сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Бытие Божие 1518. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Диалог атеиста с христианином: Интервью, данное корр. ВВС Марганите Ласки/Пер. с англ.: Е. Л. Майданович//АиО. 2000. 1(23). С. 277–297. 1519. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Бог под вопросом/Пер. с фр.: Е. Л. Майданович//АиО. 2000. 4(26). С. 264–274. 1520. Ианнуарий (Ивлиев) , архим. Тайна и откровение: О смысле жизни//ХЧ. 1991. 1. С. 87–95; 2. С. 97–107; 3. С. 61–67; 5. С. 44–55. 1521. Ильин В. Н. Несколько слов о природе безбожия//ВРЗЕПЭ. 1961. 38/39. С. 142–149. 1522. Култаева М. Д. Философский пантеон, или Бог в философии и Бог в религии//В1Р. 2000. 1. С. 124–130. 1523. Лега В. П. О доказательствах бытия Бога//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 32–37. 1524. Мефодий (Ермаков), иером. Телеологическое доказательство бытия Божия в свете достижений современной науки//ДМ. 1996. Вып. 3. С. 19–32. 1525. Почему Вы порвали с религией?: Открытое письмо бывшему свящ. Дарманскому по поводу его ст. «Почему я порвал с религией»//ВРЗЕПЭ. 1963. 42/43. С. 164–171. Защита основ христианского вероучения и нравственный укор П. Дарманскому – бывшему выпускнику ЛДА, публично похулившему имя Божие и извергнутому из сана (1958–1959 гг.). 1526. Софроний (Сахаров) , архим. Православие – свидетельство Истины//ЦиВр. 2000. 3(12). С. 226–252. Из писем к Д. Бальфуру. 1527. Флоренский П. А., свящ. Из богословского наследия: 1. Страх Божий; 2. Культ, религия, культура; 3. Культ и философия; 4. Таинства и обряды; 5. Дедукция семи Таинств; 6. Освящение реальности; 7. Свидетели; 8. Словесное служение. Молитва; 9. Философия культа//БТ. 1977. Сб. 17. С. 85–248. Публ. труда «Философия культа» (с неоговоренными купюрами). Ср. 2228. 1528. Харди Д. В., Форд Д. Ф. Хвала и пророчество/Пер. с англ.: И. Кукота//Страницы. 1999. Т. 4. 3. С. 350–365. Гл. из кн.: Hardy D., Ford D. Praising and Knowing God [=Восхваление и познание Бога]. Philadelphia, 1985. 1529. Шкода В. В. Теологический аргумент//BiP. 2000. 1. С. 108–116; 2001. 2. С. 131–139. См. также 521, 1418. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное |
Избрание было практически единодушным к радости римлян, для к-рых новый папа был земляком, первым за 100 с лишним лет (после папы Мартина V (1417-1431)) уроженцем Лацио на Папском престоле. Ожидалось, что П. позаботится о Риме, разоренном в мае 1527 г. нем. наемниками на службе имп. Карла V (1519-1556). 3 нояб. 1534 г. состоялась папская коронация. К тому времени у П. было 4 взрослых детей от вдовы Сильвии Руффини: дочь Костанца (ок. 1500 - 1545), сыновья Пьетро Луиджи (1503-1547), Паоло (1504-1512) и Рануччо (1509-1528), все они в разное время были узаконены. На 1-й консистории (18 дек. 1534) новый папа возвел в кардинальское достоинство 2 внуков: Алессандро Фарнезе (1520-1589) и Гвидо Асканио Сфорца (1518-1564). В 1545 г. П. сделал кардиналом еще одного внука - Рануччо Фарнезе (1530-1565). Всего П. возвел в кардинальское достоинство 71 чел. на 12 консисториях. П. предпринимал неоднократные попытки созвать Собор католич. Церкви; сначала местом его проведения была назначена Мантуя (булла «Ad Dominici gregis curam» от 4 июня 1536), где заседания должны были открыться 23 мая 1537 г., но этому помешало очередное столкновение между франц. кор. Франциском I (1515-1547) и имп. Карлом V. Осенью 1537 г. было решено созвать Собор в Виченце, но в 1539 г. этот проект был отложен на неопределенный срок, в т. ч. из-за конфликта между имп. Карлом V и Шмалькальденским союзом германских протестантов. Подготовкой к Собору занималась созданная в 1536 г. комиссия из 9 наиболее уважаемых кардиналов во главе с Г. Контарини , к-рая подготовила «Совет о реформировании Церкви» (Consilium de emendanda Ecclesia), содержавший критику нек-рых злоупотреблений Римских понтификов, а также предлагавший ряд мер по укреплению церковной дисциплины (повышение образовательного уровня клириков, более строгий контроль над приходским духовенством и др.). Однако эти рекомендации не были реализованы П. на практике. Работа продолжилась в виде коллоквиумов при участии католических и протестантских богословов, в частности на встречах в Регенсбурге (1541), которые, однако, не привели к значимым результатам, несмотря на усилия Контарини, главы умеренной партии при Римской курии, готового идти на определенные уступки в вопросе об оправдании верой. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История изобразительного искусства ГАГАРИН Григорий Григорьевич; 1810 - 1893, рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви ГОРНОСТАЕВ Алексей Максимович (1808 - 1862), архит., один из основоположников национального направления в рус. архитектуре ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871 — 1960), рус. живописец, историк искусства, реформатор музейного и реставрационного дела в Россиии СССР; действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956) ГРЮНЕВАЛЬД наст. имя Матис (Матиас) Нитхардт (Найтхардт), а также Готхардт, Готхард (ок. 1470/80 - 1528), нем. художник ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы ЕВТИХИЙ худож. кон. XIII - нач. XIV в., один из создателей росписи ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295) ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ИОРДАН Федор Иванович (1800-1883), гравер и рисовальщик, мастер резцовой репродукционной гравюры на металле КАРАВАДЖО (1571-1610), итал. живописец, основоположник реалистического направления в европ. живописи XVII в. КЛИМОВ Евгений Евгеньевич (1901-1990), художник, искусствовед, иконописец, реставратор церковного искусства, мемуарист ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 - 1519), итал. живописец, рисовальщик, естествоиспытатель, инженер и фортификатор, теоретик искусства и литератор, выдающийся представитель европ. Ренессанса и один из основоположников искусства Высокого Возрождения МАВЗОЛЕЙ гробница Мавсола, правителя Карии в М. Азии (377-353 гг. до Р. Х.), одно из 7 античных чудес света; также монументальное погребальное сооружение МАЗАЧЧО [наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (1401-1428), живописец флорентийской школы, основоположник Раннего Возрождения в Италии МАЦУЛЕВИЧ Леонид Антонович (1889 - 1959), российский историк искусствад-р искусствоведения, член-корреспондент АН Грузии (1946) МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ [Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони], скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик, поэт, крупнейший представитель Высокого и Позднего Возрождения в Италии НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862-1942), рус. худож., живописец и график, автор станковых картин, икон, монументальных церковных росписей НЕХОРОШЕВСКИЙ Мартин (Мартын) Нестерович (ок. 1700 - 1758), гравер (в техниках ксилографии, резцовой гравюры на металле, офорта) |
Сооружения изобилуют надписями с упоминанием имен царей Баграта III, Георгия I, Баграта IV, царицы Мариам и др. царственных особ, католикосов-патриархов всей Грузии Мелхиседека I и Иоанна V Окропири , еп. Кумурдойского Зосимы, крупных сановников и местных феодалов. О еп. Зосиме известно, что в царствование Баграта IV (1027-1072) он выстроил придел храма Кумурдо, «облачил алтарь, потир, дискос, крест» и «украсил икону Спаса рукою Давида, золотых дел мастера» (Там же. С. 85-86). Эта икона стала одной из известных святынь К. е.; на ней кумурдоели присягали на верность католикосам-патриархам всей Грузии и позже - Мцхетским (Восточногрузинским) католикосам-патриархам. В документе груз. права XIII в. «Освящение мира» описана иерархия груз. епископата, согласно которой в чине венчания царя на царство кумурдоели занимал 8-е место среди 36 архиереев Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Вост. и Юж. Грузия), после кизикели (Кизикского архиерея) и перед ниноцминдели (Ниноцминдским) (ПГП. 1965. Т. 2. С. 48; Грузинские док-ты. 1982. С. 82). В позднее средневековье в иерархии 13 епископов Самцхе-Саатабаго епископ Кумурдойский занимал 2-е место после мацкверели (Ацкурского архиерея) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 245). С кон. XIV в. Джавахети постепенно перешла во владение самцхетских атабагов Джакели, которые, стремясь не только к политическому, но и к церковному сепаратизму, подстрекали самцхетских архиереев против католикосов-патриархов всей Грузии. Однако им не удалось добиться церковного отчуждения Самцхе: католикос-патриарх всей Грузии Давид IV (Чавчавадзе) (1443/47-1459) прибыл в монастырь Сапара , отлучил от Церкви непокорных епископов, в т. ч. и кумурдоели (имя неизв.), и хиротонисал новых. Кумурдоели стал еп. Иоанн (Ласурисдзе). После него Кумурдойского епископа избирали самцхетские атабаги. Они направляли кандидата в Мцхету на утверждение католикоса-патриарха, которому новый архиерей был обязан дать клятву верности. В обязанности кумурдоели были внесены дополнительные пункты: он должен был поминать католикоса-патриарха при богослужении и в своих молитвах, хранить верность католикосу-патриарху, не причинять вред атабагам Самцхе, не вступать в союз с отлученными католикосом-патриархом архиереями, не посягать на владения католикоса-патриарха, в частности на монастырь Вардзиа и его имения («Книга верности Иоанна Кумурдоели Картлийскому католикосу Давиду» (1401-1459), «Книга верности Герасима Кумурдоели Картлийскому католикосу Евагрию» (1505-1503), «Книга верности Зосима Кумурдоели католикосу-патриарху Грузии Василию VI» (1519-1528) - ПГП. |
а от того пала не просит никакого прибытка, но только хочет хвалы Божией и соединения христоверних... А если захочет князь великий за свою отчину Константинопольскую стоять, и он имеет ныне пригоден путь да и помощь, что ни за сто лет до этого наследники константинопольские не имели» 952 ... В то же время папа хотел отклонить вел. князя от союза с магистром Ордена, искавшим помощи у вел. князя против Польши. Поэтому тот же Шонберг сообщал: «А ведомо, что Литву не надо оружием воевать: время ее воюет, так как король не имеет наследника, а то известно, что Москва не захочет никакого государя ляха над собой иметь, а ляхи литвина и от того разорятся оба государства». Тем не менее, посольство это успеха не имело, так как вел. князь отвечал через посла (Замыцкого) магистру, что он готовь быть с папой в дружбе и согласии, но закон греческий, как держал, так и впредь того держать крепко хочет 953 . Еще после второго посольства вел. князь через магистра отправил письмо (первое) к «фрянцовскому королю» (надписанное «Каролу» – Карлу VIII), с просьбой содержать магистра в милости и защите от польского короля; а вслед за третьим посольством он послал через того же вел. магистра второе письмо к франц. королю и другие письма к курф. немецким и архиеп. майнцскому о защите Ордена 954 . Однако, папа Лев Х в 1519 г. (сент. 26) повторил свои настояния через легата Захарию, епископа гардиенского 955 . В 1521 г. был в Москве от папы Льва генуэзец Павел Чентурионе с поручением о торговых делах 956 и вторично в 1524 (папы Климента VIII) с предложением о вере и королевском титуле 957 . С этим последним и ответной грамотой в апр. 1525 г. отправился Дмитрий Герасимов с обычными любезностями и обещаниями, «стоять против неверных» 958 ; а с ними прибыл посол папы Климента, Иоанн Франциск, епископ скаренский, которому с импер. послом Герберштейном удалось уладить перемирие с Польшей 959 . С ним же отправлены в Рим (в дек. 1526 г.) московские послы (Трусов и Лодыгин), возвратившиеся только в 1528 г. |
К. И. прилагал усилия и для улучшения положения православных на «русских» землях Польского королевства, в частности во Львове. В 1521 г. князь поддержал ходатайство Львовского братства , к-рое добилось смягчения многочисленных ограничений, наложенных на деятельность православных городскими властями и католич. духовенством: православные получили право приносить присягу в своей церкви, выступать свидетелями в суде по всем делам, магистрат при назначении правосл. священников должен был учитывать мнение «русской» общины, священники получили возможность в церковном облачении посещать больных со Св. Дарами и провожать тела умерших. По ходатайству К. И. находившийся под опекой братства мон-рь св. Онуфрия был освобожден от уплаты поземельного чинша (грамоты 1522 и 1524). Значительные вклады в главные храмы митрополии - соборы в Вильно и Новогрудке - заставляют предполагать тесные связи между К. И. и митрополичьей кафедрой. Документы, связанные с деятельностью К. И., сохранили следы его разнообразных контактов с митр. Иосифом II (Солтаном) . Об их тесных связях наиболее убедительно говорит тот факт, что в 1519 г. К. И. дал вкладом в Борисоглебский собор имение Хоневичи «за душу господина и отца нашего... митрополита... Иосифа и за мою душу». В нояб. 1520 г. митрополит посетил имение К. И. Здетелы, где состоялось усыновление душевнобольным кн. Андреем Юрьевичем Заславским сына К. И. Ильи. В 1518 г. по ходатайству К. И. король одобрил покупку митрополитом имения Превелы, в 1521 г. митрополит выступал как свидетель земельных сделок, совершавшихся К. И. в Вильно. В Великом княжестве Литовском существовал обычай, в соответствии с к-рым после смерти духовного иерарха и до назначения нового все имущество кафедры поступало под временное управление королевских чиновников. Митр. Иосиф добился того, чтобы 26 сент. 1521 г. король назначил К. И. тем лицом, к-рое возьмет под свою опеку имущество кафедры после смерти первоиерарха. Тесные контакты сохранялись у К. И. и с новым митрополитом - Иосифом III . Договор о браке в 1522 г. был заключен К. И. с семьей князей Слуцких при посредничестве митрополита и скреплен его подписью. К. И. и митрополит принимали совместные решения по разным духовным делам. Так, по ходатайству К. И. и митр. Иосифа III архимандрит Лавришевского (Лаврашевского) монастыря Алексий стал архимандритом виленского во имя Св. Троицы мон-ря (3 марта 1524). В 1526 г. по жалобе К. И. митрополит вызвал к себе на суд игумена Супрасльского мон-ря и запретил его в служении. Это вызвало недовольство патрона мон-ря А. И. Ходкевича, жаловавшегося королю на нарушение его прав. 12 дек. 1528 г. Иосиф III добился от короля грамоты, по к-рой К. И. назначался опекуном имущества кафедры в случае смерти митрополита. |
Благосклонность к православию султана Шелима все же не помешала ему разрушить в 1526 году стены Иоанно-Предтечьинской обители в Иерусалиме. Ради украшения мечети Харам Шериф он повелел изъять прославившийся своей красотой мрамор из Вифлеемского храма и одновременно с этим поставить стражу на вратах Воскресенского храма, которой была дана власть отворять и затворять храмовые двери. С этого времени с посещавших храм Гроба Господня паломников было положено собирать налог (кафар). Однако, несмотря на все это Палестинскую землю быстро стали наполнять стремившиеся изо всех концов света поклониться Святым Местам паломники. Дворяне и мыслители, архиереи и простые иноки, богатые и нищие -- все как один направляли свои стопы в Святой Град и притекали к Гробу Господню. Среди многих других в этот период Иерусалим посетили и Вселенский патриарх Иеремия I (1522-1545), Александрийский Иоаким (1487-1567) и Антиохийский Михаил V (1523-1529). Собравшись в 1522 году в Иерусалиме, восточные патриархи провели поместный собор, на котором единогласно осудили незаконно захватившего престол Константинопольской Церкви митрополита Созоагафопольского Иоаникия. Созыв собора и присутствие на нем четырех восточных патриархов как ничто другое свидетельствуют об изменении отношения к христианам на политической арене востока. Ведь собор в Иерусалиме не созывался уже на протяжении почти ста лет! Помимо греческого монашества в Святых Землях к этому времени крепко укоренилось и католическое, а именно представители ордена францисканцев. Однако стараниями великого визиря Ибрагима, кровного врага австрийского короля Карла V (1519-1556), 18 марта 1523 года султанским вердиктом Сионская обитель – центр обитания францисканцев -- была превращена в османскую мечеть. В 1528 году король Франции Франциск I (1515-1547) ходатайствовал перед главой Османской Империи о передачи Сионской обители латинским монахам. Султан, разумеется, Франциску отказал, сославшись на тот факт, что поскольку на этом месте уже возвышается мечеть, то о превращении ее в христианский храм не может быть и речи, однако позволил католикам «вести попечение» об остальных строениях, бывших ранее в их владении. Это решение ознаменовало некоторую свободу для латинян в Палестине и развязало им руки для дальнейшей экспансии на Святых Местах. Это было начало новой многовековой борьбы различных конфессий за бесценные святыни востока. Именно этой борьбой и ознаменуется весь третий период истории Иерусалимской Православной Церкви. |
Wittenberg und Byzanz: Zur Begegnung und Auseinandersetzung der Reformation und der Östlich-orthodoxen Kirche. Marburg, 1949; Bring R. Das Verhältnis von Glauben und Werken in der lutherischen Theologie. Münch., 1955; Gensichen H. W. Damnamus: Die Verwerfung von Irrlehre bei Luther und im Luthertum des 16. Jh. B., 1955; Hannemann K. Reuchlin und die Berufung Melanchthons nach Wittenberg//Johannes Reuchlin 1455-1522: Festgabe seiner Vaterstadt Pforzheim zur 500. Wiederkehr seines Geburtstages/Hrsg. M. Krebs. Pforzheim, 1955. S. 108-138; Schwarzenau P. Der Wandel im theologischen Ansatz bei Melanchthon von 1525-1535. Gütersloh, 1956; Neuser W. H. Der Ansatz der Theologie Philipp Melanchthons. Neukirchen, 1957; idem (Karmiris J.). Luther und Melanchthon: Einheit im Gegensatz: Ein Beitrag zum Melanchthon-Jubiläum 1960. Münch., 1961; idem. Die Abendmahlslehre Melanchthons in ihrer geschichtlichen Entwicklung (1519-1530). Neukirchen-Vluyn, 1968; Manschreck C. L. Melanchthon: The Quiet Reformer. N. Y., 1958; Sick H. Melanchthon als Ausleger des Alten Testaments. Tüb., 1959; Sperl A. Melanchthon zwischen Humanismus und Reformation: Eine Untersuchung über den Wandel des Traditionsverständnisses bei Melanchthon and die damit zusammenhängenden Grundfragen seiner Theologie. Münch., 1959; Rogge J. Johann Agricolas Lutherverständnis unter besonderer Berücksichtigung des Antinomismus. B., 1960; Fraenkel P. Testimonia patrum: The Function of the Patristic Argument in the Theology of Philip Melanchthon. Gen., 1961; Sch ä fer R. Christologie und Sittlichkeit in Melanchthons frühen Loci. Tüb., 1961; Stupperich R. Der unbekannte Melanchthon: Wirken und Denken des Praeceptor Germaniae in neuer Sicht. Stuttg., 1961; idem. Melanchthon/Transl. R. H. Fisher. Phil., 1965; Barton P. F. Die exegetische Arbeit des jungen Melanchthon 1518/19 bis 1528/29: Probleme und Ansätze//ARG. 1963. Bd. 54. H. 1. S. 52-89; G ü nther H. O. Die Entwicklung der Willenslehre Melanchthons in der Auseinandersetzung mit Luther und Erasmus. |
1491 Cf. Io. 1: 3. 1492 Очевидно, имеется в виду «философия», как нечто посторонее для «тела», то есть народа Израэля. 1493 .. a)llaU thUn au)totelwj filosofi an polupragmonwsi.. 1494 Вероятно, Hom., Il. 3, 272. 1495 Cf. Chrysippus, fr. mor. 673 Arnim. 1496 Cf. Deut. 32: 8. 1497 Пс. 23: 1; I Cor. 10: 26. 1498 Как отмечает O. Stahlin, Климент использует здесь гомеровскую терминологию. Cf. Il. 10, 482; 17, 570; 5, 1—2. 1499 I Tim. 4: 10. 1500 Возможно, высказывание Пиндара: fr. 124 c Snell. 1501 Аналогичное рассуждение см. Aristoteles, fr. 51 Rose. 1502 Cf. Plato, Tim. 69 c. 1503 II Cor. 10: 15. 1504 Cf. II Cor. 9: 2; Act. 17: 16 sq. 1505 II Cor. 11: 6. 1506 Ошибка нумерации в издании Stahlin. 1507 Cf. Plato, Ion 534 b. Платон говорит здесь, что поэт «светел (или легковесен), крылат и свят.» 1508 Democrites, fr. 18 DK. 1509 Cf. Plato, Rep. II 361 d. 1510 Cf. I Cor. 15: 27. 1511 Io. 15: 14—15; Hebr. 3: 5. 1512 Дальнейшее рассуждение ср.: Plato, Leg. X 901 e; Sext. Emp., Pyrrh. Hyp. III 10. 1513 Cf. Rom. 8: 30; Tit. 1: 3. 1514 Cf. [Plato], Epistula II, 312 e. 1515 Cf. Philo, De opif. mundi, 141. 1516 Cf. I Tim. 1: 9. 1517 Cf. Phil. 3: 13. 1518 Очевидная аналогия с известным положением платонизма. Cf. Plato, Rep. X 617 e; Timaeus, 42 d; Leg. X 903 b. 1519 Cf. I Cor. 13: 12. 1520 Cf. ps. 50: 18. 1521 Cf. Lev. 16; 24; Sap. 3: 6. 1522 Rom. 6: 6—7; II Cor. 10: 5; Eph. 4: 22—24; Col. 3: 8—9. 1523 Cf. Io. 1: 3. 1524 Или «будучи упорядоченным и нездешним» (ko smio» kaiU u(perko smio»). Климент допускает игру значением слова космос (порядок). 1525 Cf. Chrysippus, fr. mor. 224 SVF; Plato, Protagoras 328 a. 1526 Cf. Eph. 6: 12. 1527 Cf. Plato, Phaedrus 348 c; Arius Didymus, fr. 29 (Diels, Doxogr. gr., p. 465) in Eusebius, Prep. Euang. XV 15, 6. 1528 Cf. Xenophanes, fr. 15 ( Strom. V 110). 1529 Cf. Plato, Rep. II 379 b. 1530 Homer., Ilias X, 533—537. 1531 Чтение манускрипта h(au)th» заменяется на h(Lhtw. 1532 Euripides, Auge fr. 266; Аналогичный сюжет см.: Ифигения в Тавриде, 380—393. |
1510 Еп. Софроний , Современный быт и литургия христиан инославных иаковитов и несториан. Спб. 1876, 293. Несториане ныне существуют в незначительном количестве в Урмии (в Персии); большинство из них приняло р.-католичество; часть православие в 1898 г.; остальные ранее растворились в мусульманстве. 1511 Bona I. De divina psalmodia, Col. Agrip. 1677, p. 682. sq. 1512 А. П. У . (архим. впосл. еписк. Порфирий Успенский ). Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церк. благочиния египет. христиан (коптов). Спб. 1856, стр. 47—88. 1513 Кроме загранич. издания и в Записках Имп. Акад. Наук VIII, I, Тураев Б . Часослов эфиопской церкви, Спб. 1897; эфиопский текст с рус. переводом. 1514 Болотов В . Часосл. эфиоп. ц. Б. Тураева , библиогр. зам. Хр. Чт. 1898, 2, 189. 1515 Тураев Б . Абиссиния. Правосл. богосл. энциклоп. Спб. 1900 г. I, 61—70. 1516 Bona, De divina psalmodia, 689. 1517 Martene E . De antiques ecclesiae ritibus. Antv. 1736, III. 27. 1518 Vita Caesarii I, 19. ( Migne Patr. s. I. t. 67. 1519 Григор. Тур . История франков. IX, 6. 1520 Martene De ant eccl. rit. III, 48. 1521 Amalarius . De eccles. officiis IV, 9. 1522 Martene . De ant eccl. rit, III, 50. 1523 На таком же месте утрени эти песни поются и у нас. 1524 Grodegangus Met . Regula canonicorum c. 18. 1525 Там же. 1526 Как теперь у нас; в римской церкви теперь с утра. 1527 Ср. «Свет Христов просвещает всех». 1528 Ср. у нас предначинательный псалом. 1529 Ср. у нас прокимен Господь воцарися. Martene , Deant eccl. ritib. III, 58. 1530 Там же, 61. 1531 Ср. у нас на 50 пс. Слава... Молитвами апостолов... И ныне... и опять 1-й стих псалма. 1532 Martene , De ant. eccl. ritib. III, 29—30. 1533 Amalarius , De divino officio, prol. 1534 Там же, III, 11. 1535 Martene, De ant. eccles. ritib. III, 42. 1536 Beatus , Adv. Elipandum 1. Martene , De ant. eccl. rit. III, 73. 59. 1537 Мансветов , Церк. Уст. 21. 1538 Все эти «Правила» в частях своих, касающихся богослужения, приведены, иногда к объяснительном перифразе (особенно неясны правила Колумбана), у Martene , De ant eccl. ritib. III, 11 sq., а полностью изданы у Migne Patrol. s. I. tt. 66 (Венедикт и оба неизветные Alia regula incerti anctoris, col. 996—998 и Regula cujusdam patris, col. 987—994, 67 (Цезарий), 68 (Аврелиан), 80 (Колумбан), 83 (Исидор), 87 (Донат и Фруктуоз) и 88 (Magister). |
| |