См.: Кирилл Скифопольский . Житие преп. Саввы Освященного, 58. Преп. Савва упоминается также и в письмах преп. Феодора: 149, 555 (TSGC. Р. 180). – Ред. 65 Преп. Феодор рассматривает взаимоотношения тела и души в человеке с точки зрения аскетической жизни. См.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 54 («плоть – наш друг и в то же время наш враг»); 5; 10; 13; 32; 36; 41; 48; 67; 81. В то же время тело – враг не как Божие творение (тогда оно – друг), но после грехопадения, когда оно враждует против духа. Ср.: Свт. Василий Великий . Беседа 22, 7; Слово подвижническое 13, 4//Свт. Василий Великий . Творения. Т. 1. С. 10641066; Т. 2. С. 142; Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 14, 31; 15, 30, 88. – Ред. 66 В «Великом оглашении» I, 54 преп. Феодор сообщает о кораблекрушениях, произошедших в Пропонтиде в районе Кизика. Возможно, что среди этих кораблей был и корабль с монахами, направлявшийся в Студийский монастырь (см.: TSGC. Р. 185). – Ред. 69 Здесь преп. Феодор Студит перечисляет примеры святых, особо прославившихся своим послушанием. Преп. Досифей (f 515) – ученик преп. аввы Дорофея Газского. О нем см.: Преп. авва Дорофей Газский. Сказание о преп. Досифее. Память преп. Досифея Палестинского в Православной Церкви – 19 февраля/1 марта. О преп. Акакии Синайском (f 305) см.: Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 4, 110. Память в Православной Церкви – 7 июля/20 июля. О преп. Захарии см.: Достопамятные сказания. Авва Захария; Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 72. Память в Православной Церкви – 5 декабря/18 декабря. – Ред. 76 Данное оглашение также было послано в виде письма, а не произнесено самим преп. Феодором. – Ред. 77 Под стихословием ( στιχολογια) подразумевается чтение псалмов стих за стихом, причем не только во время богослужения (см.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение II, 32. £. 235; 16. £. 110), но также и вне его, например во время работы: (см.: Он же. Великое оглашение I, 14; 32; 35; Великое Оглашение II, 52. £. 378; 69.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

1413.             Явление иконы Богоматери на Колоче. 9 июля. 1420.             Знамение от иконы Богоматери в Черсках. 16 июля. 1423.             Обретение мощей преп. Сергия Радонежского. 5 июля. 1426.             Ферапонт, преп. Белоезерский. 27 мая. 1427.             Никон, преп. Радонежский. 17 ноября. Кирилл преп., игумен Белоезерский. 9 июня. 1429.             Павел, преп. Комельский. 10 янв. 1431.             Фотий, митрополит Киевский. 2 июля. 1434.             Максим блаж., юродивый Московский. 11 ноября. 1435.             Савватий, преп. Соловецкий. 27 сент. 1437.             Дионисий преп., игумен Глушицкий. 1 июня. 1439.             Александр преп., игумен Куштский. 9 июня. 1442.             Григорий, преп. Вологодский. 30 сент. 1444.             Арсений, преп. Коневский. 12 июня. 1452.             Михаил юродивый, преп. Клопский. 11 янв. 1458.             Евфимий, архиеп. Новгородский. 11 марта. 1461.             Иона, митрополит Московский. 31 марта. Савва, преп. Вишерский. 1 окт. 1471.            Иона, архиеп. Новгородский. 5 ноября. 1472.            Обретение мощей митрополитов Киевских, Киприана, Фотия и Ионы. 27 мая. 1474.             Исидор-Твердислов, юродивый Ростовский. 14 мая. 1477.             Пафнутий, преп. Боровский. 1 мая. 1478.             Зосима, преп. Соловецкий. 17 апр. 1480.             Празднование Владимирской иконе Богоматери, ради избавления от Ахмата, Ордынского царя. 23 июня. 1481.             Евфросин, преп. Псковский. 15 мая. 1483.             Макарий, игумен Калязинский. 17 марта. 1492.             Тихон, преп. луховский. 16 июля. Иоанн, Сочавский великомуч. 2 июня. Ефрем, преп. Перекомский. 16 мая. 1494.             Иоанн, юродивый Устюжский. 29 мая. 1495.             Савва, преп. Псковский. 28 авг. 16 век 1504.             Кассиан грек, Углечский чудотворец. 21 мая. Макарий, преп. Желтоводский. 25 июля. 1507.             Обретение мощей преп. Евфимия, архимандрита Суздальского. 4 июля. 1514.             Георгий Новый, муч. Болгарский. 20 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

§1. Жизнеописание Преп. Макарий родился около 300 года в селении Птинапор, в нижнем Египте, в семье христианского священника. Родители преподобного не имели детей, но в старости Господь благословил их рождением сына. Юность преп. Макарий провел в доме родителей. Нет данных о том, чтобы он получил образование в каком-либо училище, но из его писаний видно, что он был весьма начитан. Когда преп. Макарий вырос, родители заставили его вступить в брак. Однако, преп. Макарий остался в браке девственником, а супруга его вскоре заболела и умерла. После непродолжительной болезни, умер отец Макария, а через шесть месяцев скончалась мать. Преп. Макарий решил оставить мир и роздал оставшееся ему имение нищим в память об усопших. Свою монашескую жизнь преп. Макарий начал под руководством старца-инока, жившего недалеко от селения Птинапор в отшельнической келлии. Добродетельная жизнь новоначального подвижника обратила на себя внимание соседних жителей и, по их просьбе, епископ той местности поставил преп. Макария, против его желания, клириком местного храма. Тогда, по любви к уединению, преподобный тайно ушел из селения в другое место. Там преп. Макария постигло такое искушение. В соседнем селении одна девица забеременела и выдавала преп. Макария за будущего отца ребенка. Родственники женщины и жители селения избили преп. Макария и заставили его дать обязательство содержать девицу и ее ребенка. Преподобный кротко принял нанесенное ему бесчестие и без ропота стал усиленно трудиться над рукоделием, говоря: «Ты теперь, Макарий, имеешь жену и детей, и посему тебе необходимо работать день и ночь, дабы доставлять им необходимое пропитание». Вырученные от продажи корзин деньги он посылал матери своего мнимого ребенка. Когда пришло время родов, то эта женщина подверглась страшным мучениям и не могла родить, пока не сказала правду о невинности преп. Макария. Жители селения хотели идти к преп. Макарию просить прощения, но он, узнав об этом, удалился вглубь пустыни, на Нитрийскую гору. Было это около 330 года; как раз в это время на Нитрийской горе стали подвизаться иноки под руководством преп. Аммона.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

По получении образования преп. Дорофей стал все чаще посещать монастырь аввы Серида, где тогда славились два старца, преподобные Варсонофий и Иоанн . Их наставления, а также сама благодатная атмосфера монастырской жизни заставили преп. Дорофея переосмыслить свою жизнь и вступить на монашеский путь. Свое монашеское воспитание преп. Дорофей получил под руководством великих затворников, преимущественно же под руководством преп. Иоанна Пророка, которому он был вручен преп. Варсонофием. Преп. Дорофей открывал все свои помыслы старцу и ничего не делал без его совета, при этом он добросовестно нес все обязанности, возлагаемые на него игуменом монастыря. Первоначально он нес послушание гостиничного, а затем, по благословению старцев и игумена, выстроил больницу на средства одного брата, где с усердием служил больным и странникам. На послушании в больнице у преп. Дорофея был преп. Досифей, которого преп. Дорофей в короткий срок возвел на высоту совершенства и привел ко спасению. Авва Серид доверил преп. Дорофею и другое почетное послушание – быть келейником у преп. Иоанна Пророка. Преп. Дорофей нес это послушание около десяти лет, насыщаясь духовной мудростью прозорливого старца. По кончине аввы Серида и преп. Иоанна Пророка, когда преп. Варсонофий обрек себя на полное молчание (прерываемое, возможно, лишь в исключительных случаях), преп. Дорофей вышел из обители. Там же, в Палестине, близ Газы, он построил свой собственный монастырь, жизнь коего основывалась на духовных принципах преподобных Варсонофия и Иоанна . В этой обители он сделался духовным руководителем иноков и именно тогда составил свои аскетические сочинения. Скончался преп. Дорофей, вероятно, не позднее 620 года. Церковь совершает его память 5/18 июня. §2. Сочинения Сочинения преп. Дорофея носят аскетический характер. Он является автором 21-го «Душеполезного поучения к ученикам», нескольких посланий, сочинения «О подвижничестве» в 30-ти главах. Также в его записи известны аскетические наставления современных ему старцев-аскетов – преп. Варсонофия Великого, преп. Иоанна Пророка и аввы Зосимы, проведшего последние годы жизни при императорском дворе в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

«О ученицех преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, Троицкого чудотворца». «1. Преподобный Афанасий, игумен Радонежский, а подобием сед, брада поуже и покороче Власиевы. Риза преподобническая. Иже на Высоком в Серпухове». «2. Преп. Никон, игумен Радонежский, а подобие зде, ноября 16 дня» (то есть, в самом Подлиннике по месяцослову). «3. Преп. Симон, безмолвник. Сед, брада подоле Иоанна Богослова, курчеват. Риза преподобн.». «4. Преп. Савва, игумен Сторожевский. Подобие писано декабря 3 день». «5. Преп. Василий Сухий. Сед, брада Николина, раздвоилась. Риза препод.». «6. Преп. Андроник, игумен Московский. Подобие июня 13 день» (то есть смотри в подлиннике по святцам). «7. Преподобный Серий, игумен Нурменский. Подобие писано октября 7 день». «8. Преп. Макарий. Надсед, брада Василия Кесарийского. Риза препод.». «9. Преп. Авраамий, игумен Галицкий. Сед, брада космочками, как у Предтечи, власы с ушей. Риза препод.». «10. Преп. Анисим. Сед, брада пошире Николиной, раздвоилась. Риза препод.». «11. Преп. Григорий Голутвин. Сед, брада Власиева. Риза препод.». «12. Преп. Никифор, игумен Боровский. Сед, брада покороче Власиевы, власы с ушей. Риза препод.». «13. Преп. Аникий. Сед, брада пошире и круглея Сергиевы. Риза препод.». «14. Преп. Епифаний диякон. Сед, брада пошире и короче, власы с ушей. Риза препод.». «15. Преп. Мефодий, игумен Песношский. Надсед, брада подобием Козмина. Риза препод.». «16. Преп. Павел, игумен Обнорский. Подобие писано января в 10 день». «17. Преп. Роман, игумен Кирхапский. Сед, брада не раздвоилась, власы с ушей. Риза препод.». «18. Преп. Иаков. Сед, брада шире Николины. Риза препод.». «19. Св. архиепископ Феодор Ростовский. Писан». (То есть подобие его описано). «20. Преп. Михей. Сед, брада короче Власиевы. Риза препод. Инде: рус, брада Козмина». «21. Преп. Елисей. Сед, брада поменьше и уже Николины. Риза препод.» Перечни Северных Святителей дополнены в этом Подлиннике – южным, Киевским, который разделен на стороны, на правую и левую, и особенно отличается большими подробностями в изложении подобий, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

184 В рукоп. преп. Иова, л. 100, одно только заглавие. В русском переводе см. в Истории Русской Церкви, т. V, стр. 214 и след. 185 Рукоп. преп. Иова, л. 34 – 35, без начала. В русском переводе – в «Творениях св. отцов», изд. при Московской дух. Академии. 186 В рукоп. преп. Иова, л. 100 на об., одно только заглавие. Перевод сделан с списка помещенного в «Маргарите» Московской печати 1764 года. Извлечение см. в «Истории русской церкви», Макария, т. V, стр. 426–431. 188 В рукоп. преп. Иова, л. 100, одно только заглавие. В русском переводе см. «Творения св. Отец», изд. при Московской дух. Академии. 189 Св. Григорий, против воли поставленный в пресвитера, по смирению удалился было в Понт; но, немного спустя, в самый день Пасхи, он возвратился в Назианз и произнес настоящее слово. 190 Под днем таинства разумеется в первом случае праздник Рождества Христова, во втором праздник Богоявления, в последнем – Пасха. 193 Рукопись преп. Иова, л. 41–43. В списке преп. слова есть некоторые варианты против известных доселе в печати 197 Отселе и до конца слова текст утрачен в рукописи преп. Иова и заимствован из древнего Златоструя. 198 Разумеется здесь антиохский патриарх Флавиан, в присутствии коего И. Златоуст говорил сию беседу. 199 В рукописи преп. Иова, л. 90–91, только конец. Перевод начала сделан со списка в рукописи Почаевской Лавры, по описанию В. Березина, 9, л. 52 на об. 200 Рукоп. преп. Иова, л. 119–123. В русском переводе – между Творениями Св. отцов, изд. при Московской дух. Академии. 203 Рукоп. преп. Иова, л. 76–77 и 68–69. У Монфокона это слово отнесено к сомнительным, т. е. едва ли принадлежащим Златоустому. 204 В рукописи преп. Иова л. 68 и 69. Слово заимствовано из древнего Златоструя; но греческий подлинник или источник этого слова не найден. 205 Рукоп. преп. Иова, л. 76. Составлена на основании 3, 6, 2 и 4-й бесед И. Златоустого о Лазаре, но не преп. Иовом. В таком составе эта беседа, встречается в других рукокисях и в печатном прологе под 11-м июня. 206 Рукоп. преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Как найдет на тебя раздражение, тверди только: «Господи, помилуй». Молитвой всякая скверна очищается. (преп. Нектарий) РАЗУМ ДУХОВНЫЙ Нам не надобно увлекаться собою, что мы лучше других, но считать себя последнейшими из всех; в сем-то состоит и разум духовный, и духовное обучение. (преп. Макарий) Помаленьку начинай, себе не доверяй, на свой разум не полагайся, воли своей отвергайся, и Господь даст тебе истинный разум. (преп. Макарий) К сожалению, нынче так свободно везде говорят и пишут о религии, не к созиданию, а к сомнению; чувственность овладевает, и юное поколение склонно более к свободе, а не к обузданию чувств, и разуму дает свободу, хоть он и помрачен. (преп. Макарий) Разум наш угоден Богу со смирением, а с гордостию он отвержен. (преп. Макарий) РАССЕЯННОСТЬ Яриучайся помаленьку не рассеиваться. Для сего старайся внимательно вслушиваться и вникать в смысл чтения и пения. Также чаще вспоминай о смерти, суде Божием и о вечных муках. И не давай свободы своим очам. Больше взглядывай на святые иконы, а на людей смотреть душевредно. (преп. Иосиф) РАССУЖДЕНИЕ Истинный разум, или рассуждение, стяжавается от смирения, а смирение от скорбей, по слову святого Петра Дамаскина, и кто бегает скорбей, тот бегает своего спасения. (преп. Макарий) РОДИТЕЛИ Чтыи отца очистит грехи своя, чтый отца возвеселится о чадех своих и в день молитвы своея услышан будет, чтый отца твоего, да найдет на тя благословение от него. Чадо, заступи в старости отца твоего, аще и обезумится в чем, не зазри ему и не укори его всею крепостию твоею, молитва бо отча незабвенна бывает пред Богом, в хуле не оставляй отца твоего. (преп. Лев) РОПОТ Bce грехи человеческие терпит Бог, а ропота не оставляет без наказания. (преп. Макарий) Блюдитесь от ропота и малодушия, отягощающих и умножающих скорби. (преп. Макарий) Ропот на Бога бывает наиболее от людей горделивых или неразумных. (преп. Антоний) Особенно остерегайтесь ропота, на кого бы то ни было. Ропот хуже и вреднее всего. Полезнее и покойнее винить во всем и за все себя, а не других. Особенно же должно остерегаться ропота на Промысл Божий, чрез Матерь Божию все благое и душеполезное нам устрояющий. Только мы, человеки, по малодушию своему, часто безумно мятемся и безрассудно скорбим за устрояемую нам пользу душевную. (преп. Амвросий)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

§1. Жизнеописание Преп. Иосиф родился в Сицилии в конце VIII – начале IX веков. Там он получил первоначальное образование. Затем вместе с родителями преп. Иосиф переехал в Фессалию, где он 15-ти лет от роду поступил в Солунский монастырь. Там он проводил строгую постническую жизнь; питался сухим хлебом и спал на земле. Время он проводил в молитве и переписывании книг. За такой аскетический подвиг преп. Иосиф был рукоположен во пресвитера. Сблизившись с уважаемым аввой, преп. Григорием Декаполитом , преп. Иосиф отправился с ним в Константинополь. Вскоре, по повелению императора Льва Армянина, началась вторая волна иконоборчества. Преп. Иосиф вместе с преп. Григорием полагал все силы для защиты иконопочитания и укрепления верных. Православные решили отправить преп. Иосифа в Рим с просьбой к Римской Церкви прийти на помощь в борьбе с иконоборчеством. Морские разбойники, нанятые императором Львом, схватили преп. Григория и его спутников-иконопочитателей и передали их в критскую тюрьму. В тюрьме преп. Иосиф всячески поддерживал и утешал исповедников. Так прошло шесть лет. Из темницы преп. Иосиф был освобожден только после кончины императора Льва. Он вернулся в Константинополь, где устроил иноческую обитель при храме свят. Иоанна Златоуста (преп. Григорий в то время уже скончался). Будучи однажды в Фессалии, преп. Иосиф получил мощи св. апостола Варфоломея, которые привез в свой монастырь. Преподобный желал прославить св. апостола песнословиями, но сразу не решался взяться за сие дело. После пятинедельного поста, преп. Иосиф сподобился явления св. апостола Варфоломея, который предрек, что песни преподобного усладят вселенную. После этого чудесного случая преп. Иосиф постоянно занимался гимнографическими трудами. При императоре Феофиле преп. Иосиф вновь был сослан за свою верность святым иконам. Из ссылки он был возвращен св. императрицей Феодорой, восстановившей иконопочитание. После сего преп. Иосиф занимал видные церковные должности в Константинополе и, в частности, нес послушание духовника столичного клира. Как духовник, преп. Иосиф пользовался очень большим авторитетом; он прозорливо видел скрываемые грехи, но не обличал за это, а старался доводить исповедующихся до добровольного раскаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

МАКАРИЙ Арсеньевич Соловьёв (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ († 1506), мон., прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 14 сент. и в Неделю жен-мироносиц в Соборе Фессалоникийских святых) МАКАРИЙ прмч. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Угличский - см. в ст. Иов, прмч., и др. мученики Угличские МАКАРИЙ (Миронов Макар Федорович;1878 - 1938), иером., прмч. (пам. 23 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Моржов Михаил Степанович; 1872 - 1872), иером., прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Смирнов Михаил Ефимович; 1877-1937), иером., прмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Телегин Павел Николаевич; 1876 - 1922), иером., прмч. (пам. 13 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ мч. Александрийский (пам. 30 окт., 8 дек.) - см. в ст. Иулиан, Кронион, Макарий, Епимах, Александр и 13 мучеников МАКАРИЙ мч. Аназарвский (пам. 5 февр.) - см. в ст. Феодулия, Елладий, Макарий и Евагрий, мученики Аназарвские МАКАРИЙ [Макарий Антиохийский;], мч. Египетский (нач. IV в.?) (пам. копт. 22 абиба (эфиоп. хамле; 16 июля)) МАКАРИЙ мч. Карфагенский, Африканский (пам. греч. 10 апр.) - см. в ст. Африкан, Терентий, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор МАКАРИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), черногорский печатник, руководитель 1-й южнославянской кириллической типографии МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 1816 - 1882), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов МАКАРИЙ (Ильинский Михаил Иванович; 1866-1953), митр. Алеутский и Североамериканский, патриарший экзарх в Сев. и Юж. Америке МАКАРИЙ (Оксиюк Михаил Федорович; 1884-1961), митр. Варшавский и всея Польши, церковно-общественный деятель, богослов

http://pravenc.ru/text/Макарий.html

Григория еп. великой Армении. В Октябре: 5-го, св.м. Харитины; 9-го, преп. Андроника и Афанасии; 10-го, свв.мм. Евлампия и Евлампии; 13-го, свв.мм. Карпа, Папилы, Агафапола и Агафоники; 15-го, св. преп.м. Лукиана; 17-го, св. преп.м. Андрея Критского ; 19-го, св.м. У ара; 22-го, священ.муч. Аверкия, еп. Иерапольского; 24-го, св.м. Арефы; 25-го, свв.мм. Маркиана и Мартирия; 27-го, св.м. Нестора; 29-го, св.преп. Анастасии Римляныни; 30-го, св.м. Епимаха. В Ноябре: 2-го, свв.мм. Акиндина, Пигасия, Анемподиста, Елпидифора и Афония; 4-го, преп. Иоанникия великого; 7-го, св.мм. Иерона; 9-го, преп. Матроны и Феоктисты Лезвианыни; 10-го, св.м. Ореста; 11-го, св. великомученика Мины; 15-го, свв.мм. Гурия, Самона и Авива; 18-го св.м. Платона; 22-го, свв.мм. Киликии, Валериана, Тивуртия и Максима; 24-го, св. великомученика Меркурия; 26-го, преп. Алипия столпника. В Декабре: 3-го, преп. Иоанна молчальника; 8-го, преп. Потапия; 10– го, свв.мм. Мины, Ермогена и Евграфа; 11 -го, преп. Даниила столпника; 11-го, св. Спиридона еп. Тримифунтского; 13-го, свв.мм. Евстратия, Авксентия, Мардария и Ореста; 14-го, свв.мм. Фирса, Левкия, Каллиника, Филимона, Аполлония и пр.; 15-го, священ.муч. Елевферия; 19-го, св.м. Вонифатия; 20-го, св. Игнатия Богоносца ; 21-го, св.м. Иулиании; 22-го, св. великомученицы Анастасии узорешительницы; 23-го, свв. десяти мм. иже в Крите; 23-го, свв. 20.000 мм. Никомедийских; 29-го, преп. Маркела, игумена обители не усыпающих; 30-го, св. девицы Анисии; 31-го, преп. Мелании Римляныни. В Январе: 2-го, св. Селивестра, папы Римского; 5-го, преп. Аполлинария; 7-го, повесть о честной, крестившей Господа руце св. Иоанна Предтечи; 8-го, свв.мм. Иулиана и Василиссы; 9-го, св.м. Полиевкта; 10-го, преп. Маркиана пресвитера; 11-го, преп. Феодосия великого; 13-го, свв. мм. Ермила и Стратоника; 15-го, преп. Иоанна Кущника; 22-го, св. апостола Тимофея, единого от 70-ти; 23-го, св. Климента Анкирского. В Феврале: 1-го, св.м. Трифона; 6-го, св.м. Агафии; 6-го, свв.мм. Фавсты, Евкласия и Максима; 7-го, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010