На вопрос: «когда будет конец этих чудных происшествий»? (6) муж в льняной одежде сказал, что к концу времени, а времен, и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого все это совершится (7). Когда же Даниил не понял этих слов, то ему, кроме прочего, было сказано: сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени (9)… Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней (11). Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней (12). Даже и без сравнения этих пророчеств с параллельными местами Нового Завета ясно обнаруживается, что указываемое у Даниила поставление мерзости запустения вместе с прекращением ежедневной жертвы есть не та мерзость запустения, которая была в Иерусалимском храме после завоевания Иерусалима Титом в 70 г. по Р. X: пророчество Даниила, указывая как бы мимоходом на годину мерзости запустения в Иерусалиме после завоевания Иерусалима Римлянами при Тите, изображает другую, более страшную, годину мерзости запустения. Это видно из того, что многие черты пророчества Даниила осуществились только отчасти, или и совсем не исполнились при Иудейской войне, и в ближайшее после нее время. Так, ни Тит, который вел Иудейскую войну со всеми ее страшными последствиями для Иудейского царства и народа, для Иерусалима и храма, ни отец его Веспасиан, бывший в это время императором, по характеру совершенно не походят на царя, изображенного в 11 гл. Даниила. с 21 по 45 ст., и в 12-й гл. Как Веспасиан, так и царствовавший после него Тит были императоры не воинственные, а миролюбивые, просвещенные, добрые и попечительные о благе подданных. В особенности Тит столько любил своих подданных и был так добр сердцем, что считал тот день потерянным, когда не находил случая оказать добро подданным; Римляне прозвали его «отрадой человечества». Жестокости во время Иудейской войны были вызваны упорством самих Иудеев, ко- —414— торых Тит раньше осады Иерусалима убеждал добровольно покориться и не бунтовать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Посему, если Бог непамятозлобен и терпит наши немощи, то и мы не будем нерадивы и не допустим обличить себя в равнодушии к обязанности – исполнять Ему угодное и любезное. Ос.10:11 . Укрепится ему 908 Иаков. Я сказал, что Ассириянин, собрав на войну подвластную ему силу, опустошил всю Самарию, пожёг её города и храмы и после этого осадил Иерусалим: однако, благодаря помощи Божией, не взял, потому что в одну ночь были умерщвлены ангелом сто восемьдесят пять тысяч. Вот это, как я думаю, и предвозвещает теперь, говоря: укрепится ему Иаков. Кому же ему? Не ясно ли, что Рапсаку, который намерен был осадить (Иерусалим)? А Иаковом называет потомков Иакова, – —258— разумею Иуду и Вениамина: если же кому угодно, это слово можно относить и ко всему Израилю. Далее: цель пророчества, как кажется, состоит в том, чтобы привести нам на память древнейшее событие, потому что Бог (в этом случае), скорее всего, исполнял обещание, данное божественному Иакову. Так, когда Он, как человек, боролся с ним ночью на другой стороне потока Иавока 909 , то при наступлении зари и при дневном рассвете Бог, желая удалиться, сказал: пусти мя, взыде бо заря; а тот сказал, что не отпустит, если Он его не благословит, и тогда же услышал: понеже укрепился еси с Богом, и с человеки силен будеши ( Быт.32:26, 28 ). На это, по всей вероятности, указывает нам в настоящем случае пророческое слово, весьма ясно поставляя: укрепится ему Иаков. Заметь точность обетования: не говорит: Иаков одолеет Ассириян, но – укрепится, потому что укрепится в Боге, а не сам собою. Отделение шестое Ос.10:12 . Сейте себе в правду, соберите в плод живота 910 : просветите себе свет ведения, взыщите Господа 911 , дóндеже приидут вам жита правды. Всегда может быть двоякий способ увещания: или научаем поспешить, и как можно скорее, обратиться к честной жизни, указывая на наказание, которое ожидает нерадивых, – или же, возвещая об уготованных для благонравных поче- —259— стях, делаем воспитываемых более наклонными стремиться к лучшей и законосообразнейшей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хотя при Антиохе Епифане Иудеям жить было очень тяжело, но только им одним, а не всем людям, и во всяком случае о его времени нельзя было предсказывать так, как у Даниила: наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени (12:1). Но такое время наступит именно при антихристе ( Мф.24:21. 22 ). В 4-х, сравнение нескольких мест из 11-й и 12-й гл. книги Даниила с соответственными изречениями Нового Завета не оставляет никакого сомнения, что в этих главах именем «презренного» означается антихрист, и это именно он поставит мерзость запустения. —430— Так, презренный царь по книге Даниила, вознесется и возвысится выше всякого божества (11:36): и антихрист, по учению Апостола, будет человек, противящийся выше всего, называемого Богом ( 2Фес.2:4 ). «Презренный», по книге Даниила, о Боге богов станет говорить хульное (11:36); и зверь из моря, в видении Иоанна Богослова, отверз уста свои для хулы на Бога ( Апок.13:6 ). По книге Даниила, разумные люди будут страдать для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени (11:35): по предсказанию Иисуса Христа претерпевший до конца спасется ( Мф.24:13 ), а это предсказание относится преимущественно к последним временам. По пророчеству Даниила, которые признают его («презренного» царя), тем он увеличит почести и даст власть над многими, и землю раздаст в награду (11:39); напротив чтущие Бога будут страдать (11:30–35): по Откровению Иоанна Богослова, никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет начертание, или имя зверя, или число имени его (13:17), и чтобы убиваем был всякий, кто не будет покланяться образу зверя (13:15). Всего приведенного более чем достаточно для обоснования положения, что пророчественное видение, изложенное во второй половине 11-й и во всей 12-й гл. книги Даниила, относится к последним временам мира, именно – ко времени антихриста, что описываемый здесь «презренный» есть антихрист и что «мерзость запустения», о которой здесь двукратно упоминается, есть сам антихрист, т. е., его богохульные и богопротивные учения и действия, его самообоготворение и отрицание Бога, опустошение им и уничтожение всего святого на земле, его частью льстивая, частью насильственно-кровавая брань против религий и поклонников их; видимым знаком «мерзости запустения» будут, можно думать, статуи, изображения антихриста, или же начертания его имени и его числа, которые будут помещены не только во всех и всяких храмах, но будут отпечатлены и на живых храмах, на храмах Божиих, т. е., на людях ( 1Кор.3:16 ). Поставивши

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ап. Павла к Филимону: «мы имеем великую радость и утешение в любви твоей; потому что тобою, брат, успокоены сердца» (ст. 7) и затем следующая надпись: «благодарные студенты Московской духовной академии своему дорогому инспектору, о. архимандриту Григорию. 1893 г. октября 26-го». Приняв и возложив на себя поднесенный ему крест, о. Григорий обратился к студентам со следующей речью: «Этот священный дар Вашей любви ко мне недостойному и это слово Ваше наполнило мою душу двоякими чувствами. Мое сердце невыразимо тяжело сжималось печалью о разлуке с Вашей прекрасной юной семьей, где я жил, как в раю; и вот это знамение победы, эта любовь Ваша победила во мне мою скорбь, и мое сердце преисполнилось радости. Но вместе с радостью вселился в нем и страх при виде этого креста. Я устрашаюсь за себя. Такого высокого чувства любви Вашей я не достоин, ничем её не заслужил. И Ваш крест и слово крестное, где было так много похвал мне, стоят предо мною, как грозные обличители. Мне чудится, что я слышу с этого креста слова укорения: «вот ты каким должен бы быть, но не таким, каким ты был». «Простите, дорогие, если я буду в эти священные минуты моей жизни не красноречив. Но я буду искренен. Вы знаете, друзья, какая причина заставила меня покинуть этот родной райский уголок и променять его на одинокое почти затворничество где-то там, среди иноверцев. Недуг телесный разлучает меня с Вами. И кто знает: исцеление или смерть ждет меня там. Быть может, я должен теперь Вам сказать тоже, что говорил св. Ап. Павел ефесским пресвитерам: «вот ныне иду я, не зная, что там встретится со мною, быть может, уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я» ( Деян. 20: 22 ; Деян. 20:25 ). Посему я буду говорить с Вами, как бы в предсмертный прощальный час. Какое тут красноречие? Раскрою Вам, как сумею, свою душу. Когда будущий историк этой духовной школы дойдет в своем летописании до наших дней и остановится на моем имени, то я уверен, что кроме этого имени, он ничего не занесет в свою летопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

«Это чувство собственной греховности в присутствии Божием есть драгоценный камень души. Господь ценит его больше, чем все формальные гимны восхищения и благодарности» (Святитель Николай Сербский, 1881—1956). «Слыша евангельский рассказ об улове рыб и об ужасе апостола Петра… мы должны испытывать страх за ту легкость, с которой мы приближаемся к Богу, ожидая от Него встречи лицом к лицу. К Богу мы должны… идти с духом сокрушенным, сердцем смиренным, идти, сознавая, что никакого права мы не имеем на эту встречу и что если она случится, то только по безграничной, непонятной Божией милости» (Митрополит Сурожский Антоний, 1914–2003). «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» Мф 9:10–13 … Многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, чтó значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. На что здесь обратить внимание «“Праведниками” в данном случае Господь называет тех ослепленных самомнением фарисеев и книжников, которые всю сущность религии свели к исполнению обрядового закона... Не видя своих грехов и страстей, но скрупулёзно, до мелочей исполняя всю эту внешнюю сторону религии, они считали себя праведниками, гордо презирая свой народ… так что уже не способны были к духовной жизни, к покаянию. Поэтому Господь осудил их. Но тем самым Он осудил таких же и “праведников”-христиан, которые, исполняя церковные правила, обряды, обычаи, погрязают при этом в тщеславии, гордыне, осуждении всех и вся, уча и командуя. Господь с гневом отвергает таковых и говорит, что пришел не к этим лжеправедникам, а только к тем верующим, которые, видя свое греховное состояние, смиряются и каются» (Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов). « Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего » Лк 6:41–42

http://foma.ru/chto-evangelie-govorit-o-...

—153— сывается на кого-либо из невидящих его, то поражает не ожидавшего нападения и пожирает, схватив не приготовившего к борьбе. А кто увидит издали и узнает, что ему предстоит, взявшись за оружие, или потерпит менее вреда, или же убежит без всякого препятствия. Таким же, думаю, образом и при искушениях, совсем неожиданное поражает нас гораздо сильнее и свирепее, чем то, что уже ожидалось. Поэтому в словах «будете искать Меня» Господь наш Иисус Христос благополезно указывает на то, что должно случиться с Его учениками вследствие Его отсутствия и на те ужасы, какие явятся от будущих врагов их, чрез предсказание предуготовляя их к восприятию мужества. Считает нужным присоединить указание и на то препятствие, что в настоящее время лежит на пути их следования за Ним. Что говорил Я Иудеям, замечает, это и вам «теперь» говорю: «куда Я иду, вы не можете прийти», ибо не настало еще время, чтобы святые апостолы, еще не совершившие своего служения, оказались в вышних обителях. Переход их в это состояние несомненно соблюдался для надлежащего времени. Надо, впрочем, опять обратить внимание на то, что, когда Господь обращался с речью к иудеям и указывал на то же самое, Он говорил: «будете искать Меня, и не найдете Меня» ( Ин. 7:34, 36 ). А Своим ученикам говорит только: «будете искать Меня», но считает нужным умолчать: «не найдете». По какой же причине? Тем (иудеям) соответствовало это ненахождение Его, по причине их безмерного неверия и чрезвычайного нечестия к Нему. А к тем, кои имели к Нему искреннее расположе- —154— ние и сохраняли неподдельную любовь, уже несправедливо было бы говорить: не найдете Меня, ибо Он был с ними и сопребудет всегда. Ин.13:34 . Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, якоже Аз возлюбих вы, да и вы любите друг друга. 4 Прекрасно и истинно пишет божественный Павел: «так что если кто во Христе, (тот) новая тварь; древнее прошло, вот стало всё новое» ( 2Кор.5:17 ). Он обновляет нас и преобразует некоторым образом в новую жизнь, не доступную другим и не известную, для коих приятно жить под законом и следовать заповедям Моисеевым, ибо закон ничего не делает совершенным, по написанному ( Евр.7:19 ). Совершеннейшую же меру благочестия к Богу каждый может усмотреть в установлениях Спасителя нашего. Поэтому-то и Сам говорит нам в одном месте так: «истинно – истинно говорю вам: если не превзойдет праведность ваша выше книжников и фарисеев, не войдете в царство небесное» ( Мф.5:20 ). Ведь если не только не будем соревновать нравам Иудеев, но и не прейдем, и притом вполне, подзаконную праведность, мы никогда, полагаю, не достигнем до царства небесного. Не то утверждаем, чтобы закон Моисеев был совершенно бесполезен и не нужен, ибо он сообщал нам, хотя и несовершенно, благо, но он оказывается руководителем к научению евангельской

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—201— этих владениях, приобретенных ценою крови Валаамца, шедшего воевать духовным мечем, который есть слово Божие ( Еф.6:17 ), – эта память не может быть уничтоженною. Она счастливо, ко времени, возобновлена Валаамским Ладожским монастырем о его далекой отрасли – новом Валааме, острове Еловом близь Кадьяка. Истекает вторая тысяча лет с тех пор, как рыболовам, закидывавшим сети в Галилейское море, был сделан Христом призыв: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. ( Мф.4:18–19 . Мк.1:16–17 .) Идите, научите все языки, крестя их в имя Отца, и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф.28:19–20 ). Призывный голос Христа не потерял своей действенной силы. Припоминается другая картина евангельская. Уже призванный стать ловцом человеков ( Мф.4:18 . Мк.3:14–16 .) и вместе с другими Апостолами получивший так сказать подробно-полную миссионерскую инструкцию от Христа ( Мф.10:2–42 .), Симон Петр иногда оставался верным своим прежним занятиям и при удобном случае своею решимостью и порывистостью: «иду рыбу ловить!» увлекал и других сотоварищей по ремеслу, встречая ответное слово: «идем и мы с тобой». Раздумчивым колебаниям не было места; пошли и тотчас вошли в лодку… ( Ин.21:2–3 .) Не смущаясь даже решительною неудачею в ловитве, он готов был по первому требованию со стороны, снова закидывать свои сети для лова ( Лк.5:5 ). Всякому рыбарю – и тем более ловцу человеков – призванному, или вызвавшемуся на это служение, в какое бы время он не отправился на ловитву, предстоит одна и та же, часто до буквальности точно хотя и давно определенная дорога, пройденная самым заметнейшем ловцом человеков для мира христианского. Эта дорога – быть в трудах, постоянных путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, язычников, в опасностях в городе, в пустыне, в море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в —202— голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений ежедневное стечение людей, забота о церквах ( 2Кор.11:23–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

26) – это великое несчастие так потрясло всю страну в 609-м году до Р. Хр., что один из последних послепленных пророков мог передать позднейшему читателю живое впечатление народа при вести о былой потере и перенести такого читается —76— в сферу событий довольно давнего времени. Намереваясь написать картину довольно отдаленного будущего, пророк берет краски для неё из довольно отдаленного прошлого времени смерти Иосии. Но эти краски еще нисколько не выцвели от времени: «рыдали о нём, как рыдают об единородном сыне и скорбели, как скорбят о первенце. В тот день поднялся большой плач в Иерусалиме, – плачь Гададриммона в долине Мегиддонской. И рыдала земля, каждое племя особо: племя дома Давидова особо, и жены их особо; племя дома Левиина особо, и жены их особо; племя Симеоново особо, и жены их особо. Все остальные племена – каждое племя особо, и жены их особо ( Зах.12:10–14 )». От дней пророка Иеремии, оплакавшего в песни плачевной Иосию, от дней певцов и певиц одновременно с пророком говоривших о царе в своих плачевных песнях, вошедших в употребление у Израиля, протекло не два-три дня до писателя книги Паралипоменон, когда эти песни были еще так хорошо известны – вписанные в книгу плачевных песней. Прошли годы, десятилетия; прошло столетие и более, – а эти песни, вошедшие в употребление, были полны тем же скорбным чувством, возбуждали те же воспоминания, как и в те дни, когда поднялся большой плачь в долине Мегиддонской, распространившийся на Иерусалим и затем на всю Иудею. Не знаем мы о том, в какие поминальные дни пелись эти плачевные песни, – история об этом ничего не говорит. Прежде всего, конечно, они пелись в годовщину смерти Иосии. Едва ли, однако же, песненное плачевное воспоминание этим только Мегиддонским днем и ограничивалось. Вероятно были и другие «дни нашего царя» ( Ос. 7:5 ), когда вместо радостных ликований слезами поминали павшего великого царя. В очень глубокую старину, в Судейский период, вошло в обычай у Израиля, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина четыре дня в году ( Суд.11:39–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) Собрание сочинений архимандрита Павла (прусского), в 3-х частях. В своих сочинениях о.Павел, будучи по преимуществу практическим миссионером, затронул вопросы по всем предметам, которые изложены им в форме бесед. 4) «Руководство по истории и обличению русского раскола» К.Плотникова , в 2-х частях. 5) То же профессора Н.Ивановск ого , в 3-х частях. 6) Почтенную литературу по части раскола оставил покойный профессор Московской Духовной Академии, он же редактор журнала «Братского слова», Н.И.Субботин . Им собраны и изданы: 1) Материалы для истории раскола, 2) Материалы для истории так называемой австрийской, или белокриницкой иерархии, 3) История так называемого австрийского, или белокриницкого священства (в двух частях или выпусках), 4) «Переписка раскольнических деятелей» (в 3-х выпусках) и 5) «Летопись раскола» (в 2-х выпусках). Вообще, как старопечатные книги, так и все нужные книги и пособия по обличению раскола, желающие могут приобрести из Никольского единоверческого монастыря в Москве: первые – из единоверческой типографии, а вторые – из Братства святителя Петра митрополита. 28. Чем каждый христианин может служить делу миссии Молимъ вы, вразмлйте безчинны ( 1Фес.5:14 ). Сия заповедь святого апостола обязательна для всех христиан. Итак, никто не говори: «Для вразумления заблуждающих есть нарочито избранные лица, на которых лежит долг возвещать истину Божию и обличать всякое уклонение от истины; а мне какое дело до того, что заблуждается тот или другой?» И при апостолах были нарочито избранные лица, были епископы, поставленные Духом Святым пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжал Он кровию Своею, – были пресвитеры церковные, которым вменялось в обязанность проповедывать слово истины благовременне и безвременне, настоять, обличать, запрещать; но, несмотря на то, святой апостол и всем верующим вменяет в обязанность «вразумлять бесчинно-ходящих». Как тело одно, но имеет многие члены, и члены одного и того же тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. «И вы – тело Христово, а порознь – члены. Страдает ли один член – страждут с ним все члены; славится ли один член, – радуются с ним все члены. Так устроил Сам Господь, чтобы не было разделения в теле, а все члены заботились друг о друге» ( 1Кор.12:14–27 ). Вот учение апостольское о союзе всех членов церкви!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

—422— шей степени убедительно, потому что оно указывает нам на блага, близкие нашему сердцу. Посему о Нем говорили: никогда человек не говорил так, как этот человек ( Ин.8:46 ). Впрочем, таково учение Господа Иисуса Христа только для возлюбивших истину; для тех же, которые более возлюбили тьму, оно есть огонь, воспламеняющий их ненависть. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны ( Ин.3:20, 21 ). Господь Иисус Христос не так учил, чтобы для всех быть приятным, но чтобы привлечь к Отцу только тех, которые от Бога, – Он не искал славы от людей и не смотрел на лица. Он приобретал Богу чад среди труждающихся, обремененных и уничиженных, а не среди знатных, самоправедных и таких, которые мнят себя видящими. Для последних Его учение есть соблазн и безумие. Таковым оно и должно быть по разуму мира. Каково было учение Господа Иисуса Христа, таково же было учение Его святых апостолов, такова же должна быть по духу и всякая христианская проповедь. Проповедник должен ставить своей главной задачей – вызвать к жизни дух человеческий, чтобы сделать из него жилище Св. Духа, чтобы человек жил вечной жизнью и стал причастником божеского естества. Этой своей задачи он не должен упускать из внимания никогда, ни при каких условиях. Для достижения этой цели ему необходимо противоборствовать всему, что стесняет и готово поглотить жизнь духа, – противодействовать всяким иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины ( Тит.1:14 ). Он должен быть поборником христианской свободы, заботясь вместе и о том, чтобы свобода эта не послужила соблазном для немощных в вере и совести и не выродилась в рабство греху, и о том, чтобы немощные в вере не осуждали своего брата, раба Господня, пользующегося свободой, и не стремились наложить на него бремя своей немощи. Он должен одновременно бороться и с безрассудной надеждой на дела закона и плоти, не потворствуя никакой благой видимости, как-то пожертвованиям на храм, если ими думают освободить

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010