Что касается времени появления «герметической» литературы, то для точного определения его нет достаточных данных. Некоторые исследователи напр. Дитрих и Кроль, относят «герметические» книги к III в., находя в них следы неоплатонизма 15 . Но последний исследователь Pomandres Рейтценштейн справед­ливо против этого возражает, что нельзя рассматривать «герметическую» литературу, как единое целое, а лишь как постепенное наслоение. И в самом деле, если гермесианскую литературу цитирует Плутарх 16 , живший в I в. (прибл. с 48–120 по рож. Хр.), упоминают апологеты, как Феофил 17 , Тертуллиан 18 , и Климент Алекс. 19 , то ясно, что эта часть книг явилась ранее неоплатонизма, ибо Аммоний Сакк, отец неоплатонизма, был лишь младшим современником упомянутых апологетов и на целое столетие действовал позже Плутарха 20 . Потом Аммоний Сакк учил устно в небольшом кружке, не оставил после себя письменного изложения своего учения; поэтому едва ли его учение могло быть скоро повсюду известно и популярно. Затем в самых книгах «герметических» сохранились следы их разновременного происхождения. Так в XIV гл. Poimandres (по Рейтц. s. 345) есть упоминание уже о «написанных» книгах (πλον μοι τν γγεγραμμνον ο παρδωκεν). Это «написан­ное» может относиться к известным нам первым главам «Poim». Раннейшее появление их доказывается лишь, что в них не называется еще по имени посред­ник или пророк; а в XIV (XIII) главе уже назван 21 . По заключению последнего исследователя «герметической литературы» Р. Рейтценштейна, «содержание» Poimandres появилось в последнем столетии пред рожд. Хр. или в 1-м по рождестве; древнейшие записи Poim. сделаны в I в.; а весь корпус герметической литературы возник перед началом III в. 22 . – В древнейших частях Poim было бы делом безнадежным искать влияния или хоть каких-либо следов христианства 23 . Если сбросить мифологический покров с «герметической» литературы, то дело представится в следующем виде. В «герметической» литературе, мы имеем дело с теологическим книжничеством египетских жрецов из различных периодов имперского времени. В Египте, где жила вера в продол­жающееся откровение, каждый жрец мог выступать в качестве пророка и основывать свою общину 24 . Особенное возбуждение в деятельности и теологическом книжничестве египетских пресвитеров происходит под влиянием знакомства и заимствования из греческой религии; главным образом это доказывает именно «герметическая» литература, в которую обильно вкраплены греческие элементы. Сохранившееся до нас собрание «герметических» писаний состоит из 18-ти друг от друга независимых частей, который принадлежат различным богословским системам и разным временам 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Предыдущие главы книги Судей создают впечатление, что со временем качество руководства в Израиле ухудшалось. От времени руководства Иисуса Навина до дней судейства Иеффая и Самсона виден серьёзный духовный и нравственный упадок. В конце книги как минимум одно колено морально и духовно стало подобно хананеям. Книга Судей завершается так: «В те дни не было царя у Израиля, каждый делал то, что ему казалось справедливым» (21:25; 17:6; 18:1). Мог ли праведный царь навести порядок? Возможно. Будущий царь Саул был из Гивы Вениаминовой – города, упоминаемого в отрицательном смысле в этой книге. Давид произошёл от одного положительного героя из всей книги Судей, от язычницы Руфи, и родился в Вифлееме Иудейском. 1. МИГРАЦИЯ КОЛЕНА ДАНОВА, Судей 17:1–18:31 Оранжевая стрелка, идущая от Цоры до Кириаф- Иарима через Нагорную местность Ефрема и на север за пределы карты, отмечает миграцию колена Данова. В самом начале периода Судей сыны Дановы, которые не смогли заселить земли в Шефеле и на побережье ( Суд. 1:34–35 ), переселились на север в хорошо орошаемую и плодоносную долину Хула у подножия горы Ермон (см. карту 4–1). Там находятся источники реки Иордан, включая самый большой источник пресной воды в Обетованной Земле, который течёт от подножия телля Дана. Это «место, где нет ни в чём недостатка, что получается от земли» ( Суд. 18:10 ). Географически этот регион отделён от остальной части страны холмами Верхней Галилеи, горами Ермон и Голан. Мигрировали только некоторые из сынов Дановых (род Самсона был в числе оставшихся на выделенной им южной территории). Шестьсот вооружённых воинов из колена Дана вышли из Цоры и Естаола в Нагорную местность. Они остановились у Маханей («стан») Дана, западнее Кириаф-Иарима. Затем, пройдя через земли Ефрема маршрутом Центрального хребта, они нашли священника с истуканами и идолом. В конце истории мы узнаём, что им был Ионафан, внук Моисея. Это отражает как личное, так и всеобщее неверие и отступление от Бога, выведшего Израиль из Египта. Сыны Дановы завоевали Ланс, назвали его Даном и сделали себе истукана и идолов. Ионафан и его сыновья служили священниками в колене Дановом всё время, пока скиния была в Силоме (т.е. прибл. до 1100 г. до Р.Х.; ср. карту 5–1).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Берин, апостол Уэссекса († 650, память 3 декабря) Франкский священник Берин (Berin), или Бирин (Birinus) родился прибл. в 600 году. Он, вероятно, был рукоположен во епископа архиепископом Астерием (Asterius) в Генуе. В 634 году Берин был послан Римским папой Гонорием на проповедь среди язычников Мерсии. Он высадился в Портчестере (Portchester), что в Гэмпшире, и отправился через земли кельтов-христиан в Гэмпшире к Сильчестеру (Silchester). Прежде, чем Берин достиг Мерсии, он столкнулся с язычниками-саксами в долине Темзы. Обнаружив, что они очень нуждаются в христианском окормлении, он решил остаться и отправился в королевские владения в Беркширских низинах, вероятно в Чолси (Cholsey). Здесь он встретил короля уэссекского Синегилса (Cynegils), по прозвищу Churn Knob, в местечке Блюбери (Blewbury), Беркшир, который стал первым местом проповеди святого. Король, возможно, хотел запугать вновь прибывшего этим древним языческим капищем. Однако это не произвело на был Бирина никакого впечатления, более того, он даже убедил короля в достоинствах христианства. Синегилс разрешил Бирину проповедовать повсюду в его королевстве, хотя самому ему потребовалось время, чтобы обратится ко Господу. Король, в то время, отчаянно искал союза с мощным королем Нортумбрии Освальдом. Он надеялся, что вместе они смогут победят ненавистных жителей Мерсии. Синегилс назначил переговоры в своём дворце в Истхэмпстэде (Easthampstead), что в Беркшире, и король Нортумбрии отправился на встречу с ним. В месте Финчэмстэда (Finchampstead), что в Беркшире, короля стала мучить жажда, и он взмолился о воде. Из колодца святого Дозелла (Dozell; или святого Освальда) мгновенно истекла пресная вода. В королевских переговорах единственным расхождением было то, что Освальд был христианином и не объединился бы ни с каким язычником. Так что король Уэссекса решил, что пришло время креститься. Освальд согласился и с тем, чтобы укрепить этот союз браком его дочери и южного короля. Бирина вызвали для крещения, и Синегилса крестили в близлежащем источнике Гарта (Garth), что в Брэкнелле (Bracknell), Беркшир.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вывоз продуктов с ярмарки и прием оных были возложены на меня, и, в силу этого поручения, я не мог ранее вечера попросить того же г. Кравченко оказать помощь жителям моего прихода. Когда все успокоилось, киргизы были отражены, я стал усиленно просить г. Кравченко отпустить хотя бы 10-15 солдат для поездки в селение Мещанское и, предотвратив погром, спасти святыню. Просьба моя была удовлетворена, и на другой день, утром в 6 часов отряд в количестве 30 человек выступил верхами, вместе со мной, имея задачу, как карательного отряда, спасти жителей моего прихода. Начальником карательного отряда был назначен прапорщик Фома Рыскин и вследствие оказалось, что лишь благодаря Рыскину и Кравченко все жители обязаны спасением своих жизней. Имея в виду оказать помощь жителям, все расстояние от ярмарки до первого поселка моего прихода (Таврического) пришлось ехать карьером. Около 9 часов утра весь отряд, проскакав 27 верст, прибыл в поселок, где жителей никого не оказалось, а поселок был разграблен и весь объят пламенем. В этом поселке отрядом было убито киргиз-мародеров человек 20 и, послав донесение на Каркару о сем, отряд поскакал в следующий поселок (Владиславский), находящийся в 6 верстах от Таврического поселка, куда прибыл через 10-15 минут. Здесь оказалось: жители поселков Владиславского и Таврического, соединившись вместе и устроив баррикаду из телег, борон и т.п. хозяйственных орудий, вели перестрелку с нападавшими киргизами. Отразив нападение и убив несколько киргизов, отряд, после отдыха и перемены лошадей, двинулся далее, т. е. в поселок Мещанский. По дороге в Мещанское есть поселок Чулак, в котором находится 8-9 дворов баптистов. Но заезжать туда не было нужды, так как жители (со слов одного спасшегося) все поголовно были убиты и все сожжено. Дорога в селение Мещанское проходит ущельем, а потому, во избежание нападения, пришлось ехать окружным путем (горами), и лишь спустя 3-4 часа, выехав из гор, увидали, что селение Мещанское горит. От гор до села Мещанского расстояние 12 верст. Дорогой отряду приходилось отвлекаться и задерживаться для отражения киргиз и лишь спустя 2-3 часа (прибл. около 2 часов дня) отряд стал приближаться к селу. К сожалению, ехать в село не было возможности, так как увидев приближающихся солдат, киргизы бросились наутек, то есть, бежать в горы, отстреливаясь на бегу и, таким образом, отряду пришлось сначала их разгонять и преследовать по горам.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/30/...

Рис. 5. Семитический торговый караван в египетском изображении времен Среднего Царства (прибл. 1900 л. до P.X.) (18), (2-я полов.). Поэтому можно выразить предположение, что первое переселение израильского клана, которое Ветхий Завет связывает с Авраамом и Иаковам, произошло в это время. Это сперва может показаться весьма произвольным предположением, но оно находит себе опору в том поразительном факте,(20) что один из царей гиксов носит имя – =Иаков-ель, т.е. древнейшую форму имени Иакова, тогда как имя другого владыки гиксов можно, быть может, читать как Симеон (21). Конечно, никто не будет отождествлять, на основании этого, прародителя Иакова с одноименным царем гиксов: ведь будь тот царем Египта, предание наверно не скрыло бы этого от нас. Но все же из этой находки можно заключить, что между господством гиксов и коленами Иакова есть связь. С этой точки зрения, на известное сообщение Иосифа 21 («Против Апиона I, (14) о нашествии гиксов 22 следует смотреть серьезнее, чем это обыкновенно делают. Конечно, следует отнестись очень осторожно к еврейскому писателю, желающему доказать в своей истории древнее происхождение и благородство своего народа, прежде чем согласиться принять его теорию об идентичности евреев с гиксами. Но и не следует упускать из виду, что эта теория исходит от Иосифа не впервые, но происхождение ее может быть прослежено еще до него.(22) Поэтому возможно, что в предании, которое отождествляет евреев с гиксами, находится зернышко правды. С идущим далее отождествлением Иосифа 23 , конечно, нельзя будет согласиться. Исход под предводительством Моисея, конечно, не имеет ничего общего с изгнанием гиксов, и известие Манефона 24 †, на котором основывается Иосиф, относится ко времени религиозной реформации короля-еретика Хунатена 25 (23). Переселение же племен патриархов Авраама и Иакова в Египет могло совпасть со временем господства гиксов. Будь эта комбинация верна, мы могли бы отнести начало египетского эпизода Израиля ко времени от XVII до XVI-ro дохристианского столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prebyv...

О В. как направлении собственно философского дискурса можно говорить начиная лишь с IV-III вв. до Р. Х. (а не с эпохи поздневедийских текстов, как часто делают ее историки), когда появляются брахманистские и джайнские свидетельства о логической рационализации учений о Брахмане и Атмане (не ранее чем ко II в. до Р. Х. восходят свидетельства о терминологическом различении индивидуальной души и «мировой»). Последние века до Р. Х.- первые века по Р. Х.- эпоха единства учительских традиций В. и мимансы (как направлений экзегезы ведийских текстов), возможно, с совместным преподаванием обеих экзегетических дисциплин одними и теми же «профессорами» ( Бадараяна , Джаймини, Бадари, Каршнаджини и др.), со специализацией по В. скорее в «старших классах» (т. зр. Х. Накамуры). К III-IV вв. завершается процесс обособления В. от мимансы, выразившийся в создании «Брахмасутр» (традиц. приписывание их Бадараяне является ошибочным), в к-рых получившая преобладание «линия Бадараяны» предприняла попытку унификации общеведантийского наследия. IV-VII вв.- период медленной аккумуляции «разночтений» в интерпретации предельно кратких и амбивалентных «Брахмасутр», к-рые впосл. приведут к образованию конкурирующих школ В. В тот же отрезок времени Бхартрихари в «Вакьяпадии» (ок. V в.) сформулировал основные принципы шабда-адвайты, где изложение «лингвистической веданты» открывается тезисом о том, что безначальный и бесконечный Брахман является сущностью слова (вач), проявляется в виде объектов, и благодаря ему развертывается мир. Будучи в своей сущности простым (нераздельным), он является опорой различных потенций ( шакти ) и благодаря им как бы раздробляется. Эти силы - источники рождения и проч. состояний тех, кто населяет мир, а сам Брахман - семя всего сущего - содержит в себе разделение на субъект и объект опыта, равно как и сам опыт (I. 1-4). Неск. позднее Гаудапада создает «Мандукья-карику» (прибл. VI-VII вв.), текст к-рой имеет четырехчастную и достаточно неоднородную композицию, объединяемую темой демонстрации нереальности мира субъектов и объектов и иллюзорности наших представлений как о возникновении и разрушении вещей, так и о наличии к.-л. экстраментальной действительности. Подобные идеи в сочетании с постоянным обозначением «вещей» термином « дхармы », а также с апелляцией к авторитетам Будды и будд позволяют нам предположить, что мы имеем дело с ранней стадией ведантизации главных идей основных философских школ Махаяны - мадхьямики и йогачары , притом в их синкрете (где приоритетной представляется йогачаровская составляющая).

http://pravenc.ru/text/150009.html

228    Мурринская чаша — белая чаща из плавикового шпата; такие чаши привозились в Рим с Востока и считались чрезвычайной редкостью. 229    Сын Венеры Эней считался родоначальником римского народа и основателем рода Юлиев, к которому должен был принадлежать молодой Виниций по женской линии. 230    Т.е. Гермес (Меркурий), родившийся от союза Зевса и нимфы гор Майи. 231    Скрупул (scripulum, или scrupulum) — маленькая золотая монета, равная одной трети золотого динария, или ауреуса. (Примеч. автора.) 232    Фессалия — область на востоке северной Греции. 233    Аргус — в греческой мифологии многоглазый великан, которого Гера приставила сторожем к возлюбленной Зевса Ио. Гермес убил Аргуса, предварительно усыпив его игрой на свирели. 234    Как — в римской мифологии чудовищный великан, сын Вулкана. 235    Калабрия — область на юго-восточной оконечности Италии. 236    Виминал — один из семи холмов Рима, расположенный на северо-востоке города, между Эсквилином и Квириналом. 237    Имеются в виду грандиозные термы, сооруженные императором Диоклетианом (284—305), остатки которых сохранились до нашего времени. 238    Сервий Туллий — предпоследний римский царь (прибл. 578—534 до н.э.). Ошибочно относимая к его эпохе стена вокруг Рима была возведена, по-видимому, на 200 лет позже. Ее остатки сохранились до нашего времени. 239    Демиург (греч.) — искусный мастер, создатель, творец (мира); термин, употреблявшийся в греческой философской литературе. 240    Мария Магдалина — согласно христианскому преданию, женщина из Галилеи (прибрежная область в северной Палестине); стала последовательницей Христа после того, как он исцелил ее от одержимости бесами. 241    Клеопа — один из учеников Христа; Эммаус — селение близ Иерусалима. 242    В христианском предании Фома Дидим — один из 12 апостолов; он отказывался поверить в воскресение Христа, пока сам не увидел его ран и не вложил в них персты. Имя Фомы стало нарицательным — «Фома неверующий». 243    «Господь грядет!» (сирийск.) 244    Буксент — приморский город на западном побережье Южной Италии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

Известно, что Страбон вообще был основательнейший исследователь, пользовавшийся лучшими источниками с осторожностью и критикой, как это видно уже из некоторых, приведенных Иосифом, выдержек из Страбона, где последний несколько раз цитирует своих посредников (Тимагена, Азиния Поллиона и Гипсикрата) 574 , а также и из засвидетельствований Иосифа, не раз констатирующего согласие Страбона с Ник. Дамаскиным. 575 Что он основывался также на великом труде Посидония, – это несомненно столько же, как и то, что лучшие последующие исторические таланты охотно употребляли и цитировали Страбона 576 за его испытанную благонадежность. В том виде, в каком дошел до нас Страбон теперь, он интересен для нас, кроме отдельных более или менее исторически – ценных указаний замечаний в своей Географии, – особенно сообщениями из истории Сирии и Палестины (XVI, 2; 25–46, р. 758–765), опиравшимися вообще на источниках истории до-Помпеевского времени, и, может быть, особенно на показаниях из Посидония, часто здесь цитируемого Страбоном (р. 750, 755, 757, 764). Что касается собственно исторических отрывков от другого труда Страбона, то собранные Müllerus’oм в Fragmenta hist. Graec., III, 490–494 – все они, особенно имеющие интерес для нашего предмета в количестве до 10, – заимствуются только из трудов Иосифа, кроме которого с трудом набираются лишь еще 5 менее важных отрывок у Плутарха, Тертуллиана и самого Страбона в «Географии». Не менее печально положение дел в рассуждении другого еще более использованного Иосифом писателя за после-библейское время, каков – Николай Дамаскин (прибл. с 64 г. до Хр. – до?), известный советник и доверенный друг Ирода, написавший στοραν καθολκν ν βιβλοις γδοκοντα 577 , κα το (βου) Κασαρος γωγν... κα περ το διυ βου κα τς αυτο γωγς 578 , а также – παραδξων θν συναγωγ 579 , причем от всех этих трудов имеются также лишь незначительные фрагменты. 580 А между тем, из отдельных указаний Иосифа и других свидетелей есть возможность составить ясное понятие о программе и размерах этого труда, бывшего в своем роде феноменом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Письмо 116 36 . Игнатию, митрополиту Клавдиопольскому 37 (ноябрь 869). На Соборе 879 –880 гг. присутствовал Киприан, митрополит Клавдиопольский, что свидетельствует о том, что Игнатий к тому времени вероятнее всего скончался. Некогда анафема была тем, чего избегали и страшились, когда она произносилась провозвестниками благочестия на виновных в нечестии. С тех же пор, как дерзкое и бесстыдное безумие нечестивцев, вопреки всякому закону божественному и человеческому, и вопреки всякому установлению эллинскому и варварскому, нагло обратило собственную анафему против защитников православия и рьяно добивалось того, чтобы варварское неистовство превратить в церковное преступление, тогда тотчас то ужасное и крайнее исполнение всякого наказания превратилось в миф и игру, или, лучше сказать, сделалась для благочестивых предметом желания. Ибо, действительно, не дерзкая воля врагов истины производит страшные наказания, особенно церковные, но виновность тех, кто несет наказание, поэтому невиновность [благочестивых] не только в насмешку превращает наказания тех [нечестивцев], но и против них самих обращает праведное возмездие, и тому, кто наказывается ими, вместо кары доставляет чистые венцы и бессмертную славу. Поэтому и всякий из благочестивых и святых предпочитает за лучшее быть бесчисленное множество раз оскорбленным и быть преданным анафеме теми, кто сделался чуждым Христа, нежели наряду с блистательной славой участвовать в их христоненавистных и богоненавистных злодеяниях. Письмо 117 38 . Михаилу, митрополиту Митилинскому 39 (прибл. ноябрь 869). Фотий в этом письме сравнивает собственное осуждение с тем, которому подверглись ученики Христа – апостолы. Как они были отлучены от синагоги, так теперь Фотий отлучен от Церкви. Сведений о Михаиле нет. Подобно тому, как христоненавистное сборище иудеев, отлучив от синагоги учеников Владыки 40 , тем самым более приблизило их к Учителю и Владыке, а себя окончательно сделало чуждым божественного тайноводства и Небесного Царства, так и теперь подражатели иудеев, отлучив ревнителей апостолов от Церкви, нас еще более сочетали и соединили с теми боговдохновенными самовидцами Слова 41 (ибо соучастие в страданиях более прочным делает единение в жизни и вере), а себя самих плачевно и несчастно отсекли от учения апостолов и нашего православия и, совершенно отделившись от их собственной части в звании и жительстве христиан, стремительно впали в христоборчество и кровопролитие иудеев, ревнителями которых сделались.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

507 . Celletti М. Ch., Sauget J.-M. Onofrio//BibS 9. Roma 1967. 1187–1201. Осн. изданием пространного жития в редакции преп. Пафнутия остается: 508 . AS Iunii [sub Iunii 12]. Antverpiae 1698. 527–533. Новейшие работы касаются издания и иссл-ния более позднего Жития св. Онуфрия, составленного Николаем Синайским (BHG 1381–1381а). 509 . Crum W. E. Discours de Pisenthius sur Saint Onnophrius//ROC 1915–1917. 20. 38–67. [По коптским материалам]. 510 . Halkin F. La Vie de Saint Onuphre par Nicholas le Sinaïte//RSBN 1987. N. s. 24. 7–27. 511 . Kaster G. Onuphrius (Eunuphrius, Honufrius) der Gro βe//LCI 8. 84–88. 512 . Paschos P. B. ναχωρητικς μοναχισμς κατ τν Δ ανα. βος το Μεγλου νουφρου// Θεολογα. 61. 1990. 817–858. оттиск: θναι 1990. [Библ., изд. Жития по ркп. Cf. ЕВЕ ρ. 2560, ια α., φφ. 119 ν–138 ν, ил.]. Среди многочисл. авторов позднейших житий Онуфрия – Филофей Коккин (BHG 1380), см. 6 .1416, и Мануил Фила (BHG 1382с). (Пс.-) Макарий Египетский /Великий Прибл. 300–390. Один из величайших аскетов, основатель более сурового, по сравн. с общежительным, скитского подвижничества. Сведения о нем восходят, в осн., к апофтегмам, достоверность к-рых не всегда установлена, и к авторам, писавшим после кончины подвижника; помимо того, нередки смешения его с Макарием Александрийским . Макарий Великий не оставил соч.: все произведения, циркулировавшие под его именем, являются псевдэпиграфами. Жития BHG 999g-t 513 . Bunge G., Vogüé A. de. Quatre ermites égyptiens d’après les fragments coptes de l’Histoire Lausiaque/Ed. par Bunge G., Vogiüé A. de. Bellefontaine 1994. 514 . Vogüé A. de. Palladiana IV. La version copte de PHistoire Lausiaque. III. La Vie de Macaire d’Égypte//StMon 1992. 34. 7–28. Апофтегмы (CPG 2417; TLG 2109/11) Какие апофтегмы на самом деле восходят к Макарию, а какие приписаны ему, определить невозможно. См. PG 34, 236–261 [=TLG]. Некоторые апофтегмы сохранились только на коптском, изданы в кн.: Amélineau Е. Р. 4 .199). 515 . Vivian Т. Coptic Palladiana III: The Life of Macarius of Egypt//Coptic Church review. 2000. 21(3). 82–109.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010