Окончательно образовалось чинопоследование Елеосвящения в XVII веке. В длинный период своего существования оно, таким образом, разделяло общую со всеми другими чинопоследованиями судьбу: то осложнялось и расширялось в своем составе, то суживалось и сокращалось. Но, несмотря на все эти перемены, иногда весьма крупные, всегда оставалось в нем неизменным первоначальное зерно: это идея Елеосвящения, которая явственно выступает во всех литургических формах его, и все эти формы направлены к одной общей цели: Елеопомазание, по своей идее, есть акт, служащий целям уврачевания больного и прощения грехов; для достижения этих целей в составе его от глубокой христианской древности различаются: во-первых, елей как материя Елеосвящения, хотя избранная первоначально по причинам его естественных свойств, но получившая здесь сакраментальное значение; во-вторых, молитва как необходимое средство при совершении Елеосвящения. Только с этой точки зрения и возможно говорить об устойчивости его формы. О принадлежностях для совершения Таинства Елеосвящения    Когда Таинство совершается в домашних условиях, то необходимо сделать следующие приготовления: в комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т. д.). Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд в форме лампады (или просто чистый стаканчик) для освящения елея. В пшеницу водружают семь палочек, обернутых ватой, и семь свечей.    В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей (оливковое, вазелиновое и пр. масла) и немного красного вина. На тот же стол полагаются Святое Евангелие и Распятие. Священник должен быть облачен в епитрахиль, поручи и фелонь светлого цвета. Необходимо также иметь с собой кадильницу, ладан, угли и, конечно, Требник. Чинопоследование Таинства Елеосвящения    В Требнике последование этого Таинства надписывается так: «Последование святаго елея, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому». При совершении этого Таинства в церкви или на дому желательно присутствие собора пресвитеров числом до семи. Отсюда и второе название этого Таинства – соборование.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Мнение о принадлежности канона архиеп. Корфскому Арсению, жившему в 9 веке, было высказано Гоаром 280 и архиеп. Черниговским Филаретом 281 . Оно поддерживается и современными греческими писателями. Например, у Мезолораса читаем: «И начинается последование этого таинства каноном, умилительнейшим и составленным архиеп. Корфским Арсением, другом Фотия» 282 . Это мнение оправдывается хронологией жизни архиеп. Арсения и времени появления канона в известных нам чинах елеосвящения. Таким образом, мы имели возможность определить упоминаемый в рассматриваемом чине св. елея канон и с некоторой вероятностью назвать автора его. Из других служб, соединявшихся с совершением таинства св. елея, можно сделать несколько замечаний о литургии. Так, часть литургии, примыкающая ко входу, получила отпечаток приспособления ее к событию совершения таинства. На входе первостоятель «берет и выходит со святым евангелием на вход и говорит: Во царствии Твоем... Помяни мя, Боже. Презри моя в ведении и в неведении содеянная... Петра приемый плач, приими мой, Христе... Егда приидеши во славе... Затем вход, и говорит тропарь: Ведый страдания людей и скорби природы нашея, небесный врачу болящих... Слава: Помилуй нас, Господи... И ныне: Милосердия... Прокимен: Аз рех... Стих: Блажен призираяй на нища... Апостол из соборного послания Иакова (5: 10–16). Евангелие от Марка (6: 7–13)» Нельзя не видеть, что вся эта часть наполнена содержанием, связанным с чином таинства елеосвящения. Подобное же явление наблюдаюсь и в чине св. елея рукописи Парижской Национальной библиотеки с тем различием, что там тропари указывались в честь бессребреников, следовательно, не были проникнуты покаянным характером, как здесь. Отметить это наполнение данной части литургии элементами, относящимися к таинству св. елея, важно для последующей истории чина этого таинства, когда оно стало обособляться от литургии. В заключительном итоге не можем не отметить, что рассмотренное последование елеосвящения и при компилятивном своем характере во многих отношениях замечательно. Только из этого последования мы узнаем о таких литургических действиях, как обряд приготовления елея для освящения его и обряд гашения светилен. Для нас важны в данном случае эти осложнения, независимо от их компилятивного характера, отметить как факт. Появились ли эти действия, в качестве особых седмеричных кругов, впервые в рассматриваемом чине, или они взяты из других чинов, – в том и другом случае они представляют собою дальнейший нарост на чине елеосвящения, попытки применить седмеричную систему, по возможности, ко всем отдельным частям чина св. елея.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

§2. На основании вышесказанного, к числу больных, над которыми может и должно быть совершаемо Таинство Елеосвящения, надобно отнести также и дряхлых стариков, которые, по самому закону природы, имеют основание ожидать со дня на день смерти, и потому, разумеется, должны по-христиански готовиться к оной. Таковые могут быть напутствуемы этим Св. Таинством, хотя бы не страдали какою-либо особенною болезнью; ибо самая старость есть болезнь даже по обыкновенному взгляду человеческому (Требн. П. Могилы, о таинстве елеосвящ. Догм. Богослов. преосв. Филарета, ч. II, §276). §3. Не должно быть совершаемо Таинство Елеосвящения: 1) над младенцами, не достигшими раскрытия разума, ибо по ясному учению св. Апостола, вместе с исцелением от болезни, благодать этого Таинства простирается и на отпущение грехов ( Иак. 5:15 ); а известно, что Таинство отпущения грехов не совершается у нас над детьми до семилетнего возраста (см. выше о Таинстве Покаяния). 2) Не принято у нас совершать Таинство Елеосвящения над воинами, отправляющимися на войну, ни над путешественниками, отправляющимися в далекое (морское или сухопутное) странствование, а также над преступниками, осужденными на смертную казнь пред совершением оной. Ибо никто из поименованных лиц не может подходить под одно из условий, которые апостол поставляет необходимым для приятия этого Таинства, а именно не находится в состоянии болезни, и потому не имеет нужды, чтоб молились об его выздоровлении. В частности, по отношению к преступникам осужденным на смерть, было бы несправедливо молиться об избавлении их от заслуженной ими казни (Требн. П. Могилы о елеосв. стр. 448. Догм. Богосл. пр. Филар. ч. II, §276). 3) Равным образом «над умершими маслоосвящение да не дерзнет творити (священник) отнюдь» (Номокан. при больш. Требн. пр. 164); ибо по смерти нет покаяния, ни возможности выздоровления (подробн. постановл. о сем издано патриарх. Никифором исповед. Pitra, Juris t. II, стр. 324, 325, cap. VIII). Впрочем, если бы случилось, что преступник, осужденный на казнь, заболел смертельно за несколько времени до совершения над ним казни, то священник, призванный для исповеди его и причастия Св. Таин, может по желанию его, удостоить его Таинства  Елеосвящения, как всякого больного вообще, – ибо не принято казнить больных до их выздоровления.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Таинство Елеосвящения не всегда исцеляет и не всех больных, ибо, и по принятию его, верующие умирают. Но это явление ни мало не противоречит существу таинства. Елеосвящение есть благодатное врачевство от немощей душевных и телесных. Но назначением и пределом его служит лишь то, чтобы исцелять больных, по смотрению Божию, в течение земной нашей жизни, до момента наступления смерти, определяемого Богом. Желать же, чтобы Елеосвящение всегда исцеляло нас от болезней, избавляя елеопомазуемых от смерти, значило бы требовать от него такого дара, которого Господь не усвоил ему, т. е., требовать исцеления от смерти. А не усвоил Господь такого дара таинству сему потому, как объясняет преосв. Макарий, что это было бы противно плану Его домостроительства о спасении нашем: ибо по сему плану нам необходимо сложить с себя наше бренное греховное тело, чтобы, «по ту сторону гроба облещись в безсмертное» 755 . Однако, и на случай смерти елеопомазуемых, таинство подает им величайший дар: совершенное избавление грехов в наследие царствия небеснаго. «Хотя тело и не всегда получает исцеление, говорится в «Православном Исповедании», но прощение грехов всегда даруется душе кающегося» 756 . Из предыдущего следует, что Елеосвящение имеет величайшее значение в отношении церковно-общественном. Оно подает исцеления недужным в тяжком состоянии болезней, когда все человеческие средства для излечения оказались слабыми и в будущем не внушали надежды на их действенность. Оно возвращает тяжко больным здравие и силы, след., делает их способными к труду для блага их самих, их семейств и всего общества. Благодать таинства, действуя на болящих, по выздоровлении укрепляет  их в вере и благочестии, и соделывает преданными сынами св. Церкви и добродетельными членами общества. 10) О том, как поступать с веществомл св. Елея и другими принадлежностями, остающимися после совершения Елеосвящения По окончании Елеосвящения, остаются без употребления следующие предметы, входившие в обряды тайнодействия: 1) остатки светильников, 2) зерна пшеницы, 3) стручки и 4) освященный елей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

П. Могилы, стр. 446. Сравн. Правосл. Исповедание его же, ч. I отв. на вопр. 90; там же отв. на вопр. 118. Преосвящ. Евсевия Беседы о седми спасит. таинств. стр. 535–536). При сем, причащение больного должно быть совершаемо также как и в других случаях, по уставу особенного в Требнике чина, како причастити больнаго. §15. Священники участвующие в совершении Таинства Елеосвящения должны помнить, что в то время, когда первый священник читает молитву освящения елея (Господи, милостию и щедротами), то и все другие должны читать оную совместно, только тихо; потому каждый из них должен иметь свою книгу, чтобы удобнее было делать это, не стесняя других и не производя беспорядка. §16. Для того, чтобы по уставу (см. выше §11), священники могли произносить молитву: Отче Святый врачу и телес... и в тоже время помазывать больного, они должны непременно изучить эту молитву всю наизусть: ибо, как справедливо замечает Петр Могила , «тяжко есть, паче же и не удобно и книгу в руце держати, и на ню чтя зрети, купно же и помазовати.“ – При сем, советует тот же Архипастырь, священник не должен начинать помазание больного вместе с началом молитвы, «но когда прийдешь к этим словам: исцели помазанием сим раба твоего имярек от обдержащия его душевныя и телесныя болезни..., помазуй во первых чело, а потом и другие члены, но не спеши окончанием молитвы, так чтобы, помазывая другие члены, вместе окончить и молитву“ (Требн. Могилы, стр. 446–447). §17. На западе России, некоторые священники, не следуя буквально ясному уставу православных требников, а придерживаясь постановлений, унаследованных из требников униатских, когда совершают Таинство Елеосвящения в единственном числе, без участия других священников, то помазывают больного только один раз после последнего Евангелия. Но сие положительно противоречит и древнему преданию и обычаям Церкви православной, и есть ни что иное, как явное подражание церкви западной, в которой больные действительно помазываются только однажды (срав. богослужебн. благочин.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

– О чтении на память совершительной молитвы. – Сколько именно раз должны быть помазываемы больные во время Елеосвящения? – Об отирании помазанных частей тела у больного. – О возложении Евангелия на голову больного по окончании Елеосвящения. – Можно ли совершать Елеосвящение над несколькими больными вместе? – Может ли быть повторяемо Елеосвящение над больными? §13. По уставу совершение Таинства Елеосвящения предваряется приличною постановкой сосудов и других принадлежностей Таинства в следующем порядке: «поставляется столик, и на нем блюдо с пшеницею, а поверх пшеницы сосуд для елея; в ту же пшеницу вставляются семь так называемых стручцов, т.е. небольших палочек, обернутых сверху хлопчатою бумагою, для помазания больного, а на столе кладется Евангелие“ (Требник о елеосвящ.), и св. крест (Требн. Могилы). Здесь же поставляется и вино, необходимое для соединения с елеем. Но в случае нужды вместо пшеницы, можно употребить другие хлебные зерна, а стручцы, вместо хлопчатой бумаги обвязать сверху чистою паклею пеньковою или льняною. Кроме сего П. Могила в своем требнике постановляет, что для отирания помазанных св. елеем частей тела больного должны быть приготовляемы также семь небольших пучков или клубочков ваты или пакли, которые тут же кладутся на столе (Требн. Могилы стр. 469). А для того, чтобы священнику удобнее было помазывать больного, тот же Могила советует священникам употреблять два сосуда, один для освящения елея вообще, а другой меньший, в который отливается небольшая часть освященного елея, для помазания больного (там же, стр. 446–447). Само собою, совет этот не обязателен. §14. И древний обычай и положительные постановления Церкви православной требуют, чтобы Таинство Елеосвящения непременно соединяемо было для больного с двумя другими Таинствами, а именно с Покаянием и Св. Причащением. При этом елеопомазание должно следовать за исповедью и предшествовать Причащению, т.е. больной, желающий принять Елеосвящение должен прежде исповедать грехи свои пред священником и получить от него разрешение, потом принять Таинство Елеопомазания а после сего наконец причаститься Телу и Крови Господней (Требн.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

зап. церкви, прот. Т. Серединского , стр. 132); а потому этот обычай, само собою разумеется, не должен быть соблюдаем священниками православными без ущерба Православию и его уставам и преданиям (Новой скр. 7. IV, гл. XIV, §8). §18. Что до отирания помазываемых частей тела, то о сем требник Могилы заповедует следующее: «Когда помазывает первый священник, в то время диакон или другой священник отирает хлопчатою бумагою помазанные части тела больного, и истерши все, полагает первый клубок бумаги или льняных паклей на блюде“, – и так за каждым помазанием, пока не совершится Таинство по уставу. – После этого все семь клубков, оставшихся от отирания, сжигаются и пепел их высыпается или в алтаре под престолом, или в омывалное место в церкви, или в реку, подобно тому, как и пепел, остающийся, в случае сожжения пакли или бумаги, которым стираются уканувшие капли Крови Христовой (срав. наше практ. руководство для свящ. о таинстве причащения, отдел. XIII, §§82–86, стр. 105–107; Требн. Могилы, стр. 469). – Впрочем, когда один священник совершает Таинство, и притом без диакона, то он может ограничиться однократным отиранием тела больного после последнего помазания, чтобы не растягивать обряда, и без того длинного, и не утомлять и больного и себя без особенной надобности. – Но употребляемые при этом для отирания пакли или бумаги должны быть также сожжены, по указанному. §19. По окончании помазаний больной, принимающий Елеосвящение, если может, то сам входит посреди священников, а если нет, то его вводит сюда его ближний, и священник, положив на голове его Евангелие письменами вниз, читает над ним заключительную молитву: Царю святый, благоутробне»... Но если больной не может подняться с постели, то священники сами окружают его постель и читают над ним молитву по указанному. – При сем все священники, участвующие в совершении Таинства, должны полагать свои руки на Евангелие, за исключением впрочем настоятеля, который один не делает этого, а только читает заключительную молитву велегласно (Требн. о елеосвящ.). Само собою разумеется, когда один священник совершает Елеосвящение, без участия других, то он должен в одно и то же время читать молитву и возлагать руку на Евангелие. Возложение руки, хотя и не составляет сущности Таинства, но относится к нему, как необходимое дополнение, по заповеди Спасителя: на недужные руки возложат и здрави будут ( Мк. 16:18 ; сравн. Нов. скриж. ч. IV, гл. XIV, §9). К тому же следует заметить и сие, что священники не должны возлагать на Евангелие какую руку попало, а по наставлению Петра Могилы , левою рукою поддерживать Евангелие на голове больного вместе с настоятелем, а правую полагать на Евангелие (Требн. Могил, стр. 504). – В тех случаях, когда Елеосвящение совершается для всех, напр. в Великий Четверток, то под Евангелие должны подклонить свои головы лица, стоящие вблизи священников, а остальные благоговейным наклонением голов долу должны свидетельствовать, что они также, хоть мысленно, желают участвовать в этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Изменения, сокращение или расширение их не имеют значения для действительности таинства. Действительность таинства обусловливается лишь точным и правильным соблюдением существенного и важного в чинопоследованиях таинств, – того, что составляет неизменную, богопреданную принадлежность каждого таинства, с чем Господу угодно было соединить сообщение людям Своей освящающей благодати. Первым таким условием служить употребление определенного, указанного волею Установителя таинств, вещества для таинства, или видимого знака. Так, для таинства крещения проводником и орудием таинственных действий благодати на человека Господу угодно было избрать воду; для евхаристии – хлеб и вино; для миропомазания – миро, для елеосвящения – елей. В других таинствах волею их Установителя сообщение благодати соединено с употреблением только определенная видимого (вещественного) знака, – руковозложения в таинстве священства, в таинстве покаяния – осенения крестообразным знамением разрешаемого от грехов, в таинстве брака – троекратное благословение вступающих в брак. Второе условие правильности совершения таинств, от соблюдения которого зависит действительность таинств, это – «призывание Св. Духа и известная форма слов, посредством которых священник освящает таинство силою Св. Духа, изъявляя намерение освятить оное» (Прав, испов. 100). Призывание Св. Духа и произнесение установленных слов (совершительной формулы таинства) придают внешним действиям при совершении таинств таинственно-благодатное значение. Так, таинство крещения совершается словами священнодействующего: «крещается во имя Отца, и Сына, и Св. Духа», произносимыми при троекратном погружении крещаемого в воду. Освящение мира для таинства миропомазания совершается призыванием на него Св. Духа при благословении его рукою архиерейскою, а самое таинство – словами: «печать дара Духа Святого», произносимыми при помазании частей тела освященным миром. Таинство покаяния совершается словами разрешения («Господь и Бог наш Иисус Христос благодатью и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо»...), произносимыми священником над кающимся, с осенением его крестообразным знамением; в требниках это именно называется «совершением тайны святого покаяния». В таинстве священства такую существенную часть составляет молитва хиротонии, тайно произносимая хиротонисующим и заключаемая крестообразным осенением хиротонисуемого; в таинстве брака – «Господи Боже наш, славою и честью венчай я»; в таинстве елеосвящения – молитва таинства: «Отче Святый, Врачу душ и телес», произносимая при крестообразном помазании болящего освященным елеем; в таинстве причащена – евхаристическая молитва («Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити»...), окончивающаяся словами освящения («и сотвори убо...»), произносимыми вместе с благословением хлеба и вина. Эти два существеннейшие условия действительности таинств, касающиеся способа совершена таинства, иногда называются: первое – матерью таинства, второе – формою таинства 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Но, из верных, отлученные от св. таинств и молитв, лица, еще не вступившие в лоно св. Церкви, напр., оглашаемые, также принадлежащие к иным христианским исповеданиям, и тем более – иноверцы, напр., евреи и т. п., по правилам св. Церкви, не имеют права присутствовать при совершении Елеосвящения и других таинств, хотя бы священнодействие совершалось на дому. IV. О лицах, принимающих Елеосвящение Пресвитеры должны преподавать Елеосвящение не всем и каждому по желанию, а только лицам, имеющим требуемые для сего качества и находящимся в условиях, определяемых существом сего таинства. Качества сии и условия implicite – внутренно содержатся в чине св. ап. Иакова, вытекают из него и касаются следующих трех состояний недужного: 1) религиозно-нравственного , 2) физического  и 3) психического. В тексте: болит ли кто в вас, да призовет  пресвитеры... слово: в вас указываете на веру и вообще – религиозно-нравственное состояние призывающего, болит – на его состояние физическое, а речение: да призовет выражает внутреннее его, психическое или душевное, состояние. 1) О религиозно-нравственных качествах и условиях, для принятия Елеосвящения требуемых В чине Елеопомазания св. ап. Иаков говорит: болит кто в вас, да призовет... Здесь под словом: в вас (Εν μν, in vobis, между вами) св. апостол, бесспорно, разумеет тех, кому писал и предал свое Соборное Послание. А это были люди, уверовавшие в Господа Иисуса Христа ( Uak. 11, I. 5:14 ), принявшие св. крещение, словом: члены св. соборной и апостольской Церкви первого христианского века. Так понимали и толковали это место с древнейших времен. Папа Иннокентий I-й, начала V в., писал о сем к епископу Деценцию: «нет сомнения в том, что слова ( болит ли кто в вас ) должны быть принимаемы и понимаемы в отношении к верующим больным , которые должны быть помазываемы св. Елеем помазания (sancto oleo chrismatis)» 189 . Из сего следует, что апостольское елеопомазание и ныне можно и должно подавать, вообще, только чадам св. соборной и апостольской Православной Церкви. «Должно наблюдать, говорится в «Православном Исповедании», чтобы больной, приступающий к таинству Елеосвящения, содержал Православную и Кафолическую веру» 190 . Итак, исповедание Православной веры и вообще принадлежность к Церкви Православной дают верующим право на принятие Елеосвящения в числе прочих таинств. Поэтому, в древних церковных чинах сего таинства, восточных и западных, положено было читать: Символ веры при богослужении Елеосвящения, и Символ, по некоторым чинам, произносил сам недужный перед принятием св. помазания 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Так и крестителем да будет у тебя всякий. Ибо хотя бы один превосходил другого по жизни, но сила крещения равна, и одинаково может привести тебя к совершенству всякий, кто наставлен в той же вере» (Сл. XL, на крещ.). Поставление действительности таинства в зависимость от внутренних расположений совершителя его, при невозможности знать тайники его внутренней жизни, делало бы то, что никто из приступающих к таинству не мог иметь уверенности в том, что в известном случае он действительно удостоился приятия спасающей благодати, и верующие неизбежно обрекались бы на постоянные мучительные сомнения и колебания в деле устроения своего спасения. В тех же случаях, когда пастыри оказывались бы недостойными служителями алтаря или совершали таинства без намерения в р.-католическом смысле, — чем были бы виноваты верующие, лишаясь спасительной благодати по вине своих недостойных пастырей? Co стороны способа совершения таинств условием их действительности служит правильность совершения таинств, т. е. по установленному чинопоследованию. В чинопоследованиях таинств, однако, не все имеет одинаково важное и существенное значение. Действительность таинства обусловливается лишь точным и правильным соблюдением существенного и важного в чинопоследованиях таинств, — того, что составляет неизменную, богопреданную принадлежность каждого таинства, с чем Господу угодно было соединить сообщение людям Своей щающей благодати. Первым таким условием служит употребление определенного, указанного волей Установителя таинств, вещества для таинства (для крещения — воды, с троекратным погружением крещаемого, для евхаристии — хлеба и вина, для миропомазания — мира, для елеосвящения — елея) или определенного видимого (вещественного) знака (в таинстве священства — архиерейское возложение рук, в таинстве покаяния — осенение крестообразным знамением разрешаемого от грехов; в таинстве брака — троекратное благословение вступающих в брак). Второе условие правильности совершения таинств, от соблюдения которого зависит действительность таинств, это — «призывание Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010