И вот, Сын становится человеком, рождается в смерть — послушно, любовно, свободно. Он облекается в плоть и возлагает на Себя всю скорбь, весь холод и всю тоску одинокой жизни человека. Он принимает без остатка всю судьбу падшего — оставаясь Сам непорочным. Дорогие мои отцы, братия и сестры!         Мы стоим у преддверия Рождества Христова. С великой радостью и в великом изумлении поклоняемся мы вновь воплощению Слова Божия. Ликуют и трепетно горят сердца, слыша Ангельское благовестие: «Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ныне родился вам Спаситель, Который есть Христос Господь.»       Станем мысленно у пещеры, где некогда родился Христос и поклонимся Ему, вместе с чистосердечными пастухами, мудрыми волхвами, праведным Иосифом, Пречистой Девой Богоматерью, с Ангелами и со всей спасенной тварью,       Поклонимся Ему, как Самому Богу, явившемуся плотью.       Поклонимся Ему со слезами благодарности и любви — радости и скорби, ибо Рождество Христово для нас начало спасения, загорающаяся заря надежды, дар вечной жизни; но для Христа-Спасителя Рождество это истощание, начало крестного Его пути и эта пещера, где среди тихой морозной ночи стал человеком Бог, предвозвещает о другой пещере, куда, после Распятия и мучительной смерти, пречистое Его тело положат Иосиф с Никодимом.       Праведный Иов, в великом своем страдании, и терпении, взывал: «Увы! Нет между Богом и мною посредника, который положил бы руку свою на нас обоих.» ( Иов 9, 31).       И мир, давно потерявший райскую радость свою, долго ждал и созревал; и «Бог многократно и многообразно говорил в пророках», призывая и подготовляя заблудших детей Своих к возвращению в Отчий дом. А «в последние дни», когда наступила полнота времен, Он Сам пришел, стал человеком истинным и совершенным, оставаясь Богом непостижимым, недоведомым, чтобы привести к Отцу всех, кто сумеет возлюбить Его и поверить в Божию любовь: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим: иго Мое благо и бремя Мое легко.»

http://pravmir.ru/chem-my-otzovemsya-na-...

Итак, возлюбленные мои, будемте плакать и сокрушаться сердцем, покуда Бог приемлет наши слезы. Ибо только ныне Он послушает молящихся Ему, а там никакими мольбами никто не выпросит у Него и капли милости, и малейшего сострадания себе. Изберем же себе лучшее, – приидите, поклонимся ныне и припадем Ему, и восплачемся пред Господом, сотворшим нас ( Ис.94:6 ). Душе моя, душе, восстани, – конец приближается. Увы, беспечная душа моя! Что ты не подумаешь о кончине мира сего? Чего ты еще не ожидаешь второго пришествия Христова и страшного Его суда? Настало уже время, и тот час близок, в который трубный глас возвестит, что лета уже не будет ( Откр.10:6 ), – и восплачутся, как Господь сказал, вся колена земная ( Мф.24:30 ). Тогда услышат мертвые и живые: се Жених грядет! выходите навстречу Ему, – и, услышавше, мертвые оживут, а мы во мгновенье ока изменимся, облечемся в нетленные тела. О, милостивый! по милости Твоей не погуби меня, но спаси и помилуй. Подумай, душа моя, о том ужасном дне, в который Бог яве приидет и все святые Ангелы с Ним; подумай, кто тогда пребудет без страха, когда возгремит глас трубный и содрогнутся все народы земные, когда по гласу тому изыдут и мертвые из гробов? Тогда, о, Судия праведный! яви милость рабу Твоему за то, что я исповедую ныне Тебя, признаю Спасителем моим. Обратись к Господу, бедная душа моя, и вздыхай пред Ним, прежде чем поколеблется земля и кончится жизнь сия. О, устрашись Того, пред Кем трепещут херувимы и серафимы! Взывай пред Ним гласом Давида: Господи! да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене ( Пс.37:2 ). Помышляй, душа моя, о страшном дне судном, в который небо погибнет, звезды упадут, вся земля будет колебаться, основания гор рассыплются. О, несказанный ужас тогда обымет тебя, если ты ныне не будешь припадать к Господу и взывать к Нему: пощади, пощади меня, Владыка мой; избавь меня от страшного гнева Твоего. Господь идет судить, и кто стерпит гнев Его? Ужаснись, душа моя, и к выходу на встречу Ему уготовь себя, чтобы Он был к тебе благосердым. О, Милостивый, умилосердись тогда надо мною и удостой меня участи спасаемых!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Каждое воскресенье мы приходим в храм на Божественную Литургию. Здесь мы переживаем реальность жертвы Христовой. Во время Божественной Литургии мы переживаем наше соединение с Богом через Христа и во Христе. Божественная Литургия никогда не кончается. Слова «с миром изыдем» означают: «идите в мир, ибо вы туда посланы». Те, которые были у источника Божественной благодати, теперь посылаются в мир, дабы нести Бога, нести любовь для тех, кто ее жаждет, хочет узнать о Боге. Мы — Святая Церковь, мы — Евхаристическое собрание, мы подобны закваске, которую некто влил в муку, чтобы всю заквасить. На благодатном действии этой закваски Христовой зиждется христианство и жизнь каждого из нас. Дорогие братья и сестры! «По плодам их узнаете их» ( Мф.7:16 ). Это ответственный и проверенный метод нашей апостольской деятельности в современном мире. Аминь. Крест Господень «Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся, на нем же Христос царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство». «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Лк.9:23 ) — говорит Христос. Христианское Учение — это благовестив Христа. Начиная с проповеди св. апостола Петра в день сошествия Святого Духа на апостолов: «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» ( Деян.2:36 ). Апостол Павел добавляет: «Ему надлежит царствовать» ( 1 Кор.15:25 ). Против этого восстала злоба людская, мир и дьявол и вопиют: «…не хотим, чтобы он царствовал над нами» ( Лк.19:14 ). Со Христом и Его Животворящим Крестом боролось язычество, борется мир злобы до настоящего времени, но крест Христов непобедим. На протяжении истории часто казалось, что Святая Церковь этот Христов ковчег, бросаемый житейскими волнами, погибнет. Однако в самых опасных моментах Ее сохранял Христос, говоря о ней: «врата ада не одолеют Ее» ( Мф.16:18 ). Христос, указывая на Крест, знамение своей победы, говорит: «веруйте, ибо Я победил мир, и вы тем победите» (ср. Ин.16:33 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Кто такие «вернии»? Это — преданнейшие сыны Святой Церкви, которые ею живут, ею утешаются. Для таковых одно название: церковь, храм, святыня, мощи, обитель, пастырь — уже вызывают благорасположение, благоговение и уважение. Они далеки, далеки от того, чтобы осуждать, критиковать что-либо относящееся к Церкви и ее установлениям, а напротив, являются всегда и везде ее ревностными защитниками. Своим христианским благоразумием они умеют давать ответ всем порочащим, хулящим Святую Церковь. Воодушевимся же, братие, уже самым названием «вернии» и приложим все старание к тому, чтобы нам на деле оправдывать сие название. И как это должно быть утешительно! Вот Святая Церковь на Воздвижение Креста Господня поет: «Приидите, вернии, честному Древу поклонимся!» Пребывающему в храме Божием и слушающему сие божественное песнопение, как, я думаю, должно быть отрадно нашему сердцу, когда при этом совесть у нас спокойна на счет преданности нашей Святой Церкви, когда сознаем, что мы, слава Богу, «вернии», искренно преданные чада нашей Святой Православной Церкви! Да поможет же Господь нам быть всем «верными». Мир Господь наш Иисус Христос принес на землю. Уже самое явление Спасителя сопровождалось ангельским пением: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». А вот Он, Спаситель наш, наставляет: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф.5:23-24). Или вот на Тайной Вечери Он говорит Своим ученикам: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга... По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:34-35). Посылая учеников на проповедь, Христос внушал им: входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится (Мф.10:12-13). Да и Сам Господь, являясь ученикам, всегда приветствовал: Мир вам (Ин.20:19-21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Мы не должны забывать, что сила зла иллюзорна, она ничтожна и бессильна перед силой добра. В этом году наш народ торжественно отмечает 40-летие победы над фашистской Германией. Сколько жизней унесла война; горе, слезы, лишения вошли в каждую семью. Нам очень понятна цена мира, поэтому наш народ и вместе с ним наша Грузинская Церковь делают все, чтобы прекращена была безудержная гонка вооружений, чтобы воспрепятствовать милитаризации космического пространства. В декларации Президиума Всемирного Совета Мира, собравшегося в марте сего года в Москве, мы читаем: «Против войны нужно бороться, пока она не началась. Этот важнейший урок истории, как никогда, актуален в век ядерного оружия». Церковь многое может сделать, Церковь – страж духовных ценностей. Церковь готовит человека к встрече с воскресшим Господом. Апостол Павел пишет: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа ( Евр.12:14 ). Возлюбленные во Христе братья и сестры! Преисполненный духовной радостью и желая разделить эту радость с вами, еще раз сердечно поздравляю всех с праздником Светлого Христова Воскресения. От вечного Источника Божественной Любви вера, любовь, надежда и проистекающие отсюда радость и мир да изольются в остывшие человеческие сердца. Господь предупреждает всех нас: Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро... ( Откр.22:11–12 ). 1986 Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению. (Воскресная песнь по чтении Евангелия) Победив смерть, Господь наш Иисус Христос вместе с тем победил и имущего державу смерти – диавола – и соделал нас участниками этой великой победы. Своей смертью и Воскресением Господь освободил нас прежде всего от смерти духовной, когда человечество лишено было благодати Божией и, вместе с этим – духовного света, радости и блаженства. Вот что говорит Блаженный Августин о смерти духовной: «Хотя человеческая душа поистине называется бессмертною, впрочем, и она имеет своего рода смерть... Смерть бывает тогда, когда душу оставляет Бог... За этой смертью следует еще смерть, которая в Божественном Писании называется второй... Сия смерть тягостнее и ужаснее всех зол, ибо она состоит не в отделении души от тела, а в соединении их для вечного мучения».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неделя пентикостии. Стихира на «Господи воззвах» великой вечерни. «Приидите, люди, поклонимся в трех лицах Богу – Сыну во Отце со Святым духом, ибо Отец прежде веков родил Сына, Совечного и Сопрестольного и Святой дух был во Отце, прославляемый с Сыном. Одна Сила, одно Существо, одно Божество, Ему поклоняясь, все возгласим «Святый Боже, все сотворивший Сыном, при содействии Святого духа, Святый Крепкий, чрез Которого мы познали Отца и Которым дух Святой пришел в мир; Святый Бессмертный, Утешитель – дух Святой, исходящий от Отца и пребывающий в Сыне,- Троица Святая, слава Тебе!» Человек имеет душу и тело. Кто живет верой во Святую Троицу, надеждой и любовью к Богу, тот состоит в Завете Божием, тот является причастником жизни вечной, потому что богообщение является не последней целью жизни человека, а его естественным состоянием. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ) Неестественным для человека является состояние, при котором он исключает для себя диалог с Богом, когда человек чувствует себя одиноким, когда он не отвечает на любовь Божию. «Человек, который в чести и неразумен, по добен живот ным, которые погибают» ( Пс.48:10,21 ) Вечная жизнь – это единое целое земной и загробной жизни. Вечная жизнь – это Божественная тайна, в которой через Завет Божий таинственно объединены вечное и временное, духовное и материальное. Святые Отцы и Учители Церкви в самом определении образа и подобия Божия в человеке видели указание на целеустремленность временной жизни человека к Богу, к вечной жизни. Святитель Иоанн Златоуст учит о нравственном значении образа Божия в человеке так: «Бог хочет, чтобы мы были подражателями Ему в добродетели. Что значит «по образу»? Бог свят: если мы святы, то мы – по образу Божию. «Будьте, говорится, святы, ибо свят Я Господь, Бог ваш» ( Лев.19:2 ): Бог праведен, если мы поступаем по правде, то мы – образ Божий «Ибо Господь праведен, любит правду» ( Пс.10:7 ). Если мы человеколюбивы, милостивы, то мы – образ Божий. «Будьте милосердны,- говорит Спаситель, — как и Отец ваш милосерд» ( Лук.6:36 ). Видишь, в чем образ? И Павел показывает, в чем состоит образ, говоря «Совлекшись ветхого человека и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его ( Кол.3:10 ). Видишь, что «по образу Нашему» относится к добродетелям»

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

О, как я всегда соглашаюсь на зло и делаю то, чего не делают даже лишённые разума скоты! Да как же сможешь посмотреть на меня или подойти ко мне, как к зловонному псу? Какими глазами. Ангел Христов, посмотришь на меня, крепко опутанного гнусными делами? Да как уже смогу просить прощения горьким и злым моим и лукавым делам, которые совершаю все дни и ночи и каждый час? Но, припав к твоим стопам, молюсь тебе, хранитель мой: смилуйся надо мной, грешным и недостойным рабом твоим (имя); святыми твоими молитвами помоги мне и защити от злого моего противника и сделай меня участником Царства Божия вместе со всеми святыми, всегда, ныне и во всякое время, и в вечные века. Аминь».] Последование ко Святому Причащению Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Царю Небесный... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Господи, помилуй (12). Приидите, поклонимся... (трижды). И псалмы: Псалом 22 Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя. Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего. Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси, жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне, умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна. И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний. [«Господь – Пастырь мой, я ни в чём не буду нуждаться; Он покоит меня на полях хлебных и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертного мрака, – не убоюсь зла, потому что Ты со мною. Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих, умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость Твоя да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни».] Псалом 23 Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут (и должны) быть прочитаны у одра умирающего мирянином. Нужно лишь все возгласы священника заменить на: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь», а также опустить молитвы, предназначенные для чтения только иереем. Краткий устав-схема канона молебного на разлучение души от тела Возглас иерея: «Благословен Бог наш…». «Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…». «Господи, помилуй» (12 раз). «Приидите, поклонимся…» (трижды). Псалмы: 69-й, 142-й и 50-й. Канон молебный. После 6-й песни канона: кондак Великого канона; икос Великого канона. Молитва иерея «о разрешении души умирающего от всяких уз». Молитва иерея о долго страждущем пред смертью . Подготовка усопшего к погребению Тело человека – это храм его души. В своей земной жизни человек прибегает к различным благодатным Таинствам Церкви, которые освящают не только его душу, но и тело. Как в ветхозаветной, так и в новозаветной Церкви к телу усопшего относились с любовью и почтением, поскольку тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор. 15; 53 ). Поэтому его тело приготавливали к погребению определенными действиями. Сейчас такая подготовка включает в себя: 1) омовение тела; 2) облачение усопшего; 3) положение тела в гроб; 4) чтение и пение погребальных молитв. Омовение тела. Символическое значение омовения – будущее воскресение усопшего в чистоте и непорочности. Обычай омовения тела усопшего – древнего происхождения, – свидетельство об этом находим в книге Деяний святых апостолов, где упоминается святая Тавифа, ученица апостола Петра: Она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли (п/ж. – ред.) и положили в горнице ( Деян. 9; 36, 37 ). Тела мирян омывают миряне. Умершего мирянина освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на ровном месте – на лавке или на полу, подстелив ткань. В наше время обмывают обычно пожилые женщины, но лучше, чтобы мужчины обмывали мужчин, а женщины – женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Плачь и ты, христианин, что душа твоя тьмою страстей объята, не видит света Божественного. «Изведи из темницы душу мою, Господи, исповедатися имени Твоему» (Пс.141:8). Плачут люди, окованные узами и кандалами, что не имеют свободы. Плачь и ты, христианин, что душа твоя грехами, как узами, связана и не имеет своей свободы. «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36). О Иисусе, Искупитель пленных душ наших! Растерзай узы наши, да принесем жертву хвалы Тебе. Плачут люди, что избиение и раны терпят. Плачь и ты, христианин, что твоя злая совесть душу уязвляет и мучит больше любого мучителя. «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» (Пс.50:3). Плачут люди, живущие на чужой земле, что не видят дома и любезного Отечества своего. Так плакали иудеи, будучи в пленении вавилонском, как сами исповедуют: «На реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс.136:1). Плачь и ты, христианин, что ты в мире этом, как на земле чужой, живешь и не видишь Отечества небесного и прекрасного — горнего Иерусалима. «Горе мне, что жизнь моя в переселение продолжилась» (Пс.119:5). Плачь и ты, душа моя, да утешишься и здесь и там. «Кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез, и плакал бы день и ночь?» (Иер.9:1) «Услыши, Господи, молитву мою и моление мое внуши, слез моих не премолчи; яко пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои. Ослаби ми, да почию, прежде даже не отыду и ктому не буду» (Пс.38:13—14). «Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем, сотворшим нас, яко Той есть Бог наш, и мы — люди пажити Его и овцы руки Его» (Пс.94:6—7). «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече» (Пс.64:6). «Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже сотворихом, ниже соблюдохом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже!»    Перевод П.Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 38. Долг    Бывает в мире, что один у другого взаймы берет немного денег или других каких-то вещей, и взятое называется долгом, а взявший — должником.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

По окончании пения антифонов дьякон или священник поднимает Евангелие, крестообразно благословляя им прихожан, и произносит: «Премудрость, прóсти» . Слово «премудрость» предупреждает молящихся о глубоком содержании следующего пения и чтения, а слово «прóсти» , то есть «стойте прямо», призывает к особому вниманию и благоговению. После пения «Приидите, припадем и поклонимся Христу, спаси ны, Сыне Божий…» поются церковные песнопения, называющиеся тропарями и кондаками. Они кратко повествуют о подвиге святого или выражают суть праздника, который в этот день совершается. В это время священник в алтаре от лица всех верующих молится Господу, чтобы Трисвятую песнь, от Серафимов воспеваемую, Он принял и от нас, смиренных и грешных, простил нам всякое согрешение и освятил наши помыслы, души и телеса. Трисвятое Малый вход завершается пением Трисвятого. Историю происхождения этой молитвы мы находим в Священном Писании и Священном Предании. Прежде всего, она связана с видением пророка Исаии, которому явился Ветхий Денми, то есть Бог в образе старца, сидящий на высоком Престоле. «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6: 2–3). Увидев Бога, Исаия возопил: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6: 5–7). Существует благочестивое предание: в Константинополе случилось чудо, явленное одному отроку, который во время землетрясения был восх и щен на небеса. Ему тоже довелось услышать ангельское пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…» Когда он пришел в себя и поведал обо всем епископу, тот решил пройти по стенам города с пением Трисвятого, добавив к нему: «Помилуй нас!». После этого крестного хода землетрясение закончилось и город был спасен. Именно в этом виде Трисвятая песнь вводится в богослужение. Таково церковное предание. Документально же она впервые зафиксирована после завершения первого заседания Халкидонского Собора (451), когда отцы Церкви вышли из храма под пение Трисвятого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2345...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010