Скачать epub pdf Январь Максим Исповедник, св. Вопросоответы к Фалассию: [Вступление. Предисловие св. Максима к Фалласию]/Пер., предисл. С.Л. Епифановича//Богословский вестник 1916. Т. 1. 1. С. 1–16 (1-я пагин.). (Начало.) (Quaestiones 1 ad Thalassium) —1— Известное под таким сокращенным названием огромное сочинение преп. Максима, занимающее первое место в издании его творений, в хронологическом отношении является одним из позднейших его произведений, почти что подведением итогов его подвижнической жизни. Ранее этого сочинения написано было другое весьма содержательное и лишь немного уступающее ему по объему сочинение Ambigua, πορα ες Γρηγριον, «Изъяснение трудных мест в словах св. Григория Богослова ». 2 Ранее его также, по-видимому, написаны «Истолкование молитвы Господней» и «Мистагогия» (толкование на литургию), примыкающие по общему своему характеру к Ambigua. Не говорим уже о «Слове подвижническом» и «Главах о любви» 3 , которые в виду их сравнительно примитивного характера можно считать самыми ранними произведениями св. отца, и с которых собственно лучше всего было бы начинать изучение и чтение преп. Максима, чтобы под его собственным руководством войти в содержание его глубокомысленных созерцаний. Как сравнительно поздно написанное сочинение, рассчитанное притом на читателей, знакомых с предшествующими сочинениями —2— преп. Максима 4 , Вопросоответы к Фалассию могут на первых порах представить немало затруднений для начинающего читателя, незнакомого, напр., с учением св. отца о практической философии (деятельном любомудрии), т.е. подвижнической жизни, – о чем можно составить себе представление по Слову подвижническому и Главам о любви, – или с учением о «естественном (духовном) созерцании» бытия и заключенных в нем λγοι-идей и пр., – о чем подробно говорится в Ambigua. Но при достаточной углубленности все же и подобного рода трудности могут отпасть сами собою. Вообще же говоря, начать чтение преп. Максима с Вопросоответов интересно в том отношении, что это сочинение, как завершительное в ряду мистико-созерцательных творений преп. отца, знакомит с высшими плодами его духовной жизни и потому заслуживаем особенного внимания. Не даром и сам преп. Максим уделил ему исключительное внимание 5 , о чем красноречиво говорят и размеры сочинения, – это самое большое из всех творений св. отца – и приложенные к нему самим автором схолии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Предчувствие скорбей Пишешь, что тебя тяготила тоска и предчувствие какого-то неожиданного сильного прискорбия. Ничего не должно предугадывать вперед, а должно все, что Господу угодно будет послать, принимать и считать за великую милость Божию (преп. Иларион). Что же касается до вашего предчувствия, что имеете страх или боязнь в сердце, то, кажется, к вашей любви неоднократно писал, что... таковых чувств понуждаться не должно, а когда кто и понуждал себя, то впадали во искушения... (преп. Лев). Прелесть ...Изволите ли знать, что есть прелесть; прелести суть разнообразные имеют действие, по мере возношения ума и сердца помрачается ум и пленяется в мнение и от занятия собой, и само мышление верует мнениям и мечтам, представляемым ему от всеобщего врага — диавола, и сим изступает и произносит те нелепости, как ему представляется от мнения и мечт, и сие значит прелесть (преп. Лев). Главная причина прелести во всяком случае есть гордость и самочиние (преп. Макарий). Жаль бедную девушку, что она впала в такое омрачение, считает ненужным молиться, потому что молится только устами, а сердце холодно, и никак ее не убедишь, а все находится в своем мнении; кажется, это прелесть. Она, верно, имела теплоту в молитве и увлеклась оною, что заметно из слов матери, ибо она говорила ей, что ничего бы так не желала, дабы только быть свободною и молиться Богу. Должно быть, наказательное попущение, но силен Господь и помиловать ее, и дать ей чувство смирения... (преп. Макарий). О молитве повторяю вам, что самое то, что думать иметь действие благодати от теплоты, уже есть и прелесть: «Царствие Божие не приходит с соблюдением» (Лк.17, 20). Исполнением заповедей Божиих уготовляйте сердце ваше, очищая оное от страстей, и нисходите в глубочайшее смирение, познавая и видя свою немощь, и когда будете иметь залог смирения в сердце вашем, то оное будет уже безопасно от обольщения вражия, и сама благодать Божия напишет в нем свои законы. Святые, имевшие благодать в себе, считали не у достигших себя оной, и самое это смирение сохраняло их в безопасности, а кто думал иметь благодать, тот был водим гордостью и обольщался... (преп. Макарий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Суеверия Верить приметам не должно. Нет никаких примет. Господь управляет нами Своим Промыслом, и я не завишу от какой-либо птицы, или дня, или другого чего-либо. Кто верит предрассудкам, у того тяжело на душе. А кто считает себя в зависимости только от Промысла Божия, у того, наоборот, на душе радостно (преп. Никон). От очес призора, от ревности и зависти и от невидимых духов молится священник избавить родительницу и новорожденного. Значит, сомневаться в дурном глазе не­льзя. Но употреблять воду, в которую опускают горячие угли с молитвою, и кропить этой водой суеверно и грешно. У нас есть на то крещенская вода. Также грешно и суеверно располагать занятия по месяцу или луне (преп. Амвросий). Суждение о людях ...Спрашиваешь, если спросят твоего мнения о чьем-нибудь характере, то как тебе отвечать: правду ли или придумать еще какой ответ. Ежели правду, то не будет ли это осуждением? — Должно стараться о всех людях иметь хорошее мнение. Один Бог — Сердцеведец, мы же о людях безошибочно судить не можем (преп. Иларион). Супружество О вступлении вам в супружество я с вами довольно говорил лично: ежели не имеете сил к перенесению брака и находится в опасности чистота ваша, а также и к поддержанию домашнего порядка, в присмотре за детьми и хозяйству вам нужно хозяйку, то можете приступить, помолясь Господу и Пречистой Деве Богородице послать вам по сердцу супругу благонравную и чадам вашим матерь, пекущуюся об их воспитании, и буде находиться к которой мир в сердце вашем, то и можете делать предложение из назначенных вам девиц, кроме первой, которая находится вам в близком родстве, по правилам святых отцов; нынче, может быть, и позволят, но счастья не может быть от сего брака, а ищите, чтобы было Божие благословение на (преп. Лев). ... с благословением родительским приступают к сему священному таинству, тех всячески Премилостивый Господь устраивает их судьбу по Своей воле: бракосочетание и бывает благоприятно не токмо сочетающимся, но и семейству, и всем... (преп. Лев). ...Маменька ваша приготовляет вас к поприщу новой жизни, желает вас выдать в замужество, но, как мне известно, что ваши родители ошибки едва ли могут сделать в сочетании вам избрать супруга, то и советую вам расположиться на их волю по заповеди сей: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будеши на земли» (Исх. 20, 12). Сия заповедь явно доказывает небесную славу получить и земное блаженство тем, кои чтут своих родителей в благом деле, что они вам стараются доставить. И при оказании вашего послушания родителям, я надеждою питаю себя, что вы утешать будете родителей благонравным образом жизни (преп. Лев).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

3) Об остальных учениках преп. Иосифа и архиеп. Геннадии (стр. 31–32). 4) О князе Андрее Голенине (стр. 127–132). 4) О пребывании преп. Иосифа в монастыре, о голоде и кн. Андрее (стр. 32–33). 5) О пребывании преп. Иосифа в своем монастыре, о голоде и кн. Андрее (стр. 108–120). 5) Об участии преп. Иосифа на московских соборах (стр. 34–39). Трудно сказать сейчас с уверенностью, какая из двух редакций является наиболее первоначальной. Но, принимая во внимание большее соответствие заглавия жития самому тексту в списке XVI в. изд. Белокурова 2902 , большую ло- —175— гичность здесь в распределении материала и, наконец, архаичность некоторых слов и выражений именно в списке Овчинникова 2903 , можно предположить, что издание С.А. Белокурова передает житие ближе к протографу, чем изд. К.И. Невоструева . В 1886 году рассматриваемое житие было переведено на русский книжный язык по изданию К. Невоструева . Но при переводе не преследовались цели ученые и главным намерением издателей, очевидно, было – дать просто душеполезное чтение. В области историко-литературного изучения жития доселе остается нерешенным интересный и важный вопрос об его «неизвестном» авторе. Четыре дошедшие до нашего времени списка жития не проливают света на эту загадочную личность. Попытки же ученых разгадать анонима не идут дальше общих рассуждений на этот счет и произвольных гипотез. Так, П.С. Казанский 2904 замечает, что автор жития не был очевидцем преп. Иосифа, но очень хорошо знал его жизнь и жизнь его учеников. То же самое, почти буквально, повторяет Филарет Черниговский в своем «Словаре» 2905 . – К. Невоструев характеризует автора, как человека, хорошо знавшего «не только деяния и подвиги и внешние отношения преподобного, но и дух и сокровенные его беседы». Язык автора К. Невоструев считает темным и трудным «по употреблению многих древних слов и оборотов речи» 2906 . – В.О. Ключевский 2907 , признавшись, что «очень трудно разъяснить личность любопытного неизвестного биографа», все же делает предположение о Зиновии Отенском , как авторе анонимного жития. –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тело наше создано из той же земли, и сколько человек ни старается очищать себя от страстей, страсти опять проникают, как дурная трава. Опять обратимся к огороду, который, если плохо огражден, то козы и свиньи повреждают растение. А птицы могут летать и чрез ограду. Огородник должен за всем этим следить и сохранять растение. А христианин должен сохранять плоды духовные от мысленных птиц, которые преобразуются иногда и в других животных. Праотцу на­шему сказано: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19) (преп. Амвросий). Из твоей исповеди вижу, желая исполнять мои советы, борьбу имеешь со сном и помыслами, — да поможет тебе в этом Господь. А чтобы избавиться от многого сна, пишешь, стала есть не досыта и, выходя из-за обеда многоалчущей, смущаешься, что не имеешь и делаешь это без моего благословения. Многоалчущей не надо быть, а употребляй пищу за обедом умеренно, ужин оставлять совсем тоже не надо, наблюдай тоже воздержанность и ешь менее обеда... Вычитывая утреннее правило, чувствовала особенное сокрушение и усердие, после же во весь день борима была помыслами гнева и злопамятства. Сим не смущайся. Святой Исаак Сирин говорит: «аще молишься якоже подобает, — жди якоже не подобает», — так и с тобой случилось (преп. Иларион). Братолюбие Да даст Господь разум и силы друг друга тяготы носить и тем соблюдать закон Христов, любовь и мир. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои (преп. Моисей). ...Немощи душевные должно носить благодушно без огорчения. Ибо если кто болен телом, то не только на него не огорчаемся, но еще и служим тому всяким образом, то таким образом надо и в душевных недугах поступать (преп. Моисей). Опыт указал мне такое правило: если кому нужно сделать выговор или замечание, то надобно прежде в сердце помолиться за него Богу. Думаешь иногда, что брат тот не примет замечания, а если помолишься за него сперва, то, смотришь, сверх ожидания он и замечание выслушает спокойно, и исправление бывает (преп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Господь ждет: куда склонится наше сердце — сохранит верность Ему или предаст Его из-за временной сласти греха. Сказали святые отцы: «отсеки помысел — отсечешь и все». Очень важно помнить, что всяким согласием с грехом, а через грех и с бесами, мы предаем Господа, предаем Его за мерзостную цену греха. Кого и на что мы промениваем?! Личное несогласие на грех и борьба против него молитвою и исповедью — необходимы (преп. Никон). Тщеславные помыслы необходимо объяснять, тем только и можно их победить (преп. Иларион). Твои слова «я и сама вижу, что действие вражие, а не соодолею помыслу злобному» оттого, что не имеешь оружия: самоукорение и смирение (преп. Лев). Гордым и самонадеянным помыслам о совершенстве противопоставляй крайнее смирение пред Богом и людьми, выставляя себе прямо на вид, что ты и устной молитве еще не научилась, и келейного правила не исполняешь. Откуда же вдруг явилось совершенство? (преп. Амвросий). Многоразличные внушения вражий считай наравне с хульными помыслами и старайся презирать их, молясь псаломским словом: «Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии (мыслящии) ми злая» (Пс.69, 2—3). Когда же будут враги внушать похвалу и гордостное возношение, то продолжай следующий стих, глаголя: «да возвратятся абие стыдящеся глаголющий ми: благоже, благоже» (Пс.69, 4). Также приличное и в приличное время произноси из 39-го псалма, начинающегося так: «терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою» (Пс.39, 2) и прочее по избранию до конца. Иногда же против гордых помыслов молись, как молился некто из древних отцев, глаголя: «Господи, чужд есть всякого блага и исполнен есть всякого зла: помилуй мя единым милосердием Твоим». И повторяй это много раз, если возможно, с земным поклонением. Главное же, старайся удержать веру и упование спасения, что Господь хочет всем спастись и в разум истины прийти. Враг же немощной только силится удалить человека от спасительного пути разными нелепыми внушениями, и устрашениями, и возможными искушениями, чтобы как-нибудь поколебать человека и отвратить от истинного пути, и хотя он иногда, как лев рыкая, ходит ища кого поглотить, но святой апостол Петр увещевает противиться ему твердою верою и упованием на Господа, что Он не оставит нас и силен упразднить и разрушить все козни вражии, как слышим часто в тропаре мучеников, которые, имуще крепость от Господа, мучителей низложиша и сокрушиша демонов немощные дерзости (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Симеона лежащим на земле, как бы мертвым, не могущим ни говорить, ни двигаться. Посему, взяв губку, настоятель намочил и обмыл ею уста лежавшего и вложил в них божественные тайны. Укрепленный таким образом, блаженный встал, принял несколько пищи, салата и цикория, вкушая понемногу. Вассон чрезвычайно был изумлен, и пришел к своей пастве, рассказал об этом великом чуде. С того времени, как он пробыл «40» дней без пищи, вот уже 28 лет он ежегодно в св. четыредесятницу постится подобным же образом: время и постоянное упражнение сделали для него этот труд менее тяжким. Первые дни обыкновенно он проводил в стояниц и псалмопении, потом, когда тело, по причине голода, не могло более переносить стояния, сидя совершал служение Богу, а в последние дни даже ложился. Истощая и истрачивая мало-помалу силу, он принужден бывал прилечь и лежал иногда как бы мертвый. После же того, как стал на столп и решился уже не сходить с него, придумал особый род стояния: прикрепив к столбу перекладину и потом привязав себя к этой перекладине веревками, старец таким образом проводил 40 дней. Впоследствии, получив свыше большую благодать, он стоял 40 дней, не вкушая пищи, но подкрепляемый ревностию и божественною благодатию». (Из кн. «Истор. боголюб.», бл. Феодорита, еп. киррск., стр. 203 – 5). VI. Преп. Иларион принимал пищу иногда чрез 3, иногда чрез 4 дня. VІІ. Преп. Савва вкушал пищу чрез 5 дней. VIII. Св. Симеон Дивногорец еще в самом нежном детском возрасте, шести лет от роду, уже постился по 7 дней. Во всю жизнь потом он держался правила – вкушать чрез 3 дня, иногда чрез 7, иногда чрез 10 дней. IX. Ор вкушал раз в неделю; также постился и преп. Макарий алекеандрийский по св. четыредесятницам. X. Преп. Паисий 5 дней в неделю постился, а в субботу и воскресенье подкреплял себя скудною пищею. XI. Преп. Виссарион часто проводил без пищи целую неделю, а иногда и 40 д. XII. Преподобные: Герасим, Анин и Феодор Сикеот во всю св. четыредесятницу ничего не вкушали, подкрепляя себя только причащением св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пишешь, что прежде употребляла пищу в Великую Пятницу, и несмотря на это изнемогала от поста, теперь же, благословившись от меня, совсем ничего не вкушала в Великую Пятницу и не чувствовала ни слабости, ни головной боли, и приписываешь это мне. Не от меня это, а по твоей вере Господь тебе помог и укрепил... (преп. Иларион). Посты непременно надо соблюдать, в среду и в пятницу, и весь Великий пост. Вот теперь Страстная неделя, и ты непременно постись... Непременно постись! (преп. Анатолий). ...Задерживай себя от снеди и пищи сколько можно и старайся кушать умеренно легкой и известной вам пищи (преп. Лев). А что вы вопрошаете мою худость и просите моего недостойного благословения, дабы вам единожды в день есть в вечер сухоядение, то и на сие заочно моих сил недостает о сем сорассудить, не знавши потонку ваших там дел и между собой с сестрами... Но только, хотя вы несколько и заметили, что от такового пищеупотребления бывает вашим чувствам и телу движениям облегчение, но, однако, хотя я и согласую с сим, но не дерзаю един соизволить вам на сие. Но проси Матушку, ей вы там виднее и ваши сообращения, и ежели ей Бог возвестит и попустит, то и я благословляю, и ежели же после усмотрите, что вы сим будете вредиться (то есть гордиться), то она, и не относясь со мною, может вам и паки сие оставить... Я не знаю, что для вас тяжелым покажется, что не досыта наедаться, а видно из многих святых, что наиболее советуют употреблять и алкать... и утверждают за полезное, но и вашей меры не опровергают... Но как выше сказано, Матушка поблагословит, так и располагайся... (преп. Лев). На вопрос: «Не все ли равно Богу, какая пища?» — старец ответил: «Не пища имеет значение, а заповедь, Адам изгнан из рая не за объедение, а за вкушение только запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть что хочешь и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность» (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

...Насчет рассеянности или любезничанья с посетителями, то хотя и приятна для всех ласковость и приветливость, но когда оные служат для других побуждением к непристойным побуждениям, то полезнее себя удерживать от рассеяния, ибо скромное обхождение девы лучше всего (прей. Антоний). ...С кавалерами сидя, блюдите себя — хранить свои очи и уши, чтоб чрез сии растворенные двери какая гадина не заползла в сердце, т. е. нечистое и похотное воображение (преп. Антоний). ...Пишешь, что боишься того, что по новому послушанию твоему тебе иногда приходится входить в с мужеским полом, хотя от того пока и не чувствуешь вреда. Надо бояться и остерегаться... (преп. Иларион). Как и Спаситель сказал: «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5, 28). — А потому должно остерегаться и этих тонкостей и строго смотреть за собой. — Радость, так же как и слезы, может иногда происходить тоже от блудной страсти (преп. Иларион). ...А что вам было за ваше (высокоумие) и самомнение попущено, было и бесовским действом... в означенное время представлялось вам, что на вас даже и никто не смотрит... Вопрошу я, недостойный, вас, что вам за таковое желание, для чего вам хотелось, чтобы на вас многие смотрели? И какое вам было бы удовольствие, что на вас все свои взоры обратили бы и смотрели, воистину телесного удовольствия, кажется, не может быть, а душевное устроение, то есть тщеславие и высокое о себе мнение, до избытка повредит, и ум оскверня, и тело в сладострастное ощущение вложа, и всего себя мыслию и чувствами оскверня и других, которые на вас и на ваше лицо с похотью зрящих и мысленно с вожделением похотевших, и, по Христову словеси, уже любодеевших в сердце своем, и таковым преподавши соблазн, и впадаем в обоюдный грех, и сугубо за сие будем на Страшном Суде за таковые претыкания. И таковую обоюдную опасность сознавши, да соблюдем себя и прочих, юных и слабостью недугующих, дабы от зрения на вас не повредить, но да помним то, что вы дева и обязаны девство свое непорочно сохранять, и не только едино тело от действия блуда, но и ум и сердце от скверных помыслов и от тех сладострастных мечтаний... Но только смотри, моя любимая духовная дочь, и не предприми сих моих ясных доказательств себе в противоположную сторону, ибо я писал и объяснял вам сие не с тем, чтобы от сего внявши, и вдались бы в безмерную печаль и пагубнейшее отчаяние! Но Премилосердый Господь да сохранит вас от сего, но я пишу сие для вашего смирения, дабы вы сами в себе не мечтали и не тщеславились тем, что я настоящая и целомудренная девица, но считали бы себя за мысленную блудницу, и сим много себя будем обуздывать не только от осуждения других, но и посмирней о себе будешь мудрствовать, и благодушнее пребудешь переносить находящие неприятности! Но и пагубнейшие мнения и самосмышления тогда места не обрящут в вашей душе и всех чувствах (преп. Лев).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Глава III. Восточно-христианская литургическая поэзия IV–VI веков Гимнографическое творчество преподобного Ефрема Сирина У истоков создания годового круга богослужебной поэзии Православной Церкви стоит легендарная личность византийского гимнографа VI в. преподобного Романа Сладкопевца. Его композиции – так называемые «кондаки» – легли в основу многих богослужебных текстов, употребляемых в Православной Церкви. Уникальность преп. Романа заключается в том, что, в одинаковой степени владея сирийским и греческим языками, в своем творчестве он сумел ассимилировать достижения семитской гимнографической традиции и перенести их на византийскую почву. Результатом этого явился своеобразный поэтический стиль, в котором переплелись элементы народной греческой поэзии и традиционных для сирийской поэзии жанров. По мнению Э. Веллеша, на формирование жанра кондака у преп. Романа Сладкопевца оказали влияние три поэтических жанра, употреблявшиеся сирийскими гимнографами, – мемра, мадраша, согита. Мемра представляла собой стихотворный парафраз прочитанного на утрени Евангелия; мадраша – многострофное произведение учительного характера с акростихом и рефреном; согита – поэму, построенную на монологах и диалогах действующих лиц. Веллеш считает, что от мемры Роман заимствовал сам принцип связи поэмы с Евангелием, от мадраши – форму поэмы из многих строф с рефреном, а от согиты – приемы драматургии 390 . Все три указанных жанра использовал в своем творчестве наиболее знаменитый сирийский гимнограф – преп. Ефрем Сирин . Именно его гимны и метрические проповеди стали «соединительным звеном» между палестинско-арамейской традицией и византийской учительной литературой 391 . Преп. Роман Сладкопевец был знаком с творчеством Ефрема и многое заимствовал у него как в области поэтического мастерства, так и в плане развития отдельных литературных сюжетов и богословских тем. Сочинения св. Ефрема были известны преп. Роману не только в греческом переводе, как то представлялось некоторым ученым 392 , но и в сирийском оригинале 393 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010