Строительные и отделочные работы проводились в течение трех строительных сезонов 1755- 1758 гг. Собор возвели благодаря всесторонней помощи управляющего Василькивским хозяйством Киево-Печерской лавры архимандрита Луки. Храм построен встиле украинского барокко — в плане он восьмиугольный и увенчан пятью куполами. Престол один – во имя Антония и Феодосия Печерских. В штат работников собора входили: настоятель храма, священник, дьякон, два псаломщики и проскурня. Возле собора также была возведена кирпичная колокольня, в которой устроили теплый храм во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Средства на это дело выделило управление при Святом Синоде. Финансовую помощь для возведения колокольни оказывали также и местные благодетели. В теплом храме был установлен один престол — во имя Главы Иоанна Предтечи. В 1895 году в один из куполов собора попала молния. Повреждения были настолько сильными, что купол пришлось ремонтировать. В 1905 году храм обворовали, в результате чего полицией проводилось следствие. В течение 1906-1908 гг. соборную церковь расширили, пристроили к главному входу в храм большой деревянный притвор. Он просуществовал до середины 80-х гг. XX ст., когда во время реставрационных работ его разобрали. В середине XX ст. в соборе в честь Антония и Феодосия Печерских хранились две иконы Богородицы, которые существенно выделялись среди других: первую(Чудотворную) передали храму из городка Ольшаница; другая удивляла прихожан своей уникальной иконописью. Очевидно, это именно о ней с таким увлечением писал Павел Алепський. Среди святынь собора был также серебряный крест, изготовленный 1730 г., с надписью, что он принадлежит замковой церкви св. Антония и Феодосия Печерских: «Св. Господь сооружися в церковь преподобного Феодосия Васильковскую замковую 1730 года, месяца июня». По материалам статьи А. Бабича «Собор собор газета 2011 Церковь Антония и Феодосия (1756-1758) квадратная в плане, с четырьмя полукруглыми апсидами, расположенными по сторонам света. По оси стен апсид в главном квадратном помещении стоят четыре опорных столба, несущие при помощи подпружных арок центральный купол.

http://sobory.ru/article/?object=19788

Благодаря своей богоугодной жизни, Феодосий приобретает духовный авторитет и в светской среде. Он пользуется уважением великого князя Изяслава, который любил с ним беседовать. А когда Святослав силой захватывает киевский престол, по праву принадлежавший его старшему брату, преподобный Феодосий не боится резко осуждать такую политику Святослава, вплоть до запрещения в своем монастыре поминания его имени. Феодосий скончался 3 мая 1074 года и был погребен в той пещере, в которой под руководством преподобного Антония начал свои подвиги. В 1091 году его мощи были торжественно перенесены в Успенский собор, а сам Феодосий Печерский в 1108 году был причислен к лику святых. 5.2. Идея стойкости и веротерпимости православного христианина Из сочинений преподобного Феодосия до нас дошли восемь поучений монастырской братии, два послания к князю Изяславу Ярославичу и одна молитва. В своих Поучениях к братии Феодосий, часто прибегая к аллегоризму библейских притч, раскрывает, прежде всего, глубину нравственно-этического содержания христианского вероучения. Преподобный призывает братию с уважением и любовью относиться к трудящимся и страждущим, помогать нуждающимся, постоянно помнить о своей миссии и преодолевать все, что от нее отвлекает и мешает ее исполнению. Самым строгим судьей Феодосий выступает по отношению к себе, не прощая даже малейшего в слове ли, в помышлении, в действии отступления от своих обязанностей служения братии. Особенно сильные соблазны подстерегают келаря, распоряжающегося всем монастырским имуществом, и к нему преподобный Феодосий обращает отдельное послание, призывая его не поддаваться искушению воровства и стяжательства. Послания к князю Изяславу свидетельствуют о том, что преподобный Феодосий Печерский прекрасно разбирался в содержательных нюансах вероучительных текстов, стойко придерживался православной веры и отстаивал ее преимущество перед католичеством. Наряду с разного рода измышлениями о нравах и поведении католиков, преподобный Феодосий верно отмечает те существенные отличия двух конфессий христианства, которые в 1054 году послужили причиной окончательного разрыва христианских Церквей Запада и Востока. Это западно-христианская практика индульгенций, разрешение священству иметь дело с оружием и воевать, не почитание святых икон и мощей, постоянное уклонение в ереси, а также филиокве, то есть признание Святого Духа исходящим не только от Отца, но и от Сына, и крещение однократным, вместо троекратного, погружением в воду. Следует, однако, подчеркнуть то, что стойкое осуждение как католиков, так и язычников, мусульман и иудеев не отождествляется русским святым с ненавистью к ним, напротив, преподобный Феодосий призывает проявлять к ним такое же участие, как и к православным.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Служба в подземной церкви продолжалась до 1730-х г.г. Система вентиляции была несовершенной, от сырости портились дерево и богослужебные книги. И после ухода от должности и смерти первоначальника монастыря Иоанна церковь на долгие годы стала бездействующей. В августе 1778 г. для освящения ново построенного Успенского собора в Саровскую пустынь приехал Владимирский епископ Иероним. Осматривая монастырь, он побывал в подземной церкви и высказал пожелание возобновить в ней богослужение. Для этого необходим был ремонт. Присутствовавший в это время в Сарове пензенский помещик Николай Афанасьевич Радищев (отец писателя А.Н. Радищева) изъявил готовность помочь. Им была куплена в церковь напрестольная мраморная доска, изготовленная в Санкт-Петербурге. Кроме того, был сделан чугунный иконостас, наверх была выведена вентиляционная шахта, над выходом которой на поверхность был сооружен небольшой купол с главой и крестом. После ремонта епископ Иероним освятил церковь 15 августа 1780 г. Из-за сырости иконостас и церковную утварь в церкви Антония и Феодосия приходилось подновлять и менять. При игумене Иосифе (1872-1890) чугунный иконостас был заменен медным посеребренным с медными позолоченными иконами. Длиной иконостас был 5,6 метра, высотой 2,1 метра. Служба в церкви проводилась в то время лишь раз в году - в день памяти Киево-Печерских чудотворцев. Пещеры служили скорее экскурсионным целям. 18 июля 1903 г. во время торжеств по канонизации Серафима Саровского пещеры посетил Российский Государь Николай II. В советское время входы в пещеры были засыпаны строительным мусором. И только в 1992 г. в результате раскопок, проводимых объединением " Саровская пустынь " , был найден вход в пещеры и обнаружена надпись, выбитая на одном из её столбов (надпись не сохранилась), которая гласила " Лета 7199. От Рождества Христова 1691-го индикта 14-го маия начата сия пещера копатися. Лета 1711-го индикта 6го маия освятися в них сия церковь преподобных отец Антония Феодосия Печерских " . В 1995 г. пещерный комплекс был передан городскому музею. В 2000-2002 г.г. сделан плановый ремонт. За несколько лет работы вручную расчищено от наносного грунта более 300 погонных метров подземных галерей, обустроен вход в пещеры и запасный выход, укреплены опасные участки галерей, восстановлены вентиляционные шахты, по основным входам комплекса проведено электрическое освещение. В 2003 году изготовлен и установлен металлический иконостас в храме Антония и Феодосия. В 2006 г. пещерный комплекс передан Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=36091

В 40-х гг. XVIII в. в Кенском монастыре был составлен цикл сочинений о П.: Похвальное слово П.; «Изъвещение въкратце о преподобном отцы нашем Пахомии Кенском чудотворце, в кая лета бе»; «О бывшем чюдеси преподобнаго отца нашего Пахомия Кенскаго, которое бысть в лето 7016 году»; «Чюдеса преподобнаго отца нашего Пахомия Кенскаго, Каргопольскаго чудотворца» (18 посмертных чудес в 1691-1730) (ИРЛИ (ПД). Карельское собр. 48, 1760-1770-е гг.; ГИМ. Барс. 865, нач. XIX в.; ГИМ. Ф. 450. Д. 697а, 3-я четв. XIX в.) (опубл.: Пигин. Лит. сочинения. 2009). Вероятным автором этого цикла К. А. Докучаев-Басков считал строителя Кенского мон-ря Макария (управлял обителью в 1742-1756). Новые по сравнению со сведениями из Жития Антония Сийского биографические данные о П. в этом цикле отсутствуют: «А отъкуду пришед ту, и коего града и рода, града же и отечества, или где пострижен бе, о том по сей час нам обрести не прилучися» (Похвальное слово); «Нам... не познавается, отъкуду сей отец наш авво Пахомий прииде на место сие, коего града или веси, и отечества, и рода» («Извещение…»). Как утверждается в «Извещении…», П. жил во времена вел. кн. Василия III Иоанновича (1505-1533), при Московском митр. Варлааме (1511-1521) и Новгородском архиеп. свт. Геннадии (1484-1504), основал мон-рь на р. Кене, где постриг в 1508 г. Антония Сийского, к-рый в 1513 г. ушел из монастыря. Не имея возможности воспользоваться «древней историей» о П., якобы сгоревшей во время «литовского нахождения» (1615), автор обращается к Житию Антония Сийского как к основному источнику сведений о П. Со ссылкой на этот памятник он приводит рассказ о путешествии Антония в Кенский мон-рь, в 5 поприщах от него будущему преподобному явился некий «муж священнолеиных» «в белых ризах», благословивший его на монашеский подвиг. Автор отождествляет этого «мужа» с П. и трактует видение Антония как прижизненное чудо П., к-рый приход ученика «еще прежде духом провидя». Из 18 посмертных чудес П. датированы только 7, хронология совершения этих чудес нарушена. В одном из посмертных чудес П. вместе с прп. Александром Ошевенским исцелил больного. В Похвальном слове прп. Антоний Сийский и П. как святая «двоица» уподобляются преподобным Феодосию и Антонию Печерским: «Якоже Феодосий со Антонием, Печерстии отцы, сподвижеся добре, тако Сийский Антоний с Пахомием Кенским отцы в благоигоношении всеусердно течаста, спасительний подвиг совершающе». Духовная связь П. и прп. Антония Сийского отражена также в иконографии (известны их парные изображения); кроме того, имя П. включено в «род» Антония Сийского в синодике Антониева Сийского мон-ря XVII в. (ГААО. Текущие поступления. 3 син (491). Л. 10 об.). Цикл может свидетельствовать о попытке написания в Кенском мон-ре в 40-х гг. XVIII в. Жития П.

http://pravenc.ru/text/2579830.html

Преподобный Антоний Некоторые приходили за благословением, другие же хотели жить рядом со святым, «и чтим стал повелику Антоний». Н.И. Костомаров: «В эпоху, когда Русь приняла христианство, Православная Церковь была пропитана монашеским духом, и религиозное благочестие находилось под исключительным влиянием монастырского взгляда... Образцом богоугодного человека сделался отшельник, отрешившийся от всякой связи с людьми; в пример высокой христианской добродетели ставили затворников, добровольно сидевших в тесной келье, пещере, на столбе, в дупле, питавшихся самою скудною, грубою пищею, налагавших на себя обет молчания, истязавших тело тяжелыми железными веригами... Совершенный отшельник был самым высшим идеалом христианина; за ним, в благочестивом воззрении, следовала монастырская община - общество безбрачных постников и тружеников, считавшееся настоящим христианским обществом, а за пределами его был уже «мир», спасавшийся только молитвами отшельников и монахов и посильным приближением к приемам монастырского житья». Первыми учениками Антония стали блаженный Никон, священник, и преподобный Феодосий, пришедший к Антонию 23 лет от роду и постриженный блаженным Никоном по указанию Антония. Так начала образовываться Киево-Печерская Лавра. Когда число монахов достигло 12 человек, под руководством Антония была выкопана большая пещера, в которой была устроена церковь, трапезная и отдельные келии для монахов (они сохранились в Дальних пещерах Лавры). После этого Антоний поставил игуменом Варлаама, удалился из обители и, выкопав новую пещеру, ушел в затвор. Однако рядом с ним вновь стали селиться иноки. Так образовались Ближние пещеры Лавры. Еще при жизни Антония игуменом образованной им обители был поставлен преподобный Феодосий. Когда число насельников достигло ста человек, с благословения Антония братия построила на горе первую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы и наземный монастырь над первой пещерой в 1062 г. Житие Антония повествует, что он обладал даром чудотворения: исцелял больных, давая им есть зелень, которой питался сам; предсказал поражение русским войскам в битве с половцами на реке Альте в 1066 г. Из-за конфликта с киевским князем Изяславом Антоний дважды покидал Киев: сначала князь был разгневан пострижением в монахи своих приближенных, а в 1068 г. заподозрил старца в сочувствии к киевлянам, поднявшим мятеж. Преподобному пришлось уйти в Чернигов, где он выкопал пещеру в Болдиных горах. Через несколько лет святой вернулся в свою вторую лаврскую пещеру. Здесь он почил и возлег мощами в 1073 г. Мощи преподобного остаются сокрытыми. Позже эту пещеру назвали Антониевой и Ближней, поскольку она оказалась ближе к каменному Успенскому собору и устроенному вокруг него новому двору монастыря. Первая же пещера, над которой остался старый двор, обрела имя Дальней. Второй из основателей Лавры

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/20/...

При этом появление монашества на Руси традиционно связывают с именем преподобного Антония Печерского (983-1073 гг.), отмечая и тот факт, что сохранившееся исторические сведения о прп. Антонии весьма противоречивы. По сей день спорным является вопрос о количестве хождений прп. Антония на Святую Гору Афон. Так в Древнем Патерике говорится только об одном посещении Афона и возвращении преподобного в Киев в 1051 году. Существуют иные мнения, согласно которым прп. Антоний совершил первое путешествие на Афон в совсем юном возрасте, около 1000-го года, и через некоторое время возвратился на Русь (некоторые источники указывают дату 1013 г.). Сведения о втором посещении Афона появляются только во 2-ой редакции Патерика, составленного монахом Киево-Печерского монастыря Кассианом в 1462 году . Согласно его хронике, второе хождение прп. Антония на Афон произошло после смерти князя Владимира в 1015 году и начала междоусобицы. С этого времени он подвизался до окончательного возвращения в Киев (по одним данным это произошло после 1030 г., по другим – после 1051-го). Это мнение поддерживал известный церковный историк и библиограф митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) в своей знаменитой работе «Описание Киево-Печерской Лавры» .   Согласно второй версии, 1016-ый год стал началом русского монашества на Афоне, так как именно монахи пришедшие вместе с прп. Антонием основали первый русский монастырь в Уделе Богородицы. Некоторые исследователи предполагают, что это был Свято-Успенский Богородичный монастырь Ксилургу, в котором принял монашеский постриг преподобный Антоний Печерский . Есть и другая версия, более позднего происхождения (XVIII-XIX вв.), согласно которой Антоний принял монашество в Великой Лавре Святого Афанасия или монастыре Эсфигмен . По благословению старцев преподобный Антоний воспринял афонский устав и принес его на Русь, основал по афонскому образцу Киево-Печерский монастырь, положив начало русскому монашеству . Таким образомПечерская обитель была основана на высоких идеалах подвижнической жизни Православного Востока . Печерский монастырь со временем стал духовным цветником и первообразом всех русских монастырей. «Молитвы, труды и подвиги преподобного Антония и его ученика преподобного Феодосия стали тем мощным фундаментом, на котором выросло и укрепилось монашество Киевской Руси» . Новообразованные обители Руси полагали свой уклад жизни по образцу Печерского монастыря. Основателями таких обителей в большинстве своем были учениками преподобных Антония и Феодосия.

http://bogoslov.ru/article/4722495

А преподобный Антоний в это время был на Святой горе. И опять игумену было видение, в котором Господь повелел ему послать Антония в русскую землю. «Он мне нужен там!» – сказал Господь. И вновь благословил игумен Антония в дальний путь, в русскую землю, и предсказал ему, что явится он в русской земле отцом и наставником многих черноризцев. И пришел преподобный Антоний в Киев, и взошел он на холм, где Иларион выкопал себе пещерку, и полюбилось ему это место. И помолившись Богу, он сказал: «Да будет на сем месте благословение Святой Афонской горы! Утверди, Боже, мое вселение сюда!» И стал Антоний жить в Иларионовой пещере в непрестанной молитве и суровом воздержании. Питался он небольшим количеством сухого хлеба, через день, а то и раз в неделю, проводя время в молитве и бдении и своими руками копая большую пещеру. Узнав о том, что Антоний преподобный поселился в пещере, многие христолюбивые люди приходили к нему за благословением, принося ему все потребное для жизни. Многие же захотели остаться там жить, в числе прочих блаженный Никон, бывший уже пресвитером. В это же время пришел и двадцатилетний Феодосии, и велел Антоний Никону постричь Феодосия во иноки. Прошло много лет. Благоверный князь Ярослав скончался, власть в Киеве принял его сын Изяслав. Преподобный Антоний Печерский в то время прославлен был по всей русской земле, подобно тому, как в древности прославился в Египте Антоний Великий 48 . И пришел к нему великий князь Изяслав со своей дружиной, прося благословения и молитв. И многие христиане со всей Руси стекались к нему, прося пострижения. И он принимал их и постригал. Среди других пришел и блаженный Варлаам, сын знатного киевского боярина Иоанна, ставший впоследствии игуменом Печерского монастыря, и Ефрем-скопец, княжеский приближенный. Они приняли постриг, и много скорбей от этого произошло для преподобного Антония и братии. Страшно разгневался боярин Иоанн, узнав, что сын его ушел к Антонию. Он явился в пещеру со множеством своих слуг, разогнал братию, силой увел сына своего, переодев его из монашеских риз в боярскую одежду. Князь Изяслав, узнав о пострижении боярского сына и своего придворного, пришел в ярость – он велел схватить блаженного Никона, постригавшего обоих, и приказал ему убедить Варлаама и Ефрема отказаться от монашества, угрожая заточением преподобному Антонию и всем, живущим в пещере. И самую пещеру грозился засыпать. Страшный гнев князя заставил Антония с братией удалиться из пещеры в другое место. Княгиня усердно молила князя не трогать угодников Божиих, не прогонять черноризцев, чтобы не постиг князя Изяслава гнев Божий, как это было с ее отцом, польским королем Болеславом, который за пострижение Моисея Угрина изгнал монахов из Польши 49 , и Бог прогневался на него, король внезапно умер, и в междоусобной войне было убито много епископов и бояр. Князь Изяслав наконец образумился: он послал старцу просьбу о возвращении. Три дня разыскивали святого Антония княжеские послы и уговорили его возвратиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Читаем в «Донесении Святейшему Синоду» епископа Харьковского святителя Иннокентия (Борисова): «Небольшое четвероугольное каменное здание, найденное в горе под землёю, действительно должно было составлять некогда церковь, признаком и доказательством чего служат углубления в средине передней стены, какие делаются для горняго места, остаток в левой стороне жертвенника и два углубления в стене по бокам входной двери для певцов. Кирпич и кладка стен показывают, что здание сие должно быть устроено не в самой глубокой древности, а века за три или четыре до нашего времени… Пещера, в коей устроена сия церковь, по свидетельству того же старца-указателя, носила исстари название Варяжской». Т.е. по свидетельству святителя Иннокентия сооружение пещерного храма относится к XVI-XVII вв. Но, исходя из слов старца Мафусаила, уже в XVII в. она была неизвестна, да и в документах с начала XVII в. и до упразднения монастыря в XVIII в. не упоминается об этом храме. Кроме того, само название «Варяжская» говорит об основании ее в раннем средневековье. Тогда же возник вопрос о первоначальной истории этой церкви, времени её возникновения и отношении к пещерному монастырю в меловой скале. Ещё до сих пор видны остатки тайного хода, который соединял меловые пещеры в скале с подземной церковью преподобных Антония и Феодосия. Протоиерей Петр Фомин писал: «Бывший подземный ход от скалы к Антониево-Феодосиевской церкви на расстоянии 250 сажен в целом своём виде не сохранился: первая его половина от скалы до нынешнего монастырского керосинового склада срыта при устройстве площади под соборную церковь, а вторая — прорытая в глинистом грунте, местами совершенно завалилась, и никем никогда не была исследована». Протоиерей, изучая святогорские пещеры и находясь в этом самом меловом туннеле к церкви преподобных Антония и Феодосия, отметил, что следы рубки мела, оставленные первыми ископателями, указывают на то, что этот ход был вырублен сверху вниз. Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее древними пещерными сооружениями являются пещеры в середине и на вершине скалы, а более новыми — длинный опускающийся ход и замыкающая его церковь преподобных Антония и Феодосия. О том же свидетельствует историк А.Н. Муравьёв: «Нельзя, однако, определить времени ископания сей пещеры, во всяком случае, она гораздо позднее келий мелового утёса, потому что сама правильность внутреннего расположения церкви и отделка сводов… не восходит далее XV или XVI веков».

http://sobory.ru/article/?object=05584

Иконостас, занимающий всю восточную стену поперечного нефа, относится ко времени его последней переделки и в художественном отношении мало интересен. Большинство икон в нем позднего происхождения. Обращают на себя внимание лишь красивые серебряные и золоченые оклады их, мерцающие в сумрачном пространстве храма. http://drevo-info.ru/articles/21918.html Средоточием церковной жизни Тобольско-Тюменской епархии в настоящее время является кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери. Он является главным храмом для воспитанников Тобольской православной духовной семинарии. Здесь, в кафедральном соборе, совершает Богослужения Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. В Покровском и Софийско-Успенском соборах восприняли Таинство священства почти все из нынешних священнослужителей Тобольско-Тюменской епархии. Собор Покрова Божией Матери был построен за счет государевой казны Митрополитом Тобольским Антонием II (Нарожницким) в 1746 году и первоначально был освящен во имя Антония и Феодосия Печерских. В 1843 году теплый собор был расписан внутри. Через пять лет, при Высокопреосвященном Георгии (Ящуржинском), расширены окна и двери, устроены на южной стороне собора хоры для певчих. В 1860 году собор был капитально отремонтирован. В 1867 году собор был переименован в Покровский с пристройкой придела во имя печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Придельный храм был построен тщанием тобольского купца первой гильдии Н. В. Неволина. Причем полное наименование собора стало следующим: собор в честь Покрова Божией Матери и Чудотворныя Ея иконы, именуемой «Тобольская». Такое именование храма видно из резолюции Архиепископа Варлаама II на рапорте соборян о сем событии: «Возношу хвалу мою Господу Богу за счастливую мысль – в холодном соборе открыть тот праздник, коего он доселе не имел, хотя и носил имя Софийского собора, а теплый собор передать покровительству Самой Божией Матери и чудотворной иконе, в оном стоящей и давно уже чествуемой…». В Покровском соборе Богослужения совершались большую часть года, так как Софийский собор был холодный – в нем можно было служить не более трех месяцев в году, а в приделе служили только 3 мая и 10 июня – в дни памяти преподобных Антония и Феодосия Печерских Чудотворцев. В приделе хранился также архив Тобольских соборов.

http://sobory.ru/article/?object=00975

Первые свидетельства об этой церкви относятся к началу XIX века. Иван Яковлевич Тихоцкий, член Харьковского историко-филологического общества, писал: «Что всего чудеснее, по бок монастыря, недалеко от нынешней каменной ограды, за год перед сим я был там сего 1817 года… сделался в земле провал, и саженях в 4-х глубины открылась каменная церковь, в которую Изюмский городничий сходил, но как она со всех сторон засыпана землею, то по темноте ничего свидеть не мог». Изустное предание о подземной церкви преподобных Антония и Феодосия записал в начале XIX века приходской священник Николай Лащенков, более десяти лет прослуживший в упразднённой Святогорской обители. «…В Святогорском монастыре, — писал отец Николай, — есть подземные скиты выше монастыря, с особенного рода кирпичным сводом, глубиною в земле до трёх сажень; и поныне приметно, что была там церковь, в которую вход пещерою, примерно около 5 или 6 саженей». В 1844 году, после возобновления Святогорской обители, братский духовник, ныне прославленный в лике преподобных благочестивый старец иеромонах Феодосий, видел по ночам на том месте, где находилась церковь, чудный свет, а два священника — Марк и Николай — ощущали необычайное благоухание. Указал на провал, ведущий в церковь (как оказалось впоследствии — слуховое окно), столетний старец Мафусаил. Вот как об этом писал святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Харьковский: «По тайному распоряжению Промысла, не попущающего изгладиться на грешной земле следам верных рабов Его, во свидетельство о существовании и судьбе незримаго храма, до перваго года восстановления древней обители сохранился столетний старец. Он жил ещё в древнем монастыре и доживал последние дни в имении господина Потёмкина. Он-то кратко, но верно объяснил, что найденное отверстие ведёт в завалившияся пещеры, где был пещерный храм преподобных Печерских Антония и Феодосия. Храм сей, говорил он, скрывался уже под землёю в то время, когда иноки переселились со скалы в долины. Следовательно, сокрылся гораздо прежде того времени, т. е. прежде половины XVII столетия, и, по всей вероятности, во время опустошения края татарами. Лет за 80 прежде 1840 года пещера случайно найдена и открыта руками сего старца, тогда бывшаго ещё юношею; иноки того времени имели намерение восстановить храм, но последовавшее упразднение монастыря оставило их намерения неисполненными, после чего пещера от времени дошла до упадка. По этим-то указаниям стали очищать землю и открыли в ней следы храма».

http://sobory.ru/article/?object=05584

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010