Вопрос о том, как мы будем праздновать праздник Воздвижения, в который много народа обычно приходят поклониться Кийскому кресту и участвуют вместе с нами в праздновании дня Воздвижения. Потому что три праздника крестовых мы совершаем с особой торжественностью. Крестопоклонную неделю, происхождение Честных древ и Воздвижение. Но вот Воздвижение приближается. И уже сложилась такая многолетняя традиция московского, да и не только московского, паломничества. В этот день мы ничего специально не делаем, ждем просто тех, кто захочет прийти на всенощную 26 сентября, под праздник, в торжественных лиловых облачениях, с изнесением креста, и в этот же день исповедуем. А на следующий день в самый день происхождения Честных древ совершаем божественную литургию в восемь часов утра, начав исповедь с семи. По традиции совершаем это богослужение у подножия Кийского креста, помазываем у него и молимся ко всем тем угодникам в этот день, чьи мощи в кресте почивают. У нас остается пара минут. Мы с вами будем прощаться. Помолимся перед прощанием о здравии Святейшего Патриарха Кирилла, архимандрита Кирилла, игумена Илии, болящего протоиерея Александра… Я с вами прощаюсь. Поздравляю вас с предстоящим праздником Воздвижения креста Господня. Ждем вас и у нас в храме. Надеюсь с вами встретиться и в ближайшее время.  В прямом эфире «Радонежа» был протоиерей Александр Абрамов, настоятель московского  храма в честь преподобного Сергия Радонежского,  что в Крапивниках. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/text/chelovek-rodilsy...

В третий день сражения чтилась память Святой Мученицы Иулиты Каппадокийской http://days.pravoslavie.ru/Life/life4357.htm , сожженной при императоре Диоклектинане на костре. Тогда же отмечалось Предпразднество Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/name/14384.htm , которое Русская Православная Церковь теперь совершает 13 Августа, когда происходит и заговенье на Успенский Пост. Четвертый день Молодинской битвы был ознаменован первым днем Успенского Поста http://www.pravoslavie.ru/38665.html , вселенским празднованием с великим водосвятием Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/Life/life4360.htm , а также Русским Праздником Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице http://days.pravoslavie.ru/Life/life4361.htm , который был учрежден нашей Церковью по случаю великих знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений Святого Благоверного Великого Князя-Страстотерпца Андрея Юрьевича Боголюбского http://days.pravoslavie.ru/Life/life4155.htm с Волжскими Болгарами в 1164 году. Несомненно, что Святорусский Князь-Мученик Андрей духовно всецело поддерживал русских воинов в переломный момент сражения в 1572 году. На Руси в народе данный праздник именуется Медовым Спасом , так как в тот день совершается освящение мёда нового урожая, и по новому стилю духовные торжества относятся к 14 Августа. И, наконец, победоносный пятый день полного разгрома Крымско-Турецкой армии связан с празднованием Перенесения из Иерусалима в Константинополь в 428 году Мощей http://days.pravoslavie.ru/Life/life4365.htm Первомученика Архидиакона Стефана http://days.pravoslavie.ru/Life/life3185.htm . В Столице Руси в ту пору уже устанавливалось и празднование дня успения Блаженного Василия http://days.pravoslavie.ru/Life/life4366.htm , Христа ради Юродивого Московского Чудотворца, почившего 2 Августа 1557 года. Святого весьма чтил простой московский люд и Благоверный Царь Иоанн Васильевич. Государь после отпевания лично нес гроб Блаженного Василия из храма к его могиле. Официальное общероссийское прославление Блаженного Василия на Соборе в 1588 году было осуществлено Святителем Иовом, тогда Митрополитом Московским и всея Руси, через год ставшим первым Русским Патриархом. Несомненно, православные русские воеводы и простые воины на исходе Молодинского сражения испытали молитвенную поддержку великого Русского Святого, духовного защитника Москвы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/10/...

Медовый, яблочный, ореховый спасы в 2019 году Спасы: медовый, яблочный, ореховый… Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Ведь слово спас от слова Спаситель, а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие. 25 декабря, 2010 Спасы: медовый, яблочный, ореховый… Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Ведь слово спас от слова Спаситель, а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие. Хотите узнать всё о спасах в 2019 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах. Спасы в 2019 году 14 августа 2019 года  начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа. В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый «Медовым Спасом» . Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие. За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня , Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников. Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово – продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое. Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент.

http://pravmir.ru/spasy-medovyj-yablochn...

Сегодня мы празднуем обретение честных мощей его, состоявшееся спустя тридцать лет после его преставления. Нетлением святых мощей Господь прославил Своего угодника и засвидетельствовал тем перед всем миром, что жизнь Преподобного была праведна и свята. Не только его душа, очищенная и просвещенная, соделалась обителью Святаго Духа, но и самое тело, подвигами и трудами телесными очищенное от всяких греховных влечений и вожделений, соделалось также сосудом Божественной благодати, а потому общему закону тления оно не подлежит, но сохраняется в нетлении. Этим нетлением и нас Господь научает, что неодинаковая будет участь праведника с беззаконником, что в будущем веке воздаст Он праведно каждому по делам его. Дорогие братия и сестры, Преподобный Сергий за свое смирение прославлен Господом, так что, хотя он и старался самого себя смирять, уничижать и видеть только свои недостатки и слабости, скрывая от себя и от мира свои добродетели и подвиги, Господь тем не менее вознес его на высоту нравственного совершенства, и он теперь соделался нашим ходатаем пред Престолом Божиим. Помолимся же ему сегодня, чтобы он, любвеобильный, испросил нам от Бога милости: “Преподобне отче наш Сергие, воззри милостиво на чад твоих, собравшихся почтить память твою со всех концов нашей страны, и не престай моляся о нас пред Господом о спасении наших душ. Молися и об обители твоей, чтобы сохранялась она неприкосновенна и была бы для нас всегда благодатным местом прибежища; спасенные твоею благодатью, будем мы прославлять тебя всегда и с любовью взывать:  Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче!  Аминь. 1964 г. На изнесение честных древ Животворящего Креста Господня (I) Крест — хранитель всея вселенныя, Крест — красота Церкве, Крест — верных утверждение, Крест — Ангелов слава и демонов язва. [Служба Происхождения древ Животворящего Креста Господня, светилен по 9й песни канона. — Ред.] Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Церковь прославляет силу Животворящего Креста Господня, а вместе с тем воспоминает и честные страдания, которые претерпел на Кресте Господь наш Иисус Христос. Ближайшим поводом к празднуемому ныне событию послужили чудесные знамения, явленные от Древа Животворящего Креста жителям Константинополя.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

Совершение празднования Преображения в августе связано с тем, что 6-го числа были освящены три храма на Фаворской горе. Протопресвитер Александр Шмеман отмечает, что «до своего “оформления” в отдельный праздник воспоминание Преображения несомненно было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: “да егда Тя узрят распинаема…”. И на Западе евангельский рассказ о Преображении до сих пор составляет чтение первого воскресения Великого поста ». Так Хлебный или Ореховый Спас? Нерукотворный Спас Московского Успенского Собора, XII в. Ореховый Спас, Спас на полотне (Спас на холсте) или Хлебный Спас празднуется 16/29 августа. В этот день Церковь вспоминает перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа в 944 году. При земной жизни Спасителя Эдесса была столицей северного государства в Месопотамии — Осроэны. Ее царь Авгарь V Черный (13–50 гг.) был поражен проказой. Услышав об Иисусе, он уверовал в Него и отправил к Нему весть с просьбой об исцелении. При этом он послал к Божественному Учителю своего живописца, чтобы тот привез изображение Господа. Художник встретил Спасителя и получил от Него убрус, то есть полотенце, которым Он отер Свое лицо после умывания. На этом холсте отобразился лик Иисуса, от которого царь впоследствии получил исцеление, а святыне уделил особое место в своем дворце. В 944 году византийский император Константин Багрянородный (912–959 гг.) выкупил Образ и торжественно перенес его в православную столицу империи. Какие богослужебные особенности и традиции трех Спасов? Происхождение честных древ Креста Господня. Двухсторонняя выносная икона. Русский Север. XVII b. В день памяти Изнесения Честных Древ Креста Господня и Всемилостивого Спаса на Утрени из алтаря на центр храма выносится Крест для поклонения верующим. Это один из трех раз в году: Крест также полагается на середине храма в праздник Воздвижения Креста и в Крестопоклонную Неделю в Великом посту. В этот день освящается вода. В Византии август был очень жарким, что дополнительно провоцировало вспышки болезней и их распространение. В связи с этим из императорского дворца износился Крест. С ним совершались шествия по всему Константинополю. За день до памяти в честь Успения Богородицы (15/28 августа) Крест возвращали в царские палаты.

http://blog.predanie.ru/article/medovyj-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь Успенского поста 2023 6 мин., 12.08.2021 Успенский пост — кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику — Успения Пресвятой Богородицы. Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня до своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие подражают Самой Богородице. Распечатать календарь Успенского поста Когда начинается Успенский пост в 2023 году? У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свои особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты. Поэтому на вопрос: «Когда начинается Успенский пост в 2023 году?» ответить легко — 1 (14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы. На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим «народным» названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас (в церковном календаре — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе. По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост. На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых — Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Иоанном удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея, Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства — 5 (18) августа, и ему последуют семь дней попразднства — с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь Преображения Господня, как одного из великих праздников, верующим за трапезой дозволяется вкушание рыбы. Что можно есть в Успенский пост?

http://foma.ru/kalendar-uspenskogo-posta...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» август 2022 32 мин., 01.08.2022 Содержание номера — «Фома». Православный журнал для сомневающихся. 2022. FOMA. RU Обложка : Фото: Бонсай — специально выращенное миниатюрное дерево (Япония), — отраженное в загадочной, переливающейся темнозеленой глади воды и рождающее философское ощущение бесконечности. Внизу надпись: ЖИВИ С ЧУВСТВОМ БЕЗ СМЕРТИЯ. Пролог : Игорь Меламед (1961-2014) . « Каждый шаг дается с болью. ..». Стихотворение. Фото//Фома. август 2022. — С.2. —  (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: август //Фома. август 2022. — С.4-7. — (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 14 августа. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. [В Х веке в Константинополе сложилась традиция в августе ходить по городу крестным ходом со святынями. Главной святыней был Крест — тот самый, на котором распяли Господа Иисуса Христа. «Происхождение» в названии праздника — это не совсем точный перевод греческого слова, которое означает церемонию или процессию: во время праздника Крест торжественно несли по городу. Поэтому к названию добавляют поясняющее слово — «изнесение», указывающее на то, что святыню на крестный ход выносили из царской сокровищницы. Праздник перешел в Русскую Церковь из византийской традиции после Крещения Руси. В этот день из алтаря на середину храма выносится для поклонения украшенный крест]. Ил.: Книжная миниатюра. Византия, XIII b. — С.4; 19 августа. Преображение Господне . [Накануне Своих страданий и крестной смерти Христос берет с собой троих ближайших учеников и ведет их на гору. Там во время молитвы Он преображается перед ними, являя им Свою божественную природу: ... преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:2). При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, с которыми Господь беседовал об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк 9:31). Это чудесное откровение Своей небесной славы Господь совершил, чтобы укрепить дух учеников и их веру накануне грядущих испытаний]. Ил.: Преображение Господне. Гюстав Доре. XIX b. — С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-232-...

Новоназначенный управляющий приходами Московского Патриархата в Италии совершил первую Литургию в храме вмц. Екатерины в Риме 16 августа 2017 г. 14:22 13 августа 2017 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, новоназначенный  управляющий  приходами Московского Патриархата в Итальянской Республике   епископ Богородский Матфей  и руководитель Управления по зарубежным учреждениям Московской Патриархии епископ Звенигородский Антоний  совершили Божественную литургию в храме святой великомученицы Екатерины в Риме. Иерархам сослужили священнослужители, несущее служение на приходах Русской Православной Церкви в Италии. По окончании богослужения архипастыри с духовенством совершили молебен на начало всякого доброго дела, призвав благодать Святого Духа на грядущее служение епископа Матфея. В обращенном ко всем собравшимся под сводами храма слове епископ Антоний передал владыке Матфею слова благословения и напутствия со стороны Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Архипастырь выразил уверенность, что большой опыт служения на заграничных приходах, а также глубокая вера и широкая эрудиция позволят епископу Матфею успешно продолжать и развивать организацию русского православного присутствия на Апеннинах. Обращаясь затем к духовенству и мирянам, епископ Антоний выразил благодарность всем, с кем Промысл Божий связал его жизненный путь за годы служения в Италии. В ответном слове владыка Матфей выразил свою глубокую признательность Святейшему Патриарху за новое ответственное послушание и доверие, а также епископу Антонию за неустанную поддержку и помощь. Епископ Матфей отметил, что вступает на новое поприще служения Богу и Церкви с молитвенным упованием на предстательство многих раннехристианских мучеников, чьей кровью обильно полита римская земля. От лица сослужившего духовенства и мирян слово произнес ключарь храма иеромонах Амвросий. После Литургии состоялась праздничная трапеза. Затем по сложившейся на приходе традиции владыка Матфей провел свою первую беседу с прихожанами, рассказав подробнее о себе и ответив на многочисленные вопросы. Вечером 13 августа, в канун праздника происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, епископы Богородский Матфей и Звенигородский Антоний молились за утреней с чином изнесения Креста в храме вмц. Екатерины. Затем архипастыри посетили Свято-Николаевский ставропигиальный приход. У дверей старейшей в Риме русской церкви их встретили настоятель прихода протоиерей Вячеслав Бачин и священник Александр Авсиевич. Преосвященные владыки поклонились пребывающим в храме святыням и ознакомились с продолжающимися работами по благоукрашению церкви. Отец Вячеслав рассказал владыке Матфею об истории и современном положении прихода. Архипастыри и духовенство обсудили текущие вопросы жизни православной общины г. Рима. По материалам сайта  Администрации приходов Московского Патриархата в Италии Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4983305.ht...

Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная: в воскресенье совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к самоподобну службы Крестопоклонной недели. Фото: stsl.ru В православной традиции в третье воскресение Великого поста происходит торжественное изнесение Честного и Животворящего Креста Господня из алтаря в центр храма для поклонения. После Крест остается в центре храма на протяжении всей седмицы. Считается, что Крестопоклонная неделя является самым торжественным днем Святой Четыредесятницы . Подобный чин совершается в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и в день памяти Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Празднование в честь Животворящего Креста Господня в середине Великого поста связано с перенесением подножия Креста из сирийского города Апамеи в Константинополь при императоре Юстине, о чем свидетельствуют рукописи Иерусалимской библиотеки XIII века . Богослужебные тексты третьей недели Великого поста красивы и возвышенны. Они изобилуют художественной персонификацией, аллегорией и противопоставлениями. Стоит проанализировать яркий пример употребления персонификации в богослужебном тексте – самоподобен «Радуйся, Живоносный Кресте». Самоподобен (греч. ατμελον) – богослужебное песнопение, имеющее свою собственную метрику, мелодию и выступающее образцом для других. Знаменитые стихиры Кресту «Радуйся, Живоносный Кресте», написанные по образцу самоподобна пятого гласа «Радуйся, постников похвало», приводят нас к воспоминаниям о Крестной смерти Спасителя и одновременно о торжестве и победе над ней через Воскресение . Церковнославянский текст самоподобна службы таков: «Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным: оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, слава мучеников, преподобных яко воистину удобрение, пристанище спасения; даруяй миру велию милость» .

http://pravoslavie.ru/138422.html

31 июля/13 августа 2002 г. Вторник. Предпразднство древ Честнаго и Животворящего Креста (изнесение). Прав. Иосифа Аримафейского. Утром служили обычным чином. Вечером – всенощное бдение. Впервые пели антифонно на два клироса 50-й псалом, полиелей, «Всякое дыхание.» С пением «Трисвятого» обнесли крест вокруг обители, в Трапезном храме пропели величание. Это была благодатнейшая служба. Через такие богослужения мы прикасаемся к вечности, ясно ощущается связь времен, история, память ушедших поколений: они так же пели, как и мы, поклонялись Животворящему Кресту. И пройдет совсем немного времени, нас сменят другие люди, любящие Бога, и будут также петь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко.» А может быть, кто-нибудь вспомнит и помолится об отшедших, в числе которых будем и мы. И так мы связуемся одной нитью любви, взаимной молитвы, жизни во Христе. 1 августа/14 августа 2002 г. Среда. Происхождение Честных древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Воспоминание Крещения Руси. Правило, литургия, молитва на заговение, водоосвящение, крестный ход в Никольский храм. Шли строем с хоругвями и храмовой иконой свт. Николая. Был солнечный жаркий день, и радостно было. Шли и пели нараспев акафист свт. Николаю. Пришедши в Никольский храм, пропели в нем величание и окончили службу там же. На улице угощались арбузами и отправились обратно в монастырь. Сразу пошли на трапезу. Вечером на малом повечерии братия пели акафист Успению Божией Матери. Проповедь батюшки в этот день: «С великоторжественным днем Крещения русского народа! 1014 лет исполнилось сегодня, как была крещена наша земля. И смятение было, и восторг: «Правильно ли мы делаем, что религию нашу отвергаем?» Князь Владимир ждал солнышко (тучи были в этот день). Свт. Михаил дрожащими руками погрузил народ. (Земля русская, а не «хохляцкая»). «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». И три раза земля Русская окунулась в воды. И вдруг – тучи разверзлись, и Христос благословил крестом. Рухнул на колени народ, а князь, в восторге, что удостоился видеть Самого Христа, произнес молитву: «Боже Великий и Правый, призри на новые люди Своя и утверди веру правую.»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010