16. Итак, Христос вышел от дней века ( Мих. 5. 1 ) – ведь тогда для нас начался век, когда Он дал Израилю дни спасения 585 и вывел его пробежать поприще ( Пс. 18. 6 ) – до времени, доколе не родит рождающая ( Мих. 5. 3 ). К Израилю приходит Христос, приходит плодородие, приходит рождение, как пришло оно к Церкви, которая родила больше той, что имела сыновей и родила семерых 586 сыновей законных, тихих, несущих мир. И тогда душа принимает в себя, и рождается в ней Христос, в той душе, которая вновь обрела пришествие Его и пасется в богатствах Его ( Пс. 36. 3 ), так что ни в чем ей нет недостатка 587 и видя ее, и другие души возвращаются 588 на путь спасения ( Деян. 16. 17 ). 17. И будет ей мир ( Мих. 5. 4 ), 589 но не может быть испытана душа иначе как искушениями. Ибо тогда она удостоится своего мира и спокойствия, когда отбросит или подавит она суетные помыслы, когда укротит все волнения вздымающихся страстей, когда усилятся теснота, гонение, голод, опасность, меч. 590 Тогда будет, – сказано, – мир, ибо все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас ( Рим. 8. 37 ), поскольку полагаемся на Него, ибо ни смерть, ни какое-либо из искушений, да не отлучат нас и не отторгнут от Его любви ( Рим. 8. 39 ). Тогда Он пошлет искушения, чтобы испытать благочестивых. А Господь посылает искушения с тем намерением, чтобы никто не поддавался им, но поскольку по большей части немощные бывают побеждены, то искушениями испытывает Он тех, которые крепки. 18. Тогда будет им роса от Господа, 591 тогда настанет покой, тогда душа праведника будет как львенок посреди овец ( Мих. 5. 7 ). По евангельскому примеру я не сомневался бы отнести это ко Христу, ибо Сам Он сказал: Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф. 13. 43 ). Укрощены будут колесницы его, 592 то есть неразумные побуждения и страсти сего тела, стихнут для него отвне – нападения, внутри – страхи ( 2Кор. 7. 5 ), но повсюду: и внутри, и вовне – будет мир. И не будет того, кто ответит 593 и восстанет против благой воли, ибо смирение плоти, разрушив стоящую посреди преграду, когда станет из обоих одно ( Еф. 2. 14 ), истребит все раздоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1. О посещении храма 1.1. Зачем ходить в храм? – Одно из назначений человека на земле – славить и прославлять Бога – своего Небесного Отца. Это прославление выражается наиболее в величественных богослужениях Церкви. В Церкви люди находят и полноту взаимного молитвенного общения и взаимной молитвенной опоры. Господь сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:19,20 ). Апостол Павел называет Церковь «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем» ( Еф.1:23 ), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» ( 1Тим.3:15 ). Церковь есть опора для христиан, и она обладает критерием для истины и является ее хранительницей. Без Церкви и участия в церковных Таинствах человеку невозможно спастись. Тот, кто не посещает храм, фактически находится вне Церкви. 1.2. Что следует делать перед входом в храм? – Перед входом в храм следует трижды перекреститься, после каждого осенения себя крестом сделать поясной поклон, мысленно произнося молитвы: после первого поклона: «Боже, буди милостив мне, грешному», после второго поклона: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя», после третьего поклона: «Без числа согреших, Господи, прости мя». Можно и просто перекреститься со словами «Господи, помилуй». Главное попытаться оставить мирские, суетные мысли и иметь в душе молитвенный настрой. 1.3. Как вести себя в храме? – Людям, идущим в храм, надо знать, что в Церкви существуют свои правила и установления. Женщинам не принято приходить в храм в брюках, коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова замужней женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины не должны приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в храм мужчины должны снимать головные уборы. Приходить в храм следует до начала богослужения. За это время можно подать записки, поставить свечи, приложиться к иконам. После этого занять удобное место. Следуя древнему правилу, женщины стоят во время богослужения в левой части храма, мужчины – в правой. Если свободного места достаточно, не надо занимать главного прохода от входных дверей к Царским Вратам. Во время помазания елеем, Причащения, прикладывания к кресту мужчин обычно пропускают первыми.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

29. «…Не дам сна очам моим и веждам моим – дремания…» (Пс. 131:4). Знание как сено Сначала корова ест сено, потом долго его пережевывает. Знание приходит быстро, но чтобы усвоить его, нужно время, и порой много времени. 30. «Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей…» (Пс. 130:2). Сердце успокаивается Рыбак не выходит в море – нет и рыбы, Художник не рисует – нет и картин, Плотник не строгает доски – нет и стружки, Сердце успокаивается – и дурные мысли перестают докучать человеку. 31. «…Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). На шумной улице города жил один человек. Как-то раз рано утром, как всегда, он подошел к окну: машины, шум, гарь, море людей. Смотреть не хочется. «Как же я устал видеть все это, – подумал человек. – Хорошо, если бы ничего этого не было». Подумал так и пошел на работу. Домой он вернулся вечером. Пока поужинал да закончил кое-какие дела, наступила ночь. Утром его поразила необычная тишина. Прислушался – ничего не слышно. Подошел к окну: ни машин, ни людей, пусто. Оделся он побыстрее, вышел на улицу – один одинешенек. И спросить не у кого, в чем дело? Транспорт не ходит – некому работать. Кое-как добрался пешком до работы. Стал искать, хоть кого-нибудь, – но все напрасно, никого нет. Вернулся усталый домой и страшно ему стало: «Как я устал от этого одиночества, – подумалось. – Хорошо, если бы все стало, как раньше». Прислушался – а на улице уже машины шумят. Выглянул в окно – снова шум, гарь, людей на улице – море... И так радостно ему стало: «Ладно! – говорит он сам себе. – Потерплю как-нибудь, а то ведь быть одному еще тяжелее!» 32. «…Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.» (Еф. 6:12). Что самое безжалостное? Волки кровожадны, Тигры свирепы, Грабители беспощадны. Но нет ничего безжалостнее дурных мыслей. 33. «…Чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном…» (Еф. 1:9).

http://isihazm.ru/1/?id=126

3) В заключение Бог осуждает Елифаза и друзей его за неправые суждения их и повелевает им просить о себе молитв Иова, а потерю Иова вознаграждает сугубо (42 гл . 7–17 ст). Глава I Бедствия Иова 6. Случилось в один день, пришли сыны Божии, предстать пред Иеговою; пришёл туда и сатана среди них. 48 7. И сказал Иегова сатане: откуда ты пришел? Сатана отвечал Иегове и сказал: я скитался по земле и обошёл её. 49 8. И сказал Иегова сатане: обратил ли ты своё внимание на раба моего Иова? Ибо нет подобного ему на земле; – муж добрый, справедливый, боящийся Бога и удаляющийся порока 50 . 9. И отвечал сатана Иегове и сказал: 10. Даром ли боится Иов Бога? 51 Не Ты ли ограждаешь его, и дом его и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его расстилаются по земле 52 . 11. Но простри-ка Свою руку, и коснись всего, что у него; не скажет ли он Тебе в лицо: прощай? 53 12. И сказал Иегова сатане: вот всё, что у него есть, в руке твоей; только на него не возлагай руки своей. И ушёл сатана от лица Иеговы 54 . 13. И случилось в один день; сыновья его и дочери его ели и пили вино в доме брата своего первородного 55 . 14. И вестник пришёл к Иову и сказал: волы орали и ослицы паслись близь них; 15. и напали Савеяне и взяли их, а отроков избили острием меча; спасся только я один, чтобы известить тебя 56 . 16. Этот ещё говорит и приходит другой, и сказывает: огнь Божий ниспал с неба, возгорелся на овцах и отроках и пожрал их; спасся только я один, чтобы известить тебя 57 . 17. Этот ещё говорит и приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и напали на верблюдов и взяли их, а отроков избили острием меча; и спасся только я один, чтобы известить тебя 58 . 18. Этот ещё говорит и приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и пили вино в доме брата своего первородного; 19. И вот великий ветер пришёл из отдаленной пустыни и обхватил четыре угла дома; дом упал на отроков и они умерли; спасся только я один, чтоб известить тебя 59 . 20. И встал Иов, раздрал одежду свою, остриг главу свою, повергся на землю и молился 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

3 . Приходит Иоанн Креститель и проповедует покаяние в пустыне Иудейской. Крещение приходящих к нему в Иордане. Обличает фарисеев и саддукеев 2 , возвещает гнев Господень на нераскаянных и проповедует идущего по нем Сильного. Приходит к нему Иисус из Галилеи. Иоанн крещает Его, и видит сходящего Духа в виде голубя, и слышит глас с небеси. Иисус возведен Духом в пустыню и постится сорок дней. Искушение от дьявола. Дьявол оставляет Его, и Ангел приходит. И услышав, что Иоанн в темнице, оставляет Назарет и поселяется в Капернауме, в пределах Завулоновых и Нефалимовых. С того времени проповедует покаяние и Царство Небесное. 4 . Проходя близ моря Галилейского, призывает двух рыбаков, Симона и Андрея, да будут ловцы человеков. Они оставляют все и следуют за Ним. Иисус ходит по Галилее, уча в синагогах и исцеляя болящих. Таких приводят к Нему со всей Сирии, и много народа идут за Ним из Галилеи, Десятиградия, Иерусалима, Иудеи и из-за Иордана. 5 . Нагорная проповедь народу и ученикам. Блаженства. Вы соль земли и свет миру. Ни едина черта не прейдет от закона. Не гневаться напрасно, примиряться с противником, о прелюбодеянии и разводе. Не клянитесь отнюдь. Не противтеся злу. Любите врагов ваших, будьте совершенны. 6 . Милостыню творить в тайне. Молиться в тайне, не выказываясь перед людьми. Молитва «Отче наш». Отпускать людям согрешения их. Не являться людям постящимися. Не собирать себе сокровищ. Светильник телу – око. Нельзя работать двум господам. Не пекитесь о завтрашнем дне. 7 . Не судить ближнего. Сучок в оке брата и бревно в своем оке. Не бросать святыню псам. Просите и дастся вам. Входите тесными вратами, не ищите широких. Берегитесь лжепророков. По плодам познавайте древо. Кто творит волю Отца, внидет в Царствие, не в слове спасение, а в деле. Строение на песке и на камне. Учит Иисус как власть имеющий. 8 . Иисус очищает прокаженных. В Капернауме сотник просит исцелить раба его. Вера сотника. Иисус исцеляет раба словом, сказанным сотнику. В доме Петровом исцеляет тещу его от болезни и множество болящих. От множества народа переплывает на тот берег.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

4. Обеспечение финансовой поддержки епархиальным миссионерам при проведении ими миссионерской деятельности (например, путем образования специализированного епархиального миссионерского фонда или иных епархиальных финансовых учреждений, имеющих миссионерские цели и задачи). Миссионерская ответственность священников, на которых епархиальным архиереем возложены соответствующие обязанности в рамках прихода/благочиния, предполагает: 1. Организацию миссионерской деятельности с учетом социального статуса мирян, находящихся на территории пастырской ответственности данного прихода/благочиния. 2. Привлечение активных прихожан к миссионерскому служению. 3. Ориентирование воскресных школ на миссионерскую деятельность. 4. Воспитание в приходском активе миссионерского духа посредством личного примера. 5. Введение практики миссионерских поручений на приходе и обеспечение их ответственного исполнения. Миссионерская ответственность мирян предполагает: 1. Знание основ православного вероучения и активное участие в жизни прихода. 2. Свидетельствование об истине Православия всей своей жизнью, по слову святого апостола Петра: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет. 3.15 ). 3. Внесение, при надлежащем попечении духовников, личного вклада в дело миссионерского свидетельства в соответствии с образованием, способностями и профессиональными навыками». «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется», – пишет величайший христианский миссионер и апостол. И далее он вопрошает: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?» ( Рим. 10.13–15 ). Итак, в деле приведения человека к спасению ключевая роль отводится Господом благовествующему: «Как слышать без проповедующего?» – восклицает учитель языков. В словах апостола видна определенная целенаправленность миссионерского дела от послания миссионера к спасению слушающего. Безусловно, послание предполагает и определенное задание, своеобразный план. Посланный не блуждает бесцельно. Он знает, куда и зачем идти. Сам ап. Павел был уполномочен на дело миссии у язычников Апостольским Собором. Безусловно, апостольская миссия была под особым водительством Духа Святого. Но ошибочно представление о том, что миссия апостольской Церкви была хаотична. Апостолы, по преданию, разделили мир на миссионерские уделы и каждый отправился в свою область. И сам ап. Павел осуществлял свою миссию по определенному плану. Он тщательно продумывал свои путешествия и умело организовывал своих учеников и сотрудников, что во многом и способствовало такому удивительному росту основанных им общин.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

4) Поскольку случается, что люди часто приказывают против заповеди Божией, то всякий подчиненный, например, подвластный власть свою, сын и дочь родителей своих, жена мужа своего, раб господина своего, ученик учителя своего и прочее, дотоле должны слушать, доколе согласное закону Божию или не противное повелевают. А в противном случае заповедь Божию должно предпочитать заповеди человеческой, по учению апостольскому: Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5:29; см. также Деян. 4:19). Хотя и всякий ближнему, но особенно власти подвластным, а тем более пастыри людям, родители детям малым и юным, учителя ученикам своим подают соблазн, и потому должно им крайне беречься, чтобы не подать соблазна. Поскольку, как миру горе от соблазна, так горе и человеку тому, через которого соблазн приходит. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит, – говорит Господь (Мф. 18:6-7). Соблазн приходит или словом гнилым, развращенным, противным Святому Писанию и еретическим, или делом беззаконным. От всего того должно беречься высшим, дабы не соблазнить низших. Статья 8. Об утешительных плодах святой веры   Предисловие   Что касается до внешнего состояния христианина, нет ничего смиреннее и беднее в мире этом. Это как в святом Божием слове видим, которое представляет его хулимым, ненавидимым, гонимым, озлобляемым и всякие скорби претерпевающим, так и в истории церковной читаем и ныне примечаем. Так благоволил Небесный Отец, Бог наш, дабы как Единородный Сын Его Иисус Христос, Господь наш, Крестом устроил спасение нам и Крестом вошел в славу Свою, как говорит Сам: Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк. 24:26), – так и верные рабы Его, христиане, тем же путем крестным шли и получали славу вечную, страданием и Крестом Христовым приобретенную, по Писанию: Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие (Деян. 14:22). Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3:12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

6) Там люди будут вознаграждены Богом за все, что они делали, и за то, что страдали ради Него и в соответствии с Его волей. Там они будут вкушать и пить свой сердечный мир и одеваться в свое вечное утешение. 7) Все, вошедшие в Царство Небесное, являются царями, и там это будет объявлено перед всеми. Эти люди будут увенчаны венцами Жизни и Славы; венцами вечной радости; венцами милости (Евр.2:7; Ис.35:10; Пс. 102:4). «В тот день Господь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего» (Ис.28:5). И если после того, что было сказано (хотя разве можно что-то еще добавить к тому, что выражено в этих нескольких строках), Царство Небесное не покажется бесконечно лучшим, чем этот мир, тогда у меня просто помутнен рассудок. Но всякий человек, приходящий к Богу через Иисуса Христа, удовлетворяется этими доказательствами, и он знает, что он делает: даже если бы все его пути туда были устланы горящими угольями, он все же скорее предпочел бы идти этими путями, надеясь на помощь Бога, чем разделить участь с теми, кто погибнет. В-пятых, если существует Царство Божие, Которое придет, и путь, ведущий к нему, такой надежный и безопасный: и если в этом Царстве Бог ожидает всех приходящих к Нему через Христа, чтобы радоваться с ними, тогда все сказанное обнажает величайшее безумие большинства людей, я бы сказал даже — безумие наивысшей степени, ибо они не приходят к Богу через Христа, чтобы стать наследниками Царства Божия, Которое придет. Соломон дал им правильную характеристику: «…сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим» (Еккл.9:3). Сознание сумасшедшего человека сфокусировано на его безделушках, и, вообще, на какой угодно вещи, но только не на том, к чему он действительно должен был бы стремиться. Точно также происходит и с теми, кто не приходит к Богу через Иисуса Христа. Сумасшедший человек имеет уши, чтобы слышать, но не слышит и не воспринимает советов, которые ему дают для его же блага — то же происходит и с теми, кто не приходит к Богу через Христа. Помешанный человек дорожит своими игрушками, к примеру соломинками и петушиными перьями, которыми он украшает себя, больше, чем всеми драгоценностями мира. Так же и те, кто не приходит к Богу через Христа, более дорожат исчезающими мыльными пузырями сокровищ, приобретенных ими в этой жизни, чем славой, которую наследуют мудрые: «Мудрые наследуют славу, — говорит Соломон, — а глупые — бесславие» (Прит.3:35). Какой стыд: не обратить внимания на предложенные Богом драгоценности и думать о себе, что я мудрее, чем те, кто идет к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

7 . И именно это предсказывает Симеон, когда говорит: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Ты знаешь, Мария, что носишь Младенца, оставаясь девой, Ты слышала от архангела Гавриила: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» ( Лк.1:35 ). «Оружие» неверности пронзит Тебе душу, и меч сомнения поразит Тебя, и помыслы будут раздирать Тебя, когда Ты увидишь Его. Ты слышала, что Его называют Сыном Божьим, Ты знаешь, что Он зачат без мужского семени, что Он распят и умер и подвергся наказанию людей, что перед концом Он произнес: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф.26:39 ). «И Тебе Самой оружие пройдет душу». 8 . «Да откроются помышления многих сердец» ( Лк.2:35 ). У людей есть порочные помыслы, которые открываются, чтобы вывести их на свет и уничтожить, а когда они подавлены и умерщвлены, то перестают существовать, их поражает Тот, Кто умер за нас. Ибо пока эти помыслы сокрыты и не выведены на свет, уничтожить их невозможно. Поэтому и мы, если согрешим, то должны сказать: «Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: “Исповедаю Господу преступления мои”» ( Пс.31:5 ). Ибо если мы поступаем так и открываем наши прегрешения не только Богу, но также тем, кто может исцелить наши раны и грехи, то беззакония наши будут стерты Тем, Кто сказал: «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако» ( Ис.44:22 ). 9 . Необходимо было, чтобы спаслись и женщины, поэтому вслед Симеону пришла женщина-пророчица, о которой сказано: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова» ( Лк.2:36 ). Какой замечательный порядок! Женщина не приходит прежде мужчины, но сначала приходит Симеон, берет Младенца и носит Его на руках своих, а затем приходит Анна. Ее слова в точности не записаны, сказано лишь, что «она… славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» ( Лк.2:38 ). Эта поистине святая женщина удостоилась получить дух пророчества, ибо своей долгой целомудренной жизнью и долгими постами она поднялась так высоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

XI, 34). Эти враги будут покорены под ноги Его, но так, что Он Сам их покорит под ноги и Сам покорит так, что Ему покорит их Отец. Это нужно понимать по аналогии со следующими местами Евангелия: «Никто не приходит ко Мне, если Отец Мой не привлечет его» ( Ин. 6, 44 ). А с другой стороны сказано: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин. 14, 6 ). Поскольку веруют во Христа, как Сына Божия, постольку познают в Нем Отчую природу. И таким образом через познание Сына Отец приводит нас к вечной жизни и приемлет. Но никто не приходит к Отцу, как только через Сына, потому что при утрате веры в Сына Отец остается непознаваемым. То и другое совершается через Сына, поскольку Его проповедью об Отце и Отец приводит к Нему и Он приводит к Отцу. Таким же образом нужно понимать и то, что когда Он Сам Себе покоряет, то это Отец Ему покоряет, «т. е. пребывает в Нем через рождение природа Бога Отца и делает то, что Он Сам делает, поскольку так делает, что это делает Бог; и однако то, что делает Бог, Он Сам делает; таким образом в том, что Он Сам делает, разумеется делающим Сын, а в том, что делает Отец, познается присутствие в Нем, как Сыне, свойств Отчей природы» (ibid. XI, 33). За подчинением врагов – иудеев последует победа над последним врагом – смертью, т. е. воскресение из мертвых, когда по уничтожении тления смерти тотчас же наступит вечность живой и небесной природы ( 1Кор. 15, 53 ). Но воскресение есть то же покорение. Об этом свидетельствует апостол: «Который уничиженное тело наше преобразит так. что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет все» ( Флп. 3, 21 ). «Итак, и это есть покорение, состоящее в переходе из одной природы в другую, ибо, выходя из себя самой в отношении того, что она есть, она покоряется той, форму которой принимает. Выходит же из себя не для того, чтобы не существовать, а чтобы преуспевать, и становится покоренной в силу изменения, переходя в вид другого воспринятого рода» (ibid. XI, 35). Так как воскресшие тела переходят в форму прославленного тела Христа, по образу Его преображенного тела, то воскресение есть покорение Христу (ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010