И понеже попущениемъ Божиимъ и междусобным ратем тогда бывающим, 293 тъй игуменъ Христофоръ, многыхъ от плененых искупивъ, и на своих мстх пакы насадивъ. Посла же нкогда князь Егоргий Дмитриевичь 294 к нему, яко да приидет и видить его. «Имамъ к теб, – рече, – духовная словеса глаголати». Он же отвъща, яко: «Николи же обыкохъ исходити вн от манастыря, и сего ради не могу чинъ манастырьскый разорити». Посла же князь Егоргий второе и третие, моляше его приити, обаче к сему не преклонися. Видвъ же князь Егоргий, яко не прииде, подивися крпости его и сего ради весь плнъ, елико плененыхъ, отпусти, к симъ же и многу милостыню манастырю дасть. И понеже искони обыче Богу прославляющих Его прославити не елико при живот, но и по преставлении, не оставляет бо Богъ Своего угодника Кирила прославити его чюдесы и по преставлении, якоже и при живот случися того. ЧЮДО ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА НАШЕГО КИРИЛА Приведоша человка нкоего, Феодора именемъ, бсом мучима лют, в манастырь блаженаго Кирила. Съй убо Феодоръ бяше человкъ нкоего властелина именем Василиа, иже за премногое его таковое мучение, зря всегда в дому своем того Феодора, бсомъ съкрушаема, прочее от дому своего того отсла. Страдаше бо тако 11 лт бсомъ мучим. И яко приведоша къ гробу блаженаго Кирила, и абие исцление получи и бысть здравъ помощию Владычица нашея Богородица и молитвами святаго Кирила. Заповдь же приатъ тъй Феодоръ от настоателя еже мяса никакоже не ясти. Бывшу же тогда тому Феодору съ инми сно косити, и всмъ мясо ядущимъ, начат и тъй Феодоръ мясо ясти, забыв заповдь, данную ему, еже мяса никакоже ясти. Сему же тако бывающу, и по ядении мяса пакы бс нападе на нь и нача его мучити паче прьваго. И прииде же по семъ в чювство и свой грх позна, заеже преступити данную ему заповдь сиа стражеть. И пакы прибгаеть в манастырь блаженаго Кирила и чюдотворивому гробу притекъ и съ слезами прощениа прошаше, иже и получи благодатию Христовою и молитвами преподобнаго Кирила. И тако пребываше многая лта, служа той обители въ всякомъ послушании, егоже и азъ видхъ тамо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святый преподобномучениче Христофоре, моли Бога о нас! Святой Авраамий Болгарский 237 Из Арабского халифата VIII-IX веков перенесемся в другую эпоху и другой край мусульманского мира – там, где он соприкасался с православной Русью XIII-XVI столетий, и поговорим о делах, свидетелями которых были уже наши предки. Неспокойным соседом Древней Руси была Волжская Булгария, государство народов Среднего Поволжья и Прикамья, сформировавшееся в X веке, официальной религией которой являлся ислам. Волжская Булгария находилась на торговых путях, связывающих Европу с Востоком, что придавало ей особое значение торговой державы – она активно торговала с Арабским халифатом, Византией, Русью. Ее города превратились в крупные торговые и ремесленные центры, булгары славились как купцы. Об одном из них и пойдет речь. Этот богатый и знатный купец жил в конце XII – начале XIII века в столице Волжской Булгарии – Болгаре Великом – и отличался необычайным милосердием. «Имеяше имение много, нищия питаше, алчущия и жаждущия напаяше, нагия одеваше, больныя посещаше и вся скудныя всякими потребы удовляше» – так свидетельствует о его образе жизни летопись. Казалось бы, занятие торговлей, как сугубо мирское дело, не предрасполагает к духовным исканиям, а хорошее материальное положение надежно охраняет от всего, что может пошатнуть его устои. Тем не менее за милостыни сего мусульманина Господь просветил его светом истинной веры. Самостоятельно разочаровавшись в исламе, он просит своих друзей – русских купцов крестить его, и те выполняют его просьбу. Так наш святой становится христианином и получает новое имя, с которым и записан он на страницах книги жизни, – Авраамий. По Крещении святой ради аскетических подвигов надевает на себя железные вериги. Он не только лично исповедует, он, как подчеркнуто в житии, проповедует христианство своим соплеменникам. В отличие от святого Ахмеда и святого Абу, Авраамий не проходит периода тайного христианства, что является свидетельством силы его духа и пламенной искренности его обращения. Он не оставляет своей профессии, но использует ее для проповеди Слова Божия и подаяния милостыни бедным. Душа его, горевшая любовью к Богу и к ближнему, не могла спокойно видеть духовную гибель соплеменников, и как-то раз он прямо на городской базарной площади стал призывать их обратиться к истинному Богу – Христу, разоблачая и опровергая обманы магометанского лжеверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Словом, Западная империя без борьбы и без потери одним ударом наносила Восточной империи такое чувствительное поражение, которое лишало бы ее политической роли на Балканском полуострове. Но и в Византии понимали значение Венеции и Далматинского побережья. Император Никифор весной 806 г. отправил флот под командой патрикия Никиты с целью возвращения к повиновению отложив-тиеся области. По-видимому, не было оказано сопротивления ни в Ве-аеции, ни в Далмации. Венецианский дука Обелерий получил от византийского правительства титул спафария, а его соправитель Беат взят в Константинополь и там удержан под разными предлогами, точно так же и епископ Оливола Христофор. Весьма любопытно, что указанный поворот в положении дел совершался на глазах короля Пипина, которому по акту раздела 6 февраля 806 г. достались Венеция, Истрия и Далмация; присутствие на месте императорского патрикия Никиты и внушительный флот без особенных затруднений восстановили в этих областях власть восточного императора. В 807 г. заключено было перемирие на условиях сохранения произведенного в пользу Византии переворота. По истечении срока перемирия в следующем году снова появился здесь императорский флот под командой патрикия Павла, который имел целью не только защиту византийской провинции, но даже, как показали события, и наступление. Именно, весной 809 г. греческий флот сделал нападение на соперничествовавший с Венецией город Комаккио в долине р. По. Хотя предприятие не было из удачных, тем не менее, из него видим, что царь Никифор далеко не считал потерянным положение дел в Северной Италии. Но вслед за тем произошли события, давшие неожиданный поворот отношениям между империями. Только что патрикий Павел удалился со своим флотом, как на Венецию сделал нападение король Пипин и в течение шестимесячной осады поставил правительство и богатых венецианских купцов в необходимость переходить из Риальто в Маламокко и другие города, представлявшие трудный доступ для франкской армии. Но в конце концов Пипин одержал верх, принудив к сдаче последний оплот венецианцев и захватив в плен дуку Обелерия и его соправителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/442865/

Чтобы оценить всю важность этих событий, которые, впрочем, имели слишком эфемерное значение по своей непродолжительности, достаточно сказать, что это давало бы, прежде всего, Карлу в руки венецианский и далматинский флот, без которого он не мог считать себя в спокойном обладании Италией, затем он приобрел бы этим несравненные преимущества для осуществления своих политических и церковных планов в соседних с Далмацией славянских землях. Словом, Западная империя без борьбы и без потери одним ударом наносила Восточной империи такое чувствительное поражение, которое лишало бы ее политической роли на Балканском полуострове. Но и в Византии понимали значение Венеции и Далматинского побережья. Император Никифор весной 806 г. отправил флот под командой патрикия Никиты с целью возвращения к повиновению отложившиеся области. По-видимому, не было оказано сопротивления ни в Венеции, ни в Далмации. Венецианский дука Обелерий получил от византийского правительства титул спафария, а его соправитель Беат взят в Константинополь и там удержан под разными предлогами, точно так же и епископ Оливола Христофор. Весьма любопытно, что указанный поворот в положении дел совершался на глазах короля Пипина, которому по акту раздела 6 февраля 806 г. достались Венеция, Истрия и Далмация; присутствие на месте императорского патрикия Никиты и внушительный флот без особенных затруднений восстановили в этих областях власть восточного императора. В 807 г. заключено было перемирие на условиях сохранения произведенного в пользу Византии переворота. По истечении срока перемирия в следующем году снова появился здесь императорский флот под командой патрикия Павла, который имел целью не только защиту византийской провинции, но даже, как показали события, и наступление. Именно, весной 809 г. греческий флот сделал нападение на соперничествовавший с Венецией город Комаккио в долине р. По. Хотя предприятие не было из удачных, тем не менее, из него видим, что царь Никифор далеко не считал потерянным положение дел в Северной Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Михайлов П. (Реферат): Богословский вестник, издаваемый Московской духовной академией и семинарией. 2003. М.; СП, 2003. 433 с.//Альфа и Омега 2004. (40). С. 380–384. Сулава Н. (nestan sulava). Рец. на: Богословский вестник, издаваемый Московской духовной академией 7. 2007//Картвелология 2008. С. 85–90. 1 Отчет о состоянии Московской духовной академии в конце 1869/70 и в течение 1870/71 учебного года//ПрибТСО 24. 1871. С. 560. Далее перечислялись некоторые статьи, опубликованные в «Прибавлениях» (Там же. С. 560–561). 2 Отчет о состоянии МДА в 1871/72 учебном году//ПрибТСО 25. 1872. С. 481–482; Отчет о состоянии МДА в 1880/81 учебном году//ПрибТСО 28. 1881. С. 669–672 (1-я пагин.). 4 «Последние две книжки вашего издания получил я, – одну из Москвы, другую из Посада, и много благодарен Обществу трудящихся! Дай Бог , чтобы Его благословение споспешествовало всем обстоятельствам дела!» ([Письмо 40 от 20 января 1849 года]//ПрибТСО 37. 1886. С. 811 пагин.]). 5 Помимо трех вышеуказанных научно-просветительских периодических изданий при академии с 1907 по 1915 год выходил журнал «Христианин» (Перечень всех периодических изданий МДА с краткими аннотациями см. в разделе: Библиография по истории МДА. Отдел V. Внутреннюю повседневную жизнь академии отражают более скромные периодические издания, а именно: 1). «Памятные книжки МДА» публиковавшие сведения: а) о профессорах и преподавателях академии и краткие данные хронологического характера и их служебной деятельности; б) о почетных членах академии; в) о студентах всех четырех курсов; г) недельное расписание лекций. 2). «Отчеты библиотеки академии» о поступлениях в библиотеку. 3). «Отчеты Братства преподобного Сергия» и других благотворительных организаций при академии (Более подробный перечень см. в разделе: Библиография по истории МДА. Отдел IV. Редакция журнала имела попечение и о других научных проектах академии. Например, в объявлении о выходе в свет сочинения о церковной иконографии ректора академии архимандрита Христофора указывался след. адрес: Сергиев Посад, Москов. губ., в редакцию журнала «Творения святых отцов» (Объявление//ПрибТСО 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Германа Подольного//Нил Сорский в культуре и книжности Др. Руси: Мат-лы Междунар. науч. конф. С.-Петербург, 12 мая 2008 г. СПб., 2008. С. 90-96; он же. Когда была основана б-ка Кирилло-Белозерского мон-ря?//ДРВМ. 2009. Вып. 3(37). С. 128-129; он же. К вопросу о ранних этапах формирования б-ки Кирилло-Белозерского мон-ря//Там же. 2011. Вып. 1(43). С. 31-35; Ивина Л. И. Жалованные грамоты первого удельного князя Московского дома 1-й трети XV в. и Кириллов мон-рь на Белоозере: Княжеская власть и отношения ее с мон-рем//Российское гос-во в XIV-XVII вв.: Сб. ст./Ред.: А. Г. Маньков. СПб., 2002. С. 194-207; Серебрякова М. С. О начале Кириллова и Ферапонтова мон-рей//Кириллов. 2003. Вып. 5. С. 16-42; она же. К датировке посланий Кирилла Белозерского//Там же. 2005. Вып. 6. С. 6-9; она же. Жития преподобных Кирилла и Ферапонта как ист. источник сведений об основании белозерских мон-рей//ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 180-189; Турилов А. А. К истории б-ки и скриптория Кирилло-Белозерского мон-ря 1-й трети XV в.: (Проблема Христофора)//ДРИ. СПб., 2004. [Вып.:] Искусство рукописной книги: Византия. Др. Русь. С. 373-389; Петрова Л. Л. Собр. иконописи КБМЗ//Иконы КБМЗ. М., 2005. С. 18-32; Романчук Р. «Вещь, которая на примете по тетратем»: Библиогр. практика в Кирилло-Белозерском мон-ре в кон. XV в.//Древнерус. и греч. рукописи РНБ: Мат-лы Междунар. науч. конф. (С.-Петербург, 14-16 июня 2005 г.). СПб., 2007. С. 15-29; idem (Romanchuk R.). Byzantine Hermeneutics and Pedagogy in the Russian North: Monks and Masters at the Kirillo-Belozerskii Monastery, 1397-1501. Toronto, 2007; он же. Книжник Александр-Олешка Палкин и общежительно-педагогические реформы в Кирилло-Белозерском мон-ре при игум. Трифоне (1430-1440-е гг.): К вопросу о правосл. монашеской образованности//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. СПб., 2008. С. 72-93; Прохоров Г. М. Поучение ко ученику «Кирила Белозерска чюдотворца»//Там же. С. 3-24; Семячко С. А. Сб. «Старчество» в Кирилло-Белозерском мон-ре//Там же. С. 211-296; Кузьмичева О.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

угоднику, болезнь тотчас же прошла, и Дарья стала совершенно здорова. 15. Важеского уезда, Слободского стану, Верхонаденской волости, крестьянина Вавилы Григорьева Хламова жена Ирина Несторова в 1738 году, в Филиппов пост, имела женскую болезнь, и все тело ее, и руки, и ноги, и живот опухли так, что она не могла уже видеть ног своих. В одну ночь видела она во сне женщину, которая сказала ей: молись ты святому пр. Прокопию Усьянскому чудотворцу, и Бог простить тебя, хотя тяжело и трудно тебе будет, и родишь одного мертвого. Ирина стала молиться и положила обещание поклониться мощам праведного Прокопия, и родила благополучно близнецов, одного живого, а другого мертвого, и вскоре после сего оправилась от болезни, хотя, по тяжести родов, не надеялась и живой остаться. 16. Житель Усьянской Никольской волости Введенского прихода Потапий Федоров Пушкин в 1739 году плыл с товарищами на вешнем плоте к городу Архангельску, и когда уже был на р. Двине, внезапно поднялся сильный ветер, и начал разбивать и заливать волнами плоть его. В страхе и ужасе, ежеминутно ожидая себе смерти, Потапий со слезами начал призывать себе на помощь праведного Прокопия, обещаясь ему молебствовать, и не успел он еще кончить молитвы, как буря затихла и около плота его сделалось тихо, между тем в то самое время, и выше и ниже по реке, бурею разбило множество плотов с хлебом и лесом. 17. Усьянской Ростовской волости, у диаконского сына Ильи Леонтьева полтора года болела рука так, что он не мог даже и перекреститься ею. В 1745 году видел он во сне, что будто бы Прокопий праведный, в белой одежде, подошел к нему и севши возле него рядом сказал: что ты, окаянный, давно обещался идти к Прокопию Усьянскому и с отцем своим, и доныне не бывал? Иди немедленно и помолись, и сказавши это стал невидим. Пробудившись от сна, Илия почувствовал облегчение болезни, и затем вскоре совершенно выздоровел. 18) В г. Ваге (Шепкурске) в бытность воеводы Александра Васильевича Перелешина, случилось рабе его девице Марие, 20 лет, быть очень больной так, что и руки и ноги у нее сволокло, и близ года нисколько не могла она ими действовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сходно. Чулки серого сукна хотя и целы, но в некоторых местах истлели. Сходно. По свидетельству 1796 года ноября 15 дня состоящих под одеждою частей тела показано: По осмотру декабри 8 дня 1796 г. оказалось: У главы затылок сколько можно было прикоснуться рукою с обеих сторон цел, но мокр. Затылок с правой стороны цел, с левой внутрь главы есть отверстие. Шея и левое ухо цело, а правое во внутрь впало. Сходно, точию левое ухо присохло и кожа к костям присохла. По открытии рясы на грудях до препоясания рубашка холщевая сколько видно на грудях и на чреве и на ней гойтан шерстяной от шеи протягающийся до пояса, с коим и соединен, целы. Сходно, но рубашка несколько трухловата. На плечах рубашка истлела. Сходно. В сгибах оных плеч тела не имеется и правая рука в плечном сгибу несколько отстала. В плечных сгибах руки обе отстали и в тех сгибах кости трухловаты. Груди и ниже оных чрево впадшее, равным образом и бока, сколько рукою касаться можно было под рубашкою значатся целы. От лошки к правому боку чревная часть от грудной несколько отсела, а в протчем сходственно. Но по примечанию оное тело кажется быть мерзловато. И обе бедры под ряскою значатся целы же по самые колени из коих левое несколько раздробилось. От правого колена голень несколько поотстала. Ниже колен на голенях, кои целы и от колен не отделились, а только почернели, тела не имеется. Ножных стоп мелкие кости и составы, как от голеней, равно и между собою отделившиеся хотя и целы, но со впадшею в пролом верхней доски гроба землею перемешаны, на затылке около плеч и на коленах тело кажется быть трухловато, за каковою трухлостью и теснотою гроба к осмотру спины и прочих частей тела приступить было не можно. Сходно. Сходно, но оных костей, по причине сырости в том гробе и от того смерзшейся земли отделить и разобрать не можно. Платье все тлению предалось. 209 Место, где по обртении были поставлены мощи пр. Феодосия, была каменная стена, отделявшая Введенский придел, от Преображенской церкви. В 1797 году в ней сделана была арка или полуциркульный пролом для помещения и сокрытия гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По его приказанию вытребовано было от Верюжской церкви древнее рукописное сказание о явлении мощей и чудесах праведного Прокопия, при чем бывшие тогда при ней священноцерковнослужители показали, что прежде было при церкви и житие святого, но вместе с указом и грамотою об освидетельствовании мощей взято в Архангельскую Консистории, и там в 1793 году во время пожара в Консистории сгорело, что и подтверждено сею последнею на отношение Вологодской Консистории 224 . В 1800 году статский советник Березников доносил Государю Императору, что во время бытности своей, по делам службы, в уздах Яренском, Устьсысольском и Сольвычегодском, подвергся он тяжкой болезни, и призвав в помощь праведного Прокопия Усьянского вскоре получил от нее исцеление, и просил Государя о повсемстность оглашении о мощах угодника Божия. Вследствие его прошения Святейшим Синодом в 180 1 году, декабря 16 дня, было постановлено, что «как по свидетельству сим мощам 1696 и 1739 года не оказалось многих на теле сего почитаемого за святого частей, и притом с которого времени оное открыто и кем? кто он и откуда верного сведения не найдено; описание же о происходивших якобы от оного чудесах к совершенному признанию его за святого и оглашению мощей весьма недостаточно, да и после того от епархиальных архиереев никакого об оных мощах в Святейший Синод донесения не было; то и оставить их в таком положении, в каком ныне состоять, не делая об оных повсеместного оглашения; о чем и Государю Императору донести». Но такое решение Святейшего Синода не удовлетворило усердных почитателей святого угодника; крестьянин Федор Кузнецов, по случаю исцеления своего от продолжительной и тяжкой болезни, полученного им от праведного Прокопия, положил обещание стараться об оглашении святых мощей его, и заручившись доверенностью четырех тысяч лиц, в 1809 году подал прошение Государю Императору, подобно Березникову, прося нетленные и уже дважды свидетельствованные мощи угодника огласить всенародно, а Государыню Императрицу Марию Феодоровну просил о пожертвовании на построение храма и дарование нового покрова на раку угодника взамен уже обветшавшего от временн покрова, данного Императрицей Елисаветой Петровной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В XVI столетии окрестности г. Вологды наполнены были иноческими обителями, прославленными их святыми основателями, и многие из вологжан, привлекаемые к монашеству не одним только стремлением угодить Богу и спасти свою душу, но нередко желанием избежать гражданских повинностей, тягостей и забот житейских и проводить дни свои в покое и довольстве 199 , уходили в монастыри и постригались там. Юноша Феодосий, хотя и склонен был к монашеству по своему природному характеру и воспитанию, не последовал однако примеру таких людей и, достигши совершенных лет, по воле и убеждению родителей, вступил в брак, справедливо почитая повиновение родителям более приятным Богу, нежели необдуманные, юношеские обеты иночества. Бог благословил его супружество и вскоре он стал отцем дочери Марины, бывшей впоследствии в замужестве за одним из вологодских граждан. Однако любовь к супруге и дочери не охладила в нем любви к Богу и супружество, соединенное с заботами како угодити жене, не было для него препятствием угождать Богу. Усердно посещая храм Божий, Феодосий старался всем сердцем погружаться в молитву, а чтобы в это время ничем не развлекаться и ни с кем не говорить, он избирал для этого в храме уединенное место где-либо в углу или за столбом и стоял всегда поодаль от людей. Привязанный узами брака в жизни семейной, мирской, он тем не менее постоянно стремился душею в высшему духовному совершенству. Однажды стоя таким образом в церкви и слушая чтение св. Евангелия, он был поражен словами Спасителя: иже любить отца или мать паче Мене, несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин. И иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин. (Мф. X, 37–38). Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе (XVI, 24). Феодосий затрепетал от страха и залился слезами. Он полагал, что повинуясь воле родителей и живя в супружестве и среди мира, можно достигнуть высоты нравственного совершенства, но вдруг слышит, что любовь к миру есть вражда на Бога ( Uak. IV, 4 ), что даже врожденная привязанность к самым близким лицам, каковы родители и дети не всегда совмещается с истинною любовью к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010