По этому поводу 14 января 1906 г. состоялось особое определение св. Синода, представленное Обер-Прокурором св. Синода на благоусмотрение Государя, 16 января 1906 г. определение св. Синода получило Высочайшее утверждение 2 . В нем постановлено: 1) с целью успешной разработки и подготовки к рассмотрению на Поместном Всероссийском Соборе как первоначально намеченных, так и вновь возникших вопросов, учредить при Святейшем Синода под председательством первенствующего члена его, митрополита С.-Петербургского Антония, особое присутствие, с участием в нем, на правах членов, митрополитов Московского Владимира и Киевского Флавиана, а также архиепископов: Херсонского Димитрия, Литовского Никандра, Ярославского Иакова, Финляндского Сергия, и епископов: Волынского Антония, Псковского Арсения и Могилевского Стефана, и с предоставлением участия в нем присутствия Синодальному Обер-Прокурору и его Товарищу; 2) пригласить к занятиям в присутствии на правах членов нижеследующих лиц: протоиереев: заслуженного ординарного профессора Императорского С.-Петербургского университета М. Горчакова , профессора Харьковского университета Т. Буткевича , профессора университета святого Владимира П. Светлова, ординарного профессора Киевской духовной академии Ф. Титова , настоятеля посольской церкви в Берлине А. Мальцева и настоятеля С.-Петербургской Вознесенской церкви А. Лебедева , экстраординарного профессора С.-Петербургской академии священника А. Рождественского , ординарного академика Академии Наук Е. Голубинского , заслуженного ординарного профессора Московской духовной академии и Московского университета В. Ключевского , заслуженных ординарных профессоров Киевской академии В. Певницкого и С. Голубева , заслуженных ординарных профессоров Казанской академии И. Бердникова и Н. Ивановск ого , заслуженного ординарного профессора Московской академии Н. Заозерского , ординарных профессоров – Киевской академии В. Завитневича и Казанской академии В. Несмелова , ординарного профессора С.-Петербургской академии Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

В инспектора Академии и в профессора философских наук рекомендую нынешнего Академии префекта, архимандрита Парфения, который, сверх многих других сведений, отличается познаниями философскими, и по особенному благонравию и деятельности своей весьма способен к должности инспектора академического, может даже с особенною пользою в новоучреждаемой Академии проходить должность и ректора и профессора богословских наук. Как проповедник иеромонах Никанор имеет отличные способности и сведения, то посему рекомендую его в бакалавра исторических наук в Академию.» За сим Августин рекомендовал Феоктиста на должность профессора словесных наук в Академии, Евгения – в ректора Московской Семинарии. Вениамина – в инспектора Семинарии. Владимира – в учителя риторики в Семинарии, Неофита и Макария предлагал оставить на занимаемых ими должностях в Вифанской Семинарии; в эту последнюю, на должность учителя риторики предлагал определить Перервинского учителя Михаила Воронцева (после архимандрит Митрофан), который по отзыву Августина «при отличных дарованиях и многих сведениях имеет необыкновенный дар витийства и редкую склонность к ученым занятиям.» Однако же не все рекомендации Августина были приняты в уважение. По рассмотрении конспектов (для составления которых, должно признаться, дано слишком мало времени), комиссия дух. училищ признала способными к занятию ученых должностей в Академии: Симеона, Никанора, Гермогена, Феоктиста и Владимира. Относительно помещения для новой Академии, Синодальным Обер-прокурором Князем А. Н.Голициным в начале августа сделан был доклад Императору Александру I. и Государь повелеть соизволил: «находящийся в Сергиевой лавре корпус, чертогами называемый, употребить в пользу учреждаемой в ней Московской духовной Академии – Учрежденный в лавре духовный Собор, получив предписание – сдать чертоги в ведение Академии, сдал их при посредстве казначея лавры Арсения – префекту лаврской Семинарии Вениамину во второй половине августа 1814 года. На исправление и приспособление зданий Троицкой Семинарии комиссия дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

После ухода о. Димитрия на пенсию, Святейший Патриарх Алексий благословил ему быть духовником Академии. В этой должности он пробыл свыше года и с большим рвением относился к своим обязанностям; даже составил докладную записку на имя ректора Академии о путях осуществления своих духовнических обязанностей в Академии. В дальнейшем телесный недуг, старческая немощь приковывали его к дому. Иногда он выезжал, в сопровождении верной подруги жизни, в церковь , но большей частью занимался дома чтением и составлением для «Журнала Московской Патриархии» небольших статей, посвященных церковным праздникам. Он бывал очень рад посещению своими сослуживцами по Академии: живо интересовался жизнью Академии, считал ее как бы своим собственным домом. С большою охотою при таких посещениях предавался воспоминаниям об Академии. Профессор-протоиерей Д.И. Боголюбов Наконец, наступили последние дни. Небольшая ранка на ноге о. Димитрия послужила поводом к возникновению там рожистого воспаления, которое сменилось воспалением легких. Слабая телесная храмина о. Димитрия постепенно стала угасать, медленно и покойно, как догорает церковная свеча на подсвечнике во время богослужения. При высокой температуре он иногда терял сознание, но скоро приходил в себя, узнавал окружающих и пытался даже отвечать с оттенком юмора. В эти периоды он с большим благоговением приобщился святых Таин. Из его уст во время болезни не вырвалось ни одного стона, ни одной жалобы. Он отошел ко Господу тихо и мирно, так, как подобает его глубоко верующей душе, жившей постоянно во Христе и не забывавшей во всю жизнь о христианской «кончине живота нашего». Во все время занятий в Московской Духовной Академии о. Димитрий жил безвыездно в Загорске, вблизи Академии. Он часто говорил по этому поводу: «Я начал свою церковную жизнь в Академии, под покровом преподобного Сергия, и кончу жизненный путь здесь же». Д. И. Боголюбов данный ему от Бога талант приумножил во много раз. Деятельность его во имя веры Христовой, на благо Русской Православной Церкви и Родины была многосторонней и плодотворной.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

В 1872 г. 26 января В.О. защитил в Московском университете диссертацию «Древне-русские жития святых, как исторический источник» и получил степень магистра русской истории, а 16 марта утвержден в звании доцента академии. В том же году началась преподавательская деятельность В.О. на Высших женских курсах в Москве, где он читал лекции в течение 16 лет, оказав крупную поддержку идее высшего женского образования. Только через 14 лет после окончания университетского курса возвратился В.О. в Московский университет, теперь уже в качестве преподавателя. С 22 сентября 1879 г. он стал доцентом университета, а в академии 22 декабря того же года получил звание экстраординарного профессора. Защитив 29 сентября 1882 г. в университете диссертацию на степень доктора русской истории: «Боярская дума в древней Руси», он 12 ноября того же года получает в академии звание ординарного профессора и 13 ноября в университете – звание экстраординарного профессора. Ординарным профессором университета В.О. стал 1 марта 1885 г. С 27 сентября 1887 г. по 28 марта 1889 г. он состоял деканом историко-филологического факультета и с 28 марта 1889 г. по 15 декабря 1890 г. помощником ректора. В 1893–1895 г. по поручению почившего Государя Императора Александра III, В.О. вел занятия по истории в Аббас-Тумане с великим князем Георгием Александровичем. В 1896 г. исполнился 25-летний юбилей службы В.О. в Московской академии и 24 января 1897 г. он избран Заслуженным ординарным профессором академии. С 1900 г. В.О. читал лекции в специальном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 7 октября 1900 г. избран ординарным академиком (сверх штата) Императорской Академии наук по истории и древностям русским. С 26 февраля 1893 г. занял место Председателя Императорского Общества истории и древностей Российских при Московском университете и в разное время был избираем действительными почетным членом многих русских исторических и археологических обществ. Службу в Московской духовной академии В.О. оставил в 1906 г., выйдя в отставку. Совет академии в 1907 г. избрал его Почетным членом академии, а когда в декабре 1909 г. исполнился 30-летний юбилей службы В.О. в университете, приветствовал маститого юбиляра телеграммой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

3 февраля 1830 года, по принятии иноческого чина, Филарет был рукоположен во иеродиакона. 29 июня 1830 года был рукоположен во иеромонаха. Ещё будучи студентом академии, Филарет был определён библиотекарем академии, а по окончании академии оставлен при ней и 6 июня 1831 года занял кафедру церковной истории со званием профессора и причислен к собору иеромонахов Московского Донского монастыря, а также назначен цензором. Лекции молодого профессора слушались студентами с большим удовольствием. Они пленяли широтой кругозора, оригинальностью и изяществом изложения. Ко всякому труду Филарет относился с живым интересом, с увлечением. Но с наибольшим одушевлением он относился к преподаванию истории Русской Церкви. Трудолюбивый Филарет в числе своих недостатков считал леность. И это сетование на леность произносилось им в то время, как очевидцы его неустанной деятельности задавали себе вопрос, спал ли он когда-нибудь. Только два года привелось иеромонаху Филарету читать церковную историю. В 1832 году он занял кафедру Священного Писания. В 1833 году, в связи с назначением на должность инспектора академии, перемещён на кафедру нравственного и пастырского богословия. Для кроткого и смиренного инока должность инспектора была нелегка. Надзор за молодыми людьми его возраста ставил его между двух огней: строгими мерами он мог раздражить студентов, снисходительность же могла навлечь неудовольствие начальства. А недремлющее око Московского митрополита Филарета бдительно следило за всем, что совершалось в академии. 27 января 1835 года отец Филарет был возведён в сан архимандрита. 14 декабря 1835 года назначен ректором Московской духовной академии. Время ректорства архимандрита Филарета считается золотым временем академии. Всеми силами поощряя научную деятельность, архимандрит Филарет особенно строго следил за сочинениями студентов. Трудами отца Филарета был основан при академии журнал «Творения святых отцев в русском переводе» с «Прибавлениями», в которых печатались богословские и церковно-исторические статьи, трактаты и проповеди. Трудился архимандрит Филарет и над переводами на русский язык святоотеческих творений. К этому периоду его ученой деятельности относится перевод «Луга духовного» блаженного Иоанна Мосха . Составил он также Конспект по Догматическому богословию. Академическое правление поручило ему провести ревизии в Вифанской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Тамбовской и других семинариях.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1890-1911 — член правления КДА. 4 августа 1895 утвержден в звании заслуженного ординарного профессора. В 1895 получил Макариевскую премию за исследование «Киевская академия во второй половине XVII века». 17 марта 1898 получил большую золотую медаль Российского археологического общества за сочинения, вышедшие в 1897 году: «Указатель Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии», «Историко-топографические очерки древнего Киева» и «Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве». 10 мая 1907 Ученый совет Харьковского университета присвоил М. И. Петрову степень доктора русского языка и словесности. В 190 4-1908 году по поручению Совета КДА подготовил к выходу в свет пять томов «Актов и документов, относящихся к истории Киевской академии», в которых были опубликованы архивные материалы XVIII века. Все пять томов были отмечены Макариевской премией. 16 августа 1910 в связи с введением в действие нового академического Устава освобожден от штатной службы в КДА и по ходатайству Совета КДА оставлен при Академии внештатным профессором. С 1912 — почетный профессор КДА. В 1913 Императорская Академия наук в Петербурге присвоила Н. И. Петрову неполную Макариевскую премию за «Очерки истории украинской литературы XVII и XVIII вв.» С 25 октября 1914 — почетный член Казанской Духовной Академии. 15 марта 1914 получил большую золотую медаль Российского археологического общества за «Альбом достопримечательностей Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии» (выпуски I, II, III). 29 декабря 1916 избран членом-корреспондентом Петроградской Академии наук. 23 декабря 1916 утвержден в звании почетного члена Московской Духовной Академии. 14 сентября 1918 избран академиком Академии наук Украины. Скончался и похоронен в Киеве. В 1866 Н. И. Петров женился на Елизавете Ивановне Массальской. В их семье было три дочери: Вера, Мария и Александра. Научное наследие академика Н. И. Петрова чрезвычайно многогранно. Основными направлениями его исследовательской деятельности были: история Русской Церкви, история древней и новой русской и украинской литературы, церковная археология.

http://bogoslov.ru/person/401224

С 27 авг. 1875 по 1892 г. З. был председателем Комиссии по составлению описания рукописей Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря , находящихся в б-ке КазДА. В 1878, 1883 гг. временно исполнял должность ректора академии. 22 авг. 1886 г. З. утвержден в должности заслуженного ординарного профессора. 22 сент. 1892 г. по предложению В. О. Ключевского Московский ун-т присвоил З. степень д-ра гражданской истории honoris causa. 24 авг. 1892 г. был избран почетным членом Казанского ун-та, затем всех 4 духовных академий России. 29 дек. 1892 г. избран членом-корреспондентом СПбАН. Состоял действительным членом Общества истории и древностей российских , Об-ва Нестора-летописца, Об-ва церковных старост и приходских попечителей г. Казани, членом ряда архивных комиссий. Также являлся членом строительной комиссии при академии. Консультировал по вопросам реставрации храмов, фресок, икон. Дважды удостоен премии митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова) . С 20 сент. 1895 г. служил в должности сверхштатного преподавателя академии с правами ординарного профессора, с 15 авг. 1896 г.- как бесплатный сверхштатный профессор. В нач. 1897/98 уч. г. окончательно оставил службу в академии. Испытав в юные годы тяготы материальной нужды, З. щедро благотворительствовал, помогал (часто анонимно) семьям недостаточно обеспеченных преподавателей, студентам и проч. нуждающимся. По воспоминаниям учеников, после отставки из академии большую часть пенсии и гонораров переводил на стипендии малообеспеченным студентам. В 1892-1918 гг. из средств от продажи «Истории Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.)» действовала стипендия, которую получал один из студентов академии, не принятый на казенное обеспечение. В 1907-1915 гг. З. был товарищем председателя Об-ва пособия нуждающимся студентам академии. Завещал КазДА свой дом и библиотеку. В последние 2 года жизни его духовником был свящ. Константин Соловьёв, почитаемый в Казанской епархии как исповедник. Отпевание З. совершил ректор КазДА еп. Чистопольский сщмч. Анатолий (Грисюк ; впосл. митрополит) в присутствии архиеп. Казанского и Свияжского Иакова (Пятницкого ; впосл. митрополит). Похоронен на кладбище при казанском в честь Преображения Господня муж. мон-ре рядом с могилой жены. Захоронение З. не сохранилось.

http://pravenc.ru/text/199943.html

В 1837 году он закончил духовную семинарию и продолжил свое образование в Киевской духовной академии. В академии он воспитывался под влиянием таких выдающихся преподавателей своего времени, как ректор архимандрит Иннокентий (Борисов , † 1857), профессор Я. К. Амфитеатров († 1848), профессор архимандрит Димитрий (Муретов , † 1883) и другие. В течение всего академического курса Михаил занимался усердно, проявляя незаурядные умственные способности. Его курсовое сочинение «План христианской аскетики» и «История Киевской академии» заслужили высокую оценку такого строгого критика, как Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров , † 1857). Михаил Булгаков за свой ум, благородство пользовался уважением как среди студентов, так и среди преподавателей. В год окончания духовной академии, 22 мая 1840 года, Михаил Булгаков подал прошение о пострижении его в монашество. 15 февраля 1841 года ректором духовной академии архимандритом Иеремией в Свято-Духовской церкви Братского монастыря был совершен чин пострижения М. П. Булгакова в монашество с наречением ему имени Макария, в память Киевского митрополита священномученика Макария († 1497; память 1/14 мая). 25 марта того же года в Киево-Софийском соборе митрополитом Филаретом Макарий был рукоположен во иеродиакона, а 29 июня преосвященным Чигиринским Иеремией (Соловьевым , † 1884) – во иеромонаха. В июне 1841 года он закончил курс академического образования со степенью магистра и был оставлен при духовной академии преподавателем Русской истории церковной и гражданской. Лекции иеромонаха Макария по истории Русской Церкви всегда отличались полнотой и стройностью плана, точностью в изложении событий, строгостью выводов и вместе с тем простотою изложения, что всегда вызывало в слушателях глубокий, живой интерес и внимание к его чтению. Параллельно с преподаванием русской церковной истории иеромонах Макарий читал студентам XII курса духовной академии русскую гражданскую историю, которую он преподавал так же хорошо, как и церковную. В этой области ему пришлось поработать самостоятельно ввиду того, что указанной дисциплины в годы его обучения в духовной академии не существовало. Некоторые наиболее интересные его лекции студенты сохранили в памяти на всю свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

У меня был товарищ, студент Семен Акимович Воронцов. Он был плохой студент, любил излишне и безвременно выпить и в то же время был очень беден, и так как не имел родных, своих денег у него никогда не было. Но Воронцов, который вскоре по выходе из Академии умер, обладал одним замечательным качеством: Господь наградил его прекрасным, чудным баритоном и умением петь. Появившись в Академии, он сейчас же встал на клирос, и его чудный голос сразу обратил на него внимание Александра Васильевича. Узнав о бедности Воронцова, Александр Васильевич призвал его к себе, расспросил обо всем и стал каждый месяц давать ему три рубля, сверх того давал ему особо на праздники Рождества и Пасхи. В 1870 году я, хотя и москвич, остался говеть на Страстную неделю в Академии и вместе и на первый день Пасхи, чтобы посмотреть, как празднуется этот день в Академии. В мое время утреня в Великую субботу в Академии начиналась, как и теперь в лавре, в час ночи. Когда стали петь утреню, мы все обратили внимание, что не слыхать голоса Воронцова, и, значит, если его нет на клиросе, то его нет и в церкви. Где же он в такой великий день? Скоро, еще во время утрени, мы уже узнали, где находится наш товарищ. Из церкви вызваны были двое студентов к полицейскому, которого прислал полицмейстер посада, чтобы заявить студентам следующее: какой-то пьяный молодой человек, когда в час ночи открыты были лаврские ворота для прохода богомольцев в лавру к утрени, появившись в этих воротах, вел себя очень неприлично, за что был арестован и посажен в камеру при полицейском управлении. Здесь он назвал себя студентом академии Воронцовым, почему г. полицмейстер и просит гг. студентов прийти в полицейское управление посмотреть арестованного, и если действительно окажется студентом, то взять его с собой в Академию. Это действительно был Воронцов, о чем к концу утрени все мы уже знали. Возникал вопрос: как нам поступить в данном случае? Понятно, что ректор сразу заметил, что Воронцова нет на клиросе и, следовательно, в церкви, тем более, что многие певчие студенты уехали на Пасху домой, хор сильно сократился, и отсутствие в хоре голоса Воронцова резко всем бросалось в глаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 октября того же года Святейший Патриарх Алексий I за ревностное служение Матери-Церкви и усердные труды в Московской духовной академии возвел игумена Филарета в сан архимандрита. Продолжая педагогическую деятельность в среде маститых профессоров и наставников, инспектор академии и семинарии архимандрит Филарет стал одним из самых молодых педагогов. В сентябре 1963 года при Московской духовной академии открылась аспирантура, и Святейший Патриарх Алексий I назначил архимандрита Филарета ее заведующим. 8 октября 1965 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод Русской Православной Церкви постановили: архимандриту Филарету (Вахромееву), инспектору Московской духовной академии, быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии. 23 октября в храме Ленинградской духовной академии был совершен чин наречения архимандрита Филарета во епископа Тихвинского. Чин наречения совершили иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков; скончался в сане митрополита Рижского и Латвийского), архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров; скончался в сане митрополита), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников; скончался в сане митрополита Ленинградского и Новгородского), епископ Кировский и Слободской Иоанн (Иванов), епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек (Лебедев; позднее архиепископ Брянский и Севский). На следующий день, 24 октября, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры за Божественной литургией была совершена хиротония нареченного архимандрита Филарета во епископа Тихвинского, викария Ленинградской епархии. 14 мая 1966 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод определили Преосвященному Филарету быть епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором Московской духовной академии. 29 мая, накануне праздника Святой Троицы, преподаватели Московских духовных академии и семинарии во главе с инспектором архимандритом Симоном (Новиковым; позднее митрополит Рязанский и Касимовский) собрались в академическом храме, чтобы приветствовать нового ректора.

http://pravmir.ru/mitropolit-minskij-i-s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010