1393) и оставался в городе до своей смерти. Подробности последних лет его жизни восстанавливаются лишь предположительно. Прежние конфликты митрополита с горожанами потеряли значение после того, как И. Г. добился смягчения участи фессалоникийцев под тур. правлением и, вероятно, вернул часть пленников. В то же время следует предположить, что И. Г. возвратился в Фессалонику при поддержке имп. Мануила II, к-рый в 1391 г. взошел на престол в К-поле вопреки воле Баязида I, начал новую войну с турками и даже сумел ненадолго вернуть Фессалонику Византии. Вероятно, И. Г. вновь занял митрополичий престол именно в краткий период визант. власти в городе. После захвата города Баязидом I 12 апр. 1394 г. И. Г. оставался на кафедре, пользуясь определенными связями и при османском дворе. Сочинения Корпус сочинений И. Г., дошедших до нас в малом количестве списков и долгое время остававшийся неизданным, включает произведения различных жанров. Собрание гомилий ( Χριστοφορδης. 1992-1996) издано в 2 томах по сохранившимся рукописным сборникам Paris. gr. 1192 (нач. XV в.) и Vat. gr. 651 (рубеж XIV и XV вв.). Paris. gr. 1192 содержит 28 пронумерованных гомилий: 23 проповеди на воскресные евангельские чтения (начиная с Недели о мытаре и фарисее), 2 гомилии на Господские праздники (11-я гомилия на Пасху; 19-я на Воздвижение Св. Креста - BHG, N 449u) и 3 проповеди в честь вмч. Димитрия Солунского на 26 окт., 28 окт. и 2 нояб. 1383 г. (гомилии 25-27 - BHG, N 547n, 547p, 547q; Λαορδας. 1954). Vat. gr. 651 представляет собой 2-й том собрания, в к-ром продолжена нумерация 1-го. В нем содержатся гомилии 28-47 (т. о., 28-я гомилия присутствует в обеих рукописях): 11 проповедей на воскресные евангельские чтения (гомилии 28-33 и 36-40), 2 гомилии на Господские праздники (Рождество Христово - BHG, N 1892t; Богоявление - BHG, N 1934e), 3 проповеди нравственного содержания, не приуроченные к к.-л. дате (гомилии 41-43; Χριστοφορδης. 1981. Σ. 37-59), и 4 гомилии на Богородичные праздники (Рождество - BHG, N 1116; Введение во храм - BHG, N 1106; Благовещение - BHG, N 1099; Успение - BHG, 1090; PG.

http://pravenc.ru/text/674902.html

Из истории Священного Писания нам известно: требовались годы и столетия, чтобы воспитать народ, привить ему веру, Богопознание. Господь избирал людей, чтивших Его законы, заповеди, и через этих людей открывал остальным Свою волю. Но всё могло рухнуть под напором тех, кто противился Богу: они разрушиша. И здесь после запятой псалмопевец поставил вопрос, важный для нас: праведник же что сотвори? Что может сделать праведник в такой ситуации? Духовная брань требует соответствующего ответа. Вспомним, как Давид вышел на поединок с великаном Голиафом (см. 1Цар.17:40–51 ). Там шла война между человеческими царствами. В ней всё было ясно, открыто. Каждый избирал себе оружие: у Голиафа был огромный меч, у Давида – простая праща, и он победил великана. А тут идёт духовная, невидимая брань – и в ней ставится вопрос: что сотворит праведник? Псалмопевец указывает: множество людей разрушало то, что совершил Бог. А праведник здесь – единственный. Он утверждён Творцом, но что может сделать в одиночку? Исчерпывающий ответ мы получим, если снова обратимся к первому стиху псалма: на Господа уповах. Всё уже объяснено! Человек не способен самостоятельно вести духовную брань, ведь она исходит от падших ангелов. Он может только уповать на Бога, верить, что Создатель проявит Себя. Дальше читаем: Господь во храме святем Своем. Бог установил центры духовности – храмы, которые сохраняются иногда столетиями, даже тысячелетиями. И сделал это для того, чтобы люди видели: несмотря на все разрушительные замыслы грешников, Всевышний присутствует в Своём храме. Каждый жаждущий, ищущий Бога может туда прийти. Господь, на Небеси Престол Его, очи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человеческия (4). Храм – это небо на земле. А Сам Господь – превыше любого здания, построенного в Его честь. Творец вездесущ, Его престол – на небе. Это особенно было открыто пророку Исаие (см. Ис.6:1–3 ). Он видел, что Всемогущий Создатель сидит на престоле, который окружают приснодвижущиеся существа – шестикрылые серафимы и херувимы с множеством очей, вся их природа – сплошное зрение, проникающее в каждое создание. Это мощнейшие творения Божии, превосходящие наше воображение.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

и целовааше ковчег иконы, и величаше Бога. чудо же о себе поведуа. егоже иже с ним ту бывшии вси и видевшеи, глаголы его услышавше, славу воссылаху Богу. иже надо всеми творящему всегда дивеса преестественаа. Толико же излияние слез от радости, и моление и молба, и благодарение к Богу от всего града бысть. божественои иконе и честнои епистолии сквозе града провожаемым, елико несть словом изъявити. аки побеждаему слову от видениа. премножество им имеющия вещи, видети есть паче нежели слышати добро. зане во след вещей слово обыче ходите. Торг убо иже пред августиею достигше. началники торжества и от праваго пути малым чим на левая уклонившеся. божественыя Софиа, рекше Премудрости Божиа тезоименитый священыи достезают храм. и внутрь невходимых олтаря, честную икону и епистолию полагают. идеже всему церковному исполнению поклонившуся, и якоже подобаше почетшу. изыдоша паки оттуду с священным бременем, довершающе происхождение. и царьскыя достигше полаты, в нарицаемом триклине злате на царскии престол, на немже царие седяще обыкоша о нужнеиших, послом отвещевати. ту божественую икону преже поставляют. еже освятитися всяко царскому седалищу. и правды вкупе и благости причастники сотворити седящих на нем, яко лепо веровавше. Прилежней же молитве, по обычаю бывши по совершении. взяша паки оттуду божественаго образа. и в предреченнем Фаросе храме, в десной стране к востоку. святолепно возложиша. в славу верных, на соблюдение цареи, и утвержение всего града, христианскаго устрояниа. Молитва царева к нерукотворенному образу Господа нашего Иисуса Христа : Но о божественое подобие, неизменнаго подобиа Отча. о начертание, начертаниа Отеческия Ипостаси. о всечестнаа печать первообразныа красоты Христа Бога нашего. Якоже бо одушевленому тебе с верою беседую. спасай и соблюдай всегда, благочестно и кротко нами царствующаго, и твоего пришествия воспоминаниа светле празднующаго. егоже пришествием твоим, на деднии и отеческыи престол вознесен... соблюдая отрасли тогоже, в наследие непрестаемо рода и скипетр. Даруй гражданству, мирное устроение. царствующий сей град, необорим соблюди. и даждь нам, благоугождающим первообразному твоему Христу Богу нашему, в царство небесное его приятым быти. славословящим и воспевающим его. яко тому подобает слава, честь. и поклонение. ныне и присно и во веки веком, аминь. Читать далее Источник: Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях : По рукописям Соловецкой б-ки/[Соч.] И.Я. Порфирьева. - Санкт-Петербург : тип. Акад. наук, 1890. - 471 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

— Ты, — воскликнула Балкида Соломону, — воздвиг свою славу на могиле отцов твоих!.. Лоза же эта… И перебил речь ее Соломон такими словами: «Я велел вырвать ее, чтобы на месте ее воздвигнуть жертвенник из порфира и оливкового дерева. Жертвенник этот я повелю украсить четырьмя Серафимами из чистого золота». Но не слушала Соломона царица и так продолжала прерванную речь свою: — Лоза эта священна: она была посажена Ноем отцом отца твоего рода. Только кощунство его потомка могло дерзнуть вырвать священное древо это с корнем. Знай же, что последний Царь из твоего рода будет как последний из злодеев, пригвожден к тому древу, которое должно было бы быть для тебя священным . И воспламенилось любовью сердце Соломона под огнем очей царицы Южной, и стал он перед нею, как слуга, как раб пред госпожою своею, от которой зависит и жизнь, и смерть его рабья. И тронулось сердце царицы любовью царя Соломона. И на мольбы Соломона ответила она согласием своим стать ему супругой, а народу еврейскому мудрой царицей. Но куда бы ни ходила царица Савская: осматривала ли она дворец царский, или же храм, воздвигаемый в честь Бога евреев, любовалась ли она чем-либо из иных чудес и диковин, так высоко превознесших Соломонову славу, — на все расспросы свои, — кто исполнил и задумал эти дивные работы, от Соломона получала она один и тот же ответ неизменный: — Творец всему этому некто Адонирам, существо нелюдимое и странное. Его прислал ко мне добрый царь Хирам, владыка Тирский . И пожелала Балкида видеть Адонирама. Но не было желание ее по сердцу Соломону, и он отвлек ее мысли. И стал он ей показывать изумительные по красоте колонны храма, изваяния зверей многоразличный, статуи херувимов; показал он ей и престол из золота и слоновой кости, который он велел воздвигнуть для себя против жертвенника. Когда же он стал говорить ей о «море медном», которое должно было быть отлито по повелению его, то вновь вопросила его царица Южная: — Но кто же воздвиг эти колонны? Кто чеканил эти статуи? Кто воздвиг престол этот? Кто отливать будет «медное море»?

http://azbyka.ru/fiction/velikoe-v-malom...

В состав богослужения Эскулапу входили омовения водой из источника, посвященного этому богу; этим омовениям и приписывали целебную силу 1100 . В древний храм бога-целителя стекались массы народа. Pergameus deus привлекал к себе поклонников и болящих всевозможными недугами не только со всей Малой Азии 1101 , но даже и из отдаленного Рима. Император Каракалла обращался за врачебной помощью в Пергам, а не в другое какое либо место 1102 . Поклонение Эскулапу в Пергаме было столь же знаменито у древних, как поклонение Диане в Ефесе 1103 . Вместе с Эскулапом пергамляне покланялись богине здоровья ( γεα) 1104 . После римского императора Августа Пергам стал для всей Малой Азии и средоточием безбожного культа цезарей, апофеозы императоров, того культа, который не различал земного от небесного, человеческого от божественного, государственного от религиозного. Пергам перед всеми городами Малой Азии гордился храмом в честь царственного Рима и Августа Кесаря 1105 . Среди подобных храмов, воздвигнутых в различных концах обширной римской империи, Пергамский храм был знаменитейший 1106 . В Пергаме также много было храмов в честь Зевса, Аполлона, Афины 1107 . Кроме того, здесь происходили периодические религиозные собрания, на которых рассуждали о священных зданиях, играх, празднествах и культе богов 1108 . Таким образом, Пергам был городом, в котором сосредоточивалась вся религиозно-политическая сила язычества. Здесь стоял престол сатаны ( θρνος σαταν). Эти замечательные слова указывают на особенное развитие в Пергаме языческого суеверия, фанатизма, особенное проявление здесь силы язычества 1109 . В Пергаме более, чем в каком либо другом месте, язычники охраняли свои верования. В этом заключается простое и естественное объяснение того, почему жизнь пергамских христиан слагалась неблагоприятно. Жизнь и учение христиан совершенно отличались от жизни и учения язычников. Христиане верили во Христа Спасителя, Его чудесною силою исцеляли больных, во имя Его совершали крещение. Змий же, священный символ пергамского бога Эскулапа 1110 , для христиан всегда был предметом отвращения, как символ князя тьмы 1111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Трогательное предание связано с построением императором Львом другого храма в честь Богоматери. В окрестностях столицы было прекрасное место, где стояла роща платанов и кипарисов и бил из земли источник прохладной, чистой воды. Впоследствии этот источник засорился и иссяк. Когда Лев был еще частным человеком, он однажды, прогуливаясь в этом месте, встретил слепорожденного. Будучи добрым, сердобольным человеком, Лев подал слепцу руку и повел его. Солнце палило томительным жаром, и слепцу сильно хотелось пить. Лев посадил слепца в тени и, обойдя всю рощу, отыскивал воды, но тщетно. Когда он вернулся, наконец, к слепцу, раздался с неба дивный голос: «Не грусти, Лев, вода подле тебя!» Но тут сам Лев стал вроде слепого: осматриваясь кругом, он не мог найти воды. Снова раздался тот же голос, теперь называвший его уже «императором». «Император Лев, войди в ту густую, тенистую рощу, почерпни воды, напои слепого и илом помажь ему глаза. Скоро ты узнаешь, кто Я, здесь живущая. Поставь мне здесь храм, — в Нем буду Я внимать молитвам и подавать всем, кто с усердием и верою сюда придет, все нужное, только бы просили люди Меня с благоговением, и ничто не устоит против Моей власти, — ни демоны, ни неисцелимые болезни». Действительно, когда Лев принес слепому ил и воду и помазал ему глаза, слепорожденный прозрел. Вступив на престол, Лев воздвиг над этим источником великолепный храм, дивно отделанный. Своды храма были украшены золотом, а стены — мрамором, и свет дня, отражаясь от сводов и стен, блистал вроде молнии. В средине храма находился источник, к нему спускалось 25 ступеней, ширина источника была до 6 стоп, и в средине его окружал мраморный водоем, из которого удобно было черпать воду. В верхней части Источника было мраморное круглое углубление, куда втекала влага, а затем через скважину изливалась в бассейн. Наверху, среди храма, стояла круглая, каменная чаша, а кроме того, продолговатый водоем, из которого у алтаря черпали воду для народа. Храм назывался «Живоносный Источник», и в нем совершались бесчисленные исцеления.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Со своей стороны мы понимаем, что была группа боевиков, которая это все специально разработала, они это все сделали по четкому плану, это было спланированное групповое нападение. А это все пытаются представить совсем по-другому. На местном уровне стараются это дело закрыть. Сейчас люди стоят на улице, молятся. Молитвенное правило, стояние за веру продолжается. Вот сейчас подготовимся, сделаем престол, отслужим литургию под открытым небом, потом все оборудуем, поставим новую палатку и продолжим молитвенное стояние. Люди, которые стоят пятый год, — они настроены решительно. Потому что отобранный у Церкви храм — это древняя святыня, это храм, возведенный в честь победы под Азовом. Память об этом воспитывала  патриотические чувства в людях, а сейчас духовное состояние этой святыни настолько извратилось, что в людях воспитывается ненависть, ярость и фашизм. Вот такая сложная ситуация. — Вы не знаете пока, как поджог расследуется? Есть какие-то сдвиги? — Сейчас опрашивают свидетелей. То есть идет следствие по факту поджога и хулиганских действий. — А вы как чувствуете, милиция на вашей стороне? — Мы чувствуем, что дело хотят отправить в долгий ящик и особо никто этим заниматься не будет. Нас поджигают уже второй раз. Предыдущее дело тоже не расследовано, и я думаю, что на этот раз все будет примерно так же. — Отец Александр, расскажите немного про приход, какие настроения у людей, и вообще, большой у вас приход? Сколько человек участвует в стоянии? — В выходные на литургии у нас бывает пятьдесят-семьдесят человек, в праздники — до ста и больше человек, постоянных прихожан. — Люди, наверное, напуганы? — Людям страшно оттого, что творится с обществом. Ну представьте: мы стоим у пожарища, молимся, люди плачут, что сгорели иконы, святыни все, — полностью оборудованный походный храм: сотни икон, сотни книг, минеи, Евангелие — все сгорело, личные вещи, одежда. Наши прихожане плачут, а местные черниговские люди подходят и говорят, мол, так вам и надо, москалям, что вас спалили, плюются, насмехаются. Бандеровцы на фоне нашей палатки, на фоне пожарища фотографируются, хихикают. Людям от этого еще больнее. В обществе такая реакция страшная,  невозможно выдержать. Если нам ночью пожарные говорят: «Так может, вы там курили в палатке». Люди плачут — их облили бензином, а нам пожарные говорят, может, вы там курили, откуда мы знаем. Цинизм, наглость такие — это просто нельзя передать словами, это надо на месте ощущать.

http://pravmir.ru/svyashhennik-aleksandr...

Великая княгиня предлагает восстановить часовню на месте памятника Ленину в Костроме 5 марта, 2011. Редакция " Правмира " «Считаю, что возрождение часовни-памятника явится актом исторической справедливости и прекратит оскорбление религиозных чувств христиан» Глава Российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна одобрила идею восстановления в Костроме часовни-памятника в честь 300-летия Дома Романовых, сообщает Интерфакс-Религия . «Считаю, что возрождение часовни-памятника явится актом исторической справедливости и прекратит оскорбление религиозных чувств христиан», — говорится в ответе великой княгини на письмо архитектора-реставратора Евгения Ефремова. Как полагает великая княгиня, памятник Ленину, «ныне попирающий православную святыню», следует перенести на новое место, «где бы он гармонично вписался в архитектурный и природный ландшафт Костромы». «Полагаю, что проект восстановления часовни-памятника в честь призвания на престол Дома Романовых и переноса на новый постамент памятника В.И. Ульянову (Ленину) должен быть единым. В этом случае он явится особенно символичным и важным вкладом в дело народного единства, так как на него смогут совместно направлять пожертвования сограждане различных политических убеждений», гласит ответное письмо Марии Владимировны. Таким образом, считает глава Дома Романовых, среди всех участников проекта «укрепится сознание, что у нас общая непрерывная великая история, что Россия для всех ее граждан — превыше любых групповых и частных интересов, что добро всегда в конечном итоге сильнее зла и что никакие разногласия не должны приводить нас к взаимной злобе, кощунству и братоубийству». В своем письме, адресованном также Патриарху Кириллу, член Союза архитекторов России Е.Ефремов напоминал, что храм был заложен в 1913 году, но не был достроен. Позже на его месте установили памятник Ленину. По словам архитектора, приближающийся юбилей 400-летия Дома Романовых мог бы быть отмечен «возвращением часовне-памятнику его изначальной религиозной функции». С этой целью его коллектив готов выполнить «все работы, связанные с проектно-сметной документацией, авторским надзором за производством и распределением работ».

http://pravmir.ru/velikaya-knyaginya-pre...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ровоам Ровоам [евр. Рехавам, «родственник (досл. «народ») проявил щедрость» или «народ размножился, распространился» ], сын Соломона и аммонитянки Наамы ( 3Цар. 14:21 ), правивший Иудейским царством в 926–910 гг. до Р.Х. ( 3Цар. 12:1–24 ; 3Цар. 14:21–31 ; 2Пар. 10 , 2Пар. 11 , 2Пар. 12 ). Р. был 41 год, когда после смерти отца он унаследовал престол. На собрании народа в Сихеме Р., по совету своих молодых друзей, отказал возглавляемым Иеровоамом израильтянам в просьбе облегчить лежащее на народе бремя повинностей, в результате чего десять колен отпали от Иудейского царства. Только колено Иуды и часть колена Вениамина (а также не отмеченное особо колено Симеона) остались верны династии Давида. Адорам (Адонирам), ответств. за сбор податей, был побит камнями. Р. бежал в Иерусалим, а Иеровоам стал царем Северного царства. Так исполнилось слово Господа ( 3Цар. 12:15 ). Поход против бунтовщиков был предотвращен Самеем ( 3Цар. 12:21–24 ), но два царства продолжали пребывать в состоянии войны ( 3Цар. 14:30 ). Р. строил укрепления и готовился к воен. действиям ( 2Пар. 11:5–12 ). Священники и левиты из Израильского царства переселялись в Южное царство, и в первые три года своего правления Р. удерживал Иудейское царство на путях Давида и Соломона ( 2Пар. 11:13–17 ). Но затем жители Иудеи стали делать неугодное пред очами Господа. Они сооружали святилища на высотах, устанавливали освящ. камни и статуи языч. божеств, практиковали культовую проституцию в честь богини плодородия ( 3Цар. 14:22–24 ). На пятом году царствования Р. Иудею постиг Божий суд, орудием которого стало войско фараона Сусакима (Шешонка); хотя Р. и князья смирились перед Богом и были помилованы, храм и цар. дворец оказались разграбленными ( 2Пар. 12:1–12 ). Общий приговор царствованию Р. был таков: «И делал он зло, потому что не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа» ( 2Пар. 12:14 ). У Р. было 18 жен и 60 наложниц, 28 сыновей и 60 дочерей. Его престол унаследовал Авия, сын от Маахи, которого Р. выделял среди своих сыновей и еще при жизни собирался сделать царем. кроме того, он благоразумно разослал остальных своих сыновей по городам в уделах Иуды и Вениамина, дав им богатое содержание ( 2Пар. 11:21–23 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

575. Схоластику Ирону о том же. Неразумное преуспеяние в делах чаще всего приводит к позору, а согласное с разумом нередко приводит к доброму концу. Впрочем, иные из достигших владычества не по разуму, приняв веяние счастья скромно, заслужили похвалы, а иные из славившихся знаменитостью отцов и предков свою честь обратили в позор. Потому надобно винить более произволение тех, кто пользуется владычеством неумеренно. 576. Епископу Евсевию. О ковчеге завета, об очистилище, о Херувимах, о манне и о жезле Аароновом. Ковчег завета и очистилище, служившее крышею кивота, давали видеть ясные признаки человека, сохраняющего словеса Божии, пользующегося Божиим к нему благоволением и охраняемого Божественными силами, как говорит Песнопевец: в сердце моем скрых словеса Твоя (Пс.118:11). Потому он и сказал: в крове крилу Твоею покрыеши мя (Пс.16:8), подобно тому, как из Божественных сил Херувимы крылами охраняли кивот и очистилище, а в смысле более естественном давали собою видеть ясные признаки Христа, исполнившего закон, соделавшегося очищением о гресех наших (1Ин.2:2), потому что Он, исполняющий закон, очищает грех мира. Его, как говорит таинник Владычних глаголов, предположи Бог очищение (Рим.3:25), чтобы в крови Его показать собственную Свою правду. Ибо Он Единородного дал в цену искупления, чтобы благодать имела основание, потому что, приняв единую за всех и превышающую достоинство всех жертву, и вражду истребил, и осуждение отменил, и ввел в сыноположение, и украсил тьмочисленными благами. А Херувимы, как престол и колесница Божия (ибо седяй на Херувимех явися (Пс.79:2)), давали разуметь, что Тот, Кому устроен был храм, невместим и неизобразим. Херувимы же поставлены были в знаменование Его царственного достоинства. Поскольку не имеет значения храм, который не увенчивает изображение, а Вождь и Творец Херувимов выше всякого естества и человеческого помышления, то сие и обозначило Писание изобразив на ковчеге престолом Всецаря Владыки. Манна же указывает на то, что хранитель Божественных законов приобщится божественной снеди и божественного наслаждения, а прозябший жезл Ааронов - на то, что преступающие сии законы и приступающие к священству не как должно, будут уцеломудрены.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010