В) Образ Главы и тела: Ефес. 1:22–23 и др. Отец: «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.» Г) Образ строящего здания: Ефес. 2:19–22 . «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу. Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господне, на котором и вы устроитесь в жилище Божие Духом.» Д) Образ Дома, семьи: 1Тим. 3:15 . «...Если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины.» – Евр. 3:6 , Христос – «Как Сын в доме Его; дом же Его – мы.» Сюда относятся также евангельские образы: рыболовного невода, засеянного поля, виноградника Божия. У Отцов Церкви часто встречается сравнение Церкви в мире с кораблем в море. Ап. Павел, сравнивая жизнь Церкви во Христе с браком, или отношениями мужа и жены, заключает свою мысль словами: «Тайна сия велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви» ( Еф. 5:32 ). Жизнь Церкви в своем существе таинственна, течение ее жизни не вмещается вполне ни в какую «историю»; Церковь совершенно отлична от какого бы то ни было на земле организованного общества. Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение Христова Церковь получила свое бытие с пришествием на землю Сына Божия, когда пришла полнота времен, и с принесенным Им спасением мира. Начало бытия ее в полном виде и значении, с полнотой даров Духа Святого, Есть день Пятидесятницы после вознесения Господня. В этот день, после сошествия Святого Духа на апостолов, в Иерусалиме крестилось около трех тысяч человек, и далее Господь каждый день прилагал спасаемых к Церкви. От этого момента территория города Иерусалима, затем Палестины и потом всей Римской империи, и даже стран за ее пределами, стала покрываться христианскими общинами – церквами. Имя « церковь ,» неразлучное с каждой общиной христианской, даже домашней, семейной, указывало на единство этого частного с целым, с телом всей Христовой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В то время, как с окружавшим Его народом Господь беседует по большей части в притчах, им Он высказывает истину прямо, неприкровенно: и на вопрос учеников: для чего притчами говоришь им (т. е. народу)? отвечает: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано ( Мф. 13:10–11 ). Среди других наставлений относительно апостольского служения их Господь заповедует между прочим: что говорю вам в темноте, говорите при свете: и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях (Мф. 10:27): слова, показывающие, что Господь ясно имел в виду, что именно и как должны будут проповедовать Его ученики. Особенно трогательное выражение этой любви и доверия Господа к ученикам своим находим в Его последней, прощальной беседе. Назвав их друзьями своими, Он присоединяет, как известно, вслед же за сим объяснение, почему так назвал их: Я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего ( Ин. 15:14–15 ). Не приводя других, столь же замечательных в этом отношении евангельских мест, укажем лишь на так называемую первосвященническую молитву Господа Иисуса ( Ин. 17 ). Большая часть этой молитвы была принесена Господом именно за учеников своих ( Ин. 17:6–19 ), и предметом молитвы за них служит главным образом то, чтобы Отец Небесный соблюл их во имя Своё, т. е. сохранил их в истине и нравственной чистоте, и освятил их истиною Своею, т. е. чрез сообщение им особенных, благодатных даров и сил избрал и посвятил их на дело великого, всемирного служения, служения слову истины, которую они должны распространять и утвердить в мipe после Его отшествия, принял их, как посвящённую Себе жертву, приносимую ими в сем служении до самоотвержения. Умоляя обо всём этом Своего Отца Небесного, Господь торжественно свидетельствует в то же время: ныне уразумели они, что все, что Ты дал мне, от Тебя есть. Ибо слова, которые Ты дал мне, Я предал им; и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал меня ( Ин. 17:7–8 ); когда я был с ними в мipe, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал мне, Я сохранил (в истине и чистоте), и никто из них не погиб, кроме сына погибели ( Ин. 17:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

В то же время должно сказать, что все священнодействие и тайнодействие церковное совершается благодатию Святого Духа, сошедшего в мир и пребывающего в Церкви. «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Он с вами пребывает и в вас будет» ( Ин. 14:16–17 ). Но в пребывании Духа таинственно пребывает и Христос по силе Его же обетования: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить» (18–19). Сопребывание Сына и Духа в Церкви нераздельно. Христос после Вознесения и Пятидесятницы пребывает в Церкви Духом Святым. Конечно, это иное, духовное пребывание, отличается от пребывания во время Первого Его пришествия, так же как и Второго, в парусии. Но двоица Сына и Духа, как открывающая Отца, предполагает от Него ниспослание, и тем самым все тайнодействие получает и троичный характер. «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне и Я в вас» ( Ин. 14:20 ). Однако наряду с духовным присутствием Христа в Церкви как Первосвященника, Совершителя тайн, есть еще Его особое, духовно-телесное присутствие, именно: Евхаристическое, к которому преимущественно относится Его первосвященническое служение, как принесение жертвы, прохождение через завесу, т. е. плоти Своей с кровию ( Евр. 10:20 ) Христос, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу (14). Таинство Евхаристии совершено впервые на Тайной Вечери Господом, Который преложил хлеб и вино в Свое тело и кровь и ими причастил Своих учеников, а затем установил сие творить в Его воспоминание, когда уже Его не будет на земле, «дондеже приидет». Поэтому в Евхаристическом присутствии Христа нужно прежде всего выделить это Его Первосвященническое тайнодействие, которое выражается в преложении μεταουσιως (transsubstantio) Святых Даров. На Тайной Вечери Господь лично присутствовал как Тайносовершитель, прелагавший – «сие есть» – хлеб в Тело и вино в Кровь Христову. Присутствие Самого Христа было не таинственным, но явным, причем, самое же установление таинства Тела и Крови было совершено прежде, чем принесена была сама Голгофская жертва – со снятием грани времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В то же время, как всякий человек своего народа, он знал ветхозаветные обетования о рождении Мессии, Который спасет народ избранный. Поэтому, выслушав волхвов, он собрал книжников и всех первосвященников (вероятно, правившего в тот момент и бывших), и спросил: «Где должно родиться Христу?» (Мф. 2, 4). Узнав от них, что Мессия должен родиться в Вифлееме, Ирод призвал волхвов и повелел им идти в Вифлеем, чтобы узнать все подробнее – мол, если обетование действительно сбылось, он сам хотел бы поклониться Христу. Так царь сказал волхвам, но в реальности главным для него было узнать место рождения Богомладенца, чтобы затем умертвить возможного претендента на престол. К сожалению, зная Писание лишь отчасти, Ирод совершенно не понимал его внутреннего, истинного содержания. Ведь Христос пришел в мир не для того, чтобы занять какой-либо трон, но для того, чтобы искупить грехи мира и спасти все человечество. Благовещение пастухам. Говерт Флинк, 1639 г. Волхвы отправились в Вифлеем, следуя за звездой, а Ирод остался ждать их возвращения в Иерусалиме. Когда они пришли в город, то застали Иосифа, Марию и Младенца Христа уже в некоем «доме» – то есть святое семейство уже покинуло пещеру и нашло место для жилья. Волхвы поднесли Богомладенцу три дара – золото, ладан и смирну. Христианская Церковь предлагает нам свое понимание смысла этих даров. Помимо того, что все эти вещи очень ценились в древнем мире, они имеют и свое прикровенное значение: золото было принесено Христу как Царю всего мира, ладан (его использовали при богослужениях) – как главному Первосвященнику, а смирна (использовалась в погребальных обрядах) – как дар Тому, Кто примет смерть за грехи всех людей. Поклонение волхвов. Питер Пауль Рубенс, ок. 1620 г. Когда волхвы собрались в обратную дорогу, им было дано во сне повеление от Бога: не идти в Иерусалим, а сразу возвращаться в свои земли. В то же время ангел Божий явился и Иосифу, которому сказал: « Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2, 13) . Все это было связано с тем, что царь Ирод уже искал святое семейство, чтобы погубить Младенца Христа. Злясь на то, что его обманули волхвы, и тщетно пытаясь найти Богомладенца, царь приказал уничтожить в Вифлееме всех младенцев от двух лет и младше, чтобы наверняка не пропустить нужного. За этот грех Господь Бог наказал Ирода ужасной смертью – от язв и многочисленных телесных болезней. Святое семейство же отправилось в Египет, где и скрывалось до тех пор, пока ангел Божий не повелел им вернуться назад. Это произошло уже после смерти царя Ирода.

http://foma.ru/rozhdestvo-hristovo-prazd...

В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо " Христос умер за грехи наши " (1 Кор. 15, 3). " Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира " (1 Ин. 2,2). Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечери совершать, в воспоминание о Нём, принесение под видом бескровных даров - хлеба и вина, - Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии. Как в Ветхом Завете к молитвам присоединялись жертвы, так и теперь в храмах, кроме молитвы, возносится Святейшая Бескровная Жертва - святое Причастие. Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу. " Я вас избрал и поставил вас, - говорит Спаситель Своим Апостолам, - чтобы... чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам " (Ин. 15, 16). Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего... " совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков " (1 Тим. 2,1). Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним " (Иак. 5, 14). Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела. - Я не умею молиться, - смиренно отвечал отец Иоанн. - Помолитесь, - продолжала просить женщина. - Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне. Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала: - Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит. Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1366...

Вино должно быть виноградное. Такое именно вино употребил Спаситель при установлении таинства Причащения, как это видно из следующих слов, сказанных Им ученикам по предложении Пречистой Крови Своей под видом вина: «сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве Отца Моего». Такое же вино употребляли и святые апостолы, и вся православная христианская Церковь . При совершении таинства оно соединяется с водою, ибо все сие священнодействие расположено по образу страдания Христова, а во время страдания Его, из прободенного ребра Его текла кровь и вода. Притом же священное Предание свидетельствует, что Иисус Христос при установлении таинства преложил в кровь Свою вино, растворенное водою. Литургия оглашенных называется так потому, что при ней дозволялось присутствовать, кроме крещенных и допускаемых до причащения, и оглашенным, то есть готовящимся к крещению, а равно кающимся, не допускаемым до причащения и даже еретикам. Как в первой части литургии приготовляется вещество для таинства причащения, так в этой второй части ее приготовляются верующие к таинству причащения. Начинается она благословением или прославлением Царства Пресвятой Троицы и состоит из молитв, песнопений, чтения книг апостольских и Евангелия. Концом ее служит повеление оглашенным выйти из церкви. Третью и самую важную часть Литургии составляет литургия верных, в которой совершается самое таинство Причащения. Оно называется так потому, что одни верные, то есть принявшие крещение, имеют право быть при этом Богослужении. Во время этой части литургии поется Херувимская песнь и бывает великий вход, но самым важным действием в это время служат: во-первых, произнесение слов, которые сказал Иисус Христос при установлении таинства: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое; пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета», во-вторых, призывание Святого Духа, и в-третьих, благословения даров, то есть принесенного хлеба и вина. Действие это важно потому именно, что во время него хлеб и вино действием всемогущего Божия прелагаются или пресуществляются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Воплощение Христа, принятие Им на Себя человеческих немощей и человеческого пути жизни, Его крестные страдания и смерть на кресте и далее воскресение и вознесение к Отцу соединили небо и землю, уничтожили пропасть между Богом и миром, являясь в то же время залогом грядущего возрождения и преобразования всей твари, открыли для нас путь восхождения к идеалу, к причастию совершенной жизни в Боге. Этот путь открывается через внутреннее общение со Христом, через жизнь в Боге, воплощенном Слове. Общение со Христом, общение непосредственное становится возможным, благодаря восприятию Им человеческой природы. Это общение со Христом, по христианскому учению и вере, происходит через человечество Христа, в восприятии Его в таинстве Евхаристии, в усвоении ниспосланных через Него даров благодати, сообщаемых в Церкви Христовой, наконец, при следовании путем Христовым и соборном осуществлении дела Христова. Спасение и возрождение человека, приобщение его к Божественному общению не может произойти без его деятельного участия, не может быть просто пассивно воспринято. Воплощение Христа дало возможность возрождения человеческой природы, освобождение ее от последствий греха открыло путь к спасению и дало благодатные дары. Но эти средства к возрождению должны быть внутренне восприняты и деятельно осуществляться. Христианство не устраняет истории, не уничтожает свободные силы человека. История является до времени ареной борьбы добра и зла, ареной действия двух начал, " двух градов " , по словам бл. Августина, выражающих эти начала. Воскресению и конечному торжеству преображенной твари предшествует указанный Христом крестный путь. Принесенная Христом свободная жертва, принятие Им ради любви к человеку крестного пути, открывающего возможность возрождения и преображения всей твари, определяет жизненный путь и высший нравственный идеал христианина. Христианский путь - путь деятельной любви, путь жертвенной отдачи себя для преображения всей твари, для приближения Царства Божия, - нового неба и новой земли, в которых правда живет. Через человека преображается и возвышается, в силу внутренней связи всего существующего, и вся земная тварь. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8:19-22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Гласом Иезекииля Он сказал также об избранных для посвящения: «будут приближаться ко Мне, чтобы служить Мне, и будут предстоять пред лицем Моим, чтобы приносить Мне тук и кровь, говорит Господь Бог. Они будут входить во святилище Мое и приближаться к трапезе Моей, чтобы служить Мне и соблюдать стражу Мою» (Иез.44:15-16). «Тук» и «кровь» и служение «при трапезе» не назовем ли мы по справедливости Христовым таинством?     П. Хорошо говоришь.     К. Бог показал нам весьма ясно и самое время, в которое совершится переход всего к лучшему и обновление, говоря: «в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог» (Иез.43:27). Восьмым днем Он называет время Воскресения нашего Спасителя, когда стали совершаться всесожжения, то есть совершенное и полное посвящение Богу уверовавших, приятное Богу, и принесение даров духовных. Этому учит и божественный Павел, когда пишет: «будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр.13:15). И еще: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:16). И какие иные плоды от нас, оправданных верою, могут быть приносимы Богу, как не продолжительное и беспрерывное славословие? А чистейшая жертва есть несравненное благовоние непорочной жизни.     П. Прекрасно и истинно наше рассуждение о том, что менее всего можно оправдаться законом, а напротив — верою во Христа и евангельским тайноводительством. Но я желал бы, чтобы об этом было рассказано в ясных примерах и чтобы мне научиться этому из самого Священного Писания.     К. Я с готовностью приступаю к этому, друг мой, по твоему желанию. Но и ты с своей стороны доискивайся точного и определенного смысла каждого из моих положений, и если тебе покажется, что я не совсем правильно думаю или говорю, то ты рассудительно поправляй и сообразно с истиною изменяй, подражая лучшим строителям, которые, когда их работа уклоняется от надлежащего, искусно переделывают ее так, как представляется наилучшим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Господь послал учеников одновременно и с пустыми, и – далеко не с пустыми руками. Он обогатил их силой, чтобы прежде, чем говорить, они могли бы освободить человека от власти нечистых духов, и уже вместе с этой свободой возложить и ответственность. Но Господь и все отнял у них. Он заповедал «ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь, и не носить двух одежд». Он запретил им, живя в городе, переходить из дома в дом в поисках больших удобств. Чтобы люди своими глазами видели в них истинных рабов Божиих, которые ищут не богатства и корысти, а только славы Господу и спасения человеку. Вот такая двойная печать – духовного богатства и материальной нищеты – должна отличать истинных Божьих посланцев. Об этом Господь заботился всегда. И когда Он давал Израилю закон, Он давал его «чрез Ангелов, рукою посредника». А мы знаем, как Ангелы мгновенно и неискаженно передают Божью волю. И знаем, каким посредником был Моисей, этот «кротчайший из всех людей на земле» ( Чис.12:3 ). Вот кто вправе, не будучи услышан, отрясти и прах от ног своих А тому, кто еще не стяжал ни духовных даров, ни совершенного бескорыстия, – не стоит спешить хлопать дверью. Сначала обратись на себя. Может быть ты просто пришел показать свою образованность? И не столько тебя заботит спасение человека, сколько ты хочешь сразиться с ним, пусть и за правое дело, но все же именно сразиться, победить, переспорить? И если так, то и не мудрено, что у тебя ничего не получается, и никто тебя не слушает. Поэтому – отступи, и со смиренным осознанием своего бессилия помолись об этом человеке. И через какое-то, может быть даже очень продолжительное время ты вдруг узнаешь, что он все-таки обратился! А это – Господь постепенно наполнил Своей внутренней силой твои только внешне правильные слова. Четверг. О ереси жидовствующих Мк.6:30–45 Гал.3:23–4:5 В эти дни в Церкви читается послание апостола Павла к Галатам. Оно было написано по поводу того, что появилось некое заблуждение, которое и до сих пор иногда возникает в сознании христиан. Русская Церковь особенно остро столкнулась с ним в конце пятнадцатого века, и названо оно было тогда «ересью жидовствующих». Сущность этого заблуждения – в переоценке значения Священного Писания Ветхого Завета. В галатийской церкви некоторые начали учить, что для спасения необходимо совершать обрезание и выполнять некоторые другие обряды Моисеева закона, например, связанные с иудейским освящением времени: наблюдать «дни, месяцы, времена и годы» ( Гал.4:10 ). Вразумляя Галатов, Апостол пишет, что тогда мы «заключены были под стражей закона», и что «закон был для нас детоводителем ко Христу». А у детей все – в виде игры, и все настоящее – в виде игрушек. Многие заповеди Господь дал Своему народу просто как упражнение в послушании. А самое Богослужение? Ведь смысл Богослужения – в принесении искупительной жертвы. А разве возможно, «чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала» человеческие «грехи» ( Евр.10:4 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Далее, чтобы ты знал, что слово " священнодействователь " употреблено по отношение к человечеству (Христову), смотри, как он ещё объясняет это: " всякий первосвященник " , - говорит, - " поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести " (Евр. 8:3). Слыша, что (Христос) сидит, не подумай, что Он несправедливо назван первосвященником; первое, т.е. сидение, есть знак божеского достоинства, а последнее есть знак великого человеколюбия и попечения об нас. Потому о последнем (Апостол) распространяется и говорит более подробно, опасаясь, чтобы не уменьшить первого. Поэтому же к тому самому он склоняет речь свою и теперь, так как некоторые спрашивали: для чего (Христос) умер, будучи священником? Священник не бывает без жертвоприношения; следовательно и Ему надлежало принести жертву. И с другой стороны, так как Он сказал, что (Христос) находится выше (небес), то теперь говорит и доказывает, что Он есть священник во всех отношениях, и по Мельхиседеку, и по клятве, и по принесению жертвы. Отсюда он составляет другое необходимое умозаключение: " если бы Он оставался на земле " , - говорит, - " то не был бы и священником, потому что [здесь] такие священники, которые по закону приносят дары " (Евр. 8:4). Если, говорит, Он - священник, как и действительно, то Ему следовало быть в другом месте; будучи на земле, Он не был бы священником. Почему? Он не приносил жертв, не священнодействовал, - и справедливо, - потому что здесь были священники. (Апостол) доказывает, что (Христу) невозможно быть священником на земле. Почему? Потому что иначе, говорит, не было бы и воскресения. Здесь необходимо сосредоточить внимание и вникнуть в мысль апостола. Он опять показывает различие священства (ветхозаветного и Христова). " Которые " , - говорит, - " служат образу и тени небесного " (Евр. 8:5); Что называет он здесь небесным? Духовное; оно хотя совершается на земле, но достойно небес. Когда Господь наш Иисус Христос предлежит закланным (агнцем), когда нисходит Дух, когда сидящий одесную Отца присутствует здесь, когда (верующие) посредством купели делаются сынами и гражданами небесными, когда мы находим там свое отечество, град и гражданство, когда для здешнего становимся чуждыми, то всё это не есть ли небесное? 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1615...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010