Подвижник слышит голос: " Перейди через это море " . Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос. " Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло — Божественная Плоть Христова, второе крыло — Животворящая Кровь Его. Без них, как ни велик был бы подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя " ». Как пишет о. Валентин Свенцицкий: «Евхаристия — это основа того реального единства, которое чаем во всеобщем воскресении, ибо и в пресуществлении Даров и в нашем причащении залог нашего спасения и воскресения не только духовного, но и телесного». Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви к Господу долго повторял молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и мне дай в Тебе жити», — и услышал тихий, сладкий голос: «Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем». В некоторых духовных болезнях Таинство Причащения является наиболее действенным врачевством: так, например, при нападении на человека так называемых «хульных мыслей» духовные отцы предлагают бороться с ними частым приобщением Святых Таин. Отец Иоанн С. пишет о значении Таинства Евхаристии при борьбе с сильными искушениями: «Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться одному со злом, беги к духовному отцу своему и проси его приобщить тебя Святых Таин. Это великое и всесильное оружие в борьбе». Для одного душевнобольного отец Иоанн рекомендовал как средство излечения пожить дома и почаще приобщаться Святых Таин. Недостаточно одного покаяния для сохранения чистоты нашего сердца и укрепления нашего духа в благочестии и добродетелях. Господь сказал: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11, 24-26). Итак, если покаяние очищает нас от скверны нашей души, то Причастие Тела и Крови Господних напояет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

Это Царствие Божие совершенно близко нам, но вместе с тем его приятие зависит от искания его каждым и не дается помимо этого искания («ищите... Царствия Божия» ( Мф.6:33 – Прим. ред.), – говорит Господь) и усилия («ибо Царствие Божие силою нудится» Мф.11:12 – Прим. ред.). Духовная, благодатная жизнь, которая дается в Церкви, есть в нас совершающееся Царствие Божие, и мы имеем в этом внутреннюю самоочевидность, самоудостоверение, «ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем и возвещаем вам сию вечную жизнь» ( 1Ин.1:2 , ср. 1Ин.2:25 ). К этому же относятся и слова Богослова: «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но... самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно» ( 1Ин.2:27 ). Христианину подается помазание – χρσμα – Царствия Божия, царственный дар вечной жизни. И этот дар есть священие и святость. Духовная жизнь, вечная жизнь в Боге, священие и святость – все эти суть разные выражения одного и того же дара Царствия Божия, подаваемого Церковью, в Церкви и через Церковь . Аскетические писания святых отцов исполнены указаний для подтверждения той общей мысли, что вечная жизнь подается христианину уже здесь, и ему надлежит искать ее. Поэтому вся благодатная жизнь Церкви, с ее молитвами, богослужениями, Таинствами, в которой всегда струится благодать Святого Духа, принадлежит к области Царствия Божия, и живя в Церкви, мы вступаем в него, приобщаемся ему. И в особенности это должно быть сказано о Таинствах церковных, в которых неизменно подается благодать Святого Духа, а прежде всего и более всего о Евхаристии, Таинстве боговоплощения. Божественная литургия есть приходящее Царствие Божие, которое существенно есть Боговоплощение, а посему она, как мы уже отметили, и начинается возглашением «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа». И причащение Святых Таин Христовых есть действительное вхождение в Царствие Божие. После пресуществления Святых Даров священник молится (тайно): «Якоже быти причащающимся...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Вот тайна Церкви, благодаря которой совершается нами крещение младенцев, еще ничего не понимающих, - за нашу любовь к ним. Это тайна Церкви, благодаря которой Христос совершает чудо, описанное в сегодняшнем Евангелии. Это тайна Церкви, о которой апостол Павел в Послании к Евреям говорит, что многие ветхозаветные праведники искали полноты жизни, но не достигли ее. " Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, - говорит он о них, - дабы они не без нас достигли совершенства " (Ев. 11, 40). Дай Господь нам этой тайной жить. Ради того, чтобы она стала нашей правдой, нашей жизнью, причащаемся мы Святых Христовых Тайн - Тела Христова и соединяемся со всей Святой Церковью, уже прославленной, и делаемся едиными с ними. В этом смысл Божественной Литургии и молитв, которые совершает священник после пресуществления Святых Даров, когда поминает всех, кто присутствует в церкви и кто в ней не присутствует, и всех, кто отпал от нее. Всех, кто находится в прелести, и кто заблудился в грехах. Всех, кто страждет в страшных болезнях и скорбях. И всех, кого нельзя помянуть из-за множества имен и кого Господь знает прежде, чем они были сотканы во чреве материнском, ибо к ним Он проявляет Свою любовь. Эту любовь, этот свет Господь хочет открыть нам с тем, чтобы мы увидели в этом свете друг друга. Чтобы мы увидели каждого другого человека. Чтобы увидели, что у нас одни скорби и одни страдания. Чтобы мы поняли то, о чем говорит сегодня Апостол за Литургией, и что говорит Сам Господь словами Писания: " Есть ...овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь " (Ин. 10, 16). И все да спасутся, войдя Дверью - Христом в жизнь истинную. Будем стремиться к этому единству и в малом: в каждодневном и в каждочасном, понимая, что всякое разделение есть грех, и всякий грех есть то, что нас разделяет. Будем понимать, что путь к этому - путь всей нашей жизни. Это тайна нашего воскресения из мертвых, и это тайна нашего исцеления, с тем чтобы Господь сказал нам: " Восстань, чадо, и ходи путями Христовыми " .

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_32...

Об этом говорит нам апостол Петр. «Вы — царственное священство». И это мы все получили в Таинстве миропомазания. Мы рукоположены в священный сан. А далее идут ступени священства — особые степени служения священства, в котором дары этого рукоположения раскрываются все больше и больше. Эти дары приняты в полноте каждого из нас. Но каждая ступень служения раскрывает эти дары особенным образом. Можно же и так понимать свое место в Церкви и свое призвание. И если это так, то у нас у всех, у священства, которое здесь собралось в большом количестве, не может быть разной практики, разных постов, разных молитв. Мы — священники одной Церкви. Мы все в едином пространстве строения этого духовного дома. Мы все перед Богом одинаковы в этом призвании. Служения у нас разные, а призвание у нас одно. Апостол Павел в Послании к Ефесянам, 4-я глава, стихи с 7 по 12: « Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» . Благодать у нас одна, а дары раскрываются по-разному. «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам… Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова…» Именно это призвание и раскрывает в человеке дары Божии и смысл его служения. В приведенной мною цитате из послания апостола Петра апостол использует довольно странный образ: «живые камни» — очевидный оксюморон. Что может быть мертвее, безжизненнее камня? При этом Петр — тот самый «живой камень», призванный Христом. Его первым Христос назвал камнем. «Ты — Петр, и на сем камне Я созижду Церковь Свою». И вдруг Петр говорит это о каждом из нас. Каждый — Петр вдруг оказывается, каждый — живой камень. То есть первое призвание, обращенное к общине христиан — ожить, стать живым камнем. В молитве анафоры, в одной из древних литургий, после пресуществления Святых Даров, в ходатайственной молитве есть такие слова. Священник молится: «Господи, сделай нас живыми людьми!» Именно евхаристическая жизнь прежде всего и пробуждает призвание в христианине.

http://pravmir.ru/miryane-svjaschenstvo-...

Таким образом, приписывая словам Господа, произнесенные Им при установлении Таинства Евхаристии, всю важность, как спасительной заповеди, по которой служители алтаря осмеливаются и без которой никогда не осмелились бы приступить к священнодействию столь великого и страшного Таинства. Православная Церковь вместе с тем верует, что самое пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христову совершается наитием и действием Святого Духа чрез призывание архиерейское или иерейское в молитвенных словах к Богу Отцу: «сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым». После сих слов хлеб и вино становятся истинным Телом и истинною Кровью Спасителя нашего, так что остаются одни только виды хлеба и вина и с этого времени Дарам святым нужно воздавать божеское поклонение, почему истинно и благоговейно верующие, при каждом затем появлении святых Даров, делают земные поклоны. Так и всегда веровала Церковь Христова, по преданию от самих святых Апостолов. Это видно из древних Литургий апостола Иакова и других. Один из непостижимейших вопросов нашей веры есть вопрос о пресуществлении или, что то же, о преложении, пременении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, в святейшем Таинстве Евхаристии. Како может Сей нам дати плоть Свою ясти? – недоумевали еще иудеи в то время, когда Господь Иисус предложил Свое учение о Святейшей Евхаристии ( Ин. 6:52 ). Иисус Христос вновь подтверждает им истину Своего учения: истинно, истинно говорю вам, отвечает Он им: если не будете есть плоти Сына человеческого, и пить крови Его; то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин. 6:53–56 ). Но многие из Его слушателей, которые прежде были даже Его учениками, т.е. последователями, и после сего уверения со стороны Спасителя не хотели верить истине и говорили: какие странные слова! кто может это слушать? ( Ин. 6:60 ) – и с сего времени, как свидетельствует об этом Евангелие, многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним  ( Ин. 6:66 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Тебе, Господи, единому согрешаем, но и Тебе единому служим; всегда Ты зришь нас молящимися и коленопреклоненными пред Тобою – исправи молитвы наши, яко кадило пред Тобою [ Пс. 140,2 ], очистив сердца наши; разжженныя же стрелы лукаваго, льстивно на ны движимыя, угашай. Человек плотский далек по духу своему от духа Священного Писания, так что многое в нем для него – юродство и он не может разуметь [Ср.: 1Кор. 2,14 ]; но когда человек будет жить духовною жизнию и преуспевать в ней, тогда не будет ничего ближе для него Священного Писания, тогда так очевидна для него будет истина всего, что в Священном Писании, что он не будет иначе мыслить и говорить, как мыслит и говорит Священное Писание, хотя бы и мало знал Священное Писание, тогда собственным искусом он узнает истину всего Писания. Говоря о молитве, скажу вам, братия, и о том, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку плотяному, что приготовил Бог любящим Его [ 1Кор. 2,9 ] и в молитве прилепляющимся к Нему... О, узнайте, братия, все, что благо: очевидно благо прилеплятися нам ко Господу [ Пс. 72,28 ], исповедатися Ему, возвещать утром милость Его и истину Его в ночи [ Пс. 91,3 ]. О Господи! К кому другому идти нам, к кому другому нам прилепляться? Ты имеешь глаголы вечной жизни [ Ин. 6,68 ]; в мире мы находили и найдем только смерть духовную, а у диавола – тем больше. Жизнь души нашей от единого Бога (само собою и тела): Ты – Един Жизнодавец. Господь наш Иисус Христос может ли быть когда-либо без тела; может ли быть такая нелепость? Не может быть. Где Иисус Христос – там непременно и прославленное, нетленное, не ограничиваемое тесными пределами пространства и времени тело Его. Но Дух Господа моего Иисуса Христа, несомненно, присутствует везде; присутствие Его особенно чувствительно душе во храме и по причащении Святых Даров, с верою принятых в сердце; значит, везде присутствует и тело Его; но для осязательного нашего соединения Он благоволит творить видимое тело Свое – в Святых Тайнах. Помни же, что Господь вечно и везде с телом Своим: и вот почему хлеб Дух Святой творит Телом, а вино – Кровию Господнею истинно и существенно, так что в пресуществленных хлебе и вине истинно, действительно и существенно находится Господь Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

δος (в русском переводе: он (т. е. Езекииль) напоминал о врагах под образом дождя (собственно: в дожде) и возвещал доброе тем, которые исправляли пути свои). Еврейский текст вместо τν χθρν, которому должно было бы соответствовать еврейское слово (враг), имеет (Иов). Таким образом, смысл получается такой: он (т. е. Езекииль) напоминал об Иове в дожде и т. д. Такое чтение 49:9 получает хороший смысл в виду Иез.14:13–14 : если бы какая земля, согрешила предо Мною... и Я послал на нее голод... и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь. Кроме того оно оправдывается сирским переводом, где тоже читается: «и об Иове говорил он»… Было бы несправедливо однако все недостатки греческого перевода приписывать переводчику. Некоторые из них произошли впоследствии при переписке. Напр. в Сир.43:23 мы читаем κα φτευσεν ατν ησος (Ac.; B – ΙΣ) T. e. и насадил её (бездну) Иисус. Многие богословы одобряли и защищали это чтение. В подлиннике же, в соответствие ησος, стоит т. е. острова. Очевидно греческое ησος явилось на место первоначального νσους (ατν ησος, вместо ατ νσους). Впрочем, не всегда поврежденность оказывается на стороне греческого перевода. Есть места, где порча замечается и в оригинале. Напр. в Сир.48:13 греческий текст имеет: κα ν κοιμσει προφτευσεν τ σμα ατο (т. е. и по успении пророчествовало тело его т. е. Елисея). Греч. προφτευσεν должно было соответствовать в оригинале . Но в новооткрытом подлиннике вместо этого слова стоит (Ниф. от – создавать), т. е. будет создано или воссоздано. Греческий текст имеет прямое отношение к 4Цар.13:21 , где рассказывается об оживлении мертвеца, брошенного в гроб пр. Елисея, и потому должен быть признан более верным. Итак, если бы открыт был весь еврейский подлинник Премудрости Сираха – а это может случиться: по крайней мере, Kautzsch на 11-м съезде ориенталистов в Париже слышал, что раввин Шлехтер нашел новые фрагменты и надеется отыскать всю рукопись (s. 199) – греческий перевод все же не потеряет

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

     Ношение кольца – очень древняя традиция. Так, например, она упоминается в ветхозаветной книге «Бытие»: « И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа…» (Быт. 41:41, 42). Согласно тексту, символика кольца у древних народов была связана с принадлежностью кому-то или чему-то. В данном случае мы видим, что Иосиф вступает в ряды государственных чиновников Египта, его пост становится принадлежностью государственной системой фараона. Эта система делегирует ему в рамках полномочий определенную власть. Символом скрепления-составления договора является передача фараоном Иосифу перстня. С подобным явлением, только уже в духовной транскрипции, мы сталкиваемся в Новом Завете – в притче о блудном сыне: «Сын же сказал ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги» (Лк. 15:21, 22). Святые отцы толковали это место так… Отец – это Бог. Сын – падшее человечество. Лучшая одежда – крещение. Перстень – символ восстановления союза Бога и человека. Обувь на ноги – Новый Завет, заповеди и законы Которого позволят человеку идти, то есть жить. Здесь, как и в Ветхом Завете, кольцо выступает как символ сопричасности и принадлежности к чему-то. В данном случае Бог восстанавливает в человеке Свои образ и подобие и опять усыновляет его. Кольца как символ брака использовались уже в Римской империи. Они становились видимым знаком гражданского договора, который заключали брачующиеся. Мужчина теперь принадлежал определенной женщине, женщина, соответственно, – определенному мужчине. Данная традиция сохраняется до сих пор. И кольца являются символом принадлежности. Священник же как лицо, посвященное исключительно Богу, может принадлежать только Ему. Таинство Священства в некотором смысле можно сравнить с Таинством Брака. Так же, как при венчании, кандидата в священнослужители водят три раза вокруг престола (в Таинстве Брака молодоженов водят вокруг центрального аналоя с храмовой или праздничной иконой в средней части церкви). Причем при этом в Таинстве Священства поются те же самые песнопения, что и при венчании: «Святи мученицы…», Слава Тебе, Христе Боже…», «Исаие, ликуй…» Это символ того, что душа священника словно венчается с Богом и уже навеки Ему отдана. Именно служение Господу станет главной целью жизни иерея в будущем. Знаком этого является тот факт, что молодому батюшке после пресуществления Святых Даров дают подержать дискос с Телом Христовым. Ему и только Ему священник будет служить всю жизнь. Это служение дарует батюшке огромную благодать, но и потребует максимум его сил и времени.

http://pravoslavie.ru/103899.html

Но если человек грешит подряд два, три раза, не прибегая к покаянию, таким образом, злоупотребляя милосердием Божиим, то наказание и может настигнуть его! Ибо в этом случае грех становится частью его образа жизни, такое состояние называется: «стяжал навык греха». В таком случае святитель Игнатий Брянчанинов дает совет: «Если ты стяжал навык в грехах, то учащай исповедь и вскоре освободишься от плена греховного» . Но если человек согрешит и серьезно, но с поспешностью принесет покаяние, то сила содеянного греха тут же и разрушится. Святитель Василий писал: «Если обнажим грех исповедью, то сделаем его сухим тростником, достойным того, чтобы пояден был очистительным огнем» . В словах Спасителя надо удивляться не тому, что «всякий грех и хула простятся человекам» , но тому, что существует грех, могущий «победить» Божественное милосердие. Что же это за грех, и в чем сила его непростительности? И мы читаем далее: Мф.12:32 . «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Прежде всего, давайте установим, почему хула на Сына Человеческого прощается. Это связано с тем, что Господь скрывал от людей Свое Божество, а люди духовно незрелые так и ни смогли распознать в Нем Сына Божия. Точно так же многие наши современники не могут понять: что такое непорочное зачатие, пресуществление (преложение Святых Даров) и т. д. Блаженный Феофилакт так и пишет: «Итак, знай, кто хулит Сына Человеческого, видя Его живущего по-человечески, и называет Его другом блудников, ядцею (любителем поесть – О.С.) и винопийцею за то, что Христос так поступал; такой человек, если и не покается, не даст в том ответа: он получит прощение, потому что под покровом плоти не предполагал в Нем Бога» . Действительно, мы слишком многого требуем от тех же мусульман и иудеев, когда доказываем им Божество Иисуса Христа! Сия тайна открывается по воле Бога, и не нам решать, почему одни к ней приобщаются, а другие нет. Когда апостол Петр исповедовал Иисуса из Назарета Сыном Божиим, «тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на Небесах» ( Мф.16:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Со страхом Божиим и верою приступите. Не напрасно апостол писал первым христианам: да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто будет есть и пить недостойно, – не рассуждая о великой святости сих Божественных даров, – тот виновен будет против Тела и Крови Господней. Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает ( 1Кор.11:27, 29, 30 ). И действительно, всякое дело, а тем более мудрое или опасное для здоровья и жизни, требует великого благоразумия и осторожности; иначе же можно страшным образом повредить себе, и никак не спасти себя. Если и в делах вещественных нужно быть рассудительным, то тем более в духовных, где не тело только, но и душа может погибнуть навеки. Потому и премудрый учит: прежде даже помолишися, уготови себе ( Сир.18:28 ). Если и с земным царем нужно с опасностью говорить, чтобы не унизить величества его и не подвергнуться его гневу, то сколь предуготован должен быть тот, кто приступает к Царю царствующих и притом не для беседы только, но и для соединения с ним через принятие Тела и Крови Его! Итак, испытывайте себя, как говорит нам Писание, в вере ли вы ( 1Кор.11:28 ), чтоб не быть отчужденными от жизни Божией, за неверие и окаменение сердец своих (Ср. Еф.4:18 ). Ибо проповедовал же Господь иудеям спасение Свое; но так как сердце их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его ( Пс.77:37 ), то и не вошли они в радость Господа своего. Яко не вероваша Богови, как сказано было в пророчестве о них, ниже уповаша на спасение Его ( Пс.77:22 ). Сие может случиться и со всяким из нас, что, хотя сподобляемся мы источника бессмертного приобщаться и вкушать, и при сем можем за неверие и нечувствие сердечное не обретать в Господе радости спасения Его. Сия же печальная истина сбывается, как опыт показывает, над многими из нас. Кто хочет не в суд или осуждение себе принять от чаши Тела и Крови Христовой, тот должен со страхом Божиим и верою приступить к ней, – должен иметь совершенную веру словам Господним или уверенность в пресуществлении хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Человеку, неведущему тайн Царствия Божия, приводится при этом спросить: может ли это быть? Может, – ответим ему, – потому что Господь знает, что говорит, и в устах Его нет лести, лукавства или обмана. Подавая хлеб, который благословил, Он сказал ученикам Своим: приимите, ядите, сие есть Тело Мое; также и о чаше с вином возвестил: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя (Ср. Мф.26:26–28 ). – И если бы это не Господь сказал, кто поверил бы Ему? Но так как Господь верен во всех словах и свят во всех делах, то иначе и быть не может. Ибо может ли что не исполниться по воле Того, Кто одним повелением Своим сотворил небо и землю? Может ли несбыточным быть слово Господне, коим и небеса утвердились? Но ты хочешь знать: как это может быть! – Надо помнить, что для человека сие невозможно, для Бога же все возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010