БЕСЕДА 57 Итак, ученики узнали об этом не из Писаний, но им открыли книжники, — и молва об этом носилась в простом народе, как и о Христе. Потому и самарянка сказала: “Придет Мессия …; когда Он придет, то возвестит нам все” (Ин. 4:25); и книжники вопрошали Иоанна: “Ты Илия?Пророк” (Ин. 1:21)? Итак, среди иудеев, как я сказал, была молва о пришествии Христа и Илии, но они неправильно толковали ее. Писание говорит о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем. И Павел, указывая на оба пришествия, сказал: “Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке”. Вот одно пришествие; послушай, как и о другом говорит. Сказавши эти слова, он присовокупил: “Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа” (Тит. 2:11-13). Также и пророки о том и другом упоминают; они говорят, что предтечею одного из них, именно второго, будет Илия, а первого был Иоанн, которого Христос называет Илиею — не потому, чтобы он был Илия, но потому, что он совершал служение Его. Как Илия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого. Но книжники, сливая то и другое и развращая народ, упоминали пред народом об одном только втором пришествии и говорили, что если этот — Христос, то Илия должен предварить Его своим приходом. Потому и ученики говорят: “Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде”? По той же причине фарисеи посылали к Иоанну и спрашивали: “Что же? ты Илия”? вовсе не упоминая о первом пришествии. Какой же ответ дал Христос? Илия точно придет тогда, пред вторым Моим пришествием; но и ныне пришел Илия, — называя этим именем Иоанна. Этот Илия пришел. А если ты спрашиваешь о фесвитянине, то он придет; потому и сказал: “Илия должен придти прежде и устроить все”. Что такое — все? То, о чем сказал пророк Малахия: “Пошлю к вам Илию пророка …. И он обратит сердца отцов к детям …, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием” (Мал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Затем Илия сказал Ахаву, чтобы тот садился в колесницу, потому что сейчас начнется дождь. А сам пророк встал на колени и стал молить Бога, и вот с моря поднялась сначала маленькая тучка, а затем хлынул воскрешающий дождь. Ахав заплакал от умиления, но его жена ожесточилась и пообещала убить Илию. Богоявление на Хориве (3Цар. 19) Илья убоялся жены Ахава и убежал на юг Палестины, в Вирсавию (сейчас это город Беэр-Шева). Там он впал в уныние и просил у Бога смерти. Когда он заснул, Ангел, разбудив его, дал ему хлеба и воды и сказал: встань, ешь и пей, ибо тебе предстоит дальняя дорога. И, поев, Илия силой этой пищи шел сорок дней и сорок ночей до святой горы Хорив, где Моисей заключил Завет с Богом. Это был особый пост, готовивший пророка ко встрече с Господом, а ангельский хлеб был символом Святого Причастия, укрепляющего нас на путях нашей жизни. Придя на гору, среди страшных, пустынных скал Илия нашел пещеру и заночевал в ней. Наутро, повинуясь слову Господню, Илия вышел из пещеры, и внезапно перед ним прошла череда страшных явлений, означающих приближение Творца. И Господь сказал Илии: «И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]» ( 3Цар. 19, 11–12 ). Услышав голос Бога, Илия закрыл свое лицо плащом и встал у входа в пещеру, ибо не пришло еще то время, когда человек мог увидеть Бога и остаться в живых, Бог еще не стал человеком. Спустя века Илия на другой горе увидел Бога, но уже не закрыл своего лица, потому что Бог стал человеком. И Господь спросил пророка: – Что ты здесь, Илия? – Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее, – ответил Илия. – Пойди назад, – повелел ему Бог, – и помажь себе в преемники Елисея, Азаила поставь царем Сирии, а Ииуя помажь в цари Израиля. Они отомстят народу за отступничество. Впрочем, Я Сам оставил в Израиле семь тысяч мужей, которые не покланялись Ваалу, и губы их не целовали его.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И полилась вода со всех сторон жертвенника и наполнила самый ров. Было время вечернего жертвоприношения. Пророк Илия стал перед жертвенником и сказал: «Иегова, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! покажи ныне, что ты Бог Израиля, а я раб Твой, и по слову Твоему совершаю все сие. Услыши меня, Господи, услыши! Пусть народ сей ведает, что Ты Иегова Бог, и что Ты силен обратить сердца их к Тебе!» Тогда ниспал огонь от Господа и истребил и всесожжение, и дрова, и камни, и прах; поглотил и воду, которая была во рву. Увидавши это, весь народ пал лицем на эемлю и воскликнул: «Иегова–есть Бог, Иегова–есть Бог!» Илия сказал им: «схватите же пророков Вааловых и чтобы из них не ушел никто». Их схватили. Илия отвел их к ручью Виссон и там умертвил их: то есть поступил с ними так, как повелел чрез Моисея Господь поступать со всеми совратителями в идолопоклонство 118 . 3Цар. 18:41–46 Потом Илия сказал Ахаву: «поди, ешь и пей, потому что скоро зашумит сильный дождь». Ахав пошел есть и пить. Между тем Илия взошел на вершину Кармила, припал к земле и преклонил лице свое к коленям; а служителю своему приказал смотреть к морю и сказать, если что особенное усмотрит на горизонте. Шесть раз служитель возвращался с известием, что ничего не видно. Посмотревши в седьмой раз, он сказал: «вон поднимается с моря маленькое облачко с ладонь руки». Тогда Илия сказал: «поди, скажи Ахаву: запрягай и поезжай, чтобы не удержал тебя дождь». И вдруг поднялся вихрь, небо со всех сторон покрылось тучами и полился сильный дождь. Ахав сел на колесницу и отправился в Изреель, который в эту пору был его местопребыванием. Илия, окончивши дело пророка, чтобы перед всем народом воздать честь царю, побежал перед колесницею Ахава и, подкрепленный рукою Господнею, проводил его до ворот столицы. 3Цар. 19:1–18 Возвратившись в свой дом, Ахав рассказал жене своей обо всем, что происходило на Кармиле. Иезавель, услыхавши, что Илия избил всех ее пророков, послала к нему сказать: «пусть покарают меня боги, если я завтра тотчас же не сделаю с тобой того же, что ты с каждым из них».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Но Илия не ограничился всеобщим покаянием народа. Он велел поймать лжепророков и за то, что они вводили в заблуждение и развращали народ, казнил всех до единого у потока Киссон. Затем он вернулся на вершину горы Кармил и молился до тех пор, пока на горизонте не показались дождевые тучи. Спустя некоторое время все небо затянулось тучами, и хлынул долгожданный ливень. Царица Иезавель, узнав о том, что произошло на горе Кармил, поклялась убить Илию. Спасаясь от преследования закоренелой язычницы, Илия бежал в Иудею, где спрятался в одной из горных пещер. Здесь ему явился Господь и велел идти в Израиль помазать на царство Ииуя, который был военачальником у Ахава, а также помазать Елисея, сына Сафатова, «в пророка вместо себя» (3 Цар. 19:16). Илия послушно пошел исполнить волю Божию. По пути он встретил израильтянина по имени Елисей. Он в это время пахал свое поле упряжкой в двенадцать пар волов. Пророк накинул ему на плечи свою милоть (плащ) в знак того, что берет его к себе в ученики. Елисей, взволнованный этой неожиданной милостью, сказал пророку: «Позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою» (3 Цар. 19:20). Затем он заколол двух волов, раздал мясо своим землякам и, попрощавшись с родителями, пошел за своим учителем. Земная жизнь великого пророка подходила к концу. Господь звал Своего избранника к Себе. Предчувствуя конец своей земной жизни, Илия желал закончить ее наедине с Богом и с этой целью несколько раз пытался разлучиться со своим неразлучным спутником и учеником Елисеем. Но Елисей тоже, предчувствуя скорую разлуку со своим учителем, не отлучался от него. Господь звал Илию в пустыню за Иордан. Когда Илия в сопровождении Елисея подошел к реке, он ударил своим пророческим плащом (милотью) по водам Иордана. Река сразу расступилась, и они перешли посуху на другую сторону. Идя по дороге, Илия сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе прежде нежели я буду взят от тебя…» — «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» , — ответил Елисей. Илия сказал ему: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так» . (4 Цар. 2:9–10). Разговаривая, они продолжали свой путь по дороге. Вдруг огненная колесница, запряженная огненными конями, разделила собеседников, и Илия в вихре понесся на небо. Елисей разодрал свои одежды и воскликнул в отчаянии: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его !» (4 Цар. 2:12). В это время к его ногам упала милоть Илии, и с ней Елисей получил от Бога пророческий дух.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

По предсказанию пророка, три года и шесть месяцев не было ни дождя, ни росы, и не родилось ни хлеба, ни травы. Илия явился опять к Ахаву и предложил ему собрать и жрецов Ваала для того, чтобы решить, кому следует поклоняться, Богу, или Ваалу. Когда народ и жрецы собрались, Илия сказал: «пусть дадут нам двух тельцов; одного пусть жрецы вааловы разрубят и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а другого тельца я приготовлю на жертву и положу на дрова, тоже без огня. Вы призывайте богов ваших, а я призову имя Господа Бога моего; и тот Бог , который ответит огнем, пусть и будет Богом нашим». Весь народ согласился на это. Жрецы вааловы первые приготовили жертву и с утра до полудня взывали к своему идолу, но не было им ни голоса, ни ответа. В полдень Илия сказал им: «кричите громче, а то ваш бог не слышит». Они продолжали кричать и взывать к своему Ваалу до вечера; но все им не было ответа. Тогда Илия устроил жертвенник из двенадцати камней, провел вокруг него ров, положил на жертвенник дрова и тельца, потом приказал принести воды и налить столько, чтобы облить жертву и дрова, и чтобы ею наполнился ров. После этого Илия приступил к жертвеннику и воззвал к Богу: «Господи Боже Авраама. Исаака и Иакова! Ныне дай знать, что Ты – Бог израилев, а я – раб твой. Ответь мне, Господи, огнем, чтобы народ этот познал, что Ты – Бог». Тотчас упал огонь с неба и истребил приготовленную жертву, дрова и воду. При виде этого чуда весь народ пал на землю и воскликнул: «Господь – Бог!» Жрецы вааловы были схвачены и убиты. После этого Илия возвестил Ахаву, что скоро пойдет дождь, который по усердной молитве пророка, вскоре и напоил всю землю. После этого Илия должен был скрыться в пустыню, потому что злая Иезавель, которая не могла простить избиения жрецов, поклялась убить его. В пустыне, томимый голодом и жаждою, пророк просить у Бога смерти; но наконец заснул от утомления. Во время сна ему явился ангел и повелел ему встать и есть, Илия проснулся и увидел подле себя хлеб и воду. Подкрепленный этою чудесною пищею, он сорок дней шел к горе Хориву.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

– Я не Христос, это свидетельствует как нельзя яснее пред Синедрионом, что Иоанн не был обманщик. Слава его была велика; народ ожидал Мессии и расположен был видеть его в Иоанне ( Лк. 3:15 ); он мог воспользоваться этим расположением народа в пользу своего мессианского достоинства, но не только не воспользовался, а с усилием, определительно, без всякого двусмыслия объявил, что он не Мессия. Синедрион должен был вполне поверить ему при подобных обстоятельствах, а равно должен был поверить и его свидетельству о действительно явившемся истинном Мессии, на Которого указывал Иоанн. Оказалось, впрочем, что первому он поверил, а последнему нет. 21. Ин. 1:21 . И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Мф .11:14, 16:14, 17:10 ; Лк. 1:17 Что же? ты Илия? Представляется, как будто посланные не ожидали такого ответа; может быть, и они не чужды были народного мнения о Иоанне как Христе? Если же он не Христос, кто же он? Его необычайное явление, его проповедь , его действия свидетельствуют, что он человек необыкновенный; не один ли он из тех великих мужей древности, которые, по мнению книжников-богословов тогдашних иудейских, должны были предварить народ о пришествии Мессии и явиться пред временем пришествия Его? Может быть, он Илия? Иудеи полагали, что пред пришествием Мессии явится Илия (см. прим. к Мф. 11:14 ). – Он сказал: нет. Иудеи полагали, неправильно толкуя пророчество Малахии ( Мал. 3:1, 4:5 ), что явится именно Илия древний, Фесвитянин, лично, что он именно сойдёт с неба пред пришествием Мессии. Иоанн в этом смысле отвечает им: нет. Он отвергает, таким образом, ложное представление иудеев, но не отвергает того, что он есть предтеча Мессии, каковым должен быть Илия. Ибо сейчас же вслед за сим говорит, что он пришёл приготовить путь Господу (ст. 23), т. е. что он есть предтеча Мессии, т. е. Илия, но не древний, Фесвитянин, а человек с духом и силою Илии ( Лк. 1:76 ), новый Илия, как и говорил о нём в этом смысле сам Господь ( Мф. 11 и пар.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

А в книге Откровение Иоанна Богослова мы читаем, что в последние времена, когда весь мир подчинится власти антихриста, в Иерусалим явятся «два свидетеля», которые будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней и имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят (Откр 11:3–6). Иоанн Богослов не назвал этих пророков, которые возвестят миру о Христе в дни всеобщего отступления от Него. Но один из них — точно пророк Илия, единодушно утверждают авторитетные толкователи книги Откровения. Ведь это он некогда затворил небо, чтобы не шел дождь на землю , а три с половиной года спустя помолился — и засохшая земля вновь приняла живительную влагу (3 Цар 17:1–7, 18:1–45). Пророк Илия, возносящийся на небо в огненной колеснице и возвращающийся на землю с огненной проповедью в дни завершения мировой истории, — одна из ключевых фигур, связывающих Ветхий и Новый Завет воедино. Почему таким «связующим звеном» оказался именно Илия? Может быть, потому, что в этом пророке соединились две важные черты. Во-первых, беззаветная преданность Богу и стремление ревностно проповедовать Его. И во-вторых, особенная чуткость к слову Божию. В Третьей книге Царств рассказывается, как, скрываясь от гнева царицы Иезавели, Илия искал встречи с Богом на горе Хорив. Явление Господа сопровождалось разными природными знамениями — сильным ветром, землетрясением, огнем, но Илия знал: ничто из этого не было явлением Самого Бога. Вместе с тем пророк уловил и нечто другое, подобное веянию тихого ветра (в церковнославянском варианте — глас хлада тонка ). И то был Господь (3 Цар 19:11–12). Для всякого постороннего Богу человека глас хлада тонка остался бы просто незамеченным. Но Илия узнал Господа и говорил с Ним. И эта способность слышать Бога сквозь шум и грохот мира — может быть, то главное, за что пророка Илию так ценит христианство. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома»

http://foma.ru/pochemu-imenno-prorok-ili...

Для Илии нарушение закона и справедливости были оскорблением Бога. Вера в его лице становится защитницей социальной правды. Этот мотив будет углублен и развит великими пророками-писателями. 3. Пророк Илия в годы голода (3 Цар 17). Финикийские летописи упоминают о голоде, который свирепствовал в Сирии в правление Этбаала (И. Флавий. Против Апиона, 8,13,2). Засуха опустошила и Ефрем. Сам царь вынужден был скитаться по стране и поисках корма для своих лошадей. Пророк Илия объяснил это бедствие тем, что царь и народ допустили служение Ваалу-Мелькарту. Илия действовал не один. Его поддерживали Сыны Пророческие, которые ходили по городам и весям Израиля, грозя карой за отступничество. К ним примыкала и община рехавитов, которые в знак протеста против ханаанских обычаев отказывались от вина и жили в шатрах. Их проповедь вызвала гнев Иезавели. Она начала яростно преследовать пророков: часть из них была схвачена и убита, часть — скрыл у себя набожный царедворец Авдий. Пророк Илия, по повелению Божию, удалился в пустыню к потоку Хорафу (Заиорданье), где Господь чудесно питал его, а когда поток высох, Илия ушел в Финикию. Там он жил в Сарепте у бедной вдовы. Он спас ее от голода и воскресил ее умершего сына. Библия подробно останавливается на этих событиях, поскольку они указывают, что милосердие Божие распространяется и на иноплеменников. Доброта финикийской женщины, приютившей Илию, угодна Богу, хотя она и не принадлежит к избранному народу. На это обратит внимание и Христос Спаситель, обличая маловерие назарян. «Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк 4,25-26). 4. Жертвоприношение на горе Кармиле (3 Цар 18). Когда срок вразумления истек, Илия появляется перед Ахавом и на его вопрос: «Ты ли это — смущающий Израиля?» — отвечает: «Не я… а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам». Пророк предлагает созвать народное собрание, чтобы люди окончательно решили: кто истинный Бог — Мелькарт или Ягве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Когда пророк Илия получил откровение о том, что и каким образом должно с ним произойти, он не хотел, чтобы Елисей, его ближайший ученик, наследник его служения и благодати, был свидетелем его исхода, потому что в своем смирении не желал, чтобы об этих обстоятельствах знал хоть кто-нибудь из людей, даже его верный ученик. Однако это было в нем человеческим чувством. Он, хотя и имел откровение о том, как будет восхищен на небеса, однако не знал, что об этом было возвещено и другим: Елисею и некоторым ученикам пророческим. Когда пророк Илия сказал Елисею, что должен перейти на другой берег Иордана и расстаться с ним, тот ответил, что не уйдет. Несколько раз пророк Илия делал попытки покинуть его, но безуспешно. Наконец они встретили сонм учеников пророческих или, как их еще называли, «сынов пророческих», потому что пророк Илия образовал так называемые пророческие школы, в которых ревнители благочестия, стремившиеся к духовной жизни, обучались различать истинные духовные явления от ложных, или, попросту говоря, учились духовной жизни. Ученики пророческие также имели откровение обо всем предстоявшем пророку Илии. Они сказали Елисею о том, что Илия должен быть восхищен на небо, предполагая, что ученику это еще неизвестно. Он ответил им, что все знает, значит, и ему это было открыто. По этой причине он и не отступал от Илии, как бы далеко тот ни отходил. В конце концов Илия вынужден был ему открыть то, что должно было вскоре произойти, и при этом сказал: Проси у меня, что сделать тебе 227 , тогда Елисей дерзновенно ответил: «Хочу, чтобы благодать, которая на тебе, вдвое сильнее действовала на мне» 228 . Здесь проявилась не гордость Елисея, а, скорее, его необыкновенное смирение, потому что он считал, что исключительное служение, которое он отныне должен будет нести среди заблуждающегося еврейского народа, обличая его и вразумляя, столь нечеловечески трудно, что для этого служения нужна вдвое большая благодать, чем была у Илии. Но Илия ответил: Трудного ты просишь. Если ты увидишь, как я буду восхищен на небо, то будет тебе так 229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Илияпророк Бога Живого 02.08.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: пророк Илия Слово в день памяти святого пророка Божия Илии Никто из пророков, кроме Иоанна Предтечи, не почитается так в нашей Церкви, как Илия. И это понятно. Илия явился ангелом, посланным с небес во времена отступничества Израиля от веры отцов. Но апостол Иаков в своем Послании уверяет, что он был человеком подобным нам (Иак. 5, 17). Пророк предупреждает, что Израиль будет наказан за свои грехи голодом. Он говорит об этом царю, во власти которого было запретить идолопоклонство и разврат в стране, и таким образом отвратить наказание. Пока не наступит покаяния, этот суд будет исполняться над его страной. Ни росы, ни дождя не будет в течение трех с половиной лет. Он усердно молился, чтобы не было дождя, и по его молитвам небо затворилось. Пусть знает царь и весь народ, что Господь есть Бог, Которого они оставили и что Он — Бог Живой, не такой, как мертвые немые идолы, которым они поклонялись. И что Илия — Божий слуга и посланник. Им кажется, что у них мир и благоденствие, а Бог гневается на них. Засуха покажет бессилие и безумие тех, кто оставил Живого Бога. Илия дает знать Ахаву, как слушает его Бог за то, что он во всем слушается Бога. Это произойдет, говорит он, по его слову. Бог заботится об Илии во время этого голода. Он повелевает ему скрыться у потока Хорафа, что против Иордана. Для чего Бог лишает нас порой внешней деятельности и посылает нам уединение? Не для того ли, чтобы мы увидели, что возможность молиться Ему никогда не отнимается от нас? Как же Бог питает пророка? Так же, как будет питать всю Церковь в последние времена. В Апокалипсисе сказано, что когда жена, облеченная в солнце — Церковь, — убежала в пустыню, для нее было приготовлено место от Бога, чтобы питать ее там тысячу двести пятьдесят дней, то есть три с половиной года (Откр. 12, 6, 14). Илия пил из потока, и вороны, по повелению Господню, приносили ему дважды в день, утром и вечером, хлеб и мясо. Илия — прообраз Иоанна Крестителя, пищей которого будут акриды и дикий мед. Если бы кто-нибудь спросил, откуда вороны брали пищу, как и где она была приготовлена, мы должны были бы ответить как патриарх Иаков: «Господь Бог послал мне» (Быт. 27, 20). Воронам Бог приготовляет пищу, как сказано в книге Иова (Иов. 38, 41), а теперь они питают пророка. Но вот поток иссыхает, потому что не было дождя. Возможности природы ограничены, но не возможности Бога природы. У Бога есть множество способов позаботиться о верных Ему людях, и Он не связан ни одни из них.

http://moral.ru/prorok/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010