Во время поклонения Святому Кресту на середине храма Православная Церковь в стихире «Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается» прославляет страдания, унижения и поношения, которые претерпел Божественный Страдалец, Спаситель мира, пригвожденный ко Кресту. Вспоминает Церковь , как издевались над Христом, прежде чем распять Его на Кресте: как Его заушали бренною рукою, ругались над Ним, одевали в одежду поругания, поили оцтом, смешанным с желчью, прободали Его ребра и т. д. И заканчивается стихира такими словами: «И вся терпит мене ради осужденнаго». Это скорбное песнопение вызывает у нас молитвенно-покаянное настроение, внушает нам сокрушение о наших грехах, за которые Христос был распят на Кресте. Под действием этого песнопения мы невольно переносимся на Голгофу и просим милосердного Господа Иисуса Христа, да простит Он нас грешных по Своему неизреченному человеколюбию. И помянет нас во Царствии Своем. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе . Ин.19:26–27 Великая скорбь на Голгофе... Последние минуты ужасных, нестерпимых страданий переживал Христос, прибитый ко Кресту железными гвоздями. У Креста стояла Его Пречистая Матерь и любимый ученик Иоанн Богослов. Христос видел их с Креста, видел и понимал, чувствовал их скорбь, их душевные страдания. В страшных мучениях умирал Он на Кресте, и Его страдания вызывали невыносимую боль в сердце Пречистой Матери Его. «Увы Мне, Чадо Мое возлюбленное; увы Мне, Свете Мой», – взывала Она, бия Себя в грудь. Так невыразимо тяжело было Матери Божией видеть умирающего возлюбленного Сына Своего. Ее Материнское сердце обливалось кровью от одной мысли о приближающейся смерти Его. Но вот взоры скорбной Матери и умирающего Сына встретились. " Жено! – слышит Она Его ласковый голос, – се сын Твой». И взор Его обратился к любимому ученику. Потом говорит Он ученику: «Се Матерь твоя». И взглядом указал на Свою Пречистую Мать. «И с этого времени, – замечает Иоанн Богослов, – ученик сей взял Ее к себе».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Вода Святого озера имеет полезные свойства: в донном иле есть йод, серебро, бром. Крестьяне использовали озёрную воду в народной медицине. Современные исследования доказали, что вода Святого озера может оказывать лечебное воздействие, обладает особыми физико-химическими свойствами, благодаря невысокой температуре и особому биоценозу. Многие ученые сошлись во мнении, что Святое озеро - карстового происхождения. Оно пересыхало и выветривалось и вновь наполнялось водицей, по крайней мере, раза три. В торфяных отложениях на больших глубинах найдены следы былых пожаров. Главным сокровищем озера считалась его целебная вода. На топографической карте 1818 года оно названо не Святым, а Купоросным. В медицине широко применяются сернокислые соли (медный купорос и др.). Купание в Святом озере снимало у страждущих боль в ногах, вылечивало ревматизм. На Святом озере еще с давних времен была устроена часовня. Слева и справа от нее были купальни. На Святое озеро совершались крестные ходы в день Преполовения Пятидесятницы, в праздник Косинской иконы Божией Матери и в праздник изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Дорога, по которой совершался крестный ход, начиналась с живописной тополиной аллеи. Аллея длиной 200–250 метров начиналась вблизи церковной ограды напротив ворот, правее к востоку. В нее вела высокая арка, увенчанная крестом и надписью «Святое озеро». Заканчивалась аллея такой же аркой, и дальше дорога шла по большому 250–метровому деревянному мосту с перилами над болотистым берегом Святого озера. Великолепная аллея как бы символизировала неразрывную духовную связь, которая соединяла Косинские храмы со Святым озером. Мост, находясь над озером на высоте 2–2,5 метров, переходил в довольно большую открытую деревянную площадку, на которой находилась часовня. Она была просторная, необыкновенно красивой архитектуры, и напоминала небольшую церковь. В часовне находились два списка с чудотворных икон: Божией Матери «Косинская», святителя Николая и другие иконы. Перед иконами стояли подсвечники, и каждый желающий мог поставить свечу и приложиться к иконам. За часовней на свободной террасе находилась Иордань, где служили молебен, и совершалось освящение воды. После молебна крестный ход возвращался в храм, а богомольцы, особенно приезжие, устремлялись в купальни, которые располагались на этой же террасе с левой и с правой стороны.

http://sobory.ru/article/?object=29403

Равноапостольная Мария Магдалина 5 августа отмечается память прославленного в лике святых в 2001 г. праведного воина Феодора – знаменитого российского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова , который не только много потрудился ради славы Отечества, но и был человеком высокой духовной жизни. Св. Праведный Фёдор Ушаков Память святых страстотерпцев братьев Бориса и Глеба, во крещении Романа и Давида , церковь празднует 6 августа. В этот день в 1015 г. князь Борис был убит по приказу брата Святополка, претендовавшего на княжеский престол. Через некоторое время был убит и младший брат Глеб. С первой половины XI в. святым мученикам установлено общее празднование. Святые князья Борис и Глеб 9 августа мы отмечаем день памяти великомученика и целителя Пантелеимона , искуснейшего врача-безмездника. После принятия святого крещения Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим и убогим, исцеляя именем Господа Христа. Святой претерпел мученическую кончину в 305 г. по приказу императора Максимиана. Святой Пантелеимон Целитель 14 августа – начало Успенского поста и праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня . В Константинополе Древо Креста выносили на улицы для освящения и предотвращения болезней. На Руси этот праздник соединился с воспоминанием о Крещении Руси в 988 г. В этот день также освящается мед нового урожая, поэтому праздник в народе именуется Медовый Спас. Великий Двунадесятый праздник Преображения Господня церковь отмечает 19 августа. Во время молитвы на горе Фавор Иисус Христос показался апостолам Петру, Иоанну и Иакову в Свете Божественной Славы – чтобы затем, увидев распятие, они не усомнились в Его учении, а проповедали миру, что Христос есть Сын Божий. Празднование этого события совпадает со сбором урожая, поэтому в этот день принято освящать плоды, а праздник в народе называют Яблочный Спас. 28 августа – еще один Великий Двунадесятый праздник, Успение Пресвятой Богородицы . Для прощания с Богородицей, заранее извещенной Архангелом Гавриилом о конце Ее дней, чудесным образом собрались все находящиеся в разных местах апостолы, кроме Фомы. После молитвы Богоматерь предала Свою душу в руки Господа. Кончину Божией Матери называют Успением потому, что смерть не коснулась Ее. Она уснула для жизни временной, чтобы тут же проснуться для жизни в вечности со Своим Сыном.

http://pravmir.ru/imeniny-v-avguste/

Именно поэтому я считаю, что мы должны приносить Богу в дар первые плоды. Не можете оставить часть урожая? Не беда! Те, кто не может принести плоды своих рук, могут принести другую пользу Церкви в этот день или другие. Хотя бы просто придти и со всеми помолиться. Добровольный отказ от вкушения вкусной пищи в самом соку - разве это не дар Богу? Отказываясь от вкусностей, мы как бы отдаём их Богу в дар. А Он подаёт нам Свои Дары. корнилий 2 октября 2015, 10:00 Иоанне существуют традиции добрые и злые и Бог знает когда они там возникли, вопрос не в этом. Существуют же семейные традиции и много лет соблюдаются,но скажем последнее поколение их оставило и может в этом не было бы ни чего плохого если бы не была нарушена заповедь почитать родителей.и я думаю что эту традицию не вкушать яблоки вы злою не назовёте? " едим ни чего не преобретаем не едим ни чего не теряем " . Иоанна 1 октября 2015, 10:58 Корнилию: А вы читали жития святых? В какие старые времена? Языческие или атеистические? Какие традиции? Если вы имеете ввиду до революции,то обрядоверие того времени стало одной из причин, почему она стала возможна. Иоанна 30 сентября 2015, 22:23 Ивану Х.: так почему православные христианы не должны есть яблоки до Преображения Господня и мед - до Праздника Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня,Празднеству Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице? Ваше толкование это никак не объясняет, так как в эти праздники в храм приносятся ,как правило,плоды не первого сбора, и не теми, кто их вырастил и собрал и уносятся домой? Благочистивый обычай приносить начатки плодов в дар Богу очень хорошо соблюдать, но почему только яблоки и мед? Зачем ждать указанных праздников, если к этому времени часто яблоки уже не первой свежести? Кроме того,в храм ,как правило, приносятся плоды не известно где и кем собранные и в основном не с целью оставить их в дар, а скорее после освящения унести их домой наверно чтобы ими " спасаться " . Вера наша должна быть осознанная, чтобы мы могли и вопрошающим дать отчет о своем уповании. Лично я в своем спасении уповаю на Всемилостивого Спаса, Пресвятую Богородицу и Животворящий Крест Господень через Святые Таинства. А на счет Хлеба Насущного советую почитать святоотеческое толкование молитвы Отче Наш, в частности святителя Игнатия (Брянчанинова).

http://pravoslavie.ru/82181.html

Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин. Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый! По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет». Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14). Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

http://pravoslavie.ru/put/shagi/perviesh...

Православные праздники в 2017 году Рождество в Гулаге. «Праздновать величайшее событие человечества в лагере было чрезвычайно опасно» Я хочу начать с того, что это невероятно, как нам удавалось год за годом праздновать величайшее событие человечества в этом особом лагере, где все было запрещено, где каждый шаг, предпринимаемый ради празднования Рождества, был чрезвычайно опасен, где постоянно приходилось применять сноровку, хитрость и мужество, чтобы сбить с толку безжалостный конвой. Рождество Христово в стране выходных Сам праздник Рождества в Испании проходит традиционно очень тихо. Все отмечают его накануне, в Рождественский Сочельник (Nochebuena – добрая ночь). Новогодняя битва с ветряными мельницами Сидят, как на иголках, нервные, еду под лупой рассматривают, на куранты крестятся, от телевизора отворачиваются. Все им Рождество, да Рождество… Вроде хочешь, как лучше, но им не угодишь… Вот новый поворот Новый год дается нам как событие, через которое мы можем ощутить свою сопричастность Божьему миру. Наверное это не единственное, чем сопричастность может быть понята человеком, но начать я бы хотел с небольшого экскурса в астрономию. Богородица на смертном одре Закрыта та книга, первые слова которой — «В еврейском городке Назарете жили бездетные благочестивый старец Иоаким и его жена Анна...». Преображение Господне: ничто доброе в человеке не пропадет Бывает, что годами мы молимся Богу, а всё остаётся так же, как будто Бог нас не слышит. И тогда нужно вспоминать Преображение Христово и пророков Моисея и Илию, которые просили у Бога немыслимую, высочайшую вещь – и получили просимое от Него, хотя прошло и очень много времени. Медовый Спас 14 августа 2016 года Знаменателен день 14 (1) августа, столько в нём всего «уместилось»: и торжество Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста. Именины в июне, православные праздники в июне

http://pravmir.ru/tag/prazdniki/page/4/

Панихиду по архимандриту Елеазару отслужили в Александро-Невской лавре августа 2015 В пятницу седмицы 11-й по Пятидесятнице, Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, памяти семи мучеников Маккавеев и учителя их Елеазара, 14 августа, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры почтили память покойного духовника обители архимандрита Елеазара (Иванова) . Панихиду в день Ангела одного из известнейших духовных отцов Санкт-Петербурга отслужил клирик храма святых апостолов Петра и Павла при СПбГМА имени Мечникова протоиерей Михаил Кудрявцев . За богослужением пел любительский хор " Астрон " , созданный по благословению архимандрита Елеазара из числа его духовных чад. Хор продолжает и богослужебную, и концертную деятельность, устраивает мероприятия памяти батюшки, а также издает печатную, аудио- и видеопродукцию, посвященную архимандриту Елеазару, и раздает ее бесплатно. " Сегодня день мучеников Маккавеев, день тезоименитства архимандрита Елеазара, - сказал отец Михаил в слове после панихиды. - Всегда в этот день в Александро-Невской лавре, где он жил в последние годы, совершалось торжественное богослужение, которое возглавлял наместник Лавры, приходило великое множество духовных чад отца Елеазара, тех, кто познал на своем опыте, что такое его совет, молитва, наставление, и приходили к нему еще и еще, чтобы узнать, что нужно для исправления, для жизни во Христе. Как и его небесный покровитель, старец, который устоял перед кознями тех, кто пытался отвратить его от соблюдения иудейского Закона, наш усопший архимандрит являл пример твердости в вере, был цельной натурой, серьезным человеком. Ему благодарны все, кого он принимал или, наоборот, ругал и отправлял от себя, потому что ожидал от всех такого же серьезного отношения к вере, духовной жизни, молитве. И дай Бог, чтобы мы хоть в малой степени исполнили заветы архимандрита Елеазара. Собираясь здесь в дни его памяти, мы молимся о его упокоении в селениях праведных и просим его в чистой, небесной молитве помянуть и нас " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Прошедшая неделя для православных ознаменовалась началом Успенского поста. Такое событие не обошли вниманием и средства массовой информации. В связи с этим хотелось бы отметить публикацию на сайте " Правда.ру " " В России начинается Успенский пост " . Эта статья необычно для светского издания, тем более апеллирующего (хотя бы и через название) к " рупору КПСС " , рассказывает о том, что такое Успенский пост, с чем он связан: " Успенский пост - подготовка души и тела верующего, очищение и сосредоточение перед важным праздником - Успением Пресвятой Богородицы, которое православные празднуют 28 августа по новому стилю " . В статье упоминается предание, сохраненное церковным историком Никифором Каллистом, согласно которому Матерь Божия " была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслин; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая. Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать " . Также приводятся цитаты из дневника святого праведного Иоанна Кронштадтского, рассказывается о праздниках Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, излагается история, связанная с появлением Нерукотворного Образа: " В иконе поражали глаза Спасителя - живые, блестящие, они пронизывали каждого, приближающегося к Образу. Казалось, глаза Спасителя испускают светлые лучи. Где бы ни стоял смотревший, создавалось ощущение, что Спаситель смотрит именно на него… Этот Образ имел что-то сверхъестественное. Многие художники и иконописцы, видевшие этот Образ, свидетельствовали, что никаким мастерством нельзя было достигнуть такого эффекта, что на земле нет красок, которые могут передать цвет Святого Образа " . Далее идет объяснение того, как правильно соблюдать Успенский пост, а в завершение приводятся рецепты постных блюд.

http://pravoslavie.ru/press/obzor07.htm

К. на теле под одеждой носит каждый христианин - это т. н. нательный К. Особый К. поверх одежды ( рясы ) носят священники в знак того, что они должны перед всеми исповедовать распятого Христа. Это т. н. наперсный К.: в наст. время в рус. традиции его получает при рукоположении каждый священник; в др. Поместных Церквах право ношения наперсного К. часто дается лишь спустя определенное число лет после хиротонии. Помимо обычных 8-конечных наперсных К. существуют также наградные К. различного статуса (см. ст. Награды церковные ). Крест водосвятный. Ок. 1674 г. (мон-рь Ставроникита, Афон) Крест водосвятный. Ок. 1674 г. (мон-рь Ставроникита, Афон) Среди К., используемых в качестве церковной утвари, следует выделить прежде всего напрестольный, или воздвизальный, К. Он обязательно должен находиться на престоле в алтаре каждого правосл. храма, свидетельствуя при совершении бескровной жертвы - Евхаристии - о том, что Голгофская жертва Христова была принесена на К. Также он постоянно напоминает священнослужителям, что они служат распятому Христу. Согласно богослужебному уставу, епископ или священник должен произносить отпуст каждой Божественной литургии, держа в руках напрестольный К., на Пасху и на Светлой седмице он и начинает, и заканчивает литургию, а также вечерню, утреню, молебен, чин отпевания с напрестольным К. в руках (при этом помимо К. он должен держать еще и свечу или 3-свечник; на практике за пасхальным богослужением часто используется 3-свечник, скрепленный с К. в единую конструкцию). После произнесения отпуста литургии, а также по окончании пасхальных служб священник предлагает прихожанам напрестольный К. для целования. Крест процессионный. IX–X вв. (мон-рь Дохиар, Афон) Крест процессионный. IX–X вв. (мон-рь Дохиар, Афон) Напрестольные К., как правило, используются также и в составе священнодействий изнесения К. и поклонения ему на праздники Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 сент.), Происхождения Честных Древ (1 авг.) и в неделю Крестопоклонную (3-е воскресенье Великого поста). Впрочем, в древней традиции К-поля на эти праздники износился не просто К. как символ, а часть подлинного Древа К. Господня, но поскольку эти священнодействия стали совершаться повсеместно, а своя частица Честного Древа имелась далеко не в каждой церкви, ее заменил либо просто напрестольный К., либо специально изготовленный для таких случаев особо украшенный (как правило, росписью) К.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия поют тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канон (в Пасхальную седмицу). Крестные ходы бывают регулярные (календарные) и чрезвычайные (во время эпидемий, войн и других особых событий). Крестный ход является выражение единой народной веры и усердное моление к Господу и Матери Божией о даровании Церкви и людям благодатной помощи. Возникли крестные ходы в 4-м веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Так возникли наши церковные крестные ходы. Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский , видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города. Так установился праздник, получивший название Происхождение (изнесение, исхождение) честных древ креста Господня (1/14 августа). Уместна ли фотография покойного на могильном кресте? иеромонах Иов (Гумеров) Кладбище – город усопших. Здесь покоятся тела тех, кто перешел в иную жизнь. Видимым свидетельством этого является надгробный крест, который воздвигается как знамение искупительной победы Господа нашего Иисуса Христа над смертью. Как воскрес Спаситель мира, приняв за нас смерть на кресте, так и телесно воскреснуть все умершие. Мы приходим на кладбище, чтобы в этом месте покоя усопших полнее и глубже войти в молитвенное общение с ними и помочь им. Фотография на могиле перебивает эту настроенность. Она побуждает не к молитве, а воспоминаниям. С принятием христианства на Руси усопших клали либо в каменные саркофаги, а на крышке изображали крест, либо в землю. На могиле ставился крест. После 1917 года, когда разрушение православных традиций приняло планомерный характер, вместо крестов стали ставить на могилах столбики с фотографиями.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010