Господь ждет: куда склонится наше сердце — сохранит верность Ему или предаст Его из-за временной сласти греха. Сказали святые отцы: «отсеки помысел — отсечешь и все». Очень важно помнить, что всяким согласием с грехом, а через грех и с бесами, мы предаем Господа, предаем Его за мерзостную цену греха. Кого и на что мы промениваем?! Личное несогласие на грех и борьба против него молитвою и исповедью — необходимы (преп. Никон). Тщеславные помыслы необходимо объяснять, тем только и можно их победить (преп. Иларион). Твои слова «я и сама вижу, что действие вражие, а не соодолею помыслу злобному» оттого, что не имеешь оружия: самоукорение и смирение (преп. Лев). Гордым и самонадеянным помыслам о совершенстве противопоставляй крайнее смирение пред Богом и людьми, выставляя себе прямо на вид, что ты и устной молитве еще не научилась, и келейного правила не исполняешь. Откуда же вдруг явилось совершенство? (преп. Амвросий). Многоразличные внушения вражий считай наравне с хульными помыслами и старайся презирать их, молясь псаломским словом: «Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии (мыслящии) ми злая» (Пс.69, 2—3). Когда же будут враги внушать похвалу и гордостное возношение, то продолжай следующий стих, глаголя: «да возвратятся абие стыдящеся глаголющий ми: благоже, благоже» (Пс.69, 4). Также приличное и в приличное время произноси из 39-го псалма, начинающегося так: «терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою» (Пс.39, 2) и прочее по избранию до конца. Иногда же против гордых помыслов молись, как молился некто из древних отцев, глаголя: «Господи, чужд есть всякого блага и исполнен есть всякого зла: помилуй мя единым милосердием Твоим». И повторяй это много раз, если возможно, с земным поклонением. Главное же, старайся удержать веру и упование спасения, что Господь хочет всем спастись и в разум истины прийти. Враг же немощной только силится удалить человека от спасительного пути разными нелепыми внушениями, и устрашениями, и возможными искушениями, чтобы как-нибудь поколебать человека и отвратить от истинного пути, и хотя он иногда, как лев рыкая, ходит ища кого поглотить, но святой апостол Петр увещевает противиться ему твердою верою и упованием на Господа, что Он не оставит нас и силен упразднить и разрушить все козни вражии, как слышим часто в тропаре мучеников, которые, имуще крепость от Господа, мучителей низложиша и сокрушиша демонов немощные дерзости (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1. «Толкование на Пятикнижие» включает экзегезис избранных мест из книг Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Рассуждая о сотворении мира, преп. Ефрем отвергает аллегорическое понимание шести дней творения: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание; непозволительно также говорить будто бы что по описанию сотворено в продолжение шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в писании сем представлены одни наименования – или ничего не означающие, или означающие нечто иное». Изъясняя повествование о завете Авраама с Богом, преп. Ефрем указывает на халдейский обычай заключения клятвенного договора, а в толковании на Втор.15:1 ссылается на египетскую традицию начертывать имена богов на человеческих телах. Ссылаясь на предшествующих толкователей, преп. Ефрем чаще опровергает их, чем соглашается с ними, поскольку он пользовался в основном нехристианскими толкованиями. «Толкование на Пятикнижие» является, вероятно, первым экзегетическим трудом преп. Ефрема, написанным после прибытия в Эдессу. Современная критика считает подлинными только комментарии св. Ефрема к книгам Бытие и Исход, остальные – неподлинными. 2. Из толкований преп. Ефрема на пророков дошли «Толкование на Книгу пророчества Исаии», «Толкование на Книгу пророчества Иеремии», «Толкование на некоторые места Плача Иеремии», «Толкование на Книгу пророчества Иезекииля», а также толкования на Даниила, Осию, Иоиля, Амоса, Авдия, Михея, Захарию, Малахию и Иону (последнее отсутствует в русском переводе). Подлинность этих толкований оспаривается современной критикой. Каждое из них представляет собой фрагментарное изъяснение отдельных стихов из библейских книг – своеобразные схолии к сирийскому переводу Библии . Книгу каждого пророка предваряет краткое вступление, где автор говорит о жизни пророка, используя сведения, почерпнутые из устного иудейского предания. Пророческие книги рассматриваются в историческом аспекте, причем автор обнаруживает прекрасное знание древней истории. Однако он не забывает отметить основные мессианские места. Так, например, «камень краеугольный» ( Ис.28:16 ) – это Иисус Христос; падение Вавилона ( Ис.21:9 ) – истребление греха Господом со времени Его Пришествия; «грех Иудин» ( Иер.17:1 ) – предательство Иудой Учителя. Встречаются аллегорические толкования: «масло и мед» ( Ис.7:15 ) – это закон Божий и «Божественные дары, обещанные святым душам»; пять египетских городов, превратившихся в один город ( Ис.19:18 ), – пять телесных чувств, совокупно направленных к добродетели и превращающихся в «град правды»; «павлин» ( Иер.12:9 ) – синагога иудейская. Помимо ссылок на еврейский текст, встречаются указания на греческий перевод Семидесяти (например, в коммент. на Ам.6:1 ; Зах.3:9–10 ; Зах.11:15 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

3) Об остальных учениках преп. Иосифа и архиеп. Геннадии (стр. 31–32). 4) О князе Андрее Голенине (стр. 127–132). 4) О пребывании преп. Иосифа в монастыре, о голоде и кн. Андрее (стр. 32–33). 5) О пребывании преп. Иосифа в своем монастыре, о голоде и кн. Андрее (стр. 108–120). 5) Об участии преп. Иосифа на московских соборах (стр. 34–39). Трудно сказать сейчас с уверенностью, какая из двух редакций является наиболее первоначальной. Но, принимая во внимание большее соответствие заглавия жития самому тексту в списке XVI в. изд. Белокурова 2902 , большую ло- —175— гичность здесь в распределении материала и, наконец, архаичность некоторых слов и выражений именно в списке Овчинникова 2903 , можно предположить, что издание С.А. Белокурова передает житие ближе к протографу, чем изд. К.И. Невоструева . В 1886 году рассматриваемое житие было переведено на русский книжный язык по изданию К. Невоструева . Но при переводе не преследовались цели ученые и главным намерением издателей, очевидно, было – дать просто душеполезное чтение. В области историко-литературного изучения жития доселе остается нерешенным интересный и важный вопрос об его «неизвестном» авторе. Четыре дошедшие до нашего времени списка жития не проливают света на эту загадочную личность. Попытки же ученых разгадать анонима не идут дальше общих рассуждений на этот счет и произвольных гипотез. Так, П.С. Казанский 2904 замечает, что автор жития не был очевидцем преп. Иосифа, но очень хорошо знал его жизнь и жизнь его учеников. То же самое, почти буквально, повторяет Филарет Черниговский в своем «Словаре» 2905 . – К. Невоструев характеризует автора, как человека, хорошо знавшего «не только деяния и подвиги и внешние отношения преподобного, но и дух и сокровенные его беседы». Язык автора К. Невоструев считает темным и трудным «по употреблению многих древних слов и оборотов речи» 2906 . – В.О. Ключевский 2907 , признавшись, что «очень трудно разъяснить личность любопытного неизвестного биографа», все же делает предположение о Зиновии Отенском , как авторе анонимного жития. –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ты, М. А., находишь в себе вину греха — самолюбия и не можешь его возненавидеть, да оно и во всех нас есть главная вина грехов; все от него: гордость, и тщеславие, и гнев, и сластолюбие, и сребролюбие, и зависть и прочее, но вообще мы называем гордость виною всех грехов; «где воспоследовало падение, там предварила гордость»,— пишет св. Лествичник. Так надобно наступать и на гордость, и на самолюбие, как на змию и скорпию (Лк. 10, 19), всегдашним самоукорением, видением своей худости, предпочтением ближних, приятием досад и укоризн, хотя и с болезнью, недоверием своему разуму, отвержением своей воли и прочее; на все это надобно иметь подвиг, и Бог поможет (преп. Макарий). Пишешь, поскорбела на слова наши, сказанные на случай перемены новых наметок опять на старые. — Не знаю, что ты нашла в этом обидного, не самолюбие ли твое было виною? А я думаю так, как Промысл Божий указывает нам, так и должны мы покоряться ему, хоть бы двадцать раз пришлось переменить свой костюм, что за беда (преп. Иларион). ...Да осмотримся со тщанием, не запутываем ли мы себя самолюбием и самосмышлением, то не нужно ли нам, по Апостольскому завещанию, «отложити всяку гордость и с терпением тещи на предлежащий нам подвиг» (Ср.: Евр.12,1) (преп. Лев). И нам бы Господь помог и укрепил нас воздержаться особенно от немощи самолюбия, которое более всего портит наше дело и препятствует душевному исправлению. — Как для мирских корень всему злу сребролюбие, так для монашествующих корень всему злу самолюбие, которого Господь и повелевает прежде всего отрещися: «иже хощет по Мне ити, да отвержется себе» (Мк.8, 34). — Самолюбие наше примешивается и противодействует каждому доброму делу, и портит, и растлевает оное, особенно же препятствует приносить чистую молитву Богу (преп. Амвросий). ...Советую вам... крепко держаться страха Божия и хранения своей совести, так как это более всего содействует христианину удерживаться на настоящем пути. — В случае же уклонения от заповедей Божиих врачевать себя искренним покаянием и твердою решимостью впредь обуздывать свое самолюбие, которое есть главная вина в нарушении заповедей Божиих и всего должного. — От самолюбия гневливость, от самолюбия осуждение и порицание других, от него негодование, и ропот, и самооправдание, и нехотение ничего потерпеть, а вследствие всего этого малодушие и оставление молитвенного правила и чтения духовного и прочего, что требуется от монаха (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

...Насчет рассеянности или любезничанья с посетителями, то хотя и приятна для всех ласковость и приветливость, но когда оные служат для других побуждением к непристойным побуждениям, то полезнее себя удерживать от рассеяния, ибо скромное обхождение девы лучше всего (прей. Антоний). ...С кавалерами сидя, блюдите себя — хранить свои очи и уши, чтоб чрез сии растворенные двери какая гадина не заползла в сердце, т. е. нечистое и похотное воображение (преп. Антоний). ...Пишешь, что боишься того, что по новому послушанию твоему тебе иногда приходится входить в с мужеским полом, хотя от того пока и не чувствуешь вреда. Надо бояться и остерегаться... (преп. Иларион). Как и Спаситель сказал: «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5, 28). — А потому должно остерегаться и этих тонкостей и строго смотреть за собой. — Радость, так же как и слезы, может иногда происходить тоже от блудной страсти (преп. Иларион). ...А что вам было за ваше (высокоумие) и самомнение попущено, было и бесовским действом... в означенное время представлялось вам, что на вас даже и никто не смотрит... Вопрошу я, недостойный, вас, что вам за таковое желание, для чего вам хотелось, чтобы на вас многие смотрели? И какое вам было бы удовольствие, что на вас все свои взоры обратили бы и смотрели, воистину телесного удовольствия, кажется, не может быть, а душевное устроение, то есть тщеславие и высокое о себе мнение, до избытка повредит, и ум оскверня, и тело в сладострастное ощущение вложа, и всего себя мыслию и чувствами оскверня и других, которые на вас и на ваше лицо с похотью зрящих и мысленно с вожделением похотевших, и, по Христову словеси, уже любодеевших в сердце своем, и таковым преподавши соблазн, и впадаем в обоюдный грех, и сугубо за сие будем на Страшном Суде за таковые претыкания. И таковую обоюдную опасность сознавши, да соблюдем себя и прочих, юных и слабостью недугующих, дабы от зрения на вас не повредить, но да помним то, что вы дева и обязаны девство свое непорочно сохранять, и не только едино тело от действия блуда, но и ум и сердце от скверных помыслов и от тех сладострастных мечтаний... Но только смотри, моя любимая духовная дочь, и не предприми сих моих ясных доказательств себе в противоположную сторону, ибо я писал и объяснял вам сие не с тем, чтобы от сего внявши, и вдались бы в безмерную печаль и пагубнейшее отчаяние! Но Премилосердый Господь да сохранит вас от сего, но я пишу сие для вашего смирения, дабы вы сами в себе не мечтали и не тщеславились тем, что я настоящая и целомудренная девица, но считали бы себя за мысленную блудницу, и сим много себя будем обуздывать не только от осуждения других, но и посмирней о себе будешь мудрствовать, и благодушнее пребудешь переносить находящие неприятности! Но и пагубнейшие мнения и самосмышления тогда места не обрящут в вашей душе и всех чувствах (преп. Лев).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Откуда же вдруг явилось совершенство? т.2, с. 78]. Помысел о совершенстве – прямой продукт гордости и ее сестры самонадеянности. Только крайнее смирение, в котором мы способны видеть свою неисправность даже в простейшем, каковым мы полагаем, например, устную молитву, способно нейтрализовать наше внутренне самопревозношение. Близки к гордым и тщеславные помыслы. Преп. Иларион говорит: Тщеславные помыслы необходимо объяснять, тем только и можно их победить т.2, с. 78]. Средство против тщеславных помыслов – анализ и объяснение их сущности. Когда мы видим, что тщеславие требует света без источника света, плодов без дерева и т.д., то сама нелепость этих требований останавливает в нас и развитие тщеславия. Дальше глубже: тот, кто до страсти любит земную славу, позабыл о славе Божией. Вот с этого пункта и надо давать оценки собственным поползновениям к тщеславию, чем оно и побеждается. Преп. Иларион дает наставление и в отношении помыслов самохваления: В помыслах самохваления – надо смотреть свои грехи и помнить, что без помощи Божией мы ничего доброго и полезного не сделаем, наши одни только немощи и грехи. – Скорби от игуменьи неси без роптания и молись за оскорбляющих тебя – не будет трудно т.2, с. 71]. Привычка мысленно говорить о себе в превосходных тонах возникает из постоянного рассматривания своих добродетелей. Сколь бы ни были они малы, но если ничего не видеть кроме них, они в наших глазах начинают расти и расти. По сути, старцы говорят просто: глубоко освой и прочувствуй, что без помощи Божией действительно, без малейшей натяжки, ничего доброго сделать нельзя («даже с мухами не сладим»). А если хочешь посмотреть на то, к чему действительно способен без помощи Бога, то посмотри на свои грехи. При помыслах самохваления такое рассуждение быстро отрезвляет. Все брани помысла нелегки, но есть среди них и тягчайшие. Преп. Никон замечает: Тягчайшие брани помысла: блуд, уныние. Надо смиряться. Смирение привлекает помощь Божию. Растлевающее действие блудных помыслов от услаждения ими – надолго отступает благодать Божия, привлечь которую опять можно только покаянием искренним и воздержанием от этих помыслов т.2, с.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/ucheni...

Как это понять и объяснить? Нам кажется, прежде всего объяснению описанного явления могут помочь воззрения на монашество преп. Феодора, главнейшего представителя студитов. Взгляд Феодора на монашество, как это отмечалось и ранее, самый возвышенный. Следуя вполне Псевдо- Дионисию Ареопагиту , монашеское пострижение он называл таинством, и приравнивал его к крещению. „Чин ангельский“ – монашество занимает первенствующее положение в церкви. Строгий ревнитель и исповедник иконопочитания, преп. Феодор возлагал особенные надежды на монашество в борьбе с ересью и справедливо; он воочию видел в монашестве опору истины и православия. Монахи обязаны страдать и терпеть для Бога, если отречение их от мира истинно и не тщетно. Они – пример для мирян. Монахи соль земли, „свет Византии, или, можно сказать, всего мира“ 1541 . Придавая такое значение монашеству и возлагая на него самые высокие надежды, преп. Феодор совершенно естественно пришел к мысли, что во время иконоборческой смуты или бури православные монахи вполне могут, даже обязаны заниматься покаянной практикой, налагать на обращающихся от ереси епитимии и очевидно осуществлять апостольское право вязать. Мы уже знаем, что епитимии, наложенной простым монастырским старцем, преп. Феодор придавал значение равное епитимии канонической, признавал ее „неизменной и непоколебимой“ 1542 . Далее. Его спрашивали пресвитер Иларион и монах Евстратий: „имеют ли они власть назначать епитимии?“ Пресвитер мог сомневаться в этом праве, потому что в древней церкви —31— полномочным совершителем покаяния признавались лишь епископы; еще понятнее сомнения монаха. Подвижник дает любопытный ответ. „Выше сказано, что им можно назначать ее. Но так как вопрос выражает, должно ли и не имеющему священства назначать ее за отсутствием пресвитеров и по вере приступающего, то (скажу, что) не противно правилам и простому монаху назначать епитимии“ 1543 . „Отсутствие пресвитеров“ можно здесь понимать в смысле недостатка православного священника, так как известно, что Феодор Студит не дозволял никакого общения с еретиками и прямо предписывал совершать крещение монаху или даже мирянину, если не найдется право славного священника, ибо по нужде и закону применение бывает ( Евр. 7:12 ) 1544 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

...Благодатное действие во отчаяние никогда никого не приводит, но преподает дар умиления, радость, долготерпение и душевный мир (преп. Лев). Прочел все твои писания и скажу тебе о действиях твоих, которые ты считаешь благодатными, мы не признаем их такими. Отец Амвросий и мы все не видели примеров таких у святых отцов и у всех благоугодивших Богу. Хорошо бы, если бы и ты понимала их в худую сторону, все эти действия, твердо знаем, что не прогневался бы на тебя за это Господь, если бы это было бы и благодатное и ты сочла бы его за неблагодатное и отвергла бы его. Потому ты сделала бы это так из страха, боялась бы, чтобы не прельститься, и ты это твердо знаешь, что не велено верить самому себе, как и святой Авва Дорофёй говорил своему помыслу: «анафема тебе и рассуждению твоему, аще, что ты веси, - от беса веси». — Сердечно бы желал, чтобы «следовало изменение в тебе, сознание себя недостойной всех этих действий (преп. Иларион). Написала ты, что благодатное состояние перешло, и опять молитва стала с рассеянностью. Этим не смущайся. Так бывает со всеми желающими жить благочестно. Господь порадует человека Своею благодатью, а потом оставляет человека при его немощных силах, чтобы, во-первых, он видел свое ничтожество, а во-вторых, чтобы не обленивался, а чтобы трудился с самопонуждением, ища и прося благодати. Написала еще ты, что прервала свою ночную молитву, чтобы не проспать утреню. Да, уж и Господь сказал: «Сие творите, и онаго не оставляйте» (Ср.: Мф.23, 23). Мне думается, что дать себе хоть краткий отдых — проще будет. Держись более самоукорения (преп. Иосиф). Живи, как живешь, и где придется, только не унывай и не малодушествуй, ожидая, что речет о тебе Господь. В затруднительном положении, в которое ставят тебя странности других, умудряйся: делай, как можешь, а другие пусть поступают, как хотят. Не знаешь, что отвечать, когда говорят, что нам дана благодать. Несомненно веруем, что А. и всем православным христианам при крещении дана благодать Божия, но действует и обнаруживается благодать сия по мере исполнения заповедей Божиих, из коих главная — смирение. Сказано: «от плод их познаете их» (Мф.7, 16), и смотри на плоды, особенно свои, каковы они (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Первый грех извинителен, а другой неизвинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал бы к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность. У нас в обители был такой случай. Один брат в постный день нашел у себя в кармане крошку сдобного пирога, величиною с кедровый орех, и подумал, что за важность, если я съем эту крошку, и съел. Но совесть тотчас же стала обличать его за сознательный грех. Объявил он об этом старцу о. Амвросию, и старец за эту крошку определил ему епитимию — положить 12 поклонов. А ваш полу-пирожок не крошка, и потому епитимия должна бы быть вам определена побольше немножко. Когда будете исповедоваться, скажите духовнику и этот грех, и попросите его наложить на вас хоть какую-либо епитимию для успокоения совести. Прочие грехи, не исключая нарушения поста в понедельник среди людей, не соблюдавших по понедельникам поста, тоже сказывайте на исповеди духовнику, хотя без епитимий (преп. Иосиф). ...Никто и ничто не может повредить человеку, если сам себе он не повредит, напротив, кто не уклоняется от греха, тому и тысяча спасительных средств не помогут (преп. Никон).  Д Дар любви ...Любовь и в самых скорбях находит и подает утешение, так, страдалицу нашу м. Тавифу любовь на тяжком одре от страданий утешает и укрепляет в духе, как видно это из ваших строк: она всегда покойна, весела и благодушием своим и вам всем утешение доставляет; благодарение Господу за ниспослание ей такового благодатно­го состояния, которое, можно сказать, уже есть преддверие той блаженной участи, которая ее ожидает... (преп. Иларион). Дарования Пишешь, что сожалеешь о том, что не имеешь слез в очищение своих согрешений, — слезы есть дар Божий, который, как и все дарования духовные, рождается от сми­рения, но искать прежде времени высоких дарований, не предочистив и не приготовив себя к сему смиренным деланием, исполнением Божественных Христовых заповедей и терпеливым несением скорбей, не только не полезно, но паче и вредно...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Исповедь ... повседневной исповеди твоей пишешь, что... чувствуешь в себе большую перемену и большую чувствуешь пользу, пиша о себе каждый день, и на сердце у тебя легко и хорошо, просишь объяснить твое недоумение, отчего с тобою так? В этом действует Таинство откровения, или исповеди, которую ты пишешь, объясняя о себе, как на духу. И сама ты видишь — томившая тебя страшная тоска по написании оставляет — и это всегда так бывает от откровения (преп. Иларион). За раскаяние твое да простит тебя Господь, и мы недостойные прощаем и разрешаем, но сие — в некоторое токмо тебе утешение, впрочем, непременно должна сказать духовнику, хотя не так подробно, но прикровенно, ибо там исполняется чин и читается духовника разрешительная молитва (преп. Лев). ...Что вы изволите вопрошать нашу худость с истинным откровением о прежних поползновениях, хотя которые и исповедовали духовникам, но бремя отягощений и от совести не облегчается, но обременяет и смущает, т. е. не удовлетворены как следует, и видно, что не так искусные духовники, коим вы исповедовали, и потому святые отцы духоносцы уставили в новоначалие пришедшим и желающим восприять монашеский ангельский образ, дабы от юности все свои согрешения генерально исповедали, и тем очистивши свою совесть и душу, и вновь положили новый фундамент, то есть очистивши и облегчившись от тяжкого бремени... Так я, многогрешный, и вашей любве советую просить и молить Премилосердого Господа и Бога, дабы послал вам Своим Промыслом такового духоносного отца, которому бы вы могли все свои от юности до сего возраста согрешения исповедать и который бы вам мог внушить и разъяснить важность оных, то хотя мы теперь и не в силах оных епитимию удовлетворить, то хотя достодолжным раскаянием и слезами удовлетворим, за оные и умилостивим Премилосердого Господа, дабы пооблегчил нас от тягости бремени и даровал бы нам бодрость и силу возмогати против всеобщего врага — диавола, и когда вас Господь по вашей вере и усердию удостоит таковым духоносцем и вы по вышеозначенному учините, тогда увидите внутрь своей души мир и радование сердца, и умиление, орошающее и утешающее вас утешением неоцененным (преп. Лев).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010