Тогда хорошо покрывать недостатки ближних, когда можно это делать и когда это не причиняет вреда, а если уже недостатки эти сами собою начнут обнаруживаться, тогда лучше держаться правды, полагаясь на волю Божию. (преп. Иосиф) К ближним мы должны оказывать всякую милость, всякую снисходительность, а от себя истязывать всякую истину, всякую правду. (преп. Амвросий) МИЛОСТЫНЯ Свойство милостыни есть сердце, сгорающее любовию о всякой твари и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании, когда видим сродного нам созданного человека в каком-либо злострадании и, если можем помочь ему чем-либо, помогаем. (преп. Макарий) Милостыня духовная больше вещественной; кто не уделяет ближнему, сам пользуясь, тот скуп есть и немилостив. (преп. Макарий) МИР ДУШЕВНЫЙ Бог Сам живет в том человеке, у которого мирное сердце. Главное: считай себя хуже всех, не ищи ни любви, ни чести ни от кого, а сама ко всем оные имей -вот и улучишь мир! А как только начнешь искать, чтобы другие тебя заметили да отыскали бы в тебе достоинства и некоторые добродетели, тогда прощай, мир душевный! (преп. Анатолий) Где Бог — там и мир. И противное само себя показывает: где зависть, вражда, нетерпение, самолюбие — там и диавол. Где диавол -там и все губительное, гордое, враждебное. (преп. Анатолий) Все терпи — будешь мирна, и другим доставишь мир! А начнешь считаться — мир потеряешь, а с ним и спасение. (преп. Анатолий) Мирно жить от тебя зависит. Потерпишь — и будет мир. А станешь воздавать злом за зло — то и мир отступит, и Бог оставит самосудку. Где мир — там Бог. В мире место Его. (преп. Анатолий) Дай Бог мирное и душеспасительное жительство, согласно образу учения Христова, а не сводов узаконений гражданских — зуб за зуб. (преп. Моисей) Где мир, там Бог, а где вражда, там сопротивный, от которого да избавит нас Господь! (преп. Макарий) Не давайте западать искре немирства и вражды; чем далее, тем более старается враг делать между вами возмущения, да не поругается он вами, блюдите. Смирение разрушает все его козни. (преп. Макарий)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Гонения и притеснения полезны нам, ибо они укрепляют веру. (преп. Никон) ГОРДОСТЬ Все происходит от гордости. Это главный источник всех наших грехов, зол и бедствий. (преп. Макарий) Где падение,- хоть и в помыслах, — там предварила гордость. Эту-то гидру с семью ее главами побеждайте помощию Божиею. (преп. Макарий) А как и мы чувствуем за собой долги пред Богом, то и должны не бегать нареканий, выговоров и оскорблений. Ими не только долг заплатится, но и исцелится великая душевная болезнь — гордость — приложением сих пластырей, с Божиею помощию. (преп. Лев) Гордость более всего лишает людей и добрых дел, и помощи Божией: где нет света, там тьма, а где нет смирения, там заступает место гордость. (преп. Макарий) Краеугольный камень иноческого жития есть смирение. Смирение и послушание помогают приобрести различные добродетели, особенно в телесном отношении, но если есть гордость — все пропало. Подобно тому, как погибают, делаются ничем пятисотрублевые кредитные билеты, брошенные в огонь. Пока они вне огня, они имеют огромную стоимость, но лишь только попали в огонь — превращаются в пепел, ничего не стоящий. Или еще, человек с великими добродетелями, но гордый — подобен огромному кораблю, нагруженному всякими драгоценностями, но не входящему в пристань, а гибнущему среди моря. Так с одной стороны велик и гибелен порок — гордость, а с другой — так спасительно смирение. На кого воззрю, только на кроткого и смиренного, трепещущего словес Моих (ср.: Ис.66:2), — говорит Господь. (преп. Варсонофий) Возношение, т.е. гордость, так пагубна, что и с высоты добродетелей низвергает в бездну страстей и пороков. (преп. Макарий) За гордостью, словно по стопам ее, всегда идет блуд. (преп. Варсонофий) Разве есть благородная гордость? Ее нет, а есть одна только гордость бесовская, (преп. Моисей) Ежели ты с сестрой родной жить не можешь, то и с Ангелом в раю, похоже, что не уживешься — по гордости. (преп. Иосиф) Гордых Сам Бог исцеляет. Это значит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость) посылаются от Бога, а от людей гордый не понесет. А смиренный от людей все несет, и все будет говорить: достоин сего. (преп. Амвросий)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

135 Там же, С. 152. 136 Чуть позже мы увидим, что именно этим словом определяют веру ап. Павел и преп. Максим Исповедник. 137 Преп. Ефрем Сирин. Псалтырь или богомысленные размышления. М., 1904. С. 107. 138 Преп. Исаак Сирин. Творения. Серг. Посад, 1911. С. 275. 139 «Вера есть удел душ благодарных», — говорил св. Иоанн Златоуст. 140 У Кьеркегора, всю жизнь писавшего именно о том, что есть вера и подвиг веры, есть слова, очень близкие к этому выражению ап. Павла: «Были и побеждавшие своею силою, были и такие, которые побеждали Бога своим бессилием». Кьеркегор С. Страх и трепет. Л., 1991. С. 16. 141 Преп. Исаак Сирин. Указ. соч. С. 174-176. 142 Ср. удивительные строки Марины Цветаевой о рукотворных «громоотводах» и «страхованиях»: «Над каждым домом — язык неймет — каждым домом — Богоотвод! Оцените и мысль и жест: страхование от божеств!» 143 Вспомним, как непогрешимость ЦК и Совнаркома диалектически нуждалась в непрестанно выявляемых «врагах народа» и «вредителях», чьи происки должны были объяснять все неудачи в деле «социалистического строительства». 144 Преп. Исаак Сирин. Указ. соч. С. 184 145 Преп. Максим Исповедник. Указ. соч. С. 99. 146 Габай Илья. В последний раз в именье родовом.//Посох, М., 1990. С. 40. 147 Преп. Исаак Сирин. Творения. С. 365. 148 Преп. Исаак Сирин. Указ. соч. С. 57. 149 Цит. по: Лодыженский М.В. Мистическая трилогия. Т.1. Пг., 1915. С. 273. 150 См.: Св. Григорий Нисский. О блаженствах. Слово 3.//Творения. Ч. 2. М., 1981. 151 Преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев, 1905. С. 130. 152 Clement O. La revolte de l’Esprit: Reperes pour la situation spirituelle d’aujourd’hui. P., 1979, Р. 142. 153 Traduction ecumenique de la Bible. P. Cerf. 1988. (Перевод Всемирного Библейского общества). 154 Преп. Исаак Сирин. Указ. соч. С. 195. 155 Преп. Максим Исповедник. Творения. Ч.1. М., 1993. С. 216. 156 Преп. Максим Исповедник. Творения. Ч.1. М., 1993. С. 162. 157 Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. М., 1992. С. 58. 158 «Вера есть следствие откровения, опознанного как откровение». — Хомяков А.С. Сочинения. Богословские и церковно-публицистические статьи. Пг., б.г. С. 73.

http://pravmir.ru/o-vere-i-znanii/

Евангелие. (Парем. общие Преп.) – Пр. Михаила Клοпского, Христа ради юродивого. Апостол. Евангелие. 12. Мчц. Татианы. Мч. Петра, нариц. Авессаламита. – Св. Саввы, архиеп. Ссрбского. Сл. Святит. 13. Муч. Ермиила и Стратоннка. Пр. Иакова, еп. Нисивийск. 14. Преп. Отец, в Синаи и Раифе избиеинных: Исаии, Саввы Моисея, Иосифа, Домна, Иеремии, Павла, Адама, и др. – Пр. Феодула. Апостол. Евангелие. – Отдание праздн. Богоявления. Сл. праздп. (кроме Пар. и Ев. у.) а преп. Отец служба отправл. 13-го Января. 15 Преп. Павла Фивейск. и Преп. Иоанна кущника. Апостол. Евангелие. 16 Поклонение вериг Ап. Петра. Апостол. Евангелие. Муч. Спевсинна, Елевсиппа и Мелевсиппа, и бабы их Мчц. Леониллы, и иже с ними. 17+ Преп. Антония великого Апостол. Евангелие. (Парем. Преп.) 18 Св. архиеп. Александрийских Афанасия велик. и Кирилла. Апостол. Евангелие. 19 Преп. Макария Египетского. Сл. Препод., см. 14 Янв. Пр. Макария Александрийск. Мучц. Евфрасии дев. 20 Пр. Евфимия вел. Сл. см. 17 Янв. 21. Пр. Максима исповедника . Апостол. Евангелие. Мч. Неофита. Муч. Евгения, Кандида, Уаллериана н Акилы. Мчц. Агнии дев. 22. Апост. Тпмофея. Апостол. Евангелие. И Пр. мч. Анастасия Персского. Преп. муч. Анастасия Печерск. 23. С-мч. Климента, еп. Анкирского. Мч. Агафангела и проч. Апостол. Евангелие. Св. Павлина, еп. Нолаиского. 24. Пр. Ксении Римляныни. Мч. Вавилы Сикилийского и др. 25+ Св. Григория Богослова , патр. Кон. Апостол. Евангелие. (Парем. особен.) Мчц. Филицаты и сынов ее. 26. Преп. Ксенофонта, дружины его Марии, и сынов их Аркадия и Иоанна. 27+ Перенесение мощей св. Иоанна 3латоустого (Сл. Ноября 13). 28 Пр. Ефрема Сирина . Сл. Преп. Апостол. Евангелие. – Преп. Ефрема Печерск. и Пр. Ефрема Новоторжского, чуд. Преп. Палладия пустынника. – Пр. Феодосия Тотамского, чуд. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Препод.) Евангелие. Преп. Лаврентия, затворн. Печерского. Муч. Романа, Иакова, и др. 30+ С.мч. Ипполита, папы Римск. и с ним Кенсорина, Савина, Хрисии дев., и др. – Св. отец: Василия вел., Григория Богослова и Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

На целый день пути отстояла от Келлий Скитская пустыня, дикий и суровый вид которой отпугивал многих, а поэтому сюда удалялись лишь наиболее опытные в духовной брани и перенесении тягот подвижники. Первым обосновался здесь преп. Макарий Египетский , а затем она процвела многими выдающимися подвижниками (аввы Пимен, Сирен и др.). Личность самого преп. Макария Египетского , с именем которого связывается множество творений, сыгравших выдающуюся роль в истории православного аскетического богословия 171 , заслуживает особого внимания 172 . Родился преп. Макарий в благочестивой христианской семье в Нижнем Египте (в селении Пижижвир; иногда ошибочно считают местом его рождения Верхний Египет), примерно в самом конце III или на рубеже III и IV веков. Став клириком (чтецом), он по настоянию родителей женился, но прожил с супругой в чистых отношениях брата и сестры 173 . После ранней смерти жены, а затем и родителей преп. Макарий, ставший уже пресвитером, удалился в пустыню в возрасте около 30 лет. Здесь, подвизаясь в одиночестве на каменной горе, в которой он выдолбил две пещеры (в одной из них «он устроил дарохранительницу, чтобы там приобщаться Святых Христовых Таин»), преподобный «вспомнил, что еще в бытность свою в Египте, то есть в своем родном селении, он слышал о святом Антонии, об его долгой жизни во внутренней пустыне. Отсюда он решил направиться к этому подвижнику с целью получить от него руководственные правила к отшельнической жизни, а также для того, чтобы его – Макария – мысли укрепились прежде, чем он снова вернется в свое местожительство» (с. 194–196). Встреченный великим основателем монашества с радостью и получив от него духовное назидание, преп. Макарий хотел было остаться рядом с ним, но согласия не получил. «Каждый, – так мотивировал свой отказ преп. Антоний, – должен оставаться на том посту, какой назначен ему свыше» (с. 198). Великого старца преп. Макарий посещал еще раз. Издали увидев его, преп. Антоний сказал окружающим, что этот путник есть «истинный Израильтянин, в немже лести нет ( Ин. 1:47 ), что плод ветвей его, как высокой и прямой Отрасли, будет сладок в устах Господа, то есть от него произойдут (духовные) дети и внуки, которые будут следовать святым его наставлениям» (с. 205). И действительно, преп. Макарий, еще сравнительно молодой летами, был назван вскоре другими пустынниками «старцем-отроком» за свою духовную мудрость (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

14) О сочинении студента свящ. Иакова Молчановского на тему: «Антропология св. Ефрема Сирина » (ТКДА. Апрель. 1915. С. 748–480). 15) О сочинении студента иерод. Онуфрия Шушании на тему: «Мистика преп. Макария Египетского » (Там же. С. 519–524). 16) Отзыв на книгу Л. Соколова «Еп. Игнатий Брянчанинов . Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения». Киев. 1915 (ТКДА. Ноябрь-Декабрь. С. 34–65). 17) Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. Киев. 1915; М. 1996. 18) Рецензия на книгу «Христианские праздники. Всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением. Кн. 1. Рождество Пресвятыя Богородицы». Издание журнала «Проповеднический Листок» под ред. проф. М. Скабаллановича . Киев. 1915, IX. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. М. 1996. С. 177–184. 19) Рецензия на книгу П. Минина «Главные направления древнецерковной мистики». Серг. Посад. 1916 (ТКДА. Февраль-Март. 1916. С. 381–385; Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. Киев. 1915; М. 1996. Приложения. С. 185–188). 20) О сочинении студента И. Вороновича на тему: «Учение св. Григория Нисского о мистическом богопознании» (ТКДА. Февраль-Март. 1916. С. 313–315). 21) О сочинении студента Д. Гнездило на тему: «Полемика св. Василия Великого против Евномия» (Там же. С. 321–324). 22) Св. Александр Александрийский и Ориген (ТКДА. Сентябрь-Ноябрь. 1915. С. 245–283. 23) Отзыв на диссертацию М. Оксиюка «Эсхатология св. Григория Нисского ». Киев, 1914. Премиальный отзыв (ТКДА. Ноябрь-Декабрь. 1916. С. 34–65; Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. Киев. 1915; М. 1996. Приложения. С. 189–214). 24) Псевдо-Евлогий (ТКДА. Январь-Февраль. 1917. С. 132–143; Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. Киев. 1915; М. 1996. Приложения. С. 167–176). 25) Перевод «Вопросоответов к Фалассию» преп. Максима Исповедника с комментариями. Богословский Вестник. 1916–1917 (неокончен, 1–25). Переиздан: Преп. Максим Исповедник . Творения. Т. 2. М. 1993. 26) Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника . Киев. 1917.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Тогда преп. Макарий тайно, ночью удалился от тех мест и переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне. Прожив три года в пустыне, он пошел к святому Антонию Великому , Отцу и основателю египетского монашества. Преп. Антоний с любовью принял блаж. Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. С преп. Антонием Макарий жил долгое время, а затем по совету святого Аввы, удалился в Скитскую пустыню в северо-западной части Египта. Он не достиг еще и тридцатилетнего возраста, когда его уже стали называть «юношей-старцем», проявившем опыт и зрелость аскета-инока. И там преп. Макарий много терпел от нападений бесов, но смирение преподобного побеждало все козни бесовские. Когда ему исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем иноков, живших в Скитской пустыне. Часто преп. Макарий посещал Великого Антония, получая от него духовные наставления через беседы. При кончине великого Аввы преп. Макарий получил от него в наследство посох, вместе с которым принял сугубо духовную силу Великого Антония, подобно тому, как некогда пророк Елисей принял от пророка Илии сугубую благодать вместе с упавшей с неба милотью. За великие духовные подвиги Господь наградил подвижника даром исцеления. Из разных мест к нему приходили множества людей за помощью, советом, испрашивая его святых молитв. Все это нарушало уединение святого, поэтому в своей келии он выкопал глубокую пещеру и удалялся часто туда для молитвы и Богомыслия. Однажды св. Авва застал в своей келии вора, который нагружал его вещи на осла. Не подав вида, что он хозяин этих вещей, преподобный стал молча помогать вору с поклажей. Отпустив его с миром, блаженный сказал себе: «Мы ничего не внесли в этот мир, ничего не можем и унести отсюда. Да будет благословен Господь во всем». 39 Однажды преп. Макарий шел по пустыни и, увидев лежавший на земле череп, спросил его: «Кто ты такой? Череп ответил, что он был главным языческим жрецом, и сказал: «Когда ты, Авва, молишься о нас, находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение, мы начинаем видеть друг друга, это служит нам некоторым утешением». Услышав такие слова, преп. Макарий прослезился и спросил еще: «Есть ли мучения еще более жестокие? Череп ответил: «Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отвертись Его, и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки». 40

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

еп. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. – М., 1914, с. 149. 172 Там же, с. 103. 173 преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. – М., 1880, сс. 184, 266, 216, 166. 174 Там же, с. 192. 175 Там же, сс. 167 и 195. 176 преп. Симеон Новый Богослов. Слова. – М., 1892, с. 409. 177 См. преп. Иоанн Лествичник. Лествица, с. 139. 178 еп. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь..., сс. 199-200, 203, 209. 179 преп. Иоанн Лествичник. Лествица, с. 83. 180 Там же, с. 73. 181 Древний Патерик. – М., 1899, с. 125. 182 свт. Феофан Затворник. Творения. Собрание писем. Вып. 3-4. – Псково-Печерский монастырь, 1994, сс. 31-32, 38. 183 свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Кн. 1. – СПб., 1896, сс. 52, 35, 263. 184 преп. Иоанн Лествичник. Лествица, сс. 103, 263, 540. 185 преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические.//Творения, сс. 298-299. 186 Булгаков С. Н. Современное арианство, с. 147. 187 См. свт. Иоанн Златоуст. Слова огласительные, 1.//Творения. Т. 2. Кн. 1. – СПб., 1896, с. 250. 188 свт. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды, 2.//Творения. Т. 2. Кн. 1, с. 428. 189 Он же. О предательстве Иуды, 1.//Творения. Т. 2. Кн. 1, с. 417. Слова, которыми совершается таинство, согласно приведенному тексту, – это слова “приимите и ядите”, а не эпиклесис. На это стоит обратить внимание, потому что здесь проходит линия православно-католической полемики. Католическое богословие полагает, что с произнесением священником слов “Приимите, ядите, сие есть тело Мое…” происходит таинство и совершается пресуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христовы. Православная традиция склонна отодвигать кульминационный момент несколько дальше – до молитвы эпиклесиса, призывающего Духа на предложенные Дары. Эти слова Златоуста вроде бы свидетельствуют в пользу западной традиции. Однако, в отличие от нее, Златоуст обращает внимание на то, что таинство происходит потому, что установительные слова однажды произнесены Христом, а не потому, что их повторяет священник. 190 По глубокому замечанию Й. Рацингера, выражающего в данном случае позицию уже обновленного католичества, “атмосфера в Церкви становится удушающей, если ее служители забывают, что совершение таинства – это не прерогатива власти, а отдача себя на службу Тому, от Чьего Лица должно говорить и действовать” (Рацингер Й. Вечно реформируемое сообщество.//Новая Европа. 1993, 3, с. 8). 191

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Макария памяти, церк. древн., стр. 43. 44. СПб. 1857 г. 222 Собр. л. 3, 93. 4, 83. Никон. л. 4, 129–131. 299. 300. Степ. кн. 1, 527. 528. Иосифа просветитель, стр. 596. 597. 225 Никон. лет. 4, 142. 144. 147. 148. Типогр. лет., стр. 184. 185. Продолж. Нестора, стр. 137–142. 185. Собр. л. VIII, 48. 49. Соборное деяние 1389 г. у Калачева в архиве, стр. 15. 226 По продолж. Нестора скончался 15 окт. 6894. По воскр. лет. (соб. летоп. VIII, 49) скончался 15 окт. 6893 (1384). По Львов. лет. 2, 186: «тогда же (6893) преставися в Киеве Дионисий митрополит октяб. 25 и положен в пещере». В синодике Нижегор. Печерск. монаст. сказано: «преосв. митрополит Дионисий, иже бысть архиепископ Суждальский, а прежде того был начальником Печерского монастыря, преставися 6983 окт. в 15 д., а память его в 26 день июня». Ниже о нём же: «на память преп. отца нашего Давида (26 июня) и на преставление в 15 день октяб. – в оба дни служити собором и кормы на братию ставити большия». Это записано конечно скоро после смерти Дионисия. 227 Типогр. лет. 184. 185. Львов. лет. 2, 166: «глаголют, яко и доныне лежит в теле». Степ. кн. 1, 528: «глаголют же, яко и доныне в теле лежит». Воскр. лет. (собр. лет. VIII, 49): «положен был в пещере Антониеве и тело же его и доныне цело есть и нетленно»; а ниже под 1389 г.: «лежит в пещере Феодосиевой», стр. 342, – В Софийск. (V. 239): «положен бысть в пещере Онтониеве». Ныне в Феодосиевой пещере пр. Дионисий. 228 Синодик 1552 г. Нижег. Печерского мон. «писан в Печерском монастыре Вознесения Господа нашего – и преподобного чудотворца Дионисия» (Макария памятники, стр. 364). В месяцеслове Любецкого, СПб. 1730 г., и в других, равно и в новом месяцеслове Вершинского (СПб. 1857 г.), память св. Дионисия, архиеп. Суздальск., под 26 июня. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

417 Слова ερν τε συγκρτημα κα στφος αδελφτητος предполагают взгляд на монашество как на «регулярную часть» воинства Христова, противостоящего бесовской рати. 418 На это место послания св. апостола Павла преп. Макарий часто ссылается в своих творениях. Так, он говорит о душе, «пришедшей в меру полного духовного возраста и ставшей наследницей Царства»; когда душа достигает такого возраста, то ум, пребывая в великом покое и не отягощенный земными заботами, легко «перелетает с холма на холм и с горы на гору», то есть возносится из мира сего в мир горний и из века сего в век блаженный, нетленный и беспредельный. См.: PseMo-Macaife. Oeuvres spi-rituelles. P. 170, 184. 419 Призыв к исследованию ( τ ν επσχεψιν) и тщательному рассмотрению ( χριβως επισχεπτομενοις) написанного весьма показателен. Он свидетельствует о том, что преп. Макарий, как большинство святых отцов, отнюдь не считал свой личный духовный опыт абсолютным критерием аскетической (и вообще христианской) жизни. Данный опыт, по мысли преподобного, обретает общезначимую ценность, то есть становится «знанием добродетели» ( τ ν εΓδησιν ρετ ς), лишь при проверке его духовным опытом других подвижников. 420 Преп. Макарий не приводит целиком «формулы» ( σνταγμα) крещального символа, а лишь в общих чертах суммирует его содержание. Р. Штаатс в своем комментарии к указанному месту констатирует близость этого символа к вероучительному постановлению отцов Второго Вселенского Собора, как его передает блж. Феодорит Кирский в своей «Церковной истории». Однако, на наш взгляд, текст этого постановления лишь очень отдаленно напоминает текст символа у преп. Макария. В постановлении говорится об «одном Божестве, силе и сущности» ( θετης χα δυνμεως χα οσας μι& ς) Отца и Сына и Святого Духа в трех совершенных Ипостасях или Лицах, а также употребляются другие понятия и выражения, чем в символе у преп. Макария (см.: Theodoret Kirchenge-schichte « Hrsg. von L. Parmentier und F. Scheidweiler. Berlin, 1954. S. 292). Очень отдаленное сходство имеет текст преп. Макария и с окончательной редакцией «Никео-Цареградского символа» (см. анализ этого символа в кн.: Ofdz e LfAma 7. Nicee et Constantinople. Paris, 1963. P. 182–205). С уверенностью можно только сказать, что крещальный символ, на который ссылается преп. Макарий, возник явно после Никей-ского Собора, ибо об этом свидетельствует выражение «единосущие Троицы» ( τ% Τραδος τ μοσιον). Другое выражение – «единая воля» ( εν θλημα) – намекает на тот аспект православной триадологии, который впервые затронул Ориген , а затем развили святые Афанасий Александрийский и Василий Великий (см.: Presfige G. – . Dieu dans la pensee patristique. Au-bier, 1955. P. 216–217). Поэтому можно предположить, что крещальный символ, упоминаемый преп. Макарием, датируется, скорее всего, третьей четвертью IV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010