1513 В те дни епископ Теодор... — О нем см. кн. VIII. гл. 20. 1514 ...чтобы обвинить в чем-то патриция Ницетия. — О нем см. кн. VIII, гл. 18, 30. 43. Патриций — см. прим. 79 и 150 к кн. IV. 1515 ...словно пламя на ниве... — Ср.: Вергилий. Энеида (II, 304); «Так же, если на жатву пламя падет». 1516 Агерик... заболел... из-за того, что Гунтрамн Бозон... был убит. — Епископ Агерик взял под свое покровительство Гунтрамна Бозона, но спасти его не смог. См. кн. IX, гл. 8, 10. 1517 Аббат. — См. прим. 24 к кн. IV. 1518 Референдарий. — См. прим. 20 к кн. V, 1519 Упрямый козел. — В подлиннике: buccus validus — бук. «сильный козел»; игра слов, связанная с именем Bucciovaldus, по смыслу не очень ясная. 1520 ...при поддержке епископа С иагрия... — О нем см. кн. V, гл. 5; кн. IX, гл. 41: кн. X, гл. 28. 1521 Септимания. — См. прим. 94 к кн. VIII. 1522 Н о после смерти Леовы, когда Леовигиль д... — Леова умер в 571 или 572 г. Он был королем в вестготской Септимании (в Галлии), а его брат Леовигильд — королем вестготов в Ближней Испании. 1523 ...Леовигильд упорствовал в этой лжевере еретических извращений... — Имеется в виду арианское вероисповедание. 1524 ...Ингунда, дочь короля Сигиберта, о которой мы упоминали выше, была выдана замуж в Испанию. — См. кн. V, гл. 38. 1525 ...епископ оставил город Агд, пришел в Галлию... — Здесь Галлия противополагается готской Септимании, где находился город Агд. 1526 В этом году.. — В 588 г. 1527 ...они увели в плен людей... ничего не соблюдая из того, что они обещали ранее... — см. кн. IX, гл. 18, 1528 ...Хильдеберт, приняв п одарки... — Как дары невесте. 1529 ...обещал свою сестру лангобардам... — Т. е. Хлодозинду. 1530 ...когда они просили ее в жены своему королю... — Сначала Хильдеберт обещал свою сестру Хлодозинду Автари, королю лангобардов (см.: Павел Диакон. III, 28; Р. 133). но позднее, когда король вестготов Реккаред принял католическое вероисповедание, Хлодозинда была помолвлена с Реккаредом. Хильдеберт не только оставил без внимания просьбу Автари, но решил выступить против него, дабы выполнить свое обещание византийскому императору Маврикию — изгнать лангобардов из Италии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

1518 Кирилл. иерус. огл. поуч. IV, п. 26; Васил. вел. письм. CLXI, п. 4; Епифан. haeres. LIX, n. 4. 6. 1519 Афинагор. Legat, с. XXXVIII; Клит. алекс. Strom. III, 2; Григор. нисск. vita s. Macrin. T. II, p. 180, ed. Morel. Амврос. de viduis c. IX; Златоуст. de non iterand. conjug. n. 2. 1520 Соб. лаодик. прав. 1; Васил. вел. прав. 4, 87. 1521 Златоуст. de non iterand. conjug. n. 2; Ambrosiast. in I Corinth. VII, 40; Феодор. Студ. lib. 1, Epist. L; Никифор. can. X. 1522 Тертулл. Exhort. cast. c. VII; Ориген. in Luc. homil. XVII; Сириций, ad Himer. Tarrac. c. VIII-XII; Златоуст. in Tit. hom. Π ; Епифан. Expos. fidei cathol. n. 21; haeres. LIX, n. 4; Иероним. Epist. ad Ocean. LXXXII. 1523 Вас. вел. прав. 4. 50. 80. 1524 Иустин. Apolog. 1, n. 6; Клим. алекс. Strom. II, 23; III, 11; Васил. вел. на шестодн. бесед. VUU, п. 5; Златоуст. Epist. ad Syriae. CXXV; Епифан. Expos. fidei cathol. n. XXI; haeres. LIX, n. 4. 6; Kup. алекс. in Malach. n. 28; Феодорит. in 1 Corinth. VII, 11; Лактанц. Inst. Divin. VI, 23, и др. 1525 Соб. неокесар. прав. 8; карфаген. пр. 115; Васил. вел. прав. 9. 21. 39. 48; VI вселенск. прав. 87. 1526 Другие названия: ιερα ταξις (Григ. Богосл. слов. 21), ιερα στασις (тем же), κλρος (apud Suicer. Theeaur. eccles.), ordo sacerdotalia (Тертул. exhort. cast c. 7), ordo ecclesiasticus (Иероним. in Ep. XLIV). 1527 Игнат. Богон. Epist. ad Philad. n. X; Const. Apostol. VШ, 16. 17; Златоуст. de anathem. n. 4. 1528 Χειροτονα μυστικ , Concil. Nicen. Epist. Synod. (Феодорит. Церк. Ист. 1, 9). 1529 Ordinatio, Киприан. Epist. XXXIII. LXVIII. 1530 Benedictio presbyterii, Concil. Aurel. V (540), c. IV. 1531 Sacramentum antistitis, Пациан. de baptism. n. VI. 1532 Первое канон. посл. к Амфилох., прав. 1, стр. 287 в кн. правил. 1533 In Acta Apostol. homil. XIV, n. 4; XV, n. 1. 1534 Epist. ad Diosc. LXXXI, c. 1. В другом месте: quis ergo dissimulare audeat, quod in tanti sacramenti (ordinis) perpetratur injuriam? (Epist. ad Episc. provinc. Mauritaniae Caesar. XII, c. 3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

А еще учите своих детей духовных, чтобы престали от скверных слов неподобных, что лаются отцовым и матерным, занеже того в христианах нигде нет. Так же бы 1515 и родители учили своих детей измдада 1516 , чтобы не привыкали говорить лихих слов. А которые не имут слушать, а тех так же от церкви отлучайте, ни святого причастия не давайте, ни доры, ни Богородичного хлеба. Также учите их, чтобы басней не слушали, лихих баб не приимали, ни узлов, ни примольвления, ни зелья, ни ворожения, и елика такова, занеже на того 1517 гнев Божий приходит. А 1518 где такие лихие бабы находятся, учите их, чтобы престали, да каяли бы ся; а не имут слушать, не 1519 благословляйте их; а христианином заказуйте, чтобы их не держали межи себе нигде: гонили бы их от себе, а сами бы от них бегали, аки от нечистоты. А кто не имет слушать вас, и вы тех также от церкви отлучайте. А коли творите венчания, и вы во дни венчайте, по обедни, а в полдни 1520 и в полночи не венчайте. А крещения творите 1521 по преданию святых Апостолов: не обливайте водой, но погружайте в воде, в кадце таковской, трижды, молвя на первое погружение 1522 : «во имя Отца», а на другое: «и Сына», а на третье: «и Святого Духа». Да потом мажете миром великим. А кум бы был один, любо мужской пол, а любо женский; а по два бы кума не было, как было прежде сего. А которые игумены, или попы, или чернецы торговали прежде 1523 сего, или сребро давали в резы 1524 , а того бы от сих мест не было 1525 : лишитесь того; занеже не предали того святые Апостолы, а святые Отцы не благословляют: а аз по тому же. А еще бы есте не венчали девок меньше 12 лет, но венчайте, как на третьенадцатое лето поступит. А в котором монастыре чернецы, туто бы черницы не были; но чернецы бы жили себе одни 1526 в монастыре, без черниц: а черницы бы жили себе особно в опришном 1527 монастыре. А того выпросить 1528 : где будут были исперва чернецы, туто бы и ныне чернецы; а где будут были исперва черници, туто бы и ныне черницы. А будут хотя и издавна в котором монастыре были чернецы с черницами вместе, ино ныне бы то не было. А где будут быть в котором монастыре черници 1529 , туто бы были попы бельцы избранны с попадьями, а попа бы вдовца туто не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История зарубежного изобразительного искусства. Персоналии АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902–1986), историк искусств, специалист по искусству рус. и западноевроп. средневековья и Нового времени, художественный критик, педагог, проф., общественный деятель АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта) ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской ГРЮНЕВАЛЬД наст. имя Матис (Матиас) Нитхардт (Найтхардт), а также Готхардт, Готхард (ок. 1470/80 - 1528), нем. художник ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы ЕВТИХИЙ худож. кон. XIII - нач. XIV в., один из создателей росписи ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295) КАРАВАДЖО (1571-1610), итал. живописец, основоположник реалистического направления в европ. живописи XVII в. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 - 1519), итал. живописец, рисовальщик, естествоиспытатель, инженер и фортификатор, теоретик искусства и литератор, выдающийся представитель европ. Ренессанса и один из основоположников искусства Высокого Возрождения МАЗАЧЧО [наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (1401-1428), живописец флорентийской школы, основоположник Раннего Возрождения в Италии МАЦУЛЕВИЧ Леонид Антонович (1889 - 1959), российский историк искусствад-р искусствоведения, член-корреспондент АН Грузии (1946) МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ [Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони], скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик, поэт, крупнейший представитель Высокого и Позднего Возрождения в Италии

http://pravenc.ru/rubrics/123088.html

1508.  Дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4. 4). 1509.  …так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3. 16). 1510.  Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4. 9). 1511. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15. 18–19). 1512. Ин. 16. 2. 1513.  Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее (Лк. 4. 6). 1514. Слово 4, гл. 3. 1515. Ин. 12. 31; Еф. 2. 2, 6, 11–12. 1516. 1 Кор. 10. 20. 1517. Лк. 11. 24–26. 1518. 1 Кор. 3. 17–18. 1519. 1 Кор. 3. 18. 1520. Ин. 9. 41. 1521.  Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Помышления плотские суть смерть (Рим. 8. 7, 6). 1522. 1 Кор. 3. 18. 1523. 1 Кор. 1. 26. 1524. 1 Кор. 1. 23. 1525. Ин. 11. 49–50. 1526. Мф. 13. 52. Ср.: Лк. 5. 39. 1527. Слово о смерти. 1528. … огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25. 41). 1529.  …мерзость пред Богом (Лк. 16, 15). 1530. Ис. 38, 5. Смотри житие Василия Великого, скончавшегося в противность предсказанию врача, который столько был убежден в верности своего предсказания, что неисполнение его приписал положительно силе Христа, уверовал в Него и принял Святое Крещение. Прежде этого никакие убеждения мудрого и святого Василия не могли сломить врача еврея к принятию христианства. Четьи-Минеи, 1 января. 1531. Исхода глава 7 и далее. Деян. гл. 8, 9 и проч. 1532. Описание книжников и фарисеев заимствовано из собственных слов Господа нашего Иисуса Христа и из поведаний Евангелия. Господь произнес на них грозное определение Свое, назвав их родом лукавым и прелюбодейным (Мф. 12. 39), лицемерами, выкрашенными гробами, по наружности красивыми, внутри же исполненными лицемерия и беззакония, как и гробы внутри полны мертвых костей и всякой нечистоты (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

—12— принуждает» 1528 . На вопрос: «что такое удерживающее, т. е., препятствующее, явиться ему» (антихристу)? Златоуст отвечает: «Одни полагают, что под этим (должно разуметь) благодать Святого Духа, а другие – Римское государство. С этими последними я больше соглашаюсь. Почему? Потому что если бы (Апостол) хотел говорить о Духе, то не выразился бы об этом неясно, но (сказал бы) определенно, что теперь препятствует ему (антихристу) явиться благодать Святого Духа, т. е. дарования. Кроме того, надлежало бы уже ему прийти, если тогда он должен прийти, когда оскудеют дарования, потому что они давно оскудели 1529 . Но так как (Апостол) говорит это о Римском государстве, то понятно, почему он только намекает на это и до времени говорит об этом прикровенно… Ибо если бы он сказал, что в непродолжительном времени разрушится Римское государство, то тогда немедленно его, как возмутителя, стерли бы с лица земли, и всех верующих, как живущих и подвизающихся для сего» 1530 . То же объяснение Златоуст применяет и к слову держай, говоря: «когда прекратится существование Римского государства, тогда он (антихрист) придет. И справедливо. Потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится (антихристу); но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю – и человеческую и божескую – власть. Подобно тому, как прежде сего были разрушаемы царства, именно: Мидийское – Вавилонянами, Вавилонское – Персами, Персидское – Македонянами, Македонское – Римлянами: так это последнее разрушено будет антихристом, а он сам будет побежден Христом и более уже не будет владычествовать. И все это с большей ясностью передает нам Даниил» 1531 . —13— В толковании Златоуста есть мнения, существовавшие ранее его и широко распространенные. Таковы следующие: отступлением назван антихрист, тайной беззакония – Нерон, удерживающее и держай означают Римскую империю, или благодать Святого Духа. Так как эти мнения не принадлежат самому Иоанну Златоусту , и не он первый высказал их, а они были в то время ходячими мнениями, то о них уместно будет высказать суждение не теперь, а при общей характеристике святоотеческого учения об антихристе и времени его пришествия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(561, 1527) Об этом приготовлении написано: «Надобно, чтоб приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» [ Евр 11, 6 ] и ...дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» [ Мф 9, 2 ; Мк 2, 5 ], и еще: «Страх Божий изгоняет грехи» [ Екк 1, 27 ]; а также: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» [ Деян 2, 38 ], и еще: «Итак: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» [ Мф 28, 19–20 ] и «Расположите сердце ваше к Господу» [ 1Цар 7, 3 ]. Глава 7: Оправдание нечестивого и его причины (562, 1528) За этим расположением, или приготовлением, следует само оправдание, которое есть не просто прощение грехов [ХВ 593], но и освящение и обновление внутреннего человека добровольным принятием благодати и ее даров. Тем самым человек из неправедного становится праведным, из врага – другом, чтобы быть «по упованию наследниками вечной жизни» [ Тит 3, 7 ]. (563, 1529) Вот каковы причины этого оправдания: конечная причина – слава Бога и Христа и жизнь вечная; причина действующая – Бог, Который в Своем милосердии очищает и освящает даром [ 1Кор 6, 11 ], печатью и помазанием обещанного Святого Духа, Который есть залог нашего наследия [ср. Еф 1, 13 ]; причина заслуживающая – Единородный Возлюбленный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, Который, когда мы были врагами [Ему] [ Рим 5, 10 ], по Своей великой любви, которой Он возлюбил нас ( Еф 2, 4 ), заслужил наше оправдание [ХВ 592] Своими Пресвятыми Страстями на Древе Креста и воздал за нас удовлетворение Отцу Своему; причина творящая – Таинство Крещения, «Таинство веры» 346 , без которого никто не может получить оправдания. (564, 1529) Наконец, единственная причина неоспоримая [категорическая] – это праведность Божия, «не та, которой Он сам праведен, а та, которой Он делает таковыми нас» 347 [ХВ 592–593], праведность, полученная от Него в дар, который обновляет вплоть до самого сокровенного нашей души, та, которой мы не только считаемся праведными, но действительно являемся и называемся таковыми, принимая в себя праведность в той мере, в какой «Дух разделяет каждому особо, как Ему угодно» [ 1Кор 12, 11 ] и согласно расположению и личному соучастию каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Вслед за этим пророк, созерцающий грядущие события в видении, восклицает: 4 . Искупитель наш – Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев. Все комментаторы замечают, что это восклицание вырывается из души пророка, тогда как все пророчество о Вавилоне говорит пророк от имени Господа. Следующие стихи продолжают речь, обращенную к Вавилону, переполнившему меру беззакония. 5 . Сиди молча и уйди в темноту, дочь Халдеев, ибо вперед не будут называть тебя госпожою царств. Мы напоминаем, что это не падение только царства, это полное уничтожение памяти об народе и его культуре, заменяемой другим мировоззрением. Религия и цивилизация Месопотамии уходят в мрак и бесследно исчезают. 6 . Я прогневался на народ Мой, уничтожил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твое. 7 . И ты говорила: „вечно буду госпожею“, а не представляла того в уме твоем, не помышляла, что будет после. Мы имели случай говорить по поводу обзора исторических событий, взятия Самарии, и позже, нашествия Сеннахерима и речи Рабсака, сколько ужасающей жестокости заключалось в самом факте переселения сотен тысяч семей из одной страны в другия, далекие страны. Но эта система была не исключительно Ассирийской; начало ее несомненно относится ко временам первой Вавилонской монархии 1528 ; это плод всего строя жизни, ума и развития безжалостных жителей Месопотамии, не знавших, что такое сострадание 1529 . Последняя капля, переполнившая чашу долготерпения Господня, было насильственное переселение (совершенное Навуходоносором) за которым последовало и истребление народа в Иерусалиме и уничтожение самого града. В основании всех этих жестокостей лежала, – как указывает ст. 7, который надо сравнить с Ис. 10:5–16, 14:1–23 – необычайная гордость этих владык, мнивших себя непобедимыми, а царства свои-вечными. Поэтому то, как мы указывали в своем месте, цари Ассирии и Вавилона избраны типами сатаны 1530 . 8 . Но ныне выслушай это, изнеженная, живущая беспечно, говорящая в сердце своем: „я, – и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовою и не буду знать потери детей“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Она была утрачена падением человека, уподобившегося скотам несмысленным, не имеющим разума и рассудительности. Благодать Божия не только возвращает ее человеческому уму, но и дает возможность и силу взращивать ее и пополнять через богомыслие, как это было у первозданного или через изучение данного свыше Откровения, как это возможно стало сейчас. По свидетельству одного из получивших такую рассудительность, именно благодать даровало ему неложное познание существующего, устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней. И сокровенное и явное (Прем. Солом. 7:17–21). Невидимое становится видимым через видимое ( Рим. 1:20 ), ибо видимое является аналогией, образом, очертанием невидимого. Поэтому «для всякого, кто предается размышлению, явления красоты становятся образами невидимой гармонии». 1525 Естественно, что в этом рассудку помогает благодать, беседуя с ним через разум и скрывая при этом свое присутствие. Просвещаемый благодатью человек начинает видеть вещи как они есть и «не обольщается более внешним видом вещей, как прежде: ибо беспристрастно смотрит таковый на золото, серебро и драгоценные камни и не обольщается и не судит о них пристрастно». 1526 Такое видение является следствием чистоты. Следовательно, «настоящие разумные суть те, кои явились святыми благодаря чистоте». 1527 Чистота же, по словам некоторого святого Отца, «есть забвение способов ведения через естество, заимствованных от естества в мире». 1528 То есть в состоянии чистоты ум начинает смотреть на вещи естественно, а не через естество, что является неестественным для него. Однако такое естественное рассуждение далеко еще отстоит от того рассуждения, которое появляется у рассудка одухотворенного. Такое рассуждение есть совершеннейшее, сверхъестественное рассуждение, которое превосходнее естественного как «свет солнца превосходнее тусклого света ночных светил небесных».

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

По-прежнему он прилагал труды к трудам и подвиги к подвигам, воссылая день и ночь благодарные молитвы к Богу. Прошло несколько лет со времени поселения прп. Нила в пустыне Серемхской. По окрестным селениям прошел слух о его богоугодной жизни, и многие из благочестивых жителей этих селений стали приходить к святому за молитвой и наставлением. И все они получали от него, как от неоскудевающего источника премудрости и благочестия, великое утешение, и преподобного Нила превозносили похвалами за его дивные подвиги и милосердие. Тяжело было смиренному подвижнику от похвал людских. Боясь потерять награду от Бога за свои труды, он сказал сам себе: «Что мне делать? За грехи свои я несу подвиг пустыни. Сам Владыка Мой Христос дал нам пример смирения и не велел добрые дела творить напоказ людям, но совершать их в тайне, чтобы Отец наш Небесный, видя в тайне, воздал явно. Лучше мне отойти от места сего, ибо, принимая честь от людей, могу сделать тщетными труды свои и, изнурив свою плоть, боюсь лишиться награды». И с того времени прп. Нил начал днем и ночью молиться Богу и Пречистой Его Матери, взывая к Ней: «Пресвятая Владычица, Мати Христа Бога нашего! Ты знаешь, что всю мою надежду по Боге я на Тебя возлагаю. Ты же Сама, как ведаешь, наставь меня на путь, которым я должен идти, чтобы спастись». Матерь Божия исполнила его прошение: однажды преподобный на молитве немного задремал и вдруг услышал голос, говорящий ему: «Нил! Выйди отсюда и иди на остров Столобное; на нем ты можешь спастись». Преподобный исполнился радости, слыша небесный глас, благодаря Пречистую Богородицу, что не презрела моления его. С тех пор подвижник сам стал расспрашивать об этом острове своих посетителей. Ему сказали, что остров Столобное находится на озере Селигере, в семи верстах от города Осташкова, что место то пустынно и никто не живет на нем. Получив нужные сведения об острове, преподобный оставил Серемхскую пустыню, в которой подвизался 13 лет (с 1515 по 1528 гг.), и с радостью отправился в путь, возложив надежду на Бога, Спасителя человеков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010