X. 142. Не хотел произносить таких слов, но я был вынужден выразиться таким вот образом, чтобы ты, услышав мрачное, смог избежать ужасного. 143. А когда надобно убегать? 144. Ныне день спасения (2 Кор. 6, 2). 145. Кто желает находиться рядом со Христом, пусть знает , что приходит пора, когда никто не может делать (Ин. 9, 4). 146 Приходит ночь, когда каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле (2 Кор. 5, 10). 147. Приходит день, в который никто не может отложить [свои дела] на завтра. 148. Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? (Пс. 6, 6). 149. Итак, братья, если таков рубеж и мы не можем пройти мимо или невозможно прошедшим остаться незамеченными, предстанем лицу Его со славословием (Пс. 94, 2). 150. Первыми предстанем [перед Ним], чтобы Он не опередил нас, представ пред нами. 151. Победим зло добром, чтобы не оказаться нам во зле. 152. Очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1), чтобы, явившись чистыми пред Чистым, мы получили чистый венец через Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Отцу слава во веки веков. Аминь.   Источники Acta Pauli et Theclae//Les Actes de Paul et ses lettres apocryphes/introduction, textes, traduction et commentaire par L. Vouaux . Paris: Letouzey et Ané, 1913. Basilius Caesariensis (spuria). Homilia de virginitate //Amand D., Moons M. C. Une curieuse homélie grecque inédite sur la Virginité adressée aux pères de famille//Revue bénédictine. 1953. Vol. 63. P. 18–69, 211–238. Tertullianus . De baptismo// Tertullien. Traité du baptême/éd. F. Refoulé, M. Drouzy. Paris: Cerf, 1952. (SC; vol. 35). P. 63–97. Рус. пер.: Квинт Семптимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения/сост. А. Столяров. М.: Прогресс, 1994. С. 93–105.   Литература Мейендорф И., прот. Византийское наследие в Православной Церкви. Киев, 2007. С. 263–288. Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 4. Древнее монашество и возникновение монашеской письменности. М.: Сибирская благозвонница, 2014.

http://bogoslov.ru/article/6193363

„И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа, к пшенице и вину и елею, к агнцам и волам и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться... И напитаю душу священников туком, и народ Мой насытится благами Моими, говорит Господь“( Иер. 31:12–14 ). Но пресыщение этими благами не ведет к добру и порицается в Священном Писании . „Кто любит веселье,–обеднеет, а кто любит вино и тук–не разбогатеет (Пр. 21: 17).“ „Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток“. „Горе тебе, земля, когда царь твой отрок и когда князья твои едят рано. Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода и князья твои едят во время, для подкрепления, а не для пресыщения“.( Еккл. 10:16–17 ). Сделав общий очерк того, что и как ели и пили древние евреи, дополним его сообщениями путешественников о том, как питаются палестинские жители в настоящее время. „Какое кушанье подают там на первую смену? Наших щей, нашего вкусного борща, пишет о. протоиерей Фоменко, там не знают. А кашу кушают. Там это очень распространенное кушанье, как и у нас. Что же подают вместо щей? На тех обедах, на которых мне приходилось угощаться, первое блюдо состояло из порезанных на круглые части помидоров (а как они превосходно дозревают на Востоке, и как они вкусны там!); к этим помидорам добавлялись маслины, сладкий лук, изредка чеснок; (лук и чеснок в Палестине и Египте очень вкусные и любимые приправы к столу) капорцы и оливковое масло. Все эти принадлежности первого кушанья перемешивались вместе в одном блюде, подавались в сыром виде и их брали из блюда руками. Греки называет это блюдо: салатикон. Оно общеупотребительное кушанье во всей Палестине и Сирии. Другое общеупотребительное кушанье там, как и у нас – это каша. Наименьше мне приходилось встречать кашу в виде разваренного риса. Чаще мне приходилось угощаться кашей из мелких пшеничных и ячменных круп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   7. Далее следует: «говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие». Царством Божиим, возлюбленнейшая братия, не всегда на священном языке называется Царство Будущее, но иногда называется и настоящая Церковь. Почему и написано: «пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие» (Мф 13.41). В том царстве, в которое решительно не допускают нечестивых, не будет соблазнов. Из этого именно примера выходит заключение, что в этом месте Царством Божиим называется настоящая Церковь. И поскольку некоторые из учеников в теле будут жить дотоле, доколе увидят Церковь Божию устроенной и, наперекор славе мира сего, воздвигнутой, то в утешительном обетовании теперь говорится: «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие». Но когда Господь дал такие заповеди о смерти, то что была за нужда, чтобы за ней вдруг следовало обетование? Если на это мы основательно обратим внимание, то узнаем, с какою экономией любви оно делается. Ибо ученикам, еще неопытным, надобно было дать какое-либо обетование о настоящей жизни для того, чтобы они могли крепче увериться в будущей. Так израильскому народу, освобожденному из земли Египетской, обещается земля обетованная, и когда он должен был призываем быть к дарам небесным, убеждается земными обетованиями. Для чего это? Для того, чтобы он, получив нечто вблизи, тверже веровал тому, о чем мог слышать издали. Ибо плотской народ, если бы не получал малого, то не стал бы веровать великому. Итак, Всемогущий Бог дарованием земного убеждает к небесному для того, чтобы получающий то, что видит, учился надеяться того, чего не видит; и чтобы тем увереннее был в невидимом, чем более подкрепляют его в известности видимые надежды обетования. Поэтому справедливо и через Псалмопевца говорится: «и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных, чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия!» (Пс 104.44-45). Так и в этом месте Истина, говоря с неопытными учениками, обещает им видение Царства Божия на земле для того, чтобы они вернее веровали в оное на небе. Итак, по самому Царству, которое видим возвышенным на земле, мы надеемся Царства, которое веруем получить на небе. Ибо есть некоторые, которые носят на себя имя христиан, но не имеют христианской веры. Они дают цену только видимому, а невидимого не желают, потому что сомневаются в бытии его. Мы, братие мои, стоим при мощах Мучеников. Неужели они предали бы тело свое на смерть, если бы им решительно не было известно, что есть жизнь, ради которой должно умереть? И вот те, которые веровали, прославляются чудесами. Ибо к убитым их телам приходят больные живущие — и исцеляются, приходят клятвопреступники — и мучатся от диавола, приходят бесноватые — и освобождаются. Итак, каким образом они живут там, где живут, если в столь великих чудесах проявляют жизнь здесь, где умерли?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Присутствие Христа на Евхаристии двоякое. Христос присутствует в Евхаристии, т. к. евхаристический хлеб есть Его тело. В Евхаристии Он пребывает с нами так, как Он пребывал с апостолами на Тайной вечери, но только Его присутствие с ними заменяется Его пребыванием в евхаристических дарах. Но земное тело после воскресения неотделимо от Его прославленного тела. «Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в царствии Божьем» (Mk:XIV, 25). Мессия уже пришел. «Пришел к своим, и свои Его не приняли, а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими» (Ио. I, 11—12). Мессия не может быть без царства и без народа. Через страдание, смерть и воскресение царство уже приобретено. Голгофа была началом воцарения на царство. «Так должно быть вознесену (uywqhnai) Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него (не погиб, но) имел живот вечный» (Ио. III, 14—15). «И когда Я буду вознесен от земли, всех привлеку к Себе» (Ио. XII, 32). Глагол «uywqhnai» означает быть вознесенным и быть прославленным. Вознесение на крест было началом прославления, и прославление совершается через Голгофу. «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (I Кор. XV:25). Христос есть Господь (Kurioz). «Царя ли вашего распну?». (Ио. XIX, 15). Пилат ошибся только в одном: не «вашего», но единственного Царя всех и единственного Господа. Христос уже царствует через Церковь и в Церкви. Его царствование есть предвосхищение царства Божьего. «Когда же все покорит Ему, тогда и сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (I Кор. XV:28). «День Господень» имеет в новозаветных писаниях эсхатологический смысл. Это день второго пришествия Господа со славою для всех. В этот день все «увидят Сына человеческого грядущего на облаках с силою и славою» (Мк. XIII:26). Мы живем в этом эсхатологическом ожидании, но в Церкви эсхатология не есть только предельное будущее. В Церкви настоящее включает в себе и будущее, и прошлое. «День Господень» приидет, но он постоянно приходит в Церкви, т. к. Господь приходит к «своим». Евхаристия есть трапеза Господа, приходящего в Церковь в Духе. «Да едите и пиете за трапезой Моей в царствии Моем» (Лука, XXII, 30). Евхаристия есть пир Агнца, на котором мы, предвосхищая второе Его славное пришествие., пьем и едим с Ним, и Он вкушает с нами новое вино в царствии Своем. Мы каждый раз в Евхаристии ждем Его пришествия к нам. «Ей, гряди, Господи, Иисусе» (Ап. XXII, 20) — такова наша евхаристическая молитва. Маранафа — наш Господь приходит. Евхаристия есть совершающаяся в «дне Господнем» «трапеза Господня».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3727...

   Те, которые негодуют на нас за Духа Святого, будто бы вводим какого-то чуждого и сопричисляемого Бога, и которые крепко стоят за букву, пусть знают, что они убоялись страха, где нет страха (Пс.13:5), и пусть ясно поймут, что их привязанность к букве есть только прикрытие нечестия, как вскоре окажется, когда по мере сил опровергнем их возражения. А мы так смело верим Божеству Духа, Которому и поклоняемся, что, относя к Троице одни и те же изречения (хотя это и кажется для иных несколько дерзновенным), начнем Богословие так. «Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9), то есть Отец. «Был свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир», т.е. Сын. «Был свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир», то есть другой Утешитель. «Был», и «был», и «был», но «был» едино. Свет, и Свет, и Свет, но единый Свет, единый Бог. То же самое еще прежде представил и Давид, сказав: во «свете Твоем мы видим свет» (Пс.35:10). И мы ныне увидели и проповедуем краткое, ни в чем не излишествующее Богословие Троицы, от Света — Отца приняв Свет — Сына во Свете — Дух. «Грабитель грабит, опустошитель опустошает» (Ис.21:2), но мы, что поняли, то и проповедуем. Если бы не услышали нас снизу, взойдем на высокую гору и оттуда будем вопиять. Возвысим Духа, не убоимся. А если убоимся, то — безмолвствовать, а не проповедовать. Если было, когда не был Отец, то было, когда не был Сын. Если было, когда не был Сын, то было, когда не был Дух Святой. Если Один был от начала, то были Три. Если низлагаешь одного, то смею сказать и говорю: не утверждай, что превозносишь Двоих. Ибо что пользы в несовершенном Божестве? Лучше же сказать, что за Божество, если Оно несовершенно? А как может быть совершенным, если недостает чего-либо к совершенству? Но недостает чего-то Божеству, не имеющему Святого. И как иметь это, не имея Духа? Ежели есть другая какая Святость, кроме Духа, то пусть скажут, что под нею понимать должно. А если эта самая, то можно ли не быть Ей от начала? Разве лучше для Бога быть никогда несовершенным и без Духа? Если Дух не от начала; то Он ставится наряду со мной или немного выше меня; потому что временем отделяемся мы от Бога. Если ставится в один ряд со мной, то как Он меня делает богом, или как соединяет с Божеством?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

 «ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» – Дух апостольской проповеди, свидетельство об Иисусе Христе – это Тот же Святой Дух, Которым и я даю тебе пророчество, а потому мое пророчество и твое свидетельство имеют равное достоинство.  Вообще следует сказать, что вопрос о поклонении Ангелам был очень актуален в I веке, ибо, как мы знаем из истории Церкви, среди христиан распространялись тогда ложные учения о служении Ангелам (ср. Кол 2, 18; Евр. 1).  11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. 12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. 13 [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: " Слово Божие " . Здесь говорится о Втором пришествии Христа.  «отверстое небо» – Христос приходит с небес. Ср. Деян. 1, 11. «конь белый» – Христос приходит как Царь, чтобы открыть Свое Царство. У царей существовал обычай при вступлении на царство торжественно въезжать в свою столицу. Белый конь означает победу, Христос – Победитель.  Кроме того, Христос есть Жених Церкви, Жених верных Ему душ. Он приходит, чтобы взять Своих верных к Себе. Ибо обычно жениху при бракосочетании приходить в дом невесты, чтобы взять ее к себе.  «Верный и Истинный» – этим именем Христос назван в 3, 14. «Верный» – Бог исполнит абсолютно все, что обещал в Писании через пророков и апостолов.  «Истинный» – см. комм. на 1, 5. «очи у Него как пламень огненный» – сказано о Божием всеведении, которое все проникает и судит. Праведников этот пламень просвещает, а нераскаянных беззаконников попаляет. См. также комм. на 1, 14. «на голове Его много диадим» – знак царской власти над творением, над всем бытием. В древности иногда цари имели короны по числу находившихся в их управлении областей. «имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого» – имя здесь означает сущность Бога, и эта сущность непостижима ни для какого тварного существа. Святитель Григорий Палама говорит, что все имена, какими Священное Писание именует Создателя – такие, как Бог, Господь, Вседержитель и др., – а также все свойства, которые Ему приписываются, относятся только к энергиям Бога, к Его Благодати, тогда как сущность Божества превыше всех этих наименований и невыразима никаким словом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

«А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» (2 Кор.5:15). Вспомни, какие ты обеты давал Богу, вступая в христианство, как отрекался от сатаны и всех злых дел его, как отрекался от мира и всех прихотей его, как обещался служить Христу, Сыну Божию, умершему за тебя и воскресшему. Где же ныне твои обеты? Вспомни, как служитель Божий приветствовал тебя тогда великою милостью Божией: «омылся, оправдался, освятился именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего». Где же те обеты, которые ты Богу и перед Богом и Его святою Церковью давал? Где та правда и святость, которую ты даром, без всяких заслуг своих, и по одной Божией милости получил? Покажи мне ее от дел своих. Получил ты святость — где она? Почему не свято живешь? Получил ты правду. Где правда твоя? Почему не творишь правды? Омылся ты святою банею от скверны греховной — почему же опять оскверняешься грехами? «Случилось» и с тобой по пословице: «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр 2:22). Как земледелец выходит на поле землю возделывать, купец в лавку приходит торговать, ученик в школу приходит учиться, судья в судебное место приходит судить и правду искать, воин на битву выходит сражаться против врагов и Отечество свое защищать, так и христианин входит в христианство свято жить, Христу Господу угождать, и с верою в Него, от Него спасения вечного искать. «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «Будьте святы, потому что Я Свят» (1 Петр 1:15—16). Зачем ты здесь, христианин, ты, который оскверняешь тело и душу свою нечистотой. Ты, который духом злобы и мщения на ближнего своего дышишь. Ты, который простираешь руку свою на похищение чужого добра. Ты, который проливаешь слезы вдов, сирот и прочих бедных людей. Ты, который на брата твоего клевещешь, и языком своим, как мечом, бьешь его. Ты, который лжешь, обманываешь и хитростью своей прельщаешь ближнего своего, и т.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Агг.2:15–16 . И ныне положите на сердцах ваших от дне сего и выше, прежде неже положити камень на камени в храме Господни. Кто бысте, егда влагасте в мех ячмене двадесять сат, и быша ячмене десять сат? и входисте в подточилие черпати пятьдесят мер, и быша двадесять. С евр: «теперь обратите сердце ваше на время от сего дня и назад, когда еще не был положен камень на камне в храме Господнем ( Агг. 2:16 ). Приходили бывало к копне, могущей приносить двадцать мер, и оказывалось только десять; приходили к подточилию, чтоб начерпать пятьдесят мер из подточилия, а оказывалось только двадцать». Теперь обратите ваше внимание, гов. пророк, на все прошедшее время от сего дня. Когда вы не заботились о созидании храма, не положили на месте камня на камне, – в каком вы были жалком положении во все это время! Как много потерпели бедности, неудач, голода, болезни и т. п.! От чего это происходило, что, бывало, соберете с полей в лари ( «мех») 22 «двадцать сат» 23 ячменя, а получали только половину, а также, когда вы приходили к подточильному чану, чтобы взять 50 мер вина, а находили только 20 мер? Как вы думаете, от чего это? В след. стихе Св. пророк сам отвечает на сей вопрос. Агг.2:17 . Поразих вы неплодием и ветротлением и градом вся дела рук ваших, и не обратистеся ко Мне, глаголет Господь. С евр: «поражал Я вас ржавщиною и блеклостию хлеба, и градом все труды рук ваших; но вы не обращались ко Мне, говорит Господь». Все эти и подобные недостатки, все ваши бедствия Я Сам посылал на вас, говорит Господь, чтобы вразумить вас. Для сего Я поражал вас бесплодием (ржавщиною), «ветротлением», т. е. зловредным, тлетворным ветром, истреблял градом все дела рук ваших. Не смотря на это, вы не обращались ко Мне, не вразумлялись (Под. Ам. 4:9 ). Агг.2:18–19 . Устройте же сердца ваша от сего дне и далее, от двадесять четвертаго дне девятаго месяца и от дне, в оньже основася церковь Господня: положите в сердцах ваших, аще еще познается на гумне, и аще еще виноград, и смокви, и яблонь, и древа масличная не творящая плода? от дне сего благословлю.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Беседа 12 «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него». ( Мф. 3:13 ) Крещение от Иоанна не уничижало Христа. – Христос крестился, чтобы исполнить весь закон. – Для чего нисшел Дух Св. по крещении на Иисуса. – Почему иудеи, видевшие сошествие Духа, не верили во Христа. – На всякого крещающегося и теперь сходит Дух Св. – Почему Дух Св. сошел в виде голубя. – Дух Св. по достоинству не ниже Сына Божия. – Исполнив крещение иудейское, Христос отверз дверь крещению новозаветному. – Христианин должен вести жизнь, достойную дара крещения. – Верующий должен на деле оправдывать свое учение пред язычниками и служить для них примером. 1. С рабами Господь, с виновными Судия идет креститься. Но не возмущайся этим: в этом-то смирении и сияет особенно высота Его. Да и чему удивляться, если принял крещение и вместе с другими пришел к рабу Тот, Который благоволил столько времени быть в девической утробе, родиться с нашим естеством, принять заушения и крест, и претерпеть все, что претерпел Он? То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться человеком; все же прочее было уже следствием этого. Потому-то и Иоанн говорил предварительно, что он недостоин развязать ремень у сапога Его ( Лк. 3:16 ); также, что Христос есть Судия, воздаст каждому достойное и всем ниспошлет в обилии Духа, – чтобы ты, видя Его идущего ко крещению, не судил о Нем низко. Вот почему и тогда, как Он пришел креститься, Иоанн удерживает Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне» ( Мф. 3:14 )? Так как крещение Иоанново было крещением покаяния, и приводило людей в сознание грехов, то, чтобы кто не подумал, что и Иисус приходит на Иордан с таким же намерением, в предупреждение этого Иоанн называет Его Агнцем и Искупителем мира от греха. Тот, Кто мог истребить грехи всего рода человеческого, сам уже без сомнения был безгрешен. Потому Иоанн и не сказал: вот безгрешный! но, что гораздо важнее: «берет [на Себя] грех мира» – чтобы вместе с этим ты уверился, и уверившись увидел, что он приходит ко крещению с иною какою-то целью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Бог не приходит в какой-то сказочный, идиллический мир - Он приходит в мир греха, безумия, боли и горя. В наш мир, в котором мы живем. Он приходит, чтобы быть с нами во всех наших трудностях и скорбях, и чтобы сделать наш земной путь путем спасения. Мы знаем, что силы греха и зла терзают нас изнутри и снаружи - но мы также знаем, что в этот мир родился Спаситель. Мы знаем, что Он спасет людей своих от грехов их. За реальностью греха, боли и скорби лежит более глубокая реальность - Искупления, спасения и вечной радости. Когда, очами веры, мы видим Младенца, лежащего в яслях, мы понимаем, что плачущие утешатся, а кроткие наследуют землю - и это несомненно. Придет день, и мы войдем в новый мир, который уготовляет для нас Господь - " Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. (Ис.11:6-9) " Бог обратит смертную тень в ясное утро, и даже Рахиль, которая плачет о детях своих, утешится. Произойдет что-то немыслимо, невероятно прекрасное, откроются суды Божии, и мы поймем, почему мы все должны были пройти этими путями, чтобы войти в вечную радость. И это уже происходит, мы уже входим в новую эпоху - Христос рождается в Вифлееме, и мы уже видим зарю нового творения. Мы знаем о боли и горе этого мира - но мы знаем нечто гораздо, гораздо большее. Христос победил мир. Поэтому в эту ночь мы с великой радостью идем, чтобы поклониться нашему Спасителю, который есть Христос Господь. Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Оля 12 января 2014, 04:21 О Сергий отче святый и проникновенный, Как мне знаком Ваш взгляд благословенный, Как будто батюшка о Александр в прежней силе,

http://pravoslavie.ru/67370.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010