7/20 июля. Возглавил крестный ход из храма Василия Блаженного на Красной площади (Покровский собор на Рву) в Марфо – Мариинскую обитель и служил литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы Марфо – Мариинской обители. 8/21 июля. Празднование Казанской иконы Божией Матери. Служил литургию в Казанском соборе на Красной площади. Послание патриарха православному народу с призывом отказаться от мщения врагам Церкви. («Строительство на вражде – строительство на вулкане. Взрыв – и снова царство смерти и разрушения. Наша боль – боль за светлость и счастье нашей св. Церкви, наших чад. Наши опасения – опасения, что некоторых из них может прельстить этот новый, уже показывающий зияющую пасть зверь, исходящий из бездны клокочущего страстями сердца человеческого. Одним порывом мщения навсегда запятнаешь себя, христианин, и вся светлая радость нынешнего твоего подвига – страдания за Христа померкнет, ибо где тогда дашь ты место Христу».) 14/27 июля. Служил литургию в храме Христа Спасителя. При вступлении в храм патриарх был встречен кафедральным протоиереем Иоанном Арсеньевым , который произнес речь по поводу избавления Тихона от смерти при покушении 29 июня/12 июля. Патриарх произнес ответную благодарственную речь. («Покорный воле Божией, я остаюсь спокоен и за свою участь».) Служил всенощную в храме Святого князя Владимира в Епархиальном доме. 15/28 июля. День памяти равноапостольного великого князя Владимира. Служил литургию в храме Святого князя Владимира в Епархиальном доме. 20 июля/2 августа. День памяти пророка Илии. Служил литургию в храме пророка Илии на Воронцовом Поле. 21 июля/3 августа. Служил литургию в храме Николая Чудотворца села Никольского по Николаевской железной дороге и молебен с водосвятием на фабрике Реутовской мануфактуры. 28 июля/10 августа. Служил Часы в храме Христа Спасителя. 29 июля/11 августа. Служил литургию в Новодевичьем монастыре и всенощную в храме Иоанна Воина на Якиманке. 1/14 августа. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста. Служил литургию в храме Всемилостивого Спаса в Чигасах.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Православная церковь сегодня празднует сразу несколько праздников. Православная церковь сегодня празднует сразу несколько праздников. Один из них — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Причиной для этого праздника послужила традиция, осованная в Константинополе. В это городе в начале августа обычно свирепствовали разнообразные болезни и потому каждый год в это время на дороги и улицы города выносили Честное Древо Креста для освящение мест и в отвращение болезней. После этого крест предлагали для поклонения народу, которое длилось до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Другой праздник — Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Этот праздник был установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с  болгарами в 1164 году. В силу того, что существует обычай в этот день освящать мед, этот праздник часто называют медовым спасом — это его народное название. Третий праздник — юбилей крещения Руси. Именно 1 августа по старому стилю 988 года благодаря князю Владимиру была крещена Русь. Поэтому в русской православной церкви имеется обычай до или после Литургии совершать малый чин освящения воды. По этой причине иногда сегодняшний праздник называют «мокрым спасом». Словарь Правмира — Спас Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/medovyj-spas/

Аминь. 265 Преподобный Димитрий Прилуцкий, родившийся в начале XIV в. в Переславле-Залесском, почитается как небесный покровитель города Вологды. Он происходил из богатой купеческой семьи. Местное предание говорит о нем как об уроженце деревни Веслево Переславского уезда, упоминая среди его предков род Покропаевых. Существуют достоверные свидетельства о встречах преподобного Димитрия с преподобным Сергием Радонежским. По примеру «игумена земли Русской» преподобный Димитрий ввел в своем монастыре в Переславле общежительный устав, неизвестный до этого на русском Севере. Второй монастырь, в окрестностях Вологды, преподобный Димитрий основал в честь Происхождения (изнесения) честных древ честного Животворящего креста Господня. Игуменом этого монастыря преподобный Димитрий оставался вплоть до своей смерти в феврале 1392 г. «Все эти северные заволжские группы подвижников явственно хранят в наибольшей чистоте заветы преподобного Сергия и Кирилла: смиренную кротость, нестяжание, любовь и уединение, богомыслие. Эти святые легко прощают и оскорбителей своих, и разбойников, покушающихся на монастырское имущество. Святой Дионисий даже улыбается, узнав о похищении монастырских коней. Нестяжание – в самом строгом смысле не личного, а монастырского отказа от собственности – их общий идеал жизни. Святой Димитрий Прилуцкий (как и Дионисий Глушицкий) отказывается и от милостыни христолюбца, внушая ему отдать ее на питание рабов и сирот, тех, кто страдает «жаждою и наготою» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 162–163). Житие дошло до нас в нескольких редакциях, представленных более чем 120 списками. Публикуется перевод наиболее распространенной редакции (84 списка), включенной в состав Великих Четьи-Миней святого митрополита Макария. Почти все списки этой редакции называют автором жития святого, судя по Синодику, игумена Спасо-Прилуцкого монастыря Макария. Главным источником сведений о святом послужили автору рассказы Пахомия, преемника преподобного Димитрия. Славянский текст жития опубликован в «Материалах для истории Русской Церкви» архиепископа Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл освятил храм Новомучеников и исповедников Российских в районе Строгино г. Москвы 14 августа 2018 г. 17:41 14 августа 2018 года, в праздник происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения московского храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгине (Северо-Западное викариатство) и Божественную литургию в новоосвященном храме. Престол в верхнем храме освящен в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской, престол нижнего храма — в честь святых Царственных страстотерпцев. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Бронницкий Парамон , наместник Донского ставропигиального монастыря , управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы; протоиерей Василий Бабурин, настоятель храма Всех святых на Соколе г. Москвы; протоиерей Георгий Крылов, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгине, благочинный храмов Успенского церковного округа г. Москвы; протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; столичное духовенство. Богослужение посетили префект Северо-Западного административного округа г. Москвы А.А. Пашков, руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков. Среди молившихся в церкви были архитекторы, строители и благотворители храма. Богослужебные песнопения исполнили хор храма Новомучеников и исповедников (регент О.А. Гуськов) и детский хор «Откровение» воскресной школы храма (руководитель Л.П. Писарева). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Для удобства верующих трансляция осуществлялась также на большом экране, установленном близ ступеней западных врат храма. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгине, в связи с 25-летием служения в сане пресвитера и 50-летием со дня рождения протоиерей Георгий Крылов был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями.

http://patriarchia.ru/db/text/5251302.ht...

– Так бывает на Крестопоклонной неделе Великого поста. Крест выносится и полагается на аналое в центре храма, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господа воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Крест также выносится в центр храма в праздники Воздвижения Креста Господня и Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. 14.28. Когда можно приложиться к Плащанице? – К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы. 14.29. Когда уносят Плащаницу? – Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу почти в полночь. 14.30. Бывает ли Причащение в Страстную Пятницу? – Нет. Так как Литургия в Страстную Пятницу не совершается, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву. 14.31. Бывает ли Причащение в Великую Субботу, на Пасху? – В Великую Субботу и на Пасху  совершается Литургия, следовательно, бывает и Причащение верующих. 14.32. До какого часа длится Пасхальная служба? – В разных храмах время окончания Пасхальной службы разное, но чаще всего это происходит от 3 до 6 часов утра. 14.33. Почему не только на Пасхальной седмице во время Литургии всю службу бывают открыты Царские врата? – Некоторые священники награждаются правом служения Литургии с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни или до молитвы «Отче наш». Так же с отверстыми Царскими вратами совершается Литургия во время архиерейского служения. 14.34. Что такое крестный ход и когда он бывает? – Крестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Крестные ходы совершаются ежегодно, в установленные для них особые дни: на Светлое Христово Воскресение – Пасхальный крестный ход; в праздник Богоявления для великого освящения воды в память Крещения Господа Иисуса Христа в водах Иордана, крестный ход с Плащаницей Спасителя в Великую Пятницу, крестный ход с Плащаницей Божией Матери в Праздник Успения Пресвятой Богородицы, крестные ходы в дни престольных праздников храмов или монастырей, а также в честь святынь и великих церковных или государственных событий. Существуют также чрезвычайные крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Молящиеся находились на фундаменте нижнего храма-крестильни в честь святых Царственных Страстотерпцев. " Несмотря на внешнее неустройство: вместо пола - бетон, кругом - арматура, сегодня  мы пришли молиться сюда, чтобы Господь даровал нам силы и возможность завершить начатое строительство " , - отметил отец Михаил. Настоятель поблагодарил строителей и поздравил их с праздником Всемилостивого Спаса и прошедшим Днем строителя. 1 июля 2014 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил молебен и освятил закладной камень в основание храма в честь Всемилостивого Спаса в строящемся храмовом комплексе на Кронштадтской площади. 1/14 августа - празднование Спаса Всемилостивого, которое установлено в память знамений от икон Спасителя, Богородицы и Честного Креста перед сражением Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году, в котором князь одержал победу. В тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. 1/14 августа также установлено празднование Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня в память обычая, издавна установленного в Константинополе: накануне этого дня из царской сокровищницы выносили Честное Древо Животворящего Креста Господня и полагали в церкви Святой Софии. Затем до Успения Пресвятой Богородицы его носили по улицам города для поклонения, совершая литии для предотвращения частых в это время эпидемий. В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В этот день Церковь также вспоминает подвиг братьев Маккавеев, пострадавших вместе с матерью Соломонией под предводительством их учителя старца Елеазара за приверженность вере отцов. Произошло это в 166 году до Р. Х. во время притеснений сирийского царя Антиоха Эпифана, который, владея Иудеей, принуждал ее народ поклоняться греческим языческим богам. Святитель Григорий Богослов назвал братьев Маккавеев " мучениками за Христа до Христа " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

34 В цитатах из летописи мы вновь должны были исправлять русский перевод издания по славянскому тексту, так как русский перевод страдает очень существенными неточностями. 35 «Греческими» и «царицыными» прибывшие архипастыри и пастыри могли быть названы в связи с их канонической принадлежностью Константинопольскому Патриархату, а не в соответствии с их национальностью. Иоакимовская летопись и некоторые Жития князя Владимира говорят, что прибывший в Херсонес и возглавивший Крещение Руси митрополит Михаил был болгарин, а в Никоновской летописи он назван сирийцем, в иных источниках греком. Но, вероятно, правы те, кто полагает, что он болгарин [II, 9, с. 43 – 44 с примеч.]. 36 Ср. с нашим примечанием 14, в котором говорится о несогласии Папы Римского с догматом VII Вселенского Собора и об «уточнении», которое сделал Папа по поводу иконопочитания. 37 Если сравнить это последнее наставление с «беседой философа», где говорится (якобы князю Владимиру), что вера Римской Церкви «лишь немного отличается от нашей», то станет ясно, что перед нами документы двух эпох. Наставление Владимиру от слов «не принимай учения от латинян» и до слов «Бог да сохранит тебя от этого» сделано, несомненно, в конце X века. В таком случае слово «философа» принадлежит IX столетию. 38 В связи с этим было установлено ежегодное празднование 1 (14) августа с освящением воды. Впоследствии оно соединилось с праздником Происхождения (изнесения. – Авт.) честных древ Животворящего Креста Господня, Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы и было забыто как память Крещения Руси. 40 По этому поводу см. изложение православного учения о Поместной Церкви в свете учения о соборности Высокопреосвященным Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким. – Журнал Московской Патриархии, 1981, 10, с. 8. 41 Мы употребляем слово «национальная» в применении к Церкви в скобках, ибо оно лишь отчасти характеризует Церковь Поместную, представление о которой нельзя сужать до национального признака. Например, в Русской Церкви могут пребывать люди любых национальностей и пребывают ныне представители народов нашей страны и зарубежных стран. Но тем не менее наша Церковь справедливо называется Русской Православной ввиду историко-духовной основы и ядра – русского православного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Домовая церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково Церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково 1737-1739 гг. В старой Москве было несколько церквей во имя Спаса Всемилостивого. Одна из них, прекрасная, ныне вновь действующая церковь, находится в усадьбе Кусково. Она была домовым храмом рода Шереметевых, которым принадлежал этот «подмосковный Версаль». Праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня установился еще в Константинополе. Именно на август в византийской столице приходились вспышки различных опасных заболеваний и эпидемий. Ради их предотвращения в первый день августа (по старому стилю) в храме Святой Софии выносили на поклонение Честное Древо Креста. Две недели с 1 (14) августа и до праздника Успения народ шел поклониться и приложиться Животворящему Кресту, а по всему городу служили литии с мольбой об исцелении и защите от болезней, отчего праздник еще называется Спаса Всемилостивого. Это первый Спас, так как за ним на август приходится еще два Спасских празднования – Спасо-Преображения (Спас Яблочный) и Спаса Нерукотворного. На Руси этот праздник издревле отмечался с особым благоговением. Ведь по летописному преданию, именно в этот день, 1 (14) августа 988 года, в Киеве состоялось Крещение Руси. К этому времени уже поспевал первый мед, на празднике его освящали в церкви и благословляли вкушение этого первого сбора, отчего праздник еще называется «Спасом Медовым». А поскольку на богослужении в этот день совершается водосвятие, то праздник именуют также «Спасом Мокрым» или «Спасом на воде». По преданию, когда боярин Борис Петрович Шереметев, первый пожалованный царем Петром в России графским титулом и званием фельдмаршала, побывал в Риме вместе с Великим Посольством, римский папа подарил ему золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста. Святыня перешла по завещанию к его сыну, графу Петру Борисовичу Шереметеву, при котором и была выстроена дожившая до наших дней усадебная церковь Спаса Всемилостивого в Кусково.

http://pravoslavie.ru/169.html

Дирекция государственного учреждения культуры г. Москвы «Государственный музей керамики» и «Усадьба Кусково XVIII в.», на территории которого находится один из старейших приходских храмов столицы, отказала верующим в праве отметить, как полагается по уставу Русской Православной Церкви, престольный праздник их прихода. И это происходит не впервые. Испорченный праздник Кусково. Церковь Спаса Всемилостивого и колокольня. Фото Алексея Трошина В разные годы дирекция музея запрещала всенощные бдения на Преображение, на Успение и Рождество Божией Матери, сокращала число служб перед Пасхой… По благословению архиепископа Истринского Арсения эти службы служились около закрытых дверей храма. Только лишь капризом нынешних хозяев Кусково можно объяснить тот факт, что 13 августа нынешнего года, в преддверии праздника Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня – Спаса Всемилостивого, в этом храме было вновь запрещено всенощное бдение. В очередной раз верующим испортили праздник, причем тот, который на Руси издревле отмечался с особым благоговением. (Что уж говорить о праздниках «менее значительных», которые не утверждаются в графике богослужений дирекцией музея!) Спас Всемилостивый – это так называемый первый Спас. К августу поспевал первый мед. Его освящали в церкви в этот день и благословляли вкушение, отчего праздник еще называется «Спасом медовым». Второй Спас – 6/19 августа – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа («Спас яблочный»). А третий – 16/29 августа, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы, – перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Спас Нерукотворный). Празднество Спаса Всемилостивого в Русской Церкви, как известно, соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Известие о великом событии сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир киевский и вся Русь августа 1-го». «В 1164 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский выступил против камских болгар, – пишет Евгений Поселянии. – Перед сечею укреплял он себя молитвою пред чудотворною иконою Богородицы «Владимирскою», писанною, по преданию, евангелистом Лукою, и пред честным крестом. Победил.

http://pravoslavie.ru/566.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото (фрагмент): Олег Варов/ foto.patriarchia.ru Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня 1 мин., 14.08.2022 Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (Медовый Спас) празднует Православная Церковь 14 августа. В греческом часослове 1897 года происхождение этого праздника объясняется так: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста». В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после Литургии. Медовым Спасом этот праздник называется потому, что вместе с освящением воды совершается освящение меда и с этого дня благословляется вкушение его нового сбора. Читайте также: Наши материалы о празднике и его традициях читайте здесь Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tserkov-prazdnuet-proisho...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010