Премия «За духовное возрождение» присуждена председателю Синодального отдела Белорусского экзархата по социальному служению протоиерею Кириллу Шолкову 7 января 2022 г. 13:11 Премия «За духовное возрождение» присуждена председателю Синодального отдела Белорусского экзархата по церковной благотворительности и социальному служению протоиерею Кириллу Шолкову.  Указ об этом подписал 6 января 2022 года  президент Белоруссии А.Г. Лукашенко . Высокое общественное признание священнослужитель получил за большой личный вклад в укрепление духовных ценностей, самоотверженный труд в сфере просвещения и церковной благотворительности.  Протоиерей Кирилл Шолков является настоятелем организованного в 2012 году прихода храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» города Минска, который появился по инициативе онкологических больных и врачей-онкологов. Священнослужитель окормляет Минский городской клинический онкологический диспансер, Республиканский научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации в деревне Городище, где онкобольные проходят реабилитацию, и больницу паллиативного ухода «Хоспис» по ул. Автодоровская, 3а. Приход также тесно сотрудничает с территориальным центром социального обслуживания населения Московского района города Минска. С 2013 года протоиерей Кирилл Шолков возглавляет рабочую группу Белорусской Православной Церкви по сотрудничеству в области здравоохранения с Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Является координатором Программы сотрудничества по вопросу помощи людям с онкологическими заболеваниями между Белорусской Православной Церковью и комитетом по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета.  В 2014 году священнослужитель был назначен председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Белорусской Православной Церкви.  Протоиерей Кирилл Шолков является автором социального проекта «Дорогой милосердия — помощь хосписам Беларуси». В 2015 году проект победил в открытом международном грантовом конкурсе «Православная инициатива» , который проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Проект успешно реализуется при поддержке Министерства здравоохранения Республики Беларусь с февраля 2016 года. Благодаря получению по итогам конкурса гранта, в городе Минске было организовано добровольческое движение, участники которого активно помогают онкологическим пациентам, а также людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. На сегодня движение насчитывает 470 добровольцев. По городу Минску православные волонтеры ежемесячно совершают в среднем 210 визитов к пациентам в хосписы и палаты сестринского ухода: моют, гуляют, перестилают постель, читают и оказывают другую посильную помощь. 

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

29. Салтычия – на местности холмистой, изрезанной длинными и глубокими балками, изобилующими ключами: из ключей образуются ручьи, а из ручьев – речки. Балки эти следующие: Беляково и Банькина: по ним расположено селение (Салтычия); в окрестностях – балки Хорева и Николенкова: первая тянется на ½, а вторая на ¾ версты; затем Криничеватая – на 3 версты, Глубокая – на 4, Деркачева и Драганова – каждая на 2 и Белая – на 6 верст. Кроме мелких ручьев, здесь две речки – Салтычия и Обиточная. Селение Салтычия тянется на 5 верст по теченью р. Салтычии и по балкам – Беляковой и Банькиной, а деревня того же прихода – хутор Обиточный тянется на 6 верст по теченью р. Обиточной и по балкам: Деркачевой, Драгановой и Белой. В салтычийском приходе, в участке, где поселены черногорцы, есть каменная могила конусообразной формы. Пути сообщения весною не совсем удобны, по множеству балок и ручьев. Молитвенный деревянный дом куплен прихожанами в с. Новогригорьевке, перевезен сюда и освящен в 1862 г. в честь Казанской иконы Божией Матери. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от прихожан 900 р. и 49 ½ д. земли. Священник живет в церковном, а псаломщик в общественном доме. Приход составляют – селение Салтычия и хутор (деревня) Обиточный. Жители того и другого переселились сюда из Поповки, бердянского уезда, и все малороссы. Кроме того, близ Салтычии поселились черногорцы в числе 54 душ обоего пола. Всех прихожан считается 970+1021=1991. Дух. 10+6. Главное занятие – хлебопашество. Пашут плугом и ралкою. Плуг в день распахивает ½ десятины, а ралка – 1 ½ – 1 1/3 зато неглубоко. Надел земли мал: до 3 ¼ дес. на душу. При хорошем урожае здесь 1 десятина ржи дает 5 четвертей, арнаутки – 6, гирки – 4, овса – 6–7, ячменя – 8–10. – Почти при каждом доме есть огород по скату балки. По балкам растет верба; но есть и плодовые деревья: груши, сливы, абрикосы, вишни и пр. Скотоводства почти нет. 30. Верхний Токмак – на местности ровной, но нередко пересекаемой холмами и балками, по берегам болотистой речки Токмак, вытекающей из-под горы Токмак-могила. Верхним называется в отличие от Большого Токмака, находящегося ниже по той же речке. Это селение образовалось из хутора, основанного еще в конце XVIII в. выходцами из селения Черниговки, бердянского уезда, и крестьянами из черниговской и полтавской губерний.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Притяжение Русского Севера Беседа с художником Татьяной Юшмановой Татьяна Юшманова. На Севере О гибели «Руси деревянной» говорят уже давно. И мало кого эта тема вдохновляет теперь, когда, как считается, уже почти не осталось ни материальных свидетельств, ни живых свидетелей мудрого и простого уклада сельской старины. Однако если все же познакомиться с этой – такой важной – частью русской жизни, то быть равнодушным уже не получится, – считает известный московский художник Татьяна Юшманова. Вот уже более десяти лет она путешествует по России, чтобы лучше узнать ее, а свои впечатления выражает в творчестве. На этюдах Ей удалось увлечь русской глубинкой и своего супруга – священника Алексия Яковлева, клирика московского храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Теперь сообща семья отца Алексия и община прихода занимаются восстановлением уникальных деревянных церквей, которые все реже, но еще встречаются на бескрайних просторах Русского Севера. Несколько дней назад в галерее «Измайлово» открылась выставка «Русский Север» , где представлены более ста картин Татьяны Юшмановой и фотоэкспозиция « Общее дело. Восстановление деревянных храмов Севера ». О ее творчестве, а также об уникальном проекте консервации и реставрации деревянных храмов – беседа с художницей. – Татьяна, на вашей выставке много портретов. Каких людей вы выбираете как модели? – Я очень люблю писать простых деревенских людей, интересно писать детей, но особенно мне нравится работать над портретами пожилых людей, стариков. Это для меня очень захватывающе. На их лицах отражается прожитая жизнь, размышления о ней; у них особенная глубина взгляда. Татьяна Юшманова. Посиделки. 2000 г. Холст, масло. 200х300 см В наших поездках иногда встречаются люди, знакомство и дружба с которыми может вдохновить меня на серию портретов. Вот, например, удивительная поморская семья Слепининых, живущая в очень красивой деревне на берегу Белого моря. Татьяна Юшманова. Помор. Портрет Слепинина А.П. Старые уже люди, они не могли равнодушно наблюдать, как разрушаются храмы в родной деревне, и своими силами стали потихоньку ремонтировать колокольню. Тогда-то мы и познакомились, и нас поразил их необычный пример, ведь дядя Саша Слепинин, 75- летний рыбак и плотник, был в то время еще даже некрещеным.

http://pravoslavie.ru/44714.html

Я с уверенностью могу сказать, что никто из работников епархиального управления или прихода не пришел сюда за одной только зарплатой. Хотя деньги любому из них нужны ничуть не меньше, чем кому-то другому. К нам приходят люди, как правило, уже сформировавшие свое мировоззрение, нашедшие смысл жизни. И если случилась какая-то неприятность, если возник конфликт – нужно просто помнить, зачем ты сюда пришел, ради чего. Недостатки, грехи, человеческие немощи начальника или того, с кем тебе приходится работать, не могут перечеркнуть для тебя этой цели – послужить Церкви, а значит, Богу. На самом деле главный наш начальник и главный наш помощник здесь – это именно Он. И об этом не надо забывать. Надо думать, как именно Ему подчиняться, как Его волю исполнять, как Его радовать своим скромным трудом и вкладом. Если именно это для тебя главное, человеческие немощи и всяческие заскоки начальника тебе не так уж и страшны: они только повод исполнить Божию волю. В миру дурак-начальник может отбить у человека желание работать, но желание работать Господу никто и ничто не может у человека отбить, если сам человек этого не захочет. Протоиерей Сергий Штурбабин      Протоиерей Сергий Штурбабин , настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации. – Совместить христианскую любовь к человеку с исполнением административных функций возможно при условии, если работающий в Церкви руководитель является, во-первых, христианином, а во-вторых, порядочным человеком; если он определенные вещи, такие, например, как уважительное отношение к людям, впитал с молоком матери; если у него есть навык доброжелательного отношения к каждому человеку.    Конечно, бывают очень сложные моменты: когда человек явно не справляется со своей задачей, не оправдывает возложенных на него надежд. Может быть, ему не хватает образования, может быть, это связано с какими-то его личными слабостями. Вот в этой ситуации очень трудно. Однако всегда можно объяснить это подчиненному по-человечески. Такие вещи, как гнев, раздражение, намеренно резкий, жесткий тон – они не только для руководителя церковной службы, они для каждого христианина должны быть исключены и забыты. То, что работающий под моим руководством человек довел меня до белого каления, говорит лишь о том, что меня до этого градуса несложно довести, иными словами – что у меня нет терпения. Или я плохо организовал работу коллектива, не объяснил людям толком, что от них требуется, не проконтролировал их работу вовремя, что привело к расслаблению и дезорганизации. В том, что у твоего подчиненного что-то не получается, надо обязательно поискать свою вину.

http://pravoslavie.ru/65900.html

Подсуетилась Полушкина (ни какого отношения не имеющая к приходу), срочно составили письмо с просьбой к МЧСникам, те согласились. Под «шумок» выпилили еще 5-7 деревьев, уже вообще без всяких, даже устаревших, документов, по инициативе то ли Полушкиной, то ли настоятеля. Крайними остались: настоятель (и совершенно заслуженно), генерал от МЧС - поплатился за действия своего зама (что называется, подставили) и приход, который был вообще «ни сном, ни духом». 2. По поводу церковников, написавших ахинею и знания истории. Разделяя Ваше раздражение по поводу случившегося, всё же предлагаю высказываться более сдержанно и аргументировано. а) О «мифическом кладбище» и знании истории. Предлагаю Вашему вниманию буквальную цитату из документа «историческая справка на территорию сквера, расположенного на Мукомольном переулке», предоставленной в мэрию города Департаментом архитектуры и развития территорий города мэрии Ярославля, подписанного начальником отдела охраны памятников О.И.Островской: «Освоение рассматриваемой территории относится к XIV веку. В этот период за пределами линии городских укреплений (рвов и валов), расположенных вдоль современной улицы Первомайской, вдоль дороги на Углич образуются жилые массивы обширного предместья города Ярославля – «Загородья». В этот период на территории, прилегающей к руслу реки Нетечи (русло проходило по направлению совр. улицы Собинова в сторону реки Которосли, к концу XVIII века - утрачено), был выстроен деревянный храм Дмитрия Солунского. По данным краеведов (В.И.Лествицын, Головщиков) основание храма относится ко времени княжения Дмитрия Донского и связано с победой русских войск (в том числе и ярославской дружины) под его предводительством на Куликовом поле в 1380 году […]Архивные документы Дмитриевского храма, связанные с исполнением церковных обрядов, свидетельствуют, что до начала XVIII века при церкви существовало церковное приходское кладбище». Кроме того, существует документ «променная запись княгини Алабышевой», свидетельствующий о захоронении на этом кладбище членов ярославского княжеского дома.

http://sobory.ru/article/?object=00584

Вы говорите, что Закон не совершенен и хотите заменить его жизнью " по-совести " , понимая под этим следование христианским ценностям. При этом Ваш жизненный опыт говорит о том, что не все граждане страны согласны следовать этим принципам. Я согласен с Вами, что законы не совершенны, но это единственный универсальный правовой механизм существования многонациональной и мультиконфессиональной страны. Как Вы знаете, в Российской империи, кроме общих для всех государственных законов, существовали и местные для отдельных территорий. Они применялись, если не вступали в противоречие с законами империи. Наблюдал за этим, назначаемый императором, генерал-губернатор. Тем самым соблюдался принцип равенства всех граждан перед Законом, и сохранялась традиционная система ценностей отдельных этнических и религиозных групп. Не совсем понял, почему Вы решили, что я отказываю русскому этносу в правах на звание Русского народа. Я говорил о феномене общности под названием Русский народ, в которой главенствующая роль, конечно, принадлежит именно русскому этносу. Но это не значит, что русский этнос единственный и подавляющий другие этносы. Так же как Православие в России, являясь доминирующей религией, не подавляло другие конфессии. Вы говорите, что " нет у нас «исторического наследия», «национального достояния», «истории, искусства», «культурного наследия» и т.д. и т.п. в ОТРЫВЕ от ПРАВОСЛАВИЯ " , но это заблуждение, национальным достоянием являются и сооружения других конфессий, и археологические памятники дохристианского времени, природные объекты и отдельные ландшафты, исторические территории и многое другое, не имеющее отношения к православию. Культура, это тоже объект наследия, нуждающаяся в защите. Конечно, наша культура в основном определяется христианством, полученным из Византии. Однако правильно ли будет считать русский язык элементом только православной культуры? И разве сохранение русского языка противоречит сохранению языков всех остальных народов России? То есть многообразие культур всех этносов России и составляет то, что я называю Русской культурой. Это ни в коей мере не принижает определяющий вклад русского этноса в эту культуру. Теперь частности.

http://sobory.ru/article/?object=00584

Вызванный на допрос отец Максим показал, что «приехал в Белебей на праздник Табынской иконы Божией Матери». «Меня милиция арестовала, я сам не знаю за что. Виновным себя ни в чем не считаю», — заключил он. 25 октября 1931 года тройка ОГПУ приговорила иеромонаха Максима к пяти годам ссылки в Северный край. В последних числах октября из Белебея на станцию Аксаково погнали пешим этапом большую группу осужденных, были люди и из прихода в Рябаше. Один из них крикнул прохожему: «Сообщите в Рябаш дочери батюшки». Весть, что отца отправляют, дошла до Клавдии вечером того же дня; она быстро добралась до маленького полустанка, откуда до станции Аксаково было еще километров двадцать; на полустанке в этот день дежурил друг отца Максима. Он позвонил своему брату, начальнику аксаковского вокзала, который распорядился остановить скорый поезд на полустанке, где тот не должен был останавливаться. Клавдию посадили в вагон, и к двум часам ночи она оказалась в Аксакове. В помещении вокзала осужденные спали на полу, как скотина в загоне, со всех сторон огороженные скамейками. С двух часов ночи до шести утра священник беседовал с дочерью. Отец Максим рассказал ей о том, что было с ним в тюрьме и как заставляли его отречься от Бога. В три часа дня подали состав для заключенных, после чего их построили в шеренгу и погнали к вагонам. Отец Максим чуть задержался, чтобы оказаться в последней группе и, может быть, в последний раз увидеть дорогое ему лицо. Народ вокруг стоял молча и плакал. Весной 1932 года дети отца Максима получили от него первое письмо из деревни Наволочек Холмогорского района Архангельской области. Он писал, что живут они в бараках, кругом на 60–80 километров болота, недалеко от них протекает река Северная Двина. «Оставайтесь людьми, — написал им отец. — Первыми вам не быть, не будьте последними; не забывайте, чьи вы дети, живите с Богом». Весной 1934 года во время половодья Северная Двина разлилась больше обычного, и ледяная вода затопила бараки. Отец Максим тяжело заболел, и его взял к себе верующий житель деревни Наволочек по фамилии Маслов. Иеромонах Максим (Попов) скончался в его доме, сподобившись мирной христианской кончины и христианского погребения.

http://foma.ru/prepodobnoispovednik-maks...

Современные условия эксплуатации церковных зданий вносят свои коррективы в технику создания изобразительного ряда. Состояние атмосферы внутри храма и вне его ныне таково, что на всех открытых поверхностях (стенах и иконах) образуются сажевые, смолянистые и пылевые отложения. Большой «вклад» в порчу изображений вносит некачественное сырье свечей, кадильного угля и ладана. Но есть и еще одна беда – мало просвещенные прихожане «отмеряют» силу своей молитвы количеством и толщиной поставленных свечей. Свеча ставится ими как знак молитвенного обращения не к Божией Матери, а к Ее чудотворной Иконе. Почитается не Божия Матерь, а Ее Образ. Можно наблюдать, как человек, купив десяток свечей, «выдумывает», куда бы их поставить. Уж если про молитву говорится: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» ( Мф.6:7 ), то количеством воска и огня спасение не приблизишь. Многие Приходские Советы сегодня отказываются от использования свечей, изготовленных из нефтепродуктов, и вновь употребляют восковые свечи, которые не отравляют легкие молящихся и намного меньше испускают копоти на иконы и стены храма. Видя неизбежность порчи стенописей из-за некачественных свечей, некоторые храмы вместо росписей стали использовать мозаики. Предполагается, что мозаика будет изготовлена из цветного стекла и смальты (особым образом выплавленный вид керамики), на поверхности которых копоть и грязь не закрепляется и поэтому легко снимается. Мозаичные композиции с годами остаются столь же свежи по колориту, как и в момент создания. К сожалению, опыт храмов-пионеров, рискнувших возродить в России мозаичное искусство, показывает, что еще не все здесь отработано в должной мере. Художники-монументалисты порою навязывают свое видение как композиций, так и материала. Ни в коем случае нельзя использовать, несмотря на категорические требования мозаичистов, для изготовления мозаик естественные камни – граниты, мрамор и кирпич. Нельзя соглашаться с техникой мозаики, предусматривающей широкие известковые швы между фрагментами мозаики – светлые известковые швы темнеют и их невозможно очистить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фото: tut.by «В такие дни священники призваны быть миротворцами». Иерей Алексей Залицаев — о событиях в Беларуси Люди приходили в храм с вопросами еще до выборов 18 августа, 2020 Люди приходили в храм с вопросами еще до выборов Фото: tut.by В Беларуси с улиц ушел ОМОН, акции протестов и забастовки носят мирный характер. Но до сих пор в тюрьмах остаются сотни задержанных. По данным правозащитников, о судьбе 78 человек ничего неизвестно. «Правмир» продолжает говорить с белорусскими священниками, которые в эти тяжелые дни выступили за мир и справедливость. О разговорах с прихожанами и знакомыми из числа силовиков рассказал клирик храма иконы Божией Матери «Всецарица» в Минске, иерей Алексей Залицаев. Иерей Алексей Залицаев Слава Богу, ситуация в Минске пока спокойная. Да, есть пробки, но они связаны не с протестами, а с дорожными работами, то есть город живет обычной жизнью, и вообще в Беларуси ситуация успокоилась.  Сейчас общество пытается добиться освобождения всех участников мирных протестов. Согласно подсчетам волонтеров, до сих пор, к сожалению, мы не знаем, где находятся 78 человек. За их судьбы мы очень сильно переживаем.  В последнее время многие священнослужители дежурят возле тюрем. Также отцы пытаются передать гуманитарную помощь в тюрьмы, но проблема в том, что передачи от священников и других волонтеров не принимают.  Возле тюрем отцы пытаются поддержать тех, кто ищет своих детей, друзей, близких. Люди, которые выходят из тюрем, обращаются к батюшкам с просьбами о помощи, с вопросами. Люди не понимают, что происходит, почему, им сейчас особенно нужны простые слова поддержки.  Главный, фундаментальный вопрос, который всегда встает в трудных ситуациях, особенно, когда творится такое беззаконие — где же Бог, где же Его милосердие, проявление любви к людям? Священники стараются утешить, поддержать людей. Я рад, что мои собратья не только в Минске, но и в других городах, помогают людям сохранить мир. 2 августа я вышел в отпуск, отправился в путешествие по стране, заезжал в свой родной город Чериков. В день голосования, 9 августа, я служил литургию с клириками местного прихода. Во время богослужений я молился о нашем государстве, о нашем народе, чтобы были мир и спокойствие. Участия в акциях я не принимал, но старался поддержать людей словом, особенно тех, кто хотел отвечать злом на зло, я призывал, чтобы они ни в коем случае не делали этого. 

http://pravmir.ru/v-takie-dni-svyashhenn...

Мы тогда могли только мечтать о таком величественном храме в Десногорске, мы не представляли себе его контуры и размеры, но я говорил о том, что Десногорск — это город атомщиков, это город, где располагается очень важное для всей страны предприятие, работа на котором связана с высоким риском, и именно поэтому над этим местом должно сугубо пребывать Божие благословение, Покров Пречистой Царицы Небесной. И я хотел бы поблагодарить коллектив атомной электростанции здесь, в Десногорске за то, что еще в то время, когда не было провозглашено никакой религиозной свободы, я имел возможность прийти на станцию, встретиться со всем коллективом, освятить реакторные залы. Хотя меня немного отговаривали, утверждая, что это может все-таки повлиять на здоровье, со святой водой я вошел в эти залы и освящал реакторы, а затем прошел вокруг всего здания атомной электростанции и окропил ее святой водой. С 1990 года здесь началось создание прихода. Я благодарю всех, кто здесь потрудился. Я уже имел сегодня возможность поблагодарить особо отца Виталия за его пастырское служение в храме, который был первым в Десногорске, и за его участие в этом строительстве. Но мое особое слово благодарности — к руководству атомной отрасли и атомной электростанции. Я могу совершенно открыто и с очень большой гордостью сказать, что это единственный храм, построенный при мне в Смоленской области, в созидании которого я не принимал никакого материального участия. Во все храмы мы вкладывали значительные епархиальные средства, особенно для того чтобы начать строительство, чтобы привлечь благодетелей. Иногда это было так трудно, что казалось: вот построим, и больше в епархии денег не будет; но мы шли на это. А этот храм от начала до конца, во всем своем великолепии, построен теми людьми, которые разумно и сознательно направили свои средства на созидание Божиего дома, понимая все то значение, которое имеют для экономики страны Десногорская электростанция и вся атомная отрасль, понимая, как хрупок человек и как хрупка любая самая современная технология. И для того чтобы эти технологии, хрупкие и опасные, могли сегодня работать для людей, необходимо, конечно, мастерство, прекрасное образование, внутренняя самодисциплина, обостренное нравственное чувство — но нужна также и милость Божия. Именно поэтому и построен этот величественный храм — здесь, в городе атомщиков.

http://patriarchia.ru/db/text/1175389.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010