1-го числа 4-й луны Сун-сянь-цэ, изложив пред Ли-цзы-чэном бедственное положение народа, просил оказать ему милость и сострадание, присовокупляя, что на небе видны неблагоприятные предзнаменования, – что солнце как бы потеряло свой блеск, и что, в следствие этого, должно прекратить казни, что звезда Ди-син горит неясно и в следствие того необходимо скорее занять упраздненный престол. На первое предложение, т. е. относительно прекращения казней, не вдруг обращено было внимание; 7-го числа Ли-цзы-чэн, отправившись в дом Лю-цзун-миня, увидел там более 300 человек в истязаниях, и уже половину из них испустивших дыхание; тогда Ли-цзы-чэн сказал Лю-цзун-миню: «небесные знамения заставляют страшиться; Сун-сянь-цэ предлагает прекратить казни, – нужно освободить всех». Таким образом все истязаемые получили свободу, – но большая половина не могла воспользоваться этою милостью, потому что умерла от пыток. Лю-цзун-минь представил собранного им серебра 100,000,000, лан, более 200 миллионов руб. серебром. Ли-моу, который употреблял более слабые пытки и оказывал более человеколюбия, собрал только половину этой суммы, а потому для уравнения сбора должен был пополнить его из своего капитала; этою умеренностью он заслужил добрую молву между народом. Выпущенные на свободу старались поскорее бежать от новых бед и торопились уехать на юг. Второе представление – о восшествии на престол – имело более успеха и 3-го числа повелено было возвратить прежнюю должность управляющему Хун-лу-сы, потому что ему известны были все эти церемонии, и потому что никто, кроме его, не мог распорядиться надлежащим образом этим важным делом. Ню-цзинь-син со своей стороны представил, что если вступление на престол будет совершено без соблюдения существующих на этот случай обрядов, то можно опасаться внутреннего мятежа, и советовал Ли-цзы-чэну: приказать палате обрядов объявить повсеместно, что 17-го числа будет совершена церемония вступления на престол, – что все чины должны 12-го числа совершить обряды пред воротами Ву-мынь, 13-го в зале Хуан-цзи-дянь, – затем, 15-го издать манифест, 16-го совершить церемонию в Го-цзы-цзяне в честь Конфуция, после чего все чины соберутся в храм Неба для участия в церемонии; по окончании же оной, изображение родоначальника Минских государей перенести в храм Династий (Ди-ван-мяо), а изображения прочих государей предать сожжению. Лишь только дан был этот указ палате обрядов, – изменник Гун-юй, не дожидаясь определенного времени, в 4-й день 4-й луны вошел в храм предков (Тай-мяо), изображение родоначальника Минской династии перенес в храм Династий, а изображения прочих государей предал огню. В столице не было ни одного человека, который бы не негодовал на такое нарушение вековых постановлений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А вот 8 ноября мы ждали самое главное событие этого времени – «Престол». Я тогда не знал, что 8 ноября – это, по новому стилю, день Великомученика Димитрия Солунского, что в селе Старая Белица Дмитриевского уезда Курской губернии был старинный, 1775 года постройки, деревянный Димитриевский храм, освященный в честь этого святого. И мой отец был назван по его имени. Храм снесли (на десятки километров не было ни одного открытого храма, оставался только кладбищенский в Дмитриеве), на его месте построили клуб, где у нас и происходили утренники, концерты и танцы (впоследствии). А память о Димитриевском храме и празднике осталась в виде слова «престол» спустя десятилетия. И мы, дети 1960-х, целый год ждали этот «престол». Ждали гостей с деревни Сухой Ровец (где родились бабушка Анюта и отец), дядю Колю «Тришкина», который отлично играл на гармони, и особенно пел песню «Я назову тебя зоренькой»… К этому времени работы по саду-огороду завершались, поросят еще не резали, но гуси уже к этому времени шли на хороший холодец. Доставались все виды солений… Были еще свежие яблоки. Мать пекла в русской печке вкусные пирожки, ватрушки… За стол никто не садился, пока не приходил дедушка. Отец говорил мне: «Иди, позови дедушку!». Тут уж я никак не мог скакать на одной ноге. Бежал с радостью и звал: «Де (так сокращенно мы его звали), пошли скорее, ждут тебя все, зовут!». Приходил молчаливый трудяга-дедушка , немного посидев для приличия – уходил по своим делам. А «престол» продолжался… Детей из-за стола не выставляли (когда хотели, тогда сами и уходили), матерными словами из взрослых никто у нас не ругался, даже навеселе. И не только на «престол». Когда мне, 17-летнему, выросшему среди лугов, болот, огородов, садов, полей надо было уезжать учиться в университет, то отец никаких особенных наставлений не давал, кроме короткого: «Смотри, сынок, как лучше». А как лучше? – нужно было разбираться самому (среди десятков пьяных иностранцев в общежитии, при желании не тянуть с родителей деньги и жить на одну стипендию…)

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/06/...

§ 73. Черты религиозного культа китайского императора и народа, с описанием церемоний и указанием на места и времена жертвоприношений, поклонения небу, земле, духам, предкам, таблицам императора, Конфуцзы и других лиц, о служении шаманском Церемония восшествия на престол императора Китая, его молитва и жертвоприношения на алтаре небу и земле. – Прочие церемонии и обряды в зимнее солнцестояние и летнее, алтарь неба и заколаемые животные, жертвоприношение духу неба – Шан-ди и расположение таблиц и других предметов на алтаре, поклонение императора, музыка, пение, молитвы и формулы простирания, участие чиновников, и прочие обряды, замечания о духе и времени жертвоприношения на южном алтаре (в полночь, в час младенца). – Служение земле, описание алтаря, молитва, поклонение и жертвоприношение императора. – Императорский культ предкам: его древность и значение для китайцев, храм в Пекане «Дай-Мяо» его отделения (пять) и таблицы с посмертными именами почивших, прочие предметы, принесение государем жертвы в «Бао-хо-тянь» – во дворце, вкушение жертвенной пищи и молитвы предкам, поклоны, простирание, храм Фэн-сянь-тянь. – Императорское поклонение духам земли и зерен, и изобретателю земледелия, алтарь «Шао». – Шаманское идолослужение, его происхождение и совершение императрицею и императором в известные дни в особенном храме маньчжурским богам, их название (по Иакинфу, Онготы и др.) значение, еловой вехи, времена поклонения, жертвоприношения. – Таблица трех главных родов жертвоприношений императорских, их названия, и жертвоприношений народных, лиц частных; места служения богам и идолопоклонения – храмы «Цзу-тхан», «Хуан-цзю-тянь», разные мяо в честь духов великих людей, мудрецов, правителей и сил природы; различие названий «тхан» и «мяо». – Древнейший храм предков в г. Кантоне (за 300 г. до P. X.) в честь ученика Конфуцзы и его потомства доселе сохраняющийся, описание оного с распределением таблиц «шэнь-чжу-пхай» по родам, замечание о значении китайского семейства и «сина», о взгляде на императора «как отца и матерь народа, составляющего великое семейство» и о почитании таблицы царствующего государя с надписью его имени, описание сего храма с «драконовой таблицей» и церемонии поклонения 1-го и 15 числа каждого месяца и в дни рождения государя и государыни, в 5-й день 5-го месяца и в день зимнего солнцестояния, дракон-эмблема, герб императора лично и государственный. – Замечание о церемонии перенесения императорской таблицы Цянь-луна и его изображения, из Пекина в Мукдэн – столицу Маньчжурии 1868 г. 26 ноября (текст мемориала (см. ниже в особом приложении под XXI). – О храмах в честь мудрецов и поклонении таблицам с их именем преимущественно при школах и экзаменационных учреждениях в городах, зал Конфуцзы или его учеников, жертвоприношения, поклоны пред «шэнь-вэй» – местом души, взгляд на этого рода почет мудрецам. – Малые храмы в честь изобретателя земледелия, доблестных женщин и девиц, тип храмов конфуцианских и буддийских

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Его сын Ирод действительно захватил власть над всею страною и подобострастною лестию перед римлянами добился титула «царя иудейского» (с 37 г. до Р.Х.). Ирод, так называемый великий, был основателем новой иудейской монархии, на время как бы обещавшей восстановление древнего могущества и славы. Но в действительности она просуществовала только при жизни самого ее основателя, которой своей безумной расточительностью и кровожадной жестокостью окончательно подорвал нравственные и материальные силы народа. Идумеянин по происхождению и подобострастный ласкатель римлян, Ирод лишь позорил священный престол Давида. Свое восшествие на престол он ознаменовал принесением жертвы Юпитеру капитолийскому, ввел языческие увеселения в самых стенах святого города и окружил себя отрядом наемных телохранителей. Чувствуя непрочность своего положения на престоле, он подверг беспощадному истреблению весь род Маккавеев и даже всех членов синедриона, которых он заподозрил в недостаточной преданности себе. Вся политика этого царя иудейского состояла в том, чтобы тешить свое честолюбие грандиозными постройками и подобострастно заискивать у римлян. Он построил и расширил несколько дворцов, укрепил прилегавшую к храму башню Барис и назвал ее в честь своего римского покровителя Антонией; восстановленный им город Самарию переименовал в честь Августа Севастией и в честь его же назвал великолепный приморский город Кесарию, ставшую впоследствии римской столицей Палестины. Все это, конечно, только сильнее раздражало против него собственный народ. Но чтобы заглушить народный ропот, а вместе с тем и удовлетворить своей страсти к строительству, он в 18-ый год своего царствования приступил к перестройке храма и в полтора года воздвиг новый великолепный храм, к которому, впоследствии, делались обширные пристройки, продолжавшиеся в течение нескольких десятилетий. Но это только на время могло утишить чувство недовольства и раздражения в народе, а вместе с тем не устранило и опасений Ирода за прочность своего престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Воспеть могучего Царя. Поверх чела Его венец сияет И блеск порфиры окрест плеч, И на бедре опочивает Непобедимый Божий меч. О Царь! Возьми свой лук и стрелы, Дерзай в далекие пределы, И правду всюду водвори: Святые истины законы, Как светлый луч Твоей короны, Осветят храм и алтари. Ты Царь, и правды жезл священный Твой будет жезл в конце веков; Ты благодатью вдохновенный, Устроишь путь Твоих сынов; Ты милосердия хранитель, Разврата, злобы сокрушитель. Создатель благость возлюбя, Сам Бог, с высот небес горящих Помазал днесь Творец всезрящий Елеем радости тебя. Царева дщерь, сама царица Супругу в храме предстоит, Ея святая багряница Лучами благости горит. Из рук царя венец приемлет Небес благословенье внемлет. Вновь озарился древний храм, И возлагая царь корону, Грядет с молитвою к Сиону– Курить в честь Богу фимиам. Гремят среди чертогов лики И дары пред царя несут, От юга, севера языки Под кров избранного текут. Он чадам благ число умножит И корень истины положит, Любя суд чистый, тишину; Сияя мужества красою, Разумной сердца добротою Превознесет свою страну. Небесное благоговенье Уже Господь царю открыл, И на престол его вступленье Десницей свыше осенил. Эфир красуется звездами, Правдивого царя делами Бог жизнью, славой одарит; Щедротой промысла святого, Сугубя земнородных благо, Престол на веки утвердит. Псалом 45-й - И.Ф. Богданович О Боже! наше Ты прибежище и сила, Защита крепкая и помощь нам в бедах, — Когда бы нас Твоя десница не хранила, Давно бы зрели нас враги в своих сетях. От гласа Вышнего вселенна потрясется, Смутятся и падут противные пред Ним; Но имя праведных тем паче вознесется, И не прикоснется никая злоба им. Величество и власть Творца все твари славят, Хвалу Ему гласят земля и небеса; Когда б забыли мы, то горы нам представят Бесчисленны Его преславны чудеса. Он луки и щиты злодейски сокрушает, Свергает в ярости взнесенный гордых рог; Но праведных всегда щедротой утешает; О злость! сомкни уста, защита правым— Бог. Псалом 48-й - Г.Р. Державин Услышьте все живущи в мире,

http://azbyka.ru/fiction/psalmy-carya-da...

Хирам Хирам (знатный, светлый, благородный) ( II Цap. V:11 ; IIIЦap. V:1–18, IX:11–14, X:11 ; INap. XIV:1 ; IINap. II:3, 11, VIII:2 ) – царь тирский, современник Давида и Соломона, находившийся в дружественных с ними отношениях. Он, по Флавию и финикийским источникам, был сыном и преемником Авибаала; жил 53 года и умер по тридцатичетырехлетнем мирном царствовании. В его царствование Тир достиг самого цветущего состояния так, как и Израиль при Давиде и Соломоне. Он воздвиг огромнейшие здания и укрепления на острове Тира, чтобы иметь здесь охранительный бастион для всей Финикии; восстановил древние святилища, покрыв их кедровым деревом, построил новый храм в честь Иракла-Мелькарта и Астарты и делал богатые приношения в главный храм Зевса-Ваалсамима, и именно устроил золотые колонны, которым удивлялся еще Геродот (Древн. Флав. кн. 8, гл. 5, § 3). Вскоре по своем вступлении на престол Хирам вступил в дружественные отношения с Давидом. Он отправил послов к Давиду, и плотников, и кедровых деревьев для построения его дворца в Иерусалиме ( II Цap. V, 11 ; INap. XIV, 1 ). Отсюда дружеское расположение его к Давиду и его дому не прекращалось и по смерти Давида, но перешло и к сыну и преемнику его, Соломону. При вступлении Соломона на престол Хирам, чтобы поддержать прежний дружеский союз с домом Давидовым, прислал к нему посольство ( III Цap. V, 1 ). Пользуясь этим случаем, и Соломон, со своей стороны, приступая к исполнению завещания отца своего, Давида, о храме, писал о сем к Хираму и просил его содействия в этом деле. Хирам был язычник, но он знал и имя Иеговы, Бога Израилева, и, услышав о благочестивом намерении Соломона, благословлял Господа, что дает Давиду сына мудрого для управления многочисленным народом ( III Цap. V:7 ; IINap. II:12 ), и они заключили дружественный союз между собой ( III Цap. V ), по которому Хирам присылал Соломону деревьев кедровых и кипарисовых, и работников, и каменщиков, и плотников, и золото для строения храма и дворцов ( III Цap. V:7–10, IX:10–11, 14 ), а Соломон посылал за это пшеницы и оливкового выбитого масла ( III Цap. V, 11 ) и отдал Хираму 20 городов в земле Галилейской. Города эти не понравились Хираму; но это не нарушило дружбы их ( III Цap. IX:11–14 ). И выгодная морская торговля Соломона на Чермном море также производилась при содействии корабельщиков Хирамовых ( III Цap. IX:26–28, X:11, 22 ; IINap. VIII:18, IX:10, 21 ). Преемником Хирама был сын его, Валеацар. Гробницу Хирама указывают даже и в новейшее время – это в двух частях от Тира, в юго-восточном направлении по пути к Кане, на высоком пьедестале стоящий колоссальный саркофаг известкового камня. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Лик: Аминь. Господи, воззвах: Во время пения Господи, воззвах: и стихир диакон совершает каждение. Приняв кадило, влагает в него ладан и, обращаясь к священнику, глаголет: Диакон: Благослови, владыко, кадило. Священник благословляет с молитвой: Кадило Тебе приносим: Получив благословение, диакон совершает крестообразно каждение Престола, затем горнего места и икон по сторонам южной, северной и западной, также кадит братию в алтаре. Далее выходит на солею северной дверью и кадит иконы иконостаса южной и северной сторон, клиросы, молящихся и весь храм, обходя его по кругу, начиная с икон на южной стороне солеи и заканчивая каждение храма пред Царскими вратами. Кадит их, затем икону с южной и икону с северной сторон, входит в алтарь южной дверью, кадит Престол с восточной стороны, горнее место, предстоятеля и, помолившись на горнее место, отдает кадило пономарю. (При служении без диакона все вышеуказанные действия священник совершает сам.) Вход на вечерни В начале пения догматика, на Слава, и ныне:, диакон открывает Царские врата. Затем, взяв кадило, подносит его с правой стороны священнику для благословения. Диакон: Благослови, владыко, кадило. Священник благословляет с молитвой: Кадило Тебе приносим: Затем целуют: священник – Евангелие и Престол, диакон – Престол. На горнем месте оба крестятся. Диакон: Господу помолимся. Выходят из алтаря северными дверями: впереди диакона из алтаря выходит свещеносец с возжженной свечой и становится на солее у иконы Спасителя. Оба останавливаются пред Царскими вратами. Священник посредине, диакон – немного правее, держа орарь в правой руке, склонившись к священнику. Священник тихо: Вечер, и заутра, и полудне хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех; исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и не уклони сердец наших в словеса или помышления лукавствия: но избави нас от всех ловящих души наша, яко к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тя уповахом, да не посрамиши нас, Боже наш. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Они стали ненужными; место их заняли императоры, как личные и непосредственные представители государственной власти и могущества. Государственной религией стал официальный культ в честь императоров. Известно, что при погребении Августа из костра вылетел орел, и один сенатор клятвенно свидетельствовал, что он видел императора восходившим на небо. Вследствие этого Августу стали воздавать божеские почести; в честь его были установлены празднества, храм и особое сословие жрецов. Впоследствии то же самое делали и в честь каждого умершего императора, над чем посмеивался серъезно заболевший Веспасиан, говоря: „должно быть, скоро я сделаюсь богом“. На самом деле он, впрочем, запретил приписывать себе божеские почести; но Калигула не дождался даже и своей смерти; еще при жизни он велел срубать головы некоторым идолам и на место их поставил изображения своей собственной головы, требуя воздаяния себе божеских почестей. Так же поступали Нерон и Домициан; последний в своих эдиктах прямо называл себя „господом и богом“. При таком положении древняя религия римлян, очевидно, держаться уже не могла более, как не могла она и производить на людей никакого влияния. Правда, с внешней стороны религию старались еще поддерживать по причине тесного отношения ее к государству; храмы еще существовали во всем полном своем величии, праздники и жертвы были совершаемы со всем великолепием; при восшествии на престол Калигулы в три месяца было заклано 100,000 жертвенных животных; но рядом с этим почти повсюду господствовало полное неверие; Катон и Цезарь проповедовали его публично; Лукреций презирал веру, как суеверие, а богов объявлял порождением страха. Плиний указывал, как на несомненный результат науки, на то, что не существует никаких богов и что только одну природу следует признавать богом. Избегая этой крайности, большинство ученых старалось проложить средний путь; не устраняя совсем народной религии, по причине ее охранительного значения, сами по себе они обращались, к высшему познанию. Отсюда явилось два рода религии: эзотерическая религия людей образованных и экзотерическая – толпы.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В храме св.Климента закончился первый этап реставрации Москва, 4 марта 2011 г. Фото: Inna Zyu на flickr.com Пресс-показ результатов первого этапа реставрации храма в честь священномученика папы Римского Климента, расположенного на Пятницкой улице, в центре Москвы, состоится в пятницу, сообщила РИА Новости Виктория Мамичева, менеджер по работе со СМИ департамента культурного наследия города Москвы. Храм священномученика Климента считается уникальным памятником церковного зодчества XVIII века. До 2005 года в помещениях храма находились резервно-обменные фонды Ленинской библиотеки (ныне Российская государственная библиотека). Библиотечные стеллажи закрывали основную часть храма и центрального иконостаса. В 2008 году, после того, как храм был полностью освобождён от фондов библиотеки, началась реставрация фасадов, кровли, глав храма, воссоздание внутреннего и внешнего декоративного убранства, росписей, иконостасов и икон. Ремонтно-реставрационные работы осуществляются поэтапно, финансируются из средств бюджета города и проводятся под научно-методическим руководством департамента культурного наследия города Москвы. " В декабре 2010 года завершился первый этап реставрации храма, в который вошли такие трудоемкие работы, как реставрация фасадов, включающая в себя восстановление фундаментов, лепного и белокаменного декора, а также реставрация куполов и крестов. Кроме того, в сквере за алтарем, со стороны Пятницкой улицы, воссоздан фрагмент исторической ограды с входным павильоном. Весь храмовый ансамбль выполнен в уникальном для Москвы стиле петербургского барокко " , - сообщили в департаменте культурного наследия города Москвы. Следующий этап реставрации - воссоздание интерьеров, в том числе подлинных иконостасов XVIII века, которые " пережили " пожар 1812 года. Внутри храма уже начались работы по восстановлению почти полностью утраченных настенных росписей, укреплен штукатурный слой, идет реставрация исторических полов храма на первом этаже и на хорах. Храм священномученика Климента - памятник культурного наследия федерального значения, строительство которого связано с событием отечественной истории 18 века: восшествие на престол " дщери Петровой " императрицы Елизаветы Петровны совпало с днем празднования памяти святого. Проект, заложенный в основу храма, приписывается знаменитому архитектору Пьетро Трезини и датируется 1742 годом. Возведение храма завершилось в 1774 году.

http://pravoslavie.ru/45092.html

Баптистерий Сен-Жан в Пуатье. VIII в. В отличие от рим. практики, где для освящения храма просто совершалась месса, в Г. о. существовал развитый чин (Missale Francorum. 56-58; Ordo Romanus XLII). Он проводился в неск. этапов. Сначала совершалось приготовление. Вдоль церковных стен зажигались 12 свечей, процессия с епископом подходила к дверям, и епископ трижды ударял в порог посохом со словами из Пс 23. 7: «Поднимите врата, верхи ваши», а хор пел этот псалом полностью. Затем процессия шла с литанией святым к алтарю и все священнослужители простирались ниц. На полу храма начертывали буквы алфавита. Затем совершалось очищение престола и всего храма. Приготовлялась «заклинательная» вода (с солью, пеплом и вином), и епископ окроплял 4 угла престола, а потом кропил иссопом 7 раз вокруг престола с пением антифона Asperges и Пс 50. Затем к нему присоединялся весь народ, певший Пс 67 с антифоном «Exsurgat Deus» (Да восстанет Бог) и Пс 90 с антифоном «Qui habitat» (Живущий под кровом). Помощники епископа кропили вне храма. Затем епископ возвращался к алтарю при пении Пс 42 с антифоном «Introibo ad altare» (Подойду к жертвеннику) и совершал помазание престола и храма. Он кадил и дважды помазывал елеем оглашенных, 4 угла и поверхность престола, припевая Пс 83 с антифоном «Erexit Iacob lapidem» (Поставил Иаков камень) и Пс 45 с антифоном «Sanctificavit Dominus tabernaculum suum» (Освятил Господь жилище Свое). Затем помазывал престол и храм св. миром при пении Пс 86 с антифоном «Ecjc odor filiimer» (Вот, запах от сына моего). На престоле частицы ладана выкладывались в форме креста. Читалась молитва благословения престола «Боже Всесильный, в честь Которого» и пелся антифон «Confirma hoc, Deus» (Утверди, Боже, то). Далее освящались покровцы и сосуды, а под престол полагались мощи. Во время последнего действа, совершавшегося с пением Пс 149 с антифоном «Exsultabunt sancti» (Да торжествуют святые), епископ отделялся от народа завесой. И только после всех этих действий служили мессу. Службы суточного круга

http://pravenc.ru/text/161580.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010