1167 Не доходя крепостных Гефсиманских ворот, на левой стране, будит дом о двух окнах, высокой, святых Акима и Анны, и соборная церковь пустая, находящаяся там, где Божия Матерь родилась. – Имеется в виду церковь Свв. Иоакима и Анны, находящаяся на месте дома, где родилась Дева Мария. Дом, где жили Иоаким и Анна, находился к северу от Иерусалимского храма, вблизи ворот, выходящих в сторону Гефсимании и называемых Овчими, Львиными, Гефсиманскими и Стефановыми. 1168 Находившаяся у сих мест Овчая купель... – Вифезда («Овчая купель») – купель, располагавшаяся у Овечьих ворот. Упоминается в Евангелии от Иоанна ( Ин.5:2–9 ) как место исцеления Иисусом Христом расслабленного. 1170 ...где был дом Иоакима и Анны, святою царицею Еленою монастырь разорен и опустошен за многие назад тому веки. – См. коммент. 806. 1171 б На поле: В коей Пресвятую Богородицу омывали при рождении, где следы изображения на камне. 1172 …проходя мимо грунта каменнаго, бывшаго обагренным кровию святаго первомученика архидиакона Стефана, убиенного на сем месте. – Речь идет о побиении иудеями камнями святого архидиакона Стефана ( Деян.7:55–60 ). 1174 в На поле: Описание храма Успения Богродицы, называемой Евсимании, и гробов Акима и Анны, Иосифа, архидиакона Стефана. 1175 …направо уская дорога до Пещеры святых апостолов двоенадесеть... – Имеется в виду Пешера учеников, где, по преданию, спали апостолы во время Гефсиманской молитвы Спасителя. Вход в эту скальную пещеру расположен справа от входа в церковь Успения Богородицы. 1176 Тут армянский престол. – Армянский престол пристроен снаружи к западной стене кувуклии, слева от входа в нее. 1177 …на правой руке вмещаются в стене гробы святых и праведных Иоакима и Анны, а напротив, на левой стране, в стене же гроб святаго Иосифа Обручника, а внизу храма, направо, престол святителя Николая Чудотворца.– По преданию, Богородицу погребли в родовой усыпальнице. На уровне 20-й ступени лестницы, ведущей в подземный храм, справа, как точно отмечено нашим паломником, расположен престол, посвященный праведным Иоакиму и Анне, и их гробницы. Слева, на уровне 24-й ступени, – престол и гробница прав. Иосифа Обручника Православный престол в честь св. Николая расположен в северной части храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христорождественский храм (Иудино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Христорождественский храм (Иудино) — Каменная церковь типа восьмерик на четверике в стиле барокко, с трапезной и колокольней (кон. XVIII в.). Построена в 1763-1771 гг. при помощи князя Л.И. Несвицкого. В трапезной Казанский придел. Содержание История [ править править код ] Село Иудино находится в 15 км от Сергиева Посада по Угличскому шоссе. До 1764 г. село являлось вотчиной Троице-Сергиевой Лавры. В 1713 г. здесь уже существовала деревянная церковь в честь Рождества Христова. Со временем здание храма обветшало, и в 1763 г. на средства, собранные прихожанами, при участии князя Луки Несвицкого, закупившего кирпич и белый камень, началось строительство новой кирпичной церкви. В 1767 г. епископ Переяславский и Дмитровский Сильвестр (Старогородский) освятил престол в трапезной. Весь же храм был закончен в 1771 г. В первой половине XIX в. с запада к церкви пристроили двухъярусную колокольню с переходом, ведущим в трапезную. Тогда же заменили и главный иконостас. Главный престол — в честь Рождества Христова. Престол в трапезной изначально освятили в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», затем переименовав его в честь Казанской иконы. Храм принимал и русских царей, шествовавших по пути в Углич, и архиереев, о чем свидетельствует корона на кресте храма. По официальной оценке специалистов-архитекторов, «Рождественская церковь — один из наиболее интересных памятников на территории Московской области в стиле русского барокко». После закрытия в 1936 г. храм использовали как склад. В колокольне устроили силосную башню. Колокола безуспешно пытались сбить из артиллерийского орудия. Когда в 1970-е гг. в стране началась компания по реставрации памятников истории и культуры, руководство совхоза отказалось от пользования зданием, чтобы не быть обязанным проводить дорогостоящую реставрацию, оставило храм бесхозным, и он начал разрушаться. Современное состояние [ править править код ] В 1991 г. храм возвращен православной общине, с этого момента началось его возрождение. В храме сразу началась реконструкция храма. А также началось восстановление часовни, каменной ограды вокруг церкви и кладбища.

http://azbyka.ru/palomnik/Христорождеств...

Прежде совершения Литургии совершается малое освящение воды. Потом освященная вода и стол со священными одеждами и сосудами переносятся в алтарь, – там прежде всего окропляются святой водой столбы престола, склеиваются воскомастихом и прикрепляется к ним гвоздями верхняя доска, доска сия омывается потом теплой водой, отирается губой, а потом возливается на нее крестовидно розовая вода с красным вином смешанная, подобно тому, как Моисей возливал кровь козлюю и тельчую на роги алтаря 739 , для очищения от грехов сынов Израилевых. В том смысле произносятся архиереем при совершении сего священнодействия слова псалмопевца: окропиши мя иссопом, и очищуся… 740 ; розовая вода и воскомастих, составленный из воска и ароматной масти, которым склеиваются углы престола, служат воспоминанием благовонных веществ, принесенных в честь погребения Господа, так как святая трапеза, или престол знаменует гроб Христов 741 . С таким же значением помазуется святым миром святой престол и стены храма, когда архиерей освящает храм. Мира мертвым суть прилична 742 , а престол и антиминс знаменуют гроб Христов. При сем священнодействии читаются псалмы: 144, 22 и 83, в них воспевается великолепие славы святыни Божией, и возлюбленная селения Господа сил 743 . Священной водой окропляется потом святой престол и срачица, которой прежде всего облачается престол, она прикрепляется к престолу вервью. Срачица означает плащаницу, которой обвито было пречистое тело Господа, по снятии его со креста и при положении во гроб. Потом окропляется водой индития (от induo – одеваю) и надевается на святой престол при чтении 92-го псалма: Господь воцарися, в лепоту облечеся.... Также окропляются святой водой илитон, святое Евангелие, крест, дарохранительница и полагаются на святой престол, и все покрывается пеленой. Подобным образом украшается и святое предложение или жертвенник. Окропляются святой водой священные сосуды, обыкновенно хранимые на жертвеннике: чаша, дискос, копье, лжица, покровцы и воздух и возлагаются на жертвенник. Потом окропляется алтарь и вся Церковь святой водой и совершается каждение во храме. Тогда же помазуются стены храма на восточной, западной, северной и южной стороне елеем, если освящает храм не архиерей, или миром, когда освящение храма совершает архиерей. § 255. Совершение крестного хода вокруг храма со святым антиминсом

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2000. С. 164), по другим - в 1780 г. ( Дмитриев. 1909. С. 45). После пожара 1812 г. храм был вновь расписан только в 1877 г. В. Д. Фартусовым ; стенописи поновлялись в 1898 г. М. В. Титовым и в 1907 г. А. А. Алексеевым (Памятники. 2000. С. 164). Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». 1791–1795 гг. Архит. Е. С. Назаров Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». 1791–1795 гг. Архит. Е. С. Назаров На нижнем этаже, под главным престолом, в 1843 г. на месте монашеской рухлядной на средства московского купца Н. П. Титова над могилой его супруги была устроена церковь во имя вмц. Екатерины ( Дмитриев. 1909. С. 48). В 50-х гг. XIX в. в Н. П. м. был перенесен домовый храм Мельгуновых в честь Печерской иконы Божией Матери и устроен над семейным склепом в юго-вост. углу трапезной, у ц. во имя вмц. Екатерины ( Круглик. 1999. С. 72). С запада к Покровской ц. примыкает устроенная на подклете 2-этажная одностолпная трапезная (типологически близка к Грановитой палате), в к-рой размещались хлебная, поварня и кладовая, погреба ( Морозов. 1982. С. 30). По предположению Морозова, трапезная была сооружена ранее храма, в сер. XVII в. (Там же). Позднее она утратила свое назначение и стала частью Покровской ц., там были устроены 2 придела: во имя свт. Димитрия Ростовского и во имя вмц. Варвары (1758) (Там же); в 1863 г. они были достроены до уровня главного алтаря, у них были сделаны собственные завершения в виде небольших главок, нижний этаж храма с ц. св. Екатерины получил аналогичные верхнему этажу алтарные апсиды. В 1907 г. в правую из этих апсид был перемещен алтарь ц. в честь Печерской иконы Божией Матери, а в левой возобновлена ц. во имя прп. Саввы Освященного ( Дмитриев. 1909. С. 45-52). С севера к трапезной примыкает Хлебодарная палата (Памятники. 2000. С. 162). Во 2-й пол. XVIII в. в связи с разборкой старой колокольни в нее был перемещен престол во имя прп. Саввы Освященного, к-рый находился там до 1812 г., а после пожара был перенесен в ц. свт. Николая Чудотворца ( Дмитриев. 1909. С. 51-52; Круглик. 1999. С. 69). В 1843 г. престол возобновлен в палате на прежнем месте, а в 1907 г. перемещен к ц. во имя вмц. Екатерины (Там же. С. 47-48, 52; Снегирёв. 1863. С. 50). В янв. 1913 г. было получено одобрение на освящение придела Нерукотворного образа Спасителя (до перестроек 1900-х гг. одноименный престол находился в ц. во имя свт. Николая Чудотворца), устроенного на средства московского купца 2-й гильдии П. Д. Грачёва близ Покровского храма, на месте, где до 1907 г. находился престол прп. Саввы Освященного ( Круглик. 1999. С. 97-98). Придел Нерукотворного образа Спасителя отмечен в репортаже о посещении Н. П. м. имп. Николаем II 26 мая 1913 г. как воздвигнутый вблизи Покровского храма «в память 300-летия царствования Дома Романовых» (Правительственный вестн. 1913. 114, 28 мая. С. 4). Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение»

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Храм Троицы Живоначальной (Вощажниково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Троицы Живоначальной построен в 1796 году. В 30-е годы его закрыли и осквернили. В 2000 году началось восстановление храма. В храме служил священномученик Феодор Поройков. Содержание История [ править править код ] Храм во имя Живоначальной Троицы был построен в 1796 году известным архитектором К.И. Бланком и крепостным архитектором Шереметевых А.Ф. Мироновым. Летний храм с престолом в честь Живоначальной Троицы расположен на втором этаже. Его расписывали крепостные художники Н.П. Шереметева. В росписи храма, скорее всего, принимал участие крепостной живописец Иван Аргунов, приезжавший в Вощажниково в эти годы. В летнем храме был один из самых богатых иконостасов во всей Ярославской губернии, выполненный в стиле барокко. Он был четырехъярусным, золоченым, с резными колоннами, увитыми виноградными лозами, и с фигурами ангелов. В 30-е годы Советской власти храм закрыли и осквернили, а в здании расположили склад зерна, холодильные установки для хранения мяса местного совхоза. Иконами забивали окна храма. В 2000 году началось восстановление храма Живоначальной Троицы. 19 августа 2001 года иерей Борис Украинцев отслужил первую Божественную литургию в день Преображения Господня в зимнем храме. В июле 2004 года состоялось великое освящение престолов Архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом. Был освящен также и новый престол в честь Собора новомучеников и исповедников Российских. В зимнем храме, на первом этаже, в настоящее время находятся три престола. Центральный престол — Великомученицы Параскевы Пятницы, с левой стороны — престол Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, с правой стороны — престол Новомучеников и Исповедников Российских. В 2006 году, через 210 лет со дня освящения, храм Живоначальной Троицы приобрел первоначальный внешний вид. 23 июня 2013 года в праздник Живоначальной Троицы в летнем храме состоялась Божественная литургия. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Троицы_Жи...

Новый каменный храм был построен по проекту архитектора Якова Седова, освящен 8 ноября 1873 года в престольный праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. В старом деревянном здании была образована единоверческая церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1922 году в стране проводилась Всероссийской кампании по изъятию церковных ценностей и из Михайло-Архангельской церкви изъяли церковную утварь, включая 864 кг серебра, 4 кг золота, около 400 шт. драгоценных камней, алмазов и др. В 1930-х годах по решению Президиума Ростовского Облисполкома от 8 января 1939 года Михайло-Архангельская церковь была закрыта. В период оккупации с 25 июля 1942 года по 13 февраля 1943 год храм был вновь открыт, службы вел священник Николай Фомин. В 1961 году храм закрыли. В 1990-е годы началось возрождение храма. 19 июня 1990 года Горисполком принял решение о передаче здания храма прихожанам. С 14 января 1991 года в храме начали производиться богослужения. 3 июня 1992 года был освящен Престол Владимирской иконы Божией Матери освящен , престол Иоанна Предтечи (Крестителя) освящен 7 апреля 1994 г. В 1992-1996 годах храм был расписан художниками Даглдлян К и Романенко А. Иконы для иконостаса в верхнем храме написаны Чеботаревой О. Н., иконостас был выполнен из гипса и позолочен мастером К. Шиц. В 1995-1998 годах был восстановлен нижний храм, 31 мая 1998 года там был устроен и освящен престол во имя святого великомученика Пантелеимона. Иконы для иконостаса нижнего храма были исполнены художниками братьями Макаровыми. Современное состояние [ править править код ] В настощее время церковь Михаила Архангела представлят собой четырехпрестольный храм: Главный престол в честь Собора Архистратига Михаила и всех небесных Сил, не освящен. Правый придел во имя Владимирской иконы Божией Матери освящен в 1992 году, левый придел освящен в честь Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна иерейским чином в 1994 году. Криптовый храм-усыпальница во имя св. великомученика Пантелеимона освящен в 1998 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Арханг...

Храм Живоначальной Троицы в Конькове в Москве (подворье Кишиневско-Молдавской митрополии) Дата создания: 1690 г. Описание: Андреевское благочиние  Московской епархии Храм был построен в 1690 г., первоначально его престол был освящен в честь прп. Сергия Радонежского. По церкви село Серино, где находился храм, стало называться Сергиевским. Церковь была усадебной, выстроенной в стиле нарышкинского барокко. Усадебные постройки были деревянными. В 1808 г. к храму была пристроена теплая трапезная. Первоначально при Сергиевской церкви не было прихода. До 1771 г. церковь была домовой, а с 1772 г. сделалась приходской, так как к ней приписали две деревни — Беляево-Дольнее и Деревлево, прежде принадлежавшие к церкви Святой Троицы на Воробьевых горах. В 1803 г., по упразднении штата причта церкви с. Коньково, ее прихожане были приписаны тоже к селу Сергиевское. В 1812 г. Троицкая церковь с. Коньково была разрушена и затем разобрана, строительные материалы пошли на устройство колокольни, ограды со святыми вратами и церковной сторожки при храме с. Сергиевское. Утварь и земля также были переданы храму с. Сергиевское. В 1818 г. на левой стороне в трапезной церкви прп. Сергия был устроен придел в честь положения Ризы Богоматери во Влахерне. Второй придел в честь свт. Филиппа, митрополита Московского, устроен в 1848 г. В 1821 г. вокруг церкви выстроили кирпичную ограду. С южной стороны храма был построен двухэтажный дом священника, в котором с 1880 г. было открыто приходское училище, с 1884 г. — начальное земское училище. Храм был закрыт в середине 1930-х гг. 28 февраля 1990 г. Черемушкинский райисполком г. Москвы принял решение о передаче здания церкви в Конькове православной общине. 24 декабря 1990 г. Мосгорисполком прекратил арендный договор с Институтом физики Земли и принял постановление об освобождении им здания церкви. Ордер на занятие помещения был выдан 14 января 1991 г. Богослужения были возобновлены в апреле 1991 г. Главный престол освящен в 1991 г. в честь Живоначальной Троицы. В 1996 г. устроен приставной престол в честь прп. Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5828538...

В апреле 1993 года на сходе граждан села был создан приходской совет. 18 мая 1994 года на церкви был установлен крест. На этом знаменательном событии присутствовали все жители села. В 1999 году храм открыли и переосвятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь в Солдатском является объектом исторического и культурного наследия регионального значения (код памятника 4800000380). http://rustemple.narod.ru/lp_soldatskoe.html В 1815 году на народные пожертвования построили храм каменный из красного кирпича на месте старого деревянного. Построен он тремя купцами и профессором. Высота колокольни 46 м. В годы Великой Отечественной войны колокольня была сбита вражеским самолетом. В 1941 году был переоборудован в классные комнаты. В 1942 году служил госпиталем для раненых солдат. В 1945-1948 годы храм переоборудовали для стойла скота. В 1950-е годы храм стали приспосабливать под склад, там хранили зерно и удобрения. В 1953 году его переоборудовали, установили там мельницу и пилораму. В мае 1993 года на восстанавливаемом храме был воздвигнут освященный крест. Несмотря на то, что реставрационные работы ведутся и по сей день, церковь работает. Там проходят богослужения, крещенские обряды, венчания. Храм посещают жители всего Тербунского района. Самое раннее, сохранившееся документально упоминание о селе Солдатском относится к 1777 г. В надписи на общем земельном плане государственных крестьян села Солдатского, помеченным этим годом, значится и земля «на довольствие священнослужителей сего села при церкви Димитрия Мироточца». К приходу, кроме села принадлежат теперь еще шесть деревень, в них 648 жилых домов, 2151 душа муж. пола и 2153 жен. пола. Существующий каменный храм построен на место старого, деревянного, который был продан в соседнее село Рогачик Ливенского уезда. Храм трехпрестольный, построен, как значится в клировых ведомостях, в 1815 г. усердием исключительно государственных крестьян села Солдатского. Главный престол – в честь Преполовения св. Пятидесятницы освящен в 1819 г. В том же году освящен и придельный престол с северной стороны в честь св. Димитрия Солунского, придельный же престол с южной стороны в честь Успения Божией Матери освящен около 1835 г.

http://sobory.ru/article/?object=14799

Старый Оскол. Кафедральный собор Александра Невского. Александро-Невский собор Карта и ближайшие объекты Кафедральный собор Святого благоверного князя Александра Невского находится в слободе Гумны, микрорайоне Звёздный, города Старый Оскол, Белгородской области. Храм построен в 1903 году на средства жителей Гуменской слободы. Первым старостой был Алексей Васильевич Емельянов. Он похоронен с левой стороны от входа в храм. С правой стороны погребён главный жертвователь—Михаил Иванович Винников. Храм имеет центральный престол в честь Александра Невского и приставной престол в честь святителя Онуфрия Старооскольского. Храм бесстолпный, крестообразный в плане, с трёхъярусной колокольней и тремя полуциркульными апсидами. В конце 30-х годов храм был закрыт решением представителей советской власти, однако в октябре 1945 года, после Великой Отечественной войны, вновь был открыт и духовная жизнь прихода вновь вошла в своё русло. До 1995 года храм был обычным, приходским и отличался от других церквей города лишь тем, что в нём с 1955 года неизменно служили благочинные Старооскольского округа. 1 сентября 1995 года в связи с воссозданием Белгородской и Старооскольской епархии, храм был назначен вторым кафедральным собором епархии. Храм является памятником архитектуры, построенном в стиле, сочетающем элементы греческого и русского искусства. Материал предоставлен школой Церковь Александра Невского построена в бывшей слободе Гумны, возникшей в XVII в. западнее острога, за речкой Осколец. От застройки слободы сохранились церковь и один жилой дом. В 1995 г. назначена епархией соборной церковью. В этом же году пристроены две полуциркульные апсиды. Храм построен в эпоху эклектики с использованием приемов и элементов древнерусского зодчества. Имеет один престол в честь Александра Невского. Стены выполнены из красного кирпича. Собор расположен в глу бине участка, недалеко от пересечения улиц Токарева и Комсомольской. Бесстолпный, крестообразный в плане с 3-ярусной колокольней и тремя полуциркульными апсидами. Трапезная несколько уже нижнего яруса колокольни, покрыта кровлей, повторяющей форму цилиндрического свода. Над средокрестием поставлен десятигранный объем, завершенный куполом по архивольтам арочных оконных проемов, с небольшой главкой на глухом барабанчике, над ними - яблоко и крест. Крыши рукавов креста повторяют цилиндрические своды.

http://sobory.ru/article/?object=16229

После окончания Северной войны Петр не забыл Преображенское. В 1722 году вместо полотняной здесь появилась деревянная Петропавловская церковь. В том же году архитектор Иван Устинов начал строительство нового государева дворца, так как свой прежний дворец, ветхий и неказистый, император приказал сжечь. С этим строительством и связывают возведение деревянной церкви. Возможно, что уже в ней был освящен главный престол в честь Преображения Господня – в память о первой церкви, давшей название местности и славному лейб-гвардейскому полку. Хотя большинство историков считает, что этот престол появился немного позднее. После смерти Петра дворец в Преображенском стал запустевать, и в начале XIX века был полностью разобран. Само Преображенское отчасти потеряло свое значение. Здесь наряду с военными стали жить гражданские лица, а славные полки давно были переведены в Петербург. Но история Преображенской церкви только начиналась. Преображенский храм Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) Деревянная Петропавловская церковь простояла в Преображенском до 1741 года, когда была закрыта и сожжена за ветхостью, а ее алтарь временно перенесли в съезжую избу Преображенской слободы. Это было не очень благочестиво, тем более при статусе Преображенского полка, а места в съезжей избе не хватало для прихожан. Жить без храма было затруднительно. И в 1747 году сержант Иван Третьяков приобрел в соседнем Семеновском здание старой деревянной церкви, доставил его в Преображенское и установил на площади на прежнем месте. В том же июле церковь была освящена, но освятили только престол во имя апостолов Петра и Павла. Лишь в 1750 году в ней освятили Преображенский престол: может быть, он был возобновлен, а может и устроен впервые, но такой престол настоятельно требовался в храме села Преображенского. Однако и этот старый деревянный храм не соответствовал чести Преображенского. Вскоре прихожане решили построить себе каменную церковь и начали сбор пожертвований: с просьбой о его разрешении священники храма Петр Фадеев и Леонтий Васильев обратились в консисторию. Разрешение последовало, и, когда средства нашлись, была выдана «храмозданная грамота» с повелением выстроить каменную церковь рядом с деревянной и полностью сохранить церковную утварь. В 1765 году каменная церковь была заложена в четырех саженях от деревянной, и после ее освящения в 1768 году старую церковь разобрали, а на том месте водрузили памятный знак. Каменная церковь была простенькая, построенная «кораблем»: храм, колокольня и трапезная на одной оси с запада на восток.

http://pravoslavie.ru/3547.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010