Псалом 118 Аллилуия. Блаженны непорочные в пути 1526 , ходящие в законе Господнем. Блаженны изучающие откровения 1527 Его: всем сердцем взыщут Его. Не совершающие беззакония по путям Его ходят. Ты повелел заповеди Твои твердо 1528 хранить. О, если бы 1529 направлялись пути мои к сохранению заповедей Твоих! Тогда я не постыдился бы, взирая 1530 на все заповеди Твои. Буду прославлять Тебя в правоте сердца, поучаясь судам 1531 правды Твоей. Буду хранить уставы Твои, не оставляй меня совершенно. Чем (руководясь) юный исправит путь свой? Хранением слов Твоих. Всем сердцем я взыскал Тебя, не удали 1532 меня от заповедей Твоих. В сердце моем я скрыл слова Твои, чтобы не согрешить пред Тобою. Благословен Ты, Господи, научи меня уставам 1533 Твоим! Устами моими я возвещал все изречения 1534 уст Твоих. На пути откровений Твоих я услаждался, как бы (владея) всеми богатствами 1535 . О заповедях Твоих буду рассуждать и размышлять о путях Твоих. Уставам Твоим поучусь, не забуду слов Твоих. Воздай рабу Твоему, даруй мне жизнь 1536 , и я буду хранить слова Твои. Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришлец я на земле, не скрой от меня заповедей Твоих. С любовию во всякое время душа моя желает судов Твоих 1537 . Ты остановил 1538 гордых, прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих. Сними с меня поношение и унижение, ибо я хранил 1539 откровения Твои. Ибо вот сели князья и на меня клеветали, раб же Твой размышлял об уставах Твоих. Откровения Твои – поучение для меня, и советники 1540 мои – уставы Твои. Приклонилась 1541 к земле душа моя 1542 , даруй мне жизнь, по слову Твоему. Пути мои я возвестил 1543 , и Ты услышал меня: научи меня уставам Твоим. Путь уставов 1544 Твоих дай мне уразуметь, и я буду размышлять о чудесах Твоих. Ослабела 1545 душа моя от нерадения 1546 , укрепи меня словами Твоими. Путь неправды удали от меня и согласно закону Твоему 1547 помилуй меня. Путь истины избрал я и судов Твоих не забыл. Я прилепился к откровениям Твоим, Господи, не посрами меня. По пути заповедей Твоих я шел, когда Ты расширил сердце мое 1548 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Резкое различие между свидетельствами двух престолов относительно православной догматики превратилось в догматическую проблему. В одном из бесчисленных западных трактатов «против заблуждений греков» собрание святоотеческих цитат (которое, по мнению одного автора, выглядит «весьма невыразительно» 1525 предваряется замечанием, согласно которому именно в областях, подчиненных византийскому господству, «но не в тех, кои пребывают в ведении Рима, обрящем появление ехидниных порождений, то есть обилие творящих превратные учения» 1526 . Прискорбно, пишет автор, что Константинополь, будучи тем самым престолом, который ныне силится утвердить свое превосходство над другими, некогда был седалищем еретиков; в то же время «благодаря водительству Божию никогда римский престол не постигало такое посрамление, чтобы на нем председательствовал какой-нибудь ересирах» 1527 . Отождествление Константинополя с источником ересей восходит, по меньшей мере, к Григорию Великому 1528 , однако с 9-го века в арсенале Запада оно обретает новую значимость. В 10-м веке кремонский легат Лиутпранд, защищая Запад, говорил византийскому императору, что «все ереси пришли от вас и среди вас процветали, но именно мы, западные, поглотили и умертвили их» 1529 . Гумберт тоже проводил резкое различие между Римом, который, «будучи основан первым из апостолов на самом краеугольном камне, Иисусе Христе, никогда не попустил никакой ереси», и Константинополем, «церковью, растленной Арием, опороченной Македонием, произведшей и вскормившей ехиднины порождения, именно Нестория, Евтихия, монофелитов, теопасхитов и прочих тлетворных еретиков» 1530 . Другие престолы потерпели крушение, и «лишь ладья Петрова» этого избегла 1531 . Нетрудно понять, почему Старый Рим почитался «источником православия». Причина кроется в обетовании и поручении, которые Христос дал Петру и через него – его преемникам: «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь , и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» 1532 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Иоанн Богослов . «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился » ( Ин. 5:16 ). Из Ектеньи по усопшим перед Литургией: «О душах всех, от века в правоверии , надежде воскресения и жизни вечныя усопших отец и братий наших. Господу помолимся». «Всякая неправда есть грех не к смерти. Мы знаем, что всякий рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему ( 1Ин. 5:16–18 ). Сие написал я вам, верующим во Имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную » ( 1Ин. 5:13 ). Преп. Савва Освященный . «Не должны ни молиться вместе с верными, ни участвовать за трапезой оглашенные, чтоб ценили преимущество верных " 1527 . Преп. Симеон Новый Богослов . «Верующий любит тех, кои право веруют в Господа: а которые неправо веруют в Него, тех отвращается, терпеть их не может и гонит с глаз своих». Кто верует, тот не любит неправоверующих, как говорит Давид: « Не ненавидящий ли Тя, Господи, возненавидех и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я: бо враги быша ми » ( Пс. 138:21–22 ) 1528 . « Тот, кто, являя кротость, молча переносит, когда слышит хулу на Бога, грешит против Бога, потому что, действуя так, он является сообщником того, кто хулит Бога » 1529 . Св. Иоанн Лествичник . О трапезе еретической . «Немощные в вере и да не ядят с еретиками , как сказано и в правилах; а сильные, при случае, если неверные приглашают их к себе ради веры, и им желательно идти, пусть идут» 1530 . " Еретичествующии, яко хульнословящии и Божии враги. Писание не именова человеки, но пси, и волки, свинии и антихристи, якоже глаголет Господь: Не дадите святая псам ( Мф. 7:6 ). И Богослов Иоанн; Яко антихристи мнози быша ( 1Ин. 2:18; 4:1–3 ). Тех убо не подобает любити, ниже соводворятися, ниже купно ясти, ниже приимати в дом, ниже радоватися тым глаголати: да делом тых лукавым не сообщимся ». «И св. Иоанн Богослов повелевает таковых безбожных учителей не принимать и в домы, и даже при встрече с ними не приветствовать их, не говорить им: «Здравствуйте»; потому что если кто будет говорить им «здравствуйте», тот участвует в делах его злых " 1531 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

1929. S. 97-119, 146-172; Beeck. 1981. S. 63-70; Goebel. 1982. S. 124-128; Finger. 1996. S. 55-57). Процесс и казнь (1528-1529) Весной 1528 г. К. отправился в Кёльн; он сопровождал Клопрайсса, к-рый под угрозой ареста был вызван в церковный суд по обвинению в проповеди еретических мнений. 3 апр. 1528 г. Клопрайсс по распоряжению городского совета Кёльна был арестован на улице города (см.: Groten. 1988. S. 499. N 227); К., сопровождавший его до тюрьмы и выразивший протест против действий властей, был также задержан и помещен в кёльнскую тюрьму Франкентурм, где содержались светские преступники ( Sommer. 2000. S. 178). Через неск. дней, 6 апр. 1528 г., Клопрайсс был передан церковным властям Кёльна и переведен на время расследования обвинения в ереси в церковную тюрьму. К. при попытке передать его церковным властям заявил протест, сославшись на то, что он не является клириком и как гражданин Леннепа должен быть судим светским судом. В ответ представители городского совета указали ему, что он обвиняется в ереси, т. е. в церковном преступлении, поэтому подпадает под юрисдикцию церковной инквизиции Кёльна (см.: ActaClarenb. S. Формально для процесса и суда над К. властям Кёльна требовалось согласие Иоганна III, герцога Юлих-Клеве-Бергского, подданным к-рого был К. Впосл. курфюрст и архиеп. Кёльнский Герман фон Вид (1477-1552; архиеп. Кёльна с 1515 по 1547) в письменном обращении к Имперскому камеральному суду заявлял, что такое согласие было получено (см.: Krafft. 1874. S. 220), однако документальных подтверждений этого нет. Вместе с тем, как отмечают исследователи, даже неформальной просьбы герц. Иоганна было бы достаточно для того, чтобы К. был освобожден и передан для суда ему, однако за все время процесса герцог никак в него не вмешался, что может свидетельствовать о его нежелании открыто защищать К., обвиненного в распространении «лютеранской ереси», и о молчаливом согласии на его осуждение ( Idem. 1886. S. 74-75; Beeck. 1981. S. 70-73). Все следственные действия в процессе К.

http://pravenc.ru/text/1841261.html

Warsz., 1987. Т. 1: 1709-1719; Idem: Rejestry podymnego: Wojewydsmwo Wilecskie 1690 r. Warsz., 1989; Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 5 (1427-1506). Vilnius, 1993, 20122; Kn. Nr. 8 (1499-1514). 1995; 1528-1547. 6-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 1995; Kn. Nr. 564 (1558-1563). 1996; Kn. Nr. 10 (1440-1523). 1997; Kn. Nr. 11 (1518-1523). 1997; 1522-1530. 4-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 1997; Kn. Nr. 1 (1380-1584). 1998; Kn. Nr. 25 (1387-1546). 1998; Kn. Nr. 3 (1440-1498). 1998; Kn. Nr. 12 (1522-1529). 1998; 1533-1535. 8-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 1999; Kn. Nr. 530 (1566-1572). 1999; Kn. Nr. 51 (1566-1574). 2000; Kn. Nr. 12 (1522-1529). 2001; 1542. 11-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 2001; Kn. Nr. 15 (1528-1538). 2002; Kn. Nr. 531 (1567-1569). 2001; Kn. Nr. 532 (1569-1571). 2001; Kn. Nr. 9 (1511-1518). 2003; 1540-1541. 10-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 2003; Kn. Nr. 4 (1479-1491). 2004; Kn. Nr. 52 (1569-1570). 2004; Kn. Nr. 556 (1791-1792). 2005; Kn. Nr. 523: (1528 m). 2006; Kn. Nr. 567 (1567-1571). 2006; Kn. Nr. 594 (1585-1600). 2006; Kn. Nr. 6: (1494-1506). 2007; 1540-1543. 12-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 2007; Kn. Nr. 14 (1524-1529). 2008; Kn. Nr. 71 (1585-1586). 2008; Kn. Nr. 19 (1535-1537). 2009; Kn. Nr. 20 (1536-1539). 2009; 1546-1548. 19-oji Teism byl knyga. 2009; Kn. Nr. 593 (1585-1604). Diplomatini reikal knyga. 2009; Kn. Nr. 22 (1547). 2010; Kn. Nr. 276 (1584, 1586, 1597). Teism byl knyga 62. 2010; Kn. Nr. 7 (1506-1539). 2011; Kn. Nr. 37 (1552-1561). 2011; 1562-1566. 47-oji Teism byl knyga. 2011; Памятники истории Вост. Европы: Источники XV-XVII вв. Варшава; М., 1999. Т. 5: Руська (Волинська) Метрика: Кн. за 1652-1673 рр./Подгот.: П. [М.] Кулаковский; 2002. Т. 6: Радзивилловские акты из собр. РНБ. 1-я пол. XVI в./Сост.: М. М. Кром; Метрыка Bялikara княства Кн. 28 (1522-1552). Мн., 2000; Кн. 44 (1559-1566). 2001; Кн. 272 (1576-1579). Khira судовых 58. 2015; Кн. 28 (1522-1552).

http://pravenc.ru/text/2563088.html

22) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо–Волоколамского монастыря), 576 (л. 22—27) — первая четверть XVI в. 23) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо–Волоколамского монастыря), 645 (л. 342—346 об.) — первая четверть XVI в. Почерк Герасима За–мыцкого. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции Смешанного вида. 24) РГБ, ф. 247 (Собр. Рогожского кладбища), 714 (л. 40—42; со стихом) — первая четверть XVI в. Филиграни: Гербовый щит с буквой R под короной — Брике, 8983 (1516 г.); Кувшин с двумя ручками под короной с розеткой — Брике, 12861 (1517—1518 гг.). 25) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 483 (1°) (л. 57 об. — 61 об.) — первая четверть XVI в. 26) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 78 (4°) (л. 79 об. — 87; со стихом) — первая четверть XVI в. Описание см. в разделе Редакции с записью чудес 1449 г. 27) РГБ, ф. 247 (Собр. Рогожского кладбища), 182 (л. 121 об. — 130 об.) — 20–е годы XVI в. Филигрань: Щит с литерой F под короной между двух лилий — Брике, 8160 (1526—1528 гг.). 28) Ярославский музей–заповедник, 15022 (л. 99 об. — 103; со стихом) — 20–е годы XVI в. Текст кончается словами: «И тако братии чис–ломъ много множашеся и преспваше благодатию Христовою». Филиграни: Единорог (два варианта) — Лихачев, 1538, 1539 (1527 г.); Олень под цветком (два варианта) — Брике, 3319 (1522 г.); Цветок под короной — Лихачев, 1617, 1618 (1523 г.). 29) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 420 (л. 9—13 об.) — первая треть XVI в. 30) РГБ, ф. 256 (Собр. Н. П. Румянцева), 434 (л. 50 об. — 53; со стихом) —20—30–е годы XVI в. Бумага без филиграней. 31) РНБ, Софийское собр., 1361 (л. 15 об. — 19 об.; со стихом) — 20—30–е годы XVI в. Описание см. в разделе Редакции с записью чудес 1449 г. 32) Ярославский музей–заповедник, 15326 (л. 154—157 об.; со стихом) — начало 30–х годов XVI в. Филиграни: Узкая тиара — Брике, 4968 (1525—1528 гг.); Голова быка под крестом=такой же знак в рукописи ГИМ, Щук., 99 (1536 г.); Голова быка под 5–лепестковым цветком—Брике, 14734 (1509—1528 гг.); Голова быка под крестом, обвитым змеей=Лауцявичюс, 1471 (1532 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В прошлом году, из-за моей поездки летом в Эмс для лечения болезни… — Летом 1876 г. Достоевский был в Эмсе с 8 (20) июля по 6 (18) или 7 (19) августа (см.: Гроссман Л. П. Жизнь и труды Ф. М. Достоевского. М.; Л., 1935. С. 250–251). 214 …по усилившейся еще более моей болезни… — Подразумевается эмфизема легких.) 215 …Я принужден выдать и майский с июньским вместе — первых числах июля. Дата цензурного разрешения майско-июньского выпуска «Дневника писателя» за 1877 г. — 8 июля. 216 …июльский и августовский выйдут тоже в августе. — Дата цензурного разрешения этих номеров «Дневника писателя» — 10 сентября 1877 г. 217 С сентября же месяца «Дневника» начнут опять выдаваться аккуратно… — Несколько запоздали сентябрьский (дата цензурного разрешения — 6 октября) и декабрьский (цензурное разрешение 15 января 1878 г.) выпуски «Дневника писателя» за 1877 г. 218 Уезжая из Петербурга… — Лето 1877 г. семья Достоевских проводила в усадьбе И. Г. Сниткина (брата А. Г. Достоевской) «Малый Прикол» в десяти верстах от городка Мирополье Суджанского уезда Курской губернии. В конце июня 1877 г. Достоевский выехал оттуда в Петербург для выпуска майско-июньского номера «Дневника писателя». Обратно из Петербурга писатель выехал 17 июля 1877 г. 219 Из книги предсказаний Иоанна Лихтенбергера, 1528 года. — Речь идет, по-видимому, об имеющемся в библиотеке Британского музея кёльнском издании: «Pronqsticatio Johannis Lichtenbergers, quam olim scripsit super magna ilia Saturni ac Jovis conjunctione, quae fuit anno MCCCCLXXXIIII, praeterea ad eclypsim solis anni sequentis videlicet LXXXV, durans in annum usque MDLXVII, jam denuo subla-tis mendis, quibus scatebat, pluribus, quam diligentissime excussa. [Coloniae], 1528» («Предсказание Иоанна Лихтенбергера, которое он некогда написал в связи с великим соединением Сатурна с Юпитером, которое было в 1484 году, а также в связи с солнечным затмением в следующем, то есть 1485 году, простирающееся до года 1567, вновь тщательно очищенное от многочисленных важных погрешностей, которыми оно изобиловало. [Кёльн], 1528»). 220

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

В 1526-1527 гг. К. неск. раз становился членом различных гос. комиссий и участвовал в работе Сената в качестве официального советника (zonta de pregadi). В окт. 1527 г. К. был назначен послом к герц. Феррары Альфонсо I д " Эсте (1476-1534); он успешно выполнил данные ему поручения и добился присоединения герцога к антиимп. Коньякской лиге, объединявшей папу Римского Климента VII (1523-1534) и правителей Франции, Англии, Миланского герц-ства и Венецианской республики (см.: Gleason. 1993. P. 41-42). В янв. 1528 г. К. был избран послом к папе Римскому Клименту VII. Главная задача К. состояла в том, чтобы не допустить заключения мира между папой и имп. Карлом V. Положение К. в папской курии осложнялось тем, что Венецианская республика, пользуясь ослаблением папской власти после осады и разграбления Рима имп. войсками в мае 1527 г., заняла неск. районов Папской области, в т. ч. Равенну и Червию, а также заявила о своем праве совершать церковные назначения в пределах подчиненных Венеции территорий без одобрения папы Римского. В июне 1528 г. К. прибыл в Витербо, где до нач. окт. 1528 г. находилась папская курия. Вместе с папой Римским Климентом VII К. вернулся в Рим и оставался при папской курии до нач. 1530 г. В архивах Венеции сохранились многочисленные донесения К. этого периода, а также адресованные ему инструкции дожа Андреа Гритти (1523-1538) и других членов венецианского правительства (отрывки см.: Dittrich. 1881. S. 27-73). К 1529 г. неизбежность заключения мира между императором и папой Римским стала очевидной; К. пытался в этих условиях защищать интересы Венеции, однако ему удалось добиться лишь второстепенных уступок. С окт. 1529 г. К. находился вместе с папской курией в Болонье, куда прибыл имп. Карл V для переговоров с Климентом VII. 23 дек. 1529 г. К. от имени Венецианской республики подписал мирный договор с имп. Карлом V и папой Римским Климентом VII; согласно условиям договора, Венеция возвращала ранее занятые города папе Римскому и императору, выплачивала императору значительную денежную сумму, а также соглашалась присоединиться к антитур.

http://pravenc.ru/text/2057148.html

S. На вопрос инквизитора, следует ли проявлять послушание церковным властям, К. ответил: «Когда они проповедуют и заповедуют то, что согласно со Словом Божиим, им нужно покоряться, как Самому Христу; однако если они не делают этого, покоряться им не нужно» (Ibidem). Заключительная часть допроса была посвящена обсуждению допустимости клятвы; по мнению К., поскольку клятва прямо запрещена в НЗ (см.: Мф 5. 33-37), она во всех случаях является для христианина недопустимой (ActaClarenb. S. Третий допрос, состоявшийся 21 мая 1528 г., имел сходное содержание; инквизиторы вновь спрашивали К. о его вероисповедании и об отношении к клятве. В заключение допроса А. фон Тонгерн предложил К. принять артикулы веры, к-рые составят инквизиторы, и принести клятву, что он верует так же, как католич. Церковь; К. твердо отказался делать это. В тот же вечер он был переведен в тюрьму Эренпфорте, где находился до янв. 1529 г. ( Klugkist Hesse. 1929. S. 196). Городской совет Кёльна распорядился поместить К. в одиночную камеру и запретил ему связи с внешним миром, чтобы он не мог вступить в сговор с единомышленниками-«лютеранами» ( Groten. 1988. S. 518. N 409). До июля 1528 г. происходили лишь редкие допросы К. начальником тюрьмы, о содержании к-рых сведений нет. 23 июля 1528 г. К. подал городскому совету ходатайство, в к-ром указывал, что уже 16 недель находится в заключении и просил дать ему возможность предстать перед светским имп. судом (текст см.: Krafft. 1874. S. 200-201); в ответ городской совет постановил провести заключительный допрос К. с целью последующего предъявления ему офиц. обвинения (Ibid. S. 183. N 19; Groten. 1988. S. 536. N 599). Четвертый допрос К. членами городского совета и инквизиторами состоялся 27 июля 1528 г. Следуя регламенту, официал трижды призвал К. согласиться принести клятву и трижды получил отказ (ActaClarenb. S. Затем А. фон Тонгерн предложил ему ответить на вопросы из 2 списков: 1-й список, подготовленный церковными инквизиторами, содержал 39 вопросов, 2-й список, предъявленный К.

http://pravenc.ru/text/1841261.html

Церковью на время пленения тем кардиналам, к-рые оставались на свободе. Предложения Уолси были отвергнуты. Карл V узнал о пленении К. и разграблении Рима спустя месяц после случившихся событий. В инструкции своему послу в Италии Пьеру де Вейру от 21 июля 1527 г. он с удовлетворением писал, что эти события приведут к установлению мира и скорейшему созыву Собора для реформирования Церкви ( Halkin L.-E., Dansaert G. Charles de Lannoy. Brux., 1934. P. 325-326). По заключенному 26 нояб. 1527 г. соглашению папа брал на себя следующие обязательства: придерживаться политики нейтралитета, способствовать заключению мира между воюющими странами, созвать Собор для проведения церковных реформ, бороться с лютеранством, объединить европ. правителей для борьбы с турками; кроме того, К. передал императору заложников и выплатил более 70 тыс. дукатов как 1-й взнос за свое освобождение (текст соглашения см.: Schulz. 1894. S. 176-188). 6 дек. имп. войска покинули замок Св. ангела. Следующей ночью папа бежал из Рима в Орвието. В февр. 1528 г. из Рима были изгнаны все остававшиеся там солдаты. Для восстановления порядка в городе К. направил легата кард. Лоренцо Кампеджо. 1 июня папа переехал из Орвието в Витербо. Желая вернуть захваченные испанцами владения, К. снабдил неск. кораблей франц. флота, осадившего Неаполь, военным оборудованием, но отношения понтифика с членами Коньякской лиги осложнились из-за нежелания Венеции вернуть Равенну и Червию. Франция и ее союзники терпели одно поражение за другим: из-за начавшейся эпидемии чумы и перехода на сторону имп. Карла V командующего франц. флотом генуэзца Андреа Дориа, недовольного франц. жалованьем, французам пришлось снять осаду с Неаполя; Дориа заставил капитулировать франц. гарнизон в Савоне и поднял антифранц. мятеж в Генуе. По совету кард. П. Колонны К. начал переговоры с императором. 6 окт. 1528 г. папа вернулся в Рим; по его распоряжению в городе развернулись строительные работы. Зимой 1528/29 г. папа серьезно болел; кардиналы добились от него буллы, согласно к-рой конклав в случае необходимости должен был собраться вне зоны влияния императора (в Чивита-Кастеллана, Вероне, Болонье или в Авиньоне).

http://pravenc.ru/text/1841391.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010