Далее за братскою трапезою почивают угодники: Преп. Анатолий затворник (3 июля) Преп. Спиридон просфорник (31 октября) Преп. Арефа в затворе (24 окт.) Преп. Феофил в затворе (24 окт.) Преп. Сисой в затворе (24 окт.) Преп. Алипий иконописец(17 авг.) Преп. Онисифор исповедник (9 ноября) Св. Симон, епископ Суздальский (10 мая) Преп. Никон, четвертый игумен печерский (23 марта) Преп. Феофан постник (11 окт.) Преподобномученик Анастасий (22 января) – 66) 12 братьев – греков, строителей Великой Лаврской церкви (14 февр.) Преп. Аврамий в затворе (29 окт.) Преп. Исаакий затворник (14 февраля) Преп. Илия из города Мурома (19 декабря) Св. мучен. Иоанн младен., сын варяга Феодора, убиенный киевскими язычниками в 983 г. (12 июля) Преп. Никон сухий (11 дек.) Далее следует церковь Введенская и в ней почивают: Св. Ефрем, епископ Переяславский (28 января) 78) Преп. Тит пресвитер, потом иеромонах печерский (27 февраля) При выходе из Введенской церкви и из Ближних пещер, богомольцам дают пить воду из медного креста, принадлежавшего одному из древних печерских подвижников – Марку гробокопателю. Сведения о жизни и подвигах всех сих Печерских чудотворцев, почивающих в Ближних пещерах, можно читать в Патерике печерском, а также в книге Рассказы о житиях угодников печерских, или в Четиих Минеях св. Димитрия Ростовского под днями их памяти. На дворе Ближних пещер находятся памятники над могилами, в которых погребены знатные мирские люди и некоторые из числа братии Лаврской, чем либо особенным ознаменовавшие свою жизнь. Дальние пещеры Прямо против Крестовоздвиженской церкви над Ближними пещерами находится начало перехода из Ближних в Дальние пещеры. Этот переход представляет длинную, крытую галерею со множеством ступеней. Галерея ведет на двор пред Дальними пещерами. Здесь находятся две церкви. Первая церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы, каменная, построена в 1696 г. иждивением полковника Константина Мокиевского на месте древней деревянной, первоначально созданной еще в до–монголский период времени и потом неоднократно возобновлявшейся. Нынешняя церковь Рождество–Богородичная также возобновлялась разновременно. При ней устроена в 1761 г. каменная двухъярусная колокольня.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

К аскетическим сочинениям преп. Анастасия можно отнести «Подвижнические главы» и аскетико-агиографическое сочинение о подвижниках Синайской горы «Неких святых отцов жития». §3. Учение 1.      Богословское наследие преп. Анастасия интересно для нас с двух точек зрения. Во-первых, как образец борьбы за чистоту Православия в период Христологических споров, а, во-вторых, как плод богословско-патристического синтеза. И в том, и в другом случае преп. Анастасий следует по стопам своих непосредственных предшественников – свят. Софрония Иерусалимского и преп. Максима Исповедника . 2.      К ведению догматической полемики преп. Анастасий советует подходить с рассуждением и тонкостью. Он излагает методы охранения ума и души от софистических ловушек еретической диалектики. 3. В области богословско-патристического синтеза, преп. Анастасий, как и другие представители такого рода литературы, стремится всецело основать свое творчество на святоотеческом фундаменте, для чего избирает лучшие мысли отцов и приводит достаточно много цитат. В этом плане он предварил появление преп. Иоанна Дамаскина , достигшего вершины в данной области церковной литературы. 4. При знакомстве с экзегетическим наследием преп. Анастасия стоит остановиться на толковании им шестоднева. Оно крайне Христоцентрично и экклезиологично. Он толкует шесть дней творения аллегорически, относя все прообразы исключительно ко Христу и Церкви Христовой. В истории Церкви он усматривает творческую реализацию плана Божественного Домостроительства. Праматерь Ева , по мысли преп. Анастасия, является первым прообразом Церкви и уже по одному этому заслуживает восхваления. 5. Имеется у преп. Анастасия важное свидетельство о том, что Господь Иисус Христос при распятии был пригвожден ко кресту четырьмя гвоздями (латинская традиция указывает три гвоздя). При этом преп. Анастасий дерзновенно заклинал Сыном Божиим будущих переписчиков, представлять только названный им (преп. Анастасием), образ распятия Спасителя. 6. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что в своем церковно-литературном творчестве преп. Анастасий выступал на защиту икон против неких отрицателей иконопочитания. Вопрос почитания икон давно уже висел в воздухе, но в то время его еще заслоняла собой Христологическая тема. Зато век спустя, защитники иконопочитания, в частности, преп. Иоанн Дамаскин , успешно подкрепляли свою апологию икон ссылками на преп. Анастасия. Отдел третий. Церковная письменность на этапе защиты иконопочитания [VIII – середина IX вв.]

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Необходимо осознавать, что почитание преп. Исаака Сирина в Византии и на Руси, начавшись, скорее всего, с появления его творений, продолжается уже многие столетия. Первый греческий перевод его писаний был осуществлён в Лавре Саввы Освященного на рубеже VIII – IX вв. Впоследствии, встречаем цитирование слов преп. Исаака у таких отцов, как сщмч. Петр Дамаскин, затем у преп. Григория Синаита, преп. Каллиста, свт. Григория Паламы, преп. Никодима Святогорца и др. В славянский мир творения этого богомудрого отца начинают проникать с XII в. через переводимые в это время на славянский язык Пандекты Никона Черногорца. На Руси активное почитание преп. Исаака началось в конце XIV – начале XVI вв., на что повлиял преп. Нил Сорский, приводивший преп. Исаака в своём «Уставе». В это же время начинает фиксироваться и литургическое поминовение преп. Исаака в святцах и месяцесловах. С. Спасский указывает несколько рукописей Иерусалимского устава XV – XVI вв., где в святцах имеется поминовение св. Исаака Сирина, епископа Ниневии: днями его памяти отмечены 17 января, 28 января и 28 декабря . В некоторых афонских рукописях – 28 сентября. Однако, со временем в Греческой Церкви празднование памяти преп. Исаака в этот день прекратилось, что было причиной для скорби известного афонского старца, преп. Паисия Святогорца. Его рачением литургическая память преп. Исаака была восстановлена на Святой Горе Афон: в его каливе в этот день всенощное бдение совершалось непременно . Итак, как мы сказали, почитание преп. Исаака Сирина в Византии и на Руси началось с момента появления его творений, однако формального акта канонизации ни там, ни здесь не было. На этот счёт следует заметить, что таковая ситуация с преп. Исааком не является исключением: есть множество древних святых, досье канонизации которых отсутствует. Как справедливо замечает А. Муравьев: «Можно сказать без преувеличения, что судьбу сочинений мар Исхака решили переводы, прежде всего, перевод греческий, выполненный иноками обители св. Саввы Освященного Патрикием и Авраамием» . Важно отметить, что этот перевод был сделан с самых древних именно православных (мелькитских) рукописей VIII в. Пирар вслед за Броком называет ряд других православных (мелькитских) рукописей, с которых берёт своё начало греческая традиция : Parisinus syr. 378, Sinaiticus syr. 42, Vat. syr. 125, Sinaiticus syr. 14 . Поэтому почитание Исаака Сирина в православном мире как православного отца даже не столько законно, сколько исконно. А вот в западном мире произошла совсем иная ситуация: там " судьбу " преп. Исаака решило издание П. Беджана. Изданная им несторианская рукопись XIII в. Mardin/Scher 46 по факту знакомила западный мир с Исааком – несторианским писателем.

http://pravoslavie.ru/107684.html

Открыто исповедал свой грех отречения, от веры перед преп. Пахрмием и братией один инок чужого монастыря 308 . Это, если це ошибаемся, единственный известный случай в монастыре преп. Пахомия публичной исповеди явного смертного греха. Любопытно отметить, что сам преп. Пахомий заставлял исповедовать открыто помыслы, чтобы, известив таким путем монахов о грехе брата, изгнать его. Таковы факты, приведенные под строкой 309 . Интереснее случай публичной исповеди преп. Феодора Освященного. Собравший однажды к себе игуменов своих монастырей преп. Пахомий заставил их рассказывать в этом собрании свои грехи и сам начал исповедь. Но эта необычная мера была испытанием для степени смит рения преп. Феодора Освященного. После признания в грехе честолюбия преп. Феодор был подвергнут публичному двухлетнему покаянию, которое и выполнил. Исполняя подвиги покаяния, преп. Феодор другой раз исповедал публично в церковном собрании, что поддался помыслу честолюбия, и просил у братии прощения 310 . Эти случаи наглядно показывают, что организатор монашества употреблял публичную исповедь не так, как в мирской церкви, а чисто по-монашески. К тому же только один из приведенных случаев можно признать сакраментальной исповедью – вторичную исповедь преп. Феодора. При преемниках преп. Пахомия публичная исповедь, по-видимому, вовсе выходит из употребления в его киновиях. Этому содействовал преп. Антоний Великий (†  356), который, как известно, пережил преп. Пахомия (†  348 или 345). Преп. Антоний высказал свое принципиальное воззрение на Таинство покаяния и на способ совершения его в письме к преп. Феодору Освященному. «Объявляю, – пишет преп. Антоний, – что почти во всем мире многие люди, истинно поклоняющиеся Христу, согрешив после крещения, плакали и рыдали ( κλαυσντων κα πενϑησντων) и Бог , приняв плач и рыдание (τν κλαυϑμν κα τ πνϑος), простил грехи всех так поступавших даже до настоящего дня, в который передано тебе это Письмо. Итак, прочти его братьям твоим, чтобы и они, услышавши, радовались» 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Все эти сведения являются бесспорным доказательством того, что деятельность преп. Нила относится к концу IV началу V веков. Исходной же точкой при определении даты его рождения является нападение варваров на Синай, которое, будем считать, имело место в 410 году О летах старости преп. Нила мы находим свидетельства в " Narrationes " , а именно: в VI главе сам преп. Нил говорит о своем старческом изнеможении, а в другом месте его сын Феодул называет его " отцом-старцем " . Это дает повод предположить, что во время нападения варваров преп. Нилу было около 60 лет. Значит, дату его рождения можно отнести где-то к 350 году. Касательно происхождения преп. Нила мы имеем прямое свидетельство Никифора Каллиста, который пишет, что, благодаря своему высокому происхождению, преп. Нил был префектом Царьграда То, что преп. Нил и вправду происходил из богатой семьи, очевидно из " Narrationes " , где сам он говорит, что любовь к уединению победила в нем все и заставила покинуть дом, отечество, родственников, друзей, домочадцев и имение. Нет у нас никаких сведений и о том, были ли родители преп. Нила христианами или же язычниками, а также где преп. Нил был крещен и как протекала его молодость. Из уже упомянутых свидетельств монаха Георгия Амартола, Георгия Кедрина и Никифора Каллиста очевидно, что преп. Нил Синайский входил в круг ближайших учеников святителя Иоанна Златоуста. Однако прямого указания на это в трудах самого преп. Нила мы не встретим. И тем не менее из его смелых писем, направленных императору Аркадию, в которых он защищает гонимого святителя, четко видно, что преп. Нил принадлежал к числу преданных и пламенных почитателей святителя Иоанна Златоуста Чествуя в них святого Златоуста, он называет его " столпом Церкви " , " светом истины " , " трубой Христовой " . В трудах же самого преп. Нила ясно чувствуется литературное влияние свт. Иоанна Златоуста. Кроме свидетельствующих об этом двух писем имеется еще целый ряд других, которые, как доказал Haidacher, носят на себе отпечатки влияния свт. Иоанна Златоуста Помимо литературного влияния, неоспоримо подтверждающего знание преп. Нилом трудов свт. Иоанна Златоуста, имеются данные, допускающие предположение о том, что преп. Нил был лично знаком со свт. Иоанном Златоустом и пользовался его советами и поучениями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

Московский Митрополит Макарий и его время. Сборник статей. М., 1996. С. 175–185. Горский А., прот. Историческое описание... Ч. 2. С. 180. Там же. Первые архимандритии в московских монастырях были учреждены также благодаря ктиторскому участию Московских Государей (См.: Щапов Я. Н., Соколова Е. И. Архимандрития в древнерусском городе//Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990. С. 44). Горский А., прот. Историческое описание... Ч. 1. С. 176–183. Грамота была переопубликована: Макарий (Веретенников), архим. Обитель преподобного Сергия (Сборник статей). Сергиев Посад, 2004. С. 44–52. Опись грамот Троице-Сергиевой Лавры. Ф. 303. I. [М.] 1959. Т. 1. С. 64. 892. Горский А., прот. Историческое описание... Ч. 1. С. 176. 1549–1566 гг. См. о нем: Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский… С. 262–280; Он же. Ростовский архиепископ Никандр (1549–1566)//Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции «История и человек в богословии и церковной науке». 4 (17) – 6 (19) октября 1995 года. Казань, 1996. С. 19–29. 1551–1564 гг. С 1566 года иерарх занимал Полоцкую кафедру, см. о нем: Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский… С. 302–314; Он же . О Церкви земной и Церкви Небесной. Сборник статей к 55-летию автора и к 10-летию его сотрудничества в журнале «Альфа и Омега». М., 2006. С. 275–284. 1554–1562 гг. Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский… С. 402–407. 1522–1567 гг. Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский… С. 72–96; Он же. Епископ Тверской и Кашинский Акакий – подвижник XVI века//Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Сб. 7. Ч. 2. С. 336–362. 1560–1564 гг. Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский… С. 332– 335. 1559 – 1565 гг. Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский… С. 368–372; Он же . Епископ Крутицкий Матфей//Московские епархиальные ведомости.

http://bogoslov.ru/article/6193342

Ближайшим преемником учительского дара преп. Антония был преп. Макарий Египетский , который, надо полагать, достаточно часто слушал беседы Отца монашествующих. Во всяком случае, в духовных беседах преп. Макария можно найти некоторые наставления, повторяющие слово в слово наставления преп. Антония. Из писаний великого египетского пустынножителя наиболее значимыми и известными являются его «Духовные беседы», подробно объясняющие дело освящения падшей души действием благодати Духа Святого. При этом преподобный Отец опускает все частности жизни подвижнической, потому что его беседы были обращены к деятельно проходившим подвижническую жизнь и интересовавшимся самой сущностью духовного делания. Кроме того, не вызывает сомнения тот факт, что отраженный в его творениях опыт относится к отшельническому или полуотшельническому типу подвижничества. И хотя в сочинениях преподобного содержится опыт общежительного монашества, особенно в «Великом послании», но данный опыт не является опытом доминирующим. Следовательно, предостережения, относящиеся к наставлениям преп. Антония Великого , вполне распространимы и на писания преп. Макария Египетского . К вышеописанному типу сочинений относятся и духовно-нравственные слова аввы Исаии Отшельника. В доказательство этого говорит само наименование, с которым вошел в историю сей преподобный отец. Отшельником он назван по причине своей любви к уединению, в котором и провел много времени. Непрестанное поучение в Божественных Писаниях и богомыслии сделало его творцом тех прекраснейших словес, которые составили целую книгу душеспасительного содержания. Как и в писаниях преп. Макария, в словах аввы Исаии замечаются местами откровенные заимствования из наставлений преп. Антония Великого , что свидетельствует о преемственности учительного дара преп. Антония, как это имеет место и в случае с преп. Макарием. О преп. Марке, жившем в V веке, его современники отзывались как о великом подвижнике, глубоко изучившем тайны духовной жизни. Чтобы не скрыть сего таланта, он много учил и писал. К сожалению, до нашего времени дошли только некоторые из его писаний. В Добротолюбии имеется одно его послание, содержащее очерк подвижнической жизни, и несколько сот кратких изречений, касающихся законов духовной жизни. Св. Исаак Сирин свидетельствует, что преп. Марк пространно изложил в своих писаниях то, что изведал на личном опыте 348 . Наставления преп. Марка весьма просты и вразумительны. И хотя местами можно встретить некоторую неясность, но это происходит не от способа изложения, а от того, что излагаемый материал лучше понимается не посредством слов, но посредством дел. Исходя из этого, скорее можно сделать заключение, что преп. Марк писал и учил из состояния высокой степени совершенства, на которой сподоблялся слышанию неизреченных глаголов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

На людей никогда не надейся и не смущайся, не видя в них сочувствия, не суди их. Себе внимай. (преп. Никон) Когда будешь замечать чужие немощи и гордиться перед другими мысленно, надо отвечать помыслу бесовскому: «Я хуже всех»,- и хотя не прочувствованно, а все-таки сказать. (преп. Варсонофий) Хорошо, кто заботится о внутренней созерцательной жизни, ибо она дает ему все. (преп. Варсонофий) Глаза береги. Аще око твое соблажняет, изми е (Мф.5:29), — Господь повелел. Борьбу себе навлечешь, если не будешь беречь глаз и языка. (преп. Анатолий) Когда кто пустословит, тогда он не может внимательно жить, постоянно рассеивается. От молчания рождается безмолвие, от безмолвия — молитва, ибо как может молиться тот, кто находится в рассеянии? Внимайте себе, внимательная жизнь — цель монашества. Сказано: «Внемли себе!» (преп. Варсонофий) Дорожи временем, оно невозвратно, внимай более себе, да состоит в сем-то твой и подвиг. (преп. Лев) ТЩЕСЛАВИЕ Тщеславие и гордость хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы так же любит. (преп. Амвросий) Чтобы помыслы тщеславные, как и другие худые, не приходили, — это невозможно, а только следует с ними бороться и при помощи Божией отгонять их. (преп. Иосиф) Как во всяком деле добром приплетается тщеславие и о себе мнение, то надобно оному противляться и отвергать, а то как вьющееся растение многие даже деревья иссушает, так и тщеславие добрые дела погубляет. (преп. Макарий) Тщеславия бегай — все плоды растлит. (преп. Анатолий) Страсть тщеславия уничтожает веру в сердце человеческом. (преп. Никон) Тщеславие, если его тронуть пальцем, кричит: кожу дерут. (преп. Амвросий) УКОРЕНИЕ Для горделивых укорение — нож острый, а для смиренных — находка богатая. (преп. Антоний) УНЫНИЕ Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться, в церковь ходишь с небрежением, и весь человек ослабевает. (преп. Амвросий)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

411.            Алексий преп., человек Божий. 17 марта. 412.            Феодосий, преп. Антиохийский. 11 янв. Перенесение мощей свв. мучч. Кира и Иоанна. 28 июня. 415.            Обретение мощей первомученика Стефана. 15 сент. 416.            Маруфа, еп. Месопотамский. 16 февр. 420.            Македоний, пустынник Сирийский. 24 янв. Порфирий, еп. Газский. 26 февр. 413–420.       Зинон, преп. Сирийский. 30 янв. 421.            Иаков Персянин, муч. 27 ноября. 425.             Аттик, патриарх Цареградский. Субб. с. 429.            Петр преп., отшельник Антиохийский. 1 февр. Сисой Вел., преп. Египетский. 6 июля. 430.            Дий, преп. Цареградский. 19 июля. Мар певец, преп. Сирийский. 25 янв. Палладий (еп. Еленопольский), учитель Ц. Субб. с. Александр преп., первоначальник обители Неусыпающих. 3 июля. 431.            Ефесский собор, Вселенский 3-й. 9 сент. Павлин милостивый, еп. Ноланский. 23 янв. 432.            Келестин, папа римский. 8 апр. 434.             Максимиан, патриарх Цареградский. 21 апр. 438.            Перенесение мощей Иоанна Златоустог о. 27 янв. 439.            Мелания преп., Римляныня. 31 дек. 440.            Евсевий, пустынник Сирийский. 15 февр. Иулия девица, муч. в Корсике. 16 июля. 444.             Кассиан преп., РимлянИн.29 февр. Кирилл, архиеп. Александрийский. 9 июня. 446.             Ипатий, Руфианский игумен. 31 марта. 447.             Прокл, патриарх Цареградский. 20 ноября. 449.            Флавиан исповедник, патриарх Цареградский. 18 февр.       Исидор Пелусиот. 4 февр. 408–450.       Авраам преп., еп. Каррийский. 14 февр. Иулий пресв. и Иулиан диакон, Мирмидонские. 21 июня. 450.            Арсении Вел., преп. Египетский. 8 мая. Вассиан, преп. Цареградский. 10 окт. 451.            Халкидонский собор, Вселенский 4-й. 16 июля. Чудо от великомуч. Евфимии Всехвальной. 11 июля. 452.            Второе обретение главы Предтечи. 24 февр. 453.            Пулхерия царица, дочь царя Аркадия. 10 сент. 450–456.       Нил постник, преп. Синайский. 12 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Петр, пресв. Капетолийский, муч. Дамасский от Агарян (ок. 742). 4 окт. Петр еп., муч. Болгарский, с Мануилом и др., ок. 815 года. 22 янв. Петр, еп. Никийский 9 в. 10 сент. Петр, преп. из обители св. Фоки, прест. при Василии Македонянине, в 866 году. 9 окт. Петр, муч. Африканский (9 в.), постр. от Аврахима, Агарянского князя, с Андреем и др. 23 сент. Петр патрикий, преп. Цареградский 9 в. 1 июля. Петр преп., еписк. Аргивов, прест. в 10 в. 3 мая. Петр св., Афирский. 5 сент. Петр, преп. Атройский. 13 сент. Петр, в иночестве Давид, князь Муромский, и супруга его Феврония, в иноч. Евфросиния, ум. 1228. 25 июня. Петр блаж., Ордынский царевич, Ростовский чудотв., ум. 1290. 30 июня. Петр, митрополит Киевский, ум. 1326. 21 дек. Со свв. Алексием и Ионой. 5 окт. Перенесение мощей. 24 авг. Пигасий, муч. Персидский ок. 345 г., с Акиндином и др. 2 ноября. Пимен Великий, преп. Египетский 5 в. 27 авг. Пимен, преп. Палестинский, 6 в. 27 авг. Пимен многоболезненный, преп. Печерский, ум. 1139. 7 авг. Пимен постник, инок Печерский 13 в., с пр. Кукшей. 27 авг. Пинна, мученик первого века, с Инной и Риммой. 20 янв. и 20 июня. Пиннуфрий, преп. Панефизский 4 в. В субб. сырн. Пист, муч. Едесский при Максимиане, с Вассой и др. 21 авг. Питирун преп., ученик Антония Вел. В субб. с. Пиама, преп. дева, имевшая дар пророчества. 3 марта. Пионий священномуч., пресв. Смирнский, и дружина его, пострад. при Декии от Квинтилиана. 11 марта. Пиор, преп. Нитрийский, ученик Антония Вел. В субб. сырн. Платонида преподобная. 6 апр. Платон, муч. Анкирский (ок. 300) от Агриппина. 18 ноября. Платон преп., игумен Студийский, ум. 813. 5 апр. Полактия девица, муч. Коринфская, с Текусой и др. 6 ноября. Поликарп священномуч., еп. Смирнский, постр. в 162 году. 23 февр. Поликарп, муч. Александрийский при Максимине. 2 апр. Поликарп преп., архимандрит Печерский, 1182. 24 июля. Поликсения преп., ученица апостольская, сконч. в Испании, с Ксанфиппой. 23 сент. Полихроний, еп. Вавилонский с тремя пресв., двумя диаконами, двумя князьями Персидскими и другими двумя учениками, постр. ок. 251 года. 30 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010