18. Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн. II. Вопросоответы к Фалласию. Часть I. Вопросы I-LV. Пер. с др.-греч. и комм. С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. – М., 1993. — С. 83-84. 19. Иларион (Троицкий), священномученик. Наука и жизнь: вступительная лекция, сказанная в МДА 11 сентября 1913 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 284-301. 20. Иларион (Троицкий), священномученик. Прогресс и преображение: вступительная лекция-речь, сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 264-283. 21.  «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). 22. Флоренский П., свящ. О цели и смысле прогресса: выступление в философском кружке МДА, 1905 год.//Сочинения. Т. I. – М.: Мысль, 1994. — С. 196-204. 23. Иустин (Попович), преп. Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 49. 24. Иларион (Троицкий), священномученик. Наука и жизнь//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000.  – С. 284-301. 25. Иларион (Троицкий), священномученик. Прогресс и преображение: вступительная лекция-речь, сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 264-283. 26. Иер. 17:10: «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его». Иер. 21:14: «Но Я посещу вас по плодам дел ваших, говорит Господь». Иер. 32:19: «Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его». Читайте также: Человек в постиндустриальную эпоху: новая парадигма или последний акт? Идея прогресса в эпоху постмодерна Компьютерные технологии: суррогат против духа? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/biblejskij-vzglyad-na-...

Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн. II. Вопросоответы к Фалласию. Часть I. Вопросы I-LV. Пер. с др.-греч. и комм. С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. – М., 1993. - С. 83-84. Иларион (Троицкий), священномученик. Наука и жизнь: вступительная лекция, сказанная в МДА 11 сентября 1913 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 284-301. Иларион (Троицкий), священномученик. Прогресс и преображение: вступительная лекция-речь, сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 264-283. Флоренский П., свящ. О цели и смысле прогресса: выступление в философском кружке МДА, 1905 год.//Сочинения. Т. I. – М.: Мысль, 1994. - С. 196-204. Иустин (Попович), преп.Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 49. Иларион (Троицкий), священномученик. Наука и жизнь//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 284-301. Иларион (Троицкий), священномученик. Прогресс и преображение: вступительная лекция-речь, сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 264-283. Иер. 17:10: « Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его». Иер. 21:14: « Но Я посещу вас по плодам дел ваших, говорит Господь». Иер. 32:19: « Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его». Комментарии ( 4): 11 ноября 2011г. 19:54   Прогресс, не создающий регресс (разрушение), это изучение закона Божьего, т.е. есть стяжание души своей, это наука из наук! Это небесная наука! Это наука наук, сообщенная человеку Богом!   Видимо можно сказать   «Ноева – Башня 2» исходя из следующего: 1.Академик Ю. Лопухин: Работы по генетическому шализу различных хромосом обещают быть закончены в ближайшее время. 100 тысяч генов будут точно локализованы-деинтифшшрованы.... инструмент для дискриминационных актов опорочивания или возвеличивания людей, расе и народов.

http://bogoslov.ru/article/2246328

88 Kessel G. M., 2010, p. 212–213; Митр. Иларион (Алфеев), 2014, с. 31–32; Кессель Г. М., 2014, с. 57, 58–59. 89 Муравьев А. В., 2010 a, с. 297–298; Kessel G. M., 2010, p. 213; Митр. Иларион (Алфеев) , 2014, с. 31–32, 35. Парадоксальным образом абсурдность подобного построения признается даже одним из его сторонников [Муравьев А. В., 2010 a, с. 297–298]. 90 Но, судя по всему, не связанные напрямую, т. е., например, одна рукопись не является копией другой [Kessel G. M., 2010, p. 217]. 91 Примечательно, что эта рукопись была изготовлена в монастыре св. Саввы Освященного [Kessel G. M., 2010, p. 214–215; Кессель Г. М., 2014, с. 52], месте перевода творений преп. Исаака на греческий язык. 92 По мнению С. Брока основной текст рукописи, записанный эстрангелой, может быть ранее X века [Brock S., 2001, p. 206]. 93 BrockS., 2001, p. 204, 206; KesselG. M., 2010, p. 208, 210–211, 212, 214–215; Кессель Г. М., 2014, с. 49, 50–51, 62; Патаридзе Т., 2014, с. 69, 73. Обе эти православные рукописи оцифрованы и доступны через интернет по ссылкам: http://www.e-corpus.org/notices/98581/gallery/; http://digi.vatlib.it/view/MSS_Vat.sir.125 99 Colless B. E., 1969, p. 4–5; Brock S., 2001, p. 204–205; Муравьев А. В., 2010 b; Муравьев А. В., 2012, с. 49–50, 56; Митр. Иларион (Алфеев) , 2014, с. 33–34; Кессель Г. М., 2014, с. 51; Приложения к материалам конференции ОЦАД, 2014, с. 414, 415–416, 418, 419. 102 Трейгер А., 2009, с. 124, прим. 10, с. 140–141; Муравьев А. В., 2010 b. Что в то время имелось в виду под этим наименованием у несториан до конца не ясно, некоторые исследователя считают, что так называли про-халкидонски настроенных монахов-мистиков [Муравьев А. В., 2010 b]. 105 Разбор обвинений, предъявленных Иоанну Дальятскому [Трейгер А., 2009, с. 134], выходит за рамки нашей статьи и потребовал бы отдельного исследования. 106 До конца не ясно кто конкретно имелся в виду под этим именем [Трейгер А., 2009, с. 122, прим. 4]. 110 CollessB. E., 1969, p. 2; Муравьев А. В., 2010 b. В мирской науке считается, что в монофизитской среде эти тексты подверглись правке [CollessB. E., 1969, p. 2–3; Муравьев А. В., 2010 b].

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

13 . Gratiarum actiones II: ibid. [SC 113: Catéchèses, Actions de Grâce 1–2], 304–356 [=TLG 3116/7]. 14 . Catéchèses 1–34: ibid, 1 [SC 96]: 206–468, 2 [SC 104]: 12–392; 3 [SC 113]: 12–302 [=TLG 3116/9]. В греч. Добротолюбии ( Φιλοκαλα. θναι 4 1976. 5. 73–80) текст (Cat. 22: SC 104. 364–392) дан в новогреч. переводе. Др.-рус. пер.: 15 . Слово о созерцании; Слово 15 О мысленном откровении действенного божественного света и делании умном; Слово 20 О мысленном рае//Вилинский. 409–415. [ГИМ, Син. 950, XV в.]. Рус. пер.: 16 . Слово о вере [=Cat. 22. SC 104. 364–393]//ХЧ 1821. 1. 142 сл.; Поучение 1/Пер. Миллер Т. А.//Памятники византийской литературы IX-XIV веков. М. 1969. [ПВЛ]. 131–132. [Отрывки]. Англ.пер. (с др.-греч.): 17 . Symeon the New Theologian. St. On Faith [=Cat. 22. SC 104. 364–393]//Philokalia 7 .157). 4. 16–24. пер.: Symeon the New Theologian. The Discourses/Transl. by Catanzaro C. J. de. Ν. Y. 1980. (The Classics of Western Spirituality) [Catech.]. Рум. пер.: 13 .144 (Cat. 23, 24); 13 .145 (Cat. 28). Главы богословские, умозрительные и практические (сар.) Первое полное крит. изд., с франц. пер.: 18 . Syméon le Nouveau Théologien. Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques/Introd., texte crit., trad. fr. et notes par Darrouzès J. P. 1957. (SC 51). 2 Avec la collab. de Neyrand L. P. 1980. (SC 51 bis). 19 . Capita theologica·. ibid. [SC 51 bis], 40–186; 191 [=TLG 3116/6]. Рус. пер. полные: 20 . 225 глав по изд. SC 51 bis в пер. иеромон. Илариона (Алфеева) : Главы богословские, умозрительные и практические [Сар. 1]// Иларион (Алфеев) 1998 6 .58). 505–535; Другие двадцать пять глав умозрительных и богословских [Сар. 2]//Там же. 536–544; Преп. Симеона Нового Богослова другие сто глав богословских и практических [Сар. 3]//Там же. 545–578. изд.: Преп. о. н. Симеона Нового Богослова ... Главы богословские, умозрительные и практические. М. 1998. 141. Симеон Новый Богослов , преп. Никита Стифат . Аскетические произведения в новых переводах/Сост. и общ. ред. игумена Илариона (Алфеева) . Клип 2001. 9–76. пер.://Добротолюбие/Пер. и сост. И. М. Носов 9 .802): Симеон Новый Богослов . Главы о практике и богоразумии (4–39), Главы о внимании и богоразумии (40–48), Главы о богоразумии и практике (49–88), Благодарение Богу (1–2, 89–109 [то же, пер. еп. Феофана Затворника : Доброт. 2. 482–502]), Диалог со Схоластиком (110–113);

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

24 Переведено из Analecta sacra К. Pitri с греч. языка. Акростих из начальных букв каждаго икоса: το ταπεινο Ρωμανο. Творение св. Романа Сладкопевца. В Anal. sacr. помещен еще следующий кондак: Освятив учеников (Своих) на горе Елеонской, Ты вознесся на небеса, Господи, возвестив им учение (Свое) и вопияв к ним: не отлучаюсь Я от вас; Я с вами, и никто на вас. 25 Φιλδορος-Так переведено в кондакарии XI в. См. кондакарий архимандрита Амфилохия, стран. 150. 30 Сей и следующий за ними 14 икосы заимствованы из кондакария архимандрита Амфилохия. Стран. 49. 31 Менологий Василия II (PG 117, 81). О жизни и творчестве св. Романа см.: Успенский Н. Роман Сладкопевец и его кондаки. Журнал Московской Патриархии, 11, 1966. С. 63–68; 1, 1967. С. 69–79. О кондаках преп. Романа см.: Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы М., 1997. С. 221–232. Иларион (Алфеев) , игумен. Христос – Победитель ада. СПб., 2001. С. 149–151; 170–196. 35 Petersen W. L. The Diatessaron and Ephraem Syrus as Sources of Romanos the Melodist. Corpus Scriptorum Chrisitanorum Orientalium 475. Subsidia 74. Louvain, 1985. P. 3. 36 Archimandrite Ephrem Lash. St Romanos and the Kontakion. Kontakia On the Life of Christ, St Romanos the Melodist. New York, 1998. P. xxvii. 41 Romanos le Melode, Hymnes. Tome V. Ed. J. Grosdidier de Matons. Sources Chretiennes 283. Paris, 1981. P. 125–171. 42 Курсивом отмечен акростих данного произведения. В греческом оригинале каждая буква акростиха соответствует начальной букве каждого из 18 икосов, исключая вступления. 65 В кондаке мы приводим славянский перевод данного греческого выражения (ср.: «Вся Исполняяй», молитва «Царю Небесный»), хотя в русском переводе оно бы звучало: «все Заполняющий» или «Который все преисполняет». Славянский перевод отчетливей передает богословскую идею о том, что Господь не просто заполняет Собою мир, но придает ему полноту, совершенство. Ср.: Иер. 23:24 . Впрочем, здесь мы не планируем открывать дискуссию о превосходстве одного перевода над другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Антония подражал в ведении их своему учителю, говоря братии о той внешней и внутренней борьбе, какой подвергаются живущие в уединении и о средствах выйти из неё победителем. Не все, однако, иноки газского монастыря радостно встречали приход преп. Илариона; были такие, которых тяготили эти посещения, так как в них они видели подчинение прежде свободной жизни отшельников внешнему надзору. В житии преп. Илариона повествуется; о скупом брате 49 который всячески уклонялся. от посещения его келии аввой, предвидя, что это посещение повлечет за собою материальные потери. Когда монахи, зная порок брата и вместе желая исцелить его, просили Илариона посетить его келию, то преподобный отвечал: зачем вы хотите сами быть обиженными и причинить беспокойство брату? Услышав такой отзыв аввы, скупой отшельник стал усиленно просить, чтобы и его келия была включена в ряд ночлегов, но когда преп. Иларион и сопровождавшие его подошли к винограднику скупого, то увидели нарочито расставленных сторожей, которые, бросая камни и вертя пращами, отогнали приближавшихся. Случай со скупым братом показал преп. Илариону, насколько сильна приверженность к земным благам у некоторых из иноков его монастыря, которые, по заповеди Спасителя, должны были оставить и мысль о них; посему он обратил особенное внимание на искоренение среди них этого порока, всегда отвращаясь тех монахов, которые, вследствие какого-то недоверия к будущему, откладывали из своего (имения) и имели рачение или к деньгам, или к одежде, или к чему либо из других вещей, преходящих вместе с миром. Одного монаха, входившего в состав братии газского монастыря, преп. Иларион исключил из её членов за то, что он через меру осторожно и трусливо заботился о своем огороде и имел немного денег, и не изменил такого решения, не смотря на просьбы ближайшего своего ученика и друга Исихия. 50 Порицая скупость, как порок, несовместный с началами истинно-отшельнической жизни, преп. Иларион с особенной радостью одобрял случаи нестяжательности и радушия, проявлявшиеся среди братии его общины, обещая радушным инокам Божие благословение. Монах Савва, предоставивший весь свой виноградник в пользование сопровождавших преп. Илариона, видимо был благословлен Богом за это доброе дело, так как собрал со своего виноградника втрое более против обыкновенного, тогда как вино скупого брата сделалось негодным к употреблению. 51

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В греческой патрологии Миня слова прп. Исаака Сирина приводятся лишь частично и на латинском языке. По предположению С.И. Соболевского (изд. 1911 г., С. IX, примеч. 3), латинский перевод сделан не с сирийского, а с греческого. В русском переводе, который содержит значительно больший объем творений св. Исаака, деление идет по «Словам» (91), а в PG по «Главам» (50). Несоответствие PG с русским переводом заключается не только в количестве слов (или глав) и их расположении, но и в самом их делении. Имеется три вида такого несоответствия: 1) одно слово в рус. пер. соответствует нескольким главам по PG; 2) одна глава по PG соответствует нескольким словам рус. пер.; 3) слово в рус. пер. начинается/оканчивается с середины главы по PG. По наблюдениям С.И. Соболевского, PG приблизительно соответствует следующим словам греч. подлинника: 2, 5, 1011, 1318, 2124, 2627, 29, 46, 56, 72, 73, 85. См. более подробную сопоставительную таблицу в CPG и в нашей росписи в конце творений прп. Исаака. 864 На томе стоит ошибочный номер 23. На одном из экземпляров тома из библиотеки МДА на титульном листе номер зачеркнут карандашом и сделана приписка: «не соответствует, по указателю (?) Т. 24». В каталоге читального зала в разделе Б 3 (Патрология) указывается, что этот том значится как 24. 865 В греч. переводе «первого тома» (с которого, в основном, и сделан русский перевод) отсутствуют сирийские слова (по изд. Беджана): 19, 20, 21, 54 (переведены еп. Иларионом (Алфеевым) , ср. далее), 46, 76, 77 (переведены С.С. Аверинцевым . См.: От берегов Босфора до берегов Евфрата/Пер., предисловие и комментарии С.С. Аверинцева. М.: Наука, 1987. С. 288294. [Переизд.: Многоценная жемчужина: Преп. Ефрем Сирин , свят. Григорий Богослов , Палладий Еленопольский , преп. Роман Сладкопевец , преп. Исаак Сирин , преп. Иоанн Дамаскин , преп. Феодор/Пер. С.С. Аверинцева. К.: Дух 2003. С. 199208]); 21, 23, 24, 26, 29, 31, 49, 56, 71, 75 (не переведены на русский). В греч. переводе добавлены вместо опущений четыре слова Иоанна Дальятского (по греч. изд. это слова 2, 7, 29 и 43, а по рус. пер. это слова 8, 9, 20 и 68). Кроме того, слово 55 (по рус. пер.) принадлежит Филоксену Маббугскому. Подробнее см.: Иеромонах Иларион (Алфеев) . Творения преподобного Исаака Сирина в греческом и русском переводах: послесловие к публикации новооткрытых текстов// Церковь и время 1998. 4 (7). С. 146178 (статья, особенно см.: С. 158165), 179187 (перевод с сир. слов 1921, отсутствовавших в греч. переводе), 187191 (перев. с сир. слова I, 55=II, 17, соотв. по рус. пер. слову 32, с указанием основных расхождений с греч. переводом). Таблица соответствий номеров сир. и греч. текстов имеется в англ. переводе (с сир.) «первого тома» (Amsterdam, 1923; подробнее см. в CPG).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

48. Согласно Л. Денисову (Монастыри…, с.558–559; Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского. М., 1904, с.374–379), преп. Серафим впервые явил в это время свой дар ясновидения, предсказав за семьдесят два сода основание монастыря. 49. 13 августа 1786 года (51 верх). Но, согласно Патерику (с.72 низ), Иосиф умер в 1785 году. 50. Нет оснований считать, будто игумен Нифонт был враждебно настроен к отшельничеству как таковому. 51. Патерик именно потому уточняет, что в последние годы жизни отшельник Марк каждое воскресенье приходил в церковь, так как это не было общим правилом. 52. Патерик, с. 156 1/3. Вероятно, этот старец Александр и есть наш отшельник, так как Иларион, автор письма, был преп. Серафиму другом и сотрудником. Бывший валаамский монах и, вероятно, келеиник Назария, он стал духовником Саровского монастыря. 53. Денисов Л. Житие…, с.91; Монастыри…, с.763–764. 54. Вероятно, именно с 1825 года, когда преп. Серафим взял на себя заботы о материальном благополучии Дивеевской общины, он начал принимать приношения и его келья превратилась в склад различных припасов, которые сестры постепенно забирали. 55. См. выше примеч. 3 к стр. 50. 56. Денисов Л. Житие…, с. 148–153. 57. д Протоиерей С. Четвериков. Старец Паисий Величковский, с.206. 58. Дата взята из Патерика (с.178); Иона — будущий игумен Исайя II. 59. Протоиерей С. Четвериков. Там же, с.261 низ. 60. Там же, с.252 верх и 218, примечание. 61. Некая Протасова — имя, фонетически почти идентичное — не смогла добиться от преп. Серафима позволения сделать его портрет (496 низ). Ее дочь стала монахиней в Дивееве. Но, согласно хронологии и семейному положению, речь идет о другом лице (244 1/2 — 247 2/3). 62. П. С. Казанский посвятил этому монастырю заметку в «Православном журнале» (фев., 1878). Рецензию на нее можно найти в журнале «Странник» (1878, 63. Денисов Л. Монастыри…, с.535–536. 64. Денисов Л. Монастыри…, с.551–553. 65. Концевич И. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970, с. 551–553. 66. Мысль, высказанная протоиереем Всеволодом Рошко довольно спорная. Хотя преподобный Серафим, опекая Дивеевскую обитель, отступал от одного из основных аскетических правил, предписывающего монахам всячески избегать общения с женщинами. Его заботы о дивеевских монахинях вызвали соблазн не только среди саровских монахов, но и среди епископата и мирян (прим. сост.).

http://predanie.ru/book/216406-prepodobn...

Муравьев А. В., Немировский А. А., 2012=Муравьев А. В., Немировский А. А. От Ниневии до Сузианы: заметки о топографии Месопотамии в сирийских источниках//Вестник древней истории. – 3 (282). – 2012. С. 67–77. Муравьев А. В., 2012=Муравьев А. В. «Послание к авве Симеону» в сборнике σκητικο λγοι Исаака Сирина : история одного псевдоэпиграфа//Вестник древней истории. – 4 (283). – 2012. С. 49–62. Минов С. В., 2012=Минов С. В. Иранские мотивы в “Пещере Сокровищ” и проблемы аккультурации сирийских христиан в Сасанидской империи//Символ. – 61. – 2012. С. 9–70. Бумажнов Д. Ф., 2012=Бумажнов Д. Ф. Мир, прекрасный в своей слабости: Св. Исаак Сирин о грехопадении Адама и несовершенстве мира по неопубликованному тексту Centuria 4,89//Символ. – 61. – 2012. С. 177–194. Кессель Г. М., 2012 a=Кессель Г. М. Шемон д-Тайбуте и его письменное наследие. Избранные главы из «Книги благодати»//Символ. – 61. – 2012. С. 195–213. Kessel G. M., 2012 b=Kessel G. The importance of the manuscript tradition of the ‘Book of Grace’ for the study of Garšn//Parole de l’Orient. – 37. – 2012. P. 199–222. Kessel G. M., 2013=Kessel G. New manuscript witnesses to the ‘Second part’ of Isaac of Nineveh//Studia Patristica. – Vol. 64. – 2013. P. 245–257. Wood P., 2013=Wood P. The Chronicle of Seert: Christian Historical Imagination in Late Antique Iraq. – 2013. Сидоров А. И. , 2013=А. Сидоров. “Главы о любви” преп. Максима Исповедника как шедевр древнецерковной святоотеческой письменности//Преподобный Максим Исповедник . Главы о любви/Пер. и коммент. А. И. Сидорова . – М.: Сибирская Благозвонница, 2013. С. 3–6. Митр. Иларион (Алфеев) , 2013=Митр. Иларион (Алфеев) . Духовный мир преподобного Исаака Сирина . – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви: Вече, 2013. – 6-е изд. – 440 с. Scully J., 2013=Jason Scully. Isaac of Nineveh " s contribution to syriac theology: an eschatological reworking of greek anthropology: PhD thesis. – Milwaukee, 2013. – 273 с. Митр. Иларион (Алфеев) , 2014=Митрополит Иларион (Алфеев) . В поисках духовного жемчуга. Преподобный Исаак Сирин и его творения//Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 16–43.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

Скорбите о своем начальствовании, и приходят вам мысли, не согрешили ли вы тем, что взялись за это непосильное для вас дело. — Смотря на обстоятельства, при которых вы приняли начальствование, можно положительно сказать, что не согрешили. — А что дело это для вас непосильное, то нужно сказать правду, что оно и ни для кого из настоятелей непосильное. Но если вы во всем будете возвергать печаль свою на Господа и от Него Единого искать и ожидать помощи и вразумления, то Сам Господь невидимо будет управлять и вами, и вашими делами, так что вы сами будете в чувстве своего сердца восклицать: «дивны дела Твои, Господи! Вся Премудростию творил, и теперь творишь со мною грешною и недостойною рабою Твоею!» Того ведь только и ищет от нас Господь, чтобы мы смирились, чтобы сознали свое бессилие, свое ничтожество, свое окаянство, свою никуда-негодность и всем сердцем обращались бы к Нему, и всеусердно просили у Него помощи, как Он Сам говорит чрез святого пророка Давида: «Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославити Мя» (Пс. 49, 15). И еще говорил: «Сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). И святой апостол Павел о себе сказал: «егда немощствую, тогда я и силен» (2 Кор. 12,10), т. е. силен всесильною благодатиею Божиею. — Когда человек в чувстве сердца, как беспомощный ребенок, взывает ко Господу: «помози, пощади, спаси!», тогда Господь, по беспредельной Своей благости, не может не внять гласу с плачем призывающего грешника. И Сам Он сказал в утешение нам грешным: «скорее забудет мать исчадие Свое, Аз же не забуду» (Ср.: Ис. 49, 15). Итак, достопочтеннейшая Матушка, да не смущается сердце ваше, ни да устрашает вас начальствованием вашим, только старайтесь жить и действовать по совести. Даже и в случае преткновений не унывайте, а приносите Господу покаяния с твердою надеждою на милосердие Божие (преп. Иосиф). Вопрошала, как тебе поступить касательно желания м. И. вручить тебе казначейское послушание и относительно тех трех лиц, которые не желают оного? И пишешь, что ты уже просила м. Игуменью уволить тебя от сего назначения. Отказываться самой не следует, и если м. Игуменье угодно будет поручить тебе должность — прими с покорностью воле Божией; сердцем начальницы располагает Бог. Касательно же той монахини, старающейся очернить тебя, — не давай вины ищущим вины. А благодетелям ее, если придется, можно сказать, что ты ничего не знаешь и ничего не ищешь. Молиться за них и стараться быть к ним ласковой, — как ты делаешь, — это хорошо, продолжай так делать (преп. Иларион).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010