Закрыть itemscope itemtype="" > Константин Малофеев: «Мы фиксировали чудеса исцеления и покажем их после выезда Даров из Святой Руси» Дарам волхвов в Санкт-Петербурге поклонилось более 165 тысяч паломников 18.01.2014 1295 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Рождества Христова в пределы Русской Православной Церкви впервые была принесена священная реликвия Афона — Дары волхвов . Встреча святыни состоялась в столичном аэропорту Внуково 6 января 2014 года. В Москве святыня пребывала с 7 по 13 января в Храме Христа Спасителя. 14 января святыня была доставлена в Санкт-Петербург, где находилась в Казанском храме Новодевичьего монастыря до 17 января. Последний молебен перед священной реликвией Афона в Казанском храме совершил викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Царскосельский Маркелл, сообщает Патриархия.ru. В аэропорту Пулково святыню провожали губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, вице-губернаторы Игорь Дивинский, Василий Кичеджи, представители Санкт-Петербургской митрополии, организатор принесения святыни в пределы Русской Православной Церкви, председатель Попечительского совета Благотворительного фонда святителя Василия Великого Константин Малофеев. Как сообщил руководитель оргкомитета по принесению Даров в Петербург вице-губернатор Василий Кичеджи, с 14 по 17 января паломничество к святыне совершили более 165 тысяч человек, и отрадно, что почти четверть из них — молодые люди в возрасте до 30 лет. Он поблагодарил организаторов, Санкт-Петербургскую митрополию и настоятельницу Новодевичьего монастыря игумению Софию (Силину) за организацию паломничества. Руководитель Фонда Василия Великого Константин Малофеев выразил благодарность городу и петербуржцам «за прекрасную организацию пребывания Даров волхвов в Санкт-Петербурге», пишет сайт администрации Петербурга . «Мы фиксировали чудеса исцеления и покажем их после выезда Даров из Святой Руси», - заявил Константин Малофеев, провожая святыню. Он отметил, что Дары побывали в Петербурге в самый праздничный период - святки. «Я сам общался с людьми в очередях и на выходе из Храма - это удивительно добрые и великодушные люди», - цитирует слова Малофеева « Петербургский дневник ».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/18/ko...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Это духовное укрепление для православных людей в годину смуты» Чернобыльский протоиерей Николай Якушин о принесении в Киев Даров волхвов 25.01.2014 2041 Как сообщалось , в Киеве и других городах Украины продолжаются массовые беспорядки, постепенно перерастающие в вооруженный мятеж. Мятежники захватывают административные здания, устраивают провокации, избивают сотрудников правоохранительных органов. Уже имеются человеческие жертвы. Правоохранители Киева пытаются оказать сопротивление вооруженным бандам, однако пока что ситуация, в том числе в Киеве, остается крайне напряженной. С вечера 23 января мятежниками был захвачен целый ряд областных администраций на Западной Украине. Тем временем, в Киево-Печерской Лавре в настоящее время пребывает величайшая христианская святыня – Дары волхвов, привезенные с Афона. Тысячи, десятки тысяч православных христиан устремились в обитель, чтобы в тяжелые для Украины дни преклониться Дарам волхвов, помолиться о мире и прекращении беспорядков. О пребывании в Киеве Даров волхвов и о ситуации на Украине рассуждает в интервью «Русской народной линии» клирик Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, настоятель Свято-Ильинского храма в Чернобыле протоиерей Николай Якушин . Для русского народа значение этого события сложно переоценить. Учитывая очень сложную политическую ситуацию, сейчас на Украине принесение Даров - это бальзам на сердце православным людям. Надеемся, что благодать Божия нам очень поможет. Именно сейчас это крайне необходимая нам духовная поддержка. В истории всегда были какие-то смуты и волнения, и Церковь всегда к этому относилась трезво. Она всегда была с народом, а народ ведь не одинаковый. У людей разные взгляды, а Церковь - это духовная часть жизни народа. Именно сейчас, участвуя в духовных делах, наши священники встают между противоборствующими сторонами, чтобы удержать их от кровопролития. Блаженны миротворцы… Разные смуты мы уже проходили, пройдем и эту! Принесение Даров на Украину - это духовное укрепление для православных людей в годину смуты. В Киеве сейчас очень неспокойно, тем не менее, очередь людей, идущих к святыне, протянулась по всей Лаврской улице, и это тысячи людей. Люди идут с радостью, молятся. Пройдет смута, мы не сомневаемся в благополучном ее исходе с Божьей помощью.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/25/et...

Таинство причащения. Часть 2. Последовательность и символическое значение литургии Причащение апостолов. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. Порядок совершения полной (то есть не преждеосвященной) литургии таков. Вначале приготовляется вещество для совершения евхаристии. Затем верующие готовятся к таинству. И, наконец, совершается само таинство освящение святых даров и причащение верующих. Божественная литургия, таким образом, состоит из трех частей: проскомидия, литургия оглашенных, литургия верных . Проскомидия Слово это греческое и в переводе означает принесение. В древности члены первохристианской общины сами приносили перед литургиейвсе нужное для таинства: хлеб и вино. Хлеб, употребляемый при совершении литургии имеет название просфоры, что значит приношение , опять же в знак того, что раньше хлебы были приносимы христианами на литургию. В православной Церкви евхаристия совершается на просфорах, приготовленных из квасного (дрожжевого) теста. Для проскомидии употребляется пять просфор в память о чудесном насыщении Христом пяти тысяч человек. Для причащения употребляется одна просфора (агничная). Ибо и Господь причастил апостолов, преломив и раздав один хлеб. Святой апостол Павел пишет: «Один хлеб, и мы многие – одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10: 17). Агнец раздробляется после приложениясвятых даров и им причащаются священнослужители и все готовившиеся к причастию. Вино при совершении литургии употребляется красное, виноградное, так как оно напоминает цвет крови. Вино смешивается с небольшим количеством воды в знак того, что из прободенного ребра Спасителя истекла кровь и вода. Проскомидия совершается в самом начале литургии, в алтаре во время чтения чтецом часов. Возглас «Благословен Бог наш», предваряющий чтение третьего часа является также начальным возгласом проскомидии. Проскомидия очень важная часть Божественной литургии и приготовление даров для освящения имеет глубокое символическое значение. Проскомидия совершается на четырехугольном столе, который стоит слева от престола и называется жертвенник .

http://pravoslavie.ru/31445.html

41. Совершение таинства: возбуждение к достойному предстоянию при совершении евхаристии: возгласы и ответы, предшествующие и сопровождающие евхаристическую молитву; возношение даров и освящение После пения символа веры диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». После этого диакон уходит в алтарь. Эти слова диакона означают то, что мы будем стоять хорошо, будем стоять со страхом. Будем внимательны, чтобы спокойно в мире принести святое возношение. После этого на клиросе поют: «Милость мира, жертву хваления»; этими словами обясняют что такое «святое возношение». Святое возношение – есть хвалебная и самая приятная жертва Богу. Она есть милость ближним, принесение бескровной жертвы и прославление Бога. После этого пения священник в алтаре обращается к народу и преподает ему благословение Св. Троицы такими словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами». На это благословение клир поет: «и со духом твоим», т.е.мы желаем того же и твоей душе. После этого священник возглашает: «Горе имеем сердца». Эти слова означают то, что мы должны обратить наши сердца от земли на небо к Богу. На это молящиеся отвечают: «Имамы ко Господу», т.е. мы уже обратили свои сердца к Господу. После Этого священник произносит: «Благ одарим Господа», т.е. принесем Господу благодарственные молитвы. В ответ на это на клиросе поют: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней». Перевод. Достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу Троице единосущной и нераздельной. Это время возвещается звоном для того, чтобы знали те, кто не в храме, о наступлении важных минут при совершении литургии. Священник во время этого пения молится и тайно читает первую часть благодарственной евхаристической молитвы. В этой молитве он прославляет Бога и благодарит Его за сотворение нас, за Его милости и за то, что Он принимает эту нашу службу, хотя Его окружают на небе и Ему всегда служат множество ангелов постоянно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Г. Литургия верных А. Окончательное приготовление даров и верующих к принесению Евхаристической жертвы Беседа 1. О Великом входе I. Окончив объяснение той части Литургии, которая носит название литургии оглашенных, мы приступаем теперь к изложению содержания и значения третьей важнейшей части, так называемой литургии верных. Так называется она потому, что к слушанию её допускались в древности только верные, т. е. уже принявшие Св. Крещение. Литургия верных разделяется на четыре части: а) окончательное приготовление даров и верующих к принесению жертвы; б) принесение жертвы, т. е. совершение Таинства Причащения и воспоминание умерших и живых членов Церкви; в) приготовление к Причащению и самое причащение и г) благодарение за Причащение и окончание литургийной службы. Первая часть литургии верных состоит из Херувимской песни, Великого входа, прошений о духовных благах (просительной ектении), внушения мира и любви, исповедания веры и приглашений ко вниманию. II. Литургия верных начинается следующим возглашением: «Елицы (которые) вернии паки и паки миром Господу помолимся». К тому времени священнодействующий распростер уже на престоле св. антиминс. Постепенным открытием этого изображения напоминается, как Господь постепенно открывал и предвозвещал о Своих Крестных страданиях, о Своей смерти и воскресении ( Мф.12:40,16:4 ; Лк.13:33 ). Подробно Он предсказал об этом за несколько дней ( Лк.9:22 ; Мф.16:21 ) и в самый день ( Мф.17:9,12 ) преображения Своего. Но с особенною подробностью предсказал пред Своим торжественным входом в Иерусалим ( Мф.20:18–19 ). Антиминс, припомните, братия, есть шелковый или льняной плат с изображением положения во гроб Спасителя, освящаемый архиереем вместо престола. Потому-то священник, хотя он уже и предстоял св. престолу, тайно тогда благодарит Господа Бога сил, в первой молитве верных, что Он сподобил его предстать святому Его жертвеннику для приношения молитв о всеобщих грехах. Во время второй ектении верных, составляющей сокращение великой ектении, священник тайно молит Благого и Человеколюбца, дабы Он, призрев на его моление, очистил его от всякия скверны плоти и духа, даровал ему неповинное и неосужденное предстояние у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава третья. Великий вход В современной литургии великий вход представляет сложное чинопоследование. В центре его лежит перенесение с жертвенника на престол приготовленных Евхаристических Даров – хлеба и вина. Но само перенесение даров сопровождается пением Херувимской песни, во время которого иерей читает тайно молитву «Никтоже достоин», диакон совершает каждение престола, всего алтаря, иконостаса, священника, певцов и всего народа. На архиерейской литургии этому предшествует омовение рук епископом. Затем священнослужители выходят из алтаря северной дверью на солею и, обратясь к народу ири молчании певцов, поминают священноначалие и всех православных христиан. Под пение они входят Святыми Вратами в алтарь. Иерей поставляет дискос и чашу на престол, кадит перед ними, затем испрашивает у сослужащих ему молитв о нем ввиду предстоящего совершения таинства освящения принесенных даров и читает «молитву предложения». Диакон в то же время произносит ектению «Исполним молитву нашу Господеви… О предложенных честных дарех Господу помолимся». Если в совершении литургии участвуют несколько иереев и диаконов, в таком случае весь комплекс молитв и обрядов завершается братским поцелуем иереев и также диаконов. Все эти компоненты великого входа образовались постепенно, по мере углубления богословского понимания смысла и значения святой Евхаристии, и обряд являлся прежде всего выражением содержания текста. Заметим, что в самих богослужебных книгах – архиерейском чиновнике и иерейском служебнике – литургия именуется Божественной («Божественная литургия» или «Божественная служба»), тогда как прочие церковные чинопоследования этого предиката не имеют. Основой чинопоследования великого входа было принесение к предстоятелю евхаристических хлеба и вина, растворенного с водой, о чем впервые мы узнаем из Первой апологии св. мученика Иустина Философа († около 165). Мученик описывает две литургии: довершаемую в связи с крещением неофита и воскресную. На первой после крещения неофита его приводили в общее собрание для совместной молитвы как о себе, так и о просвещенном и о всех других всюду находящихся. По окончании молитв происходил обряд братского поцелуя. Затем к предстоятелю приносили хлеб и чашу воды и вина и он произносил над ними «именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и благодарение за то, что Он удостоил нас этого». Когда предстоятель кончал молитву, народ отвечал ему: «Аминь». После этого диаконы давали каждому из присутствующих причаститься хлеба, над которым была совершена молитва, и от чаши вина и воды. Диаконы же относили эти Святые Дары отсутствовавшим на Евхаристии для причащения на дому 446 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

диакон Михаил Асмус Содержание Николай Грамматик (конец XI – начало XII в.) Илия Критский (середина XII в.) Феодор Вальсамон (конец XII в.) Иоанн Векк (конец XIII в.) Номоканон 228 канонов вв.) После Симеона до Пидалиона (XV в. – начало XIX в.) Пётр Могила (начало XVII в.) После Могилы до новейшей науки (середина XVII–XIX вв.)     Настоящая статья представляет и дополненный текст доклада «Понимание поминальных частиц в истории», опубликованного в Материалах Ежегодной Богословской конференции ПСТБИ (М., 2001. С. 65–73). За помощь в доработке статьи автор благодарит диакона Михаила Желтова и М.М. Бернацкого, посвятивших обсуждению темы немало времени. В статье рассмотрены историческое происхождение и богословское значение поминальных частиц, изымаемых на проскомидии – в частности, вопрос о преложении их в Тело Христово. Автором приводятся тексты свидетельств по этому вопросу в период с конца XI до начала XIX в., сопровождаемые необходимыми комментариями. Современное трёхчастное строение Божественной литургии, включающее чин св. предложения (греч. πρϑεσις), или приношения (греч. προσκομιδ), литургию оглашенных и литургию верных, возникло не сразу. И если литургия оглашенных и литургия верных сопутствуют друг другу с самых древних времён, то о выделении приготовления Даров в особое священнодействие, хотя бы и не развитое, но уже предваряющее литургию оглашенных, источники сообщают лишь с VIII в. 1 Не может быть никаких сомнений в том, что само по себе принесение хлеба и вина для Евхаристии, необходимое для её совершения, имело место ещё в апостольский век, не отделявший поначалу Евхаристии от агапы. Однако, позднее возникновение и развитие чина св. предложения вынуждает исследователя-литургиста более пристально вглядываться как в историческую, так и в богословскую стороны его священнодействий. Наше внимание привлекла к себе только одна составляющая этих священнодействий – историческое происхождение и богословское значение поминальных частиц, которые изымаются из просфор в честь Божией Матери, чинов святых и всех православных христиан, живых и усопших, полагаются возле Агнца (также представляющего собой большую, но всё-таки часть агничной просфоры) на дискосе, вместе с ним приносятся на Великом входе для участия в анафоре, вместе возносятся как Тво твоихъ, вместе лежат при освящении Даров, наконец, вместе, хотя и не в одно время, погружаются в Чашу и потребляются как величайшая святыня в конце Божественной литургии, служа вещественным выражением того великого ходатайства, какое приносится Церковью в составе Евхаристической молитвы с верой в исключительную его уместность и действенность. В статье в историческом контексте рассматривается вопрос: прелагаются вместе с Агнцем поминальные частицы в Тело Христово или нет?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архимандрит Павел: Я впечатлен благочестием перед святынями русского народа Дары волхвов доставлены в Санкт-Петербург 15.01.2014 1683 Время на чтение 3 минуты Во вторник, 14 января, делегация афонского монастыря святого Павла во главе с архимандритом Парфением доставила из Москвы в Санкт-Петербург христианскую святыню — Дары волхвов, сообщает Патриархия.ru. В аэропорту Пулково святыню встречали вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи и епископ Царскосельский Маркелл с духовенством Санкт-Петербургской епархии. «Мы благодарим Бога и Богородицу, что Они благословили привезти святыню в Санкт-Петербург. В Москве Дары были встречены хорошей погодой, мы молимся, чтобы и в вашем городе все прошло благополучно, и это будет благословением и для нашей Святой Горы. Я впечатлен как приемом Русской Православной Церкви, так и благочестием перед святынями русского народа», — сказал архимандрит Павел. От имени губернатора и правительства города организаторов принесения Даров поблагодарил Василий Кичеджи. Из аэропорта Дары волхвов были привезены в Новодевичий монастырь, где под колокольный звон и молитвенное пение их встретили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир и епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав. В Казанском храме обители был совершен молебен. Глава митрополии приветствовал делегацию монахов афонской обители святого Павла и их настоятеля. В архипастырском слове владыка сердечно поздравил петербуржцев со знаменательным событием принесения в город на Неве великой христианской святыни. Он пояснил значение поклонения честным Дарам: «Прикасаясь с трепетом к древней святыне, мы, подобно волхвам, совершаем поклонение Богомладенцу, свидетельствуя о нашей православной вере и любви». Митрополит Владимир особо поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла, благословившего принесение Даров в Санкт-Петербург, и всех, кто сопровождал и встречал святыню. «Желаю, чтобы молитвы каждого перед честными Дарами волхвов были благоприятны Господу. Да приимет Он наше благоговение и благословит нас на многая и благая лета», — сказал глава митрополии.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/15/ar...

Закрыть itemscope itemtype="" > Явные и грозные знаки помощи Божией подвергнувшемуся агрессии Запада и фашистов православному народу Украины Протоиерей Георгий Городенцев о том, как свт. Николай «дал по шапке» Кличко, Тягнибоку и Яценику 27.01.2014 5538 Время на чтение 3 минуты Вне всякого сомнения, первым таким благодатным и благим знаком является прибытие в Киев именно сейчас Даров волхвов. Как совершенно правильно говорит клирик Украинс кой Православной Церкви Московского Патриархата, настоятель Свято-Ильинского храма в Чернобыле протоиерей Николай Якушин : «Принесение Даров на Украину - это духовное укрепление для православных людей в годину смуты. В Киеве сейчас очень неспокойно, тем не менее, очередь людей, идущих к святыне, протянулась по всей Лаврской улице, и это тысячи людей. Люди идут с радостью, молятся. Пройдет смута, мы не сомневаемся в благополучном ее исходе с Божьей помощью». Еще об одном таком знаке, но уже весьма грозном, упоминает в своей статье-призыве « Отечество наше в великой опасности! » Мария Кемпфер, которая утверждает: «На Рождество, когда Кличко, Тягныбок и Яценюк появились на сцене, люди, приехавшие из Западных регионов Украины, увидели рядом с ними св.Николая, который им «дал по шапке» (не мои слова) и показал людям, чтобы они уходили с майдана... Многие ЭТО видели, и в тот же вечер много людей уехали из Киева. Теперь звонят из Хуста и переспрашивают, кто ещё видел св.Николая... На Западной сейчас много разговоров об этом». Заметим, что на Украине, среди православных и даже униатов весьма сильно почитание святителя Николая Мирликийского. Без всякого преувеличения можно сказать, что он – самый почитаемый здесь святой. Во всех более или менее значительных городах страны есть храмы, посвященные свт.Николаю, в крупных городах их может быть и несколько; практически в каждой области и даже районе Украины есть множество других селений со св.Никольскими храмами. Поэтому ничего удивительного, что св.Николай Чудотворец молится у Престола Божия на небе за столь почитающий его украинский народ и готов прийти ему на помощь. А те, кто читал житие святителя, который не раз со властью пресекал разные беззакония, в том числе, и неправды со стороны власть имущих, знают, что помощь эта будет скорой, неукоснительной и грозной для врагов Украины и ее народа, коими сейчас являются Запад (США и ЕС), а также местная оппозиция и фашиствующие молодчики.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/27/ya...

ОСНОВНОЙ СМЫСЛ И ХАРАКТЕР ЕВХАРИСТИЧЕСКОГО КАНОНА («ЖЕРТВА ХВАЛЕНИЯ») Слово канон (греч.) означает собственно тот инструмент, каким пользуются мастера для правильного выведения стен, и который у нас зовется «отвесом» (бечевка, на конце которой привешен «золотник», металлическая тяжесть или простой камешек). А отсюда уже стали называть и многое другое, что построено по какому-либо определенному правилу, образцу, – например, третья часть утрени, песнопения канона, где ирмосы и тропари всегда расположены в определенном количестве (8 или 9 песней – по 14 тропарей, после обязательного ирмоса и т. п.), и в определенном литературно-музыкальном строе: тропари должны строго соответствовать ирмосам по величине, расположению мыслей и т. д. Затем канонами стали называться уже и правила вообще, или законы; так, например, церковные законы с апостольских времен, затем постановления Соборов великих отцов древности называются канонами. Понятно теперь, что и Евхаристический канон называется так потому, что он, раз составленный, остается неизменным, узаконенным, точно исполняемым, всегда одинаковым богослужением или частью богослужения; другие части и менялись исторически, и могут меняться и впредь, а эта центральная часть, и притом в основных ее моментах, оставалась и будет оставаться вовеки, до скончания мира, нерушимым законом, неизменным правилом. Почему же Церковь так точно и бережно хранила эту часть богослужения? Конечно, не случайно. Причина в том, что содержание ее связано, как увидим, с самыми существенными христианскими догматами, которые не только не подлежат изменению по существу своему, но и теснейшим образом связаны именно с Евхаристией, а потому не могут быть произвольно исключаемы или дополняемы или изменяемы (за исключением разве каких-либо несущественных подробностей). Что же означает слово «Евхаристический», «Евхаристия»? Большинство обыкновенно под этим словом разумеют или Причащение, или же чаще Пресуществление Святых Даров, или вообще всю ту часть богослужения, на которой совершается таинство Пресуществления и Приобщения; наконец, под этим словом иные разумеют принесение Святых Даров как Искупительной Жертвы Богу. И в этом смысле чаще всего разумеют это слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010