Завеса бывает затворенною до тех пор, пока диакон или иерей возгласит: «Двери, двери, премудростию вонмем». Тогда пением Символа возвещается вслух исповедание веры и таинства Христовы, прежде сокровенные, открываются, делаются известными всему миру, и потому открывается завеса (Дмитр. Толк. на лит. см. у Симеона Фессал. 50 и прим. и Нов. Скр., ч. II, гл. 7, § 34. См. далее о литургии). Завеса остается отверстою до возглашения: «Святая святым» (Тип.: гд. 23). И тогда паки затворяется (Тип., гл. 23). Закрытие же совершается, егда диакон увидит священника, простирающа руце и прикасающася святому хлебу, во еже, сотворити святое возношение и возглашает: «Вонмем» (Служебн., лит. св. Иоан. Злат, и св. Вас. В.). Ибо при возношении Святых Даров, при раздроблении агнца и следующих священнодействиях и молитвословиях Царь царствующих и Господь господствующих закалается и дает Себя в снедь верным, – совершается таинство, которое не только для людей остается непостижимым, но в которое не могут проникнуть и Ангелы. Посему, как по Входе, перенесении честных даров на престол, при таких воспоминаниях закрывается завеса, так она закрывается и при совершении самого таинства но пресуществлении Святых Даров. С тем вместе причащение священнослужителей в алтаре в то время знаменует тайную вечерю Спасителя с учениками, которая была закрыта от глаз людей. На Литургии Преждеосвященных даров по Великом Входе, обыкновенно, затворяется не вся завеса, а только половина ее. Это полузакрытие завесы соответствует закрытию и открытию ее на полной литургии. На полной литургии, по перенесении Св. Даров, до возгласа: «Святая святым», завеса то бывает закрыта (до Верую), то открыта (до «Святая святым»). На Литургии Преждеосвященных даров, по перенесении Св. Даров, завеса отчасти закрыта (первая половина ее), то открыта (вторая половина ее). Закрыта потому же, почему она бывает закрыта и на литургии полной по Великом Входе, именно Вход напоминает шествие Господа на страдание и есть непостижимая тайна спасения людей, сокровенна от многих веков и родов ( Колос.1:26 ), – тайна бескровной жертвы Господа, «Иже есть неизреченных и невидимых тайн Бог, и у Него же суть сокровища премудрости и разума утаена» (Молитва на преждеосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   2) что мы должны также благоговейно и с честно принять Господа нашего Иисуса Христа, как Его встретили и приняли при торжественном входе в Иерусалим.     1066. Какая самая важная часть Литургии?    Самая важная часть Литургии есть освящение и пресуществление Святых Даров.     1067. Как освящаются и пресуществляются Святые Дары?    Святые Дары освящаются и пресуществляются так: священник провозглашает слова Господа Иисуса Христа, сказанные им на Тайной Вечере и устанавливающие Таинство: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое...» и «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя...» Затем он возносит дискос и чашу и возглашает: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще от всех и за вся» и молится, чтобы Дух Святой сошел на принесенные Дары хлеба и вина и претворил их в Тело и Кровь Христовы.     1068. Как называется молитва, в которой священник просит, чтобы Святой Дух преложил хлеб и вино в честное Тело и Кровь Христовы?    Эта молитва называется эпиклеза.     1069. Что поется при освящении и пресуществлении Святых Даров?    При освящении и пресуществлении Святых Даров поется песнь: «Тебе поем».     1070. К кому относится песнь «Тебе поем»?    Эта песнь относится вообще к Богу и особенно к Спасителю нашему Иисусу Христу, Который таинственно пребывает на престоле под видом хлеба и вина.     1071. Почему по освящении и пресуществлении Святых Даров воспевается песнь «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу»?    Эта хвалебная песнь воспевается по пресуществлении Святых Даров потому, что Пресвятая Богородица — Матерь Господа нашего Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву ради нашего спасения.     1072. Какая просьба содержится в словах «и всех и вся»?    В словах «и всех и вся» содержится просьба, чтобы Бог помянул всех людей, когда-либо живших, и особенно труждающихся и обремененных.     1073. Какая ектения называется просительной?    Просительной называется ектения, в которой священник призывает к молитве словами «...у Господа просим».     1074. О чем особенно просим в просительной ектении?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

– М., 13–16 ноября 2007. – www.theolcom.ru. С. 5. 122 Ванькова А.Б., Родионов О.А. Путеводитель по христианскому богослужению: Православие, католицизм, протестантизм. – М., 2002. С. 194. 129 Шмеман А., прот. Введение в богословие. Курс лекций по догматическому богословию. – Клин, 2001. С. 50. 131 Шапошников Л.Е. Консерватизм, новаторство и модернизм в православной мысли XIX–XX веков. – Нижний Новгород, 1999. С. 28. 141 Хомяков А.С. Цит. соч. С. 14, 102. Оценка взглядов Хомякова в кн.: Флоренский: Цит. соч. С. 27–28. 154 Гарнак А. История догматов. Ч. I. Кн. II. Гл. III. § 20. Преобразование сакральных установлений. – www.krotov.info/history/04/alymov/harn_01.html 165 Цит. по Бернацкий М.М. Споры о времени приложения Даров и другие вопросы богословско-литургическою характера в российском богословии XVII в.//Православная энциклопедия. T. XVII. С. 650. 166 Булгаков С., прот. Евхаристический догмат. В кн. Евхаристия. – М.–Париж, 2005. С. 173. См. также в кн: Булгаков С., прот. Путь парижского богословия. – М; Изд-во храма св. мчц. Татианы, 2007. С. 262. 172 Малахов В. Пресуществление Святых Даров в Таинстве Евхаристии//Богословский Вестник. Отд. II, 1898, август. С. 299. 174 Успенский Н.А. Анафора. Опыт историко-литургического анализа. БТ. Сб. 13. – М, 1975. С. 125–147. Позднее глава, содержащая богословское осмысление Евхаристии, была переиздана А.А.Зайцевым: Успенский Н.Д. Святоотеческое учение о Евхаристии. – Калуга, 2004. 179 Желтов М., диак. Евхаристия: Греческие богословы последней трети XX – нач. XXI в.//Православная энциклопедия. T. XVII. С. 665. 188 Ткаченко А.А, Евхаристия: Спор о трансфинализации и транссигнификации. Философская критика богословия Евхаристии//Православная энциклопедия. T. XVII. С. 687. 195 Трембелас П.Н. Сверхъестественное преложение (μεταβολ) и изменение (μεταστοιχεωσις) веществ (τν εδν) Таинства [Евхаристии]//Евхаристическое преложение – пресуществление или освящение? – М.: Панагия, 2005. С. 47–51; Тзиракис Н.Э. Происхождение от Леонтия Византийского термина «пресуществление» в свете христологического догмата и православного евхаристического богословия XVII beka.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

  Произнося эти слова, католический священник благословляет Святые Дары, в этот момент происходит, как они говорят, пресуществление Святых Даров. Пресуществление, то есть меняется их сущность. Была сущность хлеба и вина, а стала сущность Тела и Крови Христовых, произошло пресуществление. Но на Востоке у святых отцов мы не находим такого термина и такого грубого понимания Таинства. Ища правильный термин, русское богословие нашло другое слово — преложение Святых Даров. Сказать, что хлеб и вино превращаются будет неправильно и грубо, это не определяет и даже искажает смысл того, что происходит. Превращение — это не то, что происходит здесь. Пресуществление — тоже не так, нельзя сказать, что сущность хлеба и вина здесь превратились в сущность Тела и Крови Христовых, это будет, философски недостаточно, это не передает смысл таинства. Термин «преложение» оказывается здесь самым подходящим. Что значит «преложение»? Это значит, что здесь происходит некая тайна, которая лучше всего этим словом славянским обозначается. Прелагаются хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы. И мудрость, и красота православного богословия именно в том состоит, что оно умеет эту тайну почувствовать и не дерзать объяснять ее до конца, потому что она необъяснима. А католическое богословие хочет обязательно все разложить по полочкам, все назвать своими человеческими именами, которые здесь не подходят. Нельзя все подвергнуть такому анализу и не нужно, это не целомудренно, это дерзновенно. Здесь нужно именно дать обозначение тайны, которую мы не дерзаем объяснять в каких-то философских категориях, потому что все это будет неточно, неподходяще, по-человечески, и слово «преложение» употребляется в этом смысле. Вернемся, тем не менее, к учению о тайносовершительной формуле. В тексте мессы нет последующих молитв: нет эпиклезы, нет призывания Святаго Духа. Нет и молитвы, которая называется анамнезис, которая читается после слов «Пийте от нея вси…» — «Поминающе убо спасительную сию заповедь». Эта молитва называется «воспоминание».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

На Востоке секта яковитов пресуществление даров на литургии приписывает не словам Христовым, а призыванию Св. Духа, а Фотий Габдельнур, епископ мелхитов, в 1716 году, произнес анафему на тех, которые веруют, что преложение даров на литургии совершается словами Христовыми 10 . У латинян, в XVI веке, бенедиктинец Амвросий Кафарин (Catharinus) († 1552) утверждал, что слова Христовы священник произносит на литургии только исторически, повествовательно, и что, кроме их, для освящения даров, необходимы также и молитвы, им предшествующие или за ними следующие, т. е. приписывал словам Христовым освятительную силу в связи с молитвами церкви 11 . В сущности так же учил и бывший генерал миноритов, а впоследствии архиепископ Кесарийский, Христофор Шеффонтен (Cheffontaines). В XVIII веке действенность молитв церкви вообще и в частности действенность молитвенного призывания Св. Духа на дары на литургии, в отношении к их пресуществлению, защищали доминиканец Ле-Квиен (Le Quien), бенедиктинец Туттэ (Touttè), французский священник Евсевий Ренаудотий (Renaudotius) и ораторианец Петр Ле-Брюн (Le Brun). В настоящее время, латинские богословы наиболее защищают то учение, что св. дары пресуществляются на литургии исключительно одними словами Христовыми, и что, кроме сих слов, для действительности евхаристии не требуются, не нужны никакие другие молитвы 12 . В таком положении находится вопрос о времени пресуществления св. даров на литургии у греческих и латинских богословов. И так спрашивается: когда прелагаются или пресуществляются св. дары на литургии? При произнесении ли слов Христовых: «сие есть тело Мое» и «сие есть кровь Моя» или во время молитвы священника о преложении св. даров Духом Святым, при их благословении?.. Вопрос этот важен не только в теоретическом, но и в практическом отношении: от решения его зависит определение момента, с какого в литургии подобает воздавать телу и крови Господней боголепное поклонение (λατρεα, latriae cultus) 13 . Это поклонение св. Тайнам латиняне воздают по произнесении слов Христовых коленопреклонением, а греки – после молитвенного призывания Св. Духа на дары, для их преложения (земным поклоном).

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

А уж грешим через слова -  это очень много и порой очень больно. - Батюшка, вопрос. Обладают ли той же благодатью Преждеосвященные дары? - Конечно, это же Тело и Кровь Господа нашего и  Спасителя Иисуса Христа. Они прежде освящены, но это истинное Тело, истинная Кровь Спасителя. Она не полноценная литургия, но Дары полноценные. Но и даже, как бы сказать,  литургия Преждеосвященных даров обставлена такими вдохновляющими молитвословиями ради святых Даров. Она только постом совершается, а почему? Потому что любовь Божья безгранична, но и человек, который живет жизнью во Христе, он не может долгое времени быть без святых Даров, без святого причастия, без утешения. Мы- то не понимаем, мы чем реже – тем лучше, нам готовиться надо, правила читать, поститься, молиться. Нам всё это в тяжесть, мы все делаем, как будто нас надо подгонять, как будто вагоны идти разгружать. Телевизор смотреть -  как хорошо! Куда  - то на грех пойти -  да с радостью! А вот к причастию тяжело. Люди, которые живут верой, живут божественной литургией, живут Господом -  для них страшно без Христа. - Это восполнение силы, восполнение благодати. - Литургия Преждеосвященных даров оформилась в VI веке окончательно, а так ведь она же существует с первых времен христианства. -Завтра память святителю Григорию Двоеслову, который, по преданию, автор этой литургии. - Там участие если брать,  он как бы окончательный текст составил, а так и Василий Великий вложил и другие святые отцы, а некоторые проводят параллельно. Действительно, литургия Преждеосвященных даров уже была от апостольских времен. - Так что не смущаемся братья и сестры. Батюшка, с какого возраста можно Преждеосвященными дарами причащать деток? Бывает, День ангела -  в пост, а ребенку семь лет. - Семь лет? Пожалуйста, причащайте. Вопрос в чём? Литургия Преждеосвященных даров  - нет Крови, потому что то, во что опускаем Тело Христово -  оно пропитано Кровью. И нам говорит «Служебник», что это вещество хоть и благословлено, но не пресуществлено, поэтому не может считаться Кровью, и самой Крови нету. Не присутствует она в таком объеме, чтобы покрестить детей, только через частицу. Если ребенок принимает частицу в семь лет -  пожалуйста, и если младше принимает частицу -  пожалуйста, мы причащаем. Самое главное, чтоб он принимал частицу. Если принимает -  то пожалуйста, если не принимает -  то лучше не грешить.

http://radonezh.ru/text/priblizhaetsya-r...

Стремление модернистов законсервировать форму приводит к искажению самого содержания святоотеческой евхаристологии. Древние формулировки отцов, касающиеся Евхаристии, они наполняют чуждым православному богословию содержанием. Совместить это неправославное содержание с позднейшей формой выражения отцами православного учения о Евхаристии принципиально невозможно. Поэтому протестанты пытаются найти существенные противоречия в самом содержании святоотеческого богословия, чтобы обосновать своё принципиальное неприятие чётко выраженной евхаристологии позднейших святых отцов. Протестантствующие авторы намеренно смешивают разные контексты евхаристических рассуждений святых отцов. К примеру, распространённым приёмом у противников пресуществления является смешение таких аспектов святоотеческой евхаристологии, как духовная польза причащения или экклезиологический аспект участия в Евхаристии с вопросом сущности освящённых Даров. Допускается также некорректное использование христологических высказываний в рассуждениях о Евхаристии и т.п. Нашим оппонентам хочется найти в святоотеческих творениях хотя бы некоторое оправдание своим любимым протестантским взглядам. Но следует честно и прямо заявить, что подобные интерпретации не признавались святыми отцами Православной Церкви, что у отцов было иное видение евхаристического богословия древнейших христианских авторов. Следует отметить, что только святоотеческое видение не вносит противоречий в область церковной сакраментологии и вполне соответствует высказываниям древнейших авторов, которых протестанты традиционно стараются перетолковать. Нам представляется очевидным, что любой непредвзятый исследователь согласится с тем, что именно протестантские евхаристические доктрины есть нечто внешнее по отношению к церковному евхаристическому реализму. Ведь именно появление этих доктрин вызвало неприятие и противодействие со стороны Православной Церкви. Антицерковный характер этих доктрин проявился в категорическом неприятии их всей церковной полнотой. Концепция преложения-пресуществления, напротив, постоянно существовала в Церкви, плавно развиваясь в своём вербальном выражении, но оставаясь неизменной по существу. По этой причине, нет никакой возможности считать идею пресуществления внешней, прившедшей в Православие. С этой идеей сочетается и её выражает весь сонм святых отцов Востока и Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

   На Западе термин transsubstantiatio (пресуществление), представляющий собой кальку с греческого μετουσωσις, закрепился в богословской терминологии со времени IV Латеранского собора (1215 г.). С этого времени учение о пресуществлении, т. е. об изменении сущности хлеба и вина в сущность Тела и Крови Христовых, становится на Западе господствующей евхаристической концепцией.    Уже с XII в. в латинском богословии Евхаристии наметилась впоследствии закрепленная в трудах Фомы Аквинского (ум. ок. 1274 г.) тенденция пояснять евхаристическое пресуществление посредством категорий аристотелевской философии. Фома положил в основание своего учения о пресуществлении понятия «сущность (субстанция)» и «случайное свойство (акциденция)»: в таинстве Евхаристии при изменении сущности хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы сохраняются акциденции хлеба и вина. Таким образом, после «вышеестественного преложения» (изменения сущности) сохраняющиеся акциденции хлеба и вина служат другим субстанциям — Телу и Крови Спасителя.    Учение о пресуществлении в Римо-Католической церкви было утверждено II Лионским (1274 г.), Констанцским (1414—1418 гг.) и Тридентским (1545—1563 гг.) соборами в формулировках, близких к тем, что имели место у Фомы Аквинского.    На православном Востоке учение о евхаристическом преложении было систематизировано Константинопольским патриархом Геннадием Схоларием (XV в.), который опирался не только на труды предшествовавших ему греческих авторов, но и на систему Фомы Аквинского. Согласно Геннадию Схоларию, пресуществление представляет собой величайшее чудо, состоящее в моментальном преложении одной сущности в другую при сохранении свойств (συμβεβηκτα) неизменными. В таинстве Тело присутствует без соответствующих ему свойств, а свойства хлеба — без соответствующей им сущности. При этом патриарх Геннадий подчеркивал, что Тело Христово присутствует в Евхаристии не физически, а таинственно (греч. μυστηριωδς; лат. sacramentaliter), не «под собственными размерами подлинного Тела, но только — под размерами хлеба». Следовательно, Тело Христово не требует больше места, чем занимают размеры хлеба, под которыми скрывается сущность Тела. Тем самым Геннадию Схоларию удалось объяснить, почему при раздроблении Агнца Тело Христово не разделяется и, не разделяясь, присутствует в каждой частице Святых Даров.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

в пресуществление. Самое учение Геннадия о Евхаристии изложено в его трактате3 « μιλα περ το μυστηρι δους σ ματος το Κυρου μν Ιησο Χριστο». Протестанты сильно заподозревают Омилии. Они (Thom. Smithius, Frid. Spaheimus, S. Covelius и др.)4 склонны приписать её то какому-то другому Геннадию, который жил во времена Геннадия Схолария , то Мелетию Сиригу, который будто бы издал своё сочинение под именем Геннадия в виду авторитетности этого патриарха среди греков, или же хоть и самому Геннадию, но со значительными ограничениями: оно-де написано Геннадием, но подверглось впоследствии сильной интерполяции со стороны Мелетия Сирига и именно в тех местах, где говорится о пресуществлении. Входить в разбор всех этих гаданий мы не будем, так как это слишком бы расширило задачу нашего исследования. Скажем только, что по непредубеждённым древним 25 и по новейшим, даже протестантским 26 , исследованиям, μιλα несомненно, принадлежит Геннадию Схоларию . Gerzog 27 указывает даже и время её написания: во второй период литературной деятельности Геннадия – от Флорентийского собора до избрания в патриарха (1439–1453 гг.). Коснёмся теперь вкратце самого учения Геннадия о Евхаристии. Терминология его носит на себе следы всех эпох, начиная от Кирилла Иерусалимского и до XV в.. Согласно с древними он употребляет термины μεταβολ 28 , μεταβλλεσθαι 29 – во всех наклонениях и залогах и μεταπον (очень редко – кажется, один раз 30 ); несколько раз у него встречаются описательные выражения в роде οσας μεταβληθεσης 31 , μεταβολ οσας ες οσαν 32 и др., которые, как мы заметили выше, были господствующими в переходный период от древней терминологии к μετουσωσις; наконец, три раза встречаются у Геннадия и самое слово μετουσωσις 33 . Самое пресуществление Геннадий понимает, как переход одной субстанции в другую, переход, совершающийся моментально, причём акциденции остаются неизменными 34 (т.е. евхаристический хлеб для телесного глаза имеет вид простого хлеба); так что в Евхаристии мы имеем тело без свойственных ему акциденций и акциденции хлеба без присущей им субстанции; субстанция, сродная с другими акциденциями, соединяется с акциденциями, принадлежащими чуждой субстанции 35 . Переводя этот философский язык Геннадия на обыкновенный, мы получаем учение православной церкви о Евхаристии, по которому в ней под видом хлеба и вина преподаются истинные тело и кровь Спасителя. К сказанному мы можем ещё прибавить, что евхаристический хлеб Геннадий считает тожественным с тем телом Спасителя, которое было во чреве Пресв. Девы Марии, страдало на кресте и теперь сидит одесную Бога Отца 36 . Ничего более ясного не сказала богословская наука во все последующее время.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pre...

В заключении даются точные формулировки и определения термина «пресуществление» именно с точки зрения Церкви, а не частных лиц. Позиция Осипова и Зайцева по вопросу признается не православной, содержащей ряд заблуждений. В заключении, в частности говорится следующее: «Согласно православному учению, хлеб и вино в Евхаристии существенно прелагаются в Тело и Кровь Христову. Это существенное изменение остается в Святых Дарах неотъемлемо и независимо от их употребления». Было принято Резюме, в котором утверждалось расхождение в понимании лютеранами и православными «истины… о существенном присутствии в Евхаристии Богочеловека Христа Его Телом и Кровью под видом хлеба и вина». «В то время как исторические Церкви — Православная, Римско-Католическая и дохалкидонские — исповедуют реальное пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа, протестантские Церкви при всем разнообразии их евхаристических доктрин, отрицают субстанциальный, вещественный характер присутствия Тела и Крови под видами хлеба и вина».         Я очень уважаю профессора Осипова и мне непонятно, почему он придерживается неправильного взгляда на Евхаристи. диакон Ярослав Калинин 13 мая 2010г. 03:46 " Преложение совершается духовно, Тело и Кровь Христовы остаются явлениями духовными и питают нас духовно, но Они есть в действительности " ,- продолжает свою мысль патриарх Сергий. Духовное не есть кажущееся. Духовное не является ли более реальным, более действительным нежели материальное?! Ceльckiй бригадиръ, с. Кукуево 13 мая 2010г. 15:27 Священник Вадим Леонов о пресуществлении Святых Даров: Главное священнодействие Церкви Христовой — это таинство Евхаристии, во время которого хлеб и вино становятся по своей сущности истинными и реальными телом и кровью Господа нашего Иисуса Христа, при сохранении чувственных видов (или образов) хлеба и вина. В древности святым Отцам приходилось опровергать еретиков (докетов), отвергавших единосущность человеческой природы Господа со всем человеческим родом. Святые Отцы свидетельствовали, что Господь имел истинное и реальное человеческое естество, и это утверждение означало, что Христос единосущен всем людям по Своей человеческой природе, то есть тело Христово такое же по своей сущности, что и тело каждого человека. Наиболее ярко эта мысль выражена в халкидонском вероопределении, где утверждена вера в Господа нашего Иисуса Христа, « истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству »... Полностью здесь: http://www.blagogon.ru/articles/180/

http://bogoslov.ru/article/763514

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010