[Элетрон. ресурс]//Доклады Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах»: Москва, 2007. Электрон. дан. (1 файл), 52 Там же. 53 Макгакин Иоанн, прот. Богословие Евхаристии в творениях свт. Кирилла Александрийского.[Элетрон. ресурс]//Доклады Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах»: Москва, 2007. Электрон. дан. (1 файл), 54 Там же. 55 Там же. 56 Пономарев П. Учение св. Кирилла Александрийского о Евхаристии.//Православный собеседник. – Казань, 1904. С. 711–712. 57 Там же. С. 712. 58 Макгакин Иоанн, прот. Богословие Евхаристии в творениях свт. Кирилла Александрийского.[Элетрон. ресурс]//Доклады Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах»: Москва, 2007. Электрон. дан. (1 файл), 59 Там же. 60 Макгакин Иоанн, прот.

http://azbyka.ru/istoriya-termina-presus...

Андрея Боголюбского на создание отдельной митрополии, – в течение почти полутора десятка лет, до 1169 года. В конце концов, ошибочность чрезмерно ригористичной позиции всей группы разделявших схожие идеалы греческих иерархов – Константина I, Леона Ростовского, Антония Черниговского, позднее митрополита Константина II, – стала очевидной: конфликт о постах, принявший в 60-е годы XII века общерусский масштаб, вынудил Патриархию напрямую вмешаться в ситуацию и принять меры по коррекции курса, первоначально взятого Константином I. Литература Виноградов А. Ю., Желтов М. С. «Завещание» митрополита Константина I Киевского и канон «на исход души»//Slovne – Слов не: International Journal of Slavic Studies. 2014. Т. 3, С. 43–71. Виноградов А. Ю., Желтов М. , свящ. «Первая ересь на Руси»: русские споры 1160-х годов об отмене поста в праздничные дни//Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2018. [в печати]. Воронин Н.Н. Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг: Из истории русско-византийских отношений XII в.//Византийский временник. 1962. Т. 21. С. 29–50. Гвозденко К. С. Церемония княжеской интронизации на Руси в домонгольский период//Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2009. С. 17–35. Гиппиус А.А., Михеев С.М. Надпись об убийстве Андрея Боголюбского из Спасо- Преображенского собора в Переславле-Залесском//Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2017. Т. 3 (69). С. 31–32. Гoлyбuhckiй Е. Ucmopiя Русской Церкви. Т. 1, 1-я пол. М., 1901 [Изд. 2-е, испр. и дополн.]. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959. Т. 1. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: очерки социально-политической истории. Л., 1987. Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. М., 1995 [Юбилейное переиздание с комм. А.В. Назаренко]. Кн. 2. Макарий (Веретенников) , архим, Печников М. В. Константин I//Православная энциклопедия. Т. 37. М., 2015. С. 22–24. Назаренко А.В. Несостоявшаяся митрополия (об одном из церковно-политических проектов Андрея Боголюбского)//«Хвалам достойный...»: Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Междунар. науч. конф. (Владимир, 5–6 июля 2011 г.). Владимир, 2013. С. 13–36.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

61 He вполне понятно, в каком именно смысле вкушение освящаемой воды или помазание ею являются средствами, ведущими к причащению Святых Таин. 63 Т. н. Евхологий Стратигия (по имени первого владельца рукописи). См.: Дмитриевский. 1901,с. 993–1052; Duncan J. Coislin 213: Euchologe de la Grande Eglise. R., 1983. 69 Армянская литургическая традиция, первоначально основанная на традиции Каппадокии, развивалась в тесном контакте с богослужебной традицией Константинополя и Иерусалима, см.: Желтов М. С., Никитин С. И. Армянский обряд «//Православная Энциклопедия. Т. З. М., 2001, с. 356–371 (там же – библиография по вопросу). 71 71 Этим мы объясняем факт постепенного изменения статуса этих молитв в рукописях от не зависимого последования (как в Россанском кодексе) до включения в чин освящения храма (рукопись Athen. Bibl. Nat. 2473) – переписчики Евхологиев, не зная первоначального содержания последования «положения мощей», но не желая выкидывать эти молитвы вовсе , пытались увязать их с хорошо знакомым им чином освящения храма. 81 καταξιωθμεν των ποκειμνων αγαθν – ср., напр.: Joannes Chrysost. In Gen. Нот. 38//PG. 53. Col. 360. 82 Рукописи Hieros. Sab. 362 (607)и Athen. Bibl. Nat. 2473 добавляют, «читаемая перед св. трапезой». 84 καταγωνισμενος τον εχθρν ημν διβολον – cp.: Eusebius Caesar. De laud. Const. VI 21.//PG. 20. Col. 1355 ff. 91 Об эволюции богослужения Великой пятницы см.: Janeras S. El Viemes Santo en la tradicion liturgica bizanlina: Estructura e historia de sus oficios. R., 1970 (Diss.); Шлихтина Ю. Особенности фиксации службы Великого Пятка в византийской и славянской традиции (X-XV вв.)//Ежегодная конференция ПСТБИ. Материалы 1998 г. М., 1998, с. 333–338; Желтов М. С, Лукашевич А. А., Ткаченко А. А. Великая пятница//Православная Энциклопедия. T. 7. М., 2004, с. 416–430. 92 Заметим, что обряд поклонения Кресту стал одной из главных богослужебных церемоний Великой пятницы в Римо-католической Церкви – см.: Hebdomadae Sanctae Celebratio: Conspectus Historicus Comparativus/Ed. A. G. Kollamparampil. R., 1997. (BEL.S; 93); Pierce J. M. Holy Week and Easter in the Middle Ages//Passover and Easter: Origin and History to Modern Times/Eds. P. F. Bradshaw, L. A. Hoffman. Notre Dame (Indiana), 1999, p. 161–185. (Two Liturgical Traditions; 5). Латинская практика проникла и в некоторые греческие рукописи Южной Италии – напр.. Crypt. Г. а. 1, 1300 г. и др., – благодаря наличию в Южной Италии тесных связей между греческим и латинским клиром. Поэтому вряд ли можно согласиться с А. А. Дмитриевским , намекающим на присутствие прямой связи между древним иерусалимским чином поклонения Кресту и отраженной в отдельных южноитальянских рукописях практикой (Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие Типиконы Святогробский иерусалимский и Великой константинопольской церкви: Критико-библиографическое исследование. К., 1907, с. 136): связь, конечно, есть, но опосредованная – через латинское богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

IV. С. 323–333. 52 Евдокимова А.А. Корпус греческих граффити Софии Киевской на фресках первого этажа//Древнейшие государства Восточной Европы. 2005 год. М., 2008. С. 493–494. По каким-то причинам Толочко не опирается на этот однозначный факт и пишет об освящении Св. Софии еще до 1052 г., опираясь лишь на соображения общего характера. 53 В этом контексте нельзя исключать, что его «Слово о законе и благодати», кото­рое, судя по упоминанию княгини Ирины как живой, могло быть произнесено вплоть до 1050 г. включительно, было своего рода «артподготовкой» к поставлению русина в митрополиты. 55 Важным свидетельством в пользу аутентичности этой записи считается имено­вание в ней Ярослава Владимировича архаичным титулом «каганъ». 56 Ср. Сард. 6 – в свете этого правила нарушением в случае с Иларионом можно считать лишь вероятное отсутствие при его поставлении «епископов от ближния области», то есть представителей соседней митрополии. 57 Следы полемики XI в. по этому вопросу сохранились в сочинениях о поставлении митрополитов и епископов и их правах, принадлежащих, по всей вероятности, митрополиту Димитрию Кизическому (см.: Бондач А.Г. Димитрий Кизический//Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 15. С. 66–70). 58 Такое предположение высказано в работе: Приселковъ М.Д. Очерки по церковно политической ucmopiu Kiebckoй Руси X–XII вв. СПб., 1913. С. 110–111. 62 Попытка В.В. Корниенко прочесть граффито из Св. Софии Киевской как М()с(ц) феврар [въ] BI днь [ро]сла[въ] поставиша м[ит]ропо[ли]томъ [Л]ариона – поставиша рославъ. 63 См.: Жуковская Л.П. Двести списков XIV–XVII вв. небольшой статьи как лингвистический и исторический источник (статья Пролога о построении церкви во имя Георгия Ярославом Мудрым)//Исторические традиции духовной культуры народов СССР и современность. Киев, 1987. С. 33–62, а также: Лосева. Жития рус­ских святых. С. 154–163 (с ее рассуждениями об этапах формирования проложной статьи, как основывающихся на личных догадках, мы не согласны). Более ранние даты, упоминающиеся в поздних источниках (1045 или 1049 г.; см.: Кабанець. До исключаются из-за поставления Илариона только в 1051 г. 65 Точно так же, как Константин I был поставлен – в противовес «неканоничному» Климу Смолятичу – не позднее начала 1155 г., хотя прибыл в Киев только после Пасхи 1156 г. (см.: Виноградов, Желтов. Правовые акты.) Читать далее Источник: Виноградов А.Ю., свящ. Михаил Желтов. Порядок вступления иерархов на кафедру в домонгольской Руси и вопросы хронологии первых митрополитов Киевских//Богословские труды. 2019. Вып. 49. С. 155–169. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010