Таинство Елеосвящения не всегда исцеляет и не всех больных, ибо, и по принятию его, верующие умирают. Но это явление ни мало не противоречит существу таинства. Елеосвящение есть благодатное врачевство от немощей душевных и телесных. Но назначением и пределом его служит лишь то, чтобы исцелять больных, по смотрению Божию, в течение земной нашей жизни, до момента наступления смерти, определяемого Богом. Желать же, чтобы Елеосвящение всегда исцеляло нас от болезней, избавляя елеопомазуемых от смерти, значило бы требовать от него такого дара, которого Господь не усвоил ему, т. е., требовать исцеления от смерти. А не усвоил Господь такого дара таинству сему потому, как объясняет преосв. Макарий, что это было бы противно плану Его домостроительства о спасении нашем: ибо по сему плану нам необходимо сложить с себя наше бренное греховное тело, чтобы, «по ту сторону гроба облещись в безсмертное» 755 . Однако, и на случай смерти елеопомазуемых, таинство подает им величайший дар: совершенное избавление грехов в наследие царствия небеснаго. «Хотя тело и не всегда получает исцеление, говорится в «Православном Исповедании», но прощение грехов всегда даруется душе кающегося» 756 . Из предыдущего следует, что Елеосвящение имеет величайшее значение в отношении церковно-общественном. Оно подает исцеления недужным в тяжком состоянии болезней, когда все человеческие средства для излечения оказались слабыми и в будущем не внушали надежды на их действенность. Оно возвращает тяжко больным здравие и силы, след., делает их способными к труду для блага их самих, их семейств и всего общества. Благодать таинства, действуя на болящих, по выздоровлении укрепляет  их в вере и благочестии, и соделывает преданными сынами св. Церкви и добродетельными членами общества. 10) О том, как поступать с веществомл св. Елея и другими принадлежностями, остающимися после совершения Елеосвящения По окончании Елеосвящения, остаются без употребления следующие предметы, входившие в обряды тайнодействия: 1) остатки светильников, 2) зерна пшеницы, 3) стручки и 4) освященный елей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Изменения, сокращение или расширение их не имеют значения для действительности таинства. Действительность таинства обусловливается лишь точным и правильным соблюдением существенного и важного в чинопоследованиях таинств, – того, что составляет неизменную, богопреданную принадлежность каждого таинства, с чем Господу угодно было соединить сообщение людям Своей освящающей благодати. Первым таким условием служить употребление определенного, указанного волею Установителя таинств, вещества для таинства, или видимого знака. Так, для таинства крещения проводником и орудием таинственных действий благодати на человека Господу угодно было избрать воду; для евхаристии – хлеб и вино; для миропомазания – миро, для елеосвящения – елей. В других таинствах волею их Установителя сообщение благодати соединено с употреблением только определенная видимого (вещественного) знака, – руковозложения в таинстве священства, в таинстве покаяния – осенения крестообразным знамением разрешаемого от грехов, в таинстве брака – троекратное благословение вступающих в брак. Второе условие правильности совершения таинств, от соблюдения которого зависит действительность таинств, это – «призывание Св. Духа и известная форма слов, посредством которых священник освящает таинство силою Св. Духа, изъявляя намерение освятить оное» (Прав, испов. 100). Призывание Св. Духа и произнесение установленных слов (совершительной формулы таинства) придают внешним действиям при совершении таинств таинственно-благодатное значение. Так, таинство крещения совершается словами священнодействующего: «крещается во имя Отца, и Сына, и Св. Духа», произносимыми при троекратном погружении крещаемого в воду. Освящение мира для таинства миропомазания совершается призыванием на него Св. Духа при благословении его рукою архиерейскою, а самое таинство – словами: «печать дара Духа Святого», произносимыми при помазании частей тела освященным миром. Таинство покаяния совершается словами разрешения («Господь и Бог наш Иисус Христос благодатью и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо»...), произносимыми священником над кающимся, с осенением его крестообразным знамением; в требниках это именно называется «совершением тайны святого покаяния». В таинстве священства такую существенную часть составляет молитва хиротонии, тайно произносимая хиротонисующим и заключаемая крестообразным осенением хиротонисуемого; в таинстве брака – «Господи Боже наш, славою и честью венчай я»; в таинстве елеосвящения – молитва таинства: «Отче Святый, Врачу душ и телес», произносимая при крестообразном помазании болящего освященным елеем; в таинстве причащена – евхаристическая молитва («Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити»...), окончивающаяся словами освящения («и сотвори убо...»), произносимыми вместе с благословением хлеба и вина. Эти два существеннейшие условия действительности таинств, касающиеся способа совершена таинства, иногда называются: первое – матерью таинства, второе – формою таинства 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

§ 324. Лица, совершающие таинство брака и вступающие в брак Лица, совершающие таинство брака, суть священники, а вступающие в брак суть один муж и одна жена; многоженство же, допущенное из снисхождения в ветхом завете, в Церкви Христовой, где господствует совершеннейший закон нравственный, отнюдь не позволительно, поскольку противоречит коренному закону о браке, данному Богом в раю. Впрочем, преемственное повторение брака, при известных законных условиях, не воспрещается и нашей Церковью, и он в таком случае может быть повторен до трех раз. Только за такое снисхождение Церкви лица, вступающие в брак во второй или третий раз, подвергаются некоторой эпитимии. Требуется еще, чтобы лица, вступающие в брак, не были в близком между собой родстве, имели законные лета, и удовлетворяли другим условиям, предписываемым канонами Церкви. § 325. Нерасторгаемость брака и случай, когда расторгается Брак, правильно совершенный, не должен быть расторгаем. Сие видно, с одной стороны, из святости брачного союза, поскольку он утверждается самим Богом и в таинственном смысле означает неразрывный союз Иисуса Христа с Церковью; а с другой стороны – из ясных слов Христа Спасителя, где Он именно воспрещает развод по всякой вине, говоря, что это допущено было Моисеем только по жестокосердию людей, и еже Бог сочета, человек да не разлучает ( Мф. 19:3–9 ). Впрочем, сам же Иисус Христос указывает единственный случай, в каком позволителен развод: это – нарушение супружеской верности одним лицом. В сем случае невинное лицо может, по правилам Церкви, вступить во второй брак, получивши законное разрешение. 7) Елеосвящение § 326. Понятие Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании больного благословенным елеем, призывается на него благодать, врачующая от болезней души и тела. § 328. Видимая или чувствам подлежащая принадлежность Видимую пли подлежащую чувствам принадлежность таинства елеосвящения составляют: а) Вещество. Это, по указанию Апостола, есть елей, или древянное масло, как ближайший символ благодати Святого Духа, врачующей болезни тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Но, из верных, отлученные от св. таинств и молитв, лица, еще не вступившие в лоно св. Церкви, напр., оглашаемые, также принадлежащие к иным христианским исповеданиям, и тем более – иноверцы, напр., евреи и т. п., по правилам св. Церкви, не имеют права присутствовать при совершении Елеосвящения и других таинств, хотя бы священнодействие совершалось на дому. IV. О лицах, принимающих Елеосвящение Пресвитеры должны преподавать Елеосвящение не всем и каждому по желанию, а только лицам, имеющим требуемые для сего качества и находящимся в условиях, определяемых существом сего таинства. Качества сии и условия implicite – внутренно содержатся в чине св. ап. Иакова, вытекают из него и касаются следующих трех состояний недужного: 1) религиозно-нравственного , 2) физического  и 3) психического. В тексте: болит ли кто в вас, да призовет  пресвитеры... слово: в вас указываете на веру и вообще – религиозно-нравственное состояние призывающего, болит – на его состояние физическое, а речение: да призовет выражает внутреннее его, психическое или душевное, состояние. 1) О религиозно-нравственных качествах и условиях, для принятия Елеосвящения требуемых В чине Елеопомазания св. ап. Иаков говорит: болит кто в вас, да призовет... Здесь под словом: в вас (Εν μν, in vobis, между вами) св. апостол, бесспорно, разумеет тех, кому писал и предал свое Соборное Послание. А это были люди, уверовавшие в Господа Иисуса Христа ( Uak. 11, I. 5:14 ), принявшие св. крещение, словом: члены св. соборной и апостольской Церкви первого христианского века. Так понимали и толковали это место с древнейших времен. Папа Иннокентий I-й, начала V в., писал о сем к епископу Деценцию: «нет сомнения в том, что слова ( болит ли кто в вас ) должны быть принимаемы и понимаемы в отношении к верующим больным , которые должны быть помазываемы св. Елеем помазания (sancto oleo chrismatis)» 189 . Из сего следует, что апостольское елеопомазание и ныне можно и должно подавать, вообще, только чадам св. соборной и апостольской Православной Церкви. «Должно наблюдать, говорится в «Православном Исповедании», чтобы больной, приступающий к таинству Елеосвящения, содержал Православную и Кафолическую веру» 190 . Итак, исповедание Православной веры и вообще принадлежность к Церкви Православной дают верующим право на принятие Елеосвящения в числе прочих таинств. Поэтому, в древних церковных чинах сего таинства, восточных и западных, положено было читать: Символ веры при богослужении Елеосвящения, и Символ, по некоторым чинам, произносил сам недужный перед принятием св. помазания 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Так и крестителем да будет у тебя всякий. Ибо хотя бы один превосходил другого по жизни, но сила крещения равна, и одинаково может привести тебя к совершенству всякий, кто наставлен в той же вере» (Сл. XL, на крещ.). Поставление действительности таинства в зависимость от внутренних расположений совершителя его, при невозможности знать тайники его внутренней жизни, делало бы то, что никто из приступающих к таинству не мог иметь уверенности в том, что в известном случае он действительно удостоился приятия спасающей благодати, и верующие неизбежно обрекались бы на постоянные мучительные сомнения и колебания в деле устроения своего спасения. В тех же случаях, когда пастыри оказывались бы недостойными служителями алтаря или совершали таинства без намерения в р.-католическом смысле, — чем были бы виноваты верующие, лишаясь спасительной благодати по вине своих недостойных пастырей? Co стороны способа совершения таинств условием их действительности служит правильность совершения таинств, т. е. по установленному чинопоследованию. В чинопоследованиях таинств, однако, не все имеет одинаково важное и существенное значение. Действительность таинства обусловливается лишь точным и правильным соблюдением существенного и важного в чинопоследованиях таинств, — того, что составляет неизменную, богопреданную принадлежность каждого таинства, с чем Господу угодно было соединить сообщение людям Своей щающей благодати. Первым таким условием служит употребление определенного, указанного волей Установителя таинств, вещества для таинства (для крещения — воды, с троекратным погружением крещаемого, для евхаристии — хлеба и вина, для миропомазания — мира, для елеосвящения — елея) или определенного видимого (вещественного) знака (в таинстве священства — архиерейское возложение рук, в таинстве покаяния — осенение крестообразным знамением разрешаемого от грехов; в таинстве брака — троекратное благословение вступающих в брак). Второе условие правильности совершения таинств, от соблюдения которого зависит действительность таинств, это — «призывание Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Так и крестителем да будет у тебя всякий. Ибо хотя бы один превосходил другого по жизни, но сила крещения равна, и одинаково может привести тебя к совершенству всякий, кто наставлен в той же вере» (Сл. XL, на крещ.). Поставление действительности таинства в зависимость от внутренних расположений совершителя его, при невозможности знать тайники его внутренней жизни, делало бы то, что никто из приступающих к таинству не мог иметь уверенности в том, что в известном случае он действительно удостоился приятия спасающей благодати, и верующие неизбежно обрекались бы на постоянные мучительные сомнения и колебания в деле устроения своего спасения. В тех же случаях, когда пастыри оказывались бы недостойными служителями алтаря или совершали таинства без намерения в р.-католическом смысле, – чем были бы виноваты верующие, лишаясь спасительной благодати по вине своих недостойных пастырей? Co стороны способа совершения таинств условием их действительности служит правильность совершения таинств, т. е. по установленному чинопоследованию. В чинопоследованиях таинств, однако, не все имеет одинаково важное и существенное значение. Действительность таинства обусловливается лишь точным и правильным соблюдением существенного и важного в чинопоследованиях таинств, – того, что составляет неизменную, богопреданную принадлежность каждого таинства, с чем Господу угодно было соединить сообщение людям Своей освящающей благодати. Первым таким условием служит употребление определенного, указанного волей Установителя таинств, вещества для таинства (для крещения – воды, с троекратным погружением крещаемого, для евхаристии – хлеба и вина, для миропомазания – мира, для елеосвящения – елея) или определенного видимого (вещественного) знака (в таинстве священства – архиерейское возложение рук, в таинстве покаяния – осенение крестообразным знамением разрешаемого от грехов; в таинстве брака – троекратное благословение вступающих в брак). Второе условие правильности совершения таинств, от соблюдения которого зависит действительность таинств, это – «призывание Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Св. ап. Иаков право совершать Елеопомазание усвояет, буквально пресвитерам церковным. Имеют ли же право на совершение сего таинства члены высшей церковной иерархии, т. е., епископы различных степеней? Некоторые авторитеты совершителями Елеопомазания почитают как бы исключительно одних пресвитеров. Так, в «Православном Исповедании» говорится: «должно наблюдать, чтобы сие таинство со всеми обрядами его совершаемо было священниками, а не другим кем » 158 . Преосв. Антоний в „Догматическом поучает: „лица, которые должны совершать таинство Елеосвящения, суть одни только священники, ибо апостол говорит: да призовет пресвитеры 159 церковныя ». Здесь, tacite как бы отрицается право епископов на совершение Елеоевящения: ибо один авторитет говорит, что совершители таинства суть одни только священники, а другой прибавляет: и  никто другой. На самом же деле, такого отрицания у них нет и быть не могло. Оба означенные авторитеты, принимая термин: священники в обширном смысле, ибо и все учение о таинстве иерархии называется священством (sacerdotiom), разумели под ним и  епископов , а не выяснили этого разумения лишь потому, что не вошли в подробное объяснение темы о совершятелях Елеосвящения. Ибо те же самые авторитеты, в учении о епископах, усвояют и им право на совершение Елеосвящения, как говорит о сем, напр., преосв. Антоний: «епископ совершает все принадлежащее пресвитерам», следовательно, и Елеосвящение 160 . Определяя, что Елеосвящение могут совершать только одни пресвитеры и никто другой, означенные источники этим отрицали право совершения его не у епископов, а собственно – у таких лиц, которые благодати не получили на совершение таинсгв, каковы, напр., диаконы, монахи, миряне. Вообще же, текст св. ап. Иакова о пресвитерах , как совершителях елеопомазания, твердо и определенно соединяемое ныне со словом: пресвитер , понятие о священничестве , как второй степени иерархии, обычное ныне совершение Елеосвящения только священниками, почти неимение случаев видеть, слышать и знать о совершении сего таинства епископами, могут подавать многим повод к неправильному суждению, якобы совершение его составляет исключительную принадлежность священников, как это и было в Западной Церкви, в начале V в., при папе Иннокентии I 161 . Посему, предмет сей требует, с нашей стороны, особого исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Между тем, у беспоповцев священных лиц нет. Им, по-видимому, оставался один выход: отвергнув все таинства, утвердить положение, что спасение возможно и без них. Но православно-христианский взгляд был слишком силён в беспоповстве, чтобы прийти ему к такому рационалистическому выводу. Они нашли иной выход из затруднительного положения, какой немыслим ни в одной секте с рационалистическим характером. Они хитро совместили несовместимое: удержали и идею о церкви бессвященнословной, и не отвергли таинств. – В самом понятии о таинствах они не отступили нисколько от учения православной церкви. Они также признают божественное установление таинств, также различают в них две стороны: внешнюю, которую составляет видимый или чувствам подлежащий образ, и внутреннюю, которой является невидимое действие благодати Божией. Таким образом, они не стали ни на точку зрения наших рационалистических сектантов, большею частью понимающих таинства духовно и, вследствие этого, отвергающих видимую сторону, ни на точку зрения протестантов (и штундистов), которые видят в таинствах только внешние знаки, или символы нашего союза со Христом, нашей принадлежности к Церкви Христовой, и потому отвергают внутреннюю сторону. К отрицанию же четырёх таинств – брака, священства, миропомазания и елеосвящения – беспоповцы пришли не вследствие сознания их совершенной ненужности (может не быть не тоже, что не должно быть), не вследствие противоречия понятия о них какому-нибудь основному принципу доктрины, но единственно в силу отсутствия иерархических лиц, которые бы могли совершать их, беспоповцы признают, что эти таинства установлены Богом для того, «дабы (мы) имели есмы спасение наше дерзновение, известно и твёрдо». Но они не могли найти ни каких-либо выражений в священных книгах, ни примеров древности, на основании которых можно было бы утверждать, что совершение этих таинств возможно и для мирянина. В отношении же двух – крещения и покаяния они были счастливее. Было найдено большое количество примеров, когда «простолюдины, не имущии хиротонии, крещаху, их же крещение, яко же и священников, церковью приято».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вина их впрочем ослабляется тем, что сами больные не решаются приглашать много священников из опасении лишних расходов (на уплату священникам); хотя едва ли кто из священников откажется принять участие в соборном совершении Таинства, единственно по корыстолюбию. §9. Веществом для Таинства Елеосвящения, как видно из самого его наименования, служит елей, именно деревянное масло. Само собою разумеется, что по важности и достоинству Таинства, елей для него должен быть употреблен свежий, чистый, не прогорклый. Кроме этого, по примеру милосердого самарянина, издревле принято к елею присоединять вино, именно обыкновенное красное вино, какое употребляется для совершения литургии. Елей употребляется в образ щедрот Христовых, а вино в образ крови Его излиянной на кресте во спасение верующих (Нов. Скр. ч. IV, о елеосв. §5). Впрочем в крайности можно употреблять и другое вино, белое или желтое, какое случится под рукою, а в особой нужде священник не согрешит, если совершит Таинство и без всякого вина, вообще по глаголу Апостола, упоминающего об одном только елее ( Иак. 5:14 ). §10. По православному чину в Таинстве Елеосвящения помазуются следующие части тела больного: 1) чело, 2) ноздри; 3) ланиты; 4) уста; 5) перси, и 6) руки на обеих сторонах. Некоторые из священников, недоумевают, нужно ли непременно, и прилично ли, когда совершается Елеосвящение над больною женщиною, вместе с остальными частями тела помазывать перси ее? Устав Церковный, говоря о помазании известных частей тела у больного, не делает при этом никакого исключения, заповедуя помазывать эти именно части как у мужчины, так и у женщины неотложно. «Ибо голова, говорит Петр Могила , есть седалище разума“, остальные части суть орудия чувств, а перси помазываются потому, что они суть вместилище «сердца, из негоже исходят все помышления злые, похоти лукавые“ (Требн. Могилы, стр. 446). Впрочем, если бы случилось так, что по женской стыдливости, или по другим каким-либо причинам, священнику не совсем удобно было помазывать у больной женщины перси, он может и не делать этого, а вместо этого, следуя указаниям Могилинского требника, помазывать у нее глаза, как орудие зрения, или уши, как орудие слуха (Требн.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В первые три века христианства Псалтирь являлась необходимою принадлежностью богослужения. Это видно из свидетельства, сохранившегося от того времени письменного памятника, известного под именем книги «Постановлений Апостольских». В четвертом веке Псалтирь для удобства употребления псалмов при богослужении разделена была на 20 кафизм, т.е. сидений, так как по окончании пения положенных псалмов, когда, читались отеческие писания и жития святых, присутствующим позволялось садиться для отдохновенья, пение же псалмов выслушивалось ими стоя. Каждая кафизма в свою очередь разделена была на три славы, т.е. отделения, псалмы которых заканчивались прибавлением малого славословия Богу. Настоящее употребление Псалтири в православной Церкви определяется особым уставом, который обыкновенно помещается в начале церковно- богослужебной Псалтири, под названием Устав о Псалтири, пако должно есть глаголати во все лето. Кроме кафизм, на утреннем и вечернем богослужениях употребляются следующие псалмы: «предначинательный» (CIII); на вечерни псалмы CXL, CXLI и CXXIX: на малом повечерии псалмы «покаянные» (L, LXIX, и др.); на утрени (XIX и XX), на шестопсалмии псалмы (III, XXXVII, LXII, LXXXVII, CII, CXLII) и хвалитные (пс. CXLVIII-CL). Псалмы также составляют преимущественное содержание, так называемых, «богослужебных часов»: первого, входящего в составе утреннего богослужения, третьего и шестого часов, читаемых во время совершения проскомидии и девятого, который входит в состав вечернего богослужения. В праздники двунадесятые, храмовые и вообще, когда бывает величание праздника, полагается петь на утрени особо избранные псалмы, составленные из стихов разных псалмов. При совершении таинства крещения полагается петь особый псалом (XXXI), пред исповедью (L), во время брака (CXXVII), при совершении таинства елеосвящения, при каждом церковном чинопоследовании и при каждом молебном пении полагается исполнять особые на каждый сей случай псалмы. Наконец, в нашей Православной Церкви существует благочестивый обычай, ведущий свое начало от древней Христианской церкви , читать и петь псалмы над умершими до погребения их и во время совершения его. Вообще псалмы при богослужении Православной Церкви слышатся постоянно, своим содержанием они наполняют его содержание, входя в состав его в целом виде и раздельно в качестве составных частей многих церковно-богослужебных песнопений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010