Отсюда пусть и то, что сделали египетские волхвы Ианний и Иамврий, рассматривают не как обман и фокусничество, а как нечто действительно необычайное, совершенное под влиянием князя тьмы, посредством тайных сил природы; все же их дела не суть действительные чудеса, они были не откровениями силы Божией, а скорее доказательствами силы дьявола и совершенно нечестивого свойства, так как они совершаемы были вопреки цели Моисея и Аарона, а, следовательно, и Бога. Бог хотел через Моисея фараону и всему египетскому народу доказать Свое всемогущество, но волхвы старались опровергнуть это посредством своего магического искусства – они «противляются» Ему ( 2Тим.3:8 ). А потому, в чем бы ни состояло подражание магов чудесам Моисея, в простом ли оптическом обмане или, как думают другие, в каком-нибудь физическом или химическом опыте – но только, во всяком случае, оно не может быть поставлено наравне с чудесами Моисея и Аарона. Раздел 3 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Ин.1:21 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Мф.11:14 Здесь, говорят, прямое, но (однако прибавим мы) только кажущееся противоречие Иоанна Предтечи; на прямой вопрос: «Илия ли он?» – отвечает ясно и определенно: «нет», то есть я не Илия. Но Господь Иисус говорит в Своей проповеди об Иоанне: «Если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти». Совершенно так же говорит Он о нем и в другом месте: «говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели» ( Мф.17:12 ). Во времена Иоанна Предтечи между иудеями распространены были разного рода суеверные идеи и лжеучения. Так, например, многие верили в учение о переселении душ; они думали, что души пророков переходили после их смерти в другие какие-нибудь тела, живущие в других мирах. Что по прошествии некоторого времени они снова являлись на земле в человеческом образе, так что тело было уже другое, но душа оставалась та же самая. Под влиянием такого предрассудка и заблуждения приходили они, между прочим, к разного рода неправильным понятиям и о лице Иисуса Христа, так что ученики Его на вопрос Его: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» – ответили: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» ( Мф.16:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Пророк Илия Вопрос о вознесении Илии более сложный и более интересный. Что мы знаем о пророке Илии и его восшествии на небо? В Синодальном переводе Библии говорится: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 11). Казалось бы, вот явное противоречие словам Христа, что «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин. 3: 13). Но неужели Спаситель не знал этой истории с Илией? Неужели ее не знал апостол Иоанн, приводящий слова Христа? Почему же знаток закона и пророков Никодим тут же не опроверг Спасителя повествованием о вознесении Илии? Вероятно, потому, что во времена Спасителя в 4-й книге царств не говорилось о вознесении пророка Илии на небо. Дело в том, что для перевода книги Ветхого Завета на русский язык (так называемый синодальный перевод) за основу был взят Масоретский текст. Текст, который иудеи-масореты редактировали вплоть до X века по Рождеству Христову, всячески «зачищая» пророческие и мессианские места. Но в Церкви наибольший авторитет имел другой перевод книг Ветхого Завета – перевод 70 толковников. Эта работа была осуществлена в III–II веках до Р.Х. еврейскими мудрецами. Данным текстом пользовались апостолы, святые отцы, проживавшие в Восточной части Римской империи. Именно этот перевод был взят за основу святыми Кириллом и Мефодием. Посмотрим, что же в нем говорится о вознесении Илии на небо: «И бысть идущема има, идяста и глаголаста: и се, колесница огненная и кони огненнии, и разделиша между обема. И взят бысть Илия вихром яко на небо» (4 Цар. 2: 11). Единственное отличие от Масоретского текста в частице «яко», однако смысл от этого меняется кардинально. Илия был взят не на небо, но как бы на небо, то есть был поднят в воздух. Как понимали данное место Писания святые отцы? Святитель Иоанн Златоуст : «Илия, восходил как бы на небо, потому что он был раб, а Христос вознесся на самое небо, потому что Он был Господь» . Святитель Кирилл Иерусалимский : «Тот “аки на небо” (4 Цар. 2: 11), а Иисус прямо на небо» .

http://pravoslavie.ru/55239.html

Пророк Михей предупреждает царя, что поход кончится для него плачевно. Однако, Ахав идет в поход и там один воин натягивает лук и смертельно ранит Ахава. Стрела вонзилась между швами лат, царь не уходил с поля и умер от потери крови. После смерти Ахава на престол вступает Охозия, при котором, фактически, продолжает править нечестивая Иезавель. Книга Царств говорит об Охозии, что «он служил Ваалу и поклонялся ему, и прогневал Господа Бога Израилева всем тем, что делал отец его». Последнее повествование об Илии говорит о конце его жизни. Почувствовав приближение кончины, Илия стремится к уединению. Елисей не мог не заметить волнения своего учителя, которое охватило его, не смотря на все его просьбы, он не отстает от Илии и продолжает идти за ним. В то время, как Елисей идет за Илией, «сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа моя, не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите» ( 4Цар. 2:2–3 ). Это говорит о том, что Илия должен покинуть нашу землю, что о времени ухода его с нее знал не только Илия, но и Елисей и сыны пророческие. Это было им так же открыто и, возможно, что сам Илия сказал им об этом, чтобы этому свидетельство было не одного человека, а многих, т.к. они были недалеко от этого события. Дальше мы видим особое действие Илии по отношению к Елисею. Он спрашивает его последнее желание. «Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет» ( 4Цар. 2:9–10 ). Почему Елисей попросил двойного духа, который был на Илие? Он хотел быть больше Илии? Нет, в этом проявляется его смирение. Он чувствовал, что он в два раза меньше, хуже, потому что того духа, который помогал Илие, будет недостаточно для Елисея, поэтому пусть его будет вдвойне. Здесь мы видим осознание Елисеем своей немощи, своего недостоинства. Поэтому он и получил, зная, что он недостоин.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Сказано: «да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» ( Еф.3:16–19 ). И еще: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:5 ). Бог готов в любой момент изменить нашу жизнь, но создавший нас по образу и подобию Своему может ли что-либо предпринять в нашей жизни, если мы сами не хотим этого? И далее мы читаем: Мф.17:3 . «И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие». Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «О чем говорили? “Об исходе”… который ему предстояло совершить в Иерусалиме, то есть о Кресте. Для чего Моисей и Илия сделались видимыми? Чтобы показать, что Он (Иисус Христос. – О.С.) есть Господь Закона и пророков, живых и мертвых, ибо Илия был пророк, пророчество его жило еще (то есть Илия продолжал жить на Небесах. – О.С.) , Моисей же – законодатель и умер. Кроме того, и для того, чтобы показать, что Иисус Христос не противник Закона и не враг Божий (как лживо утверждали книжники и фарисеи. – О.С) … Откуда же ученики узнали, что это были Моисей и Илия? Не по изображениям, ибо делать изображения людей тогда считалось делом беззаконным. По-видимому, они их узнали по словам, которые они говорили. Моисей, может быть, говорил: Ты Тот, страдание Которого я заранее изобразил, заклав агнца и совершив пасху; Илия же: Ты Тот, воскресение Которого я заранее изобразил, воскресив сына вдовы, и так далее. Показывая же их ученикам, Господь научает их подражать им, то есть подобно Моисею быть кротким и доступным для всех и подобно Илии быть ревностными и непреклонными, когда нужно, и подобно им готовыми подвергаться опасностям за истину » 7 . И далее мы читаем: Мф.17:4 . «При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ст. 18. …Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч (мужей); всех этих колена не преклонялись пред Ваалом, и всех этих уста не лобызали его… Здесь заключается утешение пророку, скорбевшему об упадке благочестия в Израиле. Господь открывает ему, «что церковь избранных и во времена тяжких гонений не оскудевает; у Господа всегда есть сокровенные праведники, неведомые миру» 530 . Можно полагать, что определенное и округленное число 7,000 взято и здесь неопределенным образом, для показания великого множества; подобно тому, как и во многих других местах Писания священное число семь употребляется лишь для обозначения надлежащей, хотя и неопределенной, степени полноты и законченности какого-либо действия 531 . Ст. 19. …И пошел… Илия из пустыни Хоривской назад в Израильскую землю, …и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал;... Илия, проходя мимо его, бросил на него милоть свою… (т. е. плащ, или мантию). Этим предварительным обрядом Илия сначала только призвал Елисея к пророческому служению. Самое же посвящение в это служение, посредством священного елея, Илия, как думают толковники, совершил над Елисеем впоследствии, хотя Писание об этом и умалчивает. Возложением своего плаща Илия дал понять Елисею, что принимает его в свое общение и под свое водительство; подобно тому, как сим же обрядом в тогдашнее время жених принимал в свое общение свою обрученицу 532 . Что Елисею был понятен смысл поступка Илиина, – это видно из того, что он тотчас же начал просить у Илии позволения проститься со своими родителями. Ст. 20. Илия …сказал ему: пойди и приходи назад; ибо что сделал я тебе?.. Т. е., я не хочу тебе препятствовать, и ни к чему не принуждаю насильно. Я исполнил волю Божию относительно тебя, – теперь твое дело сообразоваться с этой волей, по твоему собственному усмотрению. Ст. 21. Елисей, отошедши от Илии, …взял пару волов и заколол их, и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и раздал людям, и они ели. А сам встал, и пошел за Илиею, и стал служить ему… Все это, очевидно, происходило таким образом. Оставивши на некоторое время Илию, Елисей поспешил домой, чтобы рассказать о случившемся отцу и матери, и потом, в сопровождении их, немедленно возвратился к Илии, чтобы устроить прощальное пиршество своим родным и людям, бывшим свидетелями происшедшего. Заколовши двух волов, он употребляет на дрова тот же самый плуг, на котором недавно пахал. Это он делает, конечно, для того, чтобы не терять времени на отыскивание других дров, а с другой стороны – для того, чтобы засвидетельствовать перед всеми свою решимость тотчас же отрешиться от своего прежнего образа жизни и немедленно последовать за своим учителем. Гл. 22. Истинный пророк и лживые пророки

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Еще более возымела вдова уважения к пророку по следующему поводу: у ней разболелся сын и умер. «Человек Божий, воскликнула она, ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего!» т. е. ты угодник Божий, и Господь наказал меня смертью сына за то, что я, грешная, жила под одною кровлею с тобою, праведным. И тут вдова не роптала ни на Бога, ни на людей, а лишь на себя, за свою греховность. Пророк Илия помолился над умершим и воскресил его. Три года уже истекало, как в царстве израильском стояла засуха. Время гнева Божия кончалось, и Господь сказал Илии: «иди и явись пред Ахавом: Я дам дождь на землю». Илия пошел в царство израильское. Царь Ахав ездил с своими слугами по царству и тщательно искал травы для скота. В это время пред ним и предстал пророк Илия. «Ты ли это возмутитель Израиля?» воскликнул царь, увидев его. Так назвал он Илию потому, что, вследствие голода, в царстве израильском были, конечно, безпорядки: многие оставляли свои жилища для поисков пропитания, подати поступали неисправно, народ колебался в вере в идолов, видя их безсилие, но еще не решался и вернуться к вере отцов своих в Бога истинного. «Не я, безбоязненно отвечал пророк, развращаю народ, но ты и дом отца твоего тем, что оставили Бога истинного и служите идолам. Но, чтобы узнать, чья вера правая, собери народна гору Кармилскую и приведи туда же жрецов Ваала». Ахав исполнил волю пророка. И вот гора Кармил, – три года тому назад славная своим плодородием, так что даже называлась садом Божиим, а теперь сухая и печальная, – покрылась народом; сюда же пришли жрецы Ваала, прибыл и царь. Тогда пророк Илия громким голосом воззвал к народу: «долго ли вы будете хромать на оба колена? Если вы веруете в Бога истинного, – идите в след Его; если в Ваала, – идите за ним». Народ молчал. Трудно ему было что-либо отвечать Илии: и в Ваала он не твердо верил, и от Бога истинного отшатнулся. Тогда Илия продолжал: «я один пророк Бога истинного, пророков Ваала много. Пусть дадут нам двух волов, и мы принесем их поочередно в жертву каждый своему Богу. Какой Бог пошлет огонь с неба на жертву, – тот и есть Бог истинный». Народ одобрил предложение пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В день памяти святого пророка Илии в храмах Москвы пройдут архиерейские богослужения 31 июля 2009 г. 13:15 2 августа, в день памяти пророка Божия Илии, в московских храмах в честь святого по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоятся архиерейские богослужения. В храме пророка Илии в Обыденском переулке богослужение возглавит архиепископ Истринский Арсений . В храме пророка Илии на Новгородском подворье богослужение возглавит епископ Красногорский Савва . В храм пророка Илии в Черкизове богослужение возглавит епископ Дмитровский Александр . Святой пророк Илия — один из величайших пророков Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в г. Сарепте. Через три с половиной года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с Ним на горе Фавор. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечей второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть. Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/707898.htm...

На горе Кармиле происходит «состязание» Илии с пророками Ваала. Пророк бросает народу гневные слова: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Ягве есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте». Двоеверие невозможно. Нельзя служить двум господам. Языческие пророки, призывая огонь на жертвенник, пляшут, кричат, ранят себя до крови, как принято в экстатической религии хананеев. Но все их усилия тщетны. Илия горько насмехается над ними: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется». В этих словах изобличаются низменные антропоморфные представления язычников о своих богах. Когда же доходит черед до Илии, то он воздвигает жертвенник из двенадцати камней как символ всей ветхозаветной Церкви и призывает Бога обетования — Бога Авраама, Исаака и Иакова. Он просит, чтобы Господь явился в огне, как некогда на Синае. Чтобы Его явление было особенно явным, пророк возливает на камни жертвенника воду. И когда небесный огонь (образ Богоявления) пожирает жертву Илии, народ в священном ужасе восклицает: «Ягве есть Бог!» Пользуясь своей победой, Илия чинит расправу над языческими жрецами. Представитель раннего пророчества, он считает допустимым употреблять насилие в делах религии. Он еще живет представлениями «священной войны», которую воспевала Девора. Но уже пророки-писатели откажутся от этого способа защиты веры. А Христос скажет ученикам, которые захотят подражать ревности Илии: «Не знаете, какого вы духа» (Лк 9,52-56). Желанный дождь наконец оросил выжженные холмы и долины. Охваченный экстазом, Илия бежит перед колесницами Ахава до самого Изрееля. Царь плачет от радости, охваченный раскаянием. Но Иезавель, узнав о гибели Вааловых пророков, начинает беспощадно мстить за них. Все Сыны Пророческие умерщвляются по ее приказу. Илия вынужден бежать из страны на юг, в Вирсавию, подвластную иудейскому царю. 5. Пророк Илия на Синае (3 Цар 19,1-18). В глубоком унынии пророк предпринимает паломничество к Синаю (Хориву).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

1, 21). Пророчество Малахии можно относить к тому великому и страшному дню Господню, который мы называем Страшным Судом или Вторым Пришествием Христа; во всяком случае, нельзя понимать его буквально, нельзя считать, что должен был прийти непременно сам ветхозаветный пророк Илия, а не другой, подобный Илии; в этом нас убеждают и слова ангела, предсказавшего Захарии, что сын его, Иоанн, предыдет пред Господом в духе и силе Илии (Лк. 1, 17). Но посланные синедриона понимали пророчество Малахии буквально и были уверены, что сам пророк Илия должен явиться перед пришествием Мессии; потому-то они и допрашивали Иоанна: не Илия ли он? Иоанн отвечая: «Нет». — «Так не Пророк ли ты? Не тот ли ты Пророк, о Котором сказал Моисей: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте (Втор. 18, 15)?» Под Пророком, о котором говорил Моисей, всегда подразумевали Мессию, Избавителя, Христа. Поэтому на вопрос — не Пророк ли ты? — Иоанн ответил: нет. Этим ответом, по мнению Златоуста, Иоанн отрекся не от того, что он пророк, а от того, что он именно тот, предвозвещенный Моисеем, Пророк. «Так кто же ты? Скажи! Ведь нас послали узнать — кто ты? И мы должны дать ответ пославшим нас; и по какому праву ты крестишь, если ты не Христос, не Илия и не Пророк?» Отвечая на эти вопросы, Иоанн повторил свой ответ, данный приходившим к нему фарисеям и саддукеям, но добавил: «Идущий за мною стоит среди вас». Он говорил прежде, что приблизилось Царство Небесное, что Христос идет, что пришествие Его близко, что лопата Его уже в руке Его и что секира у корня дерев лежит; теперь же, после Крещения Иисуса, сошествия на Него Святого Духа и слышанного им голоса с неба, он прямо возвещает, что Христос уже пришел, стоит среди вас... Я недостоин развязать ремень у обуви Его (Ин. 1, 26—27). Обувь бедных людей того времени состояла из двух дощечек, или пластинок коры, или кожи, которые ремнями привязывались к подошвам; при входе в дом рабы или слуги снимали эту обувь с пришедших и омывали им запыленные от ходьбы ноги.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

б)  Еще представляется на иконе св. пророк молящимся пред жертвенником, на котором возлежат пылающие дрова, а на дровах заколотый телец. Так изображается следующее событие. Когда миновали три с половиной года засухи и голода, св. Илия явился из пустыни к царю с укором и обличением в идолопоклонстве и предложил ему собрать весь народ и жрецов идольских на одну гору исследовать, кто истинный Бог. Когда народ собрался, Илия обратился к нему и сказал: «ежели мой Бог, Которому я служу верой и правдой, есть истинный Бог, то веруйте Ему; ежели идол Ваал – бог, то идите за ним. Из жрецов вааловых здесь целые сотни, а я только один. Пусть же дадут нам двух тельцов: одного тельца пусть возьмут они, рассекут и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают, а я приготовлю другого тельца, положу на дрова и огня тоже не подложу. Потом призовите богов ваших, а я призову своего Бога; и Бог, который, услышав молитву, пошлет огонь, да будет признан истинным Богом». Как предлагал св. пророк, так и сделали. Но сколько ни молились по-своему жрецы вааловы своему истукану, не было от него ни гласа, ни послушания. А как только помолился Илия своему Богу, Богу истинному, тотчас спал с неба огонь и попалил не только жертву с дровами, но и воду, которой они были облиты. Тогда весь народ пал на землю и воскликнул: Бог Илиин есть истинный Бог! – и обратился к Нему. в)  Св. пророк Илия изображается также сидящим в пещере каменной, и вот что служило тому основанием. После чудной жертвы на горе царица – ревностная идолопоклонница – возненавидела Илию и грозила убить его, отчего он удалился в пустыню, где, будучи томим голодом и жаждой и горюя о развращении людей, просил у Бога себе смерти; наконец заснул от утомления. Во время сна явился ему ангел Господень, принес пищи и питья и велел встать, есть и пить. Вставши от сна и подкрепившись пищей, он сорок дней шел к горе Хориву и остановился в ее пещере. Здесь Сам Бог явился ему и повелел на следующее утро взойти на вершину горы, где обещал ему опять явиться: Илия взошел на гору, и Бог, послав бури, землетрясения и пламени, явил ему Свое присутствие в тихом и кротком дуновении ветерка, в знак того, что Он – Бог, не столько грозный отмститель злое творящим и карающий нечестивых бурей, землетрясением и огнем, сколько милосердый и чадолюбивый Отец, Который наказывает людей не по вражде и злобе, а по милости, чтобы их образумить, исправить и спасти от вечных мук.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010