Вот Она с тоской взирает на крест Своего Сына (Ахтырская). Вот прижимает нежно обеими руками к щеке головку Младенца (Касперовская). Вот, держа правой рукой Младенца, левую в скорби прижимает к голове — обычный жест тяжко страдающих людей («Утоли моя печали»). Вот крепко-крепко обхватила и держит обеими руками протянувшего у Ней на груди Свои руки Младенца, точно боясь, что Его отнимут от Нее, — как готова Она принять на руки и держать в материнских объятиях всякого человека, которому грозят волны мира («Взыскание погибших»). Вот показывает Она сидящему у Ней на коленях, одетому в рубашечку Христу небольшой крест, за который Он схватился ручонкой; а около, на столе, стоит чаша, таинственная чаша, которую Он должен испить (Козельщанская). Вот держит царственно сидящего у Ней на руке, как на престоле, Младенца, Который благословляет, как Бог, правой ручкой, и Сама с царственным видом дает людям благословение (Смоленская) . Вот склонилась к Сыну головой и держит в левой руке ветку расцветших цветов («Неувядаемый Цвет»). Вот держит от рук к плечу, обхватывая в то же время Младенца, лестницу, как знамение того, что Она служит связью между землей и небом (Путивльская). Вот восседает на троне в одежде царицы, и на коленях Ее, тоже как на троне, никем уже не поддерживаемый, Младенец. Он положил ручки Свои на головы коленопреклоненных начальников русского монашества, преподобных Антония и Феодосия, а Сама Она опустила Свои руки на их рамена (Печерская). Вот со скорбным лицом держит свободно лежащие в Ее руке обе ручки Младенца, точно скорбит о предстоящей Его участи, но уже согласна отдать Его в жертву (Страстная). Вот покорно поникнула головой, поддерживая руками семь стрел, пронзивших Ее сердце (Семистрельная). Вот печальная прильнула головой к головке Иисуса, ласкает щечки Его перстами, и так оба замерли — Пречистая Мать и Божественный Сын — в предчувствии грядущих мук (Петровская). Вот сияет среди огненной звезды («Купина Неопалимая») — прообраз Ее девства, не нарушенного и Рождеством Христа. Вот распростерла омофор над молящимися в храме (Покров). Вот с грустью принимает ласку Младенца (Яхромская). Вот стоит в воздухе над сонмом бедствующих, разослав ангелов одеть нагих, напитать голодных, поднять больных («Всех Скорбящих Радость»). Вот, подняв руки к небу, являет на лоне Божественного Младенца («Знамение»). Вот, сложив руки, в великолепном царском одеянии, поникла главой, внимает тайнам, святым тайнам, совершающимся в Ее безмолвной душе (Остробрамская).

http://sedmitza.ru/lib/text/440245/

Плыли несколько дней благополучно, но, наконец, в одно время барка, на которой был и я, по какому то случаю начала тонуть, ветер ли был сильный, или другое что – хорошо не помню; все мы бросились к берегу и начали плыть, кто как мог. Но, не доплывши до берега несколько сажен, я изнемог – с непривычки, или от страху, сам не знаю! Время было в начале весны холодное, туманное, ненастное... руки мои от холода в воде окоченели, опустились... помощь была не надежна, всяк заботился о себе. Видя неминучую смерть, я обратился с молитвою к Николаю угоднику, и стал просить Его помощи и заступления... вдруг, как бы некоею невидимою силою, быстрым течением волн, снесло меня и выбросило на берег. Очнувшись, я решился с тех пор бросить этот промысл и жить в уединении». Имея слишком тридцать лет от роду, Антонушка, вероятно исполняя свое желание, в самом деле, прибыл в Кадом, где и поселился на житье в уединенном лесу, у Б-ных. Место, куда уединился Антонушка, было дико, в лесу, окруженном почти со всех сторон топкими, непроходимыми болотами. Более сорока лет провел он безвыходно в любимом своем отшельничестве до самаго конца своей жизни, и непрестанно служил Тому, Кого возлюбил всем сердцем и всем помышлением своим!.. Лето и зиму жил он там совершенно один. Одежду носил простую. Обыкновенно надевал длинный волосяной балахон, опоясывался либо ремнем, а не то простою веревкою, а на голову надевал небольшую шапочку в виде скуфейки. По наружности это был старичок небольшого роста, уже сгорбившийся под бременем лет, с редкими, почти уже совершенно белыми волосами на голове, с не очень большою бородою, с приятными глазами, которые всегда светились каким-то добродушием, кротостью. Жизнь свою Антонушка вел весьма уединенно, дни и ночи посвящал молитвам и посту, время же свободное от молитв любил проводить в трудах. Рассказывают, как выходя бывало в лес за дровами или за каким другим делом, он всегда носил на плечах небольшую, наполненную камнями котомку. Часто видывали, как он в обыкновенной своей одежде, носил либо дрова, либо тяжелые камни, а сам пел духовные стихи; голос его далеко разносился по лесу. Для удручения своей плоти, носил он на теле железные вериги, о которых знали немногие. Хижина, в которой жил Антонушка, не отличалась ничем особенным. Это была небольшая ветхая изба, с одною перегородкой. В переднем углу, на полке стояли образа Спасителя, Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия печерских . Среди избы лежал небольшой величины камень, на котором он молился. А при самом входе в нее, в углу, стоял, приготовленный заранее, черный гроб, который сделал Антонушка лет за 15-ть или более до своей смерти, вероятно для всегдашнего памятования о ней. Недалеко от своего жилища, имел он небольшой огородец, и здесь же вблизи его поставил небольшую деревянную часовенку с иконами святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Боже мой, да что же это такое за привидение? Еще раз оглянулся на следы. Они уходили в сторону леса. Кругом ни души. Только буря еще сильнее расходилась. Взял эту сумку. Тяжелая. Принес в хату, открыл... Милые вы мои детки, – и старец навзрыд заплакал. – В сумке-то были свежие хлебы. Да еще теплые, совсем горячие. Будто только вот из печки их вытащили. А какая там печка. На 50 верст не было ни одной хозяйской хаты, одни ссыльные да арестанты. И вот этим хлебом мы жили целую неделю. Пока утихла пурга, подвезли нам паек. И никто тогда не умер. А в других лагерях, слышно было, многие померзли в эту метель, а наши никто не замерз. Чудотворец Николай спас нас!»... Примерно за год до своей смерти о. Филадельф стал заметно слабеть телом. Особенно его изматывала исповедь народа. Он так там уставал, что еле-еле добирался до своей келии... Его хоронили всей братией. Сам о. наместник отпевал по монашескому чину. Народ плакал, провожая своего доброго пастыря в «путь дальний». Кто теперь примет их скорби на себя? Кто их, сироток, утешит, кто приласкает добрым словом. Кто помолится за них?.. Иеродиакон Даниил (Маланьин) Изо всех, кто влился в лаврскую братию из вновь пришедших молодых, вспоминается иеродиакон Даниил (в миру – Павел Иванович Маланьин, 1926–1956). Не заметить его было невозможно. Яркие, бросающиеся в глаза внешние данные – высокий рост, почти черные волосы, крупные и выразительные черты лица, очень хорошо гармонировали с завидным голосом – могучим, очень приятного тембра басом. Он любил служить и служил собранно, серьезно, не мешая каждой душе выразить в молитве, соединить с ектеньями свое сокровенное прямо, непосредственно, просто. Конечно, в его положении особенно трудно было хранить свою душу от въедливых помыслов тщеславия, от увлечения собственной значимостью, от желания настоять на своем при всякой кажущейся несправедливости. Трудно любому, а еще больше монаху серьезному, с полной ответственностью относящемуся к своим обетам. Отец Даниил, по отзывам знавших, его, старался работать над собой, и эти старания укреплял молитвой. Рано утром вместе со всеми насельниками обители спешил он к Преподобному игумену Сергию за благословением. Когда он не служил, то пел на клиросе. Церковное пение было его стихией. Даже в отпуск, желанный и необходимый его по болезненному состоянию, он уезжал петь. Уезжал в Киев, пел в древней колыбели русского иночества – Лавре препп. Антония и Феодосия Киево-Печерских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да, старцев и батюшек, наверное, много. А Батя был один. У него не было толп оголтелых почитателей, не было «чад», он не оставил книг, сборников писем и проповедей, он не держал «мироносиц» для ведения высоколобой духовной переписки, не гонял чертей из целых сонмищ, не дергал за ниточки марионеток в дальних монастырях — «надо», «не надо», «благословляю», «не благословляю». Но тот факт, что Батя отошел ко Господу в день памяти первоначальников монашества в Русской Церкви — преподобных Антония и Феодосия Печерских, — уже сам по себе свидетельствует о глубочайшем внутреннем единстве Бати с теми, кто начинал в нашей земле монашеское делание. Он был человеком единого с ними духа и подвига. Живой пример таких людей, как отец Матфей, служит самым очевидным оправданием самого института монашества. Наверное, о Бате адекватно может рассказать лишь его житие — настолько широк и глубок был этот человек. Многое уже рассказали о нем люди, близко знавшие его. Помнится, год назад, сразу после его смерти, кто-то просил меня что-то написать об отце Матфее. А я просто не мог. О ком угодно мог бы написать. А о Бате не мог. Так что и сегодня у меня не получится, наверное, связного рассказа. «Пою Богу моему дондеже есмь», — эти слова когда-то были вынесены в заголовок одного из его интервью. Как показала его кончина, они не были просто фигурой речи, банальщиной, в которую часто превращаются в устах начетчика даже самые глубокие слова Писания. Эти слова были содержанием его жизни. И скончался Батя как воин — в больницу, где прошла последняя битва его земной жизни, его увезли с клироса. Иногда говорят о прозорливости отца Матфея. Иногда она бывала курьезной — вспоминается случай в Успенском соборе Кремля, когда на Патриаршей литургии он, не прекращая дирижировать хором, как будто случайным движением взял стоявший перед ним стул и поставил за спиной молившегося рядом с хором престарелого грека-архимандрита. И через несколько секунд этому старцу сделалось плохо, и он без сил упал на заботливо подставленный несколькими мгновениями ранее стул. Мы чуть не прекратили петь. А Батя лишь улыбнулся: «О как!».

http://pravmir.ru/otec-matfej/

Конечно, в таком положении особенно трудно хранить свою душу от въедливых помыслов тщеславия, от увлечения собственной значимостью, от желания настоять на своем при всякой несправедливости. Трудно любому, а еще больше — серьезному монаху, с полной ответственностью относящемуся к своим обетам. Отец Даниил, по отзывам знавших его, старался работать над собой и эти старания укреплял молитвой. Рано утром вместе со всеми насельниками обители спешил он к Преподобному Игумену Сергию за благословением. В соборе еще темно. Только дежурный монах зажигает лампадки. Пока не пришел отец Наместник, все богомольцы стоят в притворе, оставив неширокий коридор для прохода монахов. Как только прозвучит возглас предстоятеля " Благословен Бог наш " , вспыхнут разноцветные стаканчики паникадил, хлынет могучим потоком " Царю Небесный.... " После братского молебна отец Даниил шел к Литургии. Когда он не служил, то пел на клиросе. Церковное пение было его стихией. Даже в отпуск, желанный и необходимый его болезненному состоянию, он ехал петь. Уезжал в Киев, пел в древней колыбели русского православия — Лавре преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Не прошло и десяти лет с момента поступления отца Даниила в Лавру, как подкрался конец — неслышно, нежданно, неотвратимо. Говорят, утром он служил, вечером читал после трапезы вечерние молитвы... А следующим утром уже облетела всех весть о его смерти. Он умер в тот год, когда исполнилось ему ровно тридцать лет. О внезапной, по церковно-славянскому выражению, напрасной смерти издревле молятся христиане, прося Господа сохранить от этой беды. И все же иногда случается такое: внезапно умирает кто-то. Только не всегда это беда. Думается, Господь, " глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй " , допускает иногда и такую решительную меру, зная заранее, что может встретиться человеку на пути и будет ли это тому на пользу. Как опытный садовник срезает распустившийся бутон точно в срок, чтоб не выветрился аромат, не осыпались до времени лепестки, так и внезапная смерть подкашивает иногда человека в лучшую пору его цветения. Понимание и уверенность в этом могут утешить и примирить со всеми беспокойными вопросами. Об этом говорит и псалмопевец: " Всякия кончины видех конец, широка заповедь Твоя зело " (Пс. 118, 96).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2154...

Я взошел на величественную колокольню лавры, начатую при Императрице Анне и оконченную при Елисавете: в ней четыре яруса разнородных колонн, Дорического, Ионического и Коринфского ордена высота ее 47 сажен с крестом; она почитается высочайшею из всех колоколен Российских и по своему нагорному положению видна более, нежели за тридцать верст по Московской дороге; с ее же вершины взор достигает до города Козельца на расстоянии семидесяти верст. Вся панорама Киева, Днепра и живописных окрестностей открывается стоящему на последнем ярусе столпа сего, вполне достойного лавры, в которую зовет он на молитву мирным гласом своих колоколов. Жадно разбегаются взоры по сему очаровательному и разнообразному чертежу вод и гор, лесов и полей, повсюду украшенных каким-либо священным зданием; потом опять сосредоточиваются они на одной живописной массе Киева, двухъярусного, горнего и дольнего, разделенного садами и оврагами, и сияющего Божиими храмами: наконец утомленные падают прямо на св. лавру и ее пещеры, как на единый мирный приют посреди сей тревожной картины. С племянником Владыки, отцом Антонием, приятным и радушным спутником многих моих хождений внутри лавры и по ее окрестностям, совершил я сей последний восход и уже полагал, что успел в короткое время видеть все достойное внимания в стенах обители; но Митрополит озаботил меня вопросом: «видел ли ты юдоль преподобных Антония и Феодосия и был ли на их кладезях?» – Я же не знал и о их существовании. Тогда кроткий пастырь, обратясь с улыбкой к своему племяннику, сказал ему: «поди же и отведи его в сию долину, и пусть почерпнет там воды из струи, освященной руками преподобных; ибо место сие еще дико и отрадно, как во дни святых отшельников.» Немедленно вышли мы через пещерные врата из стен лавры и, минуя крытый ход ближних и дальних пещер, несколько повыше их достигли до каменной церкви Зачатия Богоматери, что над самым холмом дальних пещер Феодосиевых. Там, насладившись зрелищем лавры, которая величественно восставала пред нами, по уступам гор мы стали спускаться крутою стезею в глубокую дебрь, поросшую вековыми тополями и яворами, доколе не обрели на дне оврага малый кладезь, – это был Феодосиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Возобновлена интернет-трансляция богослужений. 21 апреля. ПРАВМИР. Возобновлена Интернет-трансляция богослужений из Трапезного храма Киево-Печерской Лавры. По завершении ремонтно-реставрационных работ в центральной части храма Преподобных Антония и Феодосия Печерских (Трапезного), возобновлена интернет-трансляция богослужений, — сообщает официальный сайт Лавры . Партнером трансляции выступила компания «Адамант». Посмотреть богослужения верующие смогут на сайте Киево-Печерской Лавры . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 февраля, 2019 18 января, 2019 5 июля, 2021 25 мая, 2020 26 апреля, 2020 17 апреля, 2020 14 апреля, 2020 13 апреля, 2020 13 апреля, 2020 26 февраля, 2019 18 января, 2019 5 июля, 2021 25 мая, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/bogosluzheniya-kievo-p...

Пещеры Киево-Печерской Лавры раскрывают новые тайны Киев, 6 марта 2006 г . В среду, 1 марта, в Ближних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры была открыта неизвестная доселе галерея. К сожалению, пещеры – эти уникальные, всемирно известные древние памятники – нынче находятся под угрозой уничтожения. Даже такое событие как находка новой галереи неотделимо от проблемы с геофизической ситуацией в Киево-Печерской Лавре, которая за последние годы весьма обострилась, сообщается на сайте «Православие в Украине». Весной 2005 года на территории Лавры возле Трапезного храма произошел обвал грунта. 25 мая того же года подобная ситуация повторилась в Ближних пещерах за церковью преподобных Антония и Феодосия Печерских, что по улице Батыем убиенных. Руководство Лавры сразу же сообщило владельцу имущества – городской администрации и музею. Была создана комиссия по ликвидации аварии, но никаких мер к декабрю так и не было принято. 7 декабря снова произошел обвал грунта, вследствие чего образовалась впадина над пещерами. Руководство Лавры снова обратилось к главе Киевской городской администрации Александру Омельченко с просьбой принять меры для ликвидации аварии. В начале 2006 года, согласно распоряжению А.Омельченко, было создано еще одну постоянную комиссию по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, которая должна была ликвидировать аварийную ситуацию в Киево-Печерской Лавре. Уже назначен генеральный проектировщик реставрационно-ремонтных работ – «Киевпроект» и генеральный исполнительный орган – «Укрреставрация». Первоочередными мерами по ликвидации обвалов грунта занимается главное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям. Находка новой галереи произошла случайно. Во время реставрационно-ремонтных работ на территории Лавры проводилась геофизическая съемка местности, во время которой были выявлены неизвестные пустоты в грунте. На комиссии было принято решение проникнуть в одну из этих пустот. Все работы выполнялись работниками МЧС. Как сообщил очевидец событий, казначей Киево-Печерской Лавры отец Варсонофий, они вошли через закрытый участок галереи, которая ближе всего к полости, и, пробив небольшое отверстие, проникли вглубь. Найденная галерея наполовину была завалена землей. Специалистам пришлось осторожно расчищать ходы, чтобы не повредить как памятники древности, так и возможных находок. Во время этих работ были найдены три погребения неизвестных людей. Их останки работники МЧС собирали по частям, каждого человека отдельно, очистили от земли и вложили в 8 отдельных мешков. Дальше их отправили в Институт археологии, представители которого работают в комиссии по ликвидации аварии. Перед археологами поставлена задача – выяснить возраст похороненных людей и время их погребения, чтобы можно было определить, в каком столетии была создана найденная галерея.

http://pravoslavie.ru/16509.html

монахов незаконным и присудил вернуть его василианам. Только вмешательство департамента Сената, куда обратился правосл. еп. Иоанникий, прекратило спор, к-рый длился долгое время: Сенат признал, что суд превысил свои полномочия. Троицкий мон-рь остался православным и был включен в штат первоклассных, что было подтверждено решением Синода в 1842 г. С 1806 г. настоятели были одновременно ректорами Подольской ДС. По штату от 1 янв. 1842 г. в К. м. разрешалось проживать наместнику, 8 иеромонахам, 4 иеродиаконам, 3 монахам и 5 послушникам. Настоятели служили в сане архимандрита, с 1806 г. они также являлись ректорами Подольской ДС. В этот период над средокрестием Троицкой ц. появился деревянный купол правосл. храма. В 1835 г. епархиальный архит. А. Островский разработал проект перестройки мон-ря со сносом старой Свято-Троицкой ц. и строительством на ее месте 4-столпного храма с большим центральным куполом и 4 угловыми главами-колокольнями в классицизирующем русско-визант. стиле с характерным куполом луковичной формы и такой же формы главами колоколен. По архитектуре и объемно-пространственному решению храм напоминал Десятинную ц. в Киеве (1828-1842; архит. В. П. Стасов). Проект реконструкции Троицкого мон-ря предусматривал перестройку келий и расширение обители на юг. Была присоединена соседняя усадьба с постройками, келии расположились в 2-этажном здании Г-образной формы. Но реконструкция не была проведена из-за недостатка средств, лишь на Свято-Троицкой ц. был возведен каменный купол на высоком барабане вместо деревянного. В 1838 г. в нижнем этаже монастырского корпуса была устроена теплая ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, к-рую в 60-х гг. XIX в. перенесли на 2-й этаж (Там же. С. 30). В те же годы вдоль вост. границы мон-ря, выходившей на Зарванскую ул., построили 2 одноэтажных флигеля, к-рые монахи сдавали в аренду под торговые лавки. Впосл. они были объединены в один корпус. К. м. возглавляли архимандриты: в 1796-1800 гг. Созонт (Сокольский), в 1800-1806 гг.

http://pravenc.ru/text/1470093.html

Я взошел на величественную колокольню лавры, начатую при Императрице Анне и оконченную при Елисавете, в ней четыре яруса разнородных колонн Дорического, Ионического и Коринфского ордена. Высота ее 47 саженей с крестом. Она почитается высочайшею из всех колоколен Российских и, по своему нагорному положению, видна более, нежели за тридцать верст по Московской дороге; с ее же вершины взор достигает до города Козельца, на расстоянии семидесяти верст. Вся панорама Киева, Днепра и живописных окрестностей открывается стоящему на последнем ярусе столпа сего, вполне достойного лавры, в которую зовет он на молитву мерным гласом своих колоколов. Жадно разбегаются взоры по сему очаровательному и разнообразному чертежу вод и гор, лесов и полей, повсюду украшенному каким-либо священным зданием. Потом опять сосредоточиваются они на одной живописной массе Киева, двухъярусного – горнего и дольнего, разделенного садами и оврагами и сияющего Божиими храмами; наконец, утомленные, падают прямо на Святую лавру в ее пещеры, как на единый мирный приют посреди сей тревожной картины. С племянником Владыки, отцом Антонием, приятным и радушным спутником многих моих хождений внутри лавры и по ее окрестностям, совершил я сей последний восход и уже полагал, что успел в короткое время видеть все достойное внимания в стенах обители; но митрополит озаботил меня вопросом: «А видел ли ты юдоль Преподобоых Антония и Феодосия и был ли на их кладезях?» Я же не знал и о их существовании. Тогда кроткий пастырь, обратясь с улыбкою к своему племяннику, сказал ему: «Отведи его в сию долину, и пусть почерпнет там воды из струи, освященной руками Преподобных, ибо место сие еще дико и отрадно, как во дни Святых отшельников. Немедленно вышли мы чрез Пещерные врата из стен лавры и, минуя крытый ход Ближних и Дальних пещер, несколько повыше их достигли до каменной церкви Зачатия Богоматери, что над самым холмом Дальних пещер Феодосиевых. Там насладившись зрелищем лавры, которая величественво восставала пред нами по уступам гор, мы стали спускаться крутою стезею в глубокую дебрь, поросшую вековыми тополями и яворами, доколе не обрели на дне оврага малый кладезь, – это был Феодосиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010